Ребята из Марий Эл покорили Заполярье!

image001Тимано-Печорская нефтегазоносная провинция (ТПНП) является одним из крупных нефтегазоперспективных регионов с развитой нефтегазодобывающей отраслью на территории РФ. В административном отношении территория ТПНП находится в пределах Республики Коми, а северная ее часть охватывают всю восточную часть Ненецкого автономного округа (НАО) Архангельской области с центром в городе Нарьян-Мар (Красный город).

Основная территория провинции находится за полярным кругом. На ней сосредоточены огромные запасы природных ресурсов, в первую очередь — нефти и газа.

Разработку месторождения ведут крупные российские и иностранные нефтедобывающие компании: НК «РОСНЕФТЬ», «ЛУКОЙЛ», «НОБЕЛЬ ОЙЛ», НК «СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ», СК «РУСВЬЕТПЕТРО», «TOTAL S.A.». В последнее десятилетие важную роль в освоении региона стала играть известные в мире нефтяная компания «ЛУКОЙЛ» и «РОСНЕФТЬ».

Для осуществления контроля процесса добычи нефти привлекаются российские и иностранные сервисные компании: «HALLIBURTON», «SCHLUMBERGER», «BAKER HUGHES», «ПЕТРОАЛЬЯНС», «ПЕТРОСЕРВИС», «ГЕОПЛАСТ», «НЕФТЕСПЕЦСТРОЙТЕХНОЛОГИИ». В одной из российских сервисных компаний работают наши ребята из Республики Марий Эл, которые занимаются геолого-технологическими исследованиями в процессе бурения скважин.

VolkovА первооткрывателем в освоении данной профессии стал офицер запаса Волков Станислав Иванович, который случайно попал на работу в эту отрасль. Свою трудовую деятельность за полярным кругом, он начал инженером-геофизиком с 2006 года в сервисной компании «ГЕОПЛАСТ». Первая вахта для него была стажировочной, где ему пришлось изучить конструкцию буровой установки, освоить аппаратно-программный комплекс компьютеризированной станции. Тут ему пригодились навыки инженера по специальности «Управление и информатика автоматизированных систем управления», полученные в военном институте. Изучив в течение месяца оборудование станции, а также основные технологические процессы бурения, в следующую вахту Станислав заехал уже самостоятельным специалистом.

В первое время на работоспособность в условиях Крайнего Севера сильно влияет холодный климат и отсутствие четкого разделения между дневным и ночным временем. Летом это полярный день, когда солнце вообще не заходит за горизонт, дожди и холодный ветер. А зимой, это полярная ночь, со всей красотой полярного сияния; лютые морозы, когда не выдерживает металл; частые снежные бури и метели, когда не видно кончиков пальцев вытянутой руки. Но со временем, люди привыкают к полярному климату, привык к нему и Станислав.

В сентябре 2009 года, Станислав Волков переходит в сервисную компанию «НЕФТЕСПЕЦСТРОЙТЕХНОЛОГИИ» 31 декабря 2010 года, находясь на вахте, получает новогодний подарок от руководства компании. Его назначают начальником партии с 1-го января 2011 года. С этого момента, Станислав начал обдумывать идею о формировании марийского отряда. Эту идею он обсудил с директором компании и получил добро.

image003В составе компьютеризированной станции по штату положено иметь 6 человек: начальник отряда, 3 инженера-геофизика и 2 инженера-геолога. Станислав решил начать формировать станцию с инженеров-геофизиков. И в 2011 году, первым инженером-геофизиком, в качестве стажера, был принят Киселёв Сергей Аркадьевич из села Верх-Ушнур. В январе 2012 года на стажировку вторым инженером-геофизиком был принят Морозов Павел Геннадьевич из поселка Советский, а летом этого же года, третьим инженером-геофизиком уже стажировался Волков Роман Петрович из деревни Кундушумбал. К концу года, Станислав начинает формировать второй марийский отряд. В 2013 году, Морозов Павел принимает должность начальника партии, а инженерами-геофизиками уже работают Орлов Евгений Алексеевич из деревни Кукмарь, Яналов Денис Геннадьевич из поселка Советский и Замятин Денис из города Йошкар-Ола. Получив положительные отзывы от руководства компании о добросовестной и ответственной работе ребят из Марий Эл, Станислав, В 2014 году планирует формирование третьего марийского отряда, который возглавит Киселёв Сергей Аркадьевич, на что уже получено положительное решение от руководства. Единственная проблема у Станислава в том, что он не может пока найти у нас в республике инженеров-геологов.

