Федорченко: На фильм «Небесные жены…» обиделись необразованные марийцы

Алексей ФедорченкоНа кинофестивале «Полный артхаус», завершившемся вчера в Челябинске, показали фильм «Небесные жены луговых мари» Алексея Федорченко — фолк-эротику с изрядной долей мистического реализма.

Картина состоит из 22 новелл, рассказывающих о марийских женщинах, чьи имена начинаются с буквы О. Соавтором фильма выступил писатель Денис Осокин (с ним Федорченко также работал над фильмом «Овсянки»), а сама лента представляет собой достаточно любопытное исследование марийской культуры. При этом картина не осталась незамеченной. Она побывала на различных фестивалях, выходила в прокат и вообще достаточно нашумела.

«ЮП» расспросила режиссера фильма Алексея Федорченко (проживающего, кстати, в Екатеринбурге) о том, как рассказывать о малых народах, снимать эротическое кино, и где живут настоящие шаманы.

Конкретных рецептов нет

— Работа с этнографическим материалом — это же неосвоенная кинематографическая территория. Как вы думаете, после «Овсянок» и «Небесных жен луговых мари» эта дорожка станет проторенной?

— Справедливости ради стоит заметить, что кинематограф, который работает с этнографическим материалом, был всегда. Каждый год выходят такие фильмы. Просто мы их, наверное, не видим. Нельзя сказать, что каждая республика РФ делает по фильму в год о себе. Однако в Башкирии, Татарстане и особенно в Якутии снимаются национальные фильмы. И не только снимаются, но и прокатываются.

— Но все равно это в большей степени остается локальной историей. Ваш то фильм более-менее нашумел.

— Потому что у меня не этнографическая картина. Да, в ней есть этнографическая сторона, но я прежде всего хотел рассказать историю. Как ее рассказывать так, чтобы увидело как можно больше народу? Тут каких то конкретных рецептов нет, однако мне кажется, что если ты берешься за такую тему, надо снимать ни как «Би-би-си», National Geographic, то есть не с точки зрения стороннего наблюдателя, а изнутри, как обычную историю про обычных людей, но с особенными традициями.

— Да, с одной стороны, у вас эти истории обычные, но в них все равно сильна мистическая подоплека…

— Конечно, поэтому я за них и взялся!

— А как прошел показ в Марий Эл?

— В принципе, хорошо, за исключением, быть может, того, что туда пришли люди, которые задолго до показа фильма его возненавидели. Сейчас же модно обижаться. Все думают, что их оскорбляют. Среди марийцев тоже были такие люди, которые обиделись за марийский народ, за своих женщин, не видя картины. Они стали говорить, что я оскорбил их женщин. Требовать сатисфакцию, на которую я всегда был готов ответить (смеется).

— А они изменили свою точку зрения после просмотра фильма?

— Дело в том, что эти люди не меняют свою точку зрения. Они, как правило, зашоренные, живут в своем мирке. Таких людей очень легко обидеть. Чаще всего они необразованные. Если же человек много читал, смотрел, то он подобные фильмы смотрит спокойно. Так и на премьере: после того, как недовольные прокричались, большая часть зрителей осталась, и мы два часа обсуждали кино.

— Какие самые неожиданные и интересные вопросы были со стороны самих марийцев?

— Ну все же любят эротическую сторону обсуждать. Мужчины говорили, что у них такого нет. А женщины, что у них именно так дела обстоят (смеется). Достаточно смешной и приятный разговор состоялся, люблю такие обсуждения. К слову, когда я показывал «Овсянки», по-моему, в Новосибирске, зрители остались и напряженно молчали. Я говорю: чего молчите то, спросите что нибудь. Одна женщина встает и говорит: а вы знаете, что в таких пейзажах, как у вас в фильме, секса не бывает? Потом я ее, правда, убедил, что фильм про любовь, что со стороны главной героини все правдиво показано, и зрительницы моими фанатками стали.

— В чем вы, кстати, видите причину зажатости русского народа в плане разговора на эротические темы?

— Традиции. Очень давние традиции. На самом деле, чем больше таких фильмов выходит — не порнографии, а хорошего кино — тем люди спокойнее его обсуждают, с интересом.

