Ответ Никитина Радыгину

Вперед – в Марийскую АССР!

Автор статьи Сергей Никитин

Автор статьи Сергей Никитин

Мне нравится читать статьи и комментарии уважаемого Анатолия Ильича Радыгина. Бодрый тон, уверенность, понимание, уважительное отношение к оппоненту – вот бы всем быть такими общественниками. Еще более привлекателен бьющий через край оптимизм. Невозможно не заразиться его настроением, и почти согласиться с аргументами и мыслью статьи. Даже некоторые преувеличения, приукрашивания, типа «стратегические решения» или «Всемирное движение», не так коробят слух. Однако!

Отойдя от компьютера, и немного остыв, почему-то кажется, что присутствуешь в театре абсурда, наблюдаешь за ролевыми играми взрослых людей. Нас убеждают в том, что «синица в небе, лучше журавля в руках». Нас убеждают, что федеральная национально-культурная автономия является спасением от всех проблем марийского народа. И такие сентенции раздаются уже два десятилетия!

Ну, не пойму я, почему, имея национально-государственное образование в составе Российской Федерации – Республику Марий Эл, раньше именовавшейся Марийской Автономной Республикой, имея возможность формировать практически «национальные районы» и «национальные сельсоветы» путем проведения во власть своих соплеменников, мы подчиняемся гипнозу?

Читаю: ФНКА, Всемирный Всемарийский совет, соглашения, устав Мер каҥаш. Но что это? Это все наши достижения после двадцати двух лет демократических преобразований в новой России? После семи-восьми съездов? После десятков и сотен марийских судеб, сломанных только за то, что доверились речам о демократии и свободе?

Итак, начнем с национально-культурной автономии. Этот термин, и сами автономии, естественно, возникли в 90-х годах прошлого века. В первую очередь для представителей народов, не имеющих государственно-территориальных образований в составе РФ. Организации в основном культургерского направления. Первыми были представители тех народов, что и так были организованы и получали ощутимую поддержку из зарубежья: Германии, Израиля, стран СНГ. Короче, это народы, имеющие опыт проживания диаспорой. К слову, у евреев в сфере финансов, политики, культуры, управления, идут хорошо не потому, что у них есть ФНКА, а наоборот. Фактически НКА стали своеобразной вывеской, витриной для полноценно функционирующих диаспор. Главные рычаги влияние у них – не через НКА.

Второе. В свое время, мне тоже доводилось приводить аргумент, что в НКА будем иметь возможность получать финансовую поддержку своих проектов через систему грантов. Должен заметить, что выдача грантов не осуществляется по правилу «шведского стола», там свои требования и ограничения. Например, необходимо, чтобы организация работала не менее пяти лет. Или, деньги на проект выделяются, в случае такой же суммы со стороны грантополучателя. Если коротко, то никто не зарезервировал деньги именно для марийцев, чтобы «все сестрам досталось по серьгам». Само по себе НКА ничего не сделает, если нет умелых, энергичных, опытных, честных и заинтересованных людей в организации и среди сторонников. НКА – инструмент для достижения цели, но ни в коем случае – сама цель!

На мой взгляд, марийцам следует беречь и развивать то, что дано государством – Республику Марий Эл!
Автономные образования не являются изобретением большевиков-ленинцев. Еще до них, в Российской империи, на правах широкой автономии функционировало Великое Княжество Финляндское. Со своим парламентом, законами, полицией, судом, таможней, границей (можете поправить и дополнить). Некоторую автономию имело и Царство Польское.

Большевики создали автономные республики и округа для «подтягивания» национальных окраин до уровня великорусских регионов. Была поставлена задача создания национальной интеллигенции, письменности, преодоления неграмотности, сохранения и развития национальной культуры, науки. Одной из главных задач являлось создание национального пролетариата. Для чего не только строили фабрики и заводы, но и просто включали в состав национальных республик промышленные районы преимущественно с русским рабочим классом. Так, к Украине присоединили Харьковщину, Криворожье, Донбасс, Новороссию. Казахской Республике «отдали» в аренду на 90 лет Рудный Алтай – промышленную Восточно-Казахстанскую область. Когда истекал срок аренды, пошли намеки о «возврате». Якобы, Назарбаев на это сказал, неофициально, но ясно мол, лучше отдать область Китаю, чем России. Намеки и разговоры прекратились.

Российская Федерация, как правопреемница Советского Союза взяла на себя обязательства по сохранению автономий. Даже знаменитое выражение Ельцина «Берите суверенитета, сколько проглотите», показывает понимание законности существования автономных республик. Если, конечно, народность понимает суть автономии. Вот коми-пермяки ликвидировали свою автономию. Зато они могут образовать НКА, вплоть до федеральной, и даже всемирной. А может и до межгалактической. Хотя, это уже компетенция Нью-Васюков.

Вообще, в мире много форм национально-государственного устройства. Вот в США каждый штат обладает некоторым суверенитетом, и во многих штатах есть национальные образования – индейские резервации. Резервация, вопреки расхожему мнению — не концлагерь с большой территорией, не гетто. Это территория, на которой индейцы живут по своим законам, и чужакам вход воспрещен. Своего рода автономия.

Сам факт создания Марийской ФНКА или НКА в Марий Эл, может дать повод для пересмотра законной базы и целесообразности существования самой Республики Марий Эл. Перефразируя громкое, но небесспорное утверждение уважаемого Анатолия Ильича «Национальное движение не может уйти за пределы национальной республики. Это смерть движению», скажу что если национально-культурная автономия придет в республику, то республике – конец. Зачем содержать дотационную, затратную республику, если обязательства государства по выполнению задач автономной республики берет на себя общественность, а значит народ мари?
Думаю, что вместо девиза «Назад в НКА»! нужно выдвинуть новый: «Вперед в АССР»! Понятно, что содержание термина нуждается в подгонке к современным реалиям, без «социалистического реализма». Главное в термине – автономия!

Я уже писал, что обстановка в мире меняется стремительно. Теперь мир вступил в эпоху «после Крыма». Кроме всего прочего, нас касается то, что создан прецедент, когда высшие органы государственной власти России гарантируют Автономной Республике Крым три(!) государственных языка. И, внимание(!), квотируют представительство крымскотатарского народа в органах власти республики! Изменились правила игры! Точнее, произошел пересмотр некоторых конституционных норм. Данное новшество может быть применено и к «старым» республикам России. Во всяком случае, и Запад будет использовать сей факт для давления на Кремль и заигрывания с некоторой категорией политиков в РФ. Страна то одна! Вполне возможно, что произойдет изменение некоторых принципов федерализации, норм республиканских конституций. И «обязательное владение языком титульного народа» для Главы республики, может на самом деле, стать обязательным. Не столь принципиально и затратно. В любом случае, Кремль может пойти на некоторые послабления, а народностям нужно только сказать «Мы в России! С Россией! С русским народом»! По правде говоря, у русского народа не было, и нет более верного союзника и помощника, чем нерусские народы России.

