Комментарии Фридома по поводу публикации финской ТРК о Марий Эл

Публикация о Марий Эл в YLEЖурналисты национальной телерадиовещательной компании Финляндии YLE подготовили репортаж об этнополитической ситуации в Мари Эл. Публикация носит крайне критический характер. Мы попытаемся разобраться в причинах того, почему богом забытый Марийский край, на протяжении последних 12 лет постоянно становится центром этнических конфликтов, которые выходят не только на общероссийский, но и на международный уровень.

Республика Марий Эл находится на стыке финно-угорских, славянских и тюркских культур. Ситуация в сфере межнациональных отношений на протяжении всего постсоветского периода играла значительную роль в общественно-политической жизни республики. К сожалению, глава республики Леонид Маркелов активно используют национальный вопрос для решения своих проблем. И бездумная и крайне некомпетентная деятельность главы РМЭ в сфере межнациональных отношений последние 12 лет приводит к серьезным международным скандалам, разбирать которые приходится федеральному центру.

Прослушать передачу радио YLE (8 mb, mp3)

Позвольте читатель ознакомить вас с некоторыми понятиями в области политологии, чтобы вы смогли понять причины того, что Марий Эл чуть ли не каждый год становится центром международных этнополитических конфликтов. Мы не будет утомлять читателя теориями политических процессов и рисков, прогнозов в гос. управлении, и прочих политологических изысканиях. Хотя в тексте и будут встречаться политологические термины, но они будут основываться на общедоступном курсе известного российского и международного эксперта, профессора кафедры мировых политических процессов МГИМО Павла Афанасьевича Цыганкова.

В глобализирующемся мире огромную роль во внутреннеполитических делах государства начинают играть общественные организаций. Особо стоит остановиться на их роли в сфере национальных отношениях. Из объекта политического управления, общественные организации становятся полноправным субъектом и могут существенно повлиять на межнациональную ситуацию не только в отдельно взятом регионе, но и в целом по стране, и даже выйти на международный уровень.

В республике Марий Эл национальные организации всегда играли существенную роль в общественно-политической жизни. Однако глава региона Леонид Маркелов отказался учитывать национальную специфику региона, и вместо диалога между гражданским обществом (к которым относятся и национальные общественные организации) и государства, создал огромное количество спойлеров, которые будто бы выражают национальные интересы народов, проживающих в Марий Эл.

Неправительственные общественные организации (НПО) различаются по своим размерам, структуре, направленности деятельности и ее задачам. Однако все они имеют те общие черты, которые отличают их как от государств, так и от межправительственных организаций. В отличие от первых, они не могут быть представлены как акторы, действующие, говоря словами Ганса Моргентау, во имя «интереса, выраженного в терминах власти». В отличие от вторых, их учредителями являются не государства, а профессиональные, религиозные или частные организации, учреждения, институты, люди, и, кроме того, принимаемые ими решения, как правило, не имеют для государств юридической силы.

И все же, им все чаще удается добиваться выполнения тех задач, которые они ставят перед собой, — и не только в профессиональной, но и в политической области. По мнению профессора МГИМО Марины Михайловны Лебедевой “это касается и таких задач, которые требуют серьезных уступок со стороны государств, вынужденных в раде случаев поступаться «священным принципом» национального суверенитета. Так, в последние годы некоторым НПО, — в частности тем, сферой деятельности которых являются защита прав человека, экологические проблемы, или гуманитарная помощь, — удалось добиться «права на вмешательство во внутренние дела суверенных государств».

Основным «оружием» НПО в сфере национальной политики является мобилизация общественного мнения, а методом достижения целей — оказание влияния на государственные структуры и СМИ. Поэтому НПО подобного рода нередко называют «национальными группами влияния (лобби)». В США, например, существуют как минимум несколько десятков национальных групп влияния (лобби). Главный редактор известных международных политических журналов «Foreign Affairs» и «Newsweek International» Фарид Закария отмечал, что «этнические (национальные) лобби играют важную положительную и конструктивную роль в современном внутриполитическом ландшафте США. Влиятельными можно назвать ирландское, израильское, армянское и греческое лобби. Другие этнические группы решают более узкий круг национально-государственных задач».