Первые впечатления наших ребят о работе за полярным кругом были яркими. Многие впервые видели буровую установку и впервые летали на вертолетах. На месторождениях работают люди со всей России, с ближнего и дальнего зарубежья. Ребятам было интересно общаться с этими людьми. Как вспоминает Станислав, на одном из месторождений работал механизатор из Башкирии. Когда он узнал, что тут работает марийский отряд, он пришел в гости. Оказывается, он мари и очень скучал по марийской речи. Поэтому общались исключительно на марийском языке. Еще один курьезный случай произошел на другом месторождении с инженером из Германии, который был приглашен осенью на завершающий этап бурения. Первый снежок и морозец прикрыли слякоть, образованную движением тяжелой техники. Немецкий специалист, с пафосным видом в красивой униформе решил пройти на буровую кратчайшим путем и поплатился за это, провалившись по пояс в грязь. Не сумев самостоятельно выбраться, под хохот рабочих его вытащили краном. В Заполярье сильно развито чувство взаимопомощи и взаимовыручки. Большое уважение вызывают вертолетчики — бывшие военные, которые прошли Афганистан. Станислав вспомнил случай, когда люди три дня не могли вылететь из-за непогоды. И когда на месторождение прилетел вертолет, все с надеждой бросились к нему. Он был полностью нагружен оборудованием, но летчик решил взять людей. Из-за перевеса вертолет не смог взлететь. Скинув часть груза, пилот сказал: — «Мы людей не бросаем, а груз в другой раз заберем» и доставил ребят к месту назначения.

Суровый климат сильно влияет на самочувствие людей. Приходится адаптироваться к сильным морозам, недостатку кислорода. Практически у всех работников старшего возраста, работающих на месторождениях, возникают проблемы со здоровьем. Больше всего страдают сердце и зубы от недостатка витаминов. Многие усугубляют свое положение курением. Наши ребята возят с собой натуральные витамины со своего огорода. В основном это лук, чеснок и сушеная зелень. Кроме этого, в рабочих поселках есть бани, куда с удовольствием все ходят. Летом, работники собирают дары полярной природы, северные ягоды и грибы, которые богаты витаминами. Кроме этого, приобретают оленину и рыбу у коренных жителей заполярья – ненцев.

image004За время работы, Станиславу и ребятам довелось увидеть и полярных зверей. Песцы, белые и бурые медведи, лисицы. Очень хотелось бы увидеть полярного волка, но этот зверь избегает людей. Этого крупного зверя с очень красивым мехом редко кому удавалось увидеть.

Интересная работа, стабильный и достойный доход, позволил нашим ребятам планировать свое будущее. Их возраст колеблется от 25 до 30 лет и некоторые, проработав один год, решили обзавестись семьей. Первопроходцем стал Киселёв Сергей, его примеру последовал Морозов Павел. В этом году, узами брака связал себя и Волков Роман. Удобный график работы (месяц на вахте, месяц дома) позволяет ребятам выполнять работы по дому, помогать родным и близким. Вот и Станислав со своей супругой Галиной построили замечательный дом в селе Верх-Ушнур. Киселёв Сергей и Волков Роман тоже строят планы по строительству жилья. Кроме этого, Станислав Волков активный общественник в своем районе, с 2005 года принимает участие в работе РОО «Марий ушем» на районном и региональном уровне, а с 2012 года выбран председателем организации в Советском районе Республики Марий Эл. Совместно с женой и жителями села Верх-Ушнур провели ряд мероприятий, направленных на сохранение и развитие языка, культуры, традиций марийского народа.

Остается только поблагодарить Волкова Станислава Ивановича за то, что он поделился с нами о трудовых буднях Крайнего Севера.

Поблагодарить за то, что, являясь активным членом РОО «Марий ушем», помогает нашим землякам в трудоустройстве и мы с гордостью можем сказать «Ребята из Марий Эл покорили Заполярье!»

Пресс-служба РОО «Марий ушем»

56 комментариев

Filed under Статьи

56 responses to “Ребята из Марий Эл покорили Заполярье!

  1. чулым

    Пеш кумылло тыгай чолга марий-влак нерген палаш. Станислав Ивановичлан тау!

  2. Вачис

    Коллеги Георгия Победова. Георгий Победов тоже когда-то работал в одном из филиалов ООО «Газпромбурение», кажется, инженером-геофизиком или инженером-геодезистом. Я тоже отдал «Газпромбурению» 13 лет (с 1994 по 2007 гг). Работал на разных должностях (ведущий инженер, начальник ООТ,ПБ и Э, зам главного инженера по ПБ),Мы с Георгием встречались здесь (в Новом Уренгое) не раз. Даже вместе проводили марийские праздники типа «Шорык йол». Буровики — мужественные ребята.Не зря у нас бурение сравнивают с морем. Молодцы,буровики! Юра, ты там держись! Не сдавайся!