В текущий момент, цепляться за регалии и организационные формы национального самоопределения времен приватизации – ошибка. На худой конец – создание НКА в регионах может быть программой-минимум. Если существующим там организациям стало тесно в своих рамках.
В любом случае, Кремль и российская общественность, да и зарубежная, в случае финансового и морального банкротства РМЭ не преминут спросить у нас: «А почему вы – марийцы, позволили «довести до ручки» свою республику? Чем вы занимались?»
Что ответим? Промямлим, что провели двадцать съездов и слетов? Организовали полусотню НКА, молодежных, женских, девичьих, ветеранских организаций?

Задачей марийского национального движения должно стать воспитание граждан великой России! И работать надо не на то, что было вчера – куцую НКА, а на обновленную автономную республику!

Меняется Европа, Америка, Китай. Молодая германская нация, в 1870 году создавшая единую Германию, разделенная в 1945 году и вновь объединившись в 1991-м, строит уже единую Европу. Украинцы перед выдуманными и явными угрозами и обидами сплачиваются в нацию. Русские, самый большой разделенный народ планеты, все сильнее ощущают потребность в объединении. Марийцы, один из государствообразующих народов России, должны активно включиться в процесс усиления страны. И государству надежнее, если в ее составе есть народы верные, в том числе своим традициям, чем безликая ассимилированная масса, живущая сиюминутными потребностями и готовая продать и продаться. Марийцы не были и не будут «пятой колонной».

Автономные республики Российской Федерации ждут обновления своего содержания. Устоит та стена, в которой нет рыхлых кирпичей. Устоит та страна, чья национальная элита живет служением государству, а не удовлетворением собственных прихотей. Устоит то государство, что существует для народа. Власть не заключена в одном правителе, в парламенте, в партии. Власть держится народом и богом. Бог – это справедливость. Сила страны в потомственном гражданине, самоуправлении, самообеспечении, самозащите.

Продолжающиеся игры в «союзытрехмарийцев», уставы, печати, золоченные многословные визитки, состязания и выслуживание – только распыляют наши силы. Мы должны работать на высшую цель – на Российское государство. В данном случае – на Марийскую автономную республику.

Никитин С.П.
Екатеринбург,
26.04.2014 г.

32 комментария

Filed under Статьи

32 responses to “Ответ Никитина Радыгину

  1. mari-advocat

    Чын. Тыгак лийшаш.

  2. Радыгин Анатолий

    Никитину С.П.
    Спасибо за добрые пожелания.
    В Вашем ответе как в капле воды отразилась позиция многих, кто склонен оценивать и делать выводы, при этом оставаться сторонним наблюдателем. Жаль, что и Вы все более и более становитесь сторонним наблюдателем.

    «Стратегические решения». Именно СТРАТЕГИЧЕСКИЕ для Всемарийского движения. Я не преувеличиваю. В течение 20 лет во главе Всемарийского движения становились, к нашему сожалению, популисты, либо же люди, которые не смогли, как мне кажется, реализовать свои амбиции и помыслы на своей основной работе. В этих условиях, считавшие себя обиженными властью, прежде всего властью Марий Эл, о марийцах, проживающих в регионах, и не помышляли. Каждый раз мы оказывались разменной монетой. Наши голоса определяли итоги выборов и вновь о нас говорили «О:рдыж мари», сторонние марийцы. Однако от имени всего марийского народа вновь избранные пытались, как они говорили, решать проблемы марийцев Марий Эл, а по существу тешили свои личные неудовлетворенные амбиции. Тем самым, нанося вред, не только Всемарийскому движению, но и формируя негативное отношение к марийским лидерам в целом. Слава богу, с избранием Яковлевой Л.Н. председателем Всемарийского Совета, ситуация поменялась.
    Сегодня Всемарийский Совет созрел, прежде всего своим отношением к делу, к подготовке предложений по установлению партнерских отношения с правительством Марий Эл, чтобы на деле, а не на словах установить принципы взаимоотношений органов власти и управления, местного самоуправления, не только в Марий Эл, но и субъектов России с Мер Канаш, нашими региональными организациями. Установить принципы взаимной ответственности, чего, на мой взгляд, Всемарийскому Совету, не хватало многие годы. Повторюсь, не хватало ответственности, этого не хватает многим и сегодня. И вот это решение я называю стратегическим решением. Всемарийский Совет продолжает идти по пути созидания условий для полноценного развития общественного движения, оказания государству реальной помощи в деле сохранения языка и культуры народа его избравшим.
    Вы пишете, что Вас убеждают, что федеральная национально-культурная автономия является спасением от всех проблем марийского народа.
    Эко хватили. Ваша ирония не уместна.
    Проблемы народов, проживающих в государстве, призвано решать само государство. ФНК автономия не может ставить перед собой создание территориального государственного образования или же ликвидации национально-территориальных образований, определенных Конституцией и Вы прекрасно об этом знаете, однако умышленно подводите читателя к этой мысли. Государство, издав Закон о национально-культурных автономиях, обратилось к своим гражданам с предложением сотрудничества в деле сохранения многообразия языков и культур народов, в нем проживающих и не замечать этого может только страдающий «балконной философией».
    ФНКА не панацея от всех бед. ФНКА инструмент для достижения цели, а не сама цель. Только вот этот инструмент надо выстраивать. И республика Марий Эл основное звено в настраивании этого инструмента, если хотите – камертон. Об этом я говорил и утверждал многократно и повторю вновь — центр Всемарийского движения не может быть вне пределов Республики Марий Эл.

    Не перестаю удивляться Вашим умозаключениям.
    Ваша цитата:… «если национально-культурная автономия придет в республику, то республике конец, зачем содержать дотационную, затратную республику, если обязательства государства берет на себя общественность, а значит народ мари».

