ТВ «Вечерней Москвы» рассказало о марийцах

Галина Гюлер представляет костюм уральских мари

Галина Гюлер представляет костюм уральских мари

4 июня гостями прямого эфира «Вечерки» были марийцы, живущие в Москве.

Наталья Лучкина: Рассказывать о традициях марийцев будут Филимон Синяков, председатель общественной организации «Землячество Марий Эл» в Москве, Елена Минилбаева, заместитель председателя общественной организации «Землячество Марий Эл» в Москве, Ирина Синякова, член Союза марийской молодежи Москвы.

Елена Минилбаева: Историческая родина марийцев — верх Поволжья, Костромская, Нижегородская и Ярославская области. Наши предки — финноугорские народности, нас и называли волжскими финнами.

Ирина Синякова - горномарийский костюм

Ирина Синякова — горномарийский костюм

Филимон Синяков: Марийцы исповедуют свою религию. Это одна из самых древних религий в мире. Мы верим в леса, деревья, у нас нет церквей. Молиться мы выходим в священные рощи. Наша религия направлена на то, чтобы человек жил в гармонии с природой и космосом. Потому что все в мире взаимосвязано. И каждый твой поступок скажется на других людях, ведь все мы живем очень тесно друг с другом.

Ирина Синякова: Столица республики Марий Эл — Йошкар-Ола. В переводе на русский язык это значит «Красный город».

Елена Минилбаева: Марийские женщины носят обереги. Это пояса и украшения на шею. Они делаются из монет. Чаще из серебра, могут использоваться и современные монеты. Такие украшения могут весить и 15 килограммов.

КСТАТИ
Марийцы верят, что землю сотворила утка. Эта птица у народа — священная. На нее нельзя охотиться. Считается, что утку послала Вселенная. Птица нырнула на дно океана, достала оттуда кусочек земли и родились материки. Кстати, под защиту попали также и лебеди, а в некоторых районах республики — журавли.

Источник: Вечерняя Москва

89 комментариев

Filed under Сообщения, видео

89 responses to “ТВ «Вечерней Москвы» рассказало о марийцах

  1. Александр

    Марий-влак, мый виян улына и кугу ку:шыл пашам ыштен кертына ! Таза и пенгыде шонымашан лийза !

  2. Аноним

    ЗДОРОВО ,ОДНАКО!!!!!!!!!!!просто класс

  3. Липчанин (моркинский)

    Спасибо. Спасибо за счастливые минуты. Молодец Елена! Очень понравился. Все профессионально и грамотно.

    • Айдеме Палыше

      На уровне офис-менеджера отлично.

      • Костятин

        Айдеме Палше прав на счёт организатора Елены М. и кларнетиста, но только и всего. В остальном с Вачисом я согласен на 100% — во всём махровый дилетантизм. Для деревенской клубной посиделки сошло бы. Печально, вот по таким презентациям ТВ, на широкую аудиторию, у Российского обывателя и складывается о марийцах определённое мнение: о наших песнях и исполнителях, о костюмах и напитках ( надо же брякнуть -» самогон гнали из картошки… «- Филимон, забыл что ли у этого напитка есть эксклюзивное название на уровне легендарной СОМЫ — это знаменитое слово, объединяющее всех ф-у от Волги до Урала КУМЫШКА !!! ), о нашей кухне, праздниках и т. д. А в общем проч иллюзии — мы марийцы такие и есть, на обочине мейнстрима цивилизации.

  4. Аноним

    Маркеловын флагше гералдический комиттетыште утверждёный огыл мо? А молан тудым чыла вере сакалат тугеже?

    • чулым

      Маркелов туге кӱштен, да вот сакалат. ))) Мотор волгыдо кечын палыже — солярный символике олмеш Марий Эллан шим маскам — шучко ӱлысӧ тӱнян палыжым пуынешт. Маска — Европын бестиарийыштыжат ораде, ушдымо еҥын палыже.

  5. Аноним

    Молодцы!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! ВЕЛИКОЛЕПНО!!!!НАЧАЛО ПОЛОЖЕНО!!! НАРОД ТРЕБУЕТ ПРОДОЛЖЕНИЯ!!!!!!!
    О расселении черемиссов.
    Уточнения: название реки Москва и потом города Москва. произошли от
    черемисских (марийских) слов маска ава—медведь+ мама т.е. медведица. В Московской области, на севере области есть город
    Талдом. талдым—летняя кухня (марийск.) Река Мошна—одиннадцатый приток реки Москва,течет по границе с Смоленской
    областью ( мужск пол..инструмент—марийск.) Рек с таким названием
    пять, одна река течет по границе Марий Эл и Нижегородской области..
    В Тверской области есть озера Селигер (Салика + ер—женское имя +озеро—марийск) озеро Волго—светлая (марийск.) Река Волга—волгыдо-светлая вода.
    Притоки реки Волга—-Лама (ла»м—жижа.грязь..—марийск)
    и речушка Шоша—(шошо -весна—марийск)
    Проведенные раскопки в 2010году в Московской области, под городом Солнечногорск, в излучине двух рек и проведенные исследования радиоуглеродным методом показали, что :6000 лет этими найденными наконечниками копий и луков черемиссы охотились на животных…Это о периоде проживания марийцев в Московском регионе..
    Полный комплект женских украшений (праздничных) В основном
    за счет серебряных монет весил около 32 килограммов и более..(Марийское народное искусство. Издано 1985год Йошкар —Ола.)

  6. семён

    Браво, Елена Московская! Что скажет Орина Питерская?

    • Вачис

      Принесет в студию в качестве доказательства пару мешков с черепами и надписью на лбу «мый марий улам» и скажет, что Питер построен на костях марийцев?))

  7. Илья Бирский

    Уточнения. На древнемарийском языке «вода» называлась просто «ва»,так что Москва — это «медвежья вода» ( в смысле «река»).Например,»тёзка» Москвы — Уфа, от слов «пу»+»ва», т.е. «лесная вода(река)». Древнемарийские племена Московии относятся к дьяковской археологической культуре.На месте Москвы найдено не менее семи городищ дьяковской археологическойкультуры.На месте Кремля, на горке было мольбище марийцев,где лежал сакральный камень,возле которого обращались к «поро Юмо».От этого и камень стал впоследствии называться «поро». Когда построили Кремль. ближайшую от места этого камня башню назвали «боровицкими»(источник — книга исследователя русской истории А.Асова).

