Как создавался клип на песню «Олян гына»

ТриоМесяц назад мы разместили здесь видеоклип на народную песню уральских мари «Олян гына». Клип вызвал у слушателей противоречивые мнения. Предлагаем передачу телеканала РЕГИОН 12 «Сем алан» (Музыкальная поляна), где исполнители песни рассказывают почему они выбрали эту песню, и как создавался видеоклип.

Источник: РЕГИОН 12

33 комментария

Filed under Песни, видео, музыка

33 responses to “Как создавался клип на песню «Олян гына»

  1. Никитин С.П.

    Не скажу ничего нового, повторю: — Уважаемые певцы, признайтесь, что вы исказили, изменили мелодию песни. И она звучит совершенно по иному, опять в стиле «а-ля Анатолий Зарецких». Как вы сами говорите — песня понравилась вам по мелодии и по смыслу. Так зачем изменять ее? Зачем народную, самобытную мелодию «причесывать» на современный манер? Так глядишь, лет через пять ВСЕ народные песни будут на мотив Зарецкого, или «Каче-влак». Также, стоило бы более бережнее относиться и к языковому, лингвистическому богатству — если встречаются незнакомые слова, то не всегда и везде надо заменять их на общеупотребляемые. Каждое слово — драгоценность, тем более слова старинные, где то уже забытые. Вот и получается, что «Чевер, чечен, сылне, ласка. он*ай» — это все — «красиво». Вот и слышим в интервью, как более глубокая мысль выражается или по-русски, или как упрощенный перевод с русского. Если вам ДОВЕРИЛИ песню — то не злоупотребляйте доверием. Или предупреждайте, что эта песня «по мотивам песни «Олян гына» » или «современная обработка песни», но ни в коем случае НЕ ПЕСНЯ! В песне — главное — мотив. А вы изменили мотив. Берегите национальное достояние — народные мелодии!!!

  2. аноним

    Я так думаю, это трио — не фольклорный ансамбль какой-нибудь деревни Кожлаял. а люди с музыкальным образованием,со своим творческим чутьём. Посмотрев это интервью, многие (в основном молодые) впервые узнают, что есть такие марийцы — уральские. Лично я никогда не слышала песни уральских мари в исполнении эстрадных исполнителей. Эти певцы — первопроходцы, за что их уже можно уважать. насколько мне известно, у себя они пользуются огромной популярностью. если бы они пели только «бумс-бумс-бумс» то грошь цена им. А так… в их репертуаре много песен со смыслом. А «исконно» марийские народные песни «под гармошку» пусть поют фольклорные ансамбли, коих на Урале немного и до марийской республики доезжают они редко.

  3. Санай

    это точно !!! Не то что вот это «произведение искусства»… http://vk.com/yorga_kache?w=wall207909094_122

  4. Никитин С.П.

    Комментарий Анонима27.01.14.12-20. «я так думаю», состоит из двух частей.
    Первая: — хвалебная ода.
    — Не из деревни;
    -не фольклорный;
    — с музыкальным образованием;
    — с творческим чутьем;
    — первопроходцы;
    — открыватели уральских мари;
    — пользуются огромной популярностью;
    — в репертуаре много песен со смыслом;
    — им не грошь цена;
    И тинь закономерно делаешь вывод, что они могут делать что угодно с народными песнями. Как продолжение мысли некоторых марийских искусствоведов, что «культуру надо защитить от общественников и политиков» и я попав в струю мысли продолжил — «и от быдла». Это уже вторая часть коммента, насквозь пропитанная, брызжущая высокомерием. — А как же, мы- из ЙОШКАР-ОЛЫ! СТОЛИЦЫ марийцев! Что нам, какие то неизвестные уральские мари! Скажите спасибо, что открываем вас миру, а то ваши песни так и сгниют в сундуках! (Посмотрите в комментах на «Клип песни «Олян гына»месяц назад.)
    Вторая часть. Презрительно — надменная.
    — «исконно» марийские песни «под гармошку»;
    — пусть поют фольклорные коллективы;
    — коих на Урале немного;
    — доезжают редко;
    И ни слова о том, что изменен мотив песни в угоду коммерциализации, экспортоисполнительности, голосовым данным, манере исполнения.
    Все чаще прихожу к выводу, что певцы, недавно поющие сольно по-марийски, не имеют права петь народные песни. Как сказал общественник из Большой Тавры Олег Иляев — «Надо иметь моральное право петь народные песни». Надо пережить, перестрадать песню. И что примечательно, народные песни, популярные песни «исправляют». портят те, кто не обрел славу, не получил популярность на русскоязычных песнях. И вот нашли «запасной аэродром», принесли «цивилизацию» мариссам. Если некоторые персонажи решили использовать уралмари, как «дойных коров», не забывайте, что корова, хотя и доброе существо, но она умело использует острые рога. На высокомерную мошкару хватает и хвоста.

