Марийский форум – осенняя сессия или летаргическя спячка?

Во время осенней сесси Марийского форума,  ноябрз 2013 г.Прошедший на днях в Морках осенний марийский форум лишний раз свидетельствует о том, что руководство «Мер каҥаш» вкупе с чиновниками Минкультуры утрачивает чувство соразмерности в своих деяниях в сравнении со сложившимися представлениями. Они продолжают измерять их сессиями, пленумами, съездами, форумами и т.д. Для чего всё это делается? То ли «набить» себе цену, значимость, славу, то ли громкими названиями затуманить мозги простых граждан? А может, тем самым соответствовать архитектурной моде под Европу?

А, по-моему, это обычное расширенное заседание исполкома (Совета) МОД «Мер каҥаш», состоящего из нескольких десятков представителей региональных объединений (но не отделений), проводимое под чутким и мудрым руководством чиновников государственного учреждения в лице Минкультуры с участием исполнительной и законодательной власти Моркинского района, где члены общественного исполкома выглядели не более чем в роли пассивных статистов.

Такие заседания (без претензий на сессии и пленумы) должны проводиться по Уставу не менее двух раз в течение года. Вот и получаются в итоге две сессии (осенняя и весенняя) у Марийского форума «мерканашского» разлива. Прямо как в Госсобрании, ни чуть не хуже.

Мне могут возразить, что под форум выделялся только первый день, а второй полностью был отдан в распоряжение «Всемарийского совета». Однако, в моём представлении форум – это несколько более крупное, солидное представительное собрание, как правило, посвященное актуальным, судьбоносным темам, проходящее в форме хотя бы определенной дискуссии по представленным докладам. На нём желательно было бы также заслушать и содоклады, имеющие противоположную точку зрения. Я бы лично сам с удовольствием приехал и выступил.

Здесь же случилось так: сам форум объявлен и посвящен Дню Республики, а вот в качестве темы основного доклада вдруг оказались «Итоги V съезда финно-угорских народов РФ и о роли народа мари в финно-угорском мире (?)» Я бы всё это, во-первых, назвал форменным хулиганством, ибо в Саранске имел место быть только V съезд общероссийского общественного движения «Ассоциация финно-угорских народов РФ». Ещё раз повторяю: только съезд общественного движения, не больше и не меньше. Никакого съезда финно-угорских народов Российской Федерации там не было и не могло быть по Уставу и по закону! И пора горе-функционерам раз и навсегда умерить свой пыл, апломб и заставить себя жить и работать строго по ФЗ «Об общественных объединениях». Иного не дано!

Я получил возможность ознакомиться с докладом П. Тултаева на саранском форуме, и был сильно разочарован им. И мне подумалось: ни предшественник профессор-лингвист Н.В. Мосин, ни сам Петр Николаевич – в прошлом министр культуры Мордовии, а ныне мэр Саранска так и не понимали не понимают до конца, чем же они на самом деле руководят. Им всё казалось и кажется, что они «поставлены» руководить миллионными массами финно-угорских народов России. Поэтому в своих докладах как первый, так и второй отчитывались (?) за всех: за госучреждения, работающие в сфере культуры, образования, науки; за коммерческие и некоммерческие организации, занятые производством, экономикой; за все общественные объединения, как входящие в состав ООД «АФУН РФ», так и не входящие. То есть говорили обо всех, но только не о себе, о своих недоработках, о своих промахах.

Всем хорошо известно, что по Уставу ООД «АФУН РФ» структурно состоит из региональных отделений, а само общественное движение по закону объединяет вокруг себя участников – физических лиц, разделяющих социальные, политические и иные общественно полезные цели движения. Тогда зачем Тултаеву нужно было в докладе говорить о том, что за истекшие четыре года Советом в ряды движения приняты РОО «Ассамблея финно-угорских народов республики Башкортостан» (замечу – это организация); далее, саратовская областная общественная организация «Саратовское объединение финно–угорского населения» (?); Тюменская областная общественная организация «Центр культуры и творчества финно–угорских народов г. Тюмени»

Всего, как мне кажется, приняты 4 организации. По Уставу, они обязаны вливаться не скопом, а персонально в лице физических лиц и, более того, ещё на уровне низовых региональных отделений. А поэтому они как общественные объединения никак не могут быть принятыми в движение. Глагол «принять» здесь абсолютно не приемлем. Таким образом, ООД «АФУН РФ» с приходом Мосина и Тултаева по факту стало работать как ассоциация, хуже того, маскируясь под народы (?), что выглядит гораздо «круче», но с минусом.

