М.Долгов: Мы приветствуем сотрудничество с марийцами Башкирии

Михаил Долгов

Михаил Долгов

С интересом прочитал отклик И.И. Иванова из Башкирии на свою статью. Содержание его вытекает из ныне сложившейся ситуации в марийском национальном движении, особенно после ликвидации «Марий ушем» в качестве межрегионального общественного объединения, с последующей его реорганизацией в региональную структуру. Мне пока неизвестно, на каких основаниях «Марий ушем» был лишен данного статуса с использованием судебного решения, совпавшего по времени с так называемой «пирровой победой» маркеловских сторонников на VIII съезде марийского народа в апреле 2008 года и отстранением от руководства МОД «Марий мер каҥаш» В. Козлова.

Согласно ФЗ «Об общественных объединениях» ликвидации могут подвергаться те общественные образования, со стороны которых обнаружены нарушения прав и свобод человека, Конституции РФ, федеральных законов либо систематическое осуществление деятельности, противоречащей их уставным целям.

Думаю, что таких оснований в действительности не было. То, что часть зарегистрированных организаций, функционирующих в регионах, прекратила устойчивую связь со штаб-квартирой МОО «Марий ушем» в г. Йошкар-Оле, – это их добровольное дело. Но у межрегиональной общественной организации «Марий ушем» (не путать с межрегиональной ассоциацией) остались действующие структурные подразделения в виде отделений, что мы сегодня видим из материала И.И. Иванова по РБ, обладающие или не имеющие территориальной регистрации за пределами РМЭ.

То, что межрегиональная структура на каком-то этапе может формально лишиться своих коллективных членов, в том числе и из разряда бывших своих учредителей, это не может признаваться основанием для ликвидации, ибо базовая единица может в любой момент при желании пополниться новыми партнерскими организациями, отделениями, филиалами и представительствами.

Факт ликвидации МОО «Марий ушем», пусть и осуществленный через суд с подачи заинтересованных органов власти РМЭ в условиях растерянности, правовой неграмотности его бывшего руководства, лично я считаю неоправданным и незаконным, рассматриваю как акт возмездия, расправы в связи с его оппозиционной антимаркеловской деятельностью и только!

Этого в немалой степени добивалась команда Л. Яковлевой во главе МОД «Марий мер каҥаш», которой межрегиональный статус «Марий ушем» мешал как кость в горле. «Союзу» чиновников (М. Васютину, Э. Юзыкайну, Г. Ширяевой) и функционеров-общественников в лице В. Мочаева, А. Радыгина и т.д. не терпелось дружно и радостно отрапортовать Л. Маркелову о сокрушительной победе над марийской оппозицией, которая в условиях нормального демократического общества крайне необходима как инструмент контроля над властью и защиты титульного этноса и его граждан!

Однако, весь период деятельности Л. Маркелова свидетельствует об обратном. Ему патологически противна оппозиция. А это означает, что прошедшие годы его всевластия были периодом издевательства над демократией, попрания её краеугольных принципов, включая учет и уважение прав меньшинства. К сожалению, «мариушемовцы» тогда безропотно согласились с решением суда о ликвидации межрегионального статуса и принялись за свою перерегистрацию, однако не сообщив об этом московскому землячеству и не обратившись за юридической помощью. Тем не менее, сегодня, на мой взгляд, это судебное решение должно быть досконально изучено, а может быть, и обжаловано в высших судебных инстанциях.

В сложившейся же ситуации «Марий ушем», будучи региональной, чья территориальная деятельность согласно ФЗ «Об общественных объединениях» ограничивается рамками РМЭ, может сотрудничать со своими бывшими структурными подразделениями, находящимися в других субъектах РФ, но только на сугубо независимых, добровольных принципах на основании письменных или устных договорных обязательств.

Заявление И.И. Иванова в интернете от имени единственной «мариушемовской» организации в Республике Башкортостан о своей готовности наладить горизонтальные связи с другими национальными объединениями не могло не привлечь внимания президиума МАОО «Марийский мир – 21век». Дело в том, что мы испытываем определенный недостаток в наличии объективной информации об обстановке в этнонациональной среде данного крупного региона, где проживает каждый шестой мариец РФ, что позволило бы нам безошибочно определиться с точками опоры в виде представительств, филиалов межрегиональной ассоциации, число которых начинает возрастать!

Сегодня каждому патриотически настроенному гражданину мари после всего прочитанного в интернете и в СМИ, независимо от места своего проживания, становится предельно ясно, к чему привел Республику Марий Эл маркеловский режим. И пора каждому здравомыслящему общественному активисту, несмотря на все уговоры со стороны руководства МОД «Мер каҥаш» и Минкультуры, самоопределиться в своих дальнейших поступках. Такова нынче основная идея для консолидации нации!

Наша межрегиональная ассоциация готова сотрудничать с «Марий ушем» Башкортостана! Поскольку автору заявления больше нравятся формы горизонтального равнопартнерства, то для полноценного взаимодействия желательно наличие юридического статуса у существующей организации. Если его пока нет, то мы готовы организовать в Республике Башкортостан несколько филиалов и представительств МАОО «Марийский мир -21 век», руководители которых получат официальные документы на право заниматься общественной деятельностью от имени ассоциации. Это, конечно, не более чем временное явление, ибо башкирские марийцы заслуживают значительно больших ориентиров в деле общественной самоорганизации и национального самовыражения!

Пользуясь возможностью, я приглашаю вступать в наши ряды и другие общественные организации. Пора вставать с колен, встряхнув дремотное состояние и освободиться от страха перед агонирующим режимом Маркелова!

Михаил Долгов

70 комментариев

Filed under Дискуссионный клуб, Статьи

70 responses to “М.Долгов: Мы приветствуем сотрудничество с марийцами Башкирии

  1. Вачис

    6 января 1918 года в Казани был создан «Центральный союз мари», как я понимаю, это и есть настоящая организации «Мари ушем» . 17 декабря 1918 года Советская власть ликвидировала Центральный союз мари, как буржуазную организацию. Что за самозванцы сейчас действуют, если до сих пор этот «Мари ушем» (Д.И. Адаев, С.Г. Гаврилов, Г.Е. Еремеев и др), ликвидированный 17 декабря 1918 года, не реабилитирован? Нынешняя власть, кажется, всех реабилитировала, даже власовцев, но про «Мари ушем» я нигде не слышал, а клонов или самозванцев на каждом шагу, как грибы после дождя. Добейтесь сначала реабилитации той организации, которую ликвидировали Советы, тогда Вам цены не будет, может быть тогда и я подумаю присоединиться к Вам.

  2. Лайд

    Поро!
    Глухой никогда и не услышит, а дурак не уразумеет.
    Головой надо дружить, Вачис дос.

  3. Лайд

    Поро!
    Я переговорил по поводу Вашего желания вступить в «Марий ушем». Председатель Е.Чашкин сказал примерно следующее: «Мы особо не нуждаемся в таких «знаменитостях», как Вачис (Вы же не от своего имени пишете, Вы пишете, что Вачис «подумаю…»)» «Марий ушем» не должна дискредитировать себяя такими членами. Вачис слишком «популярный», вряд ли его членство утвердит Правление МУ.
    Я с ним волне согласен по следующим соображениям:
    Вачис, родившийся и выросший Башкирском крае, своим комментом оскорбил своих земляков-мари: В.М.Васильева, П.П.Глезденева, Л.Я.Мендиярова… В.М.Иванова, И.Н.Коведяева (и еще более сотни земляков, возможно, и своего близкого родственника). Вышеперечисленные и еще сотни мари, уроженцы Башкортостана, были прекрасными просветителями, организаторами обучения марийских детей грамоте, создателями произведений литературы и искусства, основоположниками марийской науки…
    Вачис, неужели ты так невежествен, что и этого не знаешь?..
    Йылмет лӱгышта гын, нӱшкӧ косор дене нӱжӧ, — каласен Валентин Колумб (рашракше «монарым нуло» манын).
    Теперь вопрос:
    — предоставь документ о ликвидации и докажи правомочность этого документа, обоснуй. Если этот документ не имеет под собой юридическую силу, то о чем речь?
    Не Вам, Вачис, потустороннему человеку, переписывать историю
    Историю пишут и готовят серьезную книгу сами члены «Марий ушем» совместно с марийскими и российскими учеными. Насколько это будет объективно — скажет время.
    А то, что эта книга будет объемная и глубокая, можно утвердить с начальных шагов нашей насущной работы над изданием.
    Так что, можешь подписаться уже на I том «Марий ушем».
    Не жалей денег на общественную инициативу. (Хотя да, Вы никак не среагировали на то, чтобы помочь книгами односельчанам Башкортостана с марийскими книгами).
    Юмо ужеш.