— На последнем «Кинотавре», в котором вы тоже принимали участие, был нашумевший показ картины «Интимные места» Натальи Меркуловой и Алексея Чупова…

— Я присутствовал на разных обсуждениях «Интимных мест», некоторые были очень откровенные. Многие люди считали юмор этого фильма, его метафору. На самом деле, таких зрителей больше. Просто людей, которые выступают против чего то и обижаются, их сильнее видно.

Ни на что не похожее кино

— После «Овсянок» и «Небесных жен луговых мари», которые вы делали вместе с писателем и сценаристом Денисом Осокиным, с ним же вы сейчас делаете и фильм «Ангелы и революция». Насколько я знаю, вы почти закончили работу над картиной?

— Да, через неделю я уезжаю на Север, на последние десять смен. Досниму фильм и начну его монтировать.

— Можете в общих чертах рассказать о проекте? Например, в какой эстетике он будет сделан?

— Эстетика будет красивая и одновременно необычная. В этой истории замешены два временных пласта, два мира. Мир русского авангарда (действие фильма происходит в 1934 году) и мир хантыйских шаманов. На стыке этих двух миров и существуют мои герои. Надеюсь, получится не похожее ни на что кино.

— Вы обмолвились о шаманизме. Что то интересное в этом смысле во время съемок для себя открыли?

— Ну я в этот материал погружаюсь не один десяток лет (смеется). Сложность состоит в том, что настоящих шаманов очень трудно найти. Есть одиночки, которые что то умеют, но они восточнее живут. Думаю, на границе с Монголией есть такие шаманы. А нам приходилось реконструировать, придумывать что то свое.

Фильм снят по мотивам реальных исторических событий. На основе Казымского восстания. Это было восстание шаманов против советской власти. Очень интересный материал, неосвоенный. Если вы ждете от меня историй о каком то интересном случае с шаманами — не дождетесь, потому что их не было (улыбается). Но существует легенда.

Одна из реальных героинь фильма, это Касум ими — казымская богиня, верховное божество хантов и лесных ненцев, которая живет на озере Нумто. На этом острове стояло ее святилище. Нумто — священное озеро хантов и ненцев, и, собственно, из-за этого святилища восстание и поднялось.

Рассказывают, что когда нашли реальный идол Касум ими, его спрятали, а потом его кто то выдал. И люди, которые занимались транспортировкой идола в музей (а он стоит в Ханты-Мансийске), по легенде, все умерли. Очень сильная богиня. Во время съемок нам даже пришлось принести ей жертвоприношение, чтобы все хорошо было. Не специально, просто так получилось.

— А кто вашими проводниками были?

— Ханты, которые там живут. Мы в самом Казыме снимали. Это небольшое поселение. Там сохранилось несколько домов с того времени. А под озером Нумто, кстати, нефть обнаружили, и я боюсь, что на этом священном озере скоро нефтяные вышки будут стоять.

— Не могу еще не спросить, как история с вашей экранизацией «Малыша» по Стругацким развивается?

— Сложно очень развивается, потому что повесть, к сожалению, немножко устарела. Устарела еще тогда, когда они (Стругацкие) ее написали. Они сами об этом неоднократно говорили. Что это самое их нелюбимое произведение. Хотя Борис Натанович к концу жизни пересмотрел свои взгляды. Сказал, что лучшие их повести устаревают, потому что реалии мира меняются, а эта история будет актуальна во все времена.

С моей же стороны проблема заключается в том, что фантастических фильмов, в которых есть контакт с инопланетными существами, были сотни. Куда ни копни — все уже было. А то, что уже было — делать не хочется. Поэтому я прощупываю эту историю, чтобы она новыми красками заиграла, стала актуальной. Уже год пишу сценарий.

Вообще, я всегда параллельно над всеми своими проектами работаю. Например, я закончил работу над сценарием фильма «Енотовый город». Всего же у меня сейчас в производстве три сценария («Малыш» четвертый), и я просто не знаю, что раньше выстрелит.