  5. алгазе

    ну, не может быть такого, чтоб на всём Урале все пели под один мотив… Если у нас в марийской даже в соседних деревнях песни отличаются и эти же бабушки поют их уже по другому. и не разберёшь — где исконная! и ещё, а как можно запретить петь народные песни… есть какая-нибудь инстанция, занимающаяся по этому вопросу!

    • Костятин

      Есть.Парень с Урала взял на себя такую охранную миссию. Теперь только ОН будет решать КАК,ЧТО,КОМУ петь.В Советское время это решала КПСС, а сегодня Никитин С.

      • Аноним

        Сергей Никитин-ум честь и совесть Урал мари. А вот там появились славики петровы и прочие костятины, которые решают не только КАК,ЧТО, КОМУ петь, а кого из артистов допустить на гастроли Урал кундемыш)

      • Аноним

        Что в Марий Эл Радио одни бездари, тоже Никитин винамат? Благодаря политике Минкультуры на марийском ТВ и Радио скоро одни бездари будут выступать.

  6. аяр умдо

    Вы все с Урала что ли?
    Что за ещё инстанция — «НИ СЕБЕ, НИ ЛЮДЯМ», тихо сами по себе, мы особые и песни наши уникальные не трогать?! У Вачиса, видите ли, бабушка лучше всех пела эту песню и душу его грешную трогала, другому не нравится исполнение, искажение мелодии.
    Выложите на ютубе, пусть не лучшего качества любительское видео и покажите для сравнения оригинальную версию народной песни. Буду рад увидеть и услышать в исполнении бабушки Вачиса, может запись осталась в семейном архиве.

  7. Никитин С.П.

    Сразу несколько предложений от комментаторов:
    — собрать версии исполнения песни «Олян гына» (для начала); а затем и других песен.
    — уникальные песни (мотивы) не трогать — не переделывать, не исправлять. пусть такими и остаются.
    — нужна инстанция(орган, комитет пусть и на общественных началах) которая следит за сохранением народных мелодий.
    Никто не говорит, что не исполняйте. Нет, прошу не утрировать и не сгущать то, что сказано. Или пойте, как поют, или не пойте. Исполняйте свои произведения на стихи выдающихся марийских поэтов. Песня — это прежде всего мелодия! Не так и много у нашего народа своих мелодий, а то при обсуждении клипа высказались, что мелодия то ли коми-пермяцкая. то ли мордовская, то ли русская, но не марийская. Уточню — мелодия «Зарецкая», но не уральская. Хватит переделывать марийские народные песни на русскоязычный манер! Хватит! Скоро ни одной песни не останется, все испохабите.

    • аяр умдо

      Сергей Петрович, не надо всех версий этой песни нам, а то ещё передерётесь невзначай за аутентичность меж собой на Урале. Для сравнения вы хотя бы одну песню запишите на видео и выложите на ютуб, презентуйте красоту исполнения эрвел марий акрет мурым «Олян гына»!

      • ната

        презентуйте красоту исполнения эрвел марий акрет мурым «Олян гына» аяр умдо
        04.02.2014 в 16:42

        80-ая (восьмидесятая) минута фильма «Небесные жёны луговых мари»! Там поётся эта песня…

  8. ната

    Никитин С. П. в одном из комментарий: «Уточню — мелодия «Зарецкая», но не уральская. Хватит переделывать марийские народные песни на русскоязычный манер! Хватит! Скоро ни одной песни не останется, все испохабите.»