    • Семон

      Лайд, тебе уже здесь горит статья за оскорбление Вачиса. Думаю, ты так просто от него не отделаешься. Наверно прокурор уже ищет твой ip-адрес)

      • аяр умдо

        Семон, давно работаешь у Вачиса пресс секретарём или пиар менеджером? У прокуратуры образовалась свалка неотложных дел, читай предыдущие и последующие посты!

    • Вачис

      Историю пишут и готовят серьезную книгу сами члены «Марий ушем» совместно с марийскими и российскими учеными.
      ————————————-
      Историк ничем не отличается от археолога: археолог копается в засохшей дерьме мамонта, другой — в дерьме великих людей или на свалке истории…)

  4. Казахи о Марий Эл

    Очень интересная новость. Своеобразно.
    http://mariel24.ru/news/1468

    По примеру Марий Эл в Казахстане хотят дать новое имя государству
    Сенатор парламента Казахстана Хусаин Валиев прокомментировал возможное переименование государства в Казах Ели и рассказал почему гражданам не стоит бояться нового названия.
    «Ведь есть же в составе России Марийская республика, которая носит красивое тюркоязычное имя Марий Эл! Все официальные и официозные нюансы давно устоялись и улеглись. Например, жители как были марийцами, так и остались, никаких изобретений по этому поводу не последовало. Точно так же и казахам ничего не «грозит», — заявил Валиев в интервью «Казахстанской правде».
    Идея переименования Казахстана в Казах Ели принадлежит президенту страны Нурсултану Назарбаеву. По его мнению, избавление от окончания «стан» позволит казахам выделиться среди других азиатских государств и привлечь больше иностранных инвесторов.

  5. Вачис

    Лайд, надо следить за тем, что происходит, составлять общую картину, а потом переходить на личности. Ладно, я простой обыватель, несознательный элемент. Но, по сравнению с тобой, Глезденев был настоящим интеллигентом, проводил культурно-просветительные работы среди несознательных элементов, а ты тут устраиваешь какой-то балаган. Это как понять «Мы не нуждаемся?». Вы чё, с Чашкиным богоизбранные? Вы не забывайте, что Ваша должность выборная. А вдруг Мари ушем сам больше не захочет дискредитировать себя Козловым и Чашкиным? Мне кажется, что ты уже себя исчерпал. Твое место на свалке марийской истории. Вешая ярлыки мне разного рода, ты не думаешь, что за свой базар можешь ответить? Так поподробнее остановись, пожалуйста, по поводу оскорбления моих земляков, приведи факты или извинись.
    Лайд, чтобы ты больше не спекулировал на тему марийского движения и не говорил, что я оскорбляю земляков, я специально сделал выборку из исторических материалов, где мои комментарии полностью совпадают с ними. Здесь красной нитью проходит, как йошкароламари в сговоре с большевиками вели последовательную войну с идеями башкирских мари на 1 съезде и взяли под свой контроль марийское движение. Неугодных или несговорчивых отправляли в лагеря или расстреляли. И сейчас москомари чекисты тоже хотят взять под свой контроль марийское движение.

    I Всероссийский съезд мари.
    15-25 июля1917 г. в Бирске прошел I Всероссийский съезд мари. Присутствовало 130 человек из Уфимской, 27 – Вятской, 19 – Казанской губерний.
    Съезд открыл председатель Бирского общества мари В.М. Иванов. В президиум съезда входили И.Н. Коведяев, В.П. Глезденев, Б.Айгузин, Л.Я. Мендияров, В.М.Васильев, П.В.Малышев, М.В. Алексеев, П. Эсанбахтин, С. Шамратов.
    По предложению председателя Бирского общества мари В.М. Иванова было решено создать во всех местах, где живут мари, национальные организации с целью проведения культурно-просветительной работы, а для руководства ими образовать в Казани центральный орган (бюро). Избрана организационная группа в составе П.П. Глезденева, С.Г. Гаврилова, В.М. Васильева для проведения этого решения в жизнь.
    6 января 1918 г. Казань. Собрание учредителей организации «Центральный Союз мари»
    14 января 1918 г. был образован исполнительный комитет Центрального союза мари.
    Областной съезд мари.
    С 25.02 по 9.03 1918 г. в Казани состоялся Областной съезд мари. Участвовало 98 человек. Они собрались из Казанской, Вятской и Уфимской губерний.
    Присутствие буржуазно-националистических элементов не отразилось на его общей направленности.
    Председателем президиума съезда был избран П.Н. Соколов, а затем – В.А. Мухин, заместителем – М.М. Товашов.
    Съезд постановляет всемерно поддержать Советскую власть в борьбе за социалистическое отечество.
    С подъемом принимается резолюция о поддержке Советской власти.
    II Всероссийский съезд мари.
    19 апреля 1918 г. состоялось собрание членов Центрального союза мари.
    Руководство Центральным союзом мари взяли в свои руки Д.И. Адаев, С.Г. Гаврилов, Г.Е. Еремеев и др. Было принято решение о созыве II Всероссийского съезда мари.
    С 7-го июня по 14 июня 1918 г. в Казани проходил II Всероссийский съезд мари. Съезд избрал президиум Центрального союза мари в составе С.Г. Гаврилова, Г.Е. Еремеева, В.Т. Соколова и др.
    На съезде завершилось оформление Центрального союза мари как буржуазно-националистической организации, противостоящей Советской власти и претендовавшей на власть в уездах и волостях, населенных марийцами.
    Ликвидация Центрального союза мари.
    20 июля 1918 г. образован отдел мари Наркомнаца. Отдел возглавил Н.А. Алксеев.
    4 декабря 1918 г. была образована марийская ячейка сочувствующих РКП (б) при Казанском губкоме партии. Ядро ее составили Н.А. Алексеев, В.А. Мухина, А.Р. Романов, М.В. Товашов и др. Председателем ячейки был избран А.Р. Романов. Позднее она была преобразована в марийскую секцию при Казанском губкоме РКП (б).
    17 декабря 1918 г. отдел мари Наркомнаца ликвидировал Центральный союз мари. Это означало организованный разгром буржуазного национализма.

  6. Лайд

    Поро!
    Вачис, Вы же всезнайка. Может, раскопаете, когда марий-влак начали использовать слово (понятие. термин) в современном смысле, контексте.
    А вдруг это Назарбаеву пригодится для более веского аргумента переименовать свое государство.
    В советники президента не хотите? Вы же так любите советовать..

    • Вачис

      Ребята, давайте жить дружно. Я свое мнение высказал, ты свое — тоже, а на словесную пустую перепалку переходить не хочу. Учитывая марийский менталитет, кроме как взаимных оскорблений, тут ничего хорошего не предвидится . Действительно, лет 15 назад я хотел принять активное участие в Башкирии в жизни Мари ушем, но у меня ничего не получилось, но не по моей воле. Но это уже отдельная история.

  7. Кочай

    Параноя затмила разум господ из московского землячества. Поиск черных кошек в темной комнате продолжается. Всем ясно что кошек там нет, но нужен повод для выхода на трибуну. Так и поверили что московское помело не знает как приказала долго жить межрегиональная организация Марий Ушем. Если Козлов молчит, то решение суда прочитайте и опубликуйте. Причина одна — зазнайство и игнорирование зкона. Очень просто прикинуться овечкой и блеять от страха и обиды — Мы за народ, а нам указали на дверь. Вот она темная комната. Вы ее сами построили. А в темной комнате здоровых всходов ждать не приходится. Спросите у любой бабушки, которые выращивают рассаду.

    Барская милость башкирским марийцам — «дадим вам право заниматься общетвенной деятельностью». Вот уж занесло так занесло. НЕ нужны БАШКИРСКИМ МАРИЙЦАМ СНИСХОЖДЕНИЕ московских бар. Ну не нужны, башкирские марийцы сами с усами.

    Приглашать пожалуйста, только не занимайтесь самовосхвалением. Обрыдло. У народа мари путь один. Объединение вокруг Всемарийского Совета. Как бы кому не нравилось. Другое дело спокойно готовиься к 10 съезду.