    • Георгий Победов

      Вачис, вы что-то путаете. Это я- Георгий Победов . На Севере, бурильшиком не работал. Это сеть- паутина. Всё нельзя » за чистую монету» принимать.

      • Побед Георгиев

        Гульчатай, открой личико! Я ведь такой же реальный как и ты! Свой я свой, из Инициативной Группы, даже знаю Юру-Гошу Шалангина-Победова. Разве не так? Ты же сильный человек, я это точно знаю! Тебя ведь весь горот знает, на улицах стоишь, митингуешь, пикетируешь, не тролишь, как некоторые, и не боишься на виду быть — в глаза лицом к лицу говорить 😉

  3. Вачис

    Станислава в том, что он не может пока найти у нас в республике инженеров-геологов.
    —————————————
    Берите Юру Шалангина. Он имеет большой опыт работы в бурении. Он долго проработал в ООО «Газпром бурение» («Тюменбургаз», ООО «Бургаз»). Кроме того я еще знаю троих марийцев, которые до сих пор работают геофизиками в ООО «Газпром бурение Новый Уренгой»: двое из Нефтекамска, один — из Бирска…)))

  4. Лайд

    Поро!
    Обвинять всех и подряд в бездействии — ни сил, ни решительности не надо.
    А вот работать так, как «Марий ушем» работает — сразу «в кусты».
    От чего же? И как назвать после этого?

  5. Георгий Победов

    Вовик, о чём ? «Марий Ушем», не люди разве, работают в Заполярье?
    Жалко Волкова С. И. если связался с таким хвастливым прохвостом.

    • Житель Марий Эл

      Уважаемый Георгий! В этой статье четко прописано, что Станислав Волков помогает трудоустроиться своим землякам, являясь председателям РОО «Марий Ушем» в Советском районе Республики Марий Эл. На этом примере показана, пусть небольшая, но работа организации, дающая свои положительные результаты. Побольше бы таких общественников, подтверждающих слова делами.

  6. Лайд

    Поро!
    Пожалел бы себя, Гоша.
    И к тому же, снял бы черные очки. Уж совсем не замечаешь, что схватился за хвост чего-то и катишься, катишься.
    Мнишь из себя христианина, а в суждениях, черт те знает, на кого похож.
    Жаль, если скоро утратишь способность рассуждать и будешь только буркать невпопад.

    • Георгий Победов

      А ты кого из себя мнишь, язычника вова? Насчёт способности рассуждать про себя намекаешь? Или угрожаешь? А Север вообще не для таких, как ты. Расскажи лучше всем как на выборах и от митингов прятался 2 года.,

  7. Ик марий

    Георгий, я еще раз убедился, что твои главные оппоненты не Маркелов и Путин, а Козлов, Чашкин, «Марий ушем» и все остальные независимые мари = реальная оппозиция. Козлов – не идеал, я тоже во многом с ним не согласен, но он всю свою жизнь, всего себя пожертвовал своему народу, марийскому национальному движению. Козлов, Чашкин и др. единичные активисты «Марий ушем» — настоящие твердые, упертые, не гнущиеся МАРИЙЦЫ! Я сотрудничал с ними и дальше буду. Козлова уважали и будут уважать, это доказал и последний съезд мари. Вся маркеловаская пропаганда работала на Иванова, против Козлова, а Лайд на съезде набрала почти треть голосов. А ты, извини, для мари – НИКТО! Ты сам отторгаешь от себя людей.

  8. Георгий

    Появились неудобные вопросы Вовка лайд убежал, появился ПРОВОКАТОР ик марий и сразу голое обвинение » оказывается если крититикую козлова, чашкина — так значит я враг «Марий Ушем» и даже всех мари. А может ещё на иностранную разведку работаю??
    Ик марий, а сам то для мари- КТО??? 0,000000 ?
    «жертвующему» козлову ещё вопрос : почему пошёл на съезд, зная что проиграешь?? Для уточнения другим: многие не пошли и не приехали на этот «спектакль», был даже митинг протеста против съезда (козлова не было).

