Михаил Васютин как зеркало «Всемарийского движения»

Юрий Ерофеев(продолжение, начало здесь)

3. А вы, друзья, как не садитесь…

Отвечая на вопросы корреспондента, М. З. Васютин сказал, что осенью прошлого (2013) года была создана рабочая группа из восьми человек, чтобы, наконец, перестать мусолить избитую тему с уставом МОД «Марий мер канаш». Как видим, по сравнению с басней Крылова «Квартет» сил добавилось вдвое.

Чуть раньше радостный Радыгин отрапортовал, что Всемарийский Совет на своем мартовском пленуме одобрил демократический Устав, добавив, что это соответствует сегодняшнему состоянию марийских общественных организаций (!?).

Эту же фразу он говорил и ровно два года назад, поскольку я запомнил её, разбирая запутанную ситуацию вокруг, казалось бы, несложного вопроса.

В своей статье тогда я подробно изложил диспозицию авторских групп во главе с А. Ивановым и радыгинцами из числа активистов ряда региональных организаций (Удмуртия, Татарстан, Кировская, Нижегородская области и Пермский край). Первые в основе сохранили контуры Устава, действующего со времен В. Козлова и В. Николаева, базируясь на вертикальном построении МОД «Марий мер канаш» в виде местных (сельских, районных, городских) первичных структур, а затем региональных (республиканских, краевых, областных) отделений и завершающийся межрегиональной надстройкой руководящего органа.

Это оптимальная форма для многоуровневых объединений, используемая в арсенале политических партий и даже ОНФ (Общероссийский Народный Фронт). Недостаток проекта заключается в неточностях юридического характера, в излишней конкретизации отдельных положений, которые при желании можно было спокойно убрать из Устава, перенеся их в разряд приложений (регламентов). Как мне показалось, разработчики пользовались примерными текстами Уставов, размещенными в интернете, предназначенными для общественных организаций, но не для общественных движений. Это тот случай, когда исполнитель, не будучи практиком, никогда не поймет особую природу общественных движений, пусть даже он трижды является юристом.

Но здесь возникала патовая ситуация. Оказалось, что МОД «Марий мер канаш» по сути никогда ранее не имело собственных местных и региональных отделений, в силу чего не проводило полноценных выборов и отчетов. Выборы делегатов на съезд МОД «Марий мер канаш», маскируемый под съезд марийского народа, как правило, проходили на собраниях иных существующих региональных отделений, чаще всего, «Марий Ушемов».

В случае принятия проекта группы «Оньжи», пришлось бы потрудиться над выстраиванием вышеназванной вертикали, где роль существующих общественных объединений, в том числе зарегистрированных, могла иметь только функцию, сугубо подчиненную интересам регионального отделения МОД «Марий мер канаш», против чего и выступают радыгинцы.

Их же проект Устава основан на принципах, лежащих в плоскости ассоциации (союза) как суммы национальных общественных объединений при соблюдении равноправия, суверенности, добровольности членов, вошедших в её состав, сохраняя при этом за собой и право свободного выхода и т.д. В этом плане радыгинский вариант Устава по сути уже не подходит под понятие общественного движения. Но они не хотят сдаваться, требуя принятия своего проекта, сохраняя тем самым статус-кво существующих организаций — субъектов права и проявляя, можно сказать, региональный эгоизм под лозунгом отстаивания демократического горизонтального равнопартнерства.

Причем, в данную авантюру оказались втянуты региональные и местные национально-культурные автономии Удмуртии, Татарстана, Кировской и Нижегородской областей, которые по закону об общественных объединениях никак не подпадают под данный формат. А вот в законе об НКА для этих целей придумана специальная структура, названная межрегиональным координирующим органом.