    • Амфибрахий

      Кочай-Радыгин дурачком прикидывается, объясняя развал Межрегиональной организации «Марий Ушем» чьим – то зазнайством. Зазнайство не может быть основанием для ликвидации общественного движения. Это лечится другими способами, в частности, отказом в доверии руководить организацией. Более того, именно Радыгин в отместку за исключение его в 2008г. из исполкома МОД «Мер канаш», принимал активное участие в организации разброда и шатания в рядах «Марий ушем». В материалах судебного дела он проходит как фигурант – один из инициаторов расправы над межрегиональным образованием. А сегодня он выступает уже от имени башкирских мари, которые неожиданно для него вдруг проросли, пробившись через асфальт, закатанный силами конформистов из нынешнего правления «Мер канаш», и заявили о верности идеям «Марий ушем» и готовности сотрудничать со всеми, кто придерживается левых взглядов и следует духовным принципам традиционной марийской религии, обращаясь в своем заявлении в первую очередь к МАОО «Марийский мир – 21 век».
      Так что тут, как всем очевидно, инициатива исходит непосредственно от самих «мариушемовских» активистов РБ. А москвичи лишь протянули руку братства, чтобы включить их в орбиту более широкого этнонационального сотрудничества.
      Да башкирские марийцы – сами с усами. Они долго держали паузу, не стремясь в объятия радыгинской коалиции, потому что не верили в чистоту её помыслов. Сегодня стало ясно, что почва уходит из-под ног маркеловских региональных сторонников. Поэтому так взбешён Радыгин, впавший в параною сам.

      Наступающая весна 2014 года сулит много неожиданностей. Да, простит меня Тютчев за вольное вмешательство в его стихосложение:
      Люблю грозу в начале мая,
      Как долбанет, и нет сарая!
      (сарай –это символ всей маркеловской общественной застройки)

  8. Лайд

    Поро!
    Чо-чо, Кочо-ай, от тебя ли слышу; «…прикинуться овечкой и блеять от страха и обиды…»
    Нас слышит и на нас смотрит вся страна. Т.е. на «Марий ушем». Даже Георгию без нас скучно. Можете потешаться над его комментариями. Но не над нами. Мы сами уж разберемся.
    А ты, изрядно состарился, Кочай!.
    По русски — «ни духу, ни слуху».
    Наверное, это Мочай?..

    • Георгий

      /». Даже Георгию без нас скучно. Можете потешаться над его комментариями. /
      Потешайся над собой, КЛОУН!

    • Чапайкин

      «Кочай», что же ты не тявкаешь на пост И. Иванова, который не только самолично приветствовал новую марийскую организацию (Межрегиональную ассоциацию «Марийский мир – 21 век», но и подчеркнул: «Марий Ушем» Башкортостана – по-прежнему активная организация мари РБ на общественно – политической арене… Разные организации, общества, группы и группки возникают и исчезают, а «Марий ушем» остается, «которому в 2014 г. исполняется 25 лет». Более того Иванов подтвердил, что «Марий ушем» РБ продолжает оставаться отделением Всероссийского (правильнее – межрегионального) «Марий ушем» с центром в Йошкар – Оле!!!
      А молчишь потому, что боишься, как бы башкирские «мариушемовцы» «харю тебе не намылили» (извините за откровенность), так как им действительно обрыдло лакейство «Всемарийского Совета».

  9. Лайд

    Поро!
    Вачис, провокатор. Доказательства? Пожалуйста, вот его фраза из контекста: «…Здесь красной нитью проходит, как йошкароламари в сговоре с большевиками вели последовательную войну с идеями башкирских мари на 1 съезде и взяли под свой контроль марийское движение. Неугодных или несговорчивых отправляли в лагеря или расстреляли…»
    Чистой воды провокация.
    Ладно, Вачис, проконсультируюсь с юристами, тут чекисты даже не нужны.
    Все наяву — что есть твои цели.
    Вачис, похоже, ты ни разу не бывал на судах. И не удосуживался поинтересоваться, что такое факты.
    Мало того, что выхватил фразу из какого-то советского времени (по повод последней фразы), к тому же занялся провокационной фальсификацией.
    Ты иногда перечитывай самого себя. И вспомни на какой твой комментарий я ответил.
    Это глупейшие (по тексту) предложения заставили меня ответить тебе. По этому поводу я тебе уже ответил.
    А ты, Вачис, за башкирских марийцев не отвечай. Ты с ними уж давненько не контактировал. Тем более в вопросе общественной деятельности (если урывчатые фразы на сайтах ты не считаешь такой деятельностью). Ты совершенно не владеешь ситуацией, что происходило за последние 10 лет в этом вопросе.
    Семону; искать мой адрес нет необходимости. Все есть в интернете.
    Ты же читаешь Мариувер, в прошлый раз только написал.
    Совет, перечитай еще раз Вачиса комментарии.
    Вачис здесь чистейшей воды провокатор. Во-первых, он противоречит истории, перевертывает и натравливает. А это — фальсификация в целях…
    Не маленькие, сами поймете.
    А прежде чем что то утверждать, нужно в историю углубиться, а не скоропалительные выводы делать.

    • Вачис

      Материалы взяты из Истории Марийской АССР, том 2, Марийское книжное издательство, 1987 г.Соавтором этой Истории является профессор К.Н. Сануков, кого ты часто упоминаешь в своих комментариях.. Получается, тогда он тоже «провокатор» и занимается «провокационной фальсификацией» истории? Редакционная коллегия: этой Истории А.В. Хлебников (отв. ред. и научный руков. авторского кооллектива), А.А. Зенкин (зам. отв. ред.), Г.Н. Айпаталов, Г.А. Архипов, В.А. Ерошкин, В.С. Кропотов, В.М. Тарасов. Рецезент завкаведрой истории СССР Московского областного пединиститута им Крупской доктор исторических наук, профессор А.С. Гордилов.
      Использованная литература:
      Патрушев А.С. «Марийский край в период Февральской буржуазной революции..» Йошкар-Ола, 1978.-С.94-130
      Хлебников А.В. «Установление Советской власти в Марийском крае» Марийское книжное издательство. 1967 г. — 221 с.
      и другие.

      • Вачис

        Из этой же Истории:
        1933г., 1 февраля — Вышел первый номер пионерской газеты «Ямде лий» ;
        1954 г. — Вышел первый номер журнала «Ончыко»
        1957 г., январь — Вышел первый номер сатирического журнала «Пачемыш».
        Все эти издания были популярны среди марийцев в нашей деревне и старались обязательно их выписывать.
        Кажется, главным редактором «Ямде лий» была Надежда Ялкайн, которая родилась в нашей деревне ( Шелканово, Бирский район).

  10. Лайд

    Поро!
    Вачис, извини тоже за мой тон письма.
    Сначала не обратил внимания на последний твой комментарий.
    Но теперь, что написано пером…
    Не стоит противопоставлять по этническим понятиям. История наших предков — священна для каждого. И отражать её надо правдиво.
    А «усатому» Кочаю порекомендовал бы не замахиваться на предложения М.Долгова, а поговорить с представителями «Марий ушем» Башкортостана. «Марий ушем» в Башкирии есть 5-6.

    • Георгий

      / Даже Георгию без нас скучно. Можете потешаться над его комментариями. Но не над нами. Мы сами уж разберемся./
      Рассмешил. Потешаются над лайдом, что теперь и меня приплёл, теперь уже к истории. » Если в голове не хватает….»
      А Вачис, в отличие от тебя на Севере деньги зарабатывает, и не ходит с протянутой рукой. Тем более, только на этом сайте лайдо подобные -«герои». Очереди нет для желающих вступить в «Марий Ушем» в нашей Республике. ???

      • Провой

        Ик ойыртемым ит мондо, Георгий. Вачис шкаланже оксам ышта, а Лайд калыклан книгам луктеш.

    • Вачис

      Извини, Лайд за Мариушем. Накипело, понимаешь. Говорил же я, что лет 15 назад пытался участвовать в работ Марий ушем. Я тогда был в очень хороших отношениях Бухаровым. И.Б, старым активистом Мари ушем. У нас с ним тогда были общие интересы, в смысле и в плане его творчества, и возрождения марийской религии в Чишме, У меня тогда появилась задумка восстановить в деревне акрет годсо кусото. Он как-то даже пригласил меня на мероприятие мариушемовцев, которое должно было проходить в Чишминской средней школе, которую сейчас администрация Бирского района хочет закрыть из-за аварийного состояния.(повторение истории Васькинской школы). Но встреча с мариушемовцами так и не состоялась. Бухарыч как-то потом проболтался, что школьные учителя-мариушемовцы не захотели посторонних в своем учительском коллективе и провели мероприятие в своем учительском коллективе. Больше ни разу не подвернулся случай оказаться в рядах Мари ушем да и сам я потом передумал. Понял, что с учителями русского языка и литературы в марийской школе кашу не заваришь.

