Иностранцы знакомятся с марийцами Башкортостана

Inostr_BashkortВ Мишкинском районе свои познания марийского языка углубляют студенты, аспиранты и преподаватели европейских, а также американских высших учебных заведений.

Джереми Брэдли 7 лет преподает марийский язык в Венском университете. Третий год приезжает в Марий Эл на курсы дополнительного образования. В этом году лингвистическая школа впервые на неделю выехала в Башкортостан, регион компактного проживания марийцев.

Джереми Брэдли, преподаватель марийского языка в Венском университете /Австрия/: «В марийском языке большое влияние татарского, чувашского, башкирского языков. Интересно узнать, какие следы старых контактов есть в языке».

Германия, Швейцария, США, Австрия, Финляндия и, конечно, Россия – это география участников летней школы. Все они знают по 5-7 финно-угорских языков и всячески стараются их популяризировать.

Кристиан Пишлегер, научный исследователь финно-угорских языков /Австрия/: «В Башкортостане, в этом районе, много говорят на марийском языке. Это не шоу. Они говорят между собой. Это нам интересно».

Жизнь слушателей летней лингвистической школы не ограничивается только уроками. После занятий грамматикой и переводами они посещают достопримечательности Мишкинского района, находят время и для купаний. Вечерняя программа всегда связана с самобытной культурой, обычаями и традициями марийцев. Всем иностранным гостям полюбился линейный танец под гармошку.

Источник: Башкирское спутниковое ТВ

5 комментариев

Filed under Новости, видео

5 responses to “Иностранцы знакомятся с марийцами Башкортостана

  1. Костятин

    » В марийском языке большое влияние татарского, чувашского, башкирского языков…» Вот ведь как, оказывается. Господа ученые, ответьте на мой глупый вопрос:» Почему же в таком случае марийский язык супер восприимчивый к чужому,получается отсталый, ущербный, самонедостаточный. Язык какой то третьеразрядный среди шибко развитых вышеперечисленных. Но тем ни менее народ вот с такими «заимствованиями» сумел сохранить свою древнюю традиционную национальную религию, стройную структуру ритуалов в своих верованиях, стройную структуру картины мироздания в своей оригинальной мифологии, но особо нужно подчеркнуть, как общечеловеческое достояние — уникальные древние религиозные тексты молитв на родном марийском языке, поэтика и смысл которых представляют абсолютный эксклюзивный материал для исследователей мифологического сознания человека, уходящий корнями в дохристианскую и тем более до мусульманскую архаику человечества. Это всё настоящая реальность, а не » ШОУ», как выразился один из иностранцев по поводу живого языка марийцев башкирии. Настоящее Шоу -это ряженные в пошлые, якобы древнерусские одежды новорусские неоязычники, с их наивными и смешными текстами, посвящениями, ритуалами, походами к сибирским шаманам. Такие общества расплодились в России во множестве, особенно в подмосковье. Вот там, господа ищите шоу, а не среди марийцев в их языке и религии. Небольшой пример по теме. В башкирском языке почти все слова транслирующие материальную часть пчеловадства , к вашему сведению заимствованы с марийского и удмуртского языков, начиная с самого улья — омарта . К стати необходимо напомнить всем у марийцев реально сохранились до наших дней и сегодня актуальны древние тексты молитв посвященные Пчелиному Рою, ПЧЕЛЕ — Мюкшу.Убашкир этого нет и не могло быть никогда. они молились в своих кочевьях Тенгри. Может быть и это всё , по вашему, так же заимствовано марийцами у пришлых тюрков КОЧЕВНИКОВ-ПЧЕЛОВОДОВ ( у вас не вызывает улыбку такое сочетание этих слов) начиная от чуваш, татар и кончая башкирами.Не предки ли этих народов , прибывая волна за волной начиная с4 го по 13 й века н. э. с востока на эти земли, уже заселённые финно-угорами и ими же окультуренные по археологическим данным это общепризнанный мировым сообществом ученых научный факт уже 3-5 тыс. лет задолго до чуваш, татар и башкир ( и русских то же). Стало быть предки современных народов чуваш,татар и башкир заимствовали всё у местных аборигенов начиная с земель, ф-угрских ( в том числе марийских) женщин, а вместе с женщинами культуру ф-угрского населения Урало-Поволжия, которая включает в себя песни предания,производства одежды и прикладного искусства, вот откуда пестрядь у татар, геометрические узоры у башкир, таёжные охотниче-рыболовные технологии, названия рек и урочищ, и, естественно, вместе со всем этим ф-угорские слова в частности марийские то же. Отцы тюрки-воины,скотоводы привнесли новые для ф-у военное и государств.устройства и связанные с ней слова, подарив их марийцам и др. ф-уграм. Но уже второе и третье поколение детей пришлых тюрков взращённые ф-угорскими матерями, певшими им колыбельные на своих родных языках( читай многими марийками то же ) . Их общие дети говорили на чувашском, татарском, башкирском надо полагать с сильной примесьюмарийского, удмуртского,мордовского языков..Верхние чуваши это отюрченные марийцы. Значительный процент татар это принявшие мусульманство марийцы, мордва и удмурты, но привнёсшие все эти народы в татарский язык каждый из них своего сполна, ПОЛНЫЙ ТУЕСОК, в том числе мифологии. Всем известный по произведению великого татарского поэта Г.Тукая мифический житель леса Шурале это наглядный пример какими путями,не со злого умысла, а естественным историческим образом происходит заимствование, а попросту говоря присвоение татарами себе марийского мифологического героя Шурале. Шур — болотистый лес( мар.) але-иле(ше)- дух живущий в таком лесу( мар.). Вот степень влияния марийцев и других ф-угров. Начали через своих женщин, а мусульманство доделало начатое т.е.слепило окончательно как народы татар и башкир откорректировало их язык , подарило им арабскую графику, но однако марийцы, послужив в истории Поволжия и Урала этническими донорами остались теми же самыми, со своим языком и религией, когда ещё народов под названием «татары и башкиры» в этих краях в помине не было, а были отдельные роды: упеи, маджары, энейцы,гайнанцы,юрматинцы, биляры, катайцы, бурзяне, эрзяне,зырьяне,мишары, торки, кипчаки и прочие племена.Так кто же на кого и как повлиял, господа ?

  2. Филолог

    Ничего плохого в фразе, что в марийском языке много тюрских заимствований не вижу. Это действительно так. Почитайте труды Н.И. Исанбаева. Чистых языков в мире нет! В русском языке полно заимствованных слов. Джереми не ищет шоу, он занимается НАУКОЙ. С уважением относится к мари, религии, культуре, а язык знает лучше многих мари. Он сделал огромное дело: вывел марийский язык на мировой уровень, зажег интерес к марийскому языко во многих людях.

  3. Костятин

    Флаг ему в руки ! Пусть занимается своей профессией. Я немного о другом. Надоело постоянно слышать , что марийский язык чуть ли не состоит из одних заимствований с татарского, башкирского, чувашского и других языков. Ну хоть кто бы из знатоков рассказал нам, профанам, что в татарском, чувашском и башкирском есть то же какие то заимствования с марийского языка, и вообще о роли марийцев в истории становления этих народов в частности их культуры,языков. Мне кажется неправильно, когда «играют в одни ворота». Я недавно читал книгу «История Казани». Казань:Татарское кн. из-во.-1988.-352 с.: ил.Академия наук СССР. Казанский филиал института языка, литературы и истории им. Г.Ибрагимова. Коллектив авторов из шести человек только лишь в двух трёх местах явно с намеренным нежеланием и то вскольз упоминают марийцев. Прочитал и остался осадок очень нехороший. Таков «научный» тренд по отношению марийцев у татарских и башкирских ученых, если не у всех то у их абсолютного большинства.В русских источниках обилие материяла о роли марийцев в эту эпоху и в частности связанных с Казанью. Народ хочет полной правды, а не однобокой, так сказать кривой и косой. Вот и всё,о чём хотел я напомнить.За марийцев обидно, господин Филолог. Может вы просветите о влиянии марийского языка на татарский,башкирский и чувашский языки ? Так сказать для равновесия и гармонии втаком щекотливом вопросе.

  4. Аноним

    Уважаемый Костятин! О марийцах должны писать марийцы, а тюрки пусть пишут о тюрках Разве не так? Вот что говорил о марийцах Лев Гумилев:»Марийцы, если б вы знали, какая богатая ваша история! Но вам, наверное, даже не дадут ее изучать…», «Вот, воинствующие авары, гунны. Древние марийцы имеют тоже богатую, разносторонюю историю.» «Писать историю таких народов, как ваш, очень трудно, и не все дозволено. Но вы можете гордиться своим народом, ваш народ имел тоже богатую историю, временами испытывая пассионарный подъем.»
    Доктор исторических и географических наук, основоположник пассионарной теории этногенеза Лев Гумилев занимался персидской историей. Может в персидской истории написано о марийцах то, чего мы не знаем? Русские летописцы писали о персидских караванах, отправляющихся к черемисам. Иногда русские перехватывали эти караваны.Но предназначение товаров русским были непонятны и русские их просто выбрасывали. Что везли персы к черемисам и что связывало Персию с Черемисией? Копайте историю марийцев уважаемый Костятин и, может быть, узнаем мы много интересного и, быть может, перед нами откроете много тайн, что скрывает наша история.

    • Костятин

      Уважаемый Аноним, я бесконечно благодарен Вашему совету и приведенные Вами слова такого авторитета, как Л.Гумилев, о нашей с вами истории. Я всегда искал ответа на вопрос-почему это меня так волнуют и завораживают «мерцающие огни» военных костров древних черемис в тёмных глубинах истории.Кое какой ответ я нашел на некоторые вопросы в случайно попавшемся мне в руки историческом очерке о марийцах средних веков в Волжской Булгарии «Блеск черемисской стрелы»- автор Г.Г.Калитов. Там рассказывается так же о марийских князьях — славных полководцах княжества Бершуд из рода Асыл. Основал династию марийский князь Куш, при котором Марийское княжество Бершуд ( Поршуд) со столицей в Кашане, стало частью Волжской Булгарии в 865г., заключив с ханом Волжских булгар Алмушем военный союз. Два века (до 1045 г). блистала его княжеская династия: сыновья Пурак и Алкай, внук Булл, правнук Кукчу, праправнук Сал-Сал, и его сыновья Мардан и Васыл, дочь Шукрия, внуки Сал-Сала Бали и Инсан. Хотелось бы у этого автора ещё что то почитать по этой теме.

Добавить комментарий