Таким образом, в большей степени по вине А.И. Радыгина, выражаясь шахматным языком, в МОД «Марий мер канаш» образовался т.н. «цугцванг», когда игроки оказались в ситуации, где любой ход ведет к ухудшению ситуации. Фактически в самом движении, если играть по правилам, развернулась позиционная (фракционная) борьба, чего Радыгин не демонстрировал, скажем, при Яковлевой, будучи её первым заместителем. Полем «битвы» стало реформирование МОД «Марий мер канаш» в рамках принятия нового проекта Устава.

О том, что марийский удмурт является личностью амбициозной, говорит многое: длительная несменяемость на посту председателя РОО «Союз марийцев Удмуртии», обретение новой должности руководителя РНКА марийцев УР, учреждение Координационного (консультативного) Совета марийских НКО во главе с ним, непременное участие в руководящих органах «МОД «Марий мер канаш» и в составе национальных делегаций на Всемирных конгрессах и общероссийских съездах финно-угорских народов. К этому можно добавить и неформальное звание «дуайена» — старейшего по возрасту и опыту среди «мерканашских» функционеров – руководителей РОО, что позволяет ему создавать и возглавлять группы «несогласных» с работой «Оньыжи» — председателя межрегионального движения. Анатолий Ильич может оказаться в руководящем звене ФНКА. И, наконец, он не стесняясь, говорит, что у Всемарийского движения имеется три полюса (центра): один – само собой в Йошкар – Оле, второй – безусловно, в Ижевске, имея в виду себя, а третий – в Москве. Могу заверить, что мы –москвичи никогда и нигде не говорили об этом ни устно, ни письменно.

Фигурально заключая, на наших глазах сформировался «культ личности» Анатолия Ильича Радыгина, в чем, несомненно, есть плюсы — его активность, настырность, но и серьезные минусы, которые порой приобретают определенный негативизм, мешающий слаженной работе МОД «Марий мер канаш».

Видя патовую безысходность, когда игра по правилам, то есть по закону, не складывается, выступающий в роли судьи-рефери Михаил Зиновьевич Васютин заговорил неожиданно и вынужденно о том, что МОД «Марий мер канаш» может обойтись и без регистрации, то есть без нового устава.

Сам же радыгинский проект также далеко несовершенен, громоздок, перегружен деталями типа введение в устав статуса наблюдателей (???). Но о каких наблюдателях может идти речь применительно к общественному движению, когда закон предполагает в нем только участников (!!!), необременных постоянными обязательствами, которые при этом могут быть непостоянными по составу. Всё это – излишние мудрствования, не прописанные в федеральном законе, ибо когда придётся разрабатывать отдельный пункт (норму) в Уставе о наблюдателях, чего не предусмотрено даже для общественных организаций с персональным членством (!), я бы назвал радыгинскими «закидонами» с целью расширения сети своих сторонников за счет представителей регионов.

Если бы у МОД «Марий мер канаш» были полноценные региональные отделения, то Управление Минюста РФ в РМЭ давно бы предоставило ему «зеленый свет» и по части регистрации Устава, и по части включения в Единый реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Радыгинский же продукт абсолютно иного покроя общественного «кафтана», оставляя руководителей региональных организаций «хозявами» положения, способными, в случае чего, на «взбрыкивания», что они периодически под диктовку А.И. проделывают. Но сами на «рожон» особо не лезут по части формулирования петиции. А потому их мы не чувствуем и в интернете, лично у меня эти фигуры, оказавшиеся «под колпаком» полковника не вызывают особого уважения. Более того, как обычно пишет Радыгин, мне их просто жаль таких молчаливо-безропотных, абсолютно не похожих на Сергея Петровича Никитина!!!

Вариант нового ассоциированного сообщества я и мои коллеги только бы приветствовали. Однако такой шаг пришлось бы согласовывать с Маркеловым, не любящим не быть первым. Вот почему Михаил Зиновьевич решил окончательно и пока бесповоротно похерить (это литературное слово имело распространение во времена царской России) оба варианта и оставить всё, как есть, чтобы не ссорить «реформаторов» — сторонников А.И. Радыгина, так и «консерваторов» из лагеря «Оньыжи». А в качестве аргумента Васютин сослался на пример Международного Консультативного комитета финно-угорских этносов, который имея 2-х страничный регламент (Устав), вершит дела, что даже уму непостижимо (!?).