  11. Вачис

    Как сказал один из братьев вождя мирового пролетариата, мы пойдем другим путем, а не то, что эти «опортунисты» юзыкайны, радыгины, мерканашовцы и мариушемы, где в основном числятся учителя или учительницы русского языка, физкультуры, труда из марийских школ и разного рода бухгалтера из уфимских и калтасинских ип и ооо ). Вот в Забелье Бирского районе Башкирии ликвидируют единственную марийскую среднюю школу. Хоть один мариушемовец замолвил слово что ли в защиту этой школы. Сколько я знаю, половина учительского состава из этой школы мариушемовцы Бирского района. Когда-то ими руководил Исляй Бухарович Бухаров.

    http://tv-rb.ru/news/2014-02-19/v-sele-chishma-birskogo-raiona-obvalilas-krysha-shkoly/35448

  12. петров

    Говорят скоро «Всемарийский Совет» («Мер канаш») разродится очередной Сессией. Возможно, последней…. Причина – в ожидаемой реорганизации межрегионального движения в соответствии с готовящимся А. Радыгиным новым Уставом. А, во-вторых, приходит конец маркеловской тирании, которая обязательно похоронит своих выкормышей. И в этой связи возникает законный вывод: «А есть ли место для «Мер канаш» в постмаркеловской общественной истории? Тем более, для не имеющего своей легитимности и с замаранным прошлым?

    Трезво оценивая ситуацию, можно сказать: нет! На федеральном и межрегиональном уровне при возможности создания ФНКА марийцев России и наличии МАОО «Марийский мир – 21 век» место уже занято. На региональном уровне успешно здравствует РОО «Марий Ушем», а также имеется обладающий юридическим статусом «Марийский национальный конгресс», который при безусловной замене руководящей начинки может сохранить организационную оболочку.

    Так что «Мер канаш», не достигнув 20 – летнего возраста от роду, скоро безусловно завершит свой путь, так и не получив людского признания. Печально, но такова судьба тех, кто поставил на карту своё личное благополучие на основе близости к власти в ущерб интересам рядовых граждан.

  13. Карка шыдыр

    Уважаемые друзья, я никогда не состояла ни в какой марийской общественной организации. Хотя когда училась в Москве у нас было студенческое марийское землчячество. Мы ежегодно 4 декабря встречались в одном и том же ресторане с марийскими песнями, гармошкой и т.д. Это было хорошее время. После окончания института тоже хотелось продолжить это общение. Оно в принципе в индивидуальном плане продолжается. В последние годы слежу за событиями. Читаю все статьи в Марий увере, все комментарии к ним. И меня волнует то, что мы — марийцы — какое бы хорошее дело ни начали, в конечном итоге переходим на личности, начинаем обзываться, находим все плохое о человеке, все выносим и пошло-поехало. Это неприятно. О нас создается впечатление, что вздорный народ, не может даже между собой договориться. Я восхищаюсь теми марийцами, которые несмотря ни на что, пытаются повернуть дела в позитивную сторону, думают и взывают к нашему национальному самосознанию. Давайте прежде чем что-то плохое сказать о другом человеке, сто раз подумаем — принесет ли это пользу объединению марийцев и повышению нашего национального самосознания

  14. Провой

    «Мер канаш»-влак шкеныштым пеш кугу начальниклан шотлат чай. Моло-влакым туныктыл да шу:кедыл-ту:кедыл веле шогат.

  15. Игнат

    Мне же кажется, членам исполкома Всемарийского Совета следует пока не поздно, сложить с себя полномочия и отказаться от участия в предстоящих мероприятиях. Тем, кому не хватает духа на смелые поступки, можно прикинуться хворым. Особенно т.н. «запредельным марийцам». Неужели вам не стыдно «ездить на халяву» в Йошкар – Олу, в то время как организация «Марий ушем» ни копейки не получает от «родного» маркеловского правительства на свою общественную деятельность?! Это ли не факт дискриминации действием, что карается законом как нарушение конституционных прав граждан на объединение?

    Почему функционеры МОД «Мер канаш» за счет государственных средств разъезжают по стране, вмешиваются во внутренние дела других регионов, общественников? Почему бюджетные деньги тратятся на обслуживание сомнительной структуры, не имеющей регистрации? Куда смотрят контрольно – надзорные органы Республики – прокуратура, Управление Минюста РФ по РМЭ, Государственная счетная палата РМЭ? Почему процветает годами практика одностороннего дискриминационного подхода к финансированию в соответствии с ФЗ «Об общественных объединениях» (статья 17, пункт 2) в рамках господдержки деятельности «Марий Ушем»?

    Этот бойкот нужен хотя бы в знак солидарности со своими униженными собратьями! Или общественное единство достигается лишь за счет подачек с «маркеловского стола»?

  16. Лайд

    Поро!
    1 марта «проправительственный десант»во главе с Мочаевым и некоторыми чиновниками выезжают в Чебоксары. Помните, 2008 году Мочаев со свитой зачастил в Екатеринбург. А с какой целью? Да с тем. чтобы скинуть с руководства «непослушного» Сергея Петровича Никитина. Да. им тогда удалось отстранить Сергея Петровича, выставив и поддерживая Канакаева, молодого соратника Никитина же.
    Так разобрались с сильным регионом, который был самым «непослушным» на 8 Съехде народа мари. Эта делегация открыто голосовала за кандидатуры Козлова. Самая стойкая. здравомыслящая делегация.
    Что-то попытались «провернуть» в Москве. Но мочаевщине там ничего не далось достичь. В Питере марийская молодежь в 2007-2009 гг. были самостоятельными и достаточно успешными. Но туда «заслали» Саметову. После появления Семтовой в Питере началась что ни на есть «чывесар». Из-за сложившейся ситуации распалась молодежная организация «Илем».
    В Ижевске почти «смолкла» организация «Ижевск мари». Н.И.Яметов только солжет сказать точно, что с ними случилось. Но мы считаем. что это отголоски Яковлевской программы «Диаспора». Вот такие результаты.
    Никому почти не нужен был в течении 2008-2013 гг Марийский культурный центр в Чувашской республике. Имею ввиду ни Мер Канашу, ни национальному конгрессу. Этот центр время от времени контактировал с «Марий ушем». И вот в 2013 году этот центр стал одним из учредителей «Марийский мир — XXI век». И тут начались «хождения» и обработки марийских чиновников и теперь «политтехнологов» в Чебоксары.
    С какой целью? Да ахнули. когда проснулись: под боком проглядели общественную организацию Эта организация в «Марийский мир — XXI век», точнее в одной упряжке. Это ни на шутку озаботило вдруг всех.
    И вот завтра — эмиссары от… прибудут в Чебоксары.\Пока почему-то они не рискнули в Новочебоксарск, хотя завтра и там будет проходить отчетно-выборное собрание марийской организации.
    Время покажет.
    Давайте пожелаем С.М.Синякову стойкости и мужества.
    Про «Марий ушем» в следующий раз.

  17. Сопрон

    Сергей Михайлович — уважаемый человек, смелый лидер и высокообразованный профессионал. Нечестная игра с ним не пройдет!

    • Аноним

      Господи, какой мари ушем в башкирии и о чем здесь обсуждаете, господа? Что за Иванов и кто он такой? Я тоже хочу написать что-либо от имени Петрова и тоже поверите на слово? Думаю да, если это будет соотвествовать вашему желаемому восприятию.Но если это будет звучать в диссонанс с вашими желаниями услышать в свой адрес только желаемое, вы не только не захотите поверить, но выступите с обвинениями и т.д., как это уже делаете в отношении друг друга переходя на личности. Успокойтесь, будьте благорассудны и не обливайте друг друга грязью на основании каких-то необоснованных, не проверенных писем Ивановых, Петровых, Сидоровых. Или вам делать нечего и только ждете каких-то остросюжетных инфо, чтобы начинать полоскать друг друга, обрадовавшись появлению нового повода? Нет в Башкирии никакокого «Мариушема», он прекратил свое существование осенью 2003 года официально решением Минюста РБ. Обращайтесь туда, если не хотите быть скомпрометированными всякими Ивановыми. Если есть мариушем в бирске, спросите у того жде иванова, где и когда он зарегистрирован, чем он занимается, кто руководитель и сколько там членов. НЕ смешите бирян. Иванова там сто лет как уже ни одна собака не видела. Нет там на сегодняшний ни одной марийско й общественной организации, ни Мариушема, ни культурной автономии, ни-ни-ни… Прочитавши это, как пишут об этом люди совершенно не осведомленные, некоторые, быть может, ногой ни разу туда не ступивши, начинаешь сомневаться и не верить уже никаким марийским организациям и общественникам. Какую только чушь не городят. Уважаемые, пишите больше о себе и своих делах, то что вы хорошо знаете и умеете делать, просвещайте других об этом других, несведущих из других регионов. Но не смешите людей, в данном случае башкирских марийцев, своими писанинами о них и тамошних явлениях, которые они знают лучше вас, потому что они живут там, видят своими глазами и сталкиваются с жизненными проблемами воочию каждый день. И лучше, чем они, невозможно владеть местными событиями и рецензировать Из Москвы, Й-Олы и т.д. на основании каких-то писулек кого бы то ни стало. Точно также не могут судить о вас они на виртуальном уровне. Если до этого еще было какое-то уважение к некоторым авторам этого сайта, которых я относил к серъезным, рассудительным людям (На основании их взвешенных суждений, как мне казалось по их статьям, потому что реалии, происходящее вокруг них и марийского общественного движения, я не знал и верил им) Но когда на основании письма никому неизвестного Иванова пишут о том. что происходит или не происходит вокруг меня, которое я вижу и знаю лучше чем кто-либо из обсуждающих здесь, у меня возникли сомнения:а можно ли верить другим статьям и комментам уважаемых мною людей раньше именно из-за их позиций, но оказавшихся всего лишь теоретическими?

