КП: В Марий Эл путешественникам подарили нашмак

В поисках шапок по Марий ЭлПосле Татарстана наш дальнейший путь лежал в республику Марий Эл, в Звенигово, небольшой марийский городок, приютившийся на берегу реки Волги. Навигатор привел нас в центр города, но вот дальше пришлось воспользоваться поговоркой «язык до Киева доведет», и опрашивать местное население о местоположении искомого нами Звениговского Дома народных умельцев.

Первая попытка коммуникации, предпринятая Олегом, успехом не увенчалась, а ответ был примерно таким: «Езжайте прямо, потом еще прямо, а там сами увидите». Ехали мы, ехали и почти уперлись в городскую окраину. Попытка номер два, на сей раз в исполнении Валерия, была более успешной, оказалось, что мы уже практически у цели. Отрадно то, что в Звенигово все жители знают, где находится Дом Народных умельцев, что говорит о его успешности и о той огромной просветительской работе, что ведут его работники. В этом мы вскоре и убедились, попав в небольшой деревянный домик с резными наличниками, который, как впоследствии выяснилось, сотрудники Центра своими руками подняли из руин и, более того, сделали местом культурного общения и просвещения для подавляющего большинства горожан. В то время, пока Олег с любопытством разглядывал увитый хмелем «предбанник» — прихожую, я активно снимал все увиденное, — важной частью нашего путешествия является фотофиксация всех его моментов, что будет востребовано при создании экспозиции и архива будущего музея.

В центре мы познакомились с Надеждой Майковой, известной во всей Марий Эл мастерицей, автором обширной коллекции вышитого марийского костюма. С присущей ей скромностью, Надежда Евсеевна параллельно с готовкой для гостей чая, организацией доставки к столу торта, извлекала на наших глазах из многочисленных сундуков и берестяных коробов настоящие произведения искусства — старинные, вышитые еще в XIX — начале XX веков национальные марийские костюмы и головные уборы. Но истинное открытие ожидало нас, когда мастерица продемонстрировала собственные работы, являющиеся точными копиями старинной техники вышивания «с изнанки». Это когда вышивка идет не с лицевой стороны, а с изнаночной, и с математической точностью, без всякой предварительной прорисовки орнамента по ткани, лишь по числу стежков создается сложный узор. Какое же терпение надо иметь чтобы создавать такое? — поразились мы. На что Надежда Евсеевна ответила вполне резонно: «Любое дело, за которое берешься, надо прежде всего любить, а терпение — оно вторично, хотя, конечно, без него тоже ничего не получится».

Марийцы на все руки мастера Фото: Альберт ХЛЮПИН

Марийцы на все руки мастера
Фото: Альберт ХЛЮПИН

В то время, пока мы скрупулезно изучали все возникающие и возникающие из многочисленных берестяных коробов шедевры национальной марийской вышивки, созданные руками Надежды Майковой, возле нас местный мужичок, судя по всему, также работник Центра, запросто плел корзины из ивовой лозы! Кстати, корзину, созданную его руками, нам на прощание подарили. Далее был просмотр видео, на котором запечатлены выступления созданного работниками Центра ансамбля «Унавий», пропагандирующего национальную культуру, а за традиционным чаем с вкусным тортом нам продемонстрировали увлекательный фильм, снятый местными энтузиастами буквально с рук, простенькой видеокамерой, но это — иллюстрация красивой легенды. Фильм, кстати, занял призовое место на столичном кинофестивале.

В заключение Надежда Евсеевна презентовала нам часть женского головного убора начала — середины ХХ века, который по-марийски называется «нашмак», имеет вид длинного узкого полотенца, щедро украшенного вышивкой, бисером и кружевом. Олег и Валерий буквально завалили мастерицу вопросами о том, каким образом воссоздается техника вышивки национального марийского костюма. Выяснилось, что в Центре занимается немалое количество местных жителей, многие из них берут уроки мастерства у Надежды Майковой и в итоге самостоятельно создают вышитую одежду, которая имеет вполне практическое применение и используется как для повседневной носки, так и при проведении праздников. Мы договорились с мастерицей о том, что в свободное от основной работы и от срочных заказов время она изготовит реконструкцию традиционного женского головного убора Звениговских мари для нашего музея.

Национальный марийский костюм Фото: Альберт ХЛЮПИННемного уставшие от наполненного событиями и очень результативного дня, мы выехали в Йошкар-Олу, столицу Республики Марий Эл. По пути решался вопрос о том, где предстоит ночевать, но благодаря личным связям моих спутников, был проведен телефонный мониторинг наиболее оптимальных по соотношению цена-качество отелей города. В итоге навигатору были даны координаты гостиницы «Вирджиния». Как впоследствии выяснилось, название этого американского штата по неизвестной нам причине очень популярно в Йошкар-Оле и, помимо собственно гостиницы, при 5-минутной прогулке по окрестностям нам встретилось кафе с аналогичным названием. На поверку гостиница оказалась вполне сносной, хотя и далеко не шикарной. Отличительной особенностью ее являются заверенные автографами многочисленные портреты знаменных артистов и музыкантов, коротавших свои гастрольные часы в недрах российской Вирджинии. Приятным бонусом явился «ресторан», расположенный в подземелье, под гостиничными номерами, и работающий в формате нон-стоп 24 часа в сутки. Посредственное качество кухни и не первой, мягко говоря, свежести скатертей компенсировалось горячей пищей и вполне демократичными ценами.

Завершался первый день экспедиции по просторам двух сопредельных республик — Татарстана и Марий Эл, и нас не покидало чувство радости за то, что на сей раз, помимо посещения мастерских и знакомства с носителями традиций национальной вышивки, нам удалось собрать замечательные экспонаты для будущего Музея головных уборов. Тем приятнее было заснуть в марийской Вирджинии.

Альберт ХЛЮПИН

Источник: Комсомольская правда

Leave a comment

Filed under Статьи

Добавить комментарий