Радыгин: Всемарийский Совет поддержал демократический вариант устава

Анатолий Радыгин

Анатолий Радыгин

Инфоцентр FINUGOR представляет размышления и оценки председателя Союза марийцев Удмуртии, председателя Республиканской национально-культурной автономии «Марийцы Удмуртии» Анатолия Радыгина о прошедшем в конце марта пленуме Всемарийского Совета — Марий Мер Каҥаш.

* * *

Приняты, на мой взгляд, стратегические решения. Я не преувеличиваю, именно стратегические.

Первое. Завершена работа по определению сущности Всемарийского движения, подготовлен новый проект Устава. Он соответствует уровню развития марийских общественных организаций. Устав подтверждает, что Всемарийское движение есть движение всемирное.

Второе. Президиуму Всемарийского Совета поручено подготовить проект соглашения Всемарийского Совета с правительством Марий Эл, а также внести предложения правительству Марий Эл о подписании подобных соглашений с главами регионов компактного проживания марийцев. Принятие таких соглашений будет признанием правительством Марий Эл и главами субъектов России Всемарийского движения и определение принципов взаимодействия государственных органов и марийской общественности в деле по сохранению марийского языка и культуры.

Третье. Принято решение о создании экспертного совета при Оньыже из числа ученых, историков, культурологов, специалистов министерств и ведомств, в том числе и представителей регионов.

Четвертое. Президиум Всемарийского Совета принял к сведению замечания участников весенней сессии и пленума о необходимости приглашения к диалогу представителей общественных организаций всех регионов России, независимо от их отношения к Всемарийскому Совету.

* * *

Как пояснил Инфоцентру FINUGOR А.Радыгин, на пленуме Всемарийского Совета поддержан вариант Устава общественного движения народа мари на принципах демократизма и равноправия, выдвинутый региональными марийскими организациями.

Напомним, представители региональных общественных организаций марийцев России — Башкирии, Татарстана, Удмуртии, Пермского края, Нижегородской, Кировской и Ленинградской областей, с участием членов Марийского национального конгресса, Республики Марий Эл в августе 2012 года подготовили собственный проект Устава, однако Оньыжа (председатель Всемарийского Совета) Анатолий Иванов долгое время уклонялся от его принятия и регистрации. «Наши предложения рассматривались и тонули в процедурных уловках», — отмечал в недавно опубликованной на сайте Инфоцентра статье лидер марийцев Удмуртии.

Между тем проект Устава, подготовленный под руководством Оньыжи, предусматривал фактически «вертикаль власти» — от президиума «Марий Мер Каҥаш» в Йошкар-Оле вниз, в регионы РФ. Так, предполагалось, что региональные отделения Всемарийского движения будут создаваться на местах по решению Всемарийского Совета, причем избираемые на региональных конференциях председатели РО должны утверждаться Всемарийским Советом, а назначаемые президиумами РО исполнительные директоры отделений (со значительными полномочиями) должны утверждаться президиумом Всемарийского Совета.

Лидеры марийских организаций в регионах отстаивали более демократичный подход, когда учредителями и составными частями Всемарийского движения выступают уже существующие марийские региональные общественные объединения – юридические лица. Сам А.Радыгин, лидер марийцев Карелии Михаил Асессоров и исполнительный директор землячества Марий Эл в Москве Юрий Ерофеев однозначно высказались на сайте Инфоцентра FINUGOR за самостоятельность региональных организаций народа мари и участие их в органах Всемарийского движения на принципах равноправного партнерства. А.Радыгин также выступил со статьей, в которой еще раз заострил проблему отсутствия зарегистрированного Устава.

На V съезде АФУН России в сентябре 2013 года делегаты марийских организаций России подписали совместное заявление в адрес Оньыжи и Всемарийского Совета и опубликовали его в Интернете. Авторы обращения потребовали немедленно начать подготовку и проведение в апреле 2014 года конференции участников Всемарийского движения, на которой должны быть рассмотрены насущные вопросы. В результате, на пленуме Всемарийского Совета в ноябре 2013 года предложения регионалов уже не встретили прямого противодействия — как это было ранее.

По мнению А.Радыгина, мартовский пленум Всемарийского Совета также разработал оптимальный механизм поддержки Всемарийского движения через соглашения с правительством Марий Эл и руководством других субъектов РФ — то, чего не было раньше.

Источник: FINUGOR

47 комментариев

Filed under Дискуссионный клуб, Статьи

47 responses to “Радыгин: Всемарийский Совет поддержал демократический вариант устава

  1. Мари активист

    Говорить о демократичности во Всемарийском совете, который в 2008 году лег под власть Марий Эл очень сложно… Радыгину очень хочется быть значимым, важным вот и пишет. Сейчас все контролируется властями РМЭ и РФ и Всемарийский совет, как представитель Съезда народа мари, т.е. как часть гражданского общества, бессмыслен в целом. Гражданское общество должно быть самостоятельным оно для того и существует, чтобы выражать мысли, чаяния, желания простых людей, граждан, в данном случае марийцев, чтобы как-то защитить свои интересы, повлиять на власть в пользу этих самих граждан. При таком диктаторе как Маркелов говорить о демократичности и гражданском обществе очень сложно…

    • Радыгин Анатолий

      Очень легко выносить приговоры, к тому же не зная предмета спора. Всемарийский Совет это место, где марийцы имеют возможность выражения своих чаяний. Это даже не обсуждается. Что касается тех, кто куда-то и под кого-то лег, оставлю это на совести анонимного активиста. Сегодня Всемарийский Совет имеет все возможности для активной работы, здесь слышат и слушают всех. Пример тому последний мартовский пленум. Приняты решения, призванные значительно повысить статус Всемарийского Совета, укрепить связи с регионами и не только на общественных началах. Подписание Соглашений это есть акт признания значимости Всемарийского Совета и возглавляемого им Всемарийского движения.
      И все же нотки оптимизма в словах активиста можно услышать. Говорить и работать на благо народа на общественных началах всегда «очень сложно» но можно. Только для этого надо для начала выйти на божий свет, а не прятаться.
      Все заседания пленумов Всемарийского Совета открыты для всех, даты проведения известны всем. Приходите, выражайте свои мысли, чаяния, желания. Давайте вместе вырабатывать способы защиты интересов граждан. Кто Вам мешает? Вы сами себе мешаете, и других вводите в заблуждение.

  2. 40HZ

    Уважаемые читатели этой статьи, Вы когда нибудь видели сознательных граждан пытающихся войти в политику и власть
    «на благо народа»?
    Вот мне, как читателю, было бы интересно, кто и когда среди марийцев или хотя бы из тех кто отстаивал в том числе их интересы,
    пытался будучи честным и прямолинейным человеком, что то возглавить или взять на себя ответственность за свои слова, и какой результат деятельности существовал, так, чтобы без рекламы и лозунгов «на благо народа», а простые люди его запомнили с положительной стороны.
    Вроде простой вопрос, но интересный достаточно и актуальный, мы почему то все время ходим вокруг да около, публикуются материалы или информация отрывочного характера, меняются одни, потом другие, появляются третьи, а какой результат их деятельности в итоге. Ведь достаточно тех, кто так или иначе пытается себя наделить той властью в национальном масштабе, даже той, которой не имеет. Вот как то этот момент упускается постоянно.

