MariUver

Марийский народ и христианство

Автор статьи Александр ЗенкинЯ хотел бы, чтобы марийский народ жил скромно и одухотворенно, и не хочу, чтобы он был иль когда-нибудь стал зажравшимся, ибо именно с этого начинается подлинная деградация.
Александр Зенкин

В наше время — об этом пока знают, наверное, только немногие религиоведы — в России, по данным социологических исследований, около 25% людей верующие, но при этом не относят себя ни к какой конфессии и ни к какому официальному религиозному институту, соответственно не посещают никаких церквей, коллективных молебнов и т.д. В Америке таких людей около 12%. Причем численность подобных личностей стремительно растет. Что это может означать? А только то, что эти люди явно продвигаются к осознанию того, что вера есть глубоко личностное чувство, что именно своя личная вера как духовное развитие и есть подлинная свобода. Свои личные Идея и Идеал Прекрасного! Им не нужны никакие служители официальных культов, которые, в сущности, за редким исключением подлинно одухотворенных людей, являются всего лишь чиновниками соответствующих религий.

То, что в России таких личностей собственной Веры аж чуть ли не четверть, наверное, несложно объяснить. У государства не стало своей идеологии как цели развития, и это самое главное. Российский человек всегда нуждался в Идее! Этот вакуум сразу же взялась заполнить, конечно же, православная церковь. Причем она стала врываться и врывается в общественную и частную жизнь людей даже слишком торопливо и решительно, если не сказать агрессивно. Она, сохранив обузу старых идей — может, ей бы надо вспомнить хотя бы Нила Сорского и нестяжательство? — и явно не поняв причину своего краха в 1917 (а то и намного раньше!), проникает в средние школы и высшие учебные заведения, в том числе военные и силовых структур, активно вмешивается во все направления светской жизни, уверенно вещает о своих намерениях, действиях и свершениях в средствах массовой информации.

Разрастаясь вширь, она все более привлекает в ряды священников молодых людей, создавая им для этого повышенные условия жизнеобеспечения. Отсюда в церковные учебные заведения идут часто молодые люди вовсе не по призванию, а по чисто утилитарным причинам и соображениям. Примерно так, как раньше шли в комсомол и в партию. Все это в итоге явно будет вести лишь к тому, что авторитет православных священнослужителей будет только падать, будет увеличиваться лавинообразно и скандальная информация в СМИ, связанная с официальными представителями православия, что заметно уже сейчас: то один батюшка с кулаками выкидывает кого-то из храма, то другой подозревается в содомских грехах, то вообще…

Но не будем об этом, все это всего лишь последствия стремления официальной церкви глобально и как можно быстрее захватить идеологическую площадку столь огромного государства, как Россия. В таких «благих» целях церковь брала и готова аж брать деньги за все и делать бизнес на всем, в том числе даже на акцизных товарах типа табака. «Молитвочками много не заработаешь!» — так они сами иронично извиняют себя. Все это для вдумчивого человека выглядит почти удручающе. Массовый наплыв поклоняющихся Дарам волхвов и всяким там иным сомнительным фетишам — это в XXI веке! — заставляет крепко задуматься: так что же происходит? Откуда это дикое средневековье? Или это просто отчаявшиеся люди? Они уже совершенно всеми преданы и вот хватаются за соломинку? Они смертельно больны, никто их не способен вылечить, остается только магия и чудо?.. Не зря же расплодилось столько магов-шарлатанов! Экстрасенсов, демонстрирующих свои способности по телевизору, как со сцены немыслимого театра обмана и абсурда!

К чему ведут и могут привести такого рода идеологи, тем более при таком развитии страны, когда каждый день можно ожидать только новых попраний твоих прав, то со стороны ЖКХ, то со стороны пенсионного обеспечения и т.д.? К чему вообще приводят обман, вранье и лицемерие? Только к деградации народа! Мало того, сказанное касается даже не столько православия, сколько христианской церкви в целом, и этому есть серьезное уже теоретическое объяснение. В основе современного вырождения христианских народов Европы лежит в том числе и сама суть христианской религии! Я подчеркиваю — религии, церкви! — но никак не самой христианской веры как учения. Противоречивость христианского учения не позволяет ему выродиться, обеспечивая механизм внутреннего саморазвития.

