В Марий Эл притесняют язык и культуру коренного народа

«Я снова чужой на своей земле»

Василий Пектеев. Фото: YLE

Василий Пектеев. Фото: YLE

Марийский режиссер и директор театра Василий Пектеев делится тем, какова его жизнь беженца на своей собственной Родине. В течение уже 12 лет ему не дают возможности работать ни в Республике Марий Эл, ни на своем родном марийском языке.

Прослушать передачу радио YLE (8 mb, mp3)

Мы долго не встречались. Он меня приветствует песней. Так принято у марийцев: у них свои стихи для каждой отдельной ситуации. Когда мы познакомились, почти 20 лет тому назад, Василий Пектеев занимал должности художественного руководителя национального театра Республики Марий Эл и председателя национального конгресса марийского народа. Он был видным и известным деятелем во всем финно-угорском движении.

После распада Советского Союза у наших родственных народов в России во время президенства Бориса Ельцина наступила оттепель, которая продолжалась несколько лет. Настоящая весна. Можно было говорить на родном языке, развивать свою культуру. Для марийцев это означало свободу придерживаться своей древней религии, посещать священные рощи. Они и раньше ходили, но тайком.

Примерно десять лет назад атмосфера резко изменилась. До Финляндии доходили новости о том, как марийцев давили, притесняли, угрожали, даже убивали в своей республике в центральной России, на берегу Волги. И Пектеев вынужден был уволиться из театра и сам он стал нежелательным лицом в Республике Марий Эл.

Республику уже более 10 лет возглавляет Леонид Маркелов. Его репрессивные меры подверглись критике, как со стороны Европейского парламента, так и правозащитных организаций.

«Ситуация постепенно ухудшилась за время правления Маркелова», — говорит Пектеев. «Языковая и культурная автономии ограничивались. Тирания в Марий Эл, по-моему, даже суровее, чем в Москве. Никакой оппозиции тут не дают никаких шансов работать. СМИ ни одного слова против властей не смеют произнести».

Решение президента Владимира Путина амнистировать Михаила Ходорковского и группу «Пусси Райот», также как и другие его «жесты гуманности», у Пектеева, деятеля театрального искусства, вызывают едва ли насмешку:

«Чего там замечательного в том, что освободили невиновного человека? Царь в свое время своим единоличным решением либо сажал, либо миловал. При демократии такие полномочия должны принадлежать суду, а не президенту страны».

Всё ради театра

В России примерно проживает около 600 000 марийцев, и половина из них — в своей титульной республике. В 1990-е годы они получили некоторую свобода дышать, ценить значимость своей культуры. Появилась возможность увеличивать обучение языка и получить поддержку, в т.ч. и из Финляндии для изданий на родном языке.

«В течение этих 12 лет театр русифицировался,» — говорит Пектеев. «Детям в программе предлагают спектакли только на русском. В репертуаре Марийского ТЮЗ-а, некогда полного энтузиазма, только половина спектаклей идет на марийском языке. После распада Советского Союза Республика Марий Эл и университет в Йошкар-Оле стали центрами вновь возрождавшегося финно-угорского движения. В национальном театре много раз проводился театральный фестиваль финно-угорских народов. Сегодня уже нет. Нас вывели из игры».

Василий Пектеев рассказал, как он сразу после того, как закончил университет, решил, что посвятит всю свою энергию для продвижения марийского национального театра. Он ставил на сцене национальные пьесы, экспериментировал с произведениями, которые нарушали правила реализма, и устанавливал отношения с соседними народами и с зарубежьем.

«Я меньше думал о своей семье и о себя, чем о театре», — признался он.

Но Пектеев, сын карта (марийского жреца), думал также о своем народе, принимал участие в формировании национальной политики и даже стал кандидатом в президенты против нынешней главы республики, приезжего из Москвы и бывшего представителя партии Жириновского. Однако он был вынужден уволиться из театра и ему уже нигде не дали трудоустроиться в республике.