    Первое: «Зарецкая», «Зарецкого» (Никитин С.П.)…..фамилия «Зарецких» не склоняется!
    Второе: «Хватит переделывать марийские народные песни на русскоязычный манер!» (Никитин С.П.) Вопрос в языке (русскоязычный) или в мотиве песни??? если в языке — то я не слышала ни одного русского слова в этой песне… Если в музыке, ТО!!!!!!!!!!!!
    Уважаемый Никитин С.П.!!!
    Ладовой основой марийской музыки является пентатоника. Песням луговых мари характерен ангемитонный лад. Т.е. большинство луговых песен основано на бесполутоновой пентатонике, что придаёт ей уникальность (признанную мировыми музыковедами!!!!). Песням же восточных и уральских мари характерно сочетание пентатоники с другими диатоническими ладами (т.е. при строении музыки появляются полутона). Она близка к «русской» манере строения песни. В уральских песнях и песнях восточных мари прослеживается «иное» влияние культуры исполнения (русское, татарское, башкирское, удмуртское…) больше, чем в луговых песнях. И это сложилось исторически!!! Почти все уральские народные марийские песни и сейчас имеют свои аналоги среди удмуртских, русских, татарских песен. (одинаковый мотив) Аналоги же луговых песен в народной музыке других народов встречаются очень редко. (!!!)
    Вопрос к Вам: (хотя разницу между песней «Олян гына» и её аналогом из фильма «Небесные…», которую исполнила урал мари Александрова Маргарита я увидела лишь в протяжности песни, поставлю вопрос так -) Велика ли беда в том, что эта песня «видоизменилась» (судя по вашему музыкальному анализу)? ввиду того, что «исходники» в корне уже видоизменены (переняты) и видоизменяются (перенимаются у других народов) среди уральских мари и по сей день?

    • Костятин

      НАТА ))))))++++++ Браво ! Чистая победа профи над дилетантом !

      • шуарвондо

        Причем тут профи или чистая победа? Никитин йолташ ведет разговор о порядочности и уважении Йошкар-Ола мари к другим ( у Йошкар-Ола мари появились характерные черты москомари типа как неуважение к мари из периферии). Лучше бы эти «профи» творили, например, хотя бы как Эшпай, а не воровали песни Урал и других мари и не присваивали себе право на их исполнение и произвольную их трактовку. Йошкар-Ола мари-влакын мемнам мыскылаш да урал кундем мучко ась гай логар сакен кошташ гына унарышт уло, а молылан уке.)

        • Асылбика

          Шке шкаланет вашештет мо, Костя павай? 🙂 Ала-кушкат пижыктет ынде моско марий-влаклым. Ко: тыйым аклен ыш мошто гын — каласен пу-ян!
          А вот муро шотышто тыге каласаш лиеш: шукыжо тыште урал марий калык кузе мурымым колын огыл, тиде мурым да семжымат ок пале. Садлан колышт ончыдегече ойлыманат огыл. Принципше, конешне, тыгайрак лийшаш: калык мурым весту:рлемдыман огыл, а со:растараш лиеш.
          Садлан урал марий калык мурым нотыжге пырля ик книгаште савыктыман — чыланат тиде мурпогым ончен да мурен кертышт. Вот тунам чын популяризаций мия.

  9. Никитин С.П.

    Браво профессионалы! Только дилетантов и можете «бить».

  10. Никитин С.П.