    Без комментариев, полное смешение понятий. Умоляю Вас, не ставьте знак равенства между общественностью и народом мари. Это далеко не так и абсолютно не так. Не перекладывайте обязанность государства на общественность. Всемарийскому Совету и оргкомитету по созданию ФНКА марийцев России такое даже в кошмарном сне не снится.
    Побойтесь бога, где и когда Вы нашли наше упоминание о том, что создается НКА в Марий Эл? Мы законопослушные граждане своей страны и работаем только в рамках действующего законодательства. Единственное, в чем здесь я Вами согласен, это и мое жизненное кредо — марийцы никогда не были пятой колонной и не будут.

    Сергей Петрович.
    Меня несколько задело Ваше упоминание «шведского стола» и утверждение о РАЗДАЧЕ грантов. Гранты не получают как готовое блюда с барского стола, а его ЗАЩИЩАЮТ. Что касается выслуги или утверждения о том, что организация должна работать не менее пяти лет, для того чтобы претендовать на право подачи проекта и его защиты, то придется с Вами не согласиться. Одного года работы достаточно, чтобы включиться в конкурс проектов. Ну а если не регистрировать организацию, откуда возьмутся эти, как вы утверждаете, пять лет?

    Сергей Петрович, Мой друг, позвольте мне так Вас называть.
    Вы пишете, что едва Вы отходите от компьютера Ваш пыл угасает. Жаль, но такое, на мой взгляд, происходит, если социально-активный период в жизни человека проходит рядом с компьютером, а не с народом. Вновь предлагаю Вам выйти в народ, приезжайте к нам на Семык, на наш съезд. Мы открыты для всех, готовы выслушать каждого, кто готов положить на алтарь свою честь, свои знания и энергию в деле сохранения нашего народа, сохранения нашего языка и уникальной культуры. Я думаю, что вы согласны, что это богоугодное дело.

    28 апреля 2014 года. г. Ижевск. Радыгин А.Н.

    • Костятин

      Радыгин йолташ, где вы видите Единое Всемарийское движение ? Сегодня марийское общств.движение прекрасно иллюстрирует народную песенку:»Эр кынельым ту:го: лектым Ушкал тотарла мура, Со:сна: музиканым шокта, чыве йыр по:ртын кушта…»- и всё такое.Разброд и раздрай. Даже верить в какое то единое, тем более единое с Правительством РМЭ во главе с нынешним Президентом, представляющим Российское государство, якобы по вашим словам день и ночь обязанным делать всё для того, чтобы сохранять язык и культуру марийцев по меньшей мере наивно для «настоящего полковника». По вашему получается,видимо избранное народом РМЭ( марийцами в том числе) Президент и Правительство устали от такой неустанной заботы о марийцах республики? И вот по вашему стратегическому плану Всемарийское движение, Мер Кан*аш придут на помощь этому Правительству то есть государству- глядишь и заживут они счастливо работая в альянсе на благо марийского народа, сохраняя его язык, традиционную культуру и всё такое, даже не забудут «о:рдыж» марийцев живущих в Удмуртии, на Урале и т.д.. Ну что сказать на такую стратегию нам, гражданским. О:раш веле кодеш. Остаётся нервно курить на «балконе и философствовать», как вы определили нам место, когда впереди марийской обшественности на лихом коне гарцуют отставные Военные-блестящие Стратеги,Теоретики, Аналитики…Товарищ Радыгин, такой же как Вы отставной полковник Баширов недавно маячил в Йошкар Оле, как общественник на «лихом коне» рядом с Президентом РМЭ — стратегия удалась, ничего не скажешь — всё что хотел получил, даже с довеском.Удалился в свой хаус зализывать боевые раны и греть ноги у камина. Стратег однако. Главное вот что характерно — то же военный, как и вы. Почему то сразу вспоминаются так же бывшие военные по фамилии Долгов, Ерофеев… тенденция какая то получается, похожая на «хунту марийских полковников». Не в них ли кроется одна из причин кризиса в марийском общественном движении за последних 10-15 лет. Надо вещи называть своими именами. Военный человек всегда «сделает стойку» перед высоким начальством, тем более перед президентом, этому его выдрессировали с юности. А вот перед теми кто ниже их по рангу, отставной полковник всегда остается «всезнающим бывалым командиром», якобы обладающим стратегическим мышлением, эдаким маленьким Наполеончиком. Только вот реальная его воинская биография мешает этому. Полковник, — если ты такой крутой стратег, то почему же твой рост по службе остановился только на полковнике? В расчётах ошибся? Или пороха на полковника лишь хватило, господа офицеры ? Под руководством вот таких как Вы, списанных на гражданку полковников марийское общественное движение всегда останется у Правительства и Президента РМЭ на уровне: «Чего изволите-с?».

      • Костятин

        Полностью поддерживаю подлинно стратегическую мысль Никитина С. П. » Ну почему, имея национально — государственное образование в составе Российской Федерации — Республику Марий Эл, раньше именовавшейся Марийской Автономной Республикой, имея возможность формировать в марийских районах «национальные районы» и «национальные сельсоветы», путём выбора своих соплеменников в муниципальную власть, мы пребываем в гипнотическом сне?». Почему эта базовая задача осталась вне поля «радара» наших отставных полковников-стратегов ?- вопрос конечно интересный. Кто же больший стратег «полковник» Радыгин или гражданин Никитин ?Была бы моя воля Никитину я бы присвоил неглядя Генерала.

        • Костятин

          Никитин С.П. на генерала на своём фото даже очень похож ! )))

  3. Аноним

    Ооочень правильно!!!! А то уже с ума посходили с этими НКА.

  4. Кргори

    Уважаемый Сергей Петрович ! Все так и есть. Сколько СЛОВ со стороны официоозных общественников,как говорят пызди Троцкий,а положение марийского народа,народа- труженника все хуже в Марий Эл.Сколько марийцев уехали за пределы родного края и стали там уважаемыми.Недавно попросили меня прислать на Севера учебник марийского языка для начинающих. Не нашел в Йошкар-Оле.

  5. Кргори

    Все эти официозные марийские деятели отвлекают народ на пустопорожнее , а реальные дела и деньги прибирают в основном представители других народов. Я телевизоры себе, племяницам ,а также другую технику покупаю в Нью-Трейде.

  6. Аркадич

    Странно, до пожилых лет дожил, я не припоминаю выражения: «о:рдыж мари». У нас говорили: урал мари, эрвел мари… И всегда с уважением. А, Радыгин, может, это у вас Всемарийский Совет созрел, так используйте его авторитет для объединения мари. В конце концов, неважно с помощью какой организации, из существующих сейчас, объединится народ, важно, что сумели объединиться. А у нас, в Марий Эл, нет доверия Всемарийскому Совету, как и марийскому правительству.
    Землякам хочу сказать, прислушайтесь к С. Никитину, дело говорит! По другому нельзя, нельзя замыкаться только в своем народе, надо создавать государственный монолит народов, как было в Советском Союзе. Только это помогло нашим отцам и дедам отстоять гоударственную самостоятельность.