Леонид Маркелов уже пытался использовать спойлер-организации в 2005 году. Тогда, в результате крайне неэффективной деятельности правительства Марий Эл, произошло резкое сокращение финансирования национального компонента (массовое закрытие школ на селе, сокращение преподавания на марийском языке).

Представители национальных движений выступили с критикой курса главы РМЭ в области национальной культуры. Проблемы в области национальных отношений в Марий Эл заинтересовали финно-угорскую общественность, не только России, но и Евросоюза (Финляндия и Эстония). Финские журналисты крупнейших СМИ (Helsingin Sanomat, YLE-radio) опубликовали серию статей не только о национальных проблемах, но и сложной социально-экономической ситуации в Марий Эл.

Вместо того чтобы в кратчайшие сроки постараться решить назревающий национальный конфликт в регионе, Леонид Маркелов сознательно пошел на обострение данной проблемы. Хотя Управление Федеральной Службы Безопасности по РМЭ предупреждало о возможных серьезных проблемах для России, в случае дальнейшей эскалации конфликта.

Ответом руководства Марий Эл на предупреждения УФСБ стало открытое письмо (опубликованное в газете “Марийская правда”) руководителя администрации президента РМЭ Дмитрия Фролова на имя начальника Управления собственной безопасности ФСБ России генерал-майора Шишина С.В. В этом письме бюрократы из правительства Марий Эл обвиняли не только руководство, но и рядовых сотрудников ФСБ в рэкете, бандитизме и терроре против чиновников.

Подобные действия Леонида Маркелова привели к тому, что республикой заинтересовались правозащитные организации как регионального, так и общероссийского масштаба. О нарушении свободы слова, прав человека, политических репрессиях в Марий Эл заговорили не только региональные правозащитники (“Человек и закон”, “АГОРА”), но и общероссийские организации (Фонд защиты гласности, Центр экстремальной журналистики, Московская Хельсинкская Группа). О проблемах в Марий Эл вынужден был отметить в своих ежегодных докладах уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин.

В итоге национальный региональный конфликт в Марий Эл перерос в международную проблему, апогеем которого стала резолюция Европейского парламента “О нарушении прав человека в Марий Эл”.

Это вызвало резкое беспокойство в Кремле, т.к. Марий Эл стала сильным дестабилизирующим фактором в геополитической игре, которая разворачивалась тогда на постсоветском пространстве.

Конфликт в Марий Эл в первую очередь рассматривался в Кремле как национальный (инициированный странами, враждебно относящимися к России – США и Эстония). Политическая, социально-экономическая и правовая сторона конфликта фактически не рассматривались. В итоге Государственная Дума и МИД России приняли резолюции, в которых опровергались данные доклада Европейского парламента, а из бюджета РФ были выделены миллиарды рублей на развитие Марий Эл. Но проблемы в регионе, вызванные крайне неэффективной политикой главы республики остаются до сих пор.

После выделения миллиардов рублей из федерального бюджета на решение марийского вопроса правительство Марий Эл решило создать спойлер-организацию для того, чтобы поставить под контроль общественное мнение и процессы в регионе. Но, во-первых, были нарушены сроки перехвата управления в самой организации, и даже младенцу было понятно, что цели и деятельность организации поменялась. Во-вторых, реальные заказчики (правительство Леонида Маркелова) были известны с самого начала и они и не скрывали своего прямого участия в деятельности общественной организации.

Поэтому из  Мер Каҥаша не получилось создать эффективную спойлер-организацию. Фактически общественная организация превратилась в политический труп. К характеристике  Мер Каҥаша и многим псевдо общественным организациям в Марий Эл очень точно подходит образная метафора довольно оригинального писателя и главного редактора газеты “Завтра” Александра Проханова (с которым нам не раз приходилось дискутировать): “подобные организации – это политические трупы, зомби, источающий зловонный запах грязных денег и движимые лишь силами некромантии проворовашихся бюрократов”.