  8. Кргори

    ВОСХИЩЕН УЧАСТНИКАМИ ПЕРЕДАЧИ ! СОВЕРШЕННО ОЧАРОВАН ЕЛЕНОЙ МИНИЛБАЕВОЙ ! здесь ДАЖЕ МОСКОВСКИЕ ЖУРНАЛИСТЫ УДИВИЛИСЬ НЕЛЕПИЦЕ С ГЕРБОМ И ФЛАГОМ МАРИЙ ЭЛ. ЭТО ВИДЕО СМОТРЕЛ С УКРАИНЦЕМ, КОТОРЫЙ ОБРАТИЛ ВНИМАНИЕ НА ВЫПЕНДРАЖ УЧАСТНИКА С ОСОБЕННОСТЯМИ ДИАЛЕКТА МАРИЙСКОГО ЯЗЫКА.ДАЛ СВОЮ ОЦЕНКУ СОБЫТИЯМ В УКРАИНЕ.ПРОБЛЕМЫ С ГАЗОМ- ВОРОВАЛИ ВМЕСТЕ С ЖУЛИКАМИ ИЗ РФ. НАДО ПРИВЛЕКАТЬ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЖУЛИКОВ ИЗ РОССИИ И УКРАИНЫ.ЭТО ОДНА ШАЙКА-ЛЕЙКА.

  9. Георгий Победов

    Согласен про одну шайку-лейку. Марийская Кухня очень скромная получилась. А про Лес лучше бы не хвастались москвичи. Приезжайте в РМЭ, посмотрите на пеньки.

  10. SarmiS

    Посмотрите вот этот фильм http://www.youtube.com/watch?v=Q7Z2FEfXKWw#t=861. Хотя некорректно сравнивать фильм и передачу, но фильм «Мари. Будни и праздники.» наилучшее, что я видел о мари за последние годы. О названии «Москва» на этом сайте не один раз говорили. » Маска ава» и тем более » Маска ва » , как и «пу+ва» из разряда народной этимологии. Предположение Елены о конопляной реке более научное, хотя кроме этого сравнения ничто не указывает на мари, скорее более на меря — как раз относящиеся к дьковской культуре. Про боровицкую башню похоже на фантазию. «Ва» — на коми языке- вода, река.Доморощенные этимологи коми тоже считают Москву своей 🙂 . На марийском же, вода — » вӱд, эҥер,ӓнгыр- река . Финно-угорские гидронимы ищите в названиях на -га,-ша-,-ма-,-да-, -та-,. Талдым — летняя кухня?- в первый раз читаю такое. Кудо -знаю. Мошна-название если не славянское, то скорее всего балтское . Селигер возможно название финно-угорское , но связывать его с Саликой это бред.

    «Проведенные раскопки в 2010году в Московской области, под городом Солнечногорск, в излучине двух рек и проведенные исследования радиоуглеродным методом показали, что :6000 лет этими найденными наконечниками копий и луков черемиссы охотились на животных…Это о периоде проживания марийцев в Московском регионе.» —- Лихо!.

  11. Доброжелатель

    За активность московским мари ставлю 5 (из 5). Понимаю, что вот так экспромтом, в живом интервью отвечать очень сложно, имею опыт интервью с рассказом о мари. Говорили об одном, но показывали другое. Туара явно не та традиционная из творога была. С костюмами тоже неясность получилась, т.е. не сказали что традиционным костюмом мари был костюм из холста с геометрическим орнаментом, иногда двухсторонний (очень сложная техника). На сцене не было традиционного костюма, были поздние костюмы уральских мари, в таком виде она сформировалась в 20 в. и на Гале был костюм где-то с 60-80 гг., на горномарийске тоже был современный вариант, как и на самой Минилбаевой где-то с 60-80 гг. костюм мари Башкирии с вышивкой — русская гладь. Потом, вот наша манера марийцев превозносить свой народ иногда воспринимает комические формы, не зря ведущие потом потешались вот теперь мы в редакции будем жить в гармонии долго. Говорите о каком-то сакральном значении танца «Кандра» соединять 3 мира и при этом когда вы представляете этот танец элементарно не умеете плести эту кандру… Какая-то неразбериха и ведь это прекрасно видно со стороны. Не говоря о дробушках и т.д. И кстати это не только здесь на передаче, а на всех фестивалях «Ший кандра» и представлениях танца в городах РФ и за рубежом. Может для начала элементарно надо поделить людей на маленькие группы и объяснить им как танцуется кандра? Т.е. если идешь впереди с одной стороны или др. куда надо повернуть, если идешь следом как идти, потом как поворачиваться когда дошел до конца кандры. Т.е отработать в маленьких группах элементарное и пустить людей на большую кандру. Иначе как всегда на всех этих массовых представлениях кандры киш-миш…

  12. Вачис

    Если раньше говорили, что земля держится на трех китах, то Россия сегодня держится на трех «Д» — на дураках, дорогах и дилетантах, а Москва с сегодняшнего дня — на марийском дилетантизме.

  13. сидыр

    Марий-влакын вес клык деч отличийышт торешлык гына огыл (упрямость, а не упертость, как утверждает Минилбаева) эше шоялыкше уло. Пример — кузе вожыл деч Минилбаева шояла, уятсыз.

  14. Доброжелатель

    Кумышка — не национальный напиток мари, это позднее заимствование. Национальные пура и пӱрӧ, марийцы раньше не знали крепкие напитки, поэтому и спиваются быстрее. А кумышку моя мама в основном варила из картошки, сахара, дрожжи добавляла минимум, дрожжи давали крепость, но и головную боль. Не согласен с оценкой конторы, где сидят люди пишущие под легендами «Вачис», «Костятин» «семен», что это «делинтантизм». Цель вашей конторы все сводить к перпалкам на уровне деревенских баб и дискредитация реальных, независимых активистов как Минилбаева.

    • галина

      СОЛИДАРНА с ВАМИ!!!!!!!!умные люди отличаются от мелочных тявкающих бездарей!!!!!!!!!!!!!!

    • лекторат

      Минилбаева полностью зависима от политики правительства Москвы. Она там типа нашей Лариски в Йошке.