Но чиновник – бюрократ тем самым нанес функционерам – общественникам публичную оскорбительную оплеуху. Правда, они вряд ли среагируют на подобное унижение, ибо уже давно утратили способность на сопротивление. А посему вердикт министра – «Деятельность организации абсолютно не зависит от регистрации!» вызвал у одного из читателей интернета даже грустную реплику: «Всё, кина больше не будет!».

Аргументация Васютина, несомненно, сногсшибательная!

Но почему тогда ООД АФУН РФ, где Михаил Зиновьевич числится в замах Тултаева П.К., пошло и на реорганизацию, и на составление многостраничного Устава, продолжая вносить в него всё новые коррективы? Что, они дураки?

Вот тут бы самое время радыгинцам сделать очередное заявление: ради чего (против кого) дважды публиковали в интернете обращение на имя президиума «Мер канаш» о том, что подготовленный ими проект похоронен в процедурных уловках председателем Ивановым А.Н.? Сегодня Анатолий Ильич может сколько угодно говорить о демократичности своего Устава, о демократичном стиле работы «Всемарийского Совета». Но на самом деле всё сильно зависит от прихотей главных чиновников в Правительстве РМЭ. Равнопартнерство как залог успеха, оказалось, может иметь место только между рядовыми пешками. И в этом МАОО «Марийский мир – 21 век» отличается от МОД «Марий мер канаш».

А всё таки Устав, пусть даже и не зарегистрированный, должен быть окончательно принятым как свод правил, как руководство к действию, иначе самоуправству не будет конца!

Васютинская пауза не может не восхищать. Надо же, целых 10 лет молчал! И теперь, когда до полного счастья осталось лишь рукой дотянуться, всё пошло как «к коту под хвост». И вновь впереди бесконечная вереница «мудрых» управленческих комбинаций с квотами на съезды, несменяемыми списками благонадежных лиц и т.д. Но мой земляк, объявивший в интернете эти «радости», думаю, испытал колоссальное облегчение. Как будто бы сбросил с плеч неимоверно тяжелый груз (?!). Почти как Онар!

Выходит, что эпическую кантату «Всемарийское движение» во славу коллективному духу и разуму легче исполнить не октетом (по числу членов рабочей группы по подготовке проекта Устава), а гораздо проще – дуэтом, когда один, скажем, читает стихи – зарифмовки на тему Основного Закона жизни «мерканашевцев», а другой подбирает мелодии согласно региональному представительству движения (не зря же Васютин когда-то окончил филиал детской музыкальной школы в родном селе).

Для предания широты палитры к этому можно добавить и танцевальную сюиту под девизом «Время жить в Марий Эл», где известные солисты Л. Яковлева и А. Радыгин принимают участие в инсценировке дележа бюджетного пирога под названием «ФНКА – наше будущее!»

А может, судьба Устава печальна тем, что, как свидетельствовал Б. Ельцин, — «не так сели?»

Мне же почему-то кажется, что мариэловскому руководству вообще не нужно дееспособное национальное движение в рамках законодательных правил. Так гораздо спокойней: то ли оно есть, а, может, нет?! Они (чиновники) так «гениально» запутали всех, включая и себя, что для них и «Всемарийское движение», и «Всемарийский Совет», и «съезд марийского народа» — по сути все одно и то же, лишь бы командовать любыми, зарегистрированными или незарегистрированными общественными формированиями, где бы те ни находились – в России или за её пределами.

Глядя на это, невольно восхищаешься первопроходцами – мариушемовцами, которые, не имея порой ни образования, ни общественных навыков, как говорится, с нуля писали и принимали Уставы, декларации, воззвания, программы. Да так, что их идеи до сих пор не утеряли привлекательности и значимости!