То, что говорил шумбрат Тултаев впору бы было бы говорить, скажем, Президенту или Премьер-министру России. На худой случай Министру регионального развития, ибо он «представил» собравшимся глобальное видение финно–угорского мира. Но ни слова не сказал, а как работают первичные (региональные) структуры движения на местах, хотя и утверждал, что регулярными стали рабочие встречи членов исполкома с представителями национальной общественности.

Чего не скажешь про Москву, где никогда этого не было и нет, хотя я лично убедительно просил Петра Николаевича год назад встретиться с руководителями финн-угорских организаций столицы и освободить нас от монополии т.н. «Объединения финно–угорских народов г. Москвы» во главе с Бабинцевым В.А. и Новицкой А.Н., которые помимо нас регулярно ездят на Всемирные и Всероссийские финно-угорские конгрессы и съезды, включая в составе делегации людей, никакого отношения не имеющих к финно-уграм.

В числе «ярких» просьб к федеральной власти заслуживает тултаевский опус, заключающийся в том, чтобы в Литературный институт, как в советские годы, набиралась группа молодых талантливых писателей. Так, неужели это за четыре года невозможно было решить совместно с Министерствами культуры Республик, чтобы не обозначать сегодня как проблему? К стати, недавно прошла информация о том, что в Литинституте, больше чем в ином ВУЗе Москвы «дерут» за проживание в общежитии в размере 1000 рублей в месяц.

Так что мордовские «шумбрачи» далеко не демонстрируют достойные примеры подлинного лидерства. Получив в своё распоряжение Приволжский Центр культур финно-угорских народов и возможность издавать «Финно-угорскую газету», а заодно и власть в руководстве ООД «АФУН РФ», они загордились и игнорируют, оставляя без внимания острые проблемы, в каких оказались коллеги-общественники в других регионах.

Любопытно то, что включение П.Н. Тултаева в члены Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ (на что клюнул В.А. Мочаев – основной докладчик на только что состоявшемся форуме в Морках) в Мордовии рассматривают как личные особые его заслуги.

Спешу успокоить, что в состав вышеназванного органа включены руководители всех 16 федеральных национально-культурных автономий, а также первые лица общественных объединений – «Союз армян России», «Всероссийский азербайджанский конгресс», «Ассамблея народов России», «Украинцы России», «Радина – конгресс Русских общин», «Союз грузин в России», «Общероссийское объединение корейцев», «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока».

Скажу также, что исходя из того, что данный Совет первоначально создавался согласно ФЗ «О национално-культурных автономиях», я неоднократно, в том числе в своей книге «Национально-культурные автономии: статистика и комментарии», вышедшей в издательстве Академии наук РФ в 2010 году, предлагал расширить состав Консультативного Совета: «Наступило время отказаться от «клубного» (элитарного) принципа формирования КС при Минрегионразвития РФ и органах исполнительной власти в субъектах Федерации. Возможность участия в деятельности консультативно-совещательных структур по делам национально-культурных автономий необходимо предоставить каждой из 51 этнической общности, имеющей НКА, независимо от их статусного положения. Это демократизирует и оживит работу непосредственно КС и в целом этнокультурных автономий».

В результате рассмотрения данной идеи в рамках рабочей группы при Президенте РФ, возглавляемой В.А. Михайловым (в прошлом заведующий отделом ЦК КПСС, министр по делам национальностей РФ, автор предисловия к моей книге «Возвращение долга»), было решено уровень региональных и местных НКА предусмотреть в составе консультативно-совещательных органов субъектов РФ, а в Совет по межнациональным отношениям при Минрегионразвития, а затем при Президенте РФ, включить только федеральные НКА. Позднее (05.06.2012г.) в их состав были также введены все вышеперечисленные общероссийские общественные объединения.

Завершая сюжет про Мордовию, отмечу и то, что, чтобы заполучить финансирование V съезда ООД «АФУН РФ», была придумана тема Саранского форума «Финно-угорские народы России и сохранение стабильности многонационального Российского государства». А так под съезд общественного движения денег никто бы не дал.

