В Нижегородской области пройдет марийский фестиваль

Национальный костюм нижегородских мари, конец 19 - начало 20 в.в.

Национальный костюм нижегородских мари, конец 19 — начало 20 в.в.

Фестиваль художественного творчества «Усталык чинчышер» (Россыпь талантов) пройдет в Тонкино Нижегородской области 15 июня. Об этом сообщает пресс-служба губернатора и правительства Нижегородской области.

Мероприятие пройдет в рамках реализации проекта «Любим, чтим и сохраним» состоится мероприятие, направленное на сохранение культуры и традиций марийцев, проживающих на территории Тонкинского района Нижегородской области.

С приветственным словом к участникам обратится и.о. министра внутренней региональной и муниципальной политики региона Анатолий Мигунов, заместитель председателя правительства республики Марий Эл, министр культуры, печати и по делам национальностей Михаил Васютин, представители национально-культурных автономий марийцев и творческие коллективы Тоншаевского и Шарангского районов области, артисты Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая,творческие коллективы и исполнители Горномарийского, Килемарского, Сернурского, Оршанского районов республики Марий Эл, Кикнурского района Кировской области.

Проект реализуется в рамках государственной программы «Гармонизация межнациональных отношений в Нижегородской области на 2014 — 2016 годы».

В программе праздника состоится открытие отдела марийской культуры в народном краеведческом музее Тонкино, спортивный праздник для детей, направленный на популяризацию марийских национальных игр, выставка-дегустация блюд марийской кухни, торжественное открытие мероприятия и фестиваль художественного творчества «Усталык чинчышер» («Россыпь талантов»).

Источник: Мои года

25 комментариев

Filed under Новости

25 responses to “В Нижегородской области пройдет марийский фестиваль

  1. Все фестивалим?

    Все «гармонизируем» и бесконечно фестивалим… Когда же что-то реальное буде-те делать для сохранения мари в Нижегородской области? Например, учить детей родному марийскому языку в детсадах и школах? Срочно нужно создавать марийские «языковые гнезда» в детсадах и в школах учить детей мари родному языку по принципу языкового погружения. За две последние переписи количество мари в Нижегородской области и Пермском крае сократилось на четверть!

  2. Алексей

    Ты кто хоть советчик, советы давать другим. Из какого языкового гнезда выпал? Почему ты решил, что языковое гнездо кому-то нужно? И где эти гнёзда выдают? Их оптом дают или мешками? Какое ты имеешь отношение к языкам? Я языковед, а ты кто?

  3. Все фестивалим?

    Да я «советчик», потомучто у меня душа болит за будущее марийцев в Нижегородской области. А ты можешь и дальше фестивалить, создавать вид, что с мари в области все ОК. Муро-кушто, шӱшкӧ муро… пытартыш марий кодмеке.
    Когда саамы инари начали также исчезать, как и мари Нижегородской области, в Финляндии придумали «языковые гнезда» и возрождают этот язык. Есть результаты — количество говорящих на этом языке растет. Потомучто финское государство вкалдывает реальные деньги в реальное дело по возрождению исчезающего нацменьшинства, а в России все фестивалят, т.е. делают вид что что-то делают, а количество говорящих на марийском языке в Нижегородской и др. русских областях сокращается угрожающими темпами…
    Тебе не нужны «гнезда» потомучто тебе наплевать на марийцев, тогда смени сайт, здесь в основном сидят «озабоченные» за будущее своего народа 🙂

  4. Костятин

    Товарищи дорогие об чём спор ? Когда приходит в супермаркет адекватный человек первым делом он берёт или покупает то, что ему жизненно необходимо. Конечно хочется каждому и то и сё, но средств и (времени) лишних нет. Представьте себе это магазин, условно говоря, где продают «языки»: английский язык, русский язык, марийский язык… и так по списку — все языки мира. Как вы думаете на чём остановят свой выбор молодые мариец или марийка, чтобы «купить билет в счастливое, сытое будущее».

  5. Все фестивалим?