Особо подчеркну, что ситуация в сфере межнациональных отношений в Марий Эл крайне сложная и в настоящее время. И данное утверждение основывается на серьезных аналитических данных:

  • социологические исследования Фонда “Общественное мнение” за 2011-2012годы, посвященные социально-политической и этнической ситуации в России “Доминанты. Поле мнений”.
  • фундаментальное исследование “Финно-угорские народы: вчера, сегодня, завтра”, посвященное вопросам этнодемографического, социально-политического и культурного развития финно-угорских народов в 2002-2008 годах.

Обратимся теперь к данным исследования “Финно-угорские народы: вчера, сегодня, завтра”. Участие в исследовании высокопоставленных чиновников, говорит о том, что региональные власти признали и согласны с итогами социологических опросов и выводов, опубликованных в исследовании “Финно-угорские народы: вчера, сегодня, завтра”.

Подчеркнем, что особое внимание было уделено вопросу социально-экономического развития финно-угорских регионов России. Согласно данным, представленным экспертами исследования “Финно-угорские народы: вчера, сегодня, завтра” у 7.3% мари не хватает денег на питание даже по традиционно заниженным региональным нормам потребления.

22,7% мари не имеют денег на покупку новой обуви и одежды; 41,8% мари не могут позволить себе купить крупную бытовую технику. И лишь 0.5% мари не испытывают никаких материальных проблем и могут позволить себе купить машину и квартиру! Таким образом, как минимум 70% марийцев в Марий Эл живут в бедности!

Еще раз отмечу, что социологические исследования и аналитические данные, которые опубликованы в исследовании “Финно-угорские народы: вчера, сегодня, завтра”, были опубликованы с согласия чиновников Марий Эл. Однако данные этих социологических исследований сознательно умалчиваются. Руководители  Мер Каҥаша активно участвуют в политической деятельности и всецело поддерживают провальную социально-экономическую политику главы РМЭ Леонида Маркелова.

Марийцы, как и все народы, которые проживают в Марий Эл, крайне недовольны деятельностью региональной власти во главе с Леонидом Маркеловым. На вопрос “замечаете ли вы вокруг себя недовольство региональными властями?!” утвердительно ответили 30% мари, и лишь 9,7% мари считают, что недовольство властями уменьшается.

Согласно данным социологических исследований “Финно-угорские народы: вчера, сегодня, завтра” 35% мари считают, что с помощью акций протеста можно добиться решения многих проблем в Марий Эл, а 29,8% затруднились с ответом на данный вопрос и 35,2% считают, что акции протеста ни к чему не приведут.

41,8% мари в Марий Эл оценивают негативно деятельность региональных бюрократов. Авторы исследования “Финно-угорские народы: вчера, сегодня, завтра” пришли к выводу, что “ответы на эти вопросы свидетельствуют о наличии значительной социальной напряженности в финно-угорских регионах”.

Причины недовольства деятельностью региональной власти различны. Более третьих опрошенных, недовольны социально-экономической ситуацией в Марий Эл. Наиболее эмоционально “окрашенные” причины недовольства региональной властью является кадровая и управленческая политика. Вот лишь некоторые характеристики, содержащиеся в ответах:

  • несостоятельность, беспринципность, вялость;
  • слишком далеки от проблем народа; власть с народом заигрывает;
  • некомпетентность и бюрократизм;
  • забывают о своих обещаниях;
  • ничего не меняется, живут своим кланом и ничего не хотят знать, никого слышать;
  • КОРРУПЦИЯ.

Еще одним важным итогом исследования были данные о том, что народ крайне недоволен игнорированием региональной власти мнения марийцев при реализации наиболее важных проблем в регионе. Респондентам был задан вопрос: “На ваш взгляд заметна ли в целом роль финно-угорских народов в общественно-политической жизни своего региона?” 35,9% мари считают, что роль марийцев в общественно-политической жизни региона фактически не заметна. Лишь 11,7% мари, считают, деятельность коренного народа в Марий Эл заметна в общественно-политической жизни региона. 15% отказались (очевидно сильно испугавшись) отвечать на данный вопрос.