Примерно то же, как мне кажется, было и с Марийским форумом, посвященным Дню Республики, ставшим всего лишь ширмой для фактического проведения пленума МОД «Марий Мер каҥаш», на что собственных денег как не было раньше, так и нет сейчас. Тем более, нет и банковского счета. Поэтому исходя из анекдотного правила «Кто платит, тот её и танцует», и форум, и пленум проходили под чутким и мудрым руководством людей М.З. Васютина. Как говорится, «Мер каҥаш» и Минкультуры – близнецы-братья. Насколько, казалось бы, лояльна журналистика Э. Куклина, тем не менее, и она вынуждена была изречь в заголовке заметки слова с горьким прифкусом «Осенняя сессия Марийского форума: новые-старые предложения».

Действительно, абсурднее темы, предложенной для рассмотрения на форуме, посвященном 93-летию образования Республики Марий Эл, не придумать: «Итоги V съезда финно-угорских народов и о роли народа мари в финно-угорском мире». Этот вопрос по логике естественен больше для рассмотрения на пленуме МОД «Мер каҥаш».

Но и здесь формулировка требует предельной точности, ибо правильнее «Итоги V съезда общероссийского общественного движения «Ассоциация финно-угорских народов Российской Федерации» и т.д.».

Что касается темы самого форума, предусмотренного программой первого дня, то она могла касаться и конституционных основ марийской государственности и исторического процесса трансформации Марийской автономной области в МАССР – МССР и Республику Марий Эл и много другого. Читатели интернета, возможно, помнят мою статью, где была высказана серьезная озабоченность по поводу изъятия из Конституции РМЭ узловых положений, определяющих сущность марийской государственности.

Скоро исполнится год со дня подписания В.В. Путиным Указа «О праздновании 100-летия образования Республики Марий Эл». А что сделано на сей счет органами государственной (исполнительной и законодательной) власти за истекший период? Какие были приняты во исполнение данного Указа решения и как они претворяются в жизнь? И как определяются в этом общественные объединения, прежде всего, национально-культурного предназначения?

Лично мне кажется, что при таком легковесном понимании предстоящих задач ничего путного не стоит ожидать. Кроме как наведения марафета накануне юбилея, организации заключительных культурно-массовых мероприятий и т.д.

А ведь при всей нашей бедности в ресурсном обеспечении при умелой организации масс в рамках юбилея можно за 7 предстоящих лет немалого добиться. Нужны воля и энтузиазм людей и мудрое руководство Республикой. А пока мы в данном вопросе пребываем в состоянии спячки или литаргического сна.

Пора выходить из него. 100-летие Республики – лучший повод и стимул для этого!

Юрий Ерофеев

Фото: mari-arslan.ru

10 комментариев

Filed under Дискуссионный клуб, Статьи

10 responses to “Марийский форум – осенняя сессия или летаргическя спячка?

  1. Чолгаеҥ

    На трибуне кроме Алены Ивановой ни одного общественника я не вижу… Во что превратили национальное движение? Сплошные посиделки госчиновников…

  2. Эпоха Возрождения

    Цирк работает, детям нравится.

  3. asess

    Типичный Комсомолец|КОМСОМОЛ
    7 мая 2013 в 9:11
    «Двоюродные братья историков — физики — любую дискуссию начинают со слов «договоримся о терминах». Историки прекрасно обходятся без этого. А жаль. Иногда бы стоило. Вот, например, кто такой кулак?»
    Пора двигать физиков в общественные организации!

  4. Аноним

    Мочаев продал свой народ и выслуживается перед Маркеловым…О чем он думает-ведь Маркелов уйдет, а Мочаев останется тут,и тогда ему за все придется ответить….Ужас!