«Конечно, это было тяжело, когда я стал ненужным для руководителей своей республики. Я не мог использовать свой родной язык, работать во благо своей культуры. В течение всех этих лет, которые я провел вне республики, я преподавал в театральной академии Санкт-Петербурга, участвовал в проектах «Мосфильма», работал режиссером во многих театрах по всей России. Это было интересно и поучительно. Из-за себя я не волнуюсь».

Своя песня

На вопрос, что это — практически жить во внутреннем изгнании, Пектеев отвечает песнёй:

/Не плачь, матушка моя,
своего сына ненужным не считай!
Не нужен я только властям./

Каждая птица поет на своем языке, говорит марийская пословица. Когда ты слушаешь пение других птиц, ты можешь забыть о своем. Поэтому в годы своего изгнания Пектеев стал писать стихи на марийском языке. Некоторые из них переведены Соней Чесноковой и Леной Лаулаяйненом на финский язык.

По мнению Пектеева, ценность плюрализма в России не признается. Все должны стоять в одном ряду и петь одну и ту же самую песню. Принцип плюрализма несовместим с обществом, построенном на принципах шовинизма и империализма.

Отсутствие плюрализма характеризует и религиозную жизнь России. Василий Пектеев считает себя верующим человеком. Марийцев часто называют «последними язычниками Европы»; они на протяжении всей своей истории хранили свою древнюю анимистическую религию. В советское время священные рощи вырубали, а из-за молитвы человека могли выслать в Сибирь. Несмотря на это, марийцы тайком продолжали молиться и приносить жертвы в священных рощах.

Религиозность современной России облегчает жизнь народов, посещающих священные рощи, так как они больше не должны бояться того, что их посадят в тюрьму из-за своих религиозных убеждений. Тем не менее, религиозного равноправия до сих пор нет, говорит Пектеев. За последние годы власти построили десятки новых православных храмов на земле марийцев, придерживающихся традиционной религии.

Катарина Лахтонен
Финская ГТРК ЮЛЕ (YLE)
17.01.2014

Перевод: Керкко Паананен

24 комментария

Filed under Статьи

24 responses to “В Марий Эл притесняют язык и культуру коренного народа

  1. Сопрон

    Внутренняя эмиграция еще болезненнее чем внешняя, за рубеж. То, что в Марий Эл не дают работать человеку, которого очень многие уважали и уважают за его широкую, творческую натуру, за его кладезь знаний всего, что связано с марийской культурой, это пощёчина всем нам. Пектеев может прожить и реализоваться и за пределами республики, но сколько республика потеряла с его отъездом!

  2. ЮМО СЕРЛАГЕ

    «И Пектеев вынужден был уволиться из театра и сам он стал нежелательным лицом в Республике Марий Эл.»
    Помнится, тогда Василий Александрович Пектеев из театра не по собственному желанию уволился. Чтоб его уволить, придумали реорганизацию. Уволили весь коллектив театра, создали как бы новый театр, предложив труппе заново написать заявление о приеме на работу. А Василию Александровичу долго трепали нервы, он стоял на бирже по безработице, Когда появилось объявление из биржи на должность режиссера театра, его заявление без объяснения причин министр не принял. Выжили из Марий Эл, называется.
    В.Пектеев — Первый Марий Оньыжа (председатель Всемарийского Совета (1992-2000), Заслуж. деятель искусств Марий Эл (1995), Лауреат Госпремии Марий Эл (1997).