    • Голос народа

      Я знаю одно такого. Председатель отделения РОО «Марий ушем» в Советском районе Республики Марий Эл Станислав Волков. Он отстаивает интересы народа в районе и за это его ненавидят чиновники района. Он создает им много проблем (и создаст еще больше, уверен) задавая острые вопросы. Жаль, что он больше не пишет здесь. Его статьи были очень познавательны, а некоторые даже вызывающие. Это человек, который не продает искаженную правду, как чиновники, а доносит ее до народа в таком виде, какая она есть на самом деле.

  3. Аркадич

    «Вот мне, как читателю, было бы интересно, кто и когда среди марийцев или хотя бы из тех кто отстаивал в том числе их интересы,
    пытался будучи честным и прямолинейным человеком, что то возглавить или взять на себя ответственность за свои слова, и какой результат деятельности существовал, так, чтобы без рекламы и лозунгов «на благо народа», а простые люди его запомнили с положительной стороны.» Было такое, в 80-е годы, когда возрождался «Марий Ушем». Тогда таких было абсолютное большинство. До этого были ребята из «У вий», благодаря их стараниям и возродился «Марий Ушем».

    • Радыгин Анатолий

      Где же сейчас эти ребята? Общественная работа крайне неблагодарная работа. Есть две вещи, которые не позволяют многим реализовать уставные цели.
      Первое. Едва избрав правление, руководителя мнимый актив начинает с него требовать результат. В итоге он распадается или продолжает произносить лозунги. То и другое плохо.
      Второе. Актив искренне недоумевает, почему все так плохо, при этом ничего не делает, чтобы поддержать правление и руководителя.
      Безусловно, на начальном этапе нужна пусть маленькая но победа. К примеру, постройка собственными руками музея, как сделали мы более 10 лет тому назад. Или же возвращение марийского языка в школу. Когда ставятся задачи, необходимо определять свою часть работы и не кивать на правительство. Эта работа требует времени, которого нам не хватает и для семьи, необходимо находить понимание у властей, один крик и требование обеспечить все и вся не поможет. К сожалению многого у нас еще нет.
      Надо отчетливо понимать, что создание организации еще полдела и самого легкого. Работа общественной, особенно национальной, должна звучать как камертон. Если в порядке, работа организации как камертон издает чистый звук, если где-то плохо, то члены организации должны определить кто и что фальшивит и постараться помочь, в первую очередь власти, навести порядок. Если те не хотят, поднять общественность, если не могут, помочь.
      К сожалению, Марий Ушем возродившись, остался без должной поддержки со стороны актива. Все мы ждали.
      Пора давно прекратить ждать, если мы определили для себя, что надо сделать, то не надо ждать соседа, у него своих проблем достаточно.
      Сегодня, на мой взгляд, ситуация меняется. Есть понимание у абсолютного большинства региональных организаций и руководства Всемарийского Совета о путях дальнейшего развития Всемарийского движения. Давайте и дальше спорить, в споре рождается истина. Только не надо вешать ярлыки.

      • 40HZ

        Вот почему то мне кажется, что у нас некоторые общественники вообще скажем так, в стране, как десантники теоретики, которые много говорят, еще инструктаж проведут, как, чего нужно делать и так далее, вот все что угодно по теме, кроме самого главного — прыжка. Если Вы считаете, что Ваша деятельность и задачи, которые перед собой ставите, принесет действительно, какую то пользу для нашего отечества, будьте добры, покажите пожалуйста сначала своим примером. Мы просто очень много в последние несколько лет наблюдаем такое явление, как активизм, это такой некий клуб марийских ученых, который занимается проведением праздников и различных мероприятий, которые направленны на созидательную, как им кажется, работу по спасению нашей общей необъятной культуры. А люди почему то в разных городах, даже не догадываются, что же это за общественники такие, которых можно увидеть три раза в год, где то больше. Только главное в жизни Ваших соотечественников, и моих в том числе, совершенно не меняется:
        та же работа, тот же произвол местной элиты по отношению к ним, те же дороги, та же медицина,те же на грани закрытия школы и многое другое. Это что такое проявление гражданской ответственности действующей власти? Почему я человек из другого региона, не из Марий Эл, слышу постоянно в каких черт возьми условиях, существует марийский народ и граждане республики Марий Эл? Патриотично настроенные граждане не издают манифесты, они имеют четкое собственное мнение и представление, поэтому не участвуют на балах и прочих политических маскарадах.

  4. семен

    што-то мосокомаришамыч давно не пишут. как-то скучновато с радыгиным стало.

  5. mari-advocat

    Адакат кокымше сорт «националист-влак» шкеныштын акыштым нолталнешт. Кызытсе Мер канаш талешке-влак, Мари национальный конгресс вуйлатыше-влак шкеныштым пешак сай ончыктышт 2008 ийыште кунам возыч, вара шогальыч Маркелов вер, а вара пурышташт тунальыч чын мари-влакым. Кызыт тиде «ава пи-влак» адакат мари-калык верч шогалнешт. Могай тыгай «совесть» нерген ойлынеже Радыгин, кунам Васютин ойлымыже почеш 2008 ийыште пигай микрофоным налаш куржо, уло марий съезд тидым ужын. Козлов В.Н. чот вурсаш лиеш, но тудын деч вара мари калыкын Оньыжа же уке, а улыт ….шке паледа ко. И кызыт А.Радыгин гай ушан айдеме адакат мари-влакым шорыкыш савырнеже. Сандене мый ом ушане тиде йомак-влак нерген. Тиде «тунямбалсе» мари толкын тарваныш кунам Москваште тугале пашам ышташ «Марийский мир -21 век». Кызытсе Мер канаш да поп Гапон (1905 г.) пеш лишыл талешке-влак улыт. Радыгин, Мочаев, Юзыкайн тиде «тепловые ловушки», а самолёт огыл.

    • Радыгин Анатолий

      mari-advokat лан

      «Кызыт А.Радыгин гай ушан айдеме адакат мари-влакым шорыкыш завырнеже». Возеда, А.Радыгин ушан айдеме, тау поро шомакда лан. Умылтарыза, а А. Радыгин гай ушан айдеме же вара ке:?
      Иктым мый палем — мари калыкым шорыкыш савраш ок ли. Нигунам шорык семын мари калык илен огыл.
      Калык верч пашам ышташ шонедагын, шонымаштам серен колтыза: Ижевск, ул.Орджоникидзе, 33а.

      • prokisergen

        Мари калык, чылт шорык огыл,тудо шкежым пала,пагала.Маркелов да тудлан полшен шогышо мари влак- Радыгин,Мочаев шонат ынде ме тиде калыкым ву*таш конден шогалтенна ,ынде мом шонена тудым ыштена. Могайым шонена тугайым Уставым возена,кузе шонена туге савыртылна .А.Р ончыкто мыланна могай Уставым возенат, ала меат иктаж ушан шомакым каласена лудын лекмеке.