Евгений Ткачев

Источник: Южноуральская панорама

33 комментария

Filed under Статьи

33 responses to “Федорченко: На фильм «Небесные жены…» обиделись необразованные марийцы

  1. Семон

    Человек может быть образованным, но тупым или необразованным, но умным. Образование на качество ума не влияет. Я знаю многих профессоров-дураков. Да хоть пять образований высших заимей, но от этого ум не прибавится, а если ума нет, то ты калека, как «хохол» федорченко.

  2. Зритель

    Я в чем-то с Вами, Семен, согласен. Разумеется жизненная мудрость, знание материала, темы не зависит от количества дипломов и научных степеней. Я как магистр (по западной системе) консультировал, проверял, исправлял работы наших марийских докторов (опять же по западной системе) и знаю их уровень знаний.
    Но «хохла» Федорченко дураком никак нельзя назвать, он очень умный, вернее знающий как преподнести свое творчество для западного мира. Знает что и как снять и кого использовать (как, например, мари) и как преподнести, чтобы вызвать интерес к своей работе. К сожалению, мы сами мари не умеем ни ценить, ни преподнести свою уникальность даже как так он. Хотя могли бы намного лучше зная это изнутри, без всяких чуждых=чужих извращенных моментов для нас самих мари, как у Федорченко.

    • Семон

      я его дураком не назвал. ему до «дурака»(до профессора) еще далеко.он просто калека для меня и все. больше я его не хочу обсуждать — не достоин чести такой.

    • Семон

      Я не «Семен», а «Семон»..)

    • Аноним

      Пидорченко предлогаю снять фильм про хохлятских шлюх в москве.там их больше всех.и его ума туда хватит.

  3. Зритель

    Как раз его фильм марийцы больше всех и обсуждали как здесь, так и в др. медийных ресурсах. Так, что мы все его удостоили БОЛЬШОЙ ЧЕСТИ. А обсуждать и попытаться разобраться надо, чтобы разобраться в себе, в своем народе. Почему «хохол» снявший фильм о мари сумел вывести свое творчество на мировой уровень, вызвал к себе такой огромный интерес, пусть даже неприязнь со стороны многих мари, но НИ ОДИН МАРИЕЦ не смог?

    • Семон

      Не «хохол» сумел, а это, грубо говоря, проект Минкультуры, Кремля, если хотите. Кто платит, тот и заказывает музыку.

    • Теймурат

      За сколько «хохол» купил «Зрителя»?

      С этого IP ранее оставлен комментарий от имени Семон 22.02.2014 в 05:32 и т.д.
      MariUver

  4. Эльвира К

    Хитрый конъюнктурщик.

  5. Jin

    Фильм говно, а хохол, снявший фильм с русскими бабами, пусть свой майдан чистит.

  6. Андрюха

    Ну, не знаю. Данный фильм не имеет отношение к культуре мари. Ведь Федорченко сам сказал, что данный фильм — сказка, не имеющий смысл передать более реальную информацию.

  7. Лайд

    Федорченко — хамелеон.
    Ишалтше почан кишке. Тетла тудін нерген нимом ойлаш.
    Да тудо шкежат ок пале: ко: тудын у:мбалніже шинчын кудалыштеш, ко:н йымалныже тудо по:рдалеш.

  8. Лайд

    «…Дело в том, что эти люди не меняют свою точку зрения. Они, как правило, зашоренные, живут в своем мирке. Таких людей очень легко обидеть. Чаще всего они необразованные. Если же человек много читал, смотрел, то он подобные фильмы смотрит спокойно. Так и на премьере: после того, как недовольные прокричались, большая часть зрителей осталась, и мы два часа обсуждали кино…» — ну, здесь зарвавшийся федорченко просто лгунишка мелкая.
    Да что же Вы — Лешка, запамятовали?.. Самый первый вопрос после просмотра в Йошкар-Оле тебе был задан юристом, полковником. Ты же не ответил на его вопрос. а ушел в кусты так же, как уходишь во всех своих интервью.
    Интересно наблюдать за человеком, который противоречит час за часом самому себе.
    «Чаще всего они необразованные» — прекрасная фраза о себе-режиссере. Лучше характеристику никто еще не дал. Даже предыдущие писаки-поклонники.
    Леша и Деня не могут из своего мирка никак выйти.