  3. Туге шол

    Да выжили Пектеева из Марий Эл. И юридически ликвидировали марийский национальный театр им. М.Шкетана. И мы, марийцы, это позволили. Как позволили Пектеев и Николаев, будучи Оньыжой, выжить из президентов Зотина-марийца. Некоторые утверждают, что они предали (продали) Зотина за обещанные подачки Кислицина… Бог судья Пектееву с Николаевым. Только вот мы, марийцы, не смогли защитить основу, гарантию нашу марийского народа в Марий Эл — президента-марийца. После также коллектив Марийского театра предал марийских режиссера Пектеева и директора Николаева… Можно было объявить бойкот, выступить всем коллективом против ликвидации театра. Просто мы, марийцы, малодушны, продажны, думаем только о своей личной выгоде, трусливы, поэтому у нас в Марий Эл такая жалкая судаьба. Нас имеют как только могут, унижают, оскорбляют, а мы МОЛЧИМ!

  4. prokisergen

    «Туге шол», ВЫ или молодой по возрасту, или Вас память подводит, но Вы все историю перевернули. Зотин не стал президентом во второй раз в первую очередь потому что Москва не перечисляла пенсию для всех пенсионеров города и республики в течении пяти-шести месяцев до выборов. Это было целенаправленное действие для того, чтобы Зотин не прошел вы президенты. Василий Александрович Пектеев перед выборами выступил по марийскому радио эа отмену этих выборов,потому что несправедливость была налицо.»Туге шол» если ВЫ не провокатор, Вам просто необходимо извинится за Ваши грязные слова. Никаких подачек ни от кого ОНЬЫЖА не получал и не будет получать. На днях Василию Александровичу исполняется 60 лет. Давайте все вместе поздравим юбиляра и пожелаем ему крепкого здоровья, долгих лет жизни и творческих успехов

  5. Аркадич

    К сожалению, это так.

  6. Аноним

    Коммент Tsikma дорц

    Кыце яжо мары элитым кушташ? Кышты? Школвлӓштӹ? Марла ик школыштат ак тымдеп гӹнь…? Национальне гимназиштӹ? Кышты кӹзӹтшӹ жепӓш сӓмӹрӹк мары лидервлӓ ылыт? У шӱлӹшӓн ротаци келеш.
    Пектеевӹн пӓшӓжӹ ашныжы!

  7. Аноним

    почему русская власть проводит политику геноцида марийской культуры?

    • Аноним

      думаю вопрос риторический…и геноцид не только марийского народа, но и всех финно-угорских (особенно прибалтийских)…тюрки слишком сплоченные, чтобы против них идти (что они и доказали в девяностых), а кавказцы слишком дикие, поэтому власти ставят их выше самих русских (дотации, специальные бюджетные места в вузах), чтобы задобрить

      • Jin

        Осталось принять ислам, хуже ведь не будет. Они их боятся до ужаса.