Дело в том, что христианство — это учение Личности и о Личности, суть которого заключается в том, что человек должен сам осуществлять выбор во всех своих пограничных жизненных ситуациях. (Если, допустим, в конфуцианстве четко обозначено, что никакое предательство сыном отца или отцом сына или свидетельствование их друг против друга совершенно невозможны, что и закреплено во многих системах современной юрисдикции, то в христианстве здесь нет предательства, если оно осуществляется во имя Истины! Получается, человек обязан брать в выборе на себе просто невыносимое!..) Эта грань учения позволила христианским народам заметно рвануть в науке и в своей прежде всего технократической цивилизации, а отсюда и в целом культуре.

Детальная предписанность в исламе не обладает такой мощью. Ислам вообще с этой точки зрения более общинная система. Бог в нем не персонифицирован и Им является, по сути, Мироздание как Самотворец, то есть эта религия, как я уже когда-то говорил, во многом языческая, в самом лучшем понимании данного слова (язычество в целом — это одухотворенность Мироздания).

Христианство же, предельно усилив борения противоречий в каждом человеке — особенно в позднем средневековье, — дало мощный толчок для материального развития, но вместе с ним пришла и эра усиления другой грани личности в виде предельной индивидуализации, роста самодовольства и самонадеянности, эгоизма потребительства, желания жизни для себя и только для себя. В этом основа вырождения! Современный христианин уже совершенно далек от мысли, что подлинный христианин не может быть ни потребителем, ни богатеем и уж тем более зажравшимся, направившим все усилия только на обеспеченность.

Не понимает этого и христианская церковь, она перестала это понимать с того момента, как стала оплотом государственных религий. Отсюда и дикие казусы, которые можно нередко увидеть воочию. Допустим, как сейчас помнится, выступает по телевизору покойный патриарх Алексий, уютно устроившись в резном кресле в кабинете среди золоченых дорогих вещей, и при этом говорит о детях-сиротах в России! Он даже не способен осознать, что такое поведение нонсенс! Это жуткое лицемерие! Непонимаемость такого своего положения уже характеризует саму личность, ее неразвитость! Конечно, всякому задумывающемуся человеку такие дикости бросаются в глаза! Кто ж подлинно поверит в догмы, проповедуемые такой церковью и таким владыкой! Хоть и о покойниках не принято говорить плохо, но истину и нельзя скрывать!

Но это общие мнения, касающиеся христианства, православия, теперь же поговорим об этом с точки зрения уже марийского народа и его истории. Грандиозное современное церковное строительство в столице Республики Марий Эл и вообще в республике — уж не знаю, насколько имеющиеся ранее культовые строения не позволяли обслуживать всю паству! — при крайне низком уровне доходности населения, при сложившейся социально-экономической и даже политической обстановке, ведущей к вымиранию и исчезновению марийского народа, конечно, явление просто абсурдное само по себе. Для кого это строится? Не церкви сейчас надо строить, а развивать село и сельское хозяйство, перерабатывающую промышленность! Благо марийский край — экологически чистейшая зона! Занять людей трудом, причем трудом жизненно важным и нужным для многих, и достойно за него платить — вот основа подлинной религии на сегодня! Христианская церковь не понимает этого, она встала на позицию, видимо, того, что когда-то она была религией сирых и убогих, рабов, не имеющих ничего. Такая логика — побольше обездоленных отчаявшихся и побольше золоченых церквей для них! — в наш век ужасна! Иль, может, иерархи православия мыслят иначе? Мыслят иначе, а поступают именно так? Что ж, из дальнейшей истории мы узнаем и об этом.

Но здесь им, православным церковникам и чиновникам, открывшим православной церкви столь благоприятные условия для развития, надо учитывать вот что. Для марийского народа их церковь вовсе не стала и не является тем исторически сложившимся институтом, где от отчаяния и обездоленности просят чуда у бога. Церковь вообще для большинства марийского народа всегда была и до сих пор остается во многом чуждым элементом. Это касается даже тех марийцев, которые посещают церковь! Уже свыше четырех веков марийский край входит в Российское государство, но до сих пор религия марийца не стала абсолютно православной, во многих районах края она является синтетической, где Христу поклоняются под именем Куго Юмо. То есть персонифицированному пророку придан Мирозданческий смысл, смысл Бога-Отца. В этом самостоянии марийца обнаруживается не просто духовная стойкость, но и его глубинная сущность, заключающаяся в том, что он не приемлет страдание как главную суть культуры.