        • Радыгин Анатолий

          prokisergen

          «А.Р. ончыкто, мыланна могай Уставым возенат».

          Адакат шинчен у:мырым эртареда, тыланда конден пуаш ку:леш Уставым, вуйышкем налын ом керт, молан чайым или кофем ода йод!
          А вот ушан шомак же кажне ен лан ку:леш. Мер Канаш ен деке перныза да мер паша ен влак дене, Уставым лудын ушан шомакым казасыза.
          Кумыл да уло гын, Одо мари влак деке 6 -шо телыште толза, пырля Уставым ончен, лудын, калык дене канашен ик корныш лектына. Маркелов влак толыт да кайат, а калык кодеш.

      • mari-advocat

        Мутлан, Васютин Михаил Зиновьевич пеш ушан айдеме. 2008 ийыше спектакльым (кудо маналте Марий Погын) пеш сай эртарыш. Шке ужын улыда и ик рольым модын улыда. Уло кашакын кержалтын улыда Козлов деке. Пешак тыршышта тудым корандаш. Кузе мый возенам ыле Козловын йонылышыже шуко лийын, но чын дене сайлыме айдемым тыгакак чын дене корандыман. А мом мый ужым, тый шке ужын улыда, сандене ик вожылмаш веле. А тыге каласем. Мый чылам пагалем, темдам, Васютиным, Козловым и даже Юзыкайным. Молан? Чылан ала мом да ышташ тыршат. Иктыже ятыр ышта, весыже шагалрак. Икте веле уке — ваш ваш пагалмаш. Сандене, вес калык мари калык нерген воштылеш. Молан воштылеш? Утыжден ушан улыт южо мари. Мутлан, Юзыкайн пеш ушан рвезе, но ……»европеец» лийын, а ме тыште «татар-монгол-влак» илена. Тысе шонкалымаш (менталитет манмет) мыленем йоршын огеш келше. Чылан озам кычалыт, да тудын умшашкыже ончен чинчат. А озаже, оза огыл, а тыглай шолыштше айдеме гын, мо умбаке? Вара каласеда мый пален омыл колан полшенам. «Укш» лимым чарныман, вара чыла сай лиеш.

        • Радыгин Анатолий

          mari-advocat

          «Икте веле уке — ваш ваш пагалымаш.Сандене, вес калык мари калык нерген воштылеш.»

          Чыным возеда — ваш ваш пагалмаш ку:леш. Мер пашаште тиде деч посна илаш огеш лий. Ваш ваш келшен ончыко кайаш ку:леш. Ке: тиде лан тореш лиеш? Мер пашаште тыгай ен влак улыт, но нуно влак пеш шагал улыт.
          Мер Канаш тиде вер, кушто чылажымат ойлаш лиеш. Еше каласем, утыжден ушан лияш огеш лий, ушан айдемым умлаш ку:леш, да пашаш ушаш.
          Мер Канаш пашажым калык коклаште ышта, Мер Канаш ала могай секта огыл и ойлен кертам — о:рдыж гыч мемнам нимогай ен огеш ву:до:. Ода ишане гын, пагален у:жына, ушныза мер пашашке. Кунам пу:жву:дым калык верч йоктареда, тунам шонымаш да вашталтеш.
          Вес калык мари калык нерген воштылеш, тыге те возеда.
          Мый тыгай калыкым ом уж. Икыте кокыто ен воштылеш гын вуйышко да ида нал. Чыла калык коклаште тыгай айдемым муаш лиеш. Нуно влак дене мемнан корнона огеш ушно.
          Таза, да пиалан лийза.
          .

  6. Илья Бирский

    Мэр пашаштэ лач устав да моло формальность ру:до: вэрыштэ огыт шого.Ту:р вэрыштэ — паша. Паша лэктышна огэш кой да, тургыжланымаш озалана. Мэжэ вэт ала марийын пытартыш тукым улына, кудышт калыкнан пытымашым чартэн шогалтэн кэртэш ыле.Экшык шуко лийын.Эшэ 1980 ийлаштэ,кунам Йошкар-Олаш толынам, национал-нигилизм марий коклаштэ ужэ чот шарлэн ыле.Жап эрта, а пытымашым чартэн огына кэрт. Ала тидэ пытымаш процесс мо:нгэшла савыраш лийдымыш савырнэн. Мэ. мэр пашаен,мом ыштэн кэртына? Башкирийыште Марий ушемым организоватлэнам,лу ий нарэ Пу:ро: Марий ушемын пашажым шкэмын оксамым,шкэмын яра жапэмым кучылтын, виктарэн шогышым. Марий чиновниквлаклан у:шанымэ шуын — тидэ кугу пашан у:жашыжым нунын у:мбакэ кусараш. Но 1991 шэ ийысэ Бирскысэ учрэдительный конференций гыч Мишкан-влак «мемнан районышто Марий ушем ок ку:л» манын, лэктын кайышт. Варажымат тушечын южо-ик чиновник марий мероприятийлашкэЙошкар-Олашкэ канаш вэлэ коштыныт. Мишкан районын шочшыжо П.Бикмурзин РБ Марий ушэмым шалатыш, варажым мыйын ончылно «тэндам(Марий ушемым) сэнэн кэртна вэт» манын кугэшныш. А Йошкар-Олаште тудо президиумышто шинчэн, по:рдшо: ораваш тоям шу:шкын. Сандэнат чай мишкан вел-влак кызыт мартэнэ лач куштымаш «Кандра» ушэмым ышташ шонымашыш вэлэ шуыныт. А жап эрта. у тукым пыта — рушанэш. Пырчыжым томанжым ойырэн моштышаш улына — кушто балласт, ко: проходимец, ко: лач шканжэ вэрч бюджетный кормушкэш пижын. Власть структурышто марийын пассионарный элитыжэ лийшаш. Чыла огыл гын, кадр дэч шуко шога. Чыла марий патриотвлаклан единство ку:лэш. Тунам вэлэ марийын ончыкылыкшо вэрч пайдам ыштэн кэрташ у:шан ок пытэ.