  7. 40HZ

    То что марийцам следует беречь и развивать Республику Марий Эл, вопрос безусловно важный, но еще также одинаково важно, чтобы с марийцами из других регионов не прервалась связь. Учитывая немало важное обстоятельство, что примерно половина соотечественников проживает за пределами республики Марий Эл. Существует на мой взгляд три ярко выраженных группы среди наших соотечественников:
    Марийцы — которые выросли в пределах национальной республики Марий Эл, а это важно, все таки на серьезном уровне в первую очередь в образовании в советское время именно там в особенности уделялось придавалось тому значение, на этом же уровне закладывались знания и культурной среды и на бытовом уровне, все таки это было более ярко выражено, чем где либо. Сюда же наверно можно отнести в какой то степени и тех граждан, кто например из Башкирии и национальных анклавов, где был закреплен за ними особый статус. Подведя промежуточный итог, собственно вот он основной авангард нашей с Вами национальной идентичности, во всяком случае преемственности. Единственный до конца не совсем понятный момент опять же численность. Даже если затрагивать общественные объединения, Вы посмотрите какой там кадровый дефицит, значит состав этой группы соотечественников сокращается. Существуют на данный момент и две другие ярко выраженные группы
    соотечественников:
    Марийцы — которые выросли за пределами республики Марий Эл, не получившие образование и воспитание с учетом национальной специфики, за исключением бытовых каких то контактов, уровень владения марийским языком здесь минимальный. И так постепенно приближаясь к современности, импульс национальной самоидентичности на каждом поколении ослабевает. Причем в особенности это ярко выражено, глядя на титанические изменения произошедшие в 20 веке. Хотя зачастую мы имеем то обстоятельство, что это историческая общность людей проживающая на своей родной земле, некогда наверно в большей степени, чем сейчас, имеющая связь с территорией нынешней Марий Эл. Тоже самое по сути коснулось и мою семью, причем заметный разрыв произошел наверно еще в 20-30х годах 20 века. У кого то позже, и там история стандартная, в 20-х годах коллективизация, появление школ, где прививали с детства русский язык в рамках русской культуры в основном, в 30-х годах стали уезжать учится, кто в училище, кто на великие стройки, в 40-х годах война в деревнях просто выкосило мужское население, ну а дети войны стали еще более руссифицированными и так продолжалось несколько десятков лет. И сейчас мы имеем здесь единичные явления, когда несколько человек вслух говорит о своей национальной идентичности. Некоторые представители этих территорий представлены на Всемарийском съезде, но если внимательно все таки, как то охарактеризовать их, это граждане предпенсионного возраста, в основном из деревень. Молодежь прямо сказать не участвует в подобной работе, не то чтобы из за общественно-политической позиции, а вообще не проживает с момента рождения на местах компактного проживания небольших групп соотечественников, также как и их родители в основном живут в городе, работа дом работа, бытовые проблемы, куда там до съездов, партий, организаций, многие даже не в курсе, что у марийцев
    какие то еще организации существуют. И если мы будем и дальше все усложнять, там где это не нужно, на 2 человека регистрировать НКА в бешенном количестве, закапываясь в формализации и бюрократии, ничего хорошего не получится, только отпугивать людей подобными непонятными вещами. И наконец существует третья
    группа соотечественников:
    Марийцы — которые уехали из Марий Эл и других территорий, получив и впитав в себя национальную культуру, марийский язык. Другой вопрос конечно, какое поколение будет следующим после них, уже находясь чисто формально в бытовых условиях передачи информации от родителей к детям, от воспитания многое зависит.
    И подведя общий итог всему выше сказанному, каждый раз когда, пускай в интернете или на другой платформе, идет обсуждение будущего марийского народа. Вот мы все абсолютно с Вами разные, но все таки было бы правильно не усложняя и без того наше с Вами положение, найти минимальные точки соприкосновения, хотя бы на банальном частном уровне, прежде чем закапываться в бесконечные манифесты, некоторые из которых полнейший туман и абстракция. Еще раз хочу сказать, никакая организация не в состоянии вытащить тот пласт изменений, который в состоянии поднять собственный народ. Нужно смотреть всегда, какое реальное положений вещей там, а не ходить на пафосе звезды в небе считать исполняя меркантильные интересы, иначе не понятно для чего громкие лозунги, кому некоторые так называемые общественники хотят служить, местной власти, бизнесу или все таки может быть пора народу.

    • Радыгин Анатолий

      40НЦ

      Согласен, нужно искать точки соприкосновения. Только после призыва к поиску точек соприкосновения, нужны реальныые поступки.
      15 июня 2014 года Каракулинский район, деревня Усть Сакла. После праздника времени для поиска точек соприкосновения хватит всем.
      Уведомления о желании приехать сообщайте по т. 83412631021 Папаева Виктория, кстати руководитель молодежной организации -Союз марийской молодежи Удмуртии.

  8. Радыгин Анатолий

    Уважаемые участники дискуссии.

    Важно не как кто говорит, важно то что он делает. Впервые за много лет мы что-то делаем, это очевидно. Плохо ли , хорошо ли, но делаем. Кто-то рад этому и присоединяется к строительству федеральной НКА марийцев России, созданию такой структуры Всемарийского Совета, которая действительно будет работать на объединение, к чему, кстати, всегда призывали наши руководители, но ничего не получалось. Другие изрекают истины, но мало что делают, чтобы их реализовать.

    Никитин -, «дело говорит», -утверждает Аркадич. Только где это дело! Нет реального дела!!!!! А как хочется, чтобы оно наконец состоялось.

    ВОТ И ВОПРОС, А ИМЕЕТРЕ ЛИ ВЫ МОРАЛЬНОЕ ПРАВО СУДИТЬ, тех, кто возможно ошибается, но он пробует и вновь что-то делает.

    Крик истерзанной души Костятина, Аркадича, анонима и многих, тех кто вместо реальной работы, страдает и хватается за Всемарийский Совет как за соломинку, при этом обвиняет его во всех смертных грехах, тоже понятен.
    Хотите поменять власть в Марий Эл, осенью выборы в Государственное собрание. Дерзайте, только за Всемарийский Совет, как это делал Николаев, не прячтесь. В Марий Эл есть Марий Ушем, марийский национальный конгресс, политические партии наконец. Работайте!