      • Ик марий

        >Что за Иванов и кто он такой?
        Написал «смелый человек» Аноним (!). Ну Иванов, Сопрон хоть придумали себе псевдонимы… А Вы чем лучше Ивановых-Петровых, если у Вас нет смелости написать от своего имени?
        А что касается юридической регистрации. Международный МАФУН, Консультативный комитет финно-угорских народов тоже не имеют никакой юридической регистрации. В тоже время эти организации, институты акцептируются даже на международном уровне. Юридическая регистрация лишь формальное признание государством общественной организации. Суть общественных объединений в создании гражданского общества, в инициативе самих граждан. Государство не всегда заинтересовано в этих общ. организациях, особенно независимых и поднимающих острые, неприятные вопросы для этого государства. Особенно если это государство РФ, где законы относительно НКО не самые лучшие в мире. И если честно, мне надоело читать упреки как автора публикации выше (Долгова), так и Ерофеева, в адрес Всемарийского съезда и Мер каҥаш, что мол они не имеют регистрации, не вписываются в существующее законодательство РФ об общественных организациях. Ну и что? Худо бедно они существуют и чем вы собираетесь их заменить? Новой ассоциацией, где членов кот наплакал? Разрушить легко, а вот построить ой как сложно. Если вы люди МУДРЫЕ, ищите как объединить все существующие структуры в одно. Пока я вижу лишь амбиции, как у московских мари, так и у мерканашовцев…

        • Аноним

          Уважаемый ик марий! Я уважаю ваше мнение и мнение других. Каждый имеет право на это. Речь не об этом. Я писал не о форме регистрации и вообще слово юридический не затрагивал. Я, житель Бирска, затрагивал вопрос самого существования в природе у нас общественной организации в любой форме, хоть с регистрацией, хоть без регистрации. Нету ее и нет людей которые участвовали бы в ее работе и вообще не проводится такая работа. А сам Иванов существует, значится прописанным в Бирске, но он не занимается этим делом, никто его не избирал , не назначал и давно много лет назад куда-то выехал на заработки. Говорят, в Москве или Московской области. Я наоборот за то чтобы была общественная организация и проводилась такая работа, а не выдумывать ее непонятно из каких соображений или , может быть,каких-то меркантильных интересов. Но какой может быть здесь интерес, если нет вообще такого явления в Бирске как Мариушем или что угодно там в этом роде? Насчет смелости давайте не будем судить и упрекать друг друга по никам на сайте. Для этого смелость не нужна. Поэтому кто угодно и как угодно что-угодно высказывается анонимно, за исключением нескольких. И давайте начнем с вас. Я предлагаю администратору сайта все комменты ставить только после регистрации на сайте и пусть выходят на дискуссию под своим именем. Тогда не будет ни анонимов, ни ик марий или шуко марий и разных толкований по тому или иному факту. будут писать только то, что действительно знают, видели своими глазами и ощущают вокруг себя и т.д. А пока каждый — во что горазд и сразу в ответ на появление другого мнения начинают его обвинять за то что посмел высказаться. Аноним обвиняет анонима — вот суть перепалок на сайте. Я не любитель заниматься этим и редко захожу на эту страничку только потому. что здесь все абстрактно и не видно конкрентных людей за вымышленными никами. И рад буду откровенно сотрудничать от своего конкрентного имени, если то же самое сделают ик марий и другие. Не советуйте посредством упрек другим то, чего сами не выполняете.

  18. Давыдов

    Те, кто пробрался в руководящие ряды «Мер канаш» — это чистой воды коллаборационисты. Как гласит википедия, коллаборационизм – осознанное, добровольное и умышленное сотрудничество с врагом. Пройдут годы, и маркеловская эпоха будет названа периодом умышленного подавления национального самосознания марийского народа.

  19. Лайд

    Поро!
    Уважаемій аноним, пишущий от 01.03.2014.
    За одну только фразу,будь я эрвелмарий. дал бы по лбу!!!
    За то лишь, что так плохо знаешь современную историю эрвелмари, касаешсься сначала всех эрвелмари, а потом «закругляешься» на общественной жизни марийцев Бирского уезда.
    Ну, во-первых, если вы уж такой вездесущи и обо всем знаете, нельзя себя так выставлять на посмешище.
    Посмешище в том. что вы совершенно не знаете об общественном движении марийцев в Башкортостане.
    С Бирском и Бирским районом немного сложнее. Там часто все менялось. Тем не менее.
    Но вы совершенно бессильны, когда пытаетесь отвечть за весь Башкоротсоан. Но меня поразило то, что вы пишете. что мариушемовцы не правы, когда пишут. что в Башкирии не водно, а во многих районах сохранились «Мари ушем». Высымалла.
    В Калтасинском. в Шаранском и в других — они существуют по сегодняшний день Уважай себя. и уважай руководителей этих организаций. Уважай (наверное, у некоторых и седину).
    Задайся в поисках «Марий ушем» Башкортостна. Найдешь много интересного.
    А вы начинаете за здравие, но кончаете за упокой. Т.е. хотите очень много продвинутого, передового, а сами вместо того, чтобы что-то сделать, начинаете заниматься фальшью. Поищи в Интернете.
    Хотя бы — «6 ДЕКАБРЯ 2010 ГОДА, ПОНЕДЕЛЬНИК, 13:02 // РЕСПУБЛИКА». Что и как — другое дел. Но факт — вещь упрямая.
    Да и Краснокамская организация «Марий ушем» была одной из сильнейших. Что и как там все повернулось — другое дело, достойное исследования историков.
    Аноним, ну что же лицемеришь, что ты не знаешь Иванова? /то не псевдоним, наподобие Анонима. Это реальная фамилия Иванов-Бирский. Ну. если ты не считаешь достойным себя Иванова, то мы. посторонние. можем сказать: Иванов-Бирский хоть две книги на марийском (!) имеет. А может, вы имеете 10 книг? Ну, дай Юмо!
    Не «Марий ушем» и его преданные люди фальцифицируют историю, а историю фальцифицирует недоброжелательность некоторых наших мари.
    Будьте внимательны к современной, т.е. новейшей истории.
    От фальши и лицемерия мы богаче не станем.

    • Семон

      Лайд, какое твое дело к марийушемам в Башкирии? В Башкирии без тебя разберутся. Ты еще там у себя не можешь навести порядок, а лезешь то в Малмыж, то Башкирию. Занимайся своим книжным магазином в Йошкар-Оле и продавай свою макулатуру. Как сказал Вачис, нет настоящих мариушемовцев — «ортодоксов». Их ликвидировали в сговоре с большевиками еще в 1917 году. Остались одни «опортунисты», лавочники (торгаши книгами) и топотушники типа как из ший кандра. Разве это миссия мариушем?

      • Активист

        Сказал, Вачис, под именем Семон… Покажи свой образцовый «марий ушем» или др. марийскую общественную организацию. Нету, йывылдик. Наши организации такие какие мы сами мари. Вместо того, чтобы поддержать их, стать активистом, работать, мы или равнодушны или еще хуже сами же ставим палки в колеса тем, кто хоть что-то делает. Оскорбляем, издеваемся над ними, как здесь над Лайдом. Нигунам ме, марий-шамыч, тыгай шонымаш дене тораш огына кай. Ӧрман огыл молан нигуштат марий оза огыл, а иктаж марийлан оза лияш ме шке огына пу, изиш кӱшкырак кӱза гын час шӱдырен волтен, лавыраш тошкен шындена садетым…

        • Аноним

          Вачис-Семон — 0 для марийцев, в силу своего упрямства, пытается доказать своё превосходство, живёт в отупляющем гомогенизированном мире. Психотип изгнанного из стаи одинокого волка — изгоя, нападающего всегда сзади.
          Как бы он не пытался унизить, но Марий Ушем заинтересован в возрождении и сохранении самобытности своей культуры, готовы бороться за народ, за свою религию, культуру или любой другой аспект племенной принадлежности, оказавшийся под угрозой.

          • Семон

            Аноним похож на хитрого, вонючего стадного и трусливого шакала, питающего объектами волков и нападающего как всегда анонимно).