А что мы видим сегодня, спустя прошедший век?! Глава Республики – юрист, министр культуры – куратор нацполитики – брат юриста, Радыгин – заслуженный юрист Удмуртии, Иванов – зампред высшего законодательного органа РМЭ, Яковлева – депутат Государственной Думы РФ. Не много ли набралось людей, оказавшихся не в состоянии «родить» один документ, фактически необходимый для проправительственного общественного движения?

Это ли не позор национального масштаба?! Это ли не приговор с диагнозом об их правовой импотенции?

Всё интервью М.З. Васютина соткано из многочисленных шарад, полуответов и не согласуется с логикой. Как можно безосновательно претендовать на весь марийский народ, коль само название лишь межрегиональное движение «Марий мер канаш», охватывающее только часть этноса? Можно сколько угодно умничать, но приведенная Васютиным общая цифра о наличии на сегодняшний день 60 общественных объединений всех видов и форм приходится не более чем на 20 российских субъектов Федерации.

Кстати, я так и не понял, куда уважаемый Михаил Зиновьевич отнёс МАОО «Марийский мир – 21 век» и РОО «Марий Ушем» — к числу юридических лиц или к числу незарегистрированных организаций? Это породило немало недоуменных звонков по части хитростроений фразы (абзаца), похожей на провокационную месть.

Попытки подыскать к прилагательному «межрегиональное» более благозвучные слова типа «всемарийский», «всемирный» и т.д.- это не более чем очередная игра в синонимы. Для того чтобы завоевать общественное пространство, нужно для начала овладеть массами, их симпатиями, включая интернет – сайты.

Скрупулезно перечитывая интервью в поисках информационной и теоретической ценности, я окончательно разочаровался в полезности материала для себя, если не считать его основанием для критической статьи.

Само интервью я бы назвал манифестом застойного, утраченного времени и дальнейшего закрепления устоявшихся порядков в системе управления национальной сферой и стиля работы подконтрольных общественных структур. Конечно, как всегда в данных случаях, чтобы пустить пыль в глаза, вбрасываются некие элементы цветастой мифологии «о всемирном характере всемарийского движения» и т.д.

Особо впечатляют фразы Васютина о том, что «наша организация по своей исключительности автоматически выше других (???)», что члены Всемарийского Совета уполномочены все марийским народом (?), что такими полномочиями не обладает ни одна из 60 организаций мари (??). Звучит как паранойя. А может, это и есть внутриэтнический шовинизм?!

Министру надо бы знать, что полномочия появляются лишь тогда, когда организация, движение, автономия и т.д. становятся субъектом права!

Впечатляет также сообщение о том, что выборы делегатов на очередной съезд мари будут проходить по принципу схода народа (вероятно, граждан) по месту жительства на основе выделенных квот и конкуренции (?!). То есть, кто шустрее, хитрее, нахальнее, лояльнее к властям РМЭ, тот и делегат? Философия явно смахивает на рыночно -криминальную!

Вообще-то, данное интервью вице-премьера должно стать предметом для изучения надзорными ведомствами (прокуратура, Управление Минюста РФ в РМЭ, администрация главы региона) на соответствие ФЗ «Об общественных объединениях» в действующих редакциях! Да и моим бывшим коллегам в РМЭ подобные возвеличивания внутриэтнического характера по признаку пропаганды превосходства одних над другими нелишне знать, если не притупилось государево око …

Попутно хотелось бы обратиться и к делегатам, выезжающим не отечественные и международные общественные форумы: не стыдно ли вам будет, что РМЭ – единственная республика, у которой даже проправительственное национальное объединение не имеет юридического оформления? И разве достойны уважения слова, оправдывающие бардак в уставном хозяйстве МОД «Марий мер канаш» на основании мнения какого-то анонимного активиста из всеудмуртского движения о том, что лучше бы у них не было устава совсем.