    Аркадич. Абсолютно согласен с Вами, нельзя замыкаться только на своем народе. надо создавать государственный монолит народов». Только хватит лозунгов.
    Ку:леш да ку:леш маныда, а ке: тиде ку:лешыжым ышташ ту:н*алеш??? Помыжалтса, калык дек перныыза, да нуно лан полшыза. Вот тунам мые тендан ончылно вуемым сакем, да куго тауым каласем.
    Чеверын.

    • Костятин

      Радыгину А. Все, кто занят обсуждением Ваших так сказать стратегических мыслей на ресурсе Mari Uvera, не только имеют моральное право судить их и высказывать свои мысли, но и посылать вас на три известные буквы, Вы же не в Армии, полковник.

      • Радыгин Анатолий

        Костятин, у Вас иссякли аргументы?

        • Костятин

          Уважаемый Анатолий Ильич.Один великий человек сказал:»Весь мир театр, а мы в ней актёры «. Я так понимаю интернет это такой же, но только виртуальный театр, где каждый из нас, людей, играет свою роль исходя из своих амбиций. Кто то запустит, как его внутреннее Я считает, супер важную новость в интернет пространство.Кто то это делает открыто под своим реальным именем, многие укрывшись под вымышленным ником. Таковы правила здесь. Вы же знаете и в театре актеры играют кого либо и чего либо.Кто то- вождя народа, лидера, ведущего свое племя к светлому будущему,а кто то — шестёрку, пса подзаборного облаивайющего всех и вся, обрызгивая матом и ненавистью.Тупорылый играет умного,трус играет смелого и все в таком духе.В обществе нашей все без исключения играют свои роли,взятые на себя добровольно или доставшиеся им по должности в заданных жизнью обстоятельствах. Я, например, живу возле ЖД вокзала Й-Олы и уже несколько лет встречаю двух бомжей- они тоже играют свою роль бомжей городских. И скажу я вам, как играют ! Вы общественники наши играете свою роль, народ играет в народ — когда надо споёт, а кому надо спляшет в народных платьях и лаптях. Наша власти играют Власть, возводят дворцы, особо любят ставить памятники играя в Древнеримских императоров, даже сочиняет стишки,входя в роль Нерона, а критики этой власти играют борцов, демократов и либералов, правдорубов несправедливо страдающих за простой марийский народ.Зачастую мало кто из этого народа этих борцов знает, разве что ближнее окружение их. Понятное дело, что одинокому в интернете нужно общение, страдающему внимание и сочувствие. Эротоману — секс, вампиру — кровь. Думающий ищет ответы на свои мильон вопросов, например есть ли будущее марийского народа, а если есть то каково оно ? Вот и ловит в мутном потоке интернета истину, как древний мариец на своей плоскодонке рыбку.На другом берегу одинокий созерцатель-пастух у своего костра наблюдает за всем этим «театром», правда и он всего лишь часть этой глобальной игры. И вдруг видит- как схлестнулись в партию «шахмат» наши общественники Радыгин и Никитин.Толпа зевак-коментаторов небольшая вокруг них собралась и я в том числе.Все мы увидели, как вы, полковник, со своим стратегическим мышлением продули эту партию Никитину. Это можно сказать медицинский факт. Вот вам мои аргументы.

  9. prokisergen

    . «Слава богу, с избранием Яковлевой Л.Н. председателем Всемарийского Совета, ситуация поменялась».Смешно господин Радыгин и сам становишься смешным,и все больше и больше похожим на ретивого служаку. Неспроста это все ,наверное получил задание или просто обострение весеннее.

  10. Лайд

    Поро!
    Давно «не был в гостях у сайта», Даже интересно стало.
    По поводу комментарии А. Радыгина. Пародоксальность и противоречие самому себе всегда было присуще Анатолию Рыдыгину.
    Остановлюсь только на нескольких. Хотя и раньше было желание ответить, но думал, что не стоит мешать.
    Становится очевиднее, что А.Радыгин занялся «подменой», получил своеобразную команду «сцепляться за ноги». Надежду на него потеряли 2002 году, когда все делегаты внеочередного Съезда решали судьбу марийского народа, а он побежал Маркелову. Это к тому, что Радыгин пытается внушить, что все Оньыжа до пред-я Яковлевой были амбициозными. Радыгин и сам понимает, что и тогда и сегодня мы не в амбиции играли, а боролись за судьбу народа.
    Обида, похоже, у Радыгина не проходит, как и близорукость.
    Приближаются выборы в РМЭ, поэтому Радыгин как представитель маркеловской команды, не жалеет черной краски к бывшим руководителям, которые боролись антимарийскими выходками Маркелова.
    А ведь ничего не изменилось
    Почитайте интервью Васютина в «Марийской правде», где он открыто говорит, что запредельным марийцам республика помогать не собирается и не намерена.
    Есть уже факты: в 2004 году деньги, планированные на издание марийских учебников, издателям не выделены. Значит, умыкают куда-нибудь. Марийские дети не получат новых учебников. О каких стратегических вещах или амбициях общественников можно говорить.
    Да еще — все руководители созданных НКА — это бывшие Мариушемовцы. Других пока «не открыли».
    А Сергей Петрович молодец, Оригинален как всегда и честен.

    • Радыгин Анатолий

      Козлову В.Н.