    • Аноним

      Любит Лайд сплетничать — больше он похож на деревенского сплетника, чем на лидера.

  20. ветеран

    А вы знаете, кто первым в постсоветскую эпоху назвал «Марий ушем» националистической организацией? На сайте Международного института гуманитарно –политических исследований имеется статья раннего А. Казимова. Там есть параграф, посвященный «национальному вопросу», где говорится о «Марий Ушем». В частности, «движение имеет достаточно тесные связи с эстонскими националистическими организациями (вплоть до копирования тактики, документов и лексики)». Удивляет и то, что будущий директор МарНИИЯЛИ перепутал должность тогдашнего председателя «Марий Ушем» А.С. Патрушева, назвав почему – то его главным режиссером Марийского музыкального театра(?). Мариец А. Казимов в начале 90 –х годов активно сотрудничал с одесситом В.Игруновым – антисоветчиком, судимым, тесно связанным с радиостанцией «Свобода» и подготовкой кадров для развала СССР. Перебравшись в Москву, Игрунов стал членом партии «Яблоко» и депутатом Госдумы. А. Казимов, будучи в те времена «отъявленным демократом — реставратором» и также судимым за избиение А. Мурзашева на выпускном вечере МГПИ 1970г. плотно занимается политической деятельностью, выдвигая даже свою кандидатуру на выборах 1992 года на должность президента РМЭ.

    Став коммунистом ещё в студенческие годы и даже членом Йошкар – Олинского комсомола, но «замарав» своё авторитет хулиганским поступком, в дальнейшем Казимов нашел себя на поприще борца с коммунистической идеологией и марийским национализмом. Это и свело его с Маркеловым, который вознес Александра Сергеевича на должность главного руководителя Марийской науки, включил в состав Общественной палаты ответственным за гармонизацию межнациональных отношений. Мало того, Казимову даже поручено возглавить Общественный Совет при МВД РМЭ(?). Это почти, что на «майдане».

  21. Лайд

    Поро!
    Аноним, категорично выступивший от 01.03.2014 г. пошел на попятную (его реплика):
    — Господи, какой мари ушем в башкирии и о чем здесь обсуждаете, господа?………
    Ну, а потом уж на следующий день Аноним замкнулся в Бирске, мол там нет «Марий ушем». И стал разносить Иванова Бирского.
    А «Марий ушем» в Бирске и в районе был и остается навсегда.
    Да есть там «Марий ушем», хотя бы своим духом, в виде мемориальных плит на марийском, башкирском и русском языках!
    Что, Аноним, не видели такое никогда? Да подойдите к стенам Академии, издалека видно.
    Поэтому мне вдвойне непонятно: жить в таком историческом городе, в центре марийского царства в Башкортостане и ныть, ныть, ныть. Пытаться и так и сяк отрицать существование «Марий ушем» в Бирске и районе. Не понятная позиция.
    Мне на всю жизнь запомнилась фраза президента Шаймиева начала 2000-х годов; «В Татарстане мы не закроем ни одну школу, если там будет хоть один ученик!» А в то время как в РМЭ маркеловская свита в то время занималась закрытием школ десятками.
    «Марий ушем» — это воздух. Только не понимаю, почему Анониму думается, что он проживет без воздуха?
    Тем более, не понятен Семен, который опустил себя ниже плинтуса.
    В чем причина — прочтите его комментарий, и все станет ясно.
    Бедный Семен. Так и не усвоил, что Марий ушем — это воздух. А без воздуха — задохнешься.
    Умные марийцы Башкирии на десятки тысяч у нас покупают книги, а пелекучымо:мари — книги называют макулатурой. Видишь ли, у-у-у-у. какой он умный стал — макулатуру знает.
    Я всегда апеллирую фактами, только временами перехожу в сарказм и иронии, когда человек не понимает, и понимать не хочет.
    Но совершенно очевидно. что бы ни творилось в марийском мире — это дело марий ушем. Даже торговля книгами — потому как у критиканов нет потенциала ни книги создавать, ни переиздавать, ни доводить эти книги до марийских масс. чтобы марийцы через общение с марийскими книгами сохранили свой язык. Более того — с помощью книг (и не только Интернета) они поднимали свой интеллектуальный уровень. мышление.
    Чтобы марийцы, читая марийские книги, стали президентом, генералом, миллионером…
    Чтобы писали романы хоть на марийском, хоть на русском. А не тупые фразочки кидали наподобие последних недоброжелателей.

  22. Какшан марий

    Послушайте,господа семон и аноним.Не трогайте Лайда!Понятно,гниды голожопые!По сравнению с ним вы шелуха,ничего не сделавшие для своего народа,абсолютно ничего!Вам бы по е… надавать,уроды моральные

    • из конторы

      Лайд сам всегда начинает оскорблять других, потом обижается. Этого мало, еще грозится каждому оппоненту по лбу надавать. Как бы сам не нарвался.

      • Рефери

        Чо-чо, конторский планктон, сам не схлопочи по лбу за такие заявы.

  23. Рефери

    Друзья! А как поживает ненаглядная «Оньыжиха»? Говорят, недавно была замечена на конкурсе «Мисс Россия – 2014». Правда, пока в зале, вместе с другой нашей «красавицей» -госпожой Н. Дементьевой из Совета Федерации. Вот эта пара!!! Почему она не отчитывается за первый год, что провела в составе нового созыва Госдумы?

  24. Какшан марий

    Лайд,как там делегация Мочаева съездила в Чебоксары и чего добилась?Напиши хоть немного если в курсе

  25. Лайд

    Поро!
    Как ни странно, Мочаева в Чебоксарах не было. Что-то предостерегло.
    Раньше такие «чывесар-ы» со стороны чиновников без него не обходились.
    Но зато были зам министра культуры Г.С.Ширяева и от Марийского национального конгресса Эльвира Куклина. Эльвира ничего не говорила, работала как журналистка (я понял так, как пресс-секретарь. но не понял чей…)
    По российским законам зарегистрированные общественные организации — это самостоятельно действующее объединение граждан со своим уставом. Но наши чиновники, каждый раз извиняясь перед членами организации, и ссылаясь на то, что они «приглашены официально» и что они не вмешиваются в дела организации, на самом деле творят…
    Ну, об этом будут отдельные статьи.
    Это собрание привело членов общества в замешательство. Они якобы проголосовали. заведомо зная свое щепетильное положение и нарушения Устава (членство голосовавших???) и пр.
    Одним словом. чувствовался скрытое намерение внести в раскол в «Марийский культурный центр» в Чувашской Республике.
    Кому это нужно? Попробуем на основании видеозаписи изложить в отдельной статье в ближайшее время.

  26. Лайд

    Поро!
    Я допустил одну неточность — членство собравшихся на собрание в Чебоксарах людей не установлено. На мой вопрос, а кто является членом «Марийского культурного центра» — никто из инициаторов этого сбора (Шульцева, Аскакова и др.) ничего ответить не могли. Говорили о каких-о списках марийцев Чувашии. Мол, Синяков этот список и не дает…
    Странно и алогично: неужели только лишь принадлежность к марийскому народу и прописка в Чувашии автоматически дает права стать членом марийскго центра? А как быть с Уставом?
    Странноватый подход.

  27. Никитин С.П.

    Тема статьи очень важная. Но почему то опять скатились в ругань. Можно соглашаться с Долговым, Лайдом, или не соглашаться, но зачем мелочиться?
    Критиковать Владимира Никифоровича за «книжную лавку» — глупость. Да-да, именно глупость. Ведь он не Донцову с Марининой продает, а книги с мыслями МАРИЙЦЕВ и о марийцах! Возрождая из небытия и забвения произведения поэтов и писателей-мари. ЭТУ РАБОТУ НЕ ДЕЛАЕТ И НЕ СДЕЛАЕТ НИКТО ИЗ НАС — КРОМЕ В.Н.КОЗЛОВА.

    • аяр умдо

      Вачис еще не такое может выкинуть, книги назвать макулатурой, всех обозвать и облить грязью в любом обсуждении, он вообще с «приветом»!

    • Аноним

      А с остальными доводами согласен? «кижная лавка» — это же капелька.

    • Костятин

      Молодец Лайд! С Никитиным С.П. я полностью согласен. Уважуха Козлову В.Н. за это от всего марийского мира и от меня, Костятина, то же. Все об этой, просветительской стороне его деятельности знают. Так вот пусть бы он этим благородным, нужным народу делом и занимался, не отвлекаясь на суетную, сиюминутную, балаганную, пустую брехню -то есть я имею в виду ОБЩЕСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ марийских организаций сегодня в нашей республике. Почему он тратит на это своё драгоценное время и нервы,свою уникальную, быстротекущую жизнь, опуская себя до уровня Какшан марий и ему подобных, я не понимаю? Жажда скандалов ? Славы ? Заслуженной славы от издательской деятельности у него никто, даже его враги не могут оспорить. Но ведь «наш пострел везде поспел». Пытается обхватить дерево не по длине своих рук, а это со стороны хорошо видно, выглядит немного комично. Может он забыл афоризм известного политика 90-х » Хотел как лучше, а получилось как всегда » Лайд, дорогой, мы не ценим что имеем, потерямши плачем. Извините я никого не хотел обидеть.