    Не имею в своей фильмотеке «Небесные жены…», поэтому, не могу отследить которая именно песня исполняется на 80-й минуте.
    Если мне не изменяет память, то исполняется не песня, а куплет: — «Каяшаш гын — каяшаш, мо*р-иснеге погаш, Кен*еж кече мемнам о вучо…»
    Это не песня «Олян гына..» Маргарита Иванова исполняла куплеты из разных песен, насколько я помню, она рассказывала. Можно заметить, что мотив всех ее куплетов один. Но не» Олян гына». И вышеупомянутый куплет чаще поется в другой песне, под мотив, который называют «йыпоныш сем». В той же Малой Тавре, где записывалась М.Александрова этот куплет поется под этот мотив, а не как в фильме. Ну, а «Олян гына» будем искать, и надеюсь, что выложим на ваш суд.
    Кстати, известная песня «Елабужских мари» — «Мый олыкыш ом воло, тый олыкыш ит воло. Когыньнанат изи йолна ынже но*ро*. Тые мыйым ит шоно, мые тыйым ом шоно — когыньнанат изи шу*мна ынже йуло*», поется одинаково — что в Мишкино, что в Елабуге, что на Урале. Поэтому, не надо подделывать мелодии под свое исполнение. Конешне, Вы, Ната, можете меня «прижать» как профессионал. Но, сохранение и пропаганда марийских мелодий, их сохранение, это Ваш «хлеб», как специалиста. Не будет народной песни — зачем вы, искусствоведы нам нужны? Думаете, в концлагерях сохранят марийские песни? Ну, а в марийской, точнее, марийскоязычной эстраде продолжается издевательство над народными песнями. Под молчаливое одобрение профессиональных искусствоведов. (Один из них уже женился: — «Небесные жены…», взял в жены певицу из Параньги.)

  11. ната

    Доброе время суток! Что касается сохранения и пропаганды марийских мелодий…
    Уважаемый Никитин С.П.! у наших русских собратьев есть такое выражение: «не доволен — возражай, возражаешь — предлагай, предлагаешь — делай, берись за дело смело!». Не примите за оскорбление, но вы «застряли» ещё в первой части этой фразы. Хотелось бы от Вас, как от ярого защитника музыкальной культуры урал мари, услышать ПРЕДЛОЖЕНИЕ (!!!). Неприятно осознавать, но марийская народная культура нуждается в популяризации даже среди своих. Вы знаете и цените народные песни, но Ваши (наши) дети далеки от них. Признайтесь!
    вопрос: И как же сохранить (хотя бы сохранить) то, что смогли сохранить наши бабушки, и что не получается сохранять у нас? как популяризировать народные песни? КАК??? предлагайте…

    (P/S Шке пашам дене шуко урал марий калык мурым шымленам. Палем — кудыжо «йыпоныш», кудыжо «кунгур сем». Те о:рыда, очыни, Никитин С.П., но «каялшаш гын, каялшаш» муро тыштат-туштат турло сем вариантыште уло (мутлан, иктыштыже квартовый скачок вашлиялтеш гын, весыштыже квинтовыят уло, но сем гармонийже икгаяк). Уралыштак турло вариант дене ик мурымак муреда гын — кудыжо вара «чын»? ко тендам «локтылын»? Неужели «урал кундем мучко ась гай логарым сакен коштшо-влак» (коммент. Шуанвондо)???

    • шуарвондо

      Шымле-шымле, особенно герман да япон согыш муро-влакым. Маркелов, можыч, медальым пуа…)))

  12. ната

    Шуарвондо, вы сейчас НИ О ЧЁМ! так зачем «портить воздух»?…

    удивляет поведение некоторых комментаторов. они как бы участвуют в обсуждении, везде и всюду выполняя свою странную «миссию» — всё перекритиковать, задеть, оскорбить, поёрничать… ГДЕ ТАКТИЧНОСТЬ ? или она уже не свойственна марийцам ? и мы удивляемся почему нас не уважают. для начала следовало бы уважать хотя бы друг друга (мариец марийца). Во многих постах МариУвера комментаторы опускаются и до унижений и оскорблений (аж гланды оголяют) и при этом они бьют себя в грудь «Да Я! Я за марийский народ! Я за культуру!», хотя не имеют элементарного уважения к аргументированному мнению других.

    И ещё… многие пишут «извне», не зная сути вопроса, не зная проблемы. Если я не компетентна в том или ином вопросе, я промолчу. А здесь каждый рад где-нибудь и что-нибудь да ляпнуть. Всё происходящее потом напоминает басню «Мартышка и очки».
    К несчастью, то ж бывает у людей:
    Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
    Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
    А ежели невежда познатней,
    Так он ее еще и гонит.