    Я давно с большим внимание читаю твои комменты, Костятин. И понял кто ты, где работаешь, зачем здесь пишешь. Знаю, что ты давно продал свой народ, наш язык за свое «счастливое, сытое будущее».

  6. Алексей

    «Фестивальщик» а как дела у тебя в «личном гнезде»? Ты растишь троих детей и всех обучил марийскому? Тогда уже три марийца, а не один? А то нынче много людей, у которых именно душа болит за марийский народ, а свои дети марийского не учат. Костятин осторожнее с «Фестивальщиком» можешь остаться крайним и тогда все шишки на тебя полетят.

  7. Все фестивалим?

    Можешь не беспокоиться в моей личной жизни марийский язык всегда был и остается на первом плане. Но здесь мы не обсуждаем мою личность, а то, что в регионах с компактным проживанием мари постоянно фестивалят: поют и пляшут. И абсолютно ничего КОНКРЕТНОГО не делают для сохранения марийского языка. Я как мариец поднял этот вопрос, не знаю кто ты. Я предложил пути реального улучшения. Что ты конкретно предлагаешь, чтобы реально сохранить марийцев в Нижегородской и в др. русских областях? Положение мари очень серьезное! Если только фестивалить, то марийцы скоро исчезнут в этих областях.

  8. Костятин

    Вот все вы так, рвущие на своей груди вышитую рубаху с криком:» У меня душа болит !!!». Почему никогда не пытаетесь ( хотя бы попытку сделали) ответить на прямо и понятно поставленный вопрос. Согласен, непростой вопрос, особенно для молодых. Не я,но жизнь наша неумолимо требует сделать выбор. Почему уходишь от ответа, если ты всё знаешь, всё понимаешь? Банальные слоганы повторять вас хлебом не корми только дай прокричать: » угрожающими темпами исчезает марийский народ.!.», » в детских садах и школах нужно учить детей марла !», » вот у финнов.!.», » во у эти, вот у тех…». А фестиваль марийских ремесленников в Тонкино, чем помешает марийскому языку? И тем более марийские пляски и песни ? Мозги включи, а рубашку свою оставь в покое, хотя бы для какого нибудь очередного фестиваля пригодится.

  9. Алексей

    «Фестивальщик» а ты уверен, что тебя не пошлют в Африку марийцы Нижегородской области вместе с твоим гнездом? Если ты будешь критиковать их за фестиваль?

  10. Все фестивалим?

    Я рубашку не рвал, в своей семье со всеми мне близкими людьми марийцами говорил и говорю по-марийски. Ничего против фестивалей не имею. Только одними фестивалями марийский народ не сохранить. Реально кроме фестивалей ничего не делается и по-вашему ничего и не должно делаться? Если сейчас «не кричать», завтра будет поздно. Что ты предлагаешь КОНКРЕТНОГО? Как сохранить марийский язык в Нижегородской области? Кстати самый близкий диалект к мерянскому языку, о котором ты так ряно писал под др. статьей…

  11. Все фестивалим?

    Кстати можешь писать под одним именем, зачем удваиваться Костятин-Алексей? Вот ничего конкретного у вас нет. Потомучто вы здесь сидите лишь для того, чтобы флудить, отвлекать людей от насущных проблем, все переводить на уровень личных разборок.

  12. Костятин

    Я тебе предлагаю реальный путь спасения марийского языка вот он. Вот ты, например, или твой друг мариец напишите роман в смысле книгу на марийском языке из марийской жизни и получите за него Нобелевскую премию, подобно Гарсиа Маркесу, такую крутую, как его «Сто лет одиночества» или » Полковнику не пишут».Таким образом ты или твой друг сумеете поставить наш марийский язык в центр человечества, заявитЬ о нём в мировой литературе тем самым притянув к нему огромный интерес множества народов.Это походу решит многие проблемы в изучении марийского языка на всех уровнях в РМЭ и даже в Нижегородской обл.. Предвижу ответ в твоём стиле:» Пиши сам «. Написал бы да не получается, жаль, бог талантов мне не дал. А так ты дома хоть круглые сутки разговаривай с детьми и близкими по марийский это всего лишь бытовой язык для внутреннего употребления. Он в таком виде НЕ КОНВЕРТИРУЕТСЯ, не продаётся и не покупается, то есть никому за вашим домашним порогом не интересен.