      • МОРКО ТОС

        О,Костятин! В отличие от тебя — перебежчика и предателя, Владимир Никифорович ничего не терял — ни чести, ни совести, ни достоинства! Под таким «политпрессингом» сохранить свою чёткую жи3ненную позицию, органи3ацию «Марий Ушем», работать и созидать… Остаться истинным ОНЬЫЖОЙ! Поэтому, замолчите, холопчики! Националистом когда-то клеймили и ЧАВАЙНА С.Г. Он отдал свою жизнь во имя НАРОДА!Пред смертные его слова были таковы: «Если любовь к моему народу — преступление, то стреляйте…» Время во3даст всем почести: кому — славу, а кому — позор!

        • Костятин

          Моркотос, по годам ты ни каким боком не мог слышать и видеть, какие слова произносил С.Чавайн в свой смертный час.Тебя произвели на свет гораздо позже,фантазёр ты наш. А вот свидетелем этого реально мог быть твой дед или родственничек, это точно. Возможно он даже присутствовал в форме НКВД при расстреле классика марийской литературы. А потом, уволившись на заслуженную пенсию шепотом рассказывавал по пьяни об этом, затягиваясь «Беломорканалом» . Иначе откуда у тебя такая осведомлённость а ?Признавайся,родственничек всезнающий. Вообще пора бы опубликовать списки из архива «конторы глубокого бурения» всех марийцев, служивщих в органах НКВД, ОГПУ пусть народ знает своих «героев», а их отпрыски, подобно Моркотосу,чтобы не несли чушь. Истинный оньыжа для своего народа — это Минтимир Шаймиев для татарского народа,.для башкирского народа Муртаза Рахимов,для русскогонарода В.В. Путин. Сравните, неужели наши марийские лидеры в прошлом и сегодня достойны титула народного оньыжи ? Я лично затрудняюсь на этот вопрос ответить.

  28. Какшан марий

    Сергей Петрович, я бы сказал не то что глупо,а подло критиковать и даже оскорблять Козлова за то что он делает несмотря ни на что.Его же никто не заставляет,не просит,а он всё работает и работает.И зарплату ему никто за изданные книги не платит!Я не прошу разного рода упырей семонов и анонимов кланяться Лайду в пояс,но элементарное уважение к нему должно быть.Для меня,например,он навсегда останется Оныжой,как и Пектеев с Николаевым.Их действительно избранные,не то что оньыжиха,назначенная Маркелом.Хотя,вряд ли это поймут семоны

  29. Семон

    Сергей Петрович, Вачис тут много вопросов поднял, но почему-то все зацепились за эту «макулатуру». Например, о борьба йошкар-ола мари в сговоре с большевиками с идеями башкир мари. выдвинутыми на 1 съезде мари в Бирске?
    Лайд, вместо того, чтобы оспаривать фактами изложенные исторические моменты, начал обзывать Вачиса. На съездах марийских тоже себя так ведет? Сергей Петрович, у Вачиса сегодня радостный день — у него сегодня в гостях артисты марийской эстрады. В РДК зал был переполнен, даже мест не хватило. Из-за этого многие так и не смогли попасть на концерт, поэтому заранее покупайте билеты.
    http://vk.com/sshakirov?z=photo83132175_322974277%2Fwall-25265714_313

  30. Семон

    Мари тролли хитро ушли от исторических вопросов о мари ушем, поднятых Вачисом — зацепились за «макулатуру»)))

  31. Лайд

    Поро!
    Ох, как ошибаешься, Семон.
    Мы думали, что ты поумнее, что ты просто решил пошутить. И на этом все… Но нет. ты уперто фальсифицируешь историю. Поэтому мы, т.е. три члена «Марий ушем» готовим материал (доказательства) в прокуратуру за разжигание… Пока расписываться не буду — преждевременно. Изучи на всякий слчай 282 статью УК РФ. Пригодится.
    И не надо прикрывать свою тупость (другого слова не подберешь. извини уж), обобщая словами «башкир мари».
    Мы тебя не хотим иденцифицировать с башкирскими марийцами. Ты один (возможно, ты вообще не из Башкирии, а только прикидываешься с определенной целью таковым), я до сих пор не знал ни одного такого пошкырт мари, который так глупо и провокаторски интерпретирует историю родного народа.
    Изучи историю, прежде чем ее осквернять.
    Для сведения: организатором и идейным вдохновителем, составителем программы, распространителем этой программы и много чего другого не только I Всероссийского Съезда народа мари был Василий Михайлович Иванов, уроженец Себе-Усадсой волости Моркинского кантона.
    Посмотри список делегатов (I Всероссийского Съезда) — сколько там было в Уфимской делегации т.н. йошкар-олинских (по твоему)…
    И еще подсказка для подготовки (дабы ты на суде не говорил, что «не зна». «Не знание» не освобождает…) — кто был Н.А.Алексеев и др…

  32. Лайд

    Поро!
    Отвечаю на вопрос Семена: «…Лайд, вместо того, чтобы оспаривать фактами изложенные исторические моменты, начал обзывать Вачиса. На съездах марийских тоже себя так ведет?»
    Однажды обозвал делегатов, которые приехали на Съезд не работать, а «погулять» и задал всему залу вопрос (в 2008 г.):
    — Что, вчера Маркелов вас так угостил, что вы даже о будущем своего народа перестали думать, Сидите, зеваете (а подтекст был таким: голосуете необдуманно, как чиновники вам подсказывают. Что вы им в рот смотрите…).
    Да, многие обиделись. Но это была правда и это был факт. Хоть зевать перестали.

    • Айдеме Палыше

      Короче, депутатам показал свой » я вам не тут!», поэтому они тебя в свою кормушку не берут?

  33. Никитин С.П.

    Факт выдернутый из исторического контекста, перенесенный в другой временной период — перестает быть фактом. Сотрудничество некоторых марийцев Казанской и Вятской губерний (но не Йошкаролинских), с большевиками, не означает, что ВСЕ мари этих губерний были против решений 1-го Съезда мари. Да и среди марийцев Уфимской и Пермской губерний были приверженцы различных партий. Недопустимо переносить отношения и позиции 1918года в нынешнее время. И мари-большевики, и мари-меньшевики, и беспартийные активисты «Марий Ушем» были едины в одном: — вывести марийский народ на светлую дорогу. Эта возможность не потеряна, пока мы умеем слышать друг друга. В споре историков не бывает победителей. Остыньте.
    Поддерживаю мнение, что критиковать Владимира Никифоровича за его исследовательскую, издательскую, просветительскую деятельность — действительно подло! Надсмехаться над Человеком Дела могут те, кто только способен торговать своим телом!

    • Георгий Победов

      А твоему лайду значит всё можно. Да он же сам первый стал обзывать Вачиса.

  34. И.Иванов-Бирский

    Марий мер пашаеҥвлаклан вуемlм савэм. Мер пашалан таум lшташ шуко марий еҥlн тэптэржэ укэ. Анонимный критиквлак, вэкат, шкэшт нимом огlт шого да нимолан шотlшт укэ и, иктаж-кӧм палlмэ еҥlм вурсlмэк, «кэртlм вэт» шонат, лач шкэ ушlштlшт шканlшт акlм кӱзlктат (тlгай «самоутверждений»). Кӱшнӧ возlшо анонимlн возlмаштlжэ чlнжат уло. Бирскlсэ Марий ушэмlн пашажэ пэш ок палдlрнэ, вэкат, тушто И.Иванов-Бирский укэлан. Но Пӱрӧ Марий ушэмыш пурlшовлак нигуш йомlн огlтlл. Конешне, радамна шагалэмlн, ятlр соратник йолташэм ош тӱня дэнэ чэвэрласэн. Самlрlквлаклан нимогай Марий ушэм, мер паша, марий йlлмэ, марий культура огlт кӱл. Пӱрӧ Марий ушэмlштэ шогlшовлак ятlрlнжэ илалшэ улlт. Кажнlжэ шкэнжlн вэрlштэ пашажlм шукта. Кугу ийготlм ончlдэ,И.Б.Бухаров краеведений пашажlм умбакэ шуя, книгам лукнэжэ. Памаш школ директор Старостина Н.Т. школlм тӱзатlнэжэ. Кужнурlн О.Кугубаева фольклор ансамбльlм вуйлата. Курlшlн Э.Иванова сарэш колlшовлаклан памятникlм шогалтlмэ верч тургыжлана. Ӱкӱдын Ю.Миксонов марий кумалтlшlм организоватла. 1989 ий гlчак Пӱрӧ Марий ушэмlн правлений член Г.Я.Япаев кажнэ сайлlмаш компанийlштэ участвоватла. Мэ вэт майданlш каяш погlнlмаш укэ. Пэш кӱлэш годlм погlнэна. Кодшо ийlн председательлан Мениева Нина Николаевнам сайлlмэ. Тудо пенсионерка, «заслуженный» званиян, Бирскlсэ 1-шэ школlшто тунlкта. Кlзlт мэмнан тӱн проблема — Бирскlcэ школлаштэ марий й’лм’м тун’кт’маш’м аралэн кодаш. Марий кал’к’н ушн’маш, Кал’к Ушэм — кӱкшӧ цель, кажнэ марий вийнам иквэрэш ушаш шон’маш дэнэ ила ыле г’н, п’тараш лийд’мэ кал’к лий’на ыле. Молан Эрвэл Марий ушэм’н регистрацийжэ укэ, палаш шонlшо уло г’н, варарак рушла умlлтарэм.