      Честное слово, не хочу и не желаю скатываться на пустопорожнюю перепалку.
      Скажу одно, Ваши методы работы не помогли Вам, как Вы пишете, «бороться за судьбу народа» , не помогают и сегодня.
      Запредельные марийцы!!!! Я же «по скудности своего ума» полагал, что марийцы есть луговые, горные и восточные. Прекратите делить марийцев на своих и чужих, поссорить нас не получится.
      Запредельным марийцам Республика помогать не будет. О какой помощи вы говорите? Денег нам не надо, есть межд=бюджетные отношения, их нарушить себе дороже. От моральной помощи не откажемся. К примеру, 12 апреля 2014 года мы провели заседание объединенного совета марийских организаций Удмуртии, свой фестиваль, на котором участвовали более 200 человек. С нами вместе были гости из Кировской области, Татарстана и министерства культуры Марий Эл. Вот это Реальная помощь, это еще одно свидетельство о том, что для Васютина нет других марийцев или Вы это квалифицируете иначе?
      Что касается учебников? Вы же прекрасно знаете, что издание учебников для учеников из других регионов, только по заказу от регионов. Марий Эл учебники, к примеру , для марийских детей Удмуртии, на свои деньги печатать не будет.
      Дорогой мой друг, оглянитесь, на улице 2014 год. Давайте жить реалиями сегоднящнего дня.
      Что касается руководителей НКО из числа бывших Мариушемовцев, то не явлется ли это еще одним свидетельством, что МЫ НА ВЕРНОМ ПУТИ?
      Быть честным и ничего не делать, согласитесь, очень удобная позиция. И все же я уверен, что Сергей Петрович глубоко переживает разрыв отношений с Всемарийским движением, придет время и он будет с нами. Энергия народа завораживает , очистит от любой скверны.
      На мое предложение приехать к нас 15 июня 2014 года Никитин С.П. ответил благодарностью, а Вы, уважаемый Козлов В.Н., что ответите на мое приглашение побывать на нашем скромном празднике и на 6 съезде, который мы проведем 6 декабря 2014 года?

      • Аноним

        помнится в 90-е г. республика могла снабжать учебниками за свой счет и делала это

  11. Кргори

    Анатолий Радыгин ! Прошу тебя, не передергивай и не подтасовывай !

  12. Лайд

    Поро!
    Особо дискутровать, т.б. ругаться нет никаких желаний. Хотя, Анатолий Ильич, это вы на каждом шагу даете такой повод: «…Что касается руководителей НКО из числа бывших Мариушемовцев, то не явлется ли это еще одним свидетельством, что МЫ НА ВЕРНОМ ПУТИ?»
    Нет, не является.
    Пример: в 2002 маркеловско-васютинско-юзыкайновская команда спешно стала создавать «Марйский национальный конгресс». Сначала сколотили группик из нескольких отщепенцев, несогласных с Пектеевым и Николаевым (как режиссер С.И.Иванов), нашли непонятно чем недовольного «Марий ушемом» и Мер Канаш Исакова (околачивался в рядах партноменклатурщиков). А потом загнали марийцев-бюджетников, т.е. бывших мариушемовцев. И это понятно было, для чего «создали» вышеназванные ребятки — чтобы внести раскол. И т.п. и т.п.
    Это свидетельство — что вы тоже на ложно-пафосном пути.
    Вот в чем ваша (с) ложность? Вы пишете;
    «…12 апреля 2014 года мы провели заседание объединенного совета марийских организаций Удмуртии, свой фестиваль, на котором участвовали более 200 человек. С нами вместе были гости из Кировской области, Татарстана и министерства культуры Марий Эл. Вот это Реальная помощь, это еще одно свидетельство о том, что для Васютина нет других марийцев или Вы это квалифицируете иначе?»
    И что из этого, что вы провели мероприятие? Какие решения приняты? И как они будут воплощаться в жизнь?
    Таких мероприятий-текучек, что вы указываете в своих отчетах, мы проводим гораздо больше. Как видите, даже событийыне — возьмите Историко-этнографический комплекс «Полтыш курык» или другое. Если мы проводим фестиваль (например, Рыбаковой, Арсаку, Очетову) — обязательно с результатами — установка памятного камня, восстановление дорог и приведение в порядок покинутых деревень, сохранение памяти в виде солидных исследовательских книг, сборников и их произведений.
    Если мы на общественных началах создаем музеи — не кричим.
    А то, что Ширяева приехала на фестиваль и уехала… От этого большой пользы не вижу. Что толку, что чиновник приехал и уехал?
    Вопрос: почему чуваши и башкиры могут даже запредельных своих чуваш… обеспечивать чувашскими учебниками, а Васютин не может? Почему. Берите пример с чуваш.
    13 июня у «Марий ушем» и большой части марийской общественности — III Фестиваль ретро-песни, поэзии и мелодии у озера Морской глаз.
    Если силы останутся, приедем на Семык. У:жмыланда тау.
    Марий калыкын ту:выра потенциалже кугу лийын — а Васютин все это вот 15 лет «спускает на тормозах». Если есть достижения — это не благодаря Васютина, возможно. вопреки его «тормозам».

    • Радыгин Анатолий

      Козлову В.Н.
      Жаль, но дискуссия приобретает известную притчу » ты сам д,,,,,к.»
      и теряет смысл.
      И все же на пару Ваших вопросов отвечу. Вы спрашиваете, какие решения приняты? 2015 год нами объявлен годом Исенекова В.Б. утверждена целая программа мероприятий, начиная от издания его произведений, проведения на его родине фестиваля, открытых уроков и многое другое. Кстати это мы а не Марий Ушем разыскали архив писателя, более 23 лет хранившийся едва ли не в сарае.
      В мае-июне наша научная экспедиция выезжает исследовать наши священные рощи, наверное не будете утверждать что это не результат.
      Ложно-пафосный путь.
      Вы все время сравниваете положение марийцев, проживающих в Марий Эл и марийцев, проживающих в других субъектах России. Для нас каждый фестиваль сродни подвигу, для Вас рядовое событие.

      В.Н. Не кажется ли Вам, что когда мы встречаемся лицом к лицу, диалог гораздо продуктивней?
      До встречи.

  13. Никитин С.П.