Согласно данным исследования 40,3% мари считают, что региональные власти должны прислушиваться и учитывать мнение финно-угорских народов при принятии всех важнейших социально-экономических и политических решений в регионе.

По мнению авторов исследования “Финно-угорские народы: вчера, сегодня, завтра” игнорирование мнения людей, особенно в глазах национальных элит и оппозиции – это тот фактор, который реально может превратить скрытый – латентный конфликт в открытый. В финно-угорских регионах так называемое “поведение власти” уже стало конфликтогенным фактором более выраженным, чем собственно национальные проблемы.

Отдельно стоит остановиться на вопросах касающихся развития финно-угорских языков. Согласно данным исследования “Финно-угорские народы: вчера, сегодня, завтра” число детей-мари, изучающий родной язык в детских садах уменьшилось в 1,7 раз! И это нельзя объяснить лишь демографическими процессами (сокращения населения России в последние 20 лет) – налицо отсутствие грамотной национальной политики в Марий Эл. На 16,4% сократилось численность детей обучающихся на луговом марийском, и на 34,7% на горном марийском.

Позволим себе прокомментировать причины ассимиляционных процессов в финно-угорском мире. Финно-угорские народы по сравнению с русским с опозданием подошли к переходу на современный тип воспроизводства – одно-двухдетную семью, тогда как у русских этот процесс уже завершился.

С 1990 по 2000 годы произошло резкое сокращение населения России, в первую очередь в связи со сложной социально-экономической ситуацией в стране. Затронули эти процессы и финно-угорские народы, но в связи с тем, что тип воспроизводства финно-угорских народов (в нашем случае мари имели более двух детей в семье), отличался от современного, процессы сокращения были не столь сильны, как для русского народа.

По мнению, известного российского исследователя, заведующего отделом социально-экономических проблем и лабораторией демографии Уральского отделения РАН Виктора Фаузера, демографическая ситуация в финно-угорских регионах России до 2004 года имела лучшую динамику, чем в целом по России. С 2004 года естественная убыль в Марий Эл превысила общероссийские показатели. Мы считаем, что это связанно с рядом объективных и субъективных причин.

К объективным причинам следует отнести процесс перехода к современному типу воспроизводства населения у мари.

К субъективному фактору относится то, что резко сократилось сельское население в Марий Эл, которое являлось основной базой для воспроизводства мари (как в демографическом плане, так и в языковом – так как зачастую в городе происходит очень быстрая ассимиляция). Причины сокращения сельского населения Марий Эл и бегства из республики жителей (значительная часть населения РМЭ работает за пределами региона) связана с провальной социально-экономической политикой Леонида Маркелова.

Отдельно стоит отметить уровень владения языком среди марийского населения Марий Эл. Лишь 32,9% мари в РМЭ читают, пишут и говорят на родном языке. Эксперты исследования “Финно-угорские народы: вчера, сегодня, завтра” считают, что главная проблема марийского народа в том, что подавляющее большинство народа не владеет всеми уровнями своих языков по схеме – говорю, пишу, читаю. А читать и особенно писать учит в основном школа, а не семья, на которую пытаются взваливать не свойственную ей функцию.

Таким образом, не соблюдается одно из конституционных прав. Это особенно четко проявляется на фоне желания людей изучать свой родной язык и передавать его знание последующим поколениям.

Низкий уровень владения языками стал основой вымывания финно-угорских языков из общественного оборота, а значит, их вытеснения в семейно-бытовую сферу, он становится языком кухни. Это неудержимо уменьшает его престижность. Снижающийся уровень владения языками сужает также базу для дальнейшего изучения молодежью, для дальнейшего развития. Символическая же значимость языка в национальном идентитете является маркером ассимиляционных процессов.

Как выше отметили эксперты исследования “Финно-угорские народы: вчера, сегодня, завтра” читать и писать на родном языке должна учить школа. Но в Марий Эл отсутствует современная система обучения. Министр образования РМЭ Галина Швецова своей крайне некомпетентной деятельностью фактически провоцирует развитие межнациональных конфликтов в школе.