  8. Аноним

    В.А.ПЕКТЕЕВ МАРИЙ эЛЫН ИК ЭН ТАЛЕ ЕНЖЕ:УШАН, ШОТАН, ЧЫЛА МОГЫРЫМАТ КУГУ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РЕЖИССЕРАТ, ВУЙЛАТЫШАТ , ИКМАНАШ, МАРИЙ КАЛЫКЫН ПРОГРЕССИВНЫЙ ЭРГЫЖЕ. тУДЫН ГАЙ КУКШЫТЫШТО МЫЙ КЫЗЫТ МЕМНАН ЭЛЫШТЫНА НИГОМАТ ОМ УЖ, ПРОСТО УКЕ УЛЫТ ТЫГАЙ ЛУДДЫМО,ПЕНГЫДЕ АЙДЕМЕ-ВЛАК. тУДЫМ КУШТО ГЫНА ОГЫТ ПАЛЕ-Москваштат, С.-ПЕТЕРБУРГЫШТАТ, ВЕС ЭЛЛАШТАТ. тЫГАЙ ЕН ДЕНЕ МЫЙ МОТКОЧ КУГЕШНЕМ.! Моткоч чаманем, ме, марий-влак тудын ончылно моткоч титакан улына, жапыштыже тудым арален ыжна керт, аклен ыжна мошто. А вет тудо шке жапыштыже марий-влак верч мыняре вийжым йомдарен. Уке, марий-влак тыгай патыр ен-влакым огыт аклен мошто. Режиссержо годым кузе тудо Марий театрым Международный кукшытыш нолтен шуктыш, тунам Марий театрым вес элласе театрлаште онченыт! А кызыт Марий театрнан лумнерже утыр вола да вола! Нимом ончаш, спектакльышт-влакат моткоч улыш уровеньыште шындалтыт. Артист-влак коклаштат кукшо мастарлык дене модшо личность-влак уке улыт — Икманаш, кызыт Марий театрна ок куш! Пектеев Василий Александрович гай тале ен-влак огыт йом, вуйыштым огыт саке.Калык манмыла вурыжым мешакыш мыняре шылташ точет гына, садак шутен лектеш маныт. Василий Александровичат тыгаяк — тудо шкенжын уста, виян улмыжлан кора кызыт уло Российысе театрлаште спектакль-влакым шында! Мутат уке, тыгай кугу режиссер шкенан Марий театрыште ыштышаш ыле. Но чылажат лудшо меран марий-влак верч! Пагалыме шергакан Василий Александрович! Тендам уло кумылын шочмо кечыда дене алалын саламлем! Вуйдам эре кушно, ондам эре ончылно кучыза Кугу пиалым, Юмо тыланда эре волгыдо корным ончыктыжо, ешыштыда эре поро илышым пуйырыжо! Тендан чапле почеламутда, мурыда-влак мыйын илышем эре волгалтарен шогат! Кугу тау тыланда.!

  9. Аноним

    Туге шол.возаш пеш кертат да артист-влакым шуктет.тый тушто лийынат,кунам театырым петыреныт да ситуацийжым отпале гын ,палыше енгай возаш ит точо.тый кызыт уло туня ончылно марий театырым каргет.возынет гын марла возо да тунамат мом ойлымет шоналте.

  10. Аноним

    «Туге шол» марий йолташ! Тыйже мо, кушто мален кодынатше? Мемнан марий президентым кокымшо гана верешыже кодаш кучедалме годым Пектеев В.А. тудын эн тӱҥ энертышыже ыле, уло районла мучко марий-влакым шкенан президентлан йӱкышытым пуаш таратен кошто. Но ик еҥ нимом ыштен ок керт. А марий-влак ты годым шке йӱкышытым руш еҥлан пуышт — амалже тыгай: рушет ялысе марий-влаклан — пӧръеҥ-влаклан ик пачке махорка дене, ӱдырамаш-влаклан ик пачке рожки дене тугок пуэден, тыге марий-влак ужалалтыныт! Ынде кынервуй тыштак да, пурлаш ок лий. Вес примерым каласынем.1990-шо ийлаште уло Россий мучко перестройка манмет дене уло калык окса деч посна вич-куд тылзы дене шинчен. Тиде жапыште мемнан марий президентнам титаклышт. Тиде саманым кучылтын, марий президентнам поктен лукташ руш вуйлатыше-влак пижыч. Тыге лӱмын правительстве пӧрт ваштареш лӱмын ямдылалтын погыным эртарышт. Тунам трибунышко мемнан вуйлатышына лектын ыле умылтараш тунамсе положенийым. Но кузе тудым вес калык гыч лекше лӱмын тушко поген намийыме шоҥго пенсионер-влак вашлийыныт — президент умбаке кормыж дене тыгыде оксам ӱмбакыже кышкеныт, тояшт дене трибуным кыреныт, мыскыленыт, титакленыт, пуйто чылажат марий вуйлатыше верч тыгай илыш толын! Могай мыйын тунам чон коржын. Но тунам марий президентна воктене ик марият уке ыле, иктат тудым аралаш шогалын огыл! Ынде шоналтыза вуйда йыр — кӧ ме улына тиддеч вара!?

    • mari-advocat

      Сай улына. Ончылгоч шоныман, кузе калыклан илышым умылтараш кулеш. Куштылгын налме кугыжаныш вий огеш аклалт. Сандене, Зотин ден тунамсе мари вуйлатыше-влак шке виктерыштым арален моштен огытыл. А тыглай калык сарзе да орол огытыл.

      • Костятин

        Прамай кутыра, mari-advokat. Шаймиев гане лийын ышт керт, калыкнам элнан озоже ыштен. Пожар деч вара кидым ру:заш мо шот ?

  11. Юрий Ерофеев

    Дорогой Василий Александрович!

    Московское землячество и МАОО «Марийский мир – 21 век» имеют честь сердечно поздравить Вас со славным юбилеем! Да, праздник получается далеко не веселым для человека, лишенного любимой работы в родной республике, во что так много было вложено времени, сил и энергии…
    Мы вплотную познакомились, когда судьба привела Вас в Москву (2008 – 2010г.г.), где в рамках землячества вместе организовывали интересные дела, из которых наиболее запоминающимся был вечер, посвященный 100- летию со дня рождения Йывана Кырли. Московский период вошел в Вашу биографию также и работой над 12 серийным кинофильмом «Иван Грозный» (режиссер А. А. Эшпай), где Вы блестяще сыграли роль марийского карта (жреца). При этом, думаю, Вы ощутили самое доброе и теплое отношение к Вам со стороны своих московских земляков.
    Не скрою, мне очень не достает Вашего присутствия рядом, поскольку в Вас я увидел одухотворенную, творческую , уникальную личность. Не чета тем, кто в интернете называет себя самой передовой, культурной, образованной частью марийского народа, фактически не имея за душой глубокого внутреннего содержания. Сплошной внешний фарс, нарциссизм. А вместо патриотизма – беспринципный конформизм, приспособленчество и угодничество. Видя все это, начинаешь осознавать, как пагубно сказалась на них прошлая принадлежность к совпартноменклатуре и нынешнему чиновничеству.
    Тем не менее, жизнь не закончилась. И я очень прошу Вас, уважаемый Василий Александрович, не теряться из виду и продолжить борьбу силой литературно- поэтического слога, силой несгибаемой воли и духа с кичливостью, высокомерным невежеством на грани национального предательства, вдруг пышным цветом охватившим сегодняшнюю действительность, от чего тысячи граждан лишились возможности творить и работать на родной земле, уезжая вынуждено за её пределы.
    Как Вы знаете, в Москве зарегистрирована новая межрегиональная ассоциация «Марийский мир – 21 век», которая остро нуждается Вашем авторитетном слове и влиянии на массы. Мы ждем встречи с Вами в наступившем 2014 году.
    19 января 2014 г

    Юрий Ерофеев

  12. Лайд

    Поро!
    Журналист Катарина Лахтоненын да Пекте Вачин ойлымыштым чылажак раш кусарыме огыл.
    Финнла изиш вес семынрак йонга.
    Йо:ра, кеч колышташ лиеш.
    Оньыжа! «Марий ушем» да мемнан дене пырля улшо марий мер организаций-влак Тендам Шочмо кечыда дене шокшын саламлат!
    Радиосо гай кужун да чеверын сераш огына ту:н:ал.
    25 телын вашлиймашке у:жына. Тушто ужына!

  13. Аноним

    Что имеем не храним,а потерявши плачем. Марий калыклан Марий элыште урок лиеш.Мемнан дене (Башкирия Мишкан районышто) глава района эре мари. Ик мыняр гана башкортым шогалтен ончыч, нуно узакат вуйлатен огыт керт, пашаштым шолен каят. Марии районышто мари глава лияш тиеш. Тендан дене тоже тугакак лийже.

  14. Nur

    К гражданам национальных республик РФ!

    Вот уже два месяца в Киеве и десятках других городов Украины стоит Майдан – идет бессрочная акция, сотни тысяч участников которой протестуют против произвола режима В.Януковича, остановившего евроинтеграцию и жестоко избившего студентов, журналистов и политических активистов в ночь на 30 ноября 2013 года.
    Янукович рассчитывал, что страх скует активность протестующих, парализует их действия, заставит прятаться «по норам», но этого не случилось, да и не могло случиться. Если в России при крике «ОМОН!» все бегут врассыпную, то в Украине возглас «Беркут!», как оказалось, только сплачивает ряды вышедших на Майдан.
    С первого же дня на главной площади столицы Украины, название которой символизирует добытую в нелегкой борьбе государственную Независимость, стоят не только киевляне, не только жители других регионов страны, не только украинцы, но и крымские татары, евреи, белорусы, грузины, венгры, азербайджанцы, поляки и многие другие – пусть не обижаются те, кого не назвал. Со сцены-трибуны Майдана со словами поддержки и солидарности выступают представители США, Канады, Турции, России, Германии, Польши, Великобритании, Португалии, Испании, Италии и других стран Европы и мира…
    http://ros-boloto.blogspot.com/2014/01/blog-post_4182.html

  15. Аноним

    В декабрьском номере»АиФ» читал озабоченность русских о том,что в национальных республиках не дай бог местных аборигенов станет больше и они установят свою власть. До сих пор у них колониальное мышление! Политические партии,стоящие у власти, ставят своей целью ликвидацию национальных республик.Об этом неоднократно публично заявлял Жириновский,то же самое в кулуарах говорят другие политики.Даже коммунист Зюганов — шовинист:создал организацию»Русский лад»,официально поддерживает РПЦ,помешан на славянофильстве.Действуют русские ультранационалистические организации с боевыми дружинами,но их не преследуют, потому что сочуствующих им много в органах власти,в МВД и т.д.В отчёте аналитика ФСБ говорится о том, что основной угрозой для России они считают возрождение малых народов,ставят своей целью обезглавление национальных движений.Этот аналитик ФСБ основной угрозой считает именно марийцев как наиболее сохранившихся из финно-угров.Усилия РФ в лице их политиков и не только направлены на русификацию всех нерусских. СМИ открыто и массированно ведут пропаганду в этом направлении.Путин по ТВ говорил,что исчезновение малых народов — естесственный процесс.Вслед за финно-уграми исчезнут волжские тюрки и другие.Не стоит жить иллюзиями,для выживания в России всем нерусским надо держаться вместе, а также крепить дружбу с русскими демократами и с настоящими коммунистами-интернационалистами.Татарстану,Башкортостану,Марий Эл необходимо объединиться вместе и объяснить русскому народу,что настоящий федерализм никакой угрозы русскому народу и русскому государству не несёт.

    • Аноним

      Называя нас финно-уграми, Вы уже уничтожили нас как нацию. Мы — марийцы, а не мифические финноугры! Да здравствует дружба между народами РФ!

  16. Аноним

    Упал семь раз-и на восьмой поднимайтесь,Василий Александрович!!!

  17. Аликсендер

    Уважаемый Аноним, «Крепить дружбу с русскими демократами»
    (даже зная о печальном опыте, формулируемом в прошлом: «русская демократия заканчивается там, где начинается вопрос о других национальностях») согласен на 100%. Но что такое «коммунисты-интернационалисты, НАСТОЯЩИЕ» ? — Это те, что хотели весь мир ЗАВОЕВАТЬ, да не вышло ?… Зюганов не «настоящий» ?
    Кто же «настоящий» ? Если это ОБМАНУТЫЕ или ПРЕДАННЫЕ «ненастоящими», тогда, может, с ИДЕЕЙ что-то не то ?…

  18. ава

    Очень мудрл

  19. аноним

    Мудрствуете лукаво. Марий калыклан,ужамат, аралалт кодаш ик йон веле кодеш — Татарстан дене пырля ушнаш. Вес семын толашыме да, шот лектын огыл.

Добавить комментарий