  9. Лайд

    Поро!
    Гоша, помнишь, ты один объявил протест против Съезда 2012 года. Один вышел на площадь (да где-то еще по сторонкам мелькали 2-3 человека, то ли твои единомышленники, то ли из каких-то органов).
    Могу сделать ссылку в Интернет-сайт (но жаль мне сейчас на это тратить свое время).
    Какими выборами все пытаешься упрекнуть?
    «…Расскажи лучше всем как на выборах и от митингов прятался 2 года…», — это твоя фраза, Гоша. Перечитай еще раз себя. Перефразируй, т.е. сформулируй свой вопрос. Или уже эмоция твоя настолько перехлестывает, что даже нет мочи фразу нормальную выстроить?
    Или ты хочешь меня упрекнуть в том, что на предвыборных гонках я не выступал против Путина, чем, например, ты занимался.
    Да у меня не было никакого желания кричать, оголтело критиковать не только Путина, но и любого российского гражданина. Даже тебя что-то у меня в голову не приходило критиковать или смеяться над тобой. И сегодня я далек от критики над тобой.
    Сижу вот, между делом (ты же знаешь — я делаю марийские книги, чтобы мары не забыли свой родной язык, дабы развивалась родная марийская литература! Дабы в истории побольше осталось марийских ПЕЧАТНЫХ слов, а не слова секундные, которые потрясли воздух и исчезли с его носителем (исключая певцов, лекторов и тех, кто это делает в целях общенационального развития!).
    Если тебя интересует моя работа последних 2-х лет (а я знаю, почему ты берешь именно этот период: ты себя считаешь патриотом-одиночкой, за которым никто не ходил…)!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
    Слушай, ГОша, спасибо тебе!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
    Я начал снова писать прозу, т.е. рассказ!!!!!!!!!!!!!
    Знаешь, даже больше продолжать не буду эту объясниловку тебе.
    Позвони как-нибудь чедельку через другую — я тебе такой рассказ прочту. Надеюсь, язык-то родной не забыл. Ты же знаешь, что я принципиально писал только на родном марийском языке.
    Но на поставленный вопрос. все-таки, отвечу.
    Эти 2 года мною (и непременно совместно с нашей издательской командой) издано книг:
    — в 2012 г. — 8 (Восемь) книг!
    — 2013 г — 5 книг! (Извини, две из них — на выходе: ноябрь, декабрь).
    И все эти книги мы не перепечатывали уже готовое, сами редактировали, готовили в полном объеме, искали в архивах (если бы ты знал, сколько нужно ездить по архивам, и там просиживать… сколько писать писем, сколько фотографий обрабатывать).
    Надеюсь, понимаешь, о чем я тут… Или не интересно??? А знаешь, мне гораздо интереснее было.
    Еще хотел попутно спросить (уж ради потехи): Гоша, за эти два года ты попробовал хоть одни фестиваль подготовить и провести. Нет-нет, не совместно с минкультом или отделом культуры, а совершенно самостоятельно. А вот я со своей командой не только пробовал, но мы и провели ДВА фестиваля в сельской местности, где в 2012 году и в 2013 году было более 1000 (Одной тысячи) человек. Да не, Гоша, этот фестиваль не С.Чавайну или Йывана Кырле. Да нет совершенно. Это просто любимцам народа — Розе Рыбаковой и Алексею Александрову Арсаку. Вот и в 2014 году проведем третий заключительный фестиваль — композитору Василию Очетову.
    Так что, приезжай. У нас даже из Уренгоя (совершенно серьезно!) и из Казахстана, и из Сероморская и из Ухты (!) приезжают.
    Да, Гоша, подзарядил ты меня, так что в бижайшем будущем можешь порадоваться (ну, если уж совсем не понимаешь марла, опросим, помогут переводчики. Да и сам могу перевести — это моя первая специальность Литературному институту).
    Так что, далеко уж зашли.
    Давай писать рассказы, чем трясти воздух.
    А может и до романа докатимся.
    Жизнь-то тем и интересна, что даже Генрих Боровик никогда не думал написать «ТАСС уполномочен заявить». Но написал же!
    Марийцам самим уже пора роман за романом издавать на политическую тему. Для этого нам достаточно ПЕРВОГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ XXI ВЕКА! Ох, как интересна она была.
    Даже марийцы начали меж собой ругаться.
    А тут еще Денька Осюкин на нашу голову свалился.
    Опозорил марийскую женщину, марийскую девушку со своими бредово-фентези-фольклором (он, говорят, и сам до сих пор не знает как точно назвать эту блевотину: то ли современной сказкой на марийскую тему, дюкумероном…)
    Но Пудирченко так доволен, что этот бредовый фильм Папа Римский назвал «духовным фильмом». Еще говорят, то этот фильм не только благословлен, но и поддержан (есть же такое понятие «при поддержке») глава РМЭ!
    Да-да, тот самый. Именно тот. Ну, понимаешь прекрасно, Гоша, ты еще против него какие-то заявления, говорят собирал.
    Да, попутного ветра, Гоша. Во всем. Особенно с заявлениями.
    А я, как и обещал, переключаюсь на некоторое время на работу над циклом рассказов.
    Надеюсь, справлюсь. Все настаиваю, чтобы что-то писал. Многие читали мой рассказ «Лум каван» и теперь все четверть века ругают, что я не написал и не напечатал чего-то подобного.
    Да, время! Назрело!
    Ну, давай, будь!
    Салам дене, ЛАЙД!
    (P.S. Устал писать, перечитывать не буду. Если что…)