  35. Лайд

    Поро!
    Георгий Победов! Предлагаю объединить усилия под лозунгом «Маркеловскому предвыборному фальш-старту – НЕТ!!!
    Жду встречи.

  36. И.Иванов-Бирский

    Особенностью деятельности Марий ушем РБ является то,что это организация национального меньшинства.Я был организатором Бирского Мари ушем (1989г.) и республиканского(РБ) Мари ушем(1991г.),наша делегация участвовала в учредительных съездах У Вий ушем и Мари ушем в Йошкар-Оле.Я был делегатом ещё трёх последующих Съездов народа мари,но в документах того последнего съезда в списках делегатов меня нет. Это П.Бикмурзин пробрался в оргкомитет и мандатную комиссию съезда и вычеркнул меня из списка делегатов. Я участвовал в работе съезда как гость, хотя был избран делегатом в Бирском Мари ушем.П.Бикмурзин получил орден не просто так,а потому ,что выполнил и даже перевыполнил задание своих хозяев — пробрался в международные организации финно-угров.Задание у него было простое — подавить национальное движение марийцев Башкортостана и держать в определённых рамках,угодных руководству республики. Он был плохим агентом — проговаривался об истинных своих намерениях и снабжал руководство республики и ФСБ преувеличенной,не соответствующей действительности информацией.вероятно,с целью придать большую значимость своей персоне.ФСБ не находило в моих действиях признаков преступлений. А дело в том, что уже в августе 1989 г.на респ.собрании марийских активистов я поставил вопрос о культурной автономии восточных мари.Я говорил о том,что в местах компактного проживания марийцев должно быть самоуправление марийцев,а марийский язык должен быть официальным. Для юридического закрепления такого статуса мар.языку я предлагал вернуться к приданию статуса национального района и национальных сельсоветов, а Бирскому и Мишкинскому районам, возможно, Бирско-марийского национального района.В идеале Мари ушемы должны были стать органами самоуправления марийцев.Это остаётся актуальным и сейчас. В руководящих постах,где компактно живут мари, от сельской старосты до президента,должны быть люди,преданные делу национального развития марийского народа.Наши враги прекрасно знают,как не допустить этого.Простой и хитрый вариант — использование подставных лиц.В руководстве РБ обратили внимание на Мари ушем,вероятно,встревожил мой вопрос о национально-культурной автономии.Первым председателем Эрвел Мари ушем была Ярминкина Л.М.Потом она до пенсии возглавляла Финно-угорскую Ассоциацию РБ.Потом Эрвел Мари ушемом руководили Кунакбаев О.З.и Валиуллин В.В.Нашей целью было вовлечь в движение как можно больше людей. Мы были молоды и наивны,не прогнали солидных людей,пришедших на отчётно-перевыборное собрание в Уфе,среди которых был П.Бикмурзин,Эти люди затеяли раскол в Эрвел Мари ушем,П.Бикмурзин в нарушение устава завладел печатью Мари ушем и объявил себя председателем,организовал травлю организаторов Мари ушем. В газете появилась статья Ильи Першина из Уфы о том, что якобы я хочу создать отдельное государство восточных марийцев, чтобы стать президентом (называлась статья «Президент лийнеже»).П.Бикмурзин ликвидировал юридическую регистрацию «Мари ушем»,но прежде от имени «Мари ушем» выступил в газете «Чолман» с призывом ликвидировать марийских националистов, на съезде народа мари выступил с резкой критикой идеи культурной автономии восточных мари.Несмотря на ликвидацию юридической регистрации «Мари ушем»РБ П.Бикмурзиным,районные организации «Мари ушем» в Бирском,Краснокамском,Балтачевском,Шаранском районах и в Уфе продолжали действовать.Чтобы подчинить «Мари ушем»П.Бикмурзин пытался меня подкупить,а когда не получилось,угрожал физической расправой.Но на все мероприятия на национальную тематику,проводимые «сверху», путь мне и моим сторонникам из Бирска был заказан.Когда вышел закон РФ о национально-культурной автономии,П.Бикмурзин, этот ярый противник культурной автономии васточных мари, сам решил возглавить формальную «культурную автономию» чиновников Калтасинского и Краснокамского районов.В Мишкинском районе нет Мари ушем, но Павла Бикмурзина тоже не пускают- давно раскусили,кто он.Несмотря на эти казусы,программа-минимум Эрвел Мари ушем в какой-то степени была выполнена. Эрвел Мари ушем выдвигал своих кандидатов в Верховный Совет РСФСР,в Госсобрание-Курултай Башкортостана.Они не прошли,но всё равно это большой успех.Наш кандидат А.М.Юзыкайн, например, опередил крупных башкирских чиновников,министров, среди тринадцати кандидатов оказался ровно посередине.Когда ещё составляющие два процента населения Башкирии марийцы сумеют выдвинуть своего кандидата в Гос.Думу РФ? Марийская республиканская газета,марийские отделения в учебных заведениях,внимание к марийской культуре — хоть что-то,но с неба не свалилось, не чья-то «добрая воля», а результат в том-числе деятельности «Мари ушем», его активистов Г.Ибулаева,О.Кунакбаева,В.Валиуллина.Л.Ярминкиной ,А.Асмаева,М.Ильтубаева (из восточных мари) и многих других — настоящих героев марийского народа.Пишу это,чтобы знали,кто есть кто, и не повторяли наших ошибок. Самырык у:мырдам арам ида эртаре, марий калыкын ончыкылыкшо — тендан кидыште. Чап лийже марий герой-влаклан!

  37. Георгий Победов

    А что уже Маркел предвыборный марафон начинает? За нарушение избирательной кампании прокурор может спросить, в чём сомневаюсь.
    Предложение Лайда передам кому- надо. Обсудим.

    • Айдеме Палыше

      В результате чего этот «кому-надо» допустил Лайда в «команду» Маркела для участия в предвыборном марафоне и он там теперь в шкуре эСРов?)))

  38. Лайд

    Поро!
    Мый ынде шукырак палем. Кӧжӧ кӧ…
    «Айдеме Палышылан» лекташ кӱлеш ыле тиде пагтыште калыкыш да пашам ышташ.
    Тунам ала 1 процентлан Маркеллан «тореш йӱкна» шукырак лиеш ыле.
    А паҥгам темдышт шинчаш — район мучко сомылым шуктымо деч шӱдӧ пачаш куштылгырак.
    Да эсогыл тӱмырым кырашат вараш кодында.
    Да кыркалашыжат нимолан.
    СР — коваште огыл. Просто вес йӧн але партий уке ыле, кушто марий йодышым тынар умылен вашлийыныт.
    Ончал, кӧ эше марла («Чын илыш» верч» гай) газетым луктын. Марий йылмым Справедливый Россий партий гына пагален. Эсогыл КПРФ-ат ты гана марла газетымат луктын огытыл, марий кандидатыштат СР-ысе нарак гына лийыныт. А вет «парламентский» партий улыт.
    А «Единый… » нерген ойлышашат уке.
    Жал, тушто ик марий айдемат шке йылмыж дене — МАРЛА! — газетым лукмо нерген мутымат тарватен огыл. Кеч нунын кокла гыч марийже кок-кум депутат уло — так, лӱмжылан.
    Жалке, Оньыжа Анатолий Николаевичат — лӱмжылан гына. Ато марий койышыжым ончыкта ыле. Марий тувырым мыйын почеш чиен лекмыж дене огыл, а едросын «марий газетше» дене… Хотя бы…

Добавить комментарий для МОРКО ТОСОтменить ответ