Лично я не верю, что существующий Устав ассоциации «Удмурт кенеш» мешает ей в достижении успехов в интересах консолидации удмуртской нации и непременного постоянного присутствия в общественно – политической жизни республики. Более того, неудачная реплика М.З. Васютина не должна остаться незамеченной в Министерстве национальной политики Удмуртской Республики.

Из мной сказанного нетрудно сделать вывод о том, что национальная политика оказалась одной из провальных сфер деятельности правительства РМЭ на протяжении всего маркеловского правления. А в числе причин следует назвать и отлучение от участия в серьезной общественно – политической жизни существующих в республике этнонациональных объединений. И вина в этом персонально лежит на М.З. Васютине.

Я не склонен оценивать его министерские достоинства в области культуры. Это несколько иная тема разговора. Но, чтобы руководить ответственной и деликатной сферой национальной политики, он оказался просто неподготовленным ни теоретически, ни организаторски. Об этом красноречиво говорит его легковесное интервью газете «Марийская правда», ставшей в свою очередь также не особо читаемой в Марий Эл с точки зрения содержания.

Не зря же в некоторых республиках отказались от совмещения национальной политики с другими делами в рамках Министерства культуры.

К тому же и ельцинский принцип «не так сели» в нашем случае не сработал. Иван Андреевич Крылов оказался намного мудрее Бориса Николаевича, сказав: «А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь». Данное образное выражение даёт точное определение сложившемуся в рядах МОД «Марий мер канаш» коллективному правовому бесплодию.

Да и сам царь Борис (не Годунов!) по «музыкальной части» не оправдал наших надежд, хотя и пытался, будучи в Америке в гостях у Клинтона, «трубить» на саксофоне. Время придет и историки, политологи найдут много сходных параллелей между нынешними событиями на Украине и приходом Ельцина во власть с помощью «пятой колонны» и зарубежных (американских) дирижеров.

Завершая весь разговор, скажу, что будущее у марийского национального движения как составной части исторического процесса касательно непосредственной роли общественных объединений мной представляется за всеми видами и формами самоорганизации этнических граждан, заинтересованных в прогрессе России, Марий Эл, марийского народа без особого деления по степени важности и значимости. Но все же в первых его рядах я хотел бы видеть правопреемников старейшей национальной организации «Марий Ушем», которая оплодотворила теоретические знания и организационные навыки будущих поколений патриотов. И не гоже министру культуры забывать про собственные достижения в национальном строительстве ради популистской любви к далеко несостоявшейся ещё в российской действительности национально -культурной автономии!!!

Каким образом войдет в историю МОД «Марий мер канаш»? Безусловно, с прогрессивными идеями на первоначальной стадии своего становления и практикой отчаянного сопротивления в удачных и неудачных формах против попрания демократических свобод в период маркеловского правления.

Поражение в 2008г. кардинальным образом развернуло движение, превратив его в обслуживающую прислугу местной власти и маскировочное прикрытие под демократическими лозунгами созданного авторитарного режима в РМЭ, которому с помощью М.З. Васютина, его министерства и отдельных общественных функционеров удалось расколоть МОД «Мер канаш» на региональные осколки, до сих пор не собранные в единую силу. Перспектива его, сообразуясь с известным выражением профессора М. Кондратского, не менее печальная, если Кремлем не будет произведена кадровая замена. Думаю, в любом случае, кто бы сейчас ни пришел на трон главы республики, в сфере национальной политики обязательно произойдут позитивные изменения.

Лично я в это верю, основываясь на анализе событий, происходящих в мире, стране, и РМЭ и иначе бы не занимался «дурью» в свои 74,5 года, как выразился один из моих бывших комсомольских воспитанников, а ныне – человек команды Маркелова.

Юрий Ерофеев,
05.06.2014 г.