  5. Лайд

    Поро!
    Мочаев шкенжым веле огыл ужален. Ужалкала ужашын-ужашын…
    Мочаев теве ынде марий ӱдыр ден марий ӱдарамаш-влакымат ужалыш – ончалза мом возгален пытарен Федорченкон “Небесные жены…” фильмжым лончылаш погынымо касыште ойлымыжам, пуымо акшым (савыкталтын кугу материал “Марий Эл”. 2013 ий, 9 ноябрь).
    Мочаев марий ӱдырамашын (тидын дене – уло марий калыкын!) чапшым пӱтынь тӱнялан намысландарен ончыктымым “тиде искусство” манеш да тидын годымак шке аваж нерген примерым конда гын – тунам “без мутов”…
    Мочаевым тидлан игылтынрак каласаш гын, тыгерак лиеш ыле: “Федорченкон але Осокинын идалык ончычак аванс шот дене йӱктен кодымо коньякышт деч Мочаев тачат шӧрлен шуктен огыл. Шинчажат почылтын огыл. А тыгай аҥыргыше вуянлан Марий калыкын чапше (Мочаевлан) шӱвал шындаш гына – вет умшаште эшеат мӱндыр уна-влакын шукертак йӱктен кодымо коньяк тамже…”
    Сандене пӧръеҥ вуйжо дене тыге ойлышт шинча.
    Да шут с ним, каждый имеет право на мнение… – манме семын.
    Но тиде марий-влак, марий ӱдарамшын (тудын гоч марий калыкын) чапшым лавыраш тошкышо преступный фильм ваштареш кызыт эксперт-влак материалым ямдылат.
    Ямде лиймеке, прокуратурыш заявлений кая. Да моло инстанцийлашкат. Тиде фильмым судитлыман – марийым мыскылыше фильм семын (Уголовный кодексыште уло 282 статья. Молан тиде статьям ынде 10 ий икмняр марий активист-влак ваштареш кучылташ тӧчат. Сандене тиде да моло статья денак марий-влак марий калыкын чапшым лавыраш тошкышо-влак ваштареш шогалыт).
    Пӱтуынь тӱнялан марийым лавыран калык семын ончыктеныт гын, ынде марий-влак пеҥгыдын каласышаш улыт:
    — Марий-влак лавыран огытыл (марий йӱла эре ару лийын!), а фильмым ыштыше-влак окситырак улыт да тунамак – марий калыкын тушманже. Сандене тиде глобализаций системыште марий-влакым психологически пытарыме шотышто ик эн кугу лӱдыкшӧ.
    Но марий калык ик шопонерланат шкенжым мыскылыктышаш ок пу.

  6. какшан марий

    чын ойлет,Лайд.

  7. Tsikma

    В числе «ярких» просьб к федеральной власти заслуживает тултаевский опус, заключающийся в том, чтобы в Литературный институт, как в советские годы, набиралась группа молодых талантливых писателей.

    Интересный факт. Неужели до сих пор думает, что писателями и поэтами могут быть только после получения диплома о высшем образовании? И какой писатель и поэт выходит после специализированного вуза? С промытыми мозгами и очень правильный, пишущий по канонам? По каким?