  13. Аноним2

    Всем привет из Нижнего Новгорода. Если что можно высказать свое личное мнение, только давайте не ругаться. Для начала по поводу фестиваля и так обо всем сразу. В нашем регионе я бы сказал вообще не заметно даже намеков четких на присутствие марийского населения, хотя понятно, что оно есть, ближе всего по сравнению наверно к Чебоксарам можно отнести, близость к Марий Эл географически, два стимула работа и учеба как то так. Но если здесь все понятно предельно, то насчет коренных марийцев не все так однозначно, понимаете уже несколько десятков лет, а может быть даже никогда в плане развития образования, сохранения численности вообще не уделялось внимания. Существует в данный момент совсем небольшая группа марийцев, которые как то себя причисляют к этносу, и единицы среди них проявляют активность фестиваль какой нибудь провести. Это не потому что, они хотели бы этим вещами заниматься исключительно, а потому что, будем реалистами, не существует никаких возможностей воплотить нечто более серьезное, не возможностей, не людских ресурсов. Самый максимум фестиваль провести для местного коренного населения и кто нибудь из марийцев из Марий Эл живущих в Нижнем Новгороде подтянется, собственно все.
    Не тот случай уважаемые комментаторы, дело времени без переписи понятно коренных не останется скоро, там еще экономические предпосылки территории проживания удручающие. Поэтому когда мы говорим о коренном населении, чтобы не возникало вопросов это в основном уже люди зрелого и старшего возраста, кому ехать в город уже смысла нет и не было, молодежь вся давно уехала. У нас нет своих и чужих марийцев, основной флагман это конечно же Марий Эл, поэтому мероприятия от тех когда уже по сути не ждешь ничего в том числе наверняка адрессованны для общей копилки, а под чьей эгидой с какими гостями это уже не важно, скоро и этого может не быть за пределами Марий Эл.

  14. saiver

    Предлагаю (старый) совет: читать больше на родном языке

  15. NN

    было уже на эту тему:
    http://mariuver.wordpress.com/2012/07/08/ne-nado-mari/

    • Костятин

      NN, «последнее торнадо марийцев» историей запущен ещё в начале 90-х. Все надежды марийцев в этом вихре, как снежинки разметало и летим мы, как народ к неизбежному концу. Вот уже сколько лет( может быть с банкротством марийского президента Зотина) слышен этот гул ? О чём он? Да всё об одном и том же — наш народ более не рождает настоящих лидеров…теряем язык…,мы белые и пушистые, а нас обижают «нехорошие» колонизаторы…, обзывают черемисами…,марийки перестали рожать детей… марийцы тают, пропадают…исчезает народность мари… и прочие стенания и вой. Твоя ссылка лишь подтверждение этого. Может время пришло ? Может это медицинский факт? Согласись, как любой живой организм наш народ прошел все этапы: детство, юность,зрелость, старость,а теперь наступило время ветхости ( мемориальная стадия этноса — по Л.Гумелеву), с полным набором сопутствующих этой стадии болезней: немощь, старческий маразм, скудоумие, возведение в культ своей героической юности, иждивенчество, недержание мочи и кала ( любим всех обсирать ни по чём зря ), потеря ориентации в пространстве и во времени… и всё такое. Шикарный пример тому игра в «ЛЕГО» из слов и научных определений шибко умного Аликсендера, нашего известного патриота… Инерционная активность марийских- военных пенсионеров- дай покомандовать какой нибудь общественной организацией типа «Мер Кан*ашем» и т.п.( условный рефлекс у них по-гарцевать перед большим начальством).Мы, марийцы, ещё долго будем гудеть на эту тему, потом, торнадо постепенно угаснет и захлопнется, а на небосклоне в плеяде звёзд Вымерших Народов, совсем рядышком с Меря загорится холодным мертвым светом наша звезда по имени Мари. Но ещё не вечер !!!