    • Костятин

      Мыйын Эрсуло акам ку:мышкам шолта иле, Совет власть жапыште. Тунам йоктардыше марий вате лийынат огыл дыр. Антиалкогольный кампанийат лийын кайыш. Марий ялыш милиций рейд машинаш опталт толын, ял мучко шолтымо у:згарым поген урем покшелан оптен трактор гусеницаже дене ло:нчымыштым,ял калыкын йыр ончен шогымыжым шке шинчам дене ужынам…Лач тугодым акам дечын колынам тыгай мутсавыртышым: «Пытартыш ий влакыште ку:ку:ма:т(т.е. государство) марийым чот кысыш, шольым. Арака шолташ, Костятин, йо:со: Уржам марий влаклан колхоз пумыжым чарныш.Шикарым кевытыш шуэ кондат. Ялнам кечын милиций пургедеш «.Тидлан 40-45 ий эртыш. Марий вате кузе шолта иле ку:мышкам тугак шолта.Мый оптимист тиде шот дене.Марий пытышаш гай огеш кой,векат. Уважаемый Илья Бирский, тендан пессемизм тич: «А жап эрта, у тукым пыта — рушанэш. » -Эрсуло акамын тургыжмыжым ушештарыктен колтыш, ала молан дыр, ом пале. Мый шонем илыш чыла адемыланаланат неле, йо:со: паша, а марийлан эшо нелырак по многим параметрам. Мер пашаен*лан — кум пачаш вийан лийман. Тиде марийлан пуйралтеш паспортшо дене пырля. Те Башкирияште 1991 ийште Марий Ушемым организовать ыштен лу ий тиде организацийым ву:ден могай куго паша влакым ыштен улыда вара? Хотя бы кок-кум ийлан иктылен ялт волгалт шогышо, калыклан пайдале пашада влакым возен лектыда гын мыйат,а главное МАРИЙ КАЛЫК шкенжын чолга эргыжым ок мондо иле, поро мут дене гына шарнаш ту:н*алеш.Те марий калык пыта маныда, а последний перепись тугай лу:дыктышым ок ончыкто ыс ? И последнее. Возеныт иле Кандра фестивальым Мишкан огыл Калтаса но:талын манын, ала чынжым тиде Бирск Марий Ушемын сомылжо ? Палше ен* дечын палме шерге. Вуеш ида нал.

    • Радыгин Анатолий

      Илья Бирский лан
      Чамамен кодаш войзеш. Мари Ушемым Башкирийыште ик ен шалатен кертын. Вет те тыге возеда. А можыч илыш ончыко каен, а те шинчен кодында? Тыгай шонымаш тендан вуйыш огеш пуро? Чын, мер паша ен коклаште йужгунам балласт шочын кертеш. Таче Илья Бирский йолташ, шке балласт семын возеда. Тыланда власть структурышто марийын элитыже лийшаш, единство ку:леш, а ке тиде пашам ышташ ту:налеш? Мардеж? але мари шу:лышан активист влак пырля ушнен?

  7. Мари активист

    Радыгин йолташ! Мый марий мер толкынышто 90 ий гычак улам, Марий ушемым моло марий мер толкыным ылыжтыматше шагал огыл ыштенам. Кызытат шке кундемыштем марий мер ушемым вуйлатем: мемнан шке пӧлемна, ансамбльна, рушарня школна уло. Но Мер каҥаш нигунам нимогай полкышым пуен огыл, коклан Марий Эл гыч иктаж марий ансамбльым ӱжаш кӱлеш, але иктаж марий книгам, CD, DVD-м налаш…. Мер каҥаш деч ом йод. Але йодынам гынат, нимогай полыш лийын огыл! Тендан тушто шкеныштым пеш кугу тӧралан шотлышо, шкевуя марий чолгаеҥ-влакым пагалыдыме, оксалан марий калыкым ужалыше-влак шинчат. Эн оҥайже тендан калыкын вуйторыкшым мушшо «Марий тӱня» журналдамат тендан гочак шкенан кундемыш колтымо нерген кутырен келшаш ыш лий. Иктаж мо марий кӱлеш гын мый шке палымем гоч йодам, але мутлан Владимир Козлов деч — тудо реально полша, меят тудлан, а Мер каҥаш так… Могай те уло марий калык ушышо вий улыда?

    • Радыгин Анатолий

      Мари активист лан.
      Тау рушарня школым почмыланда. Тиде пеш кугу да неле паша. Калыкым погаш да рушарня школыш у:жаш, шуко вийым пышташ ку:леш. Чаманан кодам, кушто тыгай сенымаш, активист огеш возо. Тыгай опытым шараш кулеш.
      Умбакыже. Чинчаву:дым веле ужам. МОгай полышым Мер Канаш деч вучеда? Оксам? Мари книгам?
      Мер Канаш издательство огыл, окса погышо вер огыл. Тыгай полышым шкендан кундемыште, район адмнистрацийыште кычалаш ку:леш. Кызыт Мер Канаш тыланда полыш семын, Соглашенийым ямдыла, мыланна тиде куго энертыш лиеш.
      Журнал шотышто, адакат Мер Канаш Марий Ту:ня журналым регионвлакыш колтышо орган огыл. Редаксиыш перныза, огыт полшо гым, письмам возыза, пленумышто редактор деч пырля йодына.
      АКТИВИСТ МАРИ. чонда мари калык верч, ужына, пеш кошта. Мер Канаш, шке паледа, нуно мер организации улеш и вийже немнан вийгыч погына. Ме вет ту:рло: улына, но ме вет мари улына. Икте весым чу:нген илаш кодына гын, кузе шкенан йуланам , шкенам шке арален коден кертына?

  8. Марий эрге.

    Мыят тугак 90 ий гычак марий мер толкынышто улам. Вятка да Кама кокласе Межрегиональный общественный организаций «Мари Ушемым» 1 декабрь 1990 ийыште почна. Председательже Искаков Аркадий Искакович лие. Мыняр шуко паша ышталте. Тунам туналме Семык, пагалыме марий-влакын юбилейыштым эртарыме, актив-влакын вашлиймашышт пеш полшыш Одо да Сюас марий-влакым ушаш. А варажым 14 декабрьыште 1996 ийыште, кунам почна Удмуртский Республиканский общественный организацийым «Мари Ушемым», вуйлатышылан шогалтышна Сопредседатель-влакым: Искаков А.И. и Радыгин А.И. Кузе нуно сопредседательствоватлышт и кушто кызыт «Мари Ушем» шукыжо палат. Вес ий толын шуеш 25 ий -юбилей Вятско-Камской общественной организации «Мари ушем». Ко шарна тиде организацийым ? А «Мари ушемлан» вашке 100 ий толын шуеш. Мыйын шонымаште, тиде марий калыкын юбилейжым сай эртарыман. Кызыт «Ижевск Мари» организаций гоч научно-практический конференцийым эртараш шонена. План да положений уло, ко полшынеже, серыза. Айтса, пырля шарналтена «Марий ушемын» историйжым, ончылыкым рашемдена. Пагален марий калыкым Ямаков Н.И.- председатель ОО «Ижевск Мари»

  9. Аркадич

    Мый «Марий Ушемыш» 88-шо ийыште ушнышым. Йшкар-Олаште подвалыште шинчыме годым икымше, организационный пленумыш верештым. Мыйымат икымше правленийыш ойырышт. Варарак, кунам мемнан дек эрвел марий-влак толын лектеве, мый ужым, нуно мемнан деч чулымрак лийыныт. Пеш чолган пашаш пижеве. Чынжымак, тунам нунат виян пашам ыштеве, результатыштат ыле. Тунам нунылан пеш шуко книгам. учебный пособийым поген колтымо ыле. Теве Радыгин ойла, что мер кан:аш издательство да монь огыл. А тунам ме эрвелыш книгажымат, газетшымат да тулеч молымат эре шкеак колтыл шогенна. Тунам вет пеш чу:чкыдын ваш-ваш коштеденна. Тидын шотышто проблема лийын огыл.
    А марий-влак чынжымак кызыт посна- посна, кажныже шке лукыштыжо шинчылтыт. Тунамат ту:рло: организаций лыйыныт, но вашкыл пен:гыде ыле, чылажымат ик ой дене ыштена ыле. Кызыт марий активист-влакым погенжат сен:аш огеш лий.