    • Костятин

      На мировой уровень поднять мариййскую тему в кино, нам самим, нужна одна маленькая, но главная деталь,чтобы какая нибудь Оналче родила нам мирового уровня талантливого марийца- режиссёра. Ни какие Минкульт и Кремль без такого таланта нам не помогут. А пока мы к сожалению умеем лишь истеричничать, панибратничать, пытаясь опустить авторов до своего «колхозно-крестьянского» уровня, с этими безусловно талантливыми и признанными людьми в современном российском киноистеблешменте, называя их «Лёшкам» и «Денями»,с одной стороны, а с другой обзывать режиссёра «калекой» и «хохлом» и это всё на, что мы «черемисы» способны. Перефразируя Верещагина из кино Бел.Солн.пуст. хочется сказать:»За марийцев обидно, братцы «

  9. Семон

    «хохол» много берет на себя — почувствовал себя булгаковским профессором преображенским. марийцы для него всего лишь сабачки шарики, над которыми можно ставить опыты. новоявленный фюрер в «кинеиндустрии».

  10. Семон

    «хохол» всего лишь продолжение политики кремля, если хотите, находка для кремля, чтобы через него показать свое отношение к инородцам, поэтому не жалеет денег на его проекты.)

  11. Аноним

    Рита.
    Кодшо кечылаште Пошкырт Элын чапланыше Мишкан районын ик шочшыжын — Аймет чӱчӱн шӱмжö кырымым чарныш. 82 ияш родынам пытартыш корныш ужатышаш годым шарналтышна: вет пошкырт марий – влкын Йошкар – Олаште «Ош виче» землячествышт уло, ала иктаж полышым пуат. Кычал муна вуйлатышыжым. Валентин Борисовичлан Мишкан район гыч илаш толшо – влаклан ответсчтвенный, порофессор ӱдырамаш Любовь Абукаева тыге вашештен:
    — Тыгай еҥ мемнан спискыштына уке.
    Тидыже тыге да… Аймет чӱчий шуко ий калыкым туныктымо пашаште тыршен: Башкирийыште да Марий АССР- ыште. Ӱмыржö кӱрылтö марий мландыште. Йодыш лектеш: кулеш мо мыланна тыгай землячестве? Ала ОПЦ манме пöртыштö погынен кочкын – йӱын кияшышт да илыше еҥ — влакын шочмо кечыштым пайремлаш гына ышталтын? Адак вет виге вуйлатышыжат Мишкан вел марий – влак. Огыт вожыл мо? Моло район –влакынат землячестве манме ушемышт тыгак ыштат мо? Тыгаяк улыт гын кӱлешышт уке.