  15. SS

    Спасибо за ссылку сармис. Действительно фильм замечательный. Душевные песни , красивые лица, фильм снят с теплотой и уважением к народу мари. Фильм стоит посмотреть всем, советую.

  16. ончышо

    А мылам артист-влак пеш чот келшышт. Изи гынат Лилия Гюлер пеш ямлын мура, йӱкшӧ виян да яндар, Агата Смирнова — француз шик дене ачажын мурыжым йоҥгалтарыш, тугай сылне, колыштмет вел шуэш! Да эше коктынат курчак гае мотор улыт! Фарид Халиковат могай мастарын шокта, ӧрат веле! Семже коклаште Йыван Кырлян мурыжо — 30-шо ийла гыч салам гае, Чылаштымат кумылло ончаш!

  17. Валентин

    Спасибо за видео-фильм. Здорово! Интересно! Достойно! Конечно, невозможно объять необъятного и замечаний можно высказать много, потому что и про историю, и культуру, и ментальность народа мари можно рассказывать бесконечно и полноценно это сделать за короткое время невозможно. Ведь каждый всё это видит и показывает по-своему. Я, например, считаю, что название народа «мари» произошло от слов «Ма»-древнемарийское(земля)+ «Ра»(раннее название реки Волги). Буквально это означало -«Земля Ра». или «Мы с Ра». Меряне это произносили МӒ(буквально-МЫ) РӒ — они произносили именно так, как сейчас горные марийцы, с умляутом, это доказывает, что теперешние горные марийцы- это потомки тех мерян. Да и само название «Волга» — это тоже древнемарийское слово: «вал» (течение воды)+ «ога»(водный путь лодки»)- то есть Валога- Валга -Вальга -Волга. Возьмите также название реки «Кокшага» (Кокшы Ога). Икшы Ога — это река Ока.

    • галина

      приятно почитать познавательное.Спасибо!!!!!!!!

    • Аноним

      — «Ма»-древнемарийское(земля)+ «Ра»(раннее название реки Волги). Буквально это означало -»Земля Ра». или «Мы с Ра».—
      Не может быть Земля Ра, атрибут должен быть в препозиции, а не наоборот.

      • Валентин

        Дорогой аноним от 09.06.2014. 16.57. Наверное, Вы очень грамотный лингвист. Что значит наоборот? Это сейчас наоборот. А раньше, в древние времена, люди говорили по-другому. «Мӓрӓ» — это и есть Меря(русск.). «Ма» или Мӓ» — означало не только землю в узком смысле, но и территорию, край, среду обитания. Это всё равно, как мы сейчас говорим — «Марий Эл». Раньше говорили — МӒРӒ. От этого слова и пошло название народа. Теперешними мерками нельзя подходить к к тем далёким событиям, я так думаю. Мы и так много потеряли, живя в закабалённом состоянии. Давайте мыслить свободно.

        • Аноним

          «Что значит наоборот?»
          По-моему, из ответа все и так ясно, что значит «наоборот», или вернее «не наоборот»: атрибут + определяемое слово, то есть получается РАМА, а не МАРА.

          «Это сейчас наоборот.»
          Да, все финно-угорские племена договорились и переставили атрибут из постпозиции в препозицию. Во всех финно-волжских, пермских языках атрибут в препозиции, с чего у древних мари-меря было иначе?

          » А раньше, в древние времена, люди говорили по-другому. … Раньше говорили — МӒРӒ. От этого слова и пошло название народа.»
          Вы так уверенно говорите об этом, а аргументы?..

          «Теперешними мерками нельзя подходить к к тем далёким событиям, я так думаю. «
          Далекие события — это когда?

  18. Костятин

    ***, Галина, ***. Однако у каждого свой ВКУС. В народе говорят:» На вкус и цвет товарищей нет»,

  19. Вачис

    Башкир «мари» Юру Лужкова в современном мире, а Москвичи тем более, знают намного больше чем А. Эшпая, но почему-то Елена Минилбаева не решилась сказать о нем словечко в телепередаче.

    • Доброжелатель

      Приведи доказательство, что Лужков считает себя марийцем. Когда он себя называл марийцем, тем более башкирским? Также как и Вячеслав Быков и Олег Токтаров… Они никогда себя официально не называли марийцами, соответственно себя таковыми и не считают!!! Андрей Эшпай всегда подчеркивал свое марийское происхождение и доказывал это своим творчеством — у него несколько вещей на марийские темы!
      Вачис, ты полностью дискредитировал себя на этом сайте, все твои пищания, думаю, у большинства кроме отвращения и смеха к тебе и к твоей конторе, ничего не вызывают. Как, впрочем и Костятин, семен, и сколько у вас тут имен?

  20. семён, с любовью к Башкирии

    Сами себе противоречите и истекаете ненавистью к Вачису.
    Приведите доказательства, где Вачис сказал, что Лужков считает себя марийцем. Прежде чем истекать желчью, научитесь правильно читать текст и обратите внимание на то, что слово «мари» взято в кавычках. хе-хе. До сих пор в Калтасах бегает автобус — подарок Лужкова землякам. Кроме того я не раз слышал по телеку, как Юра Лужков официально обращался по марла «Сай улыда!». А Ваш Эшпай больше чуваш, чем мари. В крайнем случае сами чуваши его таким так считают. Мало ли что он по марла сочинил. Федорченко тоже снял филь про луговых жен мари, но, несмотря на это, хохлом и остался. Ваши Гюлер и Халиков от того, что, как музыкальные роботы, по марла изобразили, тоже марийцами стали?
    По моим сведениям мать Лужкова родилась в марийской деревне Калегино Калтасинского района Башкортостана.
    Кроме того Юрий Лужков выполняет завещание своей мамы «… любить Башкортостан»и частенько бывает на Родине мамы. А Ваш Эшпай даже свои мероприятия торжественные проводит или в Москве, или в Казани, или в Чебоксарах — какая же тут может быть любовь к РМЭ?