  10. Лайд

    Поро!
    А, еще на один вопрос не ответил:
    — на Съезд пошел надменно и доказать: как выглядит боец и насколько боеспособен… если его когда-то называли бойцом. Понимай, что и борец.
    И смаху набрать 30 % с лишним — значит марийский народ не потерянный.
    Ты же помнишь: я не только ходил на Съезд (2012 г), но и покидал Съезд (да простят мне делегаты 2008 г.).
    В 2008 году я покинул в знак протеста с устным заявлением (изречением в зал): «В такой грязи я барахтаться не буду!»
    Марлаже: «Мый тыгай лавыраште почан:аш ом ту:н:ал!»
    Так что, оказывается, ничего сложного!

    • Георгий

      Прогресс! Сам ответил. Удивляет умение оставаться «хорошим». Насчёт съезда — проиграл с большим перевесом малознакомому Иванову, а до этого в 2008 г. — Яковлевой и гордиться??? Итог испытали все коренные жители Республики. Печально…
      Насчёт протеста против съезда в апреле 2012 г. скрытое торжество , что люди не поддержали. Вот эта ссылка: http://mariuver.wordpress.com/2012/04/21/miting-3/#more-29298
      » Или ты хочешь меня упрекнуть в том, что на предвыборных гонках я не выступал против Путина, чем, например, ты занимался.
      Да у меня не было никакого желания кричать, оголтело критиковать не только Путина, но и любого российского гражданина.»
      Во-первых, на выборах я участвовал против » Единой России». В Й- Оле мы хорошо прокатили эту партию. А в мартовских президент — ских выборах «выступал не против Путина», а поддерживал кандидатов в президенты других партий. Знаю, многие члены Марий Ушем тоже поддерживали Зюганова. И если не фальсификация в районах (70-80% за ЕР), то участь маркела была бы решена. Увы…
      «Эти 2 года мною (и непременно совместно с нашей издательской командой) издано книг:
      — в 2012 г. – 8 (Восемь) книг!
      — 2013 г – 5 книг! (Извини, две из них – на выходе: ноябрь, декабрь).»
      Это твоё оправдание игнорирования протестов?? Да, ничего против издания книг не имею. А как же В. Танаков, он тоже издаёт книги, а всегда ходит на митинги . Как же Быков — поэт и публицист в Москве. Он всегда в первых рядах организаторов Марша Миллионов?
      Ю. Ерофеева и М. Долгова многие знают и уважают за их статьи, стихи, книги за открытое разоблачение губительной политики ЛИМа. Что-то ни одной книги, статьи не видел у лайда против него. А последний твой отказ, Вова подписаться против маркела, вообще ни в какие рамки. В то время, когда много рядовых членов Марий Ушем подписались. На чьей стороне? И что будешь делать в Ассоциации?
      Мой совет: иди по линии марийского языка и литературы, СМИ, печати, проводите праздники , фестивали, юбилеи. Наверное, тоже важно.
      Сейчас накинутся недоброжелатели. твои почитатели.
      Только Северному волку пустолайки не страшны.

  11. Сочувствующая

    И правильно Володя — лучше делом заниматься, чем пустым трёпом.

    • аяр умдо

      Как стрёмная проститутка приклеиваешь себе кликухи, Гога! Ты же трус, но пытаешься доказать, что храбрец. Ты же знаешь свою низменность, но пытаешься доказать своё величие.
      Тебя же признал по совместной работе твой кореш Вачис, хотя ты открестился, прикинулся, что ты не Шалангин, а зря. Лучше бы поехал на бурение, чем здесь жить на подачках, отравляя своей псевдодеятельностью. Ну в общем-то такие перцы не нужны на Севере, их быстро скинут на материк, треп там не прокатывает. Ждём от тебя новых псевдоподписей и псевдомитингов!
      Печально, в МариУвере Вачис и Гога = два сапога — пара!

