Юрий Ерофеев Вачису о «Марий ушем»

Листая страницы истории

Юрий ЕрофеевГосподин «Вачис» в комменте от 25.02.2014г. к статье М. Долгова «Мы приветствуем сотрудничество с марийцами Башкортостана» пишет: «6 января 1918 г. в г. Казани был создан «Центральный Союз Мари». По моему мнению, это и есть настоящая организация». Так ли это?

Действительно, в резолюции I Всероссийского съезда мари от июля 1917г. говорилось о том, что для координации действий и общего руководства национальными движением необходимо создать центральный орган, поскольку разрозненные «Мари Ушемы» работают несогласованно и не так эффективно, как хотелось бы.

Согласно этому 22 октября 1917г. на собрании проживающих в Казани мари было решено образовать (по аналогии с татарским) Центральный Союз Мари. Само учредительное собрание состоялось 6 января 1918г. также в Казани, где спустя неделю был избран исполком ЦСМ и принят его Устав, главной целью которого было объявлено «повышение культурного уровня мари, пробуждение гражданского и национального сознания, улучшение экономического положения, принятие мероприятий по здравоохранению и т.д.».

Действие Устава должно было распространяться на регионы более или менее компактного проживания представителей народа мари, включая Сибирь. То есть, какой – либо перекройки существующих в то время территориально – административных границ не подразумевалось. Не содержалось в Уставе и целей захвата и установления своей власти.

Таким образом, Центральный Союз Мари изначально выступал не более чем координационным органом, венчая собой завершающую стадию оформления марийского национального движения из имеющихся уже разноуровневых общественных структур в лице местных (деревенских, сельских) ячеек «Мари Ушемов», а также волостных национальных Советов мари и уездных, губернских собраний, в немалой степени отличающихся друг от друга. Более того, значительная часть волостных Советов мари имела свои собственные Уставы, а значит и определенную самостоятельность. Например, Устав волостного Совета мари Царевококшайского уезда Казанской губернии отличался от Уставов аналогичных организаций мари Вятской губернии тем, что в нём предлагалось выдвигать в Совет и, особенно, в его Исполком преимущественно образованных людей, то есть интеллигенцию. Это в последующем, особенно в 30-е годы, некоторым давало повод утверждать о «буржуазно-националистическом характере деятельности лидеров марийского национального движения 1917-1918г.г.»

Принципиально иным был подход и к вопросу распределения денег из общественной казны. Так, Устав вятских «мариушемовцев», разработанный П.П. Глездневым в октябре 1917г., предполагал выделение 60% денежных средств на местные нужды, 40% использовать на дела волостных, уездных и губернских советов мари. В то время, как в Царевококшайском уезде волостные Советы, собирая согласно Уставу взносы с населения непосредственно сами, тем не менее, деньги на необходимые расходы получали уже из кассы уездного Совета.

Различия имелись и в других вопросах организационного строительства. Например, достигнутый благодаря В.М. Иванову (председатель Бирского общества) авторитет уездного «Мари Ушем» был так высок, а его деятельность настолько активной, что вопрос об образовании самостоятельных «мариушемовских» структур в Уфимской губернии практически не стоял. Все местные ячейки являлись лишь филиалами Бирского «Марий Ушема» и руководствовались практически единым Уставом. Не случайно именно в г. Бирске и был проведен I Всероссийский съезд мари.

Поэтому не замечать или отрицать дату непосредственного зарождения первых «Марий Ушемов» (март 1917г.) в пользу даты образования Центрального Союза мари (январь 1918г.), на мой взгляд, не следует. Тем более, что ЦСМ в качестве координационного органа просуществовал чуть более одиннадцати месяцев, после чего был ликвидирован как не отвечающий «революционным чаяниям пролетарских слоев и трудового крестьянства мари в силу занимаемой политической (в основном эсеровской) платформы его руководителями».

К тому времени при новых, большевистских органах власти — исполнительных комитетах Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов стали создаваться марийские отделы и секции. А в Москве в народном Комиссариате по делам национальностей был образован Центральный отдел мари, призванный, в том числе, защищать интересы граждан и народа.

В результате подобных преобразований вопросы нацстроительства были переложены с общественности на плечи государственных органов Советской власти, и потребность в «Марий Ушемах» стала угасать, хотя некоторая часть их какое-то время продолжала решать культурные, образовательные и просветительские задачи, преобразуясь затем в иные разнопрофильные общественные формирования. Не стоит забывать и о том, что образование, становление и завершение деятельности «Марий Ушемов» пришлись на годы двух революций 1917 года (Февральской и Октябрьской), характер которых в полной мере отразился на их дальнейшей судьбе. Шла жестокая борьба за власть, борьба за умы и настроения народных масс. А впереди уже маячила гражданская война.