    • Доброжелатель

      Речь идет о том как публично идентифицирует себя человек. Я ни разу не слышал, чтобы Лужков называл себя марийцем. Эшпай постоянно публично подчеркивает свое марийское происхождение. Постоянно ездит в Марий Эл, в т.ч. и на свою родину — в Козьмодемянск.
      http://www.marimedia.ru/news/culture/item/26377/
      6.11.2013
      Йошкар-Ола проведет четыре дня с Андреем Эшпаем

      http://muzkarta.info/afisha/avtorskiye-kontserty-andreya-eshpaya
      По традиции композитор свой день рождения отмечает не только в Москве, но и на малой родине — в Республике Марий Эл.
      …Начало концерта в 18.30. Второй концерт пройдёт 24 мая в г. Козьмодемьянске

      • Вачис

        Сухие и официальные информации (ссылки). Где же тут Эшпай подчеркивает свое марийское происхождение?

      • Вачис

        «У меня нет слов, – сказал в конце вечера А. Эшпай. – В Чебоксарах и Мариинском Посаде прошли самые счастливые дни моей жизни, и сейчас я приезжаю сюда и с громадной радостью, и с громадной ответственностью. Самые счастливые минуты, когда могу посмотреть на Волгу, мечтаю даже когда-нибудь сюда переехать».
        http://sovch.chuvashia.com/?p=33350

    • Илья Бирский

      Я был в Калегино — русские разъехались,остались в основном марийцы. Лужков не выполнил одно своё обещание — назвать одно из станций московского метро в память о метростроевцах-марийцах.

  21. SarmiS

    Есть поговорка -Калык шӱвалеш гын ер темеш.(Плюнет народ-озеро наполнится). Мы же только друг в друга плюем. 🙁

    А по поводу комментария Валентина.О самоназвании народа мари нужно создавать отдельную тему, хочу только заметить что марийское название Волги -Юл. По мнинию Ф. Гордеева, это название индо-иранского происхождения заимствование периода уральского праязыка( 6-8 в до н. э) Про название Волги -Ра слышал подобные утверждения, не понятно откуда только они берутся. Возможно от Рав ( Волга по мордовски ). Ну это точно не из марийского языка.Некоторые ученые вывели название Волга из Юл(Йылг). Другие считают название оставлено балтийскими племенами ( латышск. валка- ручей, латвийск валка- лужа — гидроним Волка- приток р. Морочи). Также есть меннее вероятные теории происхождения от Волгыдо , финского» валкеа» и даже от славянских влага и иволга.

    «вал» (течение воды)+ «ога»(водный путь лодки»)- то есть Валога- Валга -Вальга -Волга
    ——-
    Вал, ога -откуда вы взяли эти слова? Есть марийское слово обозначающее течение-» Йогын» . Слова обозначающие различнного рода водоемы самые устойчивые со временем , столько названий состояния воды и названий различных водоемов нет ни в одном языке мира сколько их есть в финноу-угорских языках,потому что древние финно-угры были рыболовами и охотниками, вся их жизнь была связана с водой..

    Возьмите также название реки «Кокшага» (Кокшы Ога). Икшы Ога — это река Ока.
    —-
    С Кокшагой тоже не так все просто.В этом случае теорий еще больше.Замечено гидронимы повторяются и описывают наиболее приметное свойство местности или водоема или связаныс собственным именем племен 1.. Предполагают, что название Кокшага домарийское- финно-угоское , от слова Кокша ( р. Кокша Кировской и Нижегородской обл., Кокшеньга в Вологодской и Архангельской) 2. Кукшо- сухой иранского происхождения ( ср. гилянск. хушк) 3. Другое название Какшан протосаамское. …..

    Я тоже считаю название реки Ока финно-угорским — мерянским или балтским.

    Меряне это произносили МӒ(буквально-МЫ) РӒ — они произносили именно так, как сейчас горные марийцы, с умляутом, это доказывает, что теперешние горные марийцы- это потомки тех мерян
    ————-
    Есть несколько вариантов восстановленного мерянского языка,но никто не осмелиться говорить так уверенно , все ваши утверждения равны предположения,хотя несомненно в крови горных мари есть мерянская кровь, в культуре горных мари видна преемственность от культуры восточных мерян, но и так же очень много и различий которые показывают археологические и летописные источники. Да и меряне были очень разные, территория их расселения была огромная.

    • Вачис

      Когда-то в Большом Китяке мне рассказали анекдот, почему река называется Кокшага. Проводник-мариец из местных когда-то решил показать место русскому воеводе, где можно в брод перейти через реку. Когда он заходил в реку, начал громко считать свои шаги типа «икшага», «когшага» (один шаг, два шага) и на втором шаге утонул. И решил тогда русский воевода, пусть река будет называться Кокшага.

      • Илья Бирский

        «Кокша» — синоним слова «изи»,т.е. «кокша энер — изи энер». Так,например,у нас в Башкирии широко распространён «кокшануж» — т.е. «изи нуж»,близкий родственник настоящей крапивы.Также маленьких людей или по возрасту, или по росту частенько называют «кокша».

    • Костятин

      Воссозданный словарь мерянского языка льёт воду на мельницу в пользу сторонников гипотезы, что СОВРЕМЕННЫЕ ДИАЛЕКТЫ МАРИЙСКОГО ЯЗЫКА — ЭТО НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК ДИАЛЕКТЫ СОБСТВЕННО МЕРЯНСКОГО ЯЗЫКА. То есть этот легендарный язык сохранился до наших дней вот таким образом, в такой форме, как современный марийский язык. Муромский соответственно, как эрзянский и мокшанский диалекты мордовского языка. Вот почему Москва, Клязьма, Кострома и сотни др.названий нашему уху слышатся родными марийскими. Очень просто эти названия не что иное как слова ЗАПАДНО МАРИЙСКОГО диалекта — мерянского, но не горно марийского, не лугово марийского и не восточно марийского и не надо их за уши искусственно притягивать к последним трём. Если это не так, то авторы словаря тупо взяли марийский и его изменили совсем немного на уровне произношения, иначе напрашивается вполне резонный вопрос почему такая, как говорится «один к одному » схожесть ?

      • ВВВ

        Уважаемый Костятин! Почему же легендарный язык этот мерянский, чем? О меря писали ранние русские летописцы, а после 11 века ни слова о меря у русских летописцев нет. Как ножом отрезали — ни слова до 19 века, когда ученые подняли вопрос о меря. Был забыт этот народ на 800 лет! Точнее, навсегда. Какие уж тут легенды.