  12. Лайд

    Поро!
    Марий-влак Лешка да Деня гай-влак ваштареш ик еҥ семын пеҥгыдын шогалыт да МАРИЙ манме умылымашым мыскылыме, лавыраш тошкымо ваштареш шогалыт гын, нунылан Чап лиеш ыле. А Костятин гай-лак марий-влак ӱмбак кержалтме деч моло вес корным ышт му. Тидыже мо нерген ойла? Шотдымо улмо нерген.
    Ала-кӧжӧ Лешка ден Деня марий-влакым уло тӱнялан палдареныт манын мага гай йывыртен. Вес семын йывыртен от мошто мо? Але марий айдеме семын шке талантетым ончыктен от мошто (да тыгак чуриетымат), сандене весын пелен шӱраҥыштат?
    Тиде ситуацийыште Лешка ден Деня марийым тӱня кӱкшытыш лукшо талешке огытыл. Тиде ситуацийыште — нуно марийын чапшым тӱня кӱкшытыштӧ мыскылыше да шӱктарыше ӧрдыж-эмгак улыт.
    Марий-влак шкеныштым шке 2004-2005 ийлаште Тӱня кӱкшытыш нӧлталыныт. А тиде кок эрге, ты позиций гыч ончаш гын, нахлебник гына улыт. Т.е. орашыҥа. Чоҥештен толын лектын, тамгам шынден кодышо. А 2004,2005, 2005, 2007 ийла огыл гын, марий теме нунылан нимолан ок кӱл ыле. Чын возат — коньюнктурщик-лак улыт нуно. Да эше Российысе закон-ваштареш кайыше. Сандене нунылан ак — УК-н 282 статьяже.
    Осалын кутырем манат? Йӧршынат уке. Иктымат ом мыскыле.
    Но чын фактше тыгай.
    Мый тӱнямбал кӱкшытан айдеме, йотэлысе ик палымем дечат «марий-влак, тендам киношто тыгай чот нӧлталыныт!» манмым колын омыл. Да палем, нунын деч нигунамат колын ом шукто. Моланже — нуно умылат, молан Леша гай-влакын кидышт дене тиде кином ыштеныт, молан тудым Европо мучко кондыштареныт…
    А вот икмыняр йотэл йолташем-влак телефон дене мутланымаштат шӱлалтен, мемнам, марий-влакым чаманыше гай вес темыш кусненыт. Амалже раш — нунланат мемнан семынак тиде противный фильм. Марий калыкым мысклыше фильм. Тиде автор-влакын необразованный, но наглый улмыштлан кӧра тыге лийын. А наглый-влакым, кунам нуно калыкын чапше ӱмбак лавырам кышкат, верышкышт шындыман. Тек Екатеринбургысо пытыше да йомшо руш ялысе еҥ-влак нерген фильмым сниматлат да тидын кӱшеш тӱня мучко палыме лийыт (знаменитый). Но уке, тиде нулевой шанслан нуно огыт кӧнӧ. Никому это не интересно. Даже стругацкийлан…
    Сандене нуно пачемыш гай вес калык поянлык ӱмбак чоҥештен толын лекытыт.
    А Леша вообще популист. Шарнеда, Йошкар-Оласе пресс-коонференцийыште ик йодышланат шотан вашмутым ыш пу. Тыҥге-да-туҥге пӱтыркален шинчылте. Тиде популизм маналтеш, а вара интервьюшто шкенжым герой семын ончыкта. Воштылтыш. Но кочо.
    Шукертак каласенна ыле вет — Х жап толын шуэш.

  13. лапперанта

    ужасный фильм . еще про голубых бы снял для европейцев . Марийцам это не надо . такая противная реклама.

  14. Какшан марий

    Марий влак! Шижыда, кузе Лайдын чонжо шортеш? Айста пырля лийына, тиде хохолетым кадыртен шогалтен…

  15. В общем и в целом

    Ну давайте с другой точки зрения попробуем посмотреть на фильм. Почему мы все злимся? Злимся на любой непонятный раздражитель, потому что жизнь с такими, кто нами повелевает, тяжко, невыносимо, несправедливо. В любом объекте искусства, то есть другой, придуманной жизни, которая по нашим надеждам должна быть справедлива, мы не находим катарсиса, какого хотели бы. Почему не находим? Потому что мы привыкли к революционному кино: вот вам белые, вот вам красные. Политическая ситуация сейчас в непонятках. Создается новый театр, новое кино с недоговоренностями. Потому что любая договоренность обрубается под корень. Посмотрите как было с артистами-недоумками пусси райт, которые через перфоманс аллегорический ( с помощью собственных тел!!! Маразм — с точки зрения, на самом деле, нравственного уровня ( а он у нас есть) марийца, да и многих русских, которых еще всеобьемлющая и всеоеб., сами понимаете, Россия еще не испортила. Говорю о перфомансе в зоологическом музее, который был до храма Христа Спасителя. Далее, по фильму. Трейлер перво-наперво ввел в заблуждение. Фильм — конечно, неясный, с каким-то мелким копошением в материях, в которых в их трудовой тяжелой жизни марийцам не пристало копошиться, конечно, марийцы — более светлые, думающме о более высоких материях. Но, что делать, если в одну упряжку впряглись Денис Осокин, который очень сильно увлекается темным миром подсознания, объясняя им многие жизненные законы. Федорченко, как молодой бравый режиссер тоже неравнодушен к методикам нового кино, тоже что-то ищет. Но марийцы-то тут причем, скажете вы. Спросите у картов, спросите у поэтессы Д. Они ведь тоже где-то работают с областями подсознания, нематериального мира, точно. Да, нам хочется политического кино. Но если за политику убивают, кто вам его будет делать? Многие говорили, что фильм о силе природного рождающего начала в женщине, о порой неуправляемой ее силе, которые, в частности, возможно, находили отражение, систематизировались , загонялись — в какое-то правило, обряд. О сути обряда еще, конечно, Осокину думать и думать, хотя финно-угорская тема его интересует давно. Дело в том, что обряд произрастает в эпику, в народность. Это как-то мало волнует Осокина, это не сфера его околонаучных, скажем так, интересов. Но подсознательные сферы — то, что его заводит и заводит. Молодость, максимализм. Но все-таки есть чем поживиться любому неравнодушному к политике человеку. А что бы вот так, как в первой истории, гребнем-то да силой марийской эпики по политпротивникам! Не похвалим ли за это фильм? Перфоманс не хуже чем у пусси райт. И определенные аллюзии в фильме есть. Конечно, люди хотели о чем-то о другом фильм, тем более, первый раз с использованием марийского языка. Имею в виду, те, которые хотят прямого текста, современной темы и тех же бытовых мотивов. Но, видимо, создателей интересуют другие вопросы. А марийская тема – для них лишь средство.