    • Радыгин Анатолий

      Аркадич лан ваш мут.

      25 ий коклаште мари шу:лышан чон да йукшен огыл, тиде сай. Эрвел мари влаклан полшенда, мумат уке — тау. А кушто самырык влак, але нуно влак воктенда лийын огытул. Сай пашадам ке: умбакыже нан*гая? Тиде нерген млан ода ойло?А вес кундемлаште илше маривлаклан могай вийым пуенда?
      Ваш кылым кучаш лиеш, книгам пе:рык колташ лиеш, пайремыш эртараш, а вараже?
      Системный паша ку:леш. Тыгай пашаже закон почеш толын лектеш. Сандене ме федеральный НКА чон*ена. Мер Канашын уставше нерген тыршена.
      Мер пашаште мый пашам чотрак ыштем, а тый йолкорак улат манын илаш огеш ли. Кажне ен* лан шке надырым пыштымыжлан тау мутым ойлаш ку:леш.
      Одо кундемыште тожо шуко пашана ончылно уло. Иктым ойлен кертам, полышым она вучо, шке полшена. Тиде нерген шуко ойлаш лиеш. Пагыт да уло гын йон*гыртыза 89127560076

  10. Никитин С.П.

    Несколько выводов:
    1. «Запредельные» (термин не мой) юристы победили «птенцов гнезда Швецовых» — выпускников МОСУ.
    2. Оньыжа в нынешнем варианте — не «национальный лидер», а Председатель исполкома Марий Калык Погын. И нет у него, как и у Мер Кан*аш морального права, кого то назначать и утверждать.
    3. Первые три пункта «стратегических» решений весеннего Пленума являются тактическими успехами после двадцати лет стояния.
    4. Четвертый пункт является простой, как «выеденное яйцо» (на Пасху) аксиомой. Стоило ли последнее десятилетие раздувать тезис о «радикалах в марийском движении»? Видно пластинку «заездили».
    5. Повторюсь: — Республика Марий Эл — это не Россия. Это «смесь бульдога с носорогом», смесь католической южной Вероны и протестантского северного Брюгге под надзором царевококшайского воеводы. И в названии «Марий Эл. Власть. Демократия.» одно определение лишнее. Но совершенно ясное условие — «без народа»! «Марий Эл, Власть.» — не с народом! «Марий Эл. Демократия.» — не для народа! «Власть. Демократия.» — не у народа!
    6. Поэтому, предложение Долгова, как и Ерофеева — встретиться ЗА пределами Республики, считаю правильным.
    7. Влияние в Марийском национальном движении имеют сегодня не чиновники — назначенные «общественники», а вчерашние «силовики» — выходцы из МВД и КГБ. Они всегда сумеют найти точки соприкосновения, обозначить главные проблемы, решить их.
    8. Если не помешают амбиции.
    9. Или возраст.

    • Радыгин Анатолий

      Никитину С.П.

      Я бы не стал говороить о чей-либо победе. Решение общее и не важно кто внес эти предложения.
      Оньыжа по определению национальный лидер, другое дело насколько он способен реализовать решения съезда. Выработку стратегии национального движения нельзя возлагать только на одного руководителя. Для этого есть Всемарийский Совет, организации в регионах и еждневное сотрудничество, именно сотрудничествно , а не выполнение роли побегушки, с органами власти и управления. Должного сотрудничества с органами власти и управления не хватало, отсюда решение о подготовке Соглашения. Наполнение Соглашения реальными делами будет зависеть, во многом, от нас с Вами.
      12 апреля 2014 года марийцы Удмуртии объявили о подготовке и проведению 6 декабря 2014 года 6 съезда народа мари, проживающего в Удмуртской Республике. Будем готовиться серезно, как всегда мы это делаем. Вопросы о марийском движении в Удмуртии и в России в целом будут вынесены для обсуждения отдельной секции.
      Приглашаем Вас и всех заинтересованных лиц.
      Что касается неформальной встречи, 15 июня в деревне Усть Сакла Какраулинского района мы проводим СЕмык, приезжайте. Времени поговорить и отдохнуть хватит всем.
      Что касается амбиции, то Амбиции у нас здоровые, все на пользу дела. Следуем своему лозунгу: «Ме шагалын улына, но ме пырля улына, сандене ме шукын да виян улына, айтса умбакыжат виян*аш».
      Кстати, нашли марийцев в Крыму, дай бог и здесь родится местная НКА марийцев.
      Что касается возраста. Возраст не определяется количеством прожитых лет, это состояние души.
      И еще. Я помню, как Вы назвали меня «Маришойгу». Время единиц давно миновало. Объединение необходимо. Только против кого-либо мы не объединяемся.

  11. Аркадич

    Все правильно. Я писал, что восточные марийцы более деятельные, если берутся, вот покажите пример другим, как можно всем объединиться, а не вразнобой работать.
    Ответ на вопрос — бывшие при нас молодые — это поколение, которому принадлежат, например В. Козлов и Е. Чашкин, их много.
    И в то время начала было много рутинной работы: помещение, регистрация, организация отделений «Мари Ушема» в районах и за пределами республики, поиск марийцев по всей России, организация первых съездов мари, организация выпуска газеты, организация других течений: «Кугезе Мланде», «Ош марий — чимарий». Работы много было, вначале актив собирался ежедневно. В дальнейшем поднимать работу на новый уровень должны были следующие за нами силы, что произошло, сами знаете. Сейчас кто-то должен начать дело объединения национального движения. По моему, надо полагаться на москвичей, там цвет марийцев. Только надо их поддержать, а не бузить, что там КГБшники, да еще там кто-то. Это все работа на дальнейший раскол, на дальнейшее торможение дела объединения. Как Ленин говорил: если надо, мы будет улыбаться даже черту… Только так надо. Примерно то же нам говорили наши восточные соратники, поэтому я их помню с уважением. Повторяю, покажите, Радыгин, как ЭТО делается.

    • Радыгин Анатолий

      Аркадичу.

      Вы пишете, что кто-то должен начать дело объединения национального движения и просите показать пример, как можно всем объединиться. Попробую.

      Идея Объединения национального движения никогда не сходила с повестки дня. Настоящее объединение, в том числе и в рамках МЕр Канаш, не состоялось по одной причине. ПРизывали объединиться всех и разъезжались по своим квартирам. Это в какой-то мере устраивало всех. Сегодня ситуация коренным образом изменилась. Регионы достаточно самоорганизованы. Есть масса тех, кто по каким-то причинам не представлен во Всемарийском Совете и считает, что их интересы не учитываются, к примеру при формировании делегаций на Всемирный финно-угорский конгресс.