        • Костятин

          Вот вы сами и ответили на свой вопрос. Всё далёкое во времени от нас, непонятное нам, как правило обрастает слухами и легендами, тем более когда нет надежных античных ( в смысле достоверных) документальных источников на данную тему, нет хотя бы на худой конец трудов русских летописцев — художественных сочинителей. Или на совсем худой конец нет у нас, финно-угров, даже таких сомнительных исторических документов так называемых ШЕЖЕРЕ (описание родословни по мужской линии у тюркских народов). Есть только один убойный козырь в таком деле это археология — железный аргумент. Только лишь в 19 веке учеными России вообще по серьёзному был поставлен вопрос о прошлом самого русского народа, о его происхождении, к стати не совсем решенный до сегодняшнего дня. Есть одни лишь взаимоисключающие научные версии и только. Каждый волен придерживаться той, которая ему милей. Лишь в органической связи с этой проблемой, поднятой русскими историками, археологами, андропологами в общем учеными и вдруг из небытья всплыл какой то народ меря — в роде бы исчезнувший, но о себе напоминающий на каждом шагу особенно в центральной России вокруг Москвы, Владимира, Ярославля, Вологды в названиях рек, городов, урочищ и т. д. Вот поэтому коренные русские люди проживающие в этой части России нам марийцам кровные родственники ( кумы и кумовья ) через общую родню нашу легендарную мерю.и жить нам с этим до скончания веков, нравится это кому или нет, исторически так сложилось.Однако нужно помнить всем жителям нашей республики: русским и марийцам, что знание истории полезно, она может помочь в решении конфликтных ситуаций в РМЭ за накрытым столом в окружении хоть и дальних, но всё же родственников.

        • аяр умдо

          Да что за трёп развел ВВВ и другой спец. Ну как же, колониалисты вот всё побросают и будут летопись вести про инородцев, не смешите! Так же как ваш любимец Маркелов, неофеодал, кроме бездарных стишков что-то путное написал в истории мари?

          Есть достоверные факты в англоязычных научных источниках XV века о народе меря в Ростовских землях.

          • Аноним

            А поподробнее?

            • Аноним

              А подробно о меря у Паяр Вундо нет ничего. Подробно он умеет только хвалебные оды писать своему Маркелову.

            • аяр умдо

              Может тебе в подробностях текст с английского перевести?

              • Аноним

                Кто тут о переводе пишет?
                —- Есть достоверные факты в англоязычных научных источниках XV века о народе меря в Ростовских землях.—-
                Коль есть, укажи, а если не указал, то это пустые слова.

              • Мне бы с португальского…

      • Аноним

        Кто пишет, что марийский — это диалект мерянского языка?

        • Костятин

          Я так утверждаю. И что ?

          • Аноним

            Да ничего. Есть утверждение, надо бы аргументы, дабы подкрепить…

            • Костятин

              Купи книжицу Мерян Йелма. Меряно-русский и русско-мерянский словарь. Популярное издание. — Москва: Меря пресс, 2013.-110 стр. просмотришь и очень скоро согласишься с моей версией.

              • Костятин

                Вот кусочек из этого словаря: Юмала-бог, Тюнь- мир, Йелма-язык. Перт-дом. Илеш-жизнь. Кува-женщина. Иге-дитя, Колема-смерть и так далее. Кырык марла ден олык марла коклаште ойыртем чотырак шонем.

                • Аноним

                  Кидыштем словарь уке. Ты словарь ыштымаште могай источник-влак вара кучылталтыныт? Тыгай пашам пеш чот ту:ткын ыштыман. Марий йылме меря йылмын диалектше манаш ты словарь гына шагалрак…
                  Юмала — прибал-фин. йылме влак деке лишылрак,
                  Перт — мыняр марий йылме деке лишыл, тунарак приб.-фин. цылме-влак деке, тугак колема.

                  • Костятин

                    Тиде улыжат популярный изданий — тыгай формат и представляет всего лишь (реконструкцию языка) версию, но не научно обоснованный материал как факт. Мыйжат тиде форматыштак «модам». Тиде форматыште верси семын лиеш манаш, что кырык мари олык марий калык деч посна поволжский финн калык. Умылтарза мылам молан ок лий ? В науке по каким критериям какая то общность людей диалект считается, а по каким уже другой народ ? По моему это часто делается по политическим соображениям, волюнтаристски, смотря версия или гипотеза какой группы ученных оказалась удобней властям.

                    • Самое грустное, что нет у вас литературной и научной беседы на марийском. Новояз вам всем нужен, и капитальный. Чтобы конкретно не только бытовые и 2-го уровня слова использовали, а и остальные понятия были чисто на марийском ( например: политическим соображениям, волюнтаристски, гипотеза и т.д.)….. Грустно мне, что. хотя сам один человек может создать словарь хоть на 20.000 тысяч новых слов (за пару лет), но даже в теории его конечно может начать употреблять только узкая группа энтузиастов….
                      Нда, но я всё равно люблю марий йылме.

    • SS

      Калык
      шӱвалеш гын ер темеш.
      (Плюнет народ-озеро
      наполнится). Мы же
      только друг в друга
      плюем.
      +1000

    • Илья Бирский

      В названии отчётливо видны две финно-угорские(а конкрентно — марийские) гидронимы «ва» и «-лга», «-га». «Ва» — древняя форма слова «ву:д», сохранилась эта форма на коми и вепском языках. «-лга», «-га», «-ока» — гидроним от марийского свова «йога»,»йогн»,»йолга». Попадая в иноязычную среду, первооснова иногда изменяется до неузнаваемости, но здесь мы видим вполне узнаваемую конечную часть слова. Так,например,в тюркоязычной среде в словосочетании «пу-ва»согласный звук «п» выпал, а «ва» башкиры стали произносить согласно законам своего языка «фа»,так произошение в их языке такое «фыркающе-шипящее».Т.о.,Волга — чисто марийского происхождения, а Юл — это от тюркского «йыл», то есть «путь(здесь — водный путь)». Арабо-тюркское «Ра» на марийском языке не обнаруживается,как и в других финно-угорских. Скорее всего, одним из корней нашего этнонима «марий» является древнее ираноязычое скифо-сарматское слово «ар», что значит «человек». Так,например, наших соседей — древних удмуртов в старину называли просто «арий». «Ма» — на древнемарийском «земля». Когда в марийских землях появились германоязычные алеманы, они называли марийские земли «ма-лянде»,вслед за ними и сами мари восприняли это слово.