Тем не менее, историческое значение «Марий Ушемов» в деле пробуждения национального самосознания марийского народа, освободившегося от гнета царской реакции огромно. За неполные два года существования (1917-1918г.г.) ими было сделано столько, сколько было неподвластно даже прошедшим столетиям. При этом главным, на мой взгляд, являлось то, что граждане мари получили первые практические навыки строительства новой жизни, причем в рамках широкой демократии, овладения опытом культурничества и хозяйствования в больших и малых масштабах, а также организации активной общественной деятельности.

Безусловно, «Марий Ушемы» были неоднородны по сословной принадлежности своих членов и сторонников, по уровню их образования, религиозным и политическим воззрениям, по возрастному, гендерному составу и т.д. Здесь много было революционной романтики, иллюзорных надежд, но присутствовал и житейский прагматизм.

Так что, если бы даже дело не дошло до создания Центрального Союза мари, все равно функционирующие первичные, волостные, уездные и губернские образования «Марий Ушемов», особенно имеющие свои Уставы, были вполне полноценными общественными структурами, действующими в пределах соответствующих территорий и полномочий.

Попытки принизить их роль и значение, рассматривая в усеченном виде – это неправильно не только с точки зрения историографии, но и нечестно перед памятью тех, кто в массовом порядке был вовлечен в их деятельность, зачастую не дожив до дня образования самого ЦСМ. Тем более, что одна из первых «мариушемовских» организаций была создана в марте 1917г. среди солдат и младших офицеров – мари Уфимского гарнизона, значительная часть которых была отправлена на продолжающуюся империалистическую войну. И в отношении к ней, например, I съезд мари был полностью солидарен с Временным правительством. В резолюции съезда можно найти слова «принять самые активные меры против дезертиров», «продолжать войну до победного конца» и т.д.

Что касается публичного, общественно – политического признания (реабилитации) «Мари Ушемов» образца 1917 – 1918г.г., на чем настаивает «Вачис», то оно состоялось тоже в советское время (ноябрь 1989г.) на основе принятого объединенным пленумом Марийского отделения ВООПИК, Марийского отделения общества «Мемориал» при поддержке партийно – советских органов МАССР решения о возрождении «Марий Ушем» в качестве межрегионального общественного объединения.

И совершенно напрасно беспокоится уважаемый «Вачис» по поводу якобы отсутствия легитимизации данной старейшей марийской организации. «Марий Ушем», проросшее с самых низов после февраля 1917г. как массовое, подлинно народное движение, ныне, как никакая другая общественная структура, органично вписывается в постсоветскую действительность как ячейка нового гражданского общества, как носительница демократических идей, далеко нереализованных до сих пор, сохраняющая преемственность исторических поколений.

Но искусственно созданное в 1996г., причем «сверху», межрегиональное общественное движение «Марий мер канаш», будучи неудачным проектом, отбросило поступательное развитие «Марий Ушем» почти на целых 15 лет. А теперь, оказавшись в руках сторонников маркеловского режима, «Мер канаш» ведет фактическую войну против своих прародителей. Не замечать этого может только глупец или лицемер, кои, к сожалению, встречаются среди пользователей интернета. Замирение между ними возможно лишь тогда, когда будут устранены условия, порождающие конфликт. Или когда большинство региональных и местных организаций отвернется от компрадорского т.н. «Всемарийского Совета» — прикрытия маркеловского правительства, находясь у него на иждивении.

А посему задачу сохранения и преумножения авторитета нынешних «Марий Ушемов», сохранивших верность исторической традиции, следует рассматривать и с позиций бережного отношения к ним как к народному достоянию и общественному творчеству масс. Это должны понимать все: и непосредственные члены, активисты марийского национального движения, и чиновники разных уровней, и рядовые граждане – патриоты своего народа.

P.S. Прошу извинить за столь развернутый ответ, основанный на материалах марийских историков К, Санукова, Р. Чузаева и иных источников. Погружение в прошлое организационного строительства «Марий Ушемов», особенно в преддверии их 100 – летия, крайне полезно. Впечатляют и восхищают энергетика, масштабы и темпы их создания, практическая деятельность с точки зрения глубины и разнообразия решаемых задач, а также неистребимая вера в прогресс первопроходцев народа мари. И когда видишь, как нынешние организации годами ничего подобного не в состоянии сделать, то становится как-то грустно.

Юрий Ерофеев

9 комментариев

Filed under Дискуссионный клуб, Статьи

9 responses to “Юрий Ерофеев Вачису о «Марий ушем»

  1. Айдеме Палыше

    У Фридома и К тоже раздвоение личности?