      Я уже писал, что сегодня есть три центра притяжения марийской общественной мысли.
      1. Мер Канаш. По определению МЕр Канаш должен выступать как объединяющий и кординирующий орган. Однако, долгое время, мы чего-то ждали. Оказалось Мер Канаш не может решить множество проблем как в Марий Эл, так и в регионах и не потому, что не хочет, а потому что нет полномочий и нет ответственности. Сегодня по нашему предложению готовится проект Соглашения о сотрудничестве Правительства Марий Эл и Мер Канаш. Это первый документ, который заложит правовую осноу взаимоотношения правительства Марий Эл и Мер Канаш. Его наполнение зависит от каждого из нас. Заканчивается работа по приведению Устава в должное состояние. Всемарийский Совет никому его не навязывает, продолжает его обсуждение в регионах.
      2. Мер Канаш нуждается в помощи регионов. Мы за два года подготовили основу федеральной НКА марийцев России. Этот процесс единения марийских организаций России в составе Автономии необратим. При этом мы всемерно поддерживаем создание марийских организаций вне Автономий. К примеру, в Удмуртии есть региональная НКА марийцев, продолжает работу Союз марийцев Удмуртии, Союз марийской молодежи. Насколько я знаю, Союз марийской молодежи Удмуртии единственная зарегистрированная молодежная организация марийцев в России.
      Федеральная автономия позволит на уровне России говорить о наших проблемах на правовом поле. Наш представитель войдет в состав Президентского Совета. Почему евреи встручаются с Путиным, марийцы нет? Просто мы не соорганизованы. Регистрация нужна и для участи в дележе бюджетного пирога. К примеру, мы выиграли проект и сейчас занимаемся изучением священных рощ мари в Удмуртии, нам помогают ученые.
      Мы не занимаемся критикой правительства Марий Эл, проблем много у всех. Мы ищем свое место в решении этих проблем, ищем в ходе консультаций, представлением своих предложений в планы социально-экономического развития республики.
      3. Москвичи. 21 век. Мне кажется, то новая межрегиональная организация родилась на почве желания защиты своих интересов на почве неудовлетворенности своим положением во Всемарийском движении. В то же время они не воспользовались правом направления своих наблюдателей в Мер Канаш. Нет представителей в Мер Канаш от чувашских марийцев, нет от Марий Ушем наконец. В любом случае новая организация для всего движения плюс. Нужен диалог.
      Мы готовы и не раз приглашали всех к нам. К примеру, в августе 2012 года в Ижевске были представители всех, за исключением Свердловской области и г.Москвы, регионов. Мы стали ближе и понятнее друг другу, многие вопросы отпали.
      15 июня 2014 года у нас праздник Семык, приглашаю всех. Для всех найдется место и время для обсуждения. Здесь мы можем обозначить проблемные вопросы для обсуждения на отдельной секции нашего съезда 6 декабря 2014 года. Мы вместе подготовимся к следующему съезду народа мари. Разве это плохо, а, Аркадич?
      4. Последнее. Я твердо убежден, что центр Всемарийского движения должен находиться в Респубулике Марий Эл.

      • Костятин

        Уваж. Радыгин, Вы дело говорите !))) Вы предлагаете Марийскому общественному движению реальный путь выхода из сегодняшнего глубокого кризиса. За Аркадича не скажу,а от себя два слова выскажу. Меня убедили ваши доводы. Прагматичный взгляд реалиста. Опытного мужа, стоящего крепко на земле, видящего перед собой вполне конкретные тактические и стратегические цели на ближайшие годы.Тлада поро мутым каласаш марий йылмем огеш тугын лек, садлан каласенак кодем — хорошо, что среди нас, марийцев, есть такие как Вы общественники. Есть к Вам только один принципиальный вопрос.Но почему центр должен находиться именно в РМЭ ? Жизнь показала здесь он будет недееспособен,в лучшем случае, как сегодня, формален. Не от того что здесь живут плохие марийцы, вовсе нет. Мы все адекватные люди — здесь всё же цвет нашей нации, очаги его культуры. истории и духовности. Но в Марий Эле сильна, цинична и беспощадна к марийским проблемам сегодняшняя власть республики.Эта агрессивная сила давит на марийцев, как огромный тяжелый снежный ком на ветку.Предлагаю — давайте используем его же силу,отойдём чуть в сторонку,если хотите используем гибкость и упругость марийского народа.Освободим общественное движение, как ветку можжевельника от давления «снежного кома».Марийцы живут по всей России по единой для всех Конституции РФ и деятельность их общественной организации легетимна на всей терртитории России. Пусть свои центры будут по всей нашей болшой стране, в том числе и в РМЭ, и в Удмуртии, и Москве, и на Ямале, и в Крыму в конце концов. Одним словом везде, где живут реальные марийцы , там и центр по принципу «сообщающихся сосудов». В РМЭ или в Башкирии, например, власти разного уровня «кислород перекроют» общественному движению марийцев.( В последнем случае «засланный казачок» — лидер оказался, как клещ Энцефалитный — один сумел обездвижить вполне здоровое, когда то «тело» МОЦа РБ) — это с одной стороны, а с другой стороны ещё хуже, когда сами лидеры мари деградируют,оказавшись бездарными «дипломатами» перед властями муницепалитетов или инфантильными романтиками. А ещё хуже продажными, корыстными краснобаями, — в следствии марийцы превращаются в послушный электорат на разных выборах, переписях.До смешного доходит. Мне рассказывала на последнем съезде в Й-Оле одна общественница из Башкирии случай, когда некоторое число марийцев из чисто марийской деревни записывали башкирами, для отчета перед начальством, как объяснили потом. Вот для таких случаев нужна «система сообщающихся сосудов», чтобы другие центры поддержали бы такое слабое звено в Всероссийском общественном движении марийцев, естественно по решению его правления — Мер Канаша. в наше супер коммуникационное,медийное время заседания и управление могут оперативно осуществляться по Интернету, без особых затрат на показушные, помпезные, малопродуктивные поездки в Йошкар-Олу.Это уже перевёрнутая страница марийской истории 90-х. В конце концов хватит подставлятся под «снежный ком». Нехай ждёт, засланец в Красном Городе. А 15 июня — Марийский праздник Семык — как Вы предлагаете, прекрасный День для ежегодной в том числе деловой встречи руководителей всех центров с избранным ими Председателем Мер Канаша, извиняюсь за тавтологию, для реального кан*аша, на выбор в любом регионе РФ, где живут марийцы. Нет, йолташ Радыгин, я не оговорился в названии, именно ВСЕРОССИЙСКОГО общественного движения марийцев РФ.Название в таком случае усиливает организацию на порядок. Считайте это скромное мнение одного марийца по имени Костятин по этой теме.

        • Радыгин Анатолий

          Историческая родина марийцев, кто бы что ни говорил, это Марий Эл. Именно она незримыми многими нитями связывает всех марийцев в единую семью. Именно Государственное сСобрание и Правительство Марий Эл, по определению, должны быть во главе работы по сохранению национальной республики.
          Сложности в развитии Марий Эл, в том числе и субъективные, как и в других субъектах РФ, есть и их много. Не надо на них спекулировать и клеймить. Если Всемарийское движение, в это понятие я вкладываю Всемирное движение, изберет центром своего юридического местонахождения любой другой субъект РФ, тем самым, на мой взгляд, Всемарийское движение утратит свой присущий только ему колорит и силу. Да, сейчас мы в поисках путей. Этот путь мы нащупали и он поддержан многими регионами. Укрепление организационного единства Мер Канаш и создание ФНКА марийцев России — по существе та самая система сообщающихся сосудов, общественных организаций, объединившихся по национальному признаку, марийцев России.
          Что касается власти, то ее выбирает народ республики и не только марийцы. Сегодня я также озабочен тем, что нет связи Мер Канаш с общественными организациями других народов, проживающих в Марий Эл. По крайней мере этот вопрос не выносится в повестку работы пленумов Всемарийского Совета. А в этом есть необходимость.

