Деятельность независимых марийских организаций — балаган?

Размышления перед концертом «Тукымсер»

На одном из мероприятий организации "Марий ушема"Поводом этой статьи послужили некоторые реплики комментаторов на сайте MariUver. Один из них под ником «Мариец», выражая свою точку зрения по поводу значений и значимости марийских общественных организаций в марийской действительности, в современной общественно-политической ситуации, позволил себе усомниться в силе общественного мнения и общественной деятельности.

Позволю себе цитировать высказывание «Марийца» в пределах одного и того же сайта, что считаю вполне допустимым и, не дожидаясь на то т.н. «разрешения»:

«А разве протесты в Украине и России только из-за денег запада происходили? Сегодняшний порядок вещей лет через десять пойдет ко всем чертям без теорий всемирного заговора.

Что мы видим здесь, попытки карликовых самостоятельных организаций и их деятелей войти в политику республиканского масштаба.

Причем среди них люди, которые на сегодняшний день лояльны к действующему президенту республики, а также их идеологические оппоненты.

Верить в искренность этих людей крайне сложно, слишком много пустых эпитетов.

Хорошо посмотрим с другой стороны.

Чтобы составить конкуренцию на выборах, необходима поддержка крупного и среднего бизнеса.

Простите, кто будет вкладывать свои деньги в мизерные организации, которых по большому счету не видно дальше интернета.

Да у некоторых есть заслуги по общественной работе и стаж, но это ваши личные дела. Люди спрашивают, что конкретно вы в данный момент предлагаете?

Хватит слов. Надоело читать бесконечные статьи ни о чем абсолютно.

Если остальным хотите что то доказать, создавайте «боеспособную» организацию, нет таких возможностей — уходите на заслуженную пенсию.

20 лет одни и те же лица куда то лезут, что до Маркелова, что после, ни черта вы не сделали для людей.

Смешно смотреть на этот балаган».

После этих, расчленённых и выделенных курсивом и полужирным мною для удобочитаемости, я задумался:

– А прав ли он? И все ли марийцы оценивают работу общественников как «Мариец»?..

Не обида нас захлестнула, как часто бывает. А мне, как общественнику с достаточно большим стажем, захотелось ретроспективно подойти к этому вопросу и разобраться: насколько соответствует действительности такой подход к поставленному вопросу? Справедлива ли сама оценка? Объективна ли оценка? Не заблуждается ли «Мариец», который решил оценить деятельность общественников? Не бизнесмен ли он сам или чиновник?..

Да, допустим, что он такой же простой мари. Не спорю, так мог написать в комментарии кто угодно. Даже не мари по происхождению. Но мы оставляем последнюю версию, т.е. возьмем тот вариант, что это все-таки написал человек-мари.

Так намного легче рассуждать, направляя мысль в одну сторону.

Тогда и оценка этим его оценкам у меня конкретна – не прав и не справедлив ты, «Мариец».

И вот почему!

Пропуская твой первый абзац (поверь, сегодня мне некогда вдаваться в подробности и копнуть глубоко – 21 декабря у нас большой концерт в ДК Калинина), не начну и со второго, иначе можно подумать, что мною двигает обида. Нет, конечно! Просто хочу разобраться и вынести твои доводы на более широкое обсуждение.

Как уже отметил, 21 декабря в ДК Калинина, т.е. во Дворце молодежи состоится концерт, посвященный 75-летию поэта-прозаика Алексей Александрова-Арсака и 70-летию поэта Зиновия Краснова. Надеемся, что нам удастся собрать не менее 500 человек. Если не больше – 600-700 человек. Если не верите – можете купить билет и радоваться вместе с нами марийской поэзии, исполнительскому искусству.

Тукымсер

Это – работа, созидательная деятельность общественных организаций. Устроителями концерта-вечера поэзий «Тукымсер» («Берега поколений») являются РОО «Марий ушем» («Союз мари») и «Югорно» («Священная дорога»), Историко-литературный музей им. Валентина Колумба, «Землячество «Юлсер» в г.Йошкар-Оле» и Межрегиональная Ассоциация общественных объединений «Марийский мир – 21 век».

У «Тукымсер» своя концепция, это не просто концерт. Мы собираем людей неравнодушных, они идут на концерт по зову сердца. Поэтому перед нами особенная ответственность дать почувствовать каждому пристутствующему в зале и на сцене, что они – МАРИ, что они хозяева и ответственны за то, что творится на земле их предков, здесь пробуждается чувство любви и приверженность к родной культуре, здесь прививается любовь к родной речи. Потому что это передается через искусство, а не кричим голыми лозунгами и призывами, мол, изучайте родной язык, любите…

По зову сердца на фестиваль марийской поэзии и песни «Умбалне Элнет ӱмбал канде» («Синева над рекой Илети») и в 20012 и в 2013 году собралось тысяча народу. Такого не бывало в Волжском районе в постсоветское время. Даже на этот раз на районно-республиканские запреты на наше мероприятие. Не могу точно сказать, но и не было в других районах кроме как в 1990-е годы на «Колумбовских чтениях» в первых порах и в Горномарийском районе во время «Мыры айо». Но в последнем, похоже, что-то не так, хотя этот праздник проводится на республиканском уровне. Некоторые мои знакомые, участники возвращаются оттуда почему-то недовольными. Ну, еще можем отметить «Землю предков» в Килемарском районе. И сразу же отметим, что только фестиваль в Волжском районе проводился не на районный или республиканский бюджет (в 2013 году они не выделили ни одной копейки), а за счет таких же общественников. И от души хочу поблагодарить таких ярых и непоколебимых общественников, как Раисия Васильева из д. Руш Шайра и других.

Arsak_Shaira

Заслуга мариушемовцев, музейщиков-общественников проявляется в другом – они возносят памятники на общественные средства. Не стоит завидовать, что на обустройство историко-этнографического комплекса на Болтушиной горе в 2013 году марийские общественники оказали благотворительную помощь в сумме около ста тысяч рублей. Вся эта сумма использована в общественно-полезной работе и целенаправленно.

Около мемориального камня Полтышу

Подобно «Мариец» можно бросить в адрес общественников даже такое словечко как балаган. Ведь в контексте под статьей М.Долгова это подразумевало не что иное, как – что мы бы ни делали, все это «балаган». А мне подумалось, а не из самого ли балагана этот «Мариец»? Ну, представляете, есть такие «балаганчики»…

Так подумал я по очень простой причине:

Маркелов со своей командой, т.е. правительством выделяет на марийское книгоиздание мизер, а марийцы всё равно издают книги больше, чем другие финно-угорские регионы. В чем феномен? Да очень просто. Марийцы издают эти книги НАЗЛО маркеловской политике. Доказывая, сколько бы ни душили, марийцы всё равно будут писать и читать на своем родном марийском языке! Для этого они не боятся ни в долги-кредиты влезть, ни стать «иностранными агентами»… Почему? Да потому что в марийце (в настоящем) сидит неистребимый дух патриотизма и ответственность перед своими предками!

Не себя восхваляю, но приведу яркий пример. Управление печати по РМЭ (структура Минкульта РМЭ, начальник управления В.А.Маркин) в 2012 году не дал (думаем, не без указки из Минкульта или правительства) «Центру-музею им. Валентина Колумба» деньги, заложенные в бюджет и утвержденные еще в 2011 году, на издание сборника Альберта Степанова. Многие помнят до сих пор мою статью под названием «Арбан перевернулся бы в гробу…» В 2012 году мы вышли в этот же Управление печати с заявкой на солидного сборника Зиновия Краснова, солидного сборника избранной прозы и поэзии А.Александрова-Арсака (заявка-письмо зарегистрировано). Деньги нам не выделили. Чтобы не попасть в такое же омерзительное положение, какое мы попали благодаря маркинам-васютинам… (или еще кого-нибудь, не буду грешить), мы написали заявку в Общество М.А.Кастрена (Финляндия) и Программу родственных народов (Эстония). И что теперь? Маркины-васютины будут нас считать «агентами иностранной разведки»? Вот наша действительность, вот наша реальность.

К сему добавим, что особую благодарность от марийской общественности Республики Марий Эл мы выражаем председателю Союза Тартуских мари Васли Николаеву. Да-да, не надо скромничать, в Финляндии нам помогла Ильдико Лехтинен, а в Эстонии Васли Николаев. Думаем, найти бы такого же марийца, например, в Нидерландах и Германии, то марийских книг выходило бы гораздо больше.

ProgrammeВозникает вопрос: если Госдума приняла закон «об агентах», то что делается в регионах, чтобы вот люди, готовые помочь родной марийской культуре, готовы на все. Более того, готовы доказать, что в республике почти ничего не делается, что этот закону содействовать, а не подбивать своих граждан не соблюдать.

На деньги общественников и ретивых марийцев издается больше книг, чем на республиканский бюджет. Это – заслуга общественников. Если в течение 15 лет своего существования Центра-музея им. Валентина Колумба мы как общественники, на общественных началах выпустили более 30 (!!!) книг, то не только «Мариец» и «Россиянин» не может и не имеет право назвать деятельность общественников «балаганом».

Это тоже не обида. Просто хочу подтвердить свежим и ярким примером. На днях в селе Михайловском Советского района состоялась презентация книги Г.И.Мичеева «Ыле тыгае жап» («Было такое время»), рассказывающей об участниках афганских и чеченских боевых действий. Эта книга – ярчайший пример, что могут делать общественники. И не только написать книгу, хотя какого труда, каких поисков документов, подготовки очерковых материалов, сбора краеведческих материалов стоило ему. Георгий Иванович не писатель и не журналист. Но хваткий человек. И попутно заметим, что судьба выбрала его, открывала разные двери. Например, мало кому из россиян приходилось танцевать на сцене Большого Кремлевского дворца. А Георгий Иванович еще будучи учеником начальных классов станцевал там марийский танец.

А этой книгой, она уже вторая у него, Г.Мичеев доказал, что каждый мари, будь у него желание, может принести родному краю огромную пользу (начиная с малого).

На презентации книги, как ни странно, были руководители района, Оньыжа Анатолий Иванов, представитель Мер канаш в Советском района В.Галкин, руководящий состав «Боевого братства», сами участники боев с медалями и орденами на груди и с «раной» в сердце…

Но самыми долгожданными гостями были представители РОО «Марий ушем» и «Землячества «Юлсер» в г.Йошкар-Оле». «Это была самая задушевная презентация книги, что нам приходилось видеть в жизни», – вот такое заключение сделали общественники, которые приехали поддерживать Г.И.Мичеева. Сегодня он не член «Марий ушем», но он был им, и как сказал сам, скоро будет документально, т.е. напишет заявление.

Даже эти два-три ярких и свежих примеров полностью отрицают навязанный марийским общественным организациям «балаган» «Мариец».

Таких результативных примеров даже за последних пять лет мы может привести сотню.

Но тут ли дел? Извольте, мы не пытаемся здесь оправдываться, ни кого оправдывать. Мы апеллируем фактами.

Отмечаем, что слово «балаган» совершенно не уместен был под этой статьей. Кому бы ни было оно адресовано.

Ну, на счет других «пунктов» «Мариец» писать аргументировано нет у меня времени. Хотя не могу оставить непомеченной его выражение «…попытки карликовых самостоятельных организаций и их деятелей…» Тут без разницы, вырвана эта фраза или не вырвана из контекста. Просто у «Мариец» не реального представления о дествительности современной, как и нет представления ретроспективного, т.е. он страдает «не знанием» фактов.

Подробный ответ в следующем письме через неделю. А здесь хочу отметит еще раз – «Марий ушем» через три года 100 лет. В план работы на 2014 год мы включили восстановление истории «Марий ушем» в деталях и по хронологии.

При этом отмечаем, что марийские общественники, равно и члены «Марий ушем» играли и играют большую роль в жизни марийского народа и Марий Эл, даже в общественно-политической. Давайте ради приличия хоть отметим некоторые:

Я понимаю, тебя коробит, «Мариец», если я начинаю перечислять достижения 1990-2000-х годов «У вий», «Марий ушем» и «Марий мер канаш». Создание марийской молодежной газеты «Кугарня», создание финно-угорских общественных союзов, организаций, проведение многочисленных массовых мероприятий, активное участие в подготовке, обсуждении и принятие Конституции Республики Марий Эл (найдите возможность сравнить что и как было в 2005 году и как раскромсали ее сегодняшние «правители»), отстаивание ликвидации театра им. М.Шкетана в 2001 г., отстаивание своих кандидатов в депутаты, в президенты, в министры…

Как показывает время, не все в жизни зависит от общественников. Но это совершенно не говорит, что общественники не вносят свою лепту в марийскую историю, в развитие и совершенствование «марийскости».

– Во-вторых. Проигрыши марийских общественников, нехватка у них сил и возможностей на более крупные и значимые мероприятия, на решение государственных проблем – это не их вина, и не их беда. Эта беда общая, т.е. общегосударственная. А общественные организации (прогрессивные и самостоятельные и не карманные) заставляют обратить внимание на марийские проблемы. Ну, а кардинальное решение данных проблем, опять же, не все от них зависит. Об это тоже еще поразмыслим.

И последнее, на что хотелось бы сегодня обратить внимание:

– поддержи, «Мариец», марийских общественников. Если сам не участвуешь в общественной жизни, не тратишь «впустую» свое драгоценное время и свои мозги, то ты (да и все желающие) можете оказать благотворительную помощь как «Марий ушем», так и другим общественникам в их альтруистическом деле.

Для этого много не надо, перечисли на указанный адрес тысячу-другую, и тогда ты сам реально почувствуешь, что значит «общественная работа», что значит общественно-политическая жизнь, что значит не призывать сохранять родной марийский язык, а для этого издавать книги, проводить мероприятия, устанавливать памятники даже в Йошкар-Оле, требовать, чтобы права мари в Марий Эл не были ущемлены. Т.е. вплоть до политических требований. Но это не должно стать политической трескотней, в ежедневным делом, скрупулезной работой.

А свою поддержку можешь начать прямо с перечисления посильной суммы на этот счет.

sberknizhke

Да не стесняйтесь наших просьб, не гнушайтесь такого подхода.

P.S. Прошу прощения, редактировать текст, шлифовать не имею времени. До следующей недели.

С уважением,
Лайд Шемйэр,
зам. председателя правления РОО «Марий ушем» («Союз мари»),
директор «Историко-литературного музея им. Валентина Колумба»

54 комментария

Filed under Статьи

54 responses to “Деятельность независимых марийских организаций — балаган?

  1. Ронго

    Со статьей Лайд Шемйэр я согласен полностью и поддерживаю его стремление об объединение народа мари, стремление выработки единого подхода к общественному движению марийского народа в борьбы за свое значение на земле предков. А таким комментаторам как «Мариец», Георгий Победов и их подобным, предложение подумать над своими необдуманными рассуждениями, которые вредны для марийского народа.

    • Мариец

      Вредно ровнять простых людей по фрикам всяким типа Победова. Я не вижу ничего общего между общественной работой Владимира Козлова и очередными статьями Михаила Долгова. Не пытаясь как то рознь привнести. Извините конечно, но немного возмутила очередная реклама пусть и остро было сказано. Раз читаешь, два, три, десять, двадцать статей и так каждые две недели в блоге. Ну и что, куда это все идет то. Выборы, но по факту победит назначенец из Москвы и честной битвы не будет. Даже с поддержкой граждан если бы она была в той мере, в которой можно было бы что то реализовать по заголовкам статей. Владимир я понимаю, что у тебя опыт есть, но ты посмотри вокруг правильно некоторые говорят нет сейчас сильного движения среди марийцев. Нужны тысячи, а не единицы энтузиастов. Вот обсуждали Инициативную группу много, очень много. Да какая нафиг группа это, фотографии с этих митингов посмотрите. Стоит 5 человек. Зато пишут как политики регионального масштаба. Зачем это обсуждать вообще, для забавы выплеснуть эмоции. По статьям Долгова читается вот что, если «Я» приду то «тогда»… Много респектов Путину присутствует. А чем лучше то жить станет марийцам. В республике русских много живет, голосовать за представителя другой национальности не все будут тоже. Обещай не обещай, люди от этого устали. Да и здесь вас сидит не так много, как вам кажется. С TORa браузера кто то под разными IP заходит и комментирует с разных ников. Мариец — это представитель марийского народа, он может быть разный сегодня один написал, завтра другой. Это чуть чуть лучше, чем АНОНИМ.

      • Еврей

        Я вот назвался «Евреем», хотя реально мариец. А кто докажет, что ты реально мариец? Назваться можно кем угодно и писать всякие гадости о Козлове, Долгове, Марий ушеме… Вряд ли НАСТОЯЩИЙ МАРИЕЦ, у кого болит душа за свой народ и национальные оргнизации, будет вот так писать от имени «Мариец», на что отреагировал Лайд. А ты сам-то что сделал, чтобы эти организации не были «карликовыми»? Понимаете критиковать со стороны очень просто. Наш «карликовый «Марий ушем» юридически существует благодаря таким как Козлов, Чашкин и им малочисленным подобным! Эти люди и без того под постоянным прессингом государства, администрации Маркелова. А еще появлются некие «Марийцы» в Инете и допинывают наших единичных принципиальных, реально делающих для своего народа независимых мари? Какой же Вы после этогого «Мариец»?

        • Мариец

          Ну соображайте на своих, вас оказывается «много» как ты говоришь. Если адекватно не можешь воспринимать критику, не обсирательство, то это твои уже проблемы хорошо.

          • Еврей

            Я лично никакого отношения ни к Козлову, ник Чашкину, ни к Долгову не имею. К счастью, даже не живу в Марий Эл. Но я 20 лет в нацдвижении и что это значить сохранить «карликовую организацию «Марий ушем» особенно в Марий Эл. Конструктивная критика — всегда полезна, только ты сначала сам хоть одну «карликувовую» марийскую организацию создай и сохрани, особенно в Марий Эл. А если такой тале создай сильную марийскую политическую структуру. Тогда др. осуждай!

            • Мариец

              Если будет больше комментариев то ротация этого блога будет только расти в поисковике. И поверь тут уже не важно, какого мнения я или кто то придерживается, самое главное чтобы оно было. Хотя можно молча читать статьи и ничего не отвечать взамен.

              • Еврей

                Меня лично не интересует ротация данного сайта… Вы частично правы, что нац. движение мари, марийские национальные организации не имеют большого веса, влияния в Марий Эл и в целом в России. Но кто виноват? Да власти постоянно давят и сделали все, чтобы разобщить, ослабить эти организации, создать альтернативные лояльные властям. Но ведь мы, марийцы, самы это допустили, в т.ч. я и Вы тоже (!). Я то лично, как и объекты Вашей критики, много чего сделал и делаю, чтобы у нас были реально сильные марийские организации. Только нас слишком мало, а вот таких критиков как ВЫ и равнодушных намного больше. Если критикуешь других, предлагай как сделать лучше, создавай более сильные альтернативные структуры! Хотя разумнее было-бы искать выход — как объединить существующие.

                • Мариец

                  Я прочитал статью Владимира Козлова, в ответ мой резкий комментарий. Хорошо что услышали хотя бы так, спасибо. Теперь ближе к сути. Мне грустно смотреть на этих людей на фотографиях. Не так это все должно выглядеть, но и сделать мало кто может что то для них сейчас. Проблемы которые обозначены в статьях всем давно известно, можно фотографии у людей в альбомах смотреть и с ними говорить представление появляется. Я лично не верю, что в ближайшем будущем председатели организаций смогут реализовать свои идеи и предложения до конца. Возможностей таких очень мало. И обещать то чего не можешь дать, не нужно так делать. Меньше слов, меньше лжи и заблуждений.

  2. Никитин С.П.

    Считаю, что по этой статье и «философствовать» незачем — или помогай, или отойди молча. Хорошо, что есть энтузиасты-общественники. Желаю на высокой ноте провести «Тукымсер».

  3. Лайд

    Поро!
    Тау, Сергей Петрович.
    Чын середа: паша — марийын корныжым рашемда.
    Таче куштылгыжо шагал, но мо кертмым огына ыште гын, почешна толшо-влаклан эшеат нелырак лиеш.

  4. Аркадич

    Чыла марий активист — влак шинчаваш шинчын кутыраш огыт тӱҥал гын, кызытсе муторгаж мучашдымын шуйнаш тӱҥалеш. Ме кандашлумшо ийлаште, чыла шӱм йӱлышан марий — влак, погынен сеҥнна ыле. Тунам мыняр йогын ыле марий коклаште, чылажымат пырля кутырен ыштена ыле. Может, кызыт интернет тидлан мешая? Но вет тудын гоч мучаш марте ниможымат ыштен от керт.

  5. mari-advocat

    «Марий Ушем» можно по всякому обозвать, хоть карликовой организацией, хоть «гадким утёнком», но весь интерес в том, что эта организация жила, живёт и будет жить до тех пор пока не умрёт последний мариец. Почему я так думаю? Когда ряды «мариушемовцев» по разным причинам поредели, то я решил к ним присоединиться. Нельзя сказать, что я всё это время был где-то на стороне. Был постоянно рядом, но в настоящее время пора вводить в бой резервы. Поэтому буду рад если кто решит вступить в уважаемую организацию в новом году и проявит себя хоть в маленьком деле.

    • аяр умдо

      Сай, Мари-адвокат!
      Поро кумылан шонкалыметлан тау!
      Очыни, мыят ушнем толшаш У Ийыште Марий Ушемыш!
      Шонем, ӱнарем сита шуко пайдале сомыллан, а «мариец» да моло сойыр кашак тек ончен шогат ӧрдыжте — умбакыже мо лиеш ман, тек умшам карен шке тукымыштым шкэак пытарат, мыйын гын пашмат уке нунын верч тургыжланаш.

  6. Лайд

    Поро!
    «Тукымсер» прошел с фурором.
    Материалы будут.

  7. Ондрий

    Вучен шогена! А мыскылыше-влак тек пундышвуйла шинчышт, нуно садак умылен огыт керт, мер илышым кыртмен шӱкен намийыше-влак огыт лий гын, марий калыкат шуэмалт пыта да ялтак йомеш.

  8. Jin

    Все берем себе родные имена. Согласитесь, Лайд Шемьер — это нормально, а вот Петров Николай — для мари это бред.

    • Георгий

      Для этого много не надо, перечисли на указанный адрес тысячу-другую, и тогда ты сам реально почувствуешь, что значит «общественная работа»
      Сначала у северян просил, теперь у любого. Даже сумму назначил -меньше тысячи не брать. Кто перечислит, наверное, сразу правильным марийцем станет.

  9. Гость

    В споре рождается истина — есть такое известное выражение. Я тоже часто участвовал в спорах на Мариувере и должен сказать, что часто мы не слышим другого спорщика. Но если мы не слышим друг друга, то истина не родится? Т.е. останется неверное ошибочное представление о спорном вопросе? Так давайте слушать друг друга, обсуждать вопрос, а не утверждать свое представление, которое может быть ошибочным. Давайте найдем истину. Здесь, кажется, спорят два человека: Лайд и Мариец. Но это только кажется так. На самом деле, Лайд представляет в этом споре весь марийский актив, т.е. всех марийских активистов: Долгова, Ерофеева, Никитина, Асессорова, Радыгина, Юзыкайна, Васютина,оньыжу Иванова, Л. Яковлеву и многих других марийских активистов тоже. И Маркеловских подчиненных тоже. Всех их объединяет общее дело помощи простым марийцам, т.е. марийскому народу. «Как могу, так и стараюсь для блага народа» — каждый из активистов так думает и так считает. И каждый из них что-то делает. С другой стороны — Мариец. Он представляет как раз тот народ, о котором так пекутся наши активисты. И о чем же говорят наши активисты, в лице Лайда и простой народ, в лице Марийца? «Все, что вы делаете — это балаган. Вы больше о своем кармане думаете, о своем благополучии!» — вот что говорит народ. » Нет, мы думаем о вас, о марийцах. Мы под сильнейшим давлением власти выпускаем две марийские книги в год. Ни один финно-угорский народ столько не выпускает!» — это активист. «…в РМЭ издают книги больше, чем другие финно-угорские регионы …» — это же слова Маркелова! Почему Лайд повторяет слова Маркелова??? Но у меня появляются недоумение и вопросы, если удмурты выпускают полторы книги( имеется в виду наименовании книг) в год, а марийцы — две книги, это может быть поводом для хвастовства? Это уже надо бить в набат, а не хвастаться! Настоящие активисты, которые думают о своем народе, выпускают более двух тысяч наименовании книг(2000)! Столько выпускают эстонские активисты на эстонском языке. А вы выпускаете ничтожное количество, мизер и еще хвастаетесь! Вы лично, Лайд, ходите с протянутой рукой и выпрашиваете копейки на издание книг. Почему? Вот недавно у Вачиса попросили. Насколько мне известно, т.е. об этом писал Фридом, после резолюции Европарламента по Марийскому вопросу РФ направила миллиарды на развитие Марий Эл. Как в Чечню. Где эти миллиарды? Как предполагается, на часть этих миллиардов построили все новые храмы и церкви, кремль, все эти псевдоитальянские и голландские дворцы, все эти памятники колонизаторам в Йошкар-Оле, т.е. миллиарды ушли на развитие и укрепление русской культуры? А большая часть была потрачена Маркеловым на подкуп марийских активистов? Поэтому-то марийские активисты выпускают мизерное количество книг и еще хвастаются? Стараниями самого Лайда, митингов и демонстрации марийцы добились миллиардных вливании в развитие республики и ничего не получили, раз сейчас сам Лайд ходит с протянутой рукой. Кто предал? Все марийские активисты, вроде бы, очень стараются. Все перечисленные выше. И Лайд перечисляет все достижения и успехи, кажется все хорошо и все марийские активисты — самые активные. Но почему тогда последняя перепись 2010 года показала, что численность марийцев за 8 лет уменьшилась на 10% и треть марийцев уже не знает родного языка?! Неужели у наших активистов все показуха, все балаган?

    • Ик марий

      Понимаете, численность мари уменьшается не потому что Лайд и единичные марийцы-активисты плохо работают, а потомучто таких как Лайд очень мало, а большинство либо ничего не делают, либо вот как ты занимаются критиканством, еще хуже ставят палки в колеса таким как Лайд. Лайд не бог он не может прийти в каждую семью и сделать ее и всех детей марийскоязычными. Это зависит от КАЖДОГО марийца! Ты сам говоришь по-марийски, твои дети, внуки, твои родственники их дети-внуки? Боюсь что многие нет. А во ты САМ ЧТО СДЕЛАЛ, чтобы они были марийскоязычными? Вся беда мари в том, что большинство, в т.ч. и ты не чувствуют ответственности за сохранение марийского языка, культуры. У вас постоянно претензии к кому-то, кто-то за вас что-то должен сделать! Извините, ни я, ни Лайд не сможем прийти в ваши семьи и сделать ваших детей марийскоязычными. Это зависит только от тебя и от каждого отдельного марийца конкретно. А единичные марийские активисты в свободное от основной работы пытаются хоть что-то сделать. Если бы и они ничего не делали, то положение мари было бы еще хуже. НАЧНИ С СЕБЯ, ПОТОМ КРИТИКУЙ ДРУГИХ!!!

      • Гость

        Ну вот конкретный человек, марийский активист, который не умеет слушать другого человека. Ему не нужна истина, разговор-то не нужен. Он же марийский активист, ему кого-то надо обругать, покритиковать, вот тогда он почувствует себя настоящим активистом. А дело? А зачем работать, напрягаться, стараться, когда можно показать видимость, напыжиться, обругать, выпустить пар — вот и вся его работа. И все марийские активисты так работают? Все такие шуты и клоуны?Конкретно этот человек даже выступает под ником Икмарий, т.е под ником анонима. Вот это активист- аноним! Этим он уже говорит, что он — никто, что он НИ-ЧЕ-ГО не делает. Давай, друг любезный, как ты сказал: начни с себя, покритикуй сперва себя, а потом других. А еще лучше, если ты послушаешь других, если тебе нечего сказать. Научись сперва слушать другого, научись уважать другого человека.

    • mari-advocat

      Уважаемый Гость. Ваш список марийских активистов весьма интересен. Вы смешали партизан с полицаями и бургомистрами. «Мариец» это не народ. С настоящими активистами всегда народ. Народ это те, кто в трудную минуту придёт на помощь своим защитникам (Яркий пример с Мининым и Пожарским в Российской истории).

  10. И снова приветствую гостей и активных пользователей сайта.
    В своем комментарии http://mariuver.wordpress.com/2013/12/17/bez-poputch/#comment-46350 я акцентировал внимание на том, что деятельность политических и общественных организаций зависит от ИСТОЧНИКА ФИНАНСИРОВАНИЯ и КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ.
    Рассмотрим две общественных организации: «Марий ушем» и «Мер канаш».
    Общественная организация «Марий ушем» имеет исторические корни, которые начали прорастать почти 100 лет назад. В составе организации находились многие известные и уважаемые люди. Финансирование организации осуществлялось не только членскими взносами, но и пожертвованиями предпринимателей, цели которых совпадали с целями организации. Цели организации направлены на сохранение и развитие языка, культуры, традиции, повышение самосознания марийского народа. И самое главное, организация ЮРИДИЧЕСКИ ЗАРЕГИСТРИРОВАНА, ИМЕЕТ УСТАВ И СОБСТВЕННУЮ СИМВОЛИКУ. Руководители организации — грамотные и опытные люди, избранные народом и имеющие репутацию среди жителей республики. В организацию люди вступали сами.
    Общественная организация «Мер канаш». В сравнение с «Марий ушем» выглядит младенцем. Административное давление со стороны правительства Марий Эл вынудило многих известных людей перебежать из «Марий ушем» в «Мер канаш». Можно сказать, что в составе организации «Мер канаш» много известных людей, но потерявших уважение народа. Финансирование организации осуществляется правительством, поэтому цели организации совпадают с целями правительства. Организация «Мер канаш» НЕ ИМЕЕТ УЧРЕДИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ЮРИДИЧЕСКИ НЕ ЗАРЕГИСТРИРОВАНА. Руководители организации — случайные люди, выдвинутые правительством, не имеющие репутации среди народа. Людей в организацию загоняют под административным давлением.
    Я умышленно сравнил две организации описав их лишь поверхностно, не углубляясь в детали. Если копнуть глубже, то нужно создавать отдельную тему где можно сравнить обе организации более детально. Пусть это сделают те, кто наиболее полно владеет информацией.
    Ни для кого не секрет, что основная цель организации «Мер канаш» — это подрыв деятельности и репутации общественной организации «Марий ушем». Очень часто наблюдаем ситуацию, когда идеи, возникшие в «Марий ушем» реализуются правительством от имени «Мер канаш», с выделением приличных средств. При этом, от руководителей «Мер канаш» не требуют финансовых отчетов. А руководителям «Марий ушем» приходится изыскивать средства, но что интересно, им приходится отчитываться перед различными службами о своих расходах. Вот такой вот парадокс. И тут меня посетила интересная мысль. Раз общественная организация «Мер канаш» не имеет учредительных документов, юридически не зарегистрирована, не имеет устава и символики, то что мешает нам сделать это? Взять и зарегистрировать. Как пример: руководитель агрохолдинга «Акашевский» Криваш создал ООО «Акашевский» в Республике Коми, далее, правительство Марий Эл начинает процедуру банкротства ОАО «Акашевский» и Криваш за бесценок выкупает его. С юридической точки зрения — не подкопаешься.
    Вот такие в нашей стране законы.
    Если деятельность организации «Марий ушем» осуществляется в рамках закона, то это принимают за балаган. В случае с «Мер канаш», мы видим полное игнорирование правовых норм и нам это преподносят как национальная политика.
    Делайте выводы…

  11. Ик марий

    >Настоящие активисты, которые думают о своем народе, выпускают более двух тысяч наименовании книг(2000)! Столько выпускают эстонские активисты на эстонском языке.

    Большинство книг в Эстонии выходит за счет государства, а не за счет активистов. Да вам совершенно наплевать на количество книг, вам лишь бы упрекнуть Лайда др. делающих мари. Гость=Марий=др. имена=Георгий Победов — проект администрации Маркелова с привлечением сотрудников «Мар.правды». Ваша цель -дискредитировать самостоятельных, делающих марийских актвистов!

  12. Лайд

    Поро!
    Коротко несколько пунктов.
    1.Понимая все, Гость переворачивает с ног на голову. Поэтому не стоит с ним полемизировать. Он сам себе противоречит, не замечая этого. Нет аналитики, нет системы понятия. Его принцип — «пишу то, что в ум приходит». Это не выход.
    2. «Мариец»:
    «…Не так это все должно выглядеть, но и сделать мало кто может что то для них сейчас. Проблемы которые обозначены в статьях всем давно известно…»
    Да-да, эти проблемы (т.е. жизненные вопросы) были письменно обозначены еще до революции в 1917 году, потом подняты общественностью в конце 80-х и по сегодняшний день.
    3. Деньги на счет уже поступают. Спасибо.
    Людям книги нужны. Они покупаются.

  13. Лайд

    Поро!
    Позвонил ик марий амалкалче. После разговора с ним я решил озвучить свой номер телефона, т.к. не все мари желают оказать благотворительную помощь открыто. Их можно понять. И радует то, что они не безразличны к судьбе родного народа, готовы пожертвовать своими средствами ради издания книг, сбора , сохранения и подготовки архивных материалов, пожертвовать на деятельность музея и «Марий ушем».
    Такая благотворительность оформляется в отдельную ведомость.
    Мой телефон — 8-902-671-99-65.
    Для «моих особо любимых» комментаторов:
    — Стесняться не надо. По рублю соображать как-то не к лицу, дела, которые мы делаем — не «копеечные». Ну, а в целом принцип — кто сколько может. Обращаться только к одним северянам как-то неприлично, поэтому обращение было ко всем мари, и сочувствующим марийскому народу.
    Только не руки протянуты у нас, чтобы у кого-то что-то просить, а наши головы приподняты для того, чтобы что-то отдать людям. И в первую очередь — свой долг. Это не высокопарные слова, это — принцип наш.

  14. Ронго

    Прочитал комментарии «Гость» и «Ик Мари». Полемика на все 100. Но я хочу внести одну ясность, марийская общественная организация «Мари ушем» не должна заниматься проблемами изучения или обучения марийского языка, её основная задача это объединение марийского народа в одно целое по духу, сознанию и мысли, обозначения цели и задачи на будущее по решению проблем по выборам в госсобрание представителей мари, выдвижения представителей мари в руководящие органы власти на всех уровнях, дальнейшее развитие культуры, традиции народа мари, вот тут можно обозначить вопросы сохранения родного языка. Я неоднократно говорил и сейчас скажу, что обучение родному языку и его сохранение это вопрос семьи: отцов матерей, дедов и бабушек. Коль родители молодого поколения относятся к языку своих предков без любви и уважения, т.е. по фигистки, то тогда извините меня, никакой драконовский закон, никакая государственная структура или общественная организация не сможет обучит детей родному-марийскому языку. Берите пример, когда то в школе десятилетиями изучали иностранные языки, кто их сейчас знает? Вот всем Вам мой сказ по поводу изучения марийского языка. Я могу согласится с рассуждениями «Ик мари», высказался правильно.

  15. Татар-Булгар

    Здравствуйте Лайд.Я полностью согласен с вашей статьей и ответом «Марийцу».Извините,может вам не понравится,что я зашел не на свой сайт,но этому послужило два повода:1)это подстрекательская статья опубликованная на MariUver о якобы шовинистах татарах из Набережных Челнов,которые якобы не дают изучать русский язык,это статья только от лица одной стороны.об этом я бы мог много действительного написать,но здесь речь сейчас не об этом.меня интересует то,что для чего сюда вставили эту статью из Наб. Челнов,при этом яро антитатарскую,когда здесь в одном из разделов обсуждался вопрос о проблемах сохранения и изучения марийского языка.при чем же здесь статья из Наб Челнов???у меня только такое мнение об этом-это подстрекательство и натравливание народов Поволжья друг на друга.а комментарии в том разделе еще раз подтверждают мое мнение,особенно комментарии «Марийца»,у которого в коммах нет ничего конкретного и существенного о проблемах сохранения марийского языка,а одна только антитатарская агитация и подстрекательство.Но хорошо,что здесь большинство не такие как этот якобы «Мариец»,большинство мыслят трезво и понимают реальность.Я смотрю «Мариец» и здесь всех грязью поливает. В том разделе я написал несколько коммов на его изрыгания. 2)второй повод,это интерес к тому,как обстоят дела у других народов Поволжья с сохранением культуры,языка и самих народов как этносов.Дела смотрю обстоят не так уж и хорошо.Даже у татар с этим сейчас проблемы,хотя мы и многочисенны,и в республике не мало делается для сохранения истории,культуры,языка,и из республики оказывается помощь в этом татарам живущим в других регионах Волго-Уральского округа,и само население не мало делает в сохранении своих традиций и языка,это и помощь от татарских диаспор из других стран.Но при всем этом,у татар сейчас тоже возникают такие проблемы:утрата традиций в некоторых регионах,многие молодые татары не знают родного языка,некоторые и не желают его знать,некоторые выдают себя за русских,стыдятся своего народа-Манкурты.проблемы те же самые,что и у вас.Но у вас они более сложны и тяжелы конечно,и критика,а точнее грязь выливаемая «Марийцем» и ему подобными по поводу вашей деятельности Лайд и марийских общественных оргаизаций,это изречения предателей своего народа,не патриота.Марийцу прежде чем критиковать,высмеивать и негативно оценивать вашу деятельность, надо было бы начать с себя.Что он сам сделал для сохранения культуры и языка?Лучше бы он начал хотя бы с малого,и это не так уж тяжело,-сходил бы на марийский концерт,спектакль,купил бы книги на марийском языке,посетил бы мероприятия общественных организаций которые он критикует,больше бы говорил на родном языке и призывал бы к этому родных,друзей,соседей,интересовался бы историей мари.Это разве так сложно?Нет.этим самым он бы способствовал возрождению и сохранению культуры,языка и народа.И если бы так поступал каждый.Тогда бы была и деятельность обществ организаций намного заметней и эффективней,и деятели этих организаций чувствовали бы что они занимаются этим не зря,что их созидательная работа нужна многим людям,и они могли бы тогда еще больше сделать для своего народа. А Мариец,это вовсе и не мариец,настоящий мариец такие комменты высмеивающие не писал бы,он на самом деле агент засланный,и угождает здесь своим господам,а не способствует возрождению мари.Ему бы больше подошел ник Маркел 2. А вам Лайд и вашим обществ организациям желаю успехов и процветания.

    • аяр умдо

      Удмуртский язык планируют сделать обязательным во всех школах республики.

      Как передает «Комсомольская правда», с предложением ввести обязательные уроки удмуртского языка выступила организация «Удмурт кенеш» на очередной сессии Госсовета, которая состоялась 10 декабря. http://uralistica.com/profiles/blogs/2161342:BlogPost:204498

    • Мариец

      Очередное мнение человека оторвавшегося от реальности. Давай по существу. Марийскому народу не нужен вождь, нужна группа по настоящему авторитетных людей, которые будут участвовать в политической жизни республики Марий Эл согласны. Назовите таковых, кто более чем известен в народе на данный момент, кого люди знают. Можно опрос на улице даже сделать. Я считаю в реале кто за остальных огребал при этом никуда не убежал это один человек, автор данной статьи. Теперь второй момент, почему марийские организации в особенности некоторые балаган, потому что это фарс создавать организации и соображать на несколько человек движение, которое подчеркиваю не способно следовать своим лозунгам но изображать из себя авторитетов коими они не являются, их абсолютно не знает народ. Марий Ушем вот это бренд, кто участвовал в этой деятельности помнят название и с чем оно ассоциируется с марийским народом. Важно отдавать себе отчет в каком положении сейчас данная организация. Я не разделяю позитивные прогнозы по этому поводу, потому что видно не вооруженным глазом как затухает это движение. Вам кажется наоборот что нет, выпускаете книги их покупают, марийские концерты проводятся. Да, но кто потом на них будет ходить через несколько лет. Самая активная часть этих людей, кто при другой системе ценностей и образовании воспитывался. Сказать что ничего не поменялось, не верное мышление, перемены произошли, серьезные, которые ставят под удар существование в проекции марийских организаций. Знаете почему или подсказать? Людей нет. Кто продолжит некоторые положительные начинания вот в чем вопрос. Как бы то не было, Марий Ушем и Центр Колумба должен дальше существовать автор статьи надеюсь готовит достойную смену. Абсолютно без критиканства говорю. Это одно из мнений человека из народа, не больше не меньше. Если говорить от тех кто набивает свои карманы на марийцах и русских в Марий Эл, это политики, те кто рвется в политику, представители политических партий, последователи Горбачева, Ельцина, Путина, Медведева не важно все они вышли из одного русла. Я незнаю в лицо политиков и управленцев Марий Эл кто был в 90х и 2000х у власти. Но судя из тока как это выглядело в реальности, ничего хорошего сделано так и не было. А то что набили карманы министры и чиновники, так кто с этим спорить то будет, конечно набили и скорее всего живут спокойной в Москве сейчас, дети за границей, стандартный расклад же. Кого вы пытаетесь защищать марийских активистов или людей из политики. Политики провалили свою миссию и вчера и сегодня. Кто решает задачи на перспективу сейчас никто абсолютно в республике. Кого вообще марийцы или русские волнуют никого они не волнуют. Можно закрыть школу где преподают марийский язык и можно больницу, разницы нет что больней ударит по населению будь то русский или мариец. Люди страдают одинаково когда в статьях Михаила Долгова говорят про одних, но забывая иногда других в республике это не правильно. Я мариец, мне глубоко плевать на тех кто так ничего и не понял из прошлых уроков, нельзя войти в одну и ту же реку дважды, подбирайте достойных людей а не по стандарту лживых мерзавцев
      вы заслужили лучшего. Марийскому народу не нужен вождь, нужна большая общность адекватных людей вот тогда возможно и будут какие то альтернативы. Я не собираюсь уважать или как то восхвалять людей на основании слухов и мимолетных публикаций, за кого в реале знаю чем они занимаются это другое дело. Старайтесь по этому принципу объединяться, а не по заученным штампам. Объединять не против кого то, а по интересам конкретным, так будет проще, если вы в чем то профессионально разбираетесь вам будет легче доказать оппоненту или обществу свой авторитет, каждый должен заниматься своим делом в идеале. Не вижу смысла что то еще говорить. Это было мнение человека из марийского народа, есть и другие. Но на этом я говорю вам всем удачи и с новым годом наступающим. Больше не напишу здесь правда.

      Использовать в качестве псевдонима названия народов: «мариец», «русский», «татарин» и т.д. запрещено. Это ваш последний комментарий под этим псевдоним, далее Ваши сообщения под данным псевдонимом будут блокироваться.
      MariUver

      • Ик марий

        >подбирайте достойных людей… вы заслужили лучшего… Больше не напишу здесь

        Странный Вы какой-то мариец, если о своем народе, о Марий ушем, нацдвижении пишете в третьем лице… Вообщем ребята делайте брахтайтесь = занимайтесь «балаганом», а я вот такой умный вас со стороны посмотрю и в Интернете анонимно покритикую… Вернее даже не странный, а обычный для Марий Эл «мариец». «Больш здесь не напишу» = больше ничего не скажу буду молча терпеть как над марийским народом в Марий Эл издеваются и как вас чморат как тряпок. Вы слабаки! Только и умеете грызться между собой и лаять на других кто что-то делает. Проблемы марийского народа не в Лайде и в активистах, а в таких как Вы!!! Не называй больше себя «марийцем», ты не достоин этого!!!

        • Татар-Булгар

          Ик Марий полностью с вами согласен в отношении Марийца.я выше уже писал о том,что на самом деле это не мариец,а подставной. И действительно пишет все от третьего лица.и прежде чем поливать грязью активистов,начал бы с себя,начал бы с малого,об этом я тоже писал выше.если он был бы настоящим марийцем и патриотом то он должен был начать с этого,а не унижать активистов.

  16. Аркадич

    Но во многом Мариец прав. А вожди всегда нужны.

  17. Гость

    Теперь о знании и незнании нашими детьми марийского языка. Я здесь выступаю от имени простых марийцеа, не активистов. Так вот, мы живем в деревнях, у нас нет работы, живем в нищете, пьем самогон, но наши дети разговаривают на марийском языке! И мы все знаем наш родной язык! А вы, активисты, вы все знаете марийский язык? Ваши дети говорят на марийском языке? Здесь на Мариувере многие комментаторы уже обвиняли марийских активистов в незнании родного языка и дети у многих из них не знают родного языка. Я читал на Мариувере, что на праздник «Ший Кандра» в Башкортостане приезжали марийские активисты из Москвы и они не знали марийского языка! Об этом писали простые комментаторы. Вот недавно в Сыктывкаре прошел финно-угорский форум «FUROR». Там выступавший активист от Марий Эл М. Чемышев всех привел в недоумении своим выступлением на русском языке. А это брат Андрея Чемышева, марийского активиста, которого мы иногда и на Мариувере видим. Вы, марийские активисты, позорите уже не только марийцев своим незнанием родного языка, вы позорите уже всех финно-угров! Позор таким активистам! На сайте «Финугор» тоже обсуждают подобные темы. Там привели данные научных исследовании. Оказывается, у вымирающих народов первыми переходят на чужой язык интеллигенция и именно национальные активисты перестают разговаривать на родных языках. Так давай, Ик марий, не сваливай свой стыд и свой позор на простых марийцев! Это ты первый забываешь свой родной язык и твои дети не знают родного языка! Давай, марийский активист, иди вперед! Работай и не ленись! Не создавай видимость, показуху и балаган.

  18. Гость

    Теперь о марийских книгах. Марийские активисты выпускают две книги в год. И удивляет, что эти мизерные 2 книги в год активисты нам преподносят как некое достижение. Кажется и ежу понятно, что выпуск двух книг для нашего народа очень мало, ничтожно мало: книг должно быть больше, в тысячу раз больше. Как в Эстонии. Скажете, что это другая страна, независимая? А независимость — заслуга эстонских активистов. Возьмем Татарстан. Ведь татары тоже выпускают достаточное количество книг и культура у них развивается и язык. Не совсем корректное сравнение, ведь татар в республике больше половины? Тогда возьмем Башкортостан. Уж башкир там всего 10 — 15 процентов. Почему в Башкортостане и книги выпускаются достаточно много и язык развивается и культура и нет угрозы исчезновения башкирского народа? А у башкир, татар и эстонцев активисты РА-БО-ТА-ЮТ АКТИВНО, а не балаганы устраивают. Вот и весь ответ! Две книги в год! Это ничтожное количество. Зачем марийским писателям писать книги на марийском языке, если их не печатают? Сколько сил, бессонных ночей, времени тратит писатель на книгу, а их не печатают, т.е.его книги никому не нужны? А на что жить, если его труд, очень тяжелый писательский труд не оплачивается? Зачем тогда писать? Вот марийская литература и не развивается. В таком же неразвитом состоянии вся марийская культура, которая не финансируется, благодаря балагану марийских активистов. А как марийские активисты работают?

  19. Ик марий

    Так Гость=Мариец и сколько вас там в вашей конторе? 🙂 Вернее сколько ников, писать могут 1-2 чел. Записывайтесь в активисты, научите нас слушать, делать, выпускать книги, воспитывать своих детей марийцами. Вообщем, ДЕЛАЙТЕ. Эстонских активистов было намного больше, также и татарских намного больше на 1000 людей. И они вот так друг друга не обвиняли и палки в колеса единичным делающим не ставили. Ежу понятно какова ваша цель здесь. СМЕШНО! 🙂 За что вам деньги платят господа? Грубова-то работаете.

  20. Аликсендер

    Гость, «от имени простых марийцев»,
    вы ТАК просты, что усматриваете отсутствие финансирования марийской культуры «БЛАГОДАРЯ балагану марийских активистов,,,» ?
    Вы думаете, что финансирование зависит от того, насколько активисты… НАКЛОНЯТСЯ перед властьпредержащими ?..
    Вы думаете, когда марийский народ, все как один, отринув активистов, падут на колени перед Властью, ТОГДА она проникнется, озаботится марийской культурой ?..
    «Простота — хуже воровства»… — гласит народная мудрость.
    Однако, не весь «простой народ» так прост, как вы, Гость…
    Вы действительно гость не только в МариУвер, но и на марийской земле — в сознании своем.

    • Гость

      Ты так всегда витиевато выражаешься, как будто без костей. И не только язык. «..наклоняться…на колени…»- закостенел что ли? Для таких особо одаренных объясняю.Есть статья у Фридома о миллиардных вливаниях РФ в РМЭ. Как в Чечню. Конечно, кто ползал и стоял на коленях не получил ничего. Балаганщики получили копейки на приобретение шарманки, вот они и крутят сейчас свою шарманку(у них больше ничего и нет). А ты дружок витиеватый, слушаешь эту шарманку, стоишь и притопываешь. А вот если бы марийцы били в боевые барабаны, то сейчас у Лайда был бы миллиард и выпускал бы он 1 тыс. книг, а не ходил с протянутой рукой. Умылет?

  21. Аликсендер

    Не думаю, что Гость — из «конторы»:
    Так косить под простоту в «конторе» вряд ли сумеют:
    они не настолько просты… И вряд ли самогон пьют. С сивушными маслами… если даже и по-марийски понимают, умеют говорить.

  22. Лайд

    Поро!
    Просто поражает не знание ситуации «Гостем».
    Вот такой-то «Гость», которого мы привыкли не так редко видеть и читать на другом финно-угорском сайте, допускает такие значительные тактические ошибки: то он прикидывается простым. т.е. «из народа», то начинает рьяно осуждать Михаила Чемышева. Одновременно допуская грубые фактические ошибки.
    Для справки — Михаил Чемышев, как показало время и его работа — один из хороших специалистов, владеющих марийским языком.
    А самое главное, он равноценно владеет венгерским. Почитайте на досуге его перевод н марийский язык с венгерского языка (непосредственно с оригинала венгерского нам марийский) роман Дежо Костоланьи «Турий» («Жаворонок»). Добротный марийский язык!
    Тогда в чем проблема? Откуда такая редкая ретивость обвинить человека, в данном случае, молодого марийского специалиста, прекрасно владеющего двумя финно-угорскими языками? Что это? Заданная цель? Ну. тогда извини, «Гость», тебе не в нашу эпоху жить… Ты пости на 80 лет опоздал.
    Или, как отреагировал Татар-Булгар, у этого комментатора «писать резко, но невпопад»? и еще лезть в ту область, где мало что понимает
    Пишите, но будьте немного просвещеннее, хотите дать оценку — не забывайте о фактах. А с Михаилом Чемышевым мы все должны гордиться. Даже за то, что он вернулся в родной Марийский край.
    Из вашего незнания и невежественных комментарий на этом сайте никто выводы делать не будет. Пишите на здоровье.
    Но на выставляйте себя на посмешище.
    Ну, Гость, извини, твои рассуждения о ситуации с марийской книгой — это фантазия сивой ковылы. Ни больше, ни меньше. Какие две книги в год? В этом 2013 году только мы издали 4 книги, возможно успеем еще 1. В прошлом году мы издали 8 книг! И т.д. Какими дынными вы апеллируете?
    В вашем письме не вижу никакой последовательности и логики. Может, попытаетесь объяснить яснее?

    • Татар-Булгар

      Здравствуйте Лайд.Об’ясните «писать резко,но не в попад»,про «область»,»факты»?

    • Гость

      Да гордитесь все вы своим М. Чемышевым! Можете носить на руках! Только он вызвал недоумение своим выступлением на русском языке, когда другие финно-угры выступали на своих родных языках. Об этом сообщили сайты «Арслан» и «Финугор»

      • Гость

        Он вызвал недоумение автора материала на сайте «Финугор», но в «Арслане» ничего негативного, читайте внимательнее. И, прежде чем верить всем журналистам подряд, включайте мозги (если они есть). Зачем судить человека по одному поступку, при этом закрывая глаза на все положительные?! Вы сам идеальный??!

  23. Накануне Нового года, во всех школах проводятся Новогодние балы. Не исключением стала и Верх-Ушнурская национальная школа. Публичное заявление Галкина Валерия Федоровича о том, что в школе будет марийская елка, пробудило в нас любопытство и мы с нетерпением дождались этого дня. Но, увы… Родителей ждало разочарование… Публичное заявление Галкина оказалось очередным хвастовством с его стороны… Видимо в общественном движении «Мер канаш» это обычное явление среди руководителей — ХВАСТОВСТВО. Среди многочисленных конкурсов, проводимых в школе, нам посчастливилось услышать марийскую речь пару раз… А может национальная школа снова решила провести марийскую дискотеку, как в тот раз?… Как хвастался Галкин, в прошлый раз, что на марийскую дискотеку приходили даже местная молодежь и что даже он лично танцевал под марийскую музыку… Мы решили проверить и это, дождавшись дискотеки… Ведь Галкин опять обещал марийскую дискотеку… И вновь нас ждало разочарование… Услышав слова первой песни, нашему возмущению не было предела. Похоже, что кроме марийского языка, руководство школы не знает и английского языка…Иначе как объяснить то, что из динамиков лилась песня с элементами нецензурной брани на английском языке… Песня со словами mother fucker (в переводе на русский язык — еб@л твою маму) включалась на марийской дискотеке не один раз. И что интересно, директор школы не замечал этого, а просто бегал вокруг елки и отлавливал учеников. Следующее, что бросилось в глаза, это курение и распитие спиртных напитков на крыльце школы. Видимо антитабачный и антиалкогольный законы для директора Верх-Ушнурской школы не писаны. Прямо перед крыльцом, в сугробе валялись пустые бутылки из под пива и шампанского. А чуть дальше, под березой, нетрезвый ученик школы справлял свою естественную нужду, окрасив снег желтым цветом. ОГРОМНОЕ СПАСИБО ГАЛКИНУ ВАЛЕРИЮ ФЕДОРОВИЧУ, ДОПУСТИВШЕМУ ТАКОЕ БЕЗОБРАЗИЕ НА «МАРИЙСКОЙ» ЕЛКЕ. ВОТ ТАКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОН ПРОВОДИТ С НАШИМИ ДЕТЬМИ!!! Можно ли заявить, деятельность руководства «Мер канаш» — БАЛАГАН, направленный на восхваление себя любимых, от имени народа? Делайте выводы…

  24. ученый-ветеран "Марий Ушем"

    Йолташ влак! Мне кажется, я вычислил, кто выступает под ником «Мариец»!
    Когда-то в МарНии был двухтомник, изданный в 1996 году Центром по изучению межнациональных отношений института этнологии и антропологии РАН под редакцией М.Н. Губогло и под названием «Пробуждение финно – угорского Севера. Опыт Марий Эл».
    Пользуясь возможностью (ксерокса тогда не было), я взял и многое переписал из него в свой личный архив. И сегодня обнаружил в своих записях ответ на вопрос, мучающий многих читателей mariuvera. В разделе 1. От автора – составителя (С.Н. Червонная –доктор искусствоведения). Слово о книге и комментарий к публикуемым материалам на страницах 18, 19, 23 черным по белому написано:

    Есть у марийского национального движения и другой, скажем условно, поистине правовой (хотя никак не в смысле правоты, если умозрительно раскрасить политическую карту республики, мы выбрали бы черный или коричневый цвет. С этой группировкой, объявившей себя московским марийским союзом «Онар», прикрывавший красивым именем былинного богатыря свои дела и цели, нам лично пришлось столкнуться раньше, чем выявилось иное лицо Марийского подлинно народного движения, даже задолго до формирования «Марий Ушем».

    Первое публичное выступление «Онара» осенью 1988 года в Москве, кощунственно прирученное к 100-летию со дня рождения марийского поэта и национального героя Сергея Чавайна, было крикливым сборищем маленькой группировки делегатов, попытавшихся (при молчаливом недоумении зала) разжечь какую – то извращенную национальную истерию на дикой и яростной татарофобии, антисемитизма и солидарности с «православной Русью» в конкретном обличье русской «Памяти».
    Это собрание могло бы остаться незначительным эпизодом трагикомического фарса, не имеющего никакого отношения к тому, что мы называем марийским национальным движением, если бы определенные весьма влиятельные политические силы в той же Москве (а именно руководство Союза писателей РСФСР уже выступавшее в непримиримую конфронтацию со своими идеологическими противниками из демократического лагеря) не взяли «Онар» под свое высокое покровительство, не отвели ему штаб – квартиру в писательском особняке на Комсомольском проспекте и не позволили ему и дальше от имени марийского народа и марийского национального движения выступать с проклятиями в адрес демократической прессы (на обсуждение марийского раздела экспозиции выставки российских автономий в Манеже 1989 года группа «Онар» пришла, чтобы скандировать «Московские новости – массовые новости»),в адрес татарского общественного центра и всего, чему они надеялись дать «последний решительный», «сталинградский» бой…
    Касаясь проблем марийско – татарских связей, мы должны ещё раз вернуться к той печальной практике политических провокаций, с какой мы впервые столкнулись на примере маленькой московской группки «Онар», используемой отдельными российскими шовинистическими кругами в целях противопоставления марийского национального движения татарскому «сепаратизму».

    Если открытое выступление «Онара» под лозунгами «чистки» Марийского края от татарского населения были всего лишь политическим фарсом, ибо «Онар», не сумевший сплотить вокруг себя даже небольшую марийскую диаспору, фактически никого не представлял, а бесноватые нечленораздельные речи его маленького фюрера не воспринимались всерьез, то к гораздо серьезным осложнениям могла бы привести умело подброшенная марийскому национальному движению идея государственного переустройства Волжско-Уральского региона во имя сплочения марийского этноса, объединения в одно целое всех территорий его исконного и компактного проживания, создания своего рода «Большой Марии».

    Интересно?! А вы знаете: кто руководил тогда «Онаром»? – Валерий Кугубаевич Шамиев – уроженец Башкирии. (продолжение следует).

  25. ученый-ветеран "Марий Ушем"

    Идем дальше! На «Яндексе», набрав Ф.И.О. Шамиева В.К., мы видим его в белом кителе почти фюрер, а лучше Бонапарт с медалями – заслугами перед хозяевами.

    Родом я из Башкирии, но живу в Йошкар – Оле. Хорошо помню, как в 1999г. накануне выборов в Госдуму третьего созыва решил изучить список кандидатов в депутаты от родной Республики. И вдруг среди соискателей «счастья» от общественно –политического движения «В поддержку армии» вижу знакомый образ Шамиева В.К., баллотировавшегося по Бирскому одномандатному округу, где указано, что он — председатель Московского городского общества марийской культуры «Онар», член межрегиональной организации работников правоохранительных органов «Закон и порядок» (говорят он был когда-то милиционером – лимитчиком в Москве). Указан год рождения – 21 августа 1950г., образование высшее (???).

    Кстати, спустя четыре года мой земляк снова участвует в борьбе за депутатское кресло в Госдуме, но уже в рядах партии «Национально – патриотических сил России». Правда, в графе «образование» — более скромная запись «среднее профессиональное» (видимо, школа милиции). В марте 2013г. Шамиев вошёл в состав постоянно действующего Совещания национально – патриотических сил России (ПДС НПСР), которое, как свидетельствует интернет, занят в настоящее время подготовкой Русского народного собрания, призванного стать площадкой сопротивления русского народа внешним и внутренним угрозам.

    В изданных ПДС рекомендациях особый упор делается на создание национальных групп в количестве 10 человек, чтобы затем с их помощью и на базе сформировать русский парламент из депутатов, избранных от 100 тысяч человек. Вполне возможно, что группа Шалангина как раз для этого и предназначена. Поэтому он так отчаянно борется за её имидж.

    Не случайно «Мариец» совсем недавно изрёк: «А разве протесты на Украине и России» только из за денег Запада происходили? Сегодняшний порядок вещей через десять лет пойдет ко всем чертям без теорий всемирного заговора.

    Оказывается у Шамиева имеются и другие заслуги. В марте 2013г. он принял участие в создании новой политической партии «сухого закона». Кроме того, он одновременно состоит и в партии «Свобода и справедливость» и в общественно – политическом движении (член координационного совета) «Союз борьбы за народную трезвость». 31 мая 2013г. он организовал пикет за вывод за пределы Москвы британо – американской табачной фабрики «Ява». И наконец, 4 ноября 2011г. он в качестве члена координационного Совета СБНТ участвовал в проведении в Москве «Русского марша»

    Так что не случайно он на марийское национальное движение смотрит свысока, называя «Марий Ушем» и другие структуры карликовыми организациями, на дела которых ни один буржуй не даст денег. Следуя по нему, Козлову вечно придется ходить с протянутой рукой.

    Всё это — не происки чекистов. Эти материалы я свободно взял из интернета. Стоит только по – хорошему порыться. (продолжение следует. Речь пойдет о связях Шамиева с Шалангиным)

    • Георгий победов

      Комментарий удален.
      Г-н Победов, свои отношения с Лайдом Вы можете выяснять напрямую тет на тет или же где-то в др. ресурсе, но не здесь.
      Пишите без переходов на личности и оскорблений других (авторов, комментаторов).
      MariUver

    • Георгий победов

      Комментарий удален.
      Вы обсуждаете действие/бездействие Лайда. А в предыдущем своем обращении я Вам написал, что ваше выяснение отношений с Лайдом здесь запрещено. Лайд Вам предлагал встретиться. Вот и разговаривайте с Лайдом с глазу на глаз или же критикуйте его в своих Интернет-ресурсах.
      MariUver

    • Аноним

      Шамиев не только провокатор, но и плагиатор. Вы посмотрите на материалы информационного центра «Финугория» за 13.06.2013г., где он опубликовал заметку «В Москве впервые проведут «Пеледыш пайрем», фактически переписанную с текста Московского землячества. Обратите внимание и на должность автора – Валерия Кугубаевича Шамиева – члена правления финноугорских народов. Какого правления? Наверно, он постеснялся написать «Объединение финно – угорских народов г. Москвы» Того, который приватизировал В. Бабинцев – помощник А.П. Торшина, и где Шамиев от имени марийского народа г. Москвы ошивается. Приписать себе дела других объединений в их стиле.
      Хотя мог бы помочь «сброситься» на проведение праздника, так как всем известно, что он «шарлатанит» на народной медицине» и, как гласит интернет, приторговывает иными товарами.

      • Вита

        Неужели Валера такой? А почему – то я ему верила. Тем более, что он всегда говорил, что собриолог, биоэнергетик, психолог. Правда, мне не понравилось как он ведет себя на земляческих мероприятиях. Приходит с надменной улыбкой и с опозданием. Причём без всякого «здрасте», так же и уходит «без досвиданья». С кем – то шепчется, отводит в сторону. Как говорится, пришел «на халяву». Подавляющее большинство членов землячества его воспринимает негативно. То, что я прочитала о нем, совпадает по сути с моими ощущениями его двойственной личности.

  26. Георгий

    /Вполне возможно, что группа Шалангина как раз для этого и предназначена./
    Группа Шалангина реально создана на митинге для досрочной отставки маркела. Смотри старый ветеран статью «Инициативная Группа обвинила М. Долгова в критиканстве»

  27. Гость

    Я в своем первом посте написал:»… Так давайте слушать друг друга, обсуждать вопрос, а не утверждать свое представление…» Да, обсуждаем, но все стараются меня оскорбить. Почему? Я высказываю свое мнение, а меня кем только не называете. Я отвечаю без мата ***
    Уважаемый Владимир Никифорович! Вы издали в этом году 4 или 5 книг. Согласитесь, что для нашего народа пять книг — это очень мало. Есть народ, который добился всего того, чего бы и наш народ хочет иметь. Я говорю об эстонцах. А они выпускают 2 тыс. книг в год. Вот к чему надо стремиться! По сравнению с 2-мя тыс. 4 или 5, или даже 8 книг — все равно ничего. А любая работа активистов оценивается, в том числе и книгоиздателей, по конечному результату. А конечный результат — это статданные всенародных переписей, которые говорят, что наши активисты, в том числе и книгоиздатели, плохо работают. Плохую работу наших активистов»Мариец» назвал балаганом. Плохо работают, т.к. численность марийцев за 8 лет с 2002 года по 2010 год уменьшилась нв 10%. Эти 10% назвались русскими. Еще 30% марийцев не знает своего родного языка(Недостаточно мрийских книг, не издают?). Еще через 8 лет и эти 30% назовутся русскими, если «балаган» будет продолжаться. Вы этого хотите? Вы, Владимир Никифорович, меня опять можете обругать. Я обижусь и не буду посещать этот сайт, но пройдут 8 лет, и эти тридцать процентов марийцев, которые не знают сейчас родного языка, назовутся русскими во время переписи. Вот тогда всех нынешних марийских активистов, в том числе и книгоиздателей и литераторов, уже назовут предателями. Так будет, если будем выпускать мизерное количество книг. Что делать? Сейчас очень явно уж видна активность промаркеловских марийских активистов. Всегда сидели тихо, не высовывались. А сейчас маркеловские активисты активизировались. » Арслан» очень активно со своими проектамы уже выходит. Какие-то встречи по поводу марийского языка проводятся. Лариса Яковлева опять стала депутатом Госдумы. Даже Эрик Юзыкайн напечатал свою статью на Мариувере! Никогда не видел ни одной его статьи на Мариувере до сих пор! А, ведь, эта статья у него появилась три года назад в соцсетях. Почему он сейчас(?) поместил на Мариувере? Юзыкайн напечатал еще одну статью! Не догадываетесь? 2014 год — последний год правления Маркелова. И уже надо начинать предвыборную кампанию. Я думаю, что Маркелов хочет о себе составить положительный имидж. Тут еще указ Путина о праздновании 100-летия образования республики. Я думаю, что Маркелов повернулся «лицом» к марийцам. И первыми почуяли о таком потеплении, о внимании к марийским проблемам, приближенные Маркелова. Вот отсюда активность промаркеловских марийских активистов. Надо и оппозиционным марийским активистам воспользоваться моментом. Маркелов сейчас не будет конфликтовать ни с кем. Ему не выгодна конфронтация. И марийские книгоиздатели могут выпустить в 2014 году уже не две книги, а все двадцать! Не 4 или 5, а все 50! Или даже болше в зависимости от активности марийцев. И даже еще в этом 2013 году Маркелов может сделать новогодний подарок марийцам — профинансировать издание книг, если его попросить. Уважаемый Лайд! Вы где-то писали, что Маркелов — не жадный человек. Может он профинансировать выпуск книги уже в этом году, если обратится к нему какой-нибудь веломудрый авторитетный человек? Я знаю, что М. Долгов обращался от имени новой марийской организации к Васютину с предложением о сотрудничестве. Думаю, что Васютин ни один вопрос не решит без Маркелова. Самое время М.Долгову обращаться к Маркелову с Новогодним поздравлением и с предложением о сотрудничестве. Думаю, что согласится. Да и федерация может помочь финансами.

  28. Лайд

    Поро!
    Гость, извини, но пургу метёшь!
    Сам-то разобрался, что написал?
    Не надо приписывать то, что я не говорил. Я к Маркелову никогда не обращался. А приводил пример, как он объегорил марийских «активистов» с фильмом «Ошкеча». Это было тогда, когда нужно было усмирить разбушевавшихся марийцев.
    Откуда вы взяли, что эстонцы издают 2 тыс. названий книг. Да они издают 3-4 тыс. в год. И это не устаете повторять.
    Эрика маркеловская команда давно «опустила», несмотря а его супер-старания. Другого нечего и было ждать. Жалко пацана. Его никуда не поднимут, если до сих пор не поднимали. Могут лишь очередной раз использовать против марийцев же. И всего лишь.
    Активизации пока не видно. Если Яковлева красуется на страницах и экранах СМИ, это не активизация…
    Рассмешили вы своими соображениями (извините уж): мол, поздравьте мол, Маркелова, а дальше и федерация поможет.

  29. ученый-ветеран "Марий Ушем"

    Продолжая изучать архивы начала 90-х годов, я обнаружил, что Шамиев был делегатом III съезда марийского народа (октябрь 1992г.). Всем нам тогда запомнилось его заявление (опубликовано в газете «Молодёжный курьер», г. Йошкар – Ола, № от 11 ноября 1992г.), где было сказано: «каждый народ думает как бы самим спастись, но у нас ближайшие союзники в лице венгерских, эстонских, финских националистов»…

    Далее подчеркивает: «нет сегодня и настоящего лидера. Но всегда есть те, кто на виду. При коммунистах они возглавляли писательские организации, занимались культурой, были секретарями райкомов и обкомов комсомола и КПСС (видимо имеет в виду Н.Ф. Рыбакова, В.М. Зотина, А.А. Зенкина). И пока они у власти, марийскому народу не подняться с колен. Эти люди довели нацию до вырождения под флагом коммунизма, а теперь под флагом демократии».

    А теперь посмотрите, что пишет Шамиев («Мариец») сейчас: «Надоело читать бесконечные статьи ни о чем абсолютно. Если хотите что – то доказать, создайте боеспособную организацию, нет таких возможностей уходите на заслуженную пенсию. 20 лет одни и те же лица куда – то лезут, что до Маркелова, что после, ни черта не сделали для людей. Смешно смотреть этот балаган».

    Мы тогда все называли Шамиева провокатором. И пока я знаю, больше на съездах мари он не появлялся. Сегодня 63 – летнему (!) Шамиеву снова неймется. Сегодня он призывает в несколько завуалированной форме к созданию боеспособной организации.

    Спрашивается какой — той, что через 10 лет всех разгонит к чертовой матери? Той, которая окрашивается в коричневый цвет с фюрерами?

    Неужели эта чума внедрилась в сознание моих соплеменников? Опомнитесь, граждане! Не верьте словам подобных провокаторов! А, может, Шамиев уже не один, кто пристроился под разными кличками на МариУвере? По крайней мере, читая постоянно публикации, нетрудно заметить, что некоторые из них прикрываются эдаками простачками – придурками из народа.

  30. Батырхан

    Чувствуется, что Шамиев знаком с «Вачисом», а тот вместе на «одной дочке» работал в ОАО «Газпром» в Ямало – Ненецком округе с Шалангиным. Да, не простые ребята получается. Порой нечего им сказать, но лезут в «Марий увер». С какой целью? «Вачис» иногда «лясы» поточить, а Шалангин с Шамиевым чисто политические идеи навязывают.

Добавить комментарий