Дело в том, что марийский народ никогда не был в крепостной зависимости и, даже находясь в вассальной зависимости от Казанского ханства, а потом от царской России, он никогда не считал себя несвободным (потому что свобода иль несвобода вовсе не определяется тем, что там какие-то князья заключили соглашение с кем-то из царей, сам же народ никто никогда силою тотально не покорял, а осуществлялась поэтапная, во многом даже скрытая территориальная его колонизация, даже и в таком виде приводящая к масштабным битвам за свободу в виде черемисских войн!..). То есть даже и тогда царским приспешникам вполне было понятно, что марийский народ очень остро не приемлет ощущение рабства! И он готов здесь стоять насмерть, если действовать открыто и прямо! Это ощущение необходимости быть свободным он впитал в течение тысячелетий как раз благодаря своей древней культуре и вере, заключающейся в прямой связи каждого с одухотворенным Мирозданием.

Но осторожные, хитроумные имперские усилия с течением времени все-таки возымели свои действия. Если в царское время центростремительные силы были не столь рьяны, то в середине XX века они обнаружились явно. У марийцев к этому периоду исчезло именно чувство свободы! Вообще свобода есть прежде всего чувство свободы (об этом я уже говорил в предыдущей статье, но тема эта очень важна, поэтому, даже чуть отходя в сторону, я снова сейчас чуть разовью ее). При этом собственная религия народа — одна из важнейших составляющих его свободы.

Совокупность чувств свободы каждого из народа как его творчество, предназначенность и востребованность есть высшая свобода этноса. Внешне это обеспечивается высочайшей развитостью образовательной системы, справедливостью законов и справедливостью исполнения справедливых законов. Справедливость закона есть его направленность на возможность всестороннего развития каждого. С этой точки зрения свобода есть наличие всех возможностей для гармоничного развития, мало того, наличие предпосылок для новых и новых возможностей, наличие внутреннего системного механизма для того, чтобы каждый мог состояться в своем подлинном развитии, причем только с учетом исконной культуры!

Но именно религиозную составляющую марийского народа — его стержень! — советская власть в свой уже зрелый период практически раздавила! Отсюда началось и пьянство марийцев, а с ним и заметный рост самоубийств. При этом надо отметить, что и церквей к тому времени в республике практически не осталось, так что и они никак не могли выступить в этот период в качестве утешительниц. Ненужность церквей как утешителей для марийского народа — это факт и сегодня, такого положения православие так исторически и не добилось, не успело добиться. К тому же, христианская церковь как утешение вообще институт крайне сомнительный. Дело в том, что он основан на сравнении своих страданий с ужасными страданиями Христа. В этом аспекте заключена чуть ли не главная слабость христианской идеи вообще. Если страдающий Христос вне помещения раззолоченного храма, когда ты с Ним один на один, и может выступить твоим Сопонимающим, то средь раззолоченных риз священнослужителей такое общение разом преображается в форму жуткого лицемерия! Жить за счет того, что кто-то пострадал сильнее тебя, — это основание совершенно не правильного развития. Отсюда веку христианской, особенно православной, церкви как института осталось недолго. Но это не означает, что обязательно кончится век христианского учения, то есть самой Веры как внутреннего понимания учения. Здесь у христианского учения есть и остается только один путь развития — Приход Счастливого Христа через Книгу! Почему через Книгу? А потому что Он дошел до нас только благодаря Книге! Если такой глобальной реформы не будет, то христианство — теперь уже как учение — ждет исчезновение, а точнее, переход в иную более совершенную синтетическую религию…

Когда у кого-то случался пожар, марийцы первыми приезжали на помощь, так писал о марийцах один из историков-просветителей XIX века. Конечно, такой народ не может развиваться за счет того, чтобы чувствовать себя хорошо, когда кому-то значительно хуже. И уж конечно, такой народ вряд ли серьезно воспримет подобные идеи, слушая их от кого-то там в золоченых ризах с дородным брюшком на фоне сверкающего иконостаса.

Сказанное сейчас о марийском народе можно смело экстраполировать и на наиболее культурную, высокоразвитую часть человечества. Такие люди уже вполне поняли всю суть христианской церкви как части идеологии государств. Отсюда и многие сейчас воспринимают официальные институты церкви совершенно формально, но при этом они еще не пришли к осознанию своего Идеала как Веры. Для этого им не хватает творческой компоненты. Но 25% людей, как уже подсчитано, верят уже в свою Веру. Какую, спросите вы? Да она, как нам видится, на поверхности, тут не надо изощряться особенно — это поклонение Чуду Мира! Чуду Жизни! Чуду каждой Жизни! Поклонение и оберегание! Оберегание для подлинного процветания и гармоничного развития!

Александр ЗЕНКИН

Exit mobile version