P.S. А на даче всё благоухает, успевай только полоть и поливать!

15 комментариев

Filed under Дискуссионный клуб, Статьи

15 responses to “Михаил Васютин как зеркало «Всемарийского движения»

  1. Аликсендер

    Уважаемый Юрий Ерофеев, неужели Вы действительно полагаете, что авторитарность правления характерна именно для «марийского» кремля и не имеет отношения к московскому ?..

  2. Аноним

    МОЛОДЕЦ ЮРИЙ ИВАНОВИЧ!!! Хвала ОШ ПОРО КУГО ЮМО, что он нам дал такого человека! Время шестерок, бывших ваших воспитанников, вышло! Отсутствие мирового экономического рывка
    заставит акул бизнеса вырывать жирные куски друг у друга. Кремлю некуда деться: либо навести порядок в стране ,т.е.
    сделать все прозрачным. и воровать БУДЕТ НЕВОЗМОЖНО
    ,либо и мы получим свой майдан. Так что господа — шестерки хреновые у вас времена наступают…Без административных ресурсов вы кто? Работать вы не умеете, кроме как языком
    болтать, сопьетесь и сдохнете. И никто вас не пожалеет и , поделом.
    А ,ЮРИЮ ИВАНОВИЧУ, пожелание: не заглядывайте в свой
    паспорт .ВЫ У НАС ПАРЕНЬ ЕЩЕ ХОТЬ КУДА !!! ТАК ДЕРЖАТЬ!!!

  3. РГК

    Дорогой Юрий Иванович!
    Ваше резюме о «руководящей роли» Васютина М.З. поучительно для всех- его стороннков и противников.
    Остается ждать и верить на ветера перемен!
    Вы правы:»кто бы сейчас ни пришел на трон главы республики, в сфере национальной политики обязательно произойдут позитивные изменения»…
    Иначе быть не может. Застой в национальной движении в РМЭ зашкаливает!
    Здоровья Вам, семье !
    Наслаждайтесь возможностями лета…

  4. КЕРДЕ

    васютины!!!!!!! Куда бежать то будете от правосудия!!??

  5. Сопрон

    Горномари должно быть стыдно за Васютина как за своего представителя в правительстве РМЭ. Как он может ездить на всякие встречи, заседания в рамках ООД АФУН РФ и МККФУН с пустым выражением лица, когда, например, в соседнем Татарстане, а также в Удмуртии, Коми Республике такое пристальное внимание уделяется пропаганде родных языков и культуры? Именно при Васютине РМЭ утеряла ведущие позиции в финно-угорском мире! Васютин – типичный тип беспринципного служаки. Да и сама Горномари при таком земляке ничего путного не приобрела за все эти годы. Если по – настоящему говорить о съездах марийского народа, то аксакалам Горномарийского района следовало бы потребовать отчета у него, а то и отозвать за промахи. Вот тогда и нужны в вопросе на целые десятилетия(!) форумы с участием авторитетных, уважаемых людей нации. А у нас с участием Васютина съезды марийского народа стали посмещищем. Вы посмотрите, какую важную роль играют старейшины крымско-татарского народа в судьбах Крыма?

    Уверен, что наступило время принять в т.ч. и с помощью интернета, настоящее положение о съезде марийского народа как о представительном форуме самых достойных людей нации! Бояться, что из него получится что-то плохое – не серьёзно. Нельзя допустить, чтобы марийская нация окончательно утеряла способность влиять на судьбу своего этноса, который благодаря Маркелову – Васютину уже плетется в самом конце, как и Карелия. Вот к чему привел дуэт этих двух чиновников.