      • Костятин

        Ош-ма, Рок-ма, Коштра-ма, Муро-ма, Кинеш-ма, Саре-ма…- чыла мландым ончыкта мо вара ?

        • leha_ivanovo

          Смотрю как много споров то тут) У меня к Вам такой вопрос, есть
          предположение: как можно перевести гидроним Шухомош? У нас тут то (Ивановская обл, Фурманов), всяких Молохт, шач и вондыг целый пруд пруди)

    • Светлана

      Мама всегда говорила, что Кокшага — это два шага в переводе. И кто прав?

      • Аноним

        Светлана, так и сказала? У вас удивительная мама! Что ещё перевела ваша мама из разных гидронимов?

  22. Доброжелатель

    Думаю, название реки Волга связано с финно-угорским словом *valketa, марийское соответствие волгыдо, эстонское valge, финское valkea, значение во всех языках примерно одинаковое «светлый, прозрачный, белый». Название городка Valga в Эстонии некоторые также связывают с этим словом.

    • Вачис

      Я с Вами тут согласен полностью, а вот с Минилбаевой о происхождении Москвы — нет. А Вы как как думаете, откуда произошла Москва?

  23. Вачис

    Буквально на несколько часов 28 июня в Чебоксары заехал народный артист СССР, лауреат Государственной и Ленинской премий Андрей Эшпай. И отправился прямиком на репетицию оркестра Чувашской государственной академической капеллы под управлением Мориса Яклашкина.
    http://sovch.chuvashia.com/?p=28368

    Сегодня, 12 февраля, в Чебоксары прибыл выдающийся композитор современности, народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР Андрей Яковлевич Эшпай. Встречали почетного гостя заместитель министра культуры Чувашии Алексей Белов, народный артист России, дирижер Морис Яклашкин, председатель Союза композиторов Чувашии Николай Казаков, директор Чувашской государственной академической симфонической капеллы Василий Иванов и др.
    http://www.cheboksary.ru/culturen/12022009/page7288.htm

  24. Доброжелатель

    Прекрасно, что маэстро ездит и в Чувашию. Ничего плохого в этом не вижу. Ты как маленький ребенок, Вачис… Просто смешно читать твои комментарии 🙂 Посмотри фильм молодого А.Эшпая «Река времен» об отце-композиторе и деде Якове Эшпай. Кстати Я.Эшпай — один из основоположников марийской профессиональной музыки. А.Эшпай-старший и в Германии с гордостью говорил о своем марийском происхождении. Гордиться надо, что есть такой всемирно известный человек, который считает себя частью нашего народа. Просто он достоин уважения и по своему возрасту (89 л.), ветеран войны, не говоря о том, что он всемирно известный композитор. А у тебя Вачис нет уважения ни к старшим, ни к младшим, ни к истории, культуре нашего народа…

  25. Какшан марий

    Вачис,оставь в покое уважаемого А.Эшпая.С твоим Лужковым его и впрям не сравнить.Лужков вор и казнокрад,а Эшпай патриот~фронтовик.А тебя чё то всё к ворам тянет.Понятно,что умом и сердцем с ворами

  26. Валентин

    Слово «ога»- это слово есть в горно-марийском языке. Близкие слова: «йогы», «шога-шага»(шага-вуй). Вспомните, когда сажаете картошку, делаете дорожку, она называется «Шога» или «Шага». «Ога»- это дорога. В те времена асфальтовых и других дорог не было, все дороги были только по воде. «Вал» — это слово и сейчас используется у горных марийцев: «Ӱштӹ вал», «Кого вал»,»Ондри вал» — это всё-равно, как у луго-марийцев «Йӱштӧ памаш, «Кугу памаш», и так далее. Но слово «вал» у горных марийцев означает ещё и водное течение. В Нижегородской области есть река «Валава»- это можно по-марийски понимать, как «Вал+ӓвӓ», то есть «мать водного течения». Видите, на чужих теперь землях сохранились более чистые названия. «Моска ӓва» — это из этой же оперы. Слово «Ӓвӓ» — это мать, но, видимо, означало ещё и множество. Эх, просто мы забыли свой родной язык. Полностью обрусели. Названия рек, например, «Ветлуга»- это же -«Вӹтлӓ ога». Так что, «Волга» — это «Вал»+»Ога». Получается — «Валога»-Волга_-Валга-Вальга-Валка и так далее. Река «Ока» — это в чистом виде «Ога». «Кокшага» — Кокшы Ога. Можно привести сотни примеров.

  27. SarmiS

    Мне тоже понравилось, но что скажут на это профессиональные лингвисты, может откликнется кто нибудь.

  28. Илья Бирский

    Обратите внимание: места, где жили так называемые «меря»,везде называются «марь»,а не «мерь». Значит, эти люди всё-таки называли себя «мари» или «мары». Почему мы должны верить средневековому церковнику, еле умевшему выводить буквы,который и начертал эти две соглсные «м» и «р» и тем самым он якобы и утвердил, что эти люди «меря»? Даже и более грамотные люди и более поздней эпохи долгое время называли всех нерусских просто «татарами», т.е. особо не разбирались,кто есть кто. Так называемые «русские летописи» написаны на бумаге немецкого производства конца 17 века примерно в то же время. Эпоха Петра1 — это эпоха,когда появился русский народ, т.е. интенсивно происходило обрусение нерусских. Вероятно, в ту эпоху западные мари окончательно потеряли свой язык, но всё же это происходило не так быстро, т.к. марийский слова,некоторые марийские обычаи среди тамошних русских до сих пор сохранились.

    • Костятин

      Илья, те Бирский лимо:нго:, очыни те пошкырт вел мари улыда. Те кузе шонеда пошкырт ден Казан тотарын йылмышт тиде ик йылмын кок диалектше или кок посна самостоятельный йылме? Однако уло аксиома — кок самодостаточный, оригинальный йылме влак коклаште умылтарше тылмач(ожсо) переводчик лийман или коктытшымат сай ыштен палман, например: польский — немецкий или марийский — удмуртский, мутлан кок тюрский йылме влак коклаштат тотарла ден узбекла или пошкыртла ден туркменла, но пошкыртла ден тотарла коклаште нимогай нигунам переводчик огеш ку:л. Любой тотарлам палыше ен* пошкыртла умыла и мо:н*гешла, пошкыртла палше тотар дене оляса, без проблем. Тыге лиймо:н*го: тотарла дене пошкыртла тиде ик йылмын кок диалектше гына огыл мо ?