  8. Лайд

    Поро, Tsikma!
    Шонымаш уда огыл!
    Вет Литературный институтым Чалай Васлий, Валентин Колумб Юра Байгуза… Софья Чеснокова … молат пытареныт.
    Александр Юзыкайн, Геннадий Матюковский, Светлана Эсаулова, Валентина Изилянова, Валентин Осипов … заочно да ВЛК-м (ку:шыл сылнымут курс, 2 ий) пытареныт. Да эше шукын тунемыныт.
    Пытартыш гана группым туныктен лукмылан 30 (!) ий эртен. 1978-1983 ийлаште тунем лекше 9 марий гыч 3 лу:мышт марий сылнымутышто палыме — Юрий Байгуза (тыгай драматург Российыште лийын огыл, а ме тудым ни аклен, ни ку:шко: но:лтен огына мошто, шичат минкультпонго-влак печать управлений дене иквереш пу:кеныштым ырыктен… Байгузан 3 томан ойпогыжым савыкташ йодмашым 4-5 ий ончычак пуымо. Да эше ик гана веле огыл планыш пурташ темлыме. Но шопонер-влаклан тыгай достижений ок ку:л, уке гын шкешт у:мылалтыт. Лучо нуно 5 изи книгалан оксам ойырат, вара моктанат. Могай книгам луктыт — важне огыл, Маркинлан количестве гына лийже. А Андреевше шке мутшылан оза так и лийын ыш шукто. Жалке. Эсогыл землякше Арсакымат шу:каш але Моркин деч пыдал налаш шотшо ыш сите… Эше Арсакын землякше улам манеш… Ну. земляк-влак…)
    Иктаж-ко:жо: каласа: Лайд эре пургедеш.
    Да йо:ршынат пургедмаш уке.
    2001-2013 ий жап нерген мо нерген возаш ту:н:алат — вот эре тыгай шотдымо койышыш толын лектат: тыште пытареныт, тушто ышташ пуэн огытыл, вес вере — мом ыштымыжымат шалатеныт, мыскыленыт… А ме виян:ына манына.
    Икмыняр мут Тултаевын проектше нерген.
    Тиде изишак койышланымаш. Вет сайлымаш-влак толын шуыт. Сандене ала-могай экзотический предложений-влак лийшаш улыт.
    А тушко тунемаш колтат манын (Литинститут) финн-угор-влак кызытак лыпланышаш улыт — нуно садак тушко огыт логал. Тиде эше Совет жапыште туныктен кертыныт.
    А таче — окса. Тыгеже, кугу оксат уло гын, Литинститутыш кажне шопонер пурен кертеш (тщеславийже гына лийже.).
    А кунма вот туныкташ оксам пуат — (Россий бюджет, хотя вряд ли) — тунам тушко «наших»-влакым гына колтат.
    Тиде тыланда Совет властьогыл. Вуйшияш каяш ялсоветда кодын огыл.
    Сандене, тиде пайда ок лий финн-угор-влаклан. А нунын лу:мыштым кучлтын, оксам шупшын луктын, адакат шопонер-влакым (чо-то мут клшен шинче) шу:шкаш гына амал лиеш.
    Вет 1990-ше ийлаште, Кислицын годымат, вара Моркэлов годымат ты йодышым тарватыме — оксаштлийын огыл.
    Тачже кучшеч?
    Ик бюджетный библиотекат Марий Элыште эсогыл 5-6 ту:жем тен:гелан идалыкыште книгам Мемнан тоштер деч налын огыт керт гын, могай виян:маш нерген кутырена?
    Вот фотошто шинчылтыт.
    Нунын кокла гыч ко:лан тиде йодышым пуаш лиеш? Да ниго:лан. Иктат вашештен огыт керт. Оньыжа, можыч, колышт налеш (но тидыжым тудо тактичный улмыжлан да поро чонан улмыжлан ко:ра ышта,.. кеч тидыжлан тау).
    Васютинлан шукертак тыгай йодышым пуымаш уке. Васютинын (айдемесемныат, кугыжаныш ен: семынат) приоритетше-влак весе улыт. Да чыла библиотек-влак «шужен шинчат», а Васютин иде «мыйын йодыш огыл» манеш гын, — от пале тыят, мом ойлаш…

  9. Лайд

    Поро, Tsikma!
    Утыждене иронизируяш ок ку:л специалист-влакым. Вет серкалаш сылнымут кружокат шуко полшен кертеш. Икманаш, медицинский институтым пытарыше шуко ту:жем врач-влак коклаште талант-врачшым лу-латвизытым веле муат. Тыгак Литинститут пытарыше-влак кокла гычынат.
    Но, извини, Валентин Колумбын (Литинститутым пытарен) уровеньжым нигунамат торъялмарий Геннадий Чемековын але курыкмарий Николай Егоровын уровеньышт дене от тан:астаре. Колумб — ту:нямбал уровенян, а коктынжо моткоч сай муро текстым возышо поэт улыт. (Мо он:айже. Колумбын илымыж годым улыжат 4-5 мурыжо гына лийын, а Чемеков дене Егоровын — 30 наре муро гыч…).
    Tsikma! Вот ма гиша:н…
    Литинститутлан тений 80 ий. Но тиде лийын идеологический кузнице огыл, мо:н:гешла — эрык апшат. Тиде институт мыланна эрыкан шонаш корным почын. Нал Юра Байгузан творчествыжым… Софья Чеснокован щымлымашыже-влакым… И уровень, и широта…
    Кызыт ситуаций вашталтын — ончычсо семын (ончычсо условий пытен) тунемаш пурен от керт. Чыла решатла окса. А Марий Эл, мутлан, оксам пуа гын, тачысе условийыште марий айдемыжым тушко тунемаш колтат мо?
    Эше весе — коссмический вккадемийым тунем пытарыше кола гыч чылан космонавт огыт лий. А Космонавтике илыже да пашам ыштыже манын, тыгай академий ку:лешак!
    Сандене — твоя постановка вопроса по поводу Литинститута, отмечающего осенью этого года свое 80-летие — не уместна.
    Кстати, Арво Валтон в кинематографии в Москве учился — и ничего, стал всемирноизвестным прозаиком.

Добавить комментарий для asessОтменить ответ