  16. Имя

    Осокин — это тоже марийская женщина, имя которой начинается на букву О!?

    • Семон

      Раньше про хохлов говорили, что каждое г..овно кончается на «О»(петренко, ононко,фодорченко и тд), а у Осокина наоборот, как у мариек, начинается с «О» )))

  17. Лайд

    Поро!
    «Катарсис»-ым те тушто огыл кычалыда.
    В общем и целом ляпкен налда — чонда каныш. А марий улемтшым монден колтышыч.
    Да мом мыланна (да мыланем лично!) «новое кино», революционный, красны, белый…
    Денис О сокин мом марий темыште может «…объясняя им многие жизненные законы…» Могай законым тиде умылыдымо тупела рвезе умылтарен кертеш. Просто — пыдыксий.
    Мом тый черетан адвокат семын о:рдыжко: нан:гайынет. Нунылан ак — УК-ан 282 статьяже. Пунктшым вес вере каласат.

  18. Аликсендер

    «Если же человек много читал, смотрел, то он подобные фильмы смотрит СПОКОЙНО» (Федорченко).

    — Нравственная тупость, «спокойствие» не является следствием многочтения, бухгалтер.

  19. Надежда

    Чтобы сгладить негативное впечатление от этого УЖАСНОГО фильма, нужно посмотреть другой, полную противоположность, где МЫ, народ МАРИ, показаны такими, какие мы есть на самом деле. Приходите на новый марийский фильм, созданный не ХОХЛОМ, а самым что ни на есть настоящим МАРИ «Ял ӱмбалне мужыр йӱксӧ» — «Над деревней пара лебедей»
    Забыла добавить гор. Йошкар-Ола, кинотеатр «Эрвий»
    РАСПИСАНИЕ НА 27 ФЕВРАЛЯ!
    18-40 презентация фильма «Ял ӱмбалне мужыр йӱксӧ»
    19:00 демонстрация фильма»Ял ӱмбалне мужыр йӱксӧ»
    РАСПИСАНИЕ С 28 ФЕВРАЛЯ-5 МАРТА:
    14:00 «Ял ӱмбалне мужыр йӱксӧ» — «Над деревней пара лебедей»
    18:30 «Ял ӱмбалне мужыр йӱксӧ» — «Над деревней пара лебедей»
    СТОИМОСТЬ БИЛЕТА: 200 РУБЛЕЙ.

  20. Николас

    Сердитые марийцы такие сердитые! Ха-ха-ха!

  21. Лайд

    Поро!
    Пушкыдо кумылан марий, пушкыдо кумылан марий. Єх-єх-єх!
    Южышт, конешне.

  22. Семон

    Кажется, в «Ника-2013» «Небесные жены…» хохла даже и не «ночевали»..)))
    http://www.woman.ru/stars/backstage/article/91028/

  23. Куры вы все бездушные, этот фильм — лучшее, что могло случиться с марийцами.

  24. Аркадич

    Алия, и что Вам такого сделали марийцы, что Вы так их не любите? Наверно, Вы ни в жисть не захотите жить в Марий Эл.

  25. Кргори

    Алия. Если кому-то не нравиться какой-то фильм, зачем их обзывать. Ты-то кто после этого.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.