    Анатолий Ильич, дорогие комментаторы!
    Отхожу от компьютера и остываю от оптимизма излучаемого г.Радыгиным. Все таки, есть доля какого то Вашего влияния, умеете расположить к себе. Критика мягкая, обращение вежливое, даже очень — «мой друг» и т.п. Видимо, используете методы НЛП, не зря работаете в органах. Но вместе с тем, в полемике постоянно противоречите сами себе. И все таки — «Давайте спорить. В споре рождается истина.»
    Пишете: — Мер Канаш — секта огыл.
    Далее: — Приняты стратегические решения, что в работе МК должны принимать ВСЕ организации, независимо от их отношения к МК.
    Т.е. — Вы признаете, что Всемарийский Совет был ЗАКРЫТОЙ структурой, и пора исправить ошибку. Однако, исправление пусть даже и стратегической ошибки, точнее — глупости, не может считаться СТРАТЕГИЧЕСКИМ достижением. Ведь на Съезде 2008г. даже не обсуждалось мое предложение — ввести в состав Совета прежнего Оньыжа — В.Н.Козлова. Вы были в эйфории от «победы над радикалами». Вообще то, ВСЕМАРИЙСКИЙ подразумевает — ОБЩИЙ, для всех сил, независимо от позиции. А у вас получился «Однобокий». Поэтому, вышеприведенное решение, это признание, на грани научного открытия, что Масло — оно, оказывается, масляное.
    Пишете: — Мер Канаш — издательство огыл. Книгам ок шаркале.
    Далее: — Нашли архив Исенекова В.Б., планируем издать его произведения.
    Т.е. — вам придется и РАСПРОСТРАНЯТЬ его книги. А как ВЫ думали? Помните, в начале 90-х «У Вий ушемын» студийже ямдыла и шаркала ыле кассетым марий муро ден? Марий суртышко, уремышке, илышышке пурыш да вожан*е марий муро. И вот также, марийские книги должны быть с нами, герои произведений должны жить с нами. надо мыслить и становиться лучше.
    Пишете: — у Мер Канаш нет связи с общественными организациями других народов.
    Далее: — критикуете Аркадича за то, что он сказал: — «Никитин дело говорит. Надо создавать монолит народов».
    Пишете: — у Мер Канаш сила народная, она не дает ему свернуть с правильного пути.
    И Ваши же слова: — … ала йон*ылыш лийынна, Оньыжа лан сайлыме годым. (Об Иванове)
    То есть, Вы допускаете, и даже намекаете на возможную ошибку. Но Вы не любите признавать ошибки.
    Конечно, публикуясь на сайте «Финноугор», Вы можете прослыть разумным, добрым, всезнающим, многомогущим, эдаким седым Дедом М — то ли Мазаем, то ли Морозом. Но, на «Мариувере» многие помнят Вас, как одного из активных, чуть ли не главных действующих лиц в случаях, я бы сказал — на грани силовых. Будь то «разборка» с Козловым в Таллинне, после того, как он в выступлении критиковал Главу Республики. Или блиц-криг по перехвату управления Съездом 2008г, когда сместили Козлова, и первым председательствующим стали опять Вы, Анатолий Ильич, со спешным принятием решений, и отключением микрофонов оппонентов.
    Вы с 1996г. руководите республиканской организацией, но до сих пор — «провести фестиваль — как подвиг». И реальных сдвигов по улучшению состояния марийцев в Республике Удмуртия, надо признать — нет. Но я не обвиняю Вас в этом. Это наша ОБЩАЯ беда. Марийское национальное движение бегает по кругу как цирковая лошадь. И беда в том, что вполне возможно, Вы с Ивановым имитируете борьбу «за демократические принципы в Мер Канаш». Победа будет за Вами.
    Спорите с Козловым, что «большинство руководителей НКО из бывших Мариушемовцев. МЫ на верном пути». — Так кто эти МЫ? — Огласите весь списск пожалуйста!
    На мой взгляд, руководители организаций поступаются принципами, ради стратегической цели. Остаться в Марий Ушем — попасть под пресс. И Марий Ушем не может сделать ни одного неверного шага. Дай бог, им выстоять.
    А утверждать, что «Сергей Петрович будет с нами. С всемарийским движением». — Опять двадцать пять! Опять НЕВСЕМАРИЙСКОЕ движение у Вас появляется, и это после «стратегических решений» по ВСЕМ организациям! Ну не можете отойти от конфронтации!
    В общем, на мои предложения нет ответов и аргументов. Одни обвинения — Честен, но ничего не делает. Имеет ли моральное право судить? — опять прикажете — Отключить микрофон!
    Вопрос остается: — почему марийцы отказываются от своего национально — государственного образования в угоду призрачной НКА? Зачем лубяную избушку менять на ледяную? Есть республика, Государственный Совет, Госпремии и другие реалии и регалии республики, есть земля, есть госструктуры. А в НКА?
    — Давайте жить реалиями сегодняшнего дня! — Давайте жить. Сегодня 4 мая 2014 года. На пороге — гражданская война на Украине. Нависает кризис с санкциями. Организационные формы национальных организаций России должны отвечать вызову времени. Сегодняшнего дня. а не вчерашнего.
    Понимаю, что нельзя усидеть на двух стульях. Что энтузиазму отдельных активистов нет массовой поддержки. Народ занят вопросом финансовой независимости, простого выживания. Вопрос национальный стоит где то на последнем месте.

    • Радыгин Анатолий

      Никитину С.П.

      В Ваших строчках постояно видны белые нитки, без них Вам никак не удается сшить накидку неверия и накинуть его на реально работающих . Отсутствие у Вас информации о работе региональных организаций, самоустранение об общественной работы, да игнорирование действующего законодательства делают Ваши выводы, уж извините, пустыми или же игрой на непросвященного читателя.
      «ВОПРОС ОСТАЕТСЯ — ПОЧЕМУ МАРИЙЦЫ ОТКАЗЫВАЮТСЯ ОТ СВОЕГО НАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УГОДУ ПРИЗНАЧНОЙ НКА»
      Родной Вы наш человек, О чем это Вы???? Марийцы отказываются от Марий Эл???? Это у Вас в Екатеринбурге такое говорят?????
      Извините, но это бред сивой кобылы или же цирковой лошади.
      Что касается о ваших предложениях, предлагая делай, вот наш принцип. Вы же принцип получается, Никитин предлагает, все остальные делают, даже без обсуждения. Более пяти-шести лет Вас не видно в общественной работе, оторвались однако от народа.
      Возвращайтесь, почувствуйте живую энергию массоовых регоинальных марийских организаций, к примеру на нашем съезде 6 декабря 2014 года. Жду с нетерпением.

  14. ЛомЭр

    Статьям, комментарий-влакым лудам да ӧрам: марий калыкын ончыкылыкшо нерген могай гына йодыш нерген ӱчамышаш огеш кай. Могай гына кугу сомылым ышташ огеш темлалт. Но мыйын шонымаште, кызытеш иктынат пашаже ушнаш ок тӱҥал. Молан гын?
    Йоча-влаклан возымо ик ойлымашым шарналтем: икана ик изи эргын иктаж могай кугу сай пашам ыштымыже шуын. Аваже дечын мом ышташ кӱлеш йодеш, аваже кӱмыжсовлам мушкаш манеш. Эрге «Тиде тыглай гына паша» шоналта да ок ыште. Шӱжарже деке мия — тудо курчакым ачалаш йодеш. Эрге адакат ок ыште. Тыгеак коваже да моло дечке миен савырна.
    Саде эрге семынак марий илыш нерген шонкален рушла возышо шамыч мыланем койыт. Но тиде веле огыл. Марий, да кеч могай вес калыкынат, илышыжым виктарен шонышыла йот йылмым кучылтмаш — тиде уда койыш, дурной тон, калыкым мыскылмаш.