    и просто… Вы не на тех «напали»! Эта песня ОЛЯН ГЫНА в народе уже давно. я её услышала в исполнении этого Трио года 3 назад. на сайт периодически выставляют видео и песни, популярность которых уже прошла. Нынче молодёжь тусуется под другие песни. (например, Йорга Каче «Чыла вере пуэт мылам» или «Ах, могай кугу к*тан!» — в интернете в свободном доступе — ??????????)
    И как постоянный зритель марийских концертов и слушатель марийских песен готова смело заявить, что в нынешней марийской эстраде есть куда более острые проблемы, нежели вопрос о перепевках народных песен!
    А что касается конкретно этих артистов… Их приятно слушать, на них приятно смотреть на сцене… В отличии от некоторых «певцов», пьяными я их не видела ни где (в выходные езжу в родную деревню и частенько попадаю на деревенский концерт «городских» артистов). Нельзя судить по одному-двум артистам (любящих выйти к народу «горячими») о всей марийской эстраде. «Ась гай логарым сакен кошташ» (коммент. Шуанвондо) йоратат ыле гын, тидлан лумын Уралыш огыт кай ыле, докан.
    извините, накипело.

  13. аноним

    КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ????
    Никитин, ты с дуба рухнул?

    Могай курымышто марий артист оксан лийын? Умырышт мучко 4-5 тужемаш пашадар дене тушкагудышто илен толашат! А мурым калык ончыко лукташлан мыняр шийвундым луктын пыштыман?

  14. Никитин С.П.

    Закипели, слава богу.
    Проблем в марийской эстраде много. Поддерживаю Вас, Ната. Но не будем выяснять, какая из них острее, не будем ранжировать, и вновь спорить. Но перепевки — тоже проблема. Решать ее надо, в том числе и путем создания общественного мнения. Однако, не обвинять меня, что показал и зациклился только на одной проблеме. С чего то надо начинать. И назвать и признать ее. А то получается, что пытаются увести разговор в сторону, и ничего не предпринимать.
    Если у наших знатоков народных песен есть обширный материал, то можно было на том же «Марий Эл Радио» организовать цикл передач о народной песне. Ведь монографии и диссертации так и лежат, неизвестные широкому кругу читателей, почитателей народных мелодий. Нужен и обстоятельный разговор, обсуждение в прессе на тему и народной песни, и эстрадной песни. После обсуждения — провести «Круглый стол», с выработкой рекомендаций и мероприятий. Группам и певцам получивших плохую оценку слушателей закрыть дорогу в эфир. Почему бы и нет?
    И несмотря на то, что Вы, и некоторые комментаторы — т.н. профессиональные оценщики культуры, не надо ставить себя выше, хотя бы потому, что носители культуры, болеющие за нее, являются вашими союзниками и помощниками. А значит — равными. Или разговора и совместной деятельности не получится, на радость врагам. Делить то нечего, кроме потерь — материальных, моральных и духовных.
    Всякой шелухи среди «артистов» стало очень много, и отсеять, взрастить хороших певцов и музыкантов — наша общая задача. Мне лично доводилось участвовать и в организации концертов, быть в гостях у некоторых певцов, видеть их в разных ситуациях, разговаривать по душам. И поэтому, много раз сказав и написав, что наши артисты — это те, кто сшивает лоскутки марийского народа, не осмелюсь придираться по-пустякам.

    • Аноним

      Берегитесь,шас появятся костятина или аяр муно и все испортят..)))