  6. Активист

    Причем тут горномарийцы? Они что ли Васютина в министры выбирали? И чего вы все к Васютину привязались? Он всего лишь исполнитель! При Маркелове министр — пешка, ничего особо не решает. Или вы думаете, что уберете Васютина и другого хорошего министра поставят? А вы знаете кого? И каков будет нац. движению, марийской культуре, народу при новом министре? Не исключено, что будет хуже. А хотите изменить ситуацию в корне, меняйте главу Марий Эл!
    Если вы внимательно читаете Ерофеева то он постоянно выступает против Съезда народа мари, постоянно хочет загнать марийское нац. движение в куцые рамки российского законодательства! Ерофееву не нужно единое, сильное нац. движение, съезд народа, поскольку съезд, например, может объявить о суверенитете народа. Может надо требовать изменения законодательства РФ и определить там роль съездов народов? Учитывая, что Совет Федерации не представляет интересы национальных республик, народов РФ, съезды в многонациональной России могли бы представлять интересы народов РФ на государственном уровне.

  7. Костятин

    Ерофееву мемуары бы писать в своём благоухающем саду о своей советско- комсомольско-коммунистической юности. Этот уважаемый человек из прошлой жизни, персонаж другого кино. Поёт свои старые песенки, и надо заметить хорошо поёт. Но молодое поколение марийцев должно спеть свою песню, своим голосом под новую креативную музыку. Юрию Ивановичу всё таки больше к лицу, как солидному пенсионеру, поливать и полоть, щурясь на солнце в своём саду. Но прывычка говорят второй характер…

    • Вачис

      Ерофеев напоминает мне Хамитовского(президента РБ) «деда», «который, выйдя на пенсию, всё время проявлял недовольство.- Председателю говорил: «Не так сеете, не так пашете». Конюху — «Не так лошадь запрягаешь», учителям — «Не тому учите»… Что в его время всё было правильно, а сейчас нет… Такие деды оказвается есть не только в каждой деревне,но и в Москве. Мне не хотелось бы, чтобы бывшие чекисты не превращались в такого деда… Чтобы они более объективно смотрели на окружающий мир.

      • чулым

        Эреак иктым лугымыда, шкендамат, Вачис, раш ончыкта. Тидым те эше кодшо ийын возенда ыле. Мондеда ала-мо?

        • Айдеме Палыше

          Во-первых, повторение — мать учения. Во-вторых, Ерофеев уже который год про одно и тоже ворчит — нет никакой новизны.

          • чулым

            Путырак «палыше» улатыс. Нуко, каласен пу-ян, кунам эше Васютин статьям возен да Ерофеев тудым лончылын.

  8. Костятин

    И вообще наличие «образования и общественных навыков » ещё не есть мандат на лидерство и гарантия на истину. Чапаев «Академиев не кончал», а легендарным комдивом в истории остался.Так и первые » Мари Ушемовцы » в июле 1917-го.

  9. saдоф

    что вы к Васютину пристали? Он сам не писал статью, за него писали другие, он сам не знает, что за него написали.

  10. Метрий

    Мне тоже очень понравилась статья С. Никитина. Действительно, с точки зрения госнацстроительства в советское время произошло забегание вперед. Принципы и ценности федеративного устройства как наши неоспоримые достижения под напором либеральных политиков и сторонников унитарной модели стали девальвироваться. Но события недавнего времени показывают, что рано хоронить национальные республики в составе РФ, которые могут обеспечить большую устойчивость многонациональному государству, как это подтвердилось в ходе Великой Отечественной войны (1941-1945г.г.)

    Поэтому было бы крайне полезно, положить в основу разговора идеи Сергея Петровича, провести, круглый стол с участием (для начала) мариэльских ученых в рамках 100-летия образования РМЭ для обсуждения актуальных вопросов, касающихся плюсов и минусов национального строительства. А, возможно, на первом этапе это лучше провести в регионах, где имеются так называемые национальные (марийские) районы, а затем собраться на более широкую конференцию?

  11. Аноним

    Sадоф-у. Вы написали, что статью не сам Васютин писал. Вы что, рядом стояли? Подпись то его? или не го ? и фамилия у вас какая то странная…

Добавить комментарий