  15. Никитин С.П.

    Хороший комментарий Тепина в статье «Марий Эл. Власть. Демократия».

  16. Jin

    Почему мы должны работать на расийское государство? Конкретные причины, я их в упор не вижу.

  17. Костятин

    Если ты никогда не ел фрукт, трудно тебе объяснить каков вкус у этого фрукта, Jin.На войне с Гитлером ты бы реально перебежал на сторону врага, при первой же возможности. Таких как ты надо в упор пристреливать на месте.Придурок.

  18. Никитин С.П.

    Завершая дискуссию, считаю своим долгом поблагодарить уважаемого Анатолия Ильича за участие. Немногие из членов Мер Канаш, руководителей Всемарийских, региональных организаций так открыто выражают свои взгляды. Ведь любая организация, тем более представляющая интересы компактно проживающих марийцев, как то встроена в систему власти. И высказываться вразрез с «линией партии» -непродуктивно. Поэтому, ждать от А.И.Радыгина искренних высказываний относительно своей позиции по тем или иным вопросам, считаю заблуждением. Он сказал ровно столько, сколько ему позволяет положение. Может, в неформальной обстановке. в д. Усть — Сакла он скажет больше, но о человеке судят по делам, а не по исповедям на кухне.
    Именно дела формируют образ, имидж, репутацию руководителя. И когда слова расходятся с имиджем, то возникает подозрение в искренности. Среди нас, и так прочно сидит взаимное недоверие. И это недоверие помогает вносить раздрай и разброд среди мари. Это проблема номер один.
    По вопросу Марийской Автономии — я выступаю за возврат к Автономной республике, как она задумывалась. Предлагаю, провести научную конференцию «Марийская АССР. Задачи. Итоги. Перспектива.» Пригласить на нее историков, специалистов по праву. Конференция может быть республиканской, или финноугорской, но с приглашением финнов и венгров — ведь они уже пользовались этой формой государственного устройства. А далее — провести со всеми республиками РФ. Давайте думать, в каком формате, через какую госструктуру ее провести. Но жизнь поставила нас, страну к этому вопросу.
    Марийское национальное движение ослаблено отсутствием связи с наукой, с игнорированием духовной составляющей, в угоду культурно — развлекательной составляющей. Без внимания к финансированию краткосрочных и долгосрочных программ, не добиться ощутимых результатов. Без постоянной работы со спонсорами, поддержки их начинаний, не удастся продвинуться вперед ни по одному вопросу.
    Организации конкурируют между собой, не делятся опытом, не говоря о связях между ФУ организациями. Как работают НКА у коми, удмуртов, мордвы? Насколько полезны для наших народов финноугорские связи, что мы взяли от наших европейских родственников? — Один фук.
    Не могу согласиться с тем, что реально работающие имеют право ошибаться и исправлять ошибки, значит, можно бесконечно изобретать «Марийский Велосипед», когда он давно изобретен.
    Насчет того, что я оторвался, самоустранился, не с народом — я все еще, каждый день работаю с простыми марийцами, которые ничего не слышали о Мер Канаш, Онъыжа, Уставах. Да и далеко ли вы ушли от позиций 2010 года, когда меня «устранили» от работы? К сожалению, нет.
    Считаю, что выступая на сайте «Мариувер», поднимая острые вопросы, я пропагандирую идеи Марийского движения, привлекаю внимание читателей к марийцам, к их руководителям. Наш сайт просматривают и немарийцы, и люди из некоторых органов. Что — то из наших мыслей попадает дальше, и выше. Может и прислушаются. И по этой причине пишу по — русски. Насколько хорошо получается — судить вам. Но кто — то должен «Глаголом жечь сердца людей». И то, что мы с Вами, две недели были «властителями дум» посетителей сайта, вызвали живой интерес, полагаю, пойдет только на пользу всем нам.
    С наступающим праздником ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ!

  19. Аликсендер

    «Народ занят вопросом финансовой независимости, простого выживания. Вопрос национальный стоит где-то на последнем месте».

    — Да к для того и надобен вопрос простого выживания, дабы национальный стоял на последнем месте… Как глубоко Вы промыслили, Сергей Петрович…
    Китайцы, кстати, ради простого выживания очень стараются,
    правда, — оставаясь китайцами. Потому их и боятся… Они вне конкуренции.

    «Он сказал ровно столько, сколько ему позволяет положение».

    — Гениальная формула, отражающая основы русской демократии:
    «МНЕНИЯ ПРОИСТЕКАЮТ ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ, т.е. какое положение, таково и мнение. Другими словами, известное до боли и родное:
    «Я — НАЧАЛЬНИК, ТЫ — ДУРАК. ТЫ — НАЧАЛЬНИК, Я — ДУРАК»…
    Полное равноправие. Демократическое.

    «Предлагаю провести научную конференцию…».

    — Да, но… в России богатые полковники и генералы — самые учённые. Они всё и решают, на конференциях, в том числе. Потому и, в России, «организации КОНКУРИРУЮТ между собой» а «…сайт просматривают люди из некоторых органов» и… «прислушиваются».

  20. Илья Бирский

    Национально-культурная автономия актуальна для марийцев,проживающих за пределами своего национального государства — Республики Марий Эл. Рассуждать марийцам об своей национально-культурной автономии внутри Марий Эл — это абсурдно.О немедленном предоставлении национально-культурной автономии марийцам,проживающем за пределами Марий Эл,я говорил ещё в1989-1991 годах,добивался поддержки всех заинтересованных лиц,но меня оплевали,назвав «националистом».Тогда ещё были живы люди,которые выросли чисто в марийской среде,на которых можно было опереться. Слишком позднее зажигание у вас, господа! Только сейчас принимаются документы,позволяющие вроде что-то делать.А кто будет делать? Кому это надо? Седым старикам,которые ещё марийцы настоящие, но одной ногой уже в могиле? Или их русскоязычным детям?Конечно,есть ещё надежда,пока есть Марий Эл,пока есть такие герои,как В.Козлов. не жалеющие свои силы ради будущего марийского народа.Но марий калыкын вийже утыр шула,потомушто шуко марийын икшыве рушыш савырна.Айста тугеже уло-уке вийнам, ко; тургыжланыше уло,иквереш сай пашалан пайдалын кучылташ тыршена..Чап лийже марий герой-влаклан!

Добавить комментарий