          Не надо превращать общественное движение, которое пока не имеет и своего зарегистрированного устава, в некое политическое объединение. Мы законопослушные граждане и работаем только в рамках действующего законодательства. Только диалог, конструктивный диалог поможет Всемарийскому движению найти свое место в обществе, поможет стать влиятельной силой, способной повлиять и на результаты выборов. Уважение друг к другу, внимание и поддержка общественных организаций других народов и опора на них, позволит нам занять свое достойное место.
          Что касается лидеров, мы их иногда выбираем сами по принципу лишь бы не меня, вот и результат.

  12. Аркадич

    Я думаю, молодец, Костятин, хороший выход из положения. Таким образом,национальное движение может полностью выйти из-под контроля местных царьков — проводить пленарные встречи в регионе, где что-то собираются отмечать.

    • Радыгин Анатолий

      Аркадичу.

      В регионах будут проходить, но не всегда, встречи руководителей региональных национально-культурных автономий марийцев С участием представителей Мер Канаш и всех заинтересованных.
      Национальное движение не может уйти за пределы своей национальной республики. Это смерть движению.
      Ваш выход из положения, мне кажется вызван одним посылом — объединиться против кого-то.
      Национальное движение не может объединяться против кого-либо, оно объединяется ради чего.
      В соответствии с действующим законодательством, местные, как Вы пишете «царьки», сегодня несут персональную ответственность за состояние межнациональных отношений и национальное самочувствие народа. Посему есть один цивилизованный путь — диалог, но не взаимные упреки, и тем более оскорбления.
      Сегодня я встречался с врио главы Удмуртии Соловьевым А.В. — под совместным документом о сотрудничестве мы поставили свои подписи. После встречи, спустя час, получил информацию о выделении средств на проведение нашего праздника «Семык». В это же время в Доме Дружбы мой заместитель обсуждал с начальником управления культуры Каракулинского района вопросы финансирования и программы праздника. Чувствуете тонкость — предствитель администрации района советуется о порядке проведения праздника с общественником.
      О каких царьках Вы говорите? В прошлом году мы подписали тройственное соглашение о культурном сотрудничестве Параньгинского района Марий Эл, Кильмезьского района Кировской области и Граховского района Удмуртии. Главы Муниципальных образований трех регионов поддерживают марийцев и по мере сил помогают. НАЗВАТЬ ИХ «царьками» не могу и не хочу.
      Представить, что я, сегодня из Удмуртии, уеду обсуждать о проблемах Удмуртских марийцев в Уфу ИЛИ ЕЩЕ КУДА, Даже в кошмарном сне не могу. О проблемах взаимодействия, да. Но и здесь несколько уровней . Одно дело делиться опытом общественной работы с общественником, другое дело выходить на взаимодействие муниципальных органов власти разных субъектов России в деле сохранения марийской культуры и языка. Это безусловно только после согласования этого вопроса с руководством муниципального поселения, района. А Соглашения между республиками, для этого немало надо потрудиться и заслужить это право.
      Все это получится только если мы будем объединяться «РАДИ ЧЕГО», а «НЕ ПРОТИВ КОГО».
      Жду Вас на празднике.

  13. Аркадич

    Спасибо за приглашение, но я не могу никуда ездить по состоянию здоровья. Анатолий, видать Вам непонятны наши проблемы с г-ном Маркеловым и иже… За что бы здесь, в Марий Эл не брались активисты движения (боле-менее значительное), тут как тут — маркеловцы, все переиначат, как им надо. Самое худшее в истории человечества, когда люди объединяются против кого-то. Откуда Вы взяли в моих словах такое, я удивлен. Это противоречит всему моему существу. Тем более, моя принадлежность Движению СоТворцов не допускает этого.
    Хотя все это уже несвоевременно. Сейчас надо заморозить все Движения человечества и, насколько можно успеть, объединяться вокруг Бога, тк время вышло. То, чем люди сейчас занимаются — мышиная возня, не более, все это уже никчему. Есть только одно оправдание этому: Бога люди должны ждать в труде.

  14. Никитин С.П.

    Анатолий Ильич, благодарю за приглашение.
    Хорошо, что есть люди занимающиеся общественной работой.
    Успехов!

  15. mari-advocat

    Анатолий Ильич ойла. Марий Элыште марий-влак гына огыл илат. Чын. Тыгак чын весе, кызыт калык шотыште мари калыкше шукурак, а чыла Виктерыште улыжат кок мари министр. Республикыште нимогай мари «элита» вашке огеш код чыластым кожгатен колтат. Сандене, Марий Элыште нимогай рудер лийын огеш керт. 2008 ийыште Мер Канашым тошкалныт. Тиде пашаште Анатолий Ильычат чот тыршен, а кызыт ойла чумыргыза Мер Канаш йыр. Шорык улыда гын чумыргыза ЛИМын толкынже йыр. Мыланем шкаланат онай Анатолий Ильич шкеже мари «элита», але так вес «элитым (ЛИМ и К)» эскерыше да аралыше полковник. Мари-влак пеш тыршыше пашазе-влак улыт. Сандене, оза иктым шона, а пашазе оза нерген шонен огеш керт. Пашазе эре тырша озалан келашаш. Марий Элыште илыше «элиталан» эре оза кулеш, нуно шке оза лияш нигунамат огыт шоно, сандене Мер Канаш пытыше толкын. И тале Анатолий Ильичат огеш керт чумырен у шорык кутум, а пире-влак посна чумыргат.

  16. Радыгин Анатолий

    мари адвокату

    Вам надо сменить имя. Вы не адвокат, а специалист по нагнетанию истерики. Мер Канаш вырос из детских штанишек, сегодня он все увереннее занимает присущее ему место руководителя Всемарийского движения.
    Объединяются только свободные. Мы свободные, на благо работы по сохранению нашего языка и культуры, объединяемся и создаем федеральную национально-культурную автономию марийцев России. Мы будем работать вместе с Мер Канаш и правительствами Марий эл и республик, которых мы представляем. Мы одна семья.
    Вы же, судя по вашему выпаду, как раз представляете то самое стадо баранов и одновременно волков рядом с ними.
    Марийцы добрые, трудолюбивые и мужественные люди, они уже давно разобрались кто куда призывает и что преследует. У Мер Канаш сила народная, и она же не даст ему свернуть с правильного пути.
    Вы же, дорогой мой адвокат, ничему не учитесь, не делаете выводы из прошлого, и самое главное, Вы же ничего не делаете, и поэтому обречены.
    Когда дует ветер перемен в воздух поднимается пыль и шелуха, а зерна и здоровое начало остаются на земле и дают добрые всходы.
    Попробуйте перестать пылить, сделайте что-либо доброе и Вы сами почувствуете как это здорово, делать доброе дело. Только умоляю, не ждите благодарностей. Добрые дела делаются от сердца, а не ради народного признания и благодарностей.