Зачастую в школах, вместо того, чтобы язык по современным и эффективным программ изучали лишь дети мари, вводится поголовное требование изучения языка по устаревшим программам.

Русским детям (как и другим национальностям) нет необходимости изучать марийский язык. Мы не согласны с защитниками тезиса о том, что все национальности в РМЭ должны учить марийский язык, для сохранения межнационального согласия. Проблема развития толерантности и межнационального мира должны обсуждаться на уроках истории и обществознания.

Главная задача уроков марийского языка в школах состоит не в том, чтобы все (мари, татары, евреи, русские) национальности в Марий Эл знали марийский, а чтобы сами мари знали язык в полной форме (читали, писали, говорили).

Сейчас в школах сложилась ситуация, что русских детей заставляют учить язык – эффективность обучения в итоге крайне низкая, а марийские дети не могут освоить свой родной язык в полной форме. Кроме того, растет недовольство русских тем, что их заставляют учить ненужный им язык, это приводит к межнациональным конфликтам, начиная со школьной скамьи.

Нужна кардинальная реформа региональных образовательных программ в сфере национального образования. Но для реформы нужны законодательные инициативы, как со стороны депутатов Госсобрания РМЭ, так и со стороны общественных организаций. Но разве осмелиться кто-нибудь в республике, критиковать деятельность правительства Марий Эл и предлагать законодательные инициативы?! Конечно, нет!

Особо подчеркнем, что социологические данные (в области социально-политической ситуации в Марий Эл), которые отражены в исследовании “Финно-угорские народы: вчера, сегодня, завтра” фактически получили подтверждение в 2011 году. По итогам социологических исследований за 2010 год (Доминанты. Поле мнений. Выпуск №48 за 2010 год), проведенных Фондом «Общественное мнение», Марий Эл вошла в двадцатку регионов России с самым высоким уровнем протестных настроений. Доля граждан, допускающих для себя возможность принять участие в каких-либо акциях протеста в Марий Эл, превышает 30%!

Согласно проведенным исследованиям Фондом “Общественное мнение” на вопрос “Чему должна быть посвящена акция протеста, чтобы вы приняли в ней участие”:

32% жителей Марий Эл готовы выйти на акции протеста в связи с недоверием к работе региональной власти (недовольство связано с ростом безработицы, провальной социальной политики, коррупцией и бюрократизмом, плачевным состоянием экономики, проблемами с дошкольными ).

19% жителей Марий Эл ответили, что готовы выйти на акции протеста в связи с низким уровнем зарплат и пенсий и тяжелым материальным положением.

8% жителей Марий Эл готовы выйти на акции протеста в связи с постоянным ростом цен.

Отметим, что рост протестных настроений связан с постоянно ухудшающийся социально-экономической ситуацией в регионе.

В заключении отмечу, что в настоящее время огромное значение в стабилизации межнациональной ситуации в Марий Эл сыграло землячество республики в Москве. Землячество – это интеллектуальный и общественный клуб, в который входят представители творческой (яркий пример: президент землячества — всемирно известный композитор Андрей Эшпай), научной (профессора МГУ имени М.В. Ломоносова, МГИМО, Российская академия государственной службы при Президенте РФ) и военной (офицеры и генералы ФСБ, СВР, ФСО, МЧС, МО) элиты России. И что немаловажно, это многонациональная организация – наряду с мари в землячестве состоят русские, татары, евреи, всего – более 20 национальностей.

Региональные чиновники и их подхалимы, пытаются постоянно обвинить общественников Москвы в политизации, борьбе против главы РМЭ Леонида Маркелова, подготовке к новым выборам и создание чуть ли не национальной партии. Видимо, уровень образования региональных бюрократов и их прислужников находится на столь низком уровне, что они не знакомы с основами теории управления и политической социологии.