  29. Костятин

    Эше ик йодыш, Аноним дене Илья Бирскийлан. Олык марийлан кырык марийым умылаш йо:со:, у:нарет уке гын огешат лий, а эрвел марийлан вовсе — аптрау. Тиде могырым рушлан украинецым, беларусым умылашыже может куштылгыракат, , но тудо влак ту:рло: самодостаточный славян калыклан шотлалтыт, а ме же кырык мари ден олык мари, эмыш, диалект дене гына ойртена, а такшым ик калык улына. Какие то двойные стандарты прослеживаются. Шершэ ля политик — каласаш гына кодеш.

  30. Костятин

    Тиде логика дене: молан легендарный Меря марийын западный, исчезнувший диалектшылан шотлалтан огеш керт. Мылам тыгай гипотеза лышылрак да чын чу:чеш.

  31. Аноним

    Костятинлан. Эрвел УдрАмАшлАн, Моско Леналан ик поро мутет ыш лий гынат, мемнан Эрвел Марий—влак деч пОлек. Сере вуйешет, ончыкыжат пален лий …Серем рушла, моло еНлан умылаш кУлеш тидым…
    В 740 году распался Тюркский каганат. Эта была империя кочевников. К словам не придираться. Распался назовем так по внутригосударственным причинам. Много народов с 6 по8 век потеряли РАССУДОК и начали шарахаться по белу свету…
    То же произошло с булгарским племенным союзом, ( ранее входящим в Тюркский каганат) В булгар. племен. союз входили
    три народа: булгары, башкиры, чуваши. Этот Тюрк. каганат занимал территорию от Каспийского моря до территории нынешнего Узбекистана.
    Булгарский плем. союз выдавливался хазарами. На смертном одре старый вождь булгар по предсказанию шаманки Паганэ, разделил булгар на три части, по количеству сыновей. Четвертый.
    самый старший сын,, получил отряд воинов, с заданием задержать, ценой своей жизни —хазаров. Так все и произошло…
    Трое сыновей повели свои народы искать новые земли, а затем
    позвать своих братьев. Этот наказ отца так и не был выполнен.
    Младший Аспарух повел своих подданых через территорию нынешней Украины, смешивался с другими племенами, шли 20 лет. Добрались до Византии., после стычки повернули назад
    и на земле нынешней Болгарии создали. ПЕРВОЕ БУЛГАРСКОЕ
    ЦАРСТВО.
    .Два других брата тоже нашли пригодные Земли. Один В Крыму,
    а другой на территории нынешнего Татарстана. Здесь произошла
    первая встреча представителей булгар и местных народов МАРИ
    (Черемиссов) Встреча и дальнейшая жизнь на огромной малонаселенной территории была практически МИРНОЙ.
    Эти народы имели одну религию—-СОЛНЦЕПОКЛОНСТВО.,а никак
    не язычество ((КТО не знает ЯЗЫЦЫ—в переводе-немой, это происки словлблудов и …) Уровень жизни был один, язык перени—
    мали друг у друга. И сейчас многие знают по три языка, а скажем
    на севере Башкирии немалая часть населения знает и говорит
    на марийском, на татарском, на удмуртском, на русском…
    И как пишет первый посол в Булгарию Волжско Камскую—ибн Фатлан (в переводе Нигматуллина, ну никак не марийца ) марийцы имели шести тысячное войско Это 922год. При переходах с территории нынешней Башкирии до территории Нижнего НОвгорода, использовали каждый по 5-6 моджарских (венгерских) коней. В обычные недели военная подготовка шла три дня , в .остальные дни работали. ДО сих пор у марийцев Дни недели называются: вторник— кушкыжмо (оседлать коня) среда—вУргече
    (кровавый день—шли боевые тренировки), Четверг— изарня(банный день,лечение травами) В 7 веке нашей эры славянские племя—вятичи пришли с Эапада на Земли МАРИ (Касвел мари —ныне именуемые—МЕРЯ)Воспользовавшись запретом для марийцев—УБИТЬ СЕБЕ ПОДОБНОГО ==ЧЕЛОВЕКА , Касвел Мари были выдавлены с исконных земел : С озеро Селигера, озеро Волго, от рек Маска Ава( Москва) рек ЛАма и Шоша и земель и городищ прилегающих ….Дальше стоял простой вопрос КАК ЖИТЬ!!! И выводы были сделаны…. Про экипировку, вооружение, методику ведения конного боя пропущу Скажу лишь, что потом частенько Казанские ханы пользовались услугами этого войска….
    Интересно, откуда пошло выражение ЧИСТЫЙ ЧЕТВЕРГ? Откуда
    это совпадение? взялось .С чего бы славянам в баню не ходить
    в конце трудовой недели? А? А именно в четверг, в середине недели..Вроде бы и христианство приняли..
    До прихода Булгар , а конкретно башкир ( между ними такая же разница как и между марийцами горными и луговыми) на территорию нынешнего Башкортостана Эрвел Мари граничили с мадьярами (венграми). Венгры четыре тысячи лет назад жили на севере Урала. НО медленно и верно мигрировали на юг Урала., и 8 веке нашей эры ушли на запад, остановились на Паннонии( часть нынешней Венгрии). Это ВАЧИСУ—всезнайке,любителю истории марийского народа. В Венгерском Культурном Центре..все это покажут и расскажут…..

    • Костятин

      Аноним, ты забыл сказать в своей вдохновенной интерТРЕПАЦИИ( вот именно не интерпретации, а именно интерТРЕПАЦИИ) истории о Волжских Булгарах одно ключевое слово, как называлось конное вооруженное войско марийцев, услугами которой пользовались Булгарские Каны. Я тебе напомню — Курсыбай называли булгары, приладив к своей тюркской фонетике чисто марийское слово ВУРСО ВИЙ -на русский переводится как ВОЕННАЯ СИЛА.Так, что ты детям своим рассказывай историю в такой форме на заваленке, а здесь будь добр аккуратнее с историей. Где ты всё это прочитал ? Или у тебя ЧАКРЫ внезапно открылись и ты вошел в прямой контакт с самим каном булгар Алмушем ???