  12. пво

    рабсилы — марийские, станки — китайские, нефтедоллары — русские…)))

    • Станислав Волков

      Ну уж загнул — РАБСИЛА… Не нужно унижать марийский народ, приравнивая их к рабам. В статье четко сказано, что в Заполярье работают люди с России (включая и мари), а так же ближнего и дальнего зарубежья. А вот сказать, что марийцев превращают в рабов в Марий Эл, заставляя работать за гроши — вот это можно. )))

      • Вачис

        В принципе ПВО не загнул. Зарплата у вахтовиков мизерная, режим труда и отдыха не соблюдается, за грибами в лес не сходить, сразу «вертухаи» СБ или СКЗ ловят. Если поймают с удочкой или сетью возле речки в свободное от вахты время, или с мангалом возле балка, оставят без месячной зарплаты, если с водкой или пивом — без трехмесячной. Частенько приходилось мне участвовать в работе комиссий третьего уровня контроля за состоянием ОТ,ПБ и ООС (охраны труда, промышленной безопасности и охраны окружающей среды), также при сдаче БУ после монтажа, демонтажа и передвижки, поэтому в «курсах» всех Ваших дел. Кроме того в прошлом году пришлось сталкиваться с УБР ООО «СМК»(московская организация) на лицензионных участках «Севернефть». Также приходилось организовывать работу комиссий по расследованию аварий, инцидентов и НС, связанных с производством. Раньше в бурении или геофизике в основном работали хохлы, теперь — башкиры, чуваши, мари и белорусы, а хохлов уже не заставишь — они муксуна коптят или в казаки подались…))) Это в Газпроме полный соцпакет, туристические путевки как минимум в Китай, Израиль или на Кубу. На соответствующем уровне зарплата, медицина, спорт, состояние охраны труда и промышленной безопасности. У кого больные зубы, сразу вылечат, если сердечное заболевание, направляют в кардиологический центр им Бакулева за счет Согаза. Серьезно относятся к проведению обязательных предварительных и периодических медосмотров и к аттестации рабочих мест, также к повышению квалификации, обучению и аттестации по охране труда и промышленной безопасности, ну итдитп.

      • Аноним

        А что за станок на втором снимке? кажется, с верхним приводом?

  13. Лайд

    Поро!
    Не вижу, Гоша, твоего результата.
    Не точат твои «капельки» камень…
    Все талдычишь о каких-то митингах. Назови хоть один организованный тобою и значимое мероприятие. Или твое выступление.
    Ну, нравится тебе выходить одиношеньким на площадь и это назвать митингом, пикетом… — ходи.
    Но подготовь сначала этот пикет по-нормальному. Тогда и встанут рядом с тобой люди. А так…
    Вот объявил ты тогда один вроде протеста против Съезда мари (?), ни с кем ни о чем не договорился, никто никогда не слышал. что готовится митинг против Съезда мари в 2012 году… Ну и что. «Вышел ты — зашел ты». Вышел один, зашел один.
    Ни документов, ни клочки бумаги, никаких решений, письма открытого или обращения…
    Ну, если тебе интересно так вот — ходи, никто не запрещает.
    Георгий, а год 2013-й истекает, но ни в Интернете, нигде не видел, что за целый год ты был замечен на своем митинге или пикете.
    Что, тоже за роман взялся?
    Или все-таки дошло, что надо работать с народом, а не амбиции показывать.
    Бери пример с Волкова.
    Да и с Чашкина.

  14. "Марий ушем" ("Союз мари"), образован 19 марта 1917 г.

    Стас, так держать!
    Мы сделали правильный выбор, назначив тебя руководителем районного отделения «Марий ушем» («Союз мари»). Ты мужественный, не трусливый руководитель, настоящий общественник. Здоровья тебе! Впереди у нас много совместных мероприятий.

    • Борис

      Значит по лайду митинги плохо. сидеть дома лучше. Да. одиночный протест или толпой неважно. Главное, вышел. В других городах. Казани, например, очень мало выходят и всё равно гордятся протестом. Непонятна твоя философия, лайд. А пример брать за какие заслуги с Чашкина((( предлагаешь Георгию. Что он сделал?

  15. "Марий ушем" ("Союз мари"), образован 19 марта 1917 г.

    Борис!
    Если ты не знаешь, что сделал руководитель «Марий ушема» Евгений Чашкин, не знаешь, кому помог Владимир Козлов, значит ты очень далек от марийского национального движения. Евгений Чашкин уже 25 лет в марийском нац. движении. В начале октября 1989 года он вместе с соратниками начали возрождать «Марий ушем», работали с марийским населением, пропагандировали, распространяли газету «Марий чанг», готовили первый съезд организации «Марий ушем», который прошел 7-8 апреля 1990 года. Е.Чашкин участвовал во всех пикетах, митингах начала 90-х годов, был делегатом всех съездов марийского народа, начиная с 1992 года. Он остался предан только одной организации — «Марий ушему», не предал её, как некоторые.
    28 ноября 2010 года его избрали руководителем «Марий ушема». Организация прошла перерегистрацию, был возобновлен выпуск газеты «Марий чанг»… 8 декабря 2012 года активисты «Марий ушема» (единственная из всех марийских организаций России) участвовали в общероссийском пикете в защиту родных языков. 13 января 2013 года его вновь избрали руководителем старейшей организации.
    Была разработана новая символика организации — флаг, герб, восстановлен гимн.
    Активисты «Марий ушема» — истинные патриоты марийского народа.