  16. Аликсендер

    Предложение конкретное и неоспоримое, если добавить ещё: «ГОВОРИТЬ, ОБЩАТЬСЯ — В ГОРОДЕ».

    Ну а супермаркетная, сугубо «личного гнезда» — аргументация
    присуща людям системы, которые феномен ГРАЖДАНСКОГО СОЗНАНИЯ воспринимают как опасность для себя, любимых, декларируя заботу о Державе. Точка зрения определяется местом сидения или перспективой сидения, к примеру, в сложной, непростой ситуации для численно малого народа. «Гордые» костятины, на низах,
    не сознают свою зависимость, приверженность «хозяину»:
    это и неприятно делать, и опасно… не соглашаться с волей «хозяина».
    Природа костятиных неизменна. Аргументация — соответственно.
    «Знаю марийский, говорю на нём, но зачем он мне нужен, если не кормит», если могу «купить билет в счастливое сытое будущее», не заморачиваясь гуманитарными, правовыми, политическими-системы управления проблемами — с распиской за всех мари (не только себе подобных). Колбасная аргументация, противопоставление желудка голове — не новы. Люди — разные по природе своей. Предела желаниям нет, желания же тоже — разные в иерархии ценностей. Кто чего добивается в жизни этой…

    Конечно, сложность нынешнего времени в сравнении с прошлым заключается и в том, что формула/старая народная пословица «французский язык спас крестьянин» в индустриальном, постиндустриальном/информационном обществе не работает: крестьян — меньшинство (когда-то было — большинство) да и труд их не является ныне основой богатства как «лучших людей», так и всех остальных…
    Прибыль достигается в городах, благодаря наукоёмным технологиям, институтам, вузам… — даже для того, чтобы выкачать побольше из недр Земли («дурное дело — не хитрое», на чём и держится нынешнее Величие России…), надобны новые технологии. Но именно поэтому, особенно в нынешних условиях жизненно важным является осознание роли города для сохранения идентитета малого народа. Кто какими задаётся вопросами, проблемами. Ведь не обязательно, малый народ — менее успешный. Опыт Европы об этом не свидетельствует. Безусловно, не все малые народы выжили, но и большие — не все… Значит, наше будущее зависит и от нас. Важно, чего мы хотим и настолько — для своего народа или… для себя, любимых, и только.
    При том, что достоинство и величие — не только в количестве, но и в качестве. Займёмся, чтобы выжить, нашим качеством. Впрочем, памятуя, что нравственно люди — разные и не все способны на самопожертвование ради других, своего народа, частью которого ощущаешь себя. Если же ощущаешь себя советским или русским, то это не аргумент для того чтобы считать тех, кто ощущует, сознаёт себя мари, «врагами» или «неправильными». Просто для того, чтобы ощущать, сознавать себя мари, в нынешней ситуации, требуется БОЛЬШЕ УСИЛИЙ,
    но именно те, кто прилагает больше усилий, становятся сильнее, перспективнее, ибо от русского в России всё равно отказаться нереально, его необходимо знать. «Ленивые американцы», страны мигрантов, пользуются мозгами многоязычных мигрантов. Знание же, владение одним, русским, языком не открывает перспектив — это осталось в советском прошлом. Знание, владение английским не делает нас англичанами или вражескими американцами… — открывает больше возможностей для комуникации, обмена, обогащения международным опытом. Отказ же от усилий, необходимых для владения родным, миноритарным, языком не делает нас умнее, свидетельствуя о преспективе смены этничности… Только и всего.

    Язык в отрыве от аутентичной культуры — не то качество, которое даёт перспективу развития, совершенствования. Это серьёзная проблема малых народов, которые с утратой языка своей культуры, утрачивают преимущества в конкурентной борьбе. Как это по-советскому непривычно не звучит, как это не парадоксально… Японцы среди европейцев успешны именно потому, что постигая (ещё с XIX века) опыт, языки европейские, не отказывались от своей культуры, системы своего языка. И не только японцы. Это касается всех в конкурентном мире. Кто сдаётся, лижет сапоги «хозяину», тот растворяется среди других.