      • Метрий

        Ончычак лекмет нерген палдарен шогет мо, Костя?.. артистак улат-ыс… Мом ыштышаш улына вара, кидым совен вашлийман мо? )))

  15. Аноним

    Ната, в этой песне (я оригинал не знаю и могу судить только по тому, как ее поет обсуждаемое трио) пентотоники нет совсем, потому она по большому счету и не воспринимается как марийская.
    Если Вы знакомы с музыкальным фольклором уральских мари, хотелось бы у Вас поинтересоваться: это примитивное терцовое двухголосье тоже соответствует оригиналу?
    Если да, то эстетическая ценность этой песенки равна «во саду ли в огороде».
    И стоило ли тратить на такую примитивную и совершенно не марийскую по характеру мелодию время и силы? И выдавать ее за народный шедевр — ведь это не так. Шедеврами марийской песенности являются сложные формы с тональными и реальными ответами…
    Ну, или, возможно, и без того невзрачный (и этнически безликий) мотивчик ее более обескровили терцовым «русским» двухголосием? и банальным гармоническим сопровождением.
    Тогда за это певцам далеко не браво.

    • ната

      Аноним!
      1) Вопрос, поставленный Никитиным заключался в следующем: «зачем вы переделываете марийские песни на русскоязычный манер?». Я ему как раз таки и объяснила, что в песне ПЕНТАТОНИКИ НЕТ. Её — нет, мелодия — «немарийская!», вернее «уралмарийская!»(это чтоб не обидеть).

      2) Что касается «примитивного» терцового двухголосья — то здесь я не смогу ответить, так как слышала песню в исполнении одного человека (саму тему, которую в данной песне ведёт женский голос). Но она разложена по гармонии…. разложена на два голоса аккуратно (в промежутках встречается и трёхголосье). согласна с тем, что разложена достаточно просто, но со вкусом — песня в большей степени выигрывает тембрально (это моё мнение).

      3) насчёт «стоило-не стоило тратить время и силы» смогут ответить только сами исполнители. В сюжете они говорят, что песня понравилась удивительно красивой мелодией. (стоит отметить, что подобных мелодий в картотеке уральских мари огромное количество — они не менее мелодичные.)

      4) У меня ответный вопрос к Вам: кто выдавал её за Шедевр?
      Вы развиваете тему не в том русле, в каком изначально тов. Никитин начал её вести. А вопрос, повторюсь, состоял в следующем: «Хватит переделывать марийские народные песни на русскоязычный манер!» Я просто объяснила, что эта песня(мелодия) сама по себе «русская»! они взяли у урал мари «русскую» песню и исполнили на «русский» манер…. и всего-то!

      • Аноним

        Ната, спасибо за ответы.
        «Выдавать за Шедевр» — я имею ввиду сам отбор песни для широкого исполнения (в сми). Зачем такую-то несамобытную выставлять на показ? Хотя, понимаю, что это дело вкуса. («Удивительно красивой мелодией» здесь, по-моему, даже не пахнет :))

        • ната

          Как Вы говорите — дело вкуса… Интересно, а сами исполнители в курсе происходящего на сайте? если бы они поучаствовали в обсуждении — смогли бы ответить на многие впоросы!

  16. Никитин С.П.

    «… Эта мелодия сам по себе «русская»! они взяли у урал мари «русскую» песню и исполнили на «русский» манер… и всего-то!
    — Вот это класс! Настоящие профессиональные адвокаты! Ну и Ната! Оказывается у русских одна мелодия и одна манера пения!
    И после таких перлов, как не зациклиться на первой части — критиковать? Если нет «перепевки» — то зачем критиковать? Тем более — зачем что-то предлагать для улучшения? Ведь у нас «все хорошо, прекрасная маркиза!» Еще один «певец во стане русских воинов», еще один всем довольный мариэльский интеллигент! — У нас все хорошо, а где то еще хуже, чем у нас!
    Браво! Я ох….!

    • ната

      и Вы тоже сейчас НИ О ЧЁМ! по-ходу, поддались эмоциям.
      Никитин С.П., в какой форме вы видите эту песню? Как должны её исполнять? Разложите нам всё по полочкам, распишите по куплетам (не поленитесь, пожалуйста). Вы говорите «не так поют», а КАК НУЖНО ПЕТЬ ЭТУ ПЕСНЮ (запишите свой вариант на диктофон — выкладывайте) ??? Может вы (как знаток уральских народных песен) нам (простолюдинам) в конце-то концов объясните — что хотите?

Добавить комментарий