Деятельность общественников Москвы не направлена на политизацию национального процесса, а является попыткой диалога и конструктивной критики региональной власти в Марий Эл. Особо подчеркнем диалога, а не лизоблюдства, и откровенного заискивания и холуйства!

К сожалению, все попытки диалога были отвергнуты Леонидом Маркеловым, который крайне нервно и неадекватно воспринимает любые критические замечания в свой адрес. А несогласных с его позицией глава Марий Эл преследует с помощью карательной психиатрии.

Александр Фридом

Источник: Общественный комитет
по борьбе с коррупцией в Марий Эл

31 комментарий

Filed under Аудио, Статьи

31 responses to “Комментарии Фридома по поводу публикации финской ТРК о Марий Эл

  1. житель Одессы

    Фридомович молодец! Реально расписал ситуацию в Марий Эл и что САМОЕ важное ФРИДОМОВИЧ пишет в стиле аналитики для Кремля, чтобы там поняли, что Маркелов для Кремля серьезная проблема. Думаю, что Фридомович прекрасно понимает, что Кремлю пофиг что твориться в регионах, но когда затрагивают интересы Кремля, Москва жестко расправляется со своими региональными губернаторами! Ждем новых статей от старого одессита :)))

  2. Аноним

    Фридом, хорош самого себя хвалить ))))))

  3. житель Одессы

    Шо вы, уважаемый Аноним говорите. Я таки просто радуюсь за собрата. Мы одесситы предпочитаем, чтобы нас хвалили -пусть даже знакомые, но никак не сами себя! Это таки не культурно, тем более у Фридомовича много фанатов )))

  4. Марий ÿдыр

    О каких этнических конфликтах вы говорите????? Где вы их видите????????

    • prokisergen

      Википедийыште тыге возымо: Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны. Конфликт — особое взаимодействие индивидов, групп, объединений, которое возникает при их несовместимых взглядах, позициях и интересах. Конфликт обладает как деструктивными, так и конструктивными функциями.

      Конфликтующими сторонами могут быть общественные группы, группы животных, отдельные личности и особи животных, технические системы. Ынде кузе шонет марий у*дыр мемнан кундемыште этнический конфликт уке?Але мемнан кугыжа манмыже марий калыкым пагала мо?

      • Аноним

        тиде «марий ӱдыр» йодышетлан йодышетым кусарымек веле вашештен кертеш чай 🙂

  5. Аноним

    статья ниочем для народа народ сам за себя выживает… а власть ведет себя таким образом в любом регионе и нет причин для удивления. тольо вот не пойму в чем этнический конфликт и как он выражен

    • марла

      О великий аноним от 20 числа 9 59 :))) Очевидно ваш зоркий взгляд сразу же распознал тухту Фридомовича. Фридомович и финские журналисты, а также Европарламент, международные и российские правозащитные организации видимо придумывают сплетни против министра-подхалима Васютина и его хозяина Леонида Маркелова. А так в Марий Эл — мир, труд и все друзья и все население обожает Леонид Игоревича и проблем у нас в Марий Эл никогда и никаких не было!

  6. футболист

    Теперь если я захочу прийти на футбол с плакатом на марийском языке, меня могут не пропустить до тех пор пока я не принесу заверенный у нотариуса официальный документальный перевод!!! Дальше что? На митинги идти обязательно с русскими растяжками?!
    У нас 2-а госязыка.
    http://pg12.ru/news/view/63835

    • saiver

      Был на финале кубка РМЭ «Сокол — МарТУ». Видел как провинциальные болельщики дерчжались до конца и никто из них не стал спорить о своем проигрыше (что нельзя сказать об йошкарлинцах).

  7. Аркадич

    Вы, Аноним, видите выражение конфликта только в том, когда люди выходят на улицу и крушат все подряд?

  8. Аноним

    Если финны так беспокоятся о своих братьях, почему не примут спец. условия для иммиграции финно-угров в Финляндию? Почему только на общих основаниях вместе с неграми?