  16. Лайд

    Поро!
    Санденак “Марий ушем” у Ассоциацийын ик эн икымше членже, негызше лийын да тыгаяк кодеш.
    Тек моло калык-влакат огыт лӱд : “Марий ушем” – тиде лӱдышкташ луктын шогалтыме чучыл огыл, а илыше да пашам ыштыше организаций. Икманаш, организованная патризанская бригада.
    Умылена, марий коклаште Ковпак гай партизан-влакше шукын улыт. Тидыже комментарий-влак коклагштат сайынак коеш. Чылан патизан лийын пытенна Шочмо Марий мландыштына.
    А “Марий ушем” – шке ӱмбакыже чыла артобстрелым налеш. Броняже гына пеҥгыде лийже. Садак вет лӱйылтыт мемнан ӱмбак: крупнокалиберный пушко гычынак, танк гычынат прямо шелыштыт, минемёт денат почкат, шеҥгечат толын лектын лӱйылтыт. Рукопашныйышкат пижыт…
    Но иктыже сай – “Марий ушемын” тистыже марий кид гыч камвозын огыл (в прямом и переносном смысле). Да тудо мардежеш лойгалташ тӱҥалеш эше кужу жап.
    Тиде моктанымаш огыл. А шукыштын биографийышт тидым доказатла. Да нигунам шонаш огеш кӱл, что партизан-влак коклаште ужалалтше-влак уке улыт манын. Нуно лийыныт ондакат, жапын-жапын кызтат лектедат. Но вет кажне калыкын шке сволочьшо уло. Нимом от ыште.
    Так что, марий чодырасе партизан-влак, лекса чодырада гыч “правовой поле” манмашке. Адак призыв маныда. Да уке, илыш тыге йодеш.
    Эсогыл марий калыклан порым шонышо руш-влакат тыгак ойлат.
    Ушан-шотанже мо ышталтмым да кӧн могай улмыжым умылат.

  17. Лайд

    Поро!
    «Лом», чукаем-колоем! Ме кужурак ломым ямдылена — тудын лу:мжо: _ Закон.
    Туге ынде: «Есть прием против лома!». Это…

    • Борис

      Так биографию скинуть про Чашкина. Похоже.сам лайд же и пишет под ник «Марий Ушем». С начала 90-х до одного митинга в декабре прошлого. Вот это работа)) 20 лет хоронились что-ли. Улыбнуло: Марийка очутилась на грани уничтожения, а «истинных патриотов марийского народа» даже в марий чодырасе никто не видел.
      Известно, на клавише стучать, не мешки ворочать.

  18. Лайд

    Поро!
    Откуда вылупился сиюминутный Пурис?!
    Если ты в маленьком комментарии задаешь так много глупеньких вопросиков?
    Если ты только-только вылупился, подрасти чуток — уке гын вараш нумал нангая. И тылат — кана. Комаров мурымо гай: «»…ну, кана…»
    А твоих 2-3 мнимых патриотов на российском масштабе — ноль целых…
    Чтоб потом в истории не проталкивали, что вот мол, мы грудью стояли против марийской…
    Это, знаешь, не марийка, а ты — чихня-чихонная, Но проснулся поздновато…
    Проснулись черемисы гораздо раньше тебя.
    Ты опоздал на 460 лет!!!

  19. Лайд

    Поро!
    Вачис, мыланна книгам издаватлаш — З.Краснов — марий поэт, А.Арсак — марий поэт да прозаик — 270 000 (Двести семьдесят) тужем тенге окса ку:леш…
    Кеч 80-90 000 тенгем полшен кертыда мо?
    Мом чаманаш? 10 ий гычын садак нимогай окса огеш ку:л лиеш.
    Ну, тыланда, Сибирьысе марий-влаклан веле мо ку:леш лиеш?
    А марий школлан полшен кодаш гын — пу:тынь ту:ня ледник йымак кайымекат садак кчыал муыт. Вачис — реальный шанс кугу суммым колташ да ик эн поро айдеме лу:мым сулен налаш.
    А так ме крутой улына, оксана шуко манын ойлаш — ноль копек.