  17. mari-advocat

    Анатолий Ильич! Если я не адвокат, то вы не полковник МВД, а Маркеловская «шестёрка». А истерите как раз вы, если перешли на русский язык и на марийском языке не можете довести свою мысль. Такую же «пургу» нёс ваш друг Мочаев, когда Козлову В.Н. проломили голову и он «тормозул» обращение к марийскому народу одобренное всеми членами Президиума Мер канаш.

    • Радыгин Анатолий

      Адвокату
      Еще раз обращаю Ваше внимание на главное — объединяются и работают в общественной организации только свободные, Вы же , на мой взгляд, являетесь заложником собственных заблуждений и абсолютно неспособны контролировать свои эмоции, и сегодня выступаете уже в роли судьи. Сколько у Вас лиц? Что касается обращения, то, если Вы были участником тех событий , то должны помнить пленум перед съездом и что там говорилось. Никакой «пурги» и «тормозов» члены Всемарийского Совета не несли. А сегодня хотелось бы увидеть Вашу работу на общественной ниве.
      Тау.

      • mari-advocat

        Еще раз напишу на русском языке. Мне приятно, что вы идетё в сторону, где находятся настоящие полковники. Не надо обобщать всех членов Мер Канаш. Там были и есть честные и порядочные люди, но везде людей ведут вожди. А вот с вождями у Мер Канаш проблемы. Куда они ведут? К барину на поклон. Поэтому резолюции на русском языке «Мы будем работать вместе с Мер Канаш и правительствами Марий эл и республик, которых мы представляем. Мы одна семья.» фальшивы. Я не одна семья с Правительством Республики Марий Эл. Я себя причисляю к народу Республики Марий Эл. По жизни защищаю интересы мари, русских, татар, цыган, украинцев и других в том числе и от «слуг народа». Меня не загоните в своё стадо второсортных националистов, где по указке господина «холопы» рвут чубы «инородцам» и другим не согласным. Я за то, что бы мари чувствовали себя не вторым сортом, а людьми. Про себя я ничего не говорю, как я себя чувствую, так как жил не только в Республике Марий Эл и воспитывался настоящими полковниками. Второсортным Мер Канаш стал в 2008 году, когда «холопы» по указке господина «опустили» делегатов съезда под камерами фотоаппаратов и видеокамер. А ваш друг Мочаев В.А. сидел на последнем ряду в белом костюмчике и радовался как он помог нагнуть марийский народ. Поэтому я не хочу вспоминать позорные моменты из жизни некоторых «вождей» Мер Канаш. Я хочу чтобы о них вспоминали хорошо. Я предпочитаю грубости говорить лично и в глаза. А судить будет честные люди из народа. Попросят выступить прокурором в «процессе» над некоторыми «вождями-холопами», то выступлю. Далее Анатолий Ильич надеюсь буду общаться с вами на марийском языке, он более добрый.

        • Радыгин Анатолий

          mari-advocat

          Ик ешыште ту:рле изак-шоляк влак улыт, нуно влакым колаш ку:леш да полшаш, полшен кертына гын. О:рдыжыште шоген илышым виктараш огеш ли. Мер пашашке вет ушнат ту:рле амал ден. Ке: кычалеш власть воктене пашам, кудыжо марий калык коклаште лийнеже. Шукыжо Вуйлатыше семын мер пашам ву:даш ямде огыл. Сандене мый серем, мер пашашке ушнен кертеш уло чон дене айдеме, кудожо уло кумылден калык верч тырша. Тыгай айдемым аралаш да нуно лан полшаш ку:леш. Пе:ле:к семын Оньыжа лу:мым налше айдеме нигунам калык верч пашам ок ыште. Ке:нем, ме вет шуко гана иктым весым колыштеге мер корныдене кайенна.

  18. Аркадич

    Работать следует вместе со всему правительствами и руководителями всех рангов, но не с правительством Марий Эл, с ней можно работать только на уничтожение марийцев, как в дореволюционной России.

  19. Аркадич

    Работать следует вместе со всеми правительствами и руководителями всех рангов, но не с правительством Марий Эл, с ней можно работать только на уничтожение марийцев, как в дореволюционной России.

  20. Радыгин Анатолий

    Аркадич.
    Мне не хотелось бы Вам давать советы и давать оценки Вашему выводу. У нас свободная страна и каждый волен выражать свое мнение. Лично я, когда мне хочется кричать, считаю до десяти. Помогает. Сосчитал, успокоился и понял почему нет результата, которого ждал. Просто не на того положился, ошибся в расчетах и недостаточно активно работал, чтобы добиться результата.
    Может всем нам надо еще раз сосчитать до десяти, проанализировать сделанное. Мы же все знаем, что сколько ни говори халва,халва, во рту от этого слаще не станет. А работать надо с любым правительством, которого выбрал народ, то есть мы с Вами, даже если голосовали против.
    Таза, да пиалан лийза.

    • prokisergen

      Таза да пиалан лияш Маркелов дене пырля нигунам огеш лий. Тудо але тымарте ик ен*ланат республикыште сайпашам ыштен огыл .Марий Элысе правительствылан Мер пашам ыштыше влакше выбор жаплан веле ку*лыт. Йодыш уло: могай йодыш дене, да могай мари айдеме пурен кертьын Маркеловын кабинетышкыже? Кунам пытартыш гана Мари оньыжа,але вес мари активист вашлийын да кутырен кертын республикын главаже дене.ВУчем Анатолии Радыгин тый дечет вашмутым.

  21. Радыгин Анатолий

    prokisergen

    Мый Одо кундемыште илем. Тиде арняште Одо кундемын вуйлатышыже Соловьев А.В йолташ дене вашлийынам, мари калык нерген мутланышна, кызыт программым возем, да нунолан колтем, лудын налже да кидшым пыштыже.
    Ке: Маркелов деке пурен кертын марий йодыш дене мый ом пале. Александров, мари национальный конгресым вуйлатыше, нуно деке пуршашан шонем. Оньыжа, шонем, икгана гына огыл нуно дене вашлиймашым эртарен. Могай сомылдене пурен, каласен ом керт
    Иктым палем. Пытартыш пленумыште Оньыжа лан порученийым пуалтын Марий Элын вуйлатыше деке Келшымаш проектым намияш. Ишанен кодам, Оньыжа воктенже налеш мер пашаен* влакым. Тиде келшымашым Оньыжа ок керт ямдылен гын да Маркеловын у:стелышкыже огеш пыште, тунам ме йонылыш лийынна, Оньыжа лан нуным сайлымына годым.

  22. saiver

    А мый шуго ом мутлане — Шернур «Сокол», Турек «Купта», Кужэҥер «Шой», Параньга «Знамя», Торьял «Строитель» да моло
    команде-влак

  23. saiver

    Шернур «Сокол», Турек «Купта», Кужэҥер «Шой», Параньга «Знамя», Торьял «Строитель» да моло команде-влак

Добавить комментарий для saiverОтменить ответ