    • Валентин

      Не знал, что наименования дней недели толкуются так. Всегда думал, что «шачмы-кышкыжмы-вӹргечӹ-изӓрня-когарня-кукшыгечӹ»- это некий календарь женских дел.

  32. Аноним

    Валентину…ЗА 11.06.2014 есть слова ==Можно привести сотни примеров….Если у ВАС есть возможность просветите нас всех:
    особенно ученннннных, фому неверуюющих.
    ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО, КОНКРЕТНО У ВАС ПОЛУЧАЕТСЯ !
    Спасибо заранее….

    • Аноним

      Серьезных исследований по изучению и анализу марийских топонимов и гидронимов никто не проводил, а если и проводили, то только в русле учений марксизма и ленинизма, поэтому тут огромное поле деятельности. В Москоской области есть река населённый пункт Пахра. По горномарийски — это молочный продукт..

      • урал мари

        Очень интересно.!Есть логическая связь.Я слышала,что места по течению Пахры с известняковыми породами и много подземных лабиринтных пещер.

  33. Валентин

    Серьезных исследований по изучению и обобщению топонимов и гидронимов, указывающих на марийское происхождение, никто до сих пор не проводил, а если и проводили советские учёные, то только в русле учений марксизма-ленинизма, поэтому, кто будет этим заниматься- у того огромное поле деятельности. Достаточно раскрыть карту европейской части России и внимательно посмотреть на названия населённых пунктов, рек и озёр. Есть в Московской области река Пахра, которая впадает в Москва-реку, есть и одноименный населенный пункт. По-горномарийски это означает молочный продукт. Есть речка Большая Ушма во Владимирской области, недалеко от Петушков. Это по-марийски Большая Ошма, просто русские переиначили немного- по-марийски будет -«Кого Ошма». Около Орехово-Зуево есть Вольгинский Покров, там протекает речка Вольга, которая впадает в Клязьму. Видите, и здесь Вольга(Валога).
    Не поленитесь, посмотрите подробную карту и вы найдёте массу марийских названий.
    У марийцев в своё время был золотой век, богаче и сытнее народа не было.

    • Аноним

      —— Есть в Московской области река Пахра, которая впадает в Москва-реку, есть и одноименный населенный пункт. По-горномарийски это означает молочный продукт.——

      Есть — это конечно, хорошо. Но если это марийский (мерянский) топоним, то ему уже не одна сотня лет. Тогда странно: или в топониме, или в нарицательном слове мы бы имели несколько иную форму (для марийского языка в результате исторического развития фонетики, для топонима это иноязычное влияние). Одним словом, идентичность слов говорит больше в пользу их гетерогенности. На территории западной диалектой зоны марийского языка есть такой топоним? Подозреваю, что нет.
      И вообще, идентичность «топоним / слово (мар.)», «топоним / топоним (в Марий Эл)» не всегда указывает на один источник, тем более при такой смене языковой ситуации.
      Для того чтобы искать марийские топонимы за сотни км. от Марий Эл, нужно сначала в Марийском крае их хорошо исследовать.

  34. Аноним

    Валнтину и другим посетителям этого форума:
    ОБЬЯВЛЯЕМ КОНКУРС!!!! КТО БОЛЬШЕ ВСЕХ ЗА ЭТУ НЕДЕЛЮ, ДО СЛЕДУЮЩЕГО ПОНЕДЕЛЬНИКА, НАЙДЕТ СЛЕДЫ КАСВЕЛ МАРИ===МЕРЯ!!!
    Мой первый ход. НА западе Московской области есть речка ШОША, впадает в реку Волга (рядом с Завидовским Заповедником, там же Правительственная Дача) Эта речка Шоша протекает через деревню Шоша. ..Площадь деревни примерно 1,2 на 2 км. МАРИЙ—ВЛАК ШКЕ ОНА ТАРВАНЕ гын—МЫЛАННА иктат огеш ПОЛШО !!! ВАШКЫДЕ,ОЛЯН ГВНА КУГЕЗЕ КОЧА—-КУВАВАЙНА ИЛЫМЕ ВЕРЫМ МУЫНА,,,ЙОН»ЫЛЕНА ГЫНАТ—ШКЕ ТОРЛА»ЕНА!!! ПУЛАШТАРЫШЕ—ВЛАКЫМ ОШ ПОРО КУГУ ЮМО ТУ»КЫЖО!!! ТУГАК ЛИЙЖЕ! Эрвел марий.

  35. Елена

    1. Ивановская область: сохранились поля Мерянки у д.Щаднево, урочища Меряково.2.В Кинешемском районе есть с.Никола Мера.3.На окраине Владимира :возле речки Рпень была Ярунова долина, где стоял идол Яруна 4.1071 — восстание веси и мерья на Ростовской земле.5.Суздаль (исконное мерянское название Суждал)6.Москва (от мерянского «моска» — конопля).7.Галич Мерянский 8.Первая столица на территории Московии была мерянской — это город Сар, бывший в то время столицей Мерянии (находился в современной Ярославской области). 9.Деревня Меря в Истринском районе Московской области 10.http://merjamaa.ru/news/merjanskaja_moskva_infografika_merjanskikh_toponimov/2011-10-21-368.—изложено полностью! 11.http://ivanovonews.ru/news/detail.php?id=65039 тут мне интересно Алабуга (Иваново)-Татарстан_ Оренбург 12.ну и чтоб зря время не теряли http://komanda-k.ru народ и меряне

    • Аноним

      Пример в Чувашии ШУМЕРЛЯ (ШУ-МЕР-иЛА). По поводу Алабуги, возможно он раньше звучал как Елабуга. Если это действительно так, то можно ещё раз убедиться, что в прошлом мари(меря) при произношении не использовали букву А(аз) в начале слов. Существовал-же О-кающий говор, характерен для северных областей в том числе и нижегородской области, и А-кающий говор, характерен для южных областей (примерно территория бывшей Хазарии).

Добавить комментарий для leha_ivanovoОтменить ответ