    • Борис

      А ты, попрошайка бесстыжая лайд. Вачиса выставляете Иванушкой-
      дурачком. А тут сразу » 80-90 000 тенгем полшен кертыда мо?
      Да, лучше деньги лишние перечислите детям сиротам.

      • Ик марий

        А что Лайд у Вачиса просил деньги на ремонт своей квартиры? Или же все же на благое дело, нужное марийской культуре и нашему народу? Вачис в Интернете любит повыпендриваться, пусть он делом докажет, что действительно думает о марийском народе, языке и культуре.

        • Кок мари

          ик мари, а ты чё не доказываешь? или ик мари гына огыл, эше яра мари улат?

        • Георгий

          «Подайте нищему ради Бога». А кто мешает лайду поехать на Север и заработать??? Бери котомку и поработай у того же Волкова рабочим хотя бы 1 год. А мне нужно 100000 тыс. руб. на адвокатов. Тоже у Вячеслава просить? А другим деньги нужны для организации новой ОО. Тоже у Вячеслава?? Это провокация или нежелание самому зарабатывать,со стороны вовки.
          Вячеслав, к вашему сведению, много лет постоянно!!! ( не вахтой) живёт и работает на Севере!! Поработайте и выдержите столько, сколько он испытал. Тогда и критикуйте.

    • Вачис

      Кушто «ме крутой улына». «окса шуко» манын ойлалтын. Что-то лайд ала мом пулаштарет. Интересная работа, стабильный и достойный доход, позволил нашим ребятам планировать свое будущее манын ко: серен? Э.Краснов ден А.Арсак ко: тугай улыт и нунын наследникышт уло мо? Молан Васютин ок полшо или моло марий лидер-влак? Окса деч посна лу:мым налаш ок лий мо или Йошкар-Олаште уже православный традиций — грехым колташ или лу:мым налаш окса дене гына лиеш?

  20. чукаем-колоем

    Это почему Вачис должен раздавать деньги. Что, он — Минкультуры, чтобы финансировать культуру РМЭ или у вас уже фантазия больше не работает, бедные тролли? По идее это РМЭ должна заботится о марийцах в других регионах и поднимать их культуру. Например, в Бирском районе помогли бы переиздать марийских писателей В.Петрушкина или В.Иликбаева (автор книги«Тихий брод»), Вам цены не было бы. К Маркелову, Долгову, Ерофееву, Иванову и прочим слугам мари народа не пробовали обратиться или кишка у Вас тонка? А ваще, хто он такой лайд? Может быть забугорный тролль? Ни ума, ни совести. Пусть пачпорт покажет с фотокарточкой или письмо напишет в деревню Вачису..)). Он сам себе противоречит. Пишет, что марийушемовцы имеют стабильный доход, Заполярье покорили, дом строят, жены у них рожают, а для культуры денег нема. Вот скинулись бы мариушемовские бригады (отряды) из Заполярья на культуру в РМЭ.

  21. Кок мари

    што-то тут много троллей вачисов развелось или мариувер специально троллит?

  22. Лайд

    Поро!
    Да, это просто так, была шутка.
    Кто на что способен.
    А Вачис, как мне кажется, посерьезней некоторых. Особенно тех, кто путается в русском языке.
    В общем, честно говоря, я не сижу и не жду готовых денег, как и вся наша команда.
    А те, которые реально думают о своем народе, они и так поддерживают нашу деятельность — покупают наши книги. Да и в сохранении памяти и пропаганде марийских национальных героев, и в сохранении литературного и культурного наследия помогали немало.
    Вы же это должны понимать.
    Не умам плокам чай… улыда…
    30 ноября Центру-музею им. Валентина Колумба (в 2013 году переименован в Историко-литературный музей им. Валентина Колумба!) — исполняется 15 (Пятнадцать лет).
    За все эти годы (13 лет!) Маркеловский режим пытался уничтожить нас (неудивительно, такое же отношение и ко всей марийской культуре, просто они очень умело это прикрывают, даже умеют преподносить как прогресс).
    А мы не ныли и не хныкали.
    Тормозят — лучше работается… Жаль одно — когда так бестолково тормозят — в пустую тратится энергия, остаются нереализованными многие проекты.
    А жизнь дается однажды.
    Борис, а тулык йоча-влакшылан Псковский областьыш але Кировскийыш колташ мо оксажым? Але Лу:льпан йоча по:ртыш? Ну, 5 ий ончыч ме нуныжлан кертме семын полшен улына ыле…
    Так что, маркеловский режим годым икте-весылан полшымаш — попрощайничество огыл, а ПРОГРЕСС!

  23. Уна-Кунак

    Это не ПРОГРЕСС, а рэкет, а Лайд с замашками рