В Марий Эл проходит финно-угорский фестиваль песни

Фестиваль "Ший памаш"С 21 по 23 ноября в г. Йошкар-Оле в рамках Межрегионального финно-угорского молодежного музыкального форума пройдет III открытый межрегиональный фестиваль-конкурс исполнителей национальной эстрадной песни финно-угорских народов «Ший памаш».

Организаторы мероприятия – Министерство культуры Российской Федерации, Государственный Российский Дом народного творчества, Финно-угорский культурный центр Российской Федерации, Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл, Республиканский научно-методический центр народного творчества и культурно-досуговой деятельности, Союз композиторов Республики Марий Эл.

Конкурс–фестиваль организуется в целях выявления и поддержки талантливых дарований среди исполнителей, повышения исполнительского уровня участников, пропаганды и популяризации финно-угорского эстрадного песенного творчества среди молодежи, а также укрепления творческих связей с финно-угорскими регионами.

В конкурсе примут участие исполнители национальной эстрадной песни в возрасте от 16 до 35 лет, вокальные ансамбли в возрасте от 16 лет и старше из Марий Эл, Коми, Удмуртии, Башкортостана, Ханты-Мансийского АО.

Жюри конкурса будет оценивать:

  • степень профессионализма (вокальные данные, артикуляция, умение пользоваться микрофоном, строй ансамбля);
  • сценическую индивидуальность исполнителя (артистизм, оригинальность исполнения, уровень художественного вкуса в подборе костюма и реквизита);
  • драматургию произведения;
  • степень художественности репертуара и исполнения, качество сопровождения.

По итогам выступлений победителям фестиваля-конкурса будут присуждены Гран-при, звания лауреатов и дипломантов конкурса.

Церемония открытия фестиваля пройдет 21 ноября в 18.00 часов в центре культуры и досуга «Звездный» г. Волжска. 22 ноября в 18.00 часов во Дворце культуры им. В.И. Ленина состоится концерт, а также этнодискотека с участием конкурсантов.

Гала-концерт фестиваля состоится 23 ноября в 15.00 часов во Дворце культуры им. В.И. Ленина.

Видеосюжет РЕГИОН 12:

Источник: Министерство культуры Марий Эл

14 комментариев

Filed under Новости, видео

14 responses to “В Марий Эл проходит финно-угорский фестиваль песни

  1. Эльвира К

    Интересно, а конкурсы исполнителей народной песни бывают?
    Я что-то даже ни одного исполнителя марийской НАРОДНОЙ песни не припомню на нашей современной сцене. Может, кто назовет?

  2. Аноним

    В рамках данного фестиваля проводят конкурс народной песни, при чем аккапельно поют. А идея’ Эльвира Мазитовна, хорошая.

  3. Эльвира К

    Замечательно, что вспомнили народную песню! А почему а’капелла?

  4. Аноним

    где можно посмотреть все выступления?

  5. Эльвира К

    http://www.youtube.com/watch?v=5l5Q27LuADE
    Там Гинзбург много роликов с фестиваля выложил.

  6. Эльвира К

    Просмотрела ролики Гинбурга с фестиваля.
    1. Аутентикой, конечно, и не пахнет. )) Понравились, ближе всех подошли к народному, по-моему, Аделина Батаева, Алена Яковлева, Надежда Петухова (из тех, кого там прослушала, наверное, не все ролики). Победительница, насколько знаю, Ирина Юшкина, хотелось бы и ее послушать.
    2. Материал народной песни четко выявляет скудость выразительных средств эстрадного вокала, по крайней мере, по отношению к ней.
    3. Требование исполнения народной песни a’capella неправомерно, потому что далеко не всегда отвечает ее сущности. Хантыйская песня явно требовала бубна.
    4. Прикольно выглядела попытка джазовой обработки. ))
    5. Неприятно смотреть на жестикуляцию солисток, противоречит традиционной моторике, потому не смотрится (напоминает то, как противоестественно вальяжно демонстрируют народные наряды на фестивале костюма).
    6. Налет академически-анахроническо-популярного, видимо, пока неизбежен. ))

    Но… Очень хорошо, что такая номинация появилась!
    Будем ждать конкурсов исполнителей народной песни в традиционной манере в сопровождении аутентичных инструментов.

  7. Айвика

    Ответ Эльвире К.
    номинация «народная песня» рассматривалась в разные годы по-разному: и под фонограмму, как народная песня в эстрадной обработке; и под сопровождение национальных инструментов … Однако, профессиональные композиторы, поэты и исполнители, входящие в состав жюри, определили, что исполнение народной песни
    a’capella позволяет исполнителю (в данном случае конкурсантам) понять глубину народной мудрости и драматургию, заложенные в песню, правильно попытаться «прочитать» текст и донести его до слушателя, понять манеру и характер песни, принадлежность к той или иной этнической группе народа мари, и при этом — показать диапазон вокальных данных. Думаю, это правильно, через это мы пытаемся сохранить чистоту и красоту марийского вокального исполнительства. К сожалению, «три» ноты самодеятельных композиторов (согласна, что есть исключения) не несут никакой ценности для национального вокального искусства, наоборот, активно стирают его национальную окраску. А использование в номере национальных инструментов (свирели, гуслей и т.д.) в живом исполнении — не запрещено конкурсом.

    «Неприятно смотреть на жестикуляцию солисток, противоречит традиционной моторике, потому не смотрится (напоминает то, как противоестественно вальяжно демонстрируют народные наряды на фестивале костюма).»
    К сожалению, современная молодежь активно впитывает попсовую культуру и пытается применить его по отношению к себе, считая, что это «классно». Согласна, что сценическое движение должно быть в гармонии с той культурой, которую представляем, в том числе и жестикуляция, позировки и т.д. На конкурсе в этом отношении каждый раз идет учеба для вокалистов, как проводим обучение по сценическому гриму, режиссуре песни, культуре костюма и т.д. Но не всегда получается увидеть результат, ибо большинство молодых исполнителей «уже считают себя звездами», что мешает их профессиональному росту.

    • Эльвира К

      Спасибо, Айвика! ))
      Видимо, вы представляете организаторов этого конкурса. Конечно, это очень даже правильно — сохранить чистоту и красоту марийского вокального исполнительства. Пишу потому, что тоже очень хочется аутентичного вокала, уж, эстрадного-то и так навалом, а вот бы исконного!
      Никогда не забуду, как на юбилее Ямбердова пела его землячка, такое было потрясающе глубокое, истинно марийское! Это было так органично и так выигрышно на фоне прочих профессиональных исполнителей в других музыкальных жанрах.
      Насчет, a’capella. Видимо, да, когда на профессиональной сцене не используются свои национальные инструменты, то исполнение без всякого сопровождения позволяет хоть как-то приблизиться к аутентике. Но, может, марийская песня исполнялась без аккомпанемента? И, может, стоит вводить в практику использование народных инструментов? Как думаете?
      Понимаю, как трудно в эстрадниц заложить аутентичную пластику, хорошо, что вы им объясняете, но исполнитель складывается в рамках определенного жанра и мыслит, и чувствует он себя в этом жанре, соответственно себя ведет. Тут, наверное, не надо ждать невозможного. Все-таки надо растить, согласитесь, исполнителей собственно в народном стиле, тогда и будет таких проблем.
      Почему-то хорошие исполнительницы в русском стиле есть: и постарше, и молодые, такие, например, как Оля Соловей, Ирина Ольнева, сейчас вот у нас на факультете девочка чудесная появилась — Оксана Николаева, все думаю, ну, где ж марийские-то такие певуньи, нету-ти… Может, я неправа?
      Желаю, чтобы такие исполнители у нас в республике появились.
      Всего вам хорошего и успехов! Еще раз спасибо!

  8. Айвика

    Безусловно, марийские народные песни исполнялись и без сопровождения на инструментах. Но, чтобы сохранить аутентичное исполнение народных песен, нужны хорошие специалисты, особенно на селе, ибо именно село является хранителем народных традиций. А у нас в сельских учреждениях культуры, образования специалистов очень мало, а хороших — того меньше. Конечно, нужно растить народные таланты, а они у нас есть. Вот, например, Марина Садова — она же начинала как исполнительница народных песен в ансамбле «Шонанпыл», или Ирина Юшкина. И конкурсы исполнителей народной песни есть. В прошлом году на фестивалей народного творчества сколько прекрасных «народниц» мы услышали, но они не совсем на большой сцене востребованы, как говорят — «не формат».

  9. Эльвира К

    Странно, у фолка и этники свой формат, как это они не востребованы? А исполнители русской народной песни востребованы что ли? ПУблику надо тоже воспитывать, ведь приучили же ее к поголовной попсе, надо теперь расширять ее кругозор, возвращать к истокам.
    Не припомню, чтобы Ирина пела в народной манере, она изначально эстрадница.
    Сельские клубы не имеют своей задачей подготовку народных вокалистов, их функции все же в другом, а это задача специальных учебных заведений.
    А какие конкурсы проводятся для исполнителей народной песни?

  10. Эльвира К

    Послушала Садову, интересно, а как с эстрадным вокалом она была солисткой ансамбля народной песни? Можно где-то послушать этот симбиоз? Народницу в рок-группе представляю, «Дом кукол», к примеру, оперную солистку — «Night wish» все тот же, не говоря уж о всяких Бабкиных-Кадышевых на поп-сцене, а вот такой вариант не доводилось…

  11. Айвика

    Как они не востребованы? Может во ТВ есть хоть одна программа, посвященная народной культуре? А в СМИ — много публикаций о коллективах и исполнителях народной культуры? «Публику надо воспитывать» — ее можно повернуть к народной культуре только тогда, когда на основе народной культуры научимся «производить качественную продукцию»: хорошие клипы, высокохудожественный репертуар коллективов и исполнителей, прекрасные костюмы и т.д. А где все это взять, когда нет специалистов, нет финансов… А Марина и Ирина эстрадную песню начали петь в 14-15 лет, Марина стала заниматься эстрадным вокалом совсем недавно.
    Сельские клубы занимаются выявлением народных талантливых исполнителей и при наличии специалиста — готовят прекрасных исполнителей. А задача учебных заведений — в подготовке специалистов.
    Конкурсы народной песни — в Мари-Туреке проводится республиканский открытый фестиваль-конкурс им.А.Крыловой, в г.Волжске — межрегиональных конкурс исполнителей народной песни Повольжья, Центр марийской культуры проводит республиканский конкурс частушечниц, обрядовых песен, в Горномарийском районе — фестиваль-конкурс народной песни, Новом Торъяле — «Торъял шушпык» и т.д. Конечно, надо думать о каком-то «знаковом» для мари республиканском или межрегиональном фестивале-конкурсе, но «не хочется отнимать хлеб у Центра марийской культуры»

  12. Эльвира К

    Спасибо большущее за информацию о фестивалях!
    Неужели мы в республике настолько замкнуты на себе, что не представляем, как богата современная жизнь фольклора?! Неужели для вас она сводится только к пиару в официальных СМИ? ))
    Может, вы не там ищете? 😉

    Встряхнитесь, съездите на «КАМВу» в Пермь (http://www.kamwa.ru/project/), на «Крутушку» в Казань (http://fest.krutushka.ru/viewers.htm), на «Дикую мяту» в Калугу (http://allfest.ru/openair/dikaya-myata-2014)
    А, может, рванете и на «Живую воду» (http://etnofest.info/) в Сибирь? ))

    Занимаясь творчеством или организацией творчества, никто ни у кого ничего не отнимает, а только прибавляет добра и красоты в этом несовершенном мире! А узкий местечково-чиновничий подход кроме вреда народному искусству ничего принести не может. ))

    А пока для фольклорно-новогоднего настроения вот вам музыкальный подарочек! Успехов!
    http://www.experty.by/node/1169

Добавить комментарий для Эльвира КОтменить ответ