    • марла

      Потому что Финляндия — демократическая страна, она не вмешивается во внутренние дела другого государства. Журналисты показали реальную проблему и решать их должны российские власти. Кстати сказать и резолюция Европарламента не вмешивалась во внутренние дела, а была призывом к Кремлю обратить внимание на ситуацию в Марий Эл. Однако лоббисты Маркелова нагло заявляли, что резолюция это прямое вмешательство во внутренние дела государства. Особо отмечу что резолюция была составлена на основе и по данным откыртых источников, интервью с российскими экспертами и данным российских СМИ!

    • Аноним

      А Вы бы хотели, чтобы все финно-угры эмигрировали?
      Зачем нам эмигрировать, нужно на своей земле жить.

  9. турку

    да визу дают на общих основаниях. Не смотрят что земляк .а в последний раз когда попросил годовую визу. устроили допрос в посольстве. Зачем и почему?Дали полгода . ушел в испанское . Больше в финку не поеду . далеко . дорого там все и скучновато

  10. Аноним

    Да без разницы кто где живет или хочет жить. Для финно-угров, желающих иммигрировать в Финляндию, должно быть хоть какое-преимущество. А если финно-угры для финнов равнозначны сомалийцам, о чем вообще разговор

    • Финноугр

      Да не офинно-уграх вы печетесь. Вам надо сказать какую-то гадость про Финляндию, Вас раздражает что финны опять поднимают проблему мари.
      Финляндия — демократическая страна и людей там по национальности не делят.
      А чем сомалийцы (негры) хуже других? Да у Вас какие-то расистские замашки…

      • лапперанта

        делят . не делят .Демократия. цыгане ходят как короли. торгуют своим дерьмом и финики их боятся . Обсуждают . ехать или не ехать на олимпиаду . бойкот типа геев притесняют .

      • Аноним

        Это не гадость — это факт, что финнам по сути наср@ть на всех остальных финно-угров. Негры не хуже, но у финно-угров должны быть преимущества при иммиграции в Финляндию. Иначе о каком финно-угорском единстве можно говорить? Да, я хочу в случае иммиграции в ФИнляндию иметь преимущесто перед негром!

        • аяр умдо

          Аноним, больше ничё не хочешь? Преимущества у тебя должны быть? Да твои мысли чернее сажи! И зачем собрался в эмиграцию в Финляндию, тебя здесь плохо кормят? Африканец способен выучить язык и трудоустроится, а ты собрался там на пособиях жить?

          • Аноним

            Иди … лесом, у тебя забыл спросить.

            • аяр умдо

              Без тебя там тесно, Финляндия не резиновая!

              • Аноним

                Ха-ха, так ты сам оттуда пишешь? Не удивительно, с точки зрения финских властей и таких как ты надо побольше негров завозить. Нет чтобы как в Израиле — 1/4 еврейской крови — получаешь гражданство без вопросов. А иваны родства не помнящие сами смылись в Финляндию, а других финно-угров видеть не желают, им негров подавай. Толерастия, что тут скажешь

                • аяр умдо

                  Профессионализм в цивилизованных странах востребован! Понятия не имею твою уникальность по специальности, а низкоинтеллектуальные ходячие урны не желательны для компактного проживания в демократическом социуме.
                  Не пойму, что ты привязался к африканцам, кроме них полно азиатов и с других континентов. Пусть лучше уж сомалийцы будут, чем расист по-соседству как ты!

                  • Вообще-то в статье речь не о миграционной политике Финляндии и льготах финно-уграм в Суоми, а о судьбе Василия Пектеева с точки зрения YLE, об ущемлении прав мари в Марий Эл. Личные разборки (споры) ведите лично друг с другом, а не через мой сайт.
                    MariUver

                    • Аноним

                      Мне как-то все равно что «финно-угр», которому ближе сомалийцы, здесь пытается доказать. Иван родства не помнящий — этим все сказано. В полемику больше не вступаю.

                    • аяр умдо

                      Вот и узбагойся, если тебе всё равно и не будоражь остальных!

  11. Юрий Ерофеев

    Дорогой Василий Александрович!