  17. Илья Бирский

    Марий улмынам кузе арален кодаш — Марий калык Погынвлакын, «Марий ушем» Погынвлакын,пунчалмутлаштышт, марий организацийвлакын документлаштышт раш каласыме. Странно, что некоторые «патриоты» об этом как будто не знают и пытаются «изобретать велосипед».

  18. актанышские марийцы татарстана

    а почему сообщаете так поздно? мы бы, н-р, с удовольствием приняли участие!

    • Ну, это претензия к организаторам. Они и сайту MariUver не сообщили, просто я сам через Яндекс.Новости нашел.

  19. Все фестивалим?

    Пагалыме Илья Бирский, мый марий калык погын да «Марий ушемын» пунчалже-влакым пеш сайын палем, шкак нуным шке марий мер пашам дене «возенам» манаш лиеш. Но марий калык Угарман кундемыште йомын толеш, мый кузе марий йылмым тушто арален кодаш манын финн-влакын пеш сай «йылме пыжаш» методикыштым темлышым, «велосипедым ыгыч шонен лукташ» тыршен омыл. Тыйын тыгай вашмутет, Илья, поснак ӧрыктара. Тек марий-влак тушто пытат, мемнан погын пунчал-влак уло, чыла мо?
    Костятин, пусть даже появится супергений мариец, который получит не только Нобеля, но и все престижные премии мира, он марийцев не спасет! Русские колонизаторы веками марийцам вдалбливали, что марийцы грязные, никчемные, что наш язык не нужен. И ты повторяешь то же самое, что мол наш народ устарел, но что пора уж смириться — мы умрем! Но это колонизаторы и их верные слуги-ж***лизы, как ты, специально внушаете марийцам такую гнилую, смиренческую психологию! Вы хотите нас марийцев уничтожить, но не получится!!! Не только сами марийцы виноваты, что молодые отказываются от родного языка. Такая официальная политика РФ, надо добиваться коренного изменения национальной политики. Хватит довольствоваться фестивалями, надо требовать изучения марийского языка в детсадах, школах! Марийский язык ненужным в России сделала национальная политика великорусских шовинистов Кремля. Наша задача единичных «озабоченных», «кричащих» и дальше говорить о бедственном положении мари и добиваться изменения национальной политики РФ!

    • чулым

      +1000. Чын.

    • Илья Бирский

      Много лет назад я имел беседу с делегатом марийского съезда из Тоншаевского района Нижегор.обл..Она была в возрасте и не говорила по-марийски. Ситуация уже тогда была критической. Доживают свой век последнее поколение мари.Почему до сих пор там не было преподавания марийского языка? Где были все? Если где обижают одного марийца,туда надо наваливаться всем миром. Надо было повлиять на власти,чтобы преподавали марийский язык. Сила и успех народа — в его единстве. Рак, нужгол да йу:ксо: гай лияш сита.Эше кече шинчын огыл, мом кертына — чыла ышташ ку:леш. Марий улмым пу:сынрак шижтарышаш верч фестиваль да ту:рло: пайрем тоже ку:лыт,но тидын дене серлагыман огыл — умбаке кайыман.

  20. Махань яжо дискусси кеӓ! Мане, йӹлмӹм фестивальвлӓ доно ат ытары. Фестивальвлӓ вес рольым мадыт: нӹнӹ рушангшы марынланат тамахань позитивӹм пуэн кердӹт. Йӹлмӹнӓм ӹшӹклен (переген) кодаш манын, ышан йӹлмӹ политика келеш, лозунгвлӓ агыл. Сек пӹтӓрижок- книгӓвлӓ, тетя книгӓвлӓ гӹц тӹнгӓлын, кӹжгӹ романвлӓ якте, эчежӹ школвлӓ келӹт. «Фестивлим» ти шотышты тӧр сирӓ.

Добавить комментарий для чулымОтменить ответ