    • аяр умдо

      Айдеме Палыше — Вачис, симптомы диссоциативного расстройства идентичности ярко выражены в тебе, к сожалению, причины кроются в твоём эго. Своеобразный механизм психологической защиты, воспринимаешь происходящее как кем-то посторонним.

      В статье Юрий Иванович призывает уважать историю Марий Ушем, содействовать укреплению позиций и дальнейшему объединению всех прогрессивных патриотов.

      Вачис, прекращай камуфлировать и деградировать!

  2. ошкуэ

    Спасибо за содержательную информацию, уважаемый Юрий Иванович!
    Ваша ссылка о значимости объединенного пленума Марийского республиканского отделения всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) и общества «Мемориал» в возрождении » Мари ушема» в ноябре 1989 года — знак признания исторической справедливости по отношению к этим общественным движениям. Есть свидетели-участники того исторического Пленума, сыгравшие роль организаторов, гарантов законного воссоздания МРО «Мари ушем». Об этом стоит вспомнить и написать- как это было…тогда….

  3. Какшан марий

    Опять этот палыше незнайка появился.Кого на сей раз оскорбить хочешь,скажи сразу!Как вы надоели на этом сайте,палыше семон вачис влак

  4. ветеран

    Йолташ-влак, то, что «Вачис» пытается скрупулезно разбирать историю марийского национального движения, это похвально. Здесь он молодец! Хорошо и то, что он неупертый – гибкий. Подобная увлеченность историей может привести его к практическим действиям. Теоретически он уже готов. Нужен первый шаг. Лично мне кажется, что он гораздо ближе стоит к позициям Козлова и москвичей. Натура его требует общественного пространства, ежели то, чем занимается большинство марийских организаций в форме обыкновенного культурничества. Из него получится стойкий мариушемовец – правопреемник идей первостроителей!

  5. аяр умдо

    Ветеран йолташ, ***
    Лично мне ничего не кажется и не мерещется.
    Личность Вачиса переоцениваешь, скрупулёзно интересуют его лишь меркантильные соображения на любых пространствах и ссылается на историю из источников только для того, чтобы унизить и дискредитировать Марий Ушем и недавно созданный МАОО Марийский мир.
    Для правопреемника тоже перебор, ряды Марий Ушем должны пополняться энергичными, уравновешенными, преданными личностями, а не *** Вачисами. К великому сожалению и счастью тоже, из торгаша недвижимостью не получится первостроитель, прыть не та, он слишком Sтар! Ему интересна только серия Элита, а мир мари ему — Вторичка, найдёт выгоду и тут и там, если деньгами запахнет.

  6. Вачис

    Спасибо, господин Ерофеев! Весьма Вам признателен! Я еще года два назад в финогуоре писал, что из меня Че Гевара уже не получится и сказал почему. Где-то в архивах есть здесь мое высказывание .
    Повторяться не хочу. Еще говорил, что я хотел бы увидеть молодых современных Коведяевых, Глезденевых, Айгузиных и Мендияровых, ведь идеи Первого Всероссийсого съезда мари еще очень актуальны, да еще как, тем более даже наш Президент на днях сказал, что право на самоопреление народов никто не отменял, имея ввиду Крым. А этим «культурникам» радыгиным, ивановым и прочим давно пора осавобождать место молодым. Будущее нашего народа за молодыми.
    В статье господин Ерофеев повторяет исторические факты изложенные мною здесь:Вачис26.02.2014 в 10:26; https://mariuver.wordpress.com/2014/02/25/mari-bashk/ , поэтому я тоже не хочу повторяться.А вот об взаимоотношениях между башкир мари и мари царевококшайска так и не отразил. Эти взаимоотношения до сих пор актуальны — йошкарола мари и сегодня на наших марийцев смотрят как на понехавшихся. В 18-м году шла острая конкуренция за установление советской власти или за право установления советской власти даже между козьмодемянском и йаревококшайском, как-нибудь другой раз об этом подробно изложу.

  7. Лайд

    Поро!
    Но тыге шотдымын да историй фактым лугкален-п;тыркален огыл. кузе тый «Марий ушем» шотышто возенат ыле.
    Тый дечет понсат, Вачис, фальсификатор-влак ситат.
    Тугеже, Вачис шке порысшылан «пургедме» пашам шотла, а ЧЫН возымым да сомылым ыштымым огыл.
    Кузе тыге лиеш, публично мер паша деч отказаться лияш. Тидын годымак марий-влаклан каласаш: «Теве эшу ужыда, мый йошкарола марий ден вес марий-влак коклам туге ончыктем — шинчадам кареда».
    А ку:леш мо тыйын ончыктыметше?
    Мый тидым совет жапыште уже ужынам.
    Але тый эшеат йошкар коммунист улат?
    Просто коваштет вашталтышын веле коят?

Добавить комментарий для аяр умдоОтменить ответ