    Московское землячество и МАОО «Марийский мир – 21 век» имеют честь сердечно поздравить Вас со славным юбилеем! Да, праздник получается далеко не веселым для человека, лишенного любимой работы в родной республике, во что так много было вложено времени, сил и энергии…
    Мы вплотную познакомились, когда судьба привела Вас в Москву (2008 – 2010г.г.), где в рамках землячества вместе организовывали интересные дела, из которых наиболее запоминающимся был вечер, посвященный 100- летию со дня рождения Йывана Кырли. Московский период вошел в Вашу биографию также и работой над 12 серийным кинофильмом «Иван Грозный» (режиссер А. А. Эшпай), где Вы блестяще сыграли роль марийского карта (жреца). При этом, думаю, Вы ощутили самое доброе и теплое отношение к Вам со стороны своих московских земляков.
    Не скрою, мне очень не достает Вашего присутствия рядом, поскольку в Вас я увидел одухотворенную, творческую , уникальную личность. Не чета тем, кто в интернете называет себя самой передовой, культурной, образованной частью марийского народа, фактически не имея за душой глубокого внутреннего содержания. Сплошной внешний фарс, нарциссизм. А вместо патриотизма – беспринципный конформизм, приспособленчество и угодничество. Видя все это, начинаешь осознавать, как пагубно сказалась на них прошлая принадлежность к совпартноменклатуре и нынешнему чиновничеству.
    Тем не менее, жизнь не закончилась. И я очень прошу Вас, уважаемый Василий Александрович, не теряться из виду и продолжить борьбу силой литературно- поэтического слога, силой несгибаемой воли и духа с кичливостью, высокомерным невежеством на грани национального предательства, вдруг пышным цветом охватившим сегодняшнюю действительность, от чего тысячи граждан лишились возможности творить и работать на родной земле, уезжая вынуждено за её пределы.
    Как Вы знаете, в Москве зарегистрирована новая межрегиональная ассоциация «Марийский мир – 21 век», которая остро нуждается Вашем авторитетном слове и влиянии на массы. Мы ждем встречи с Вами в наступившем 2014 году.
    19 января 2014 г

    Юрий Ерофеев

  12. В Год культуры сказано

    Я не понимаю. Вы , Юрий, видимо, обращаетесь к Пектееву. Интеллигентные, уважаемые люди в Марий Эл, Василий Пектеев, режиссер С. Иванов, почему их не объединила в общей стезе их интеллигентность. Почему они стали антагонистами. Понятие праведности – совместимо ли оно с политической деятельностью. Конечно, криминал, всяческое беспредельство здесь не имеется в виду. Конечно, мы смотрим поверх них, какие бы они посты ни занимали. Если по-честному, почему все-таки конфликт среди своих. Не пауки же в банке, люди же проходили через тюрьмы и лагеря и сохраняли человеческий облик. Может ли чистая математически спроектированная политика вытащить общество из ямы? Или все же мы являемся свидетелями того, как воронье клюет разлагающуюся добычу. Давайте встанем выше обид. И все же в чем вина малыша, не познавшего прелесть, бальзам родного слога? С этой точки зрения, думается, борьба оправдана. Но она будет очень жесткой. Нужно это понимать. Думается, что Бог наделит разумом наших молодых людей. Они просто посмеются потом над грязной возней. Следующее поколение должно стать чище, потому что оно гораздо информированней. Ценности быта, роскоши ведь ничего не значат по сравнению с ценностью истинной красоты языка, культуры человеческой личности. Но, я думаю, что всегда будут люди, которые Там же и в То же время будут привозить как в сказке не драгоценные дары от высших сил или иного волшебного персонажа, а просто черные угли, над которыми всколыхнется воронье. Ну и слава тем, кто верит в счастливый путь все же Народа, то есть Продолжателей пути поколений, а не брезгливо выпячивающих губы иных современных деятелей. То, что у них за душой, может, к сожалению, не иметь никакой цены. Не советую прочитавшим эти строки стараться примерить их к себе или к кому-то. Это просто размышления, которые могут пригодиться.

  13. Jin

    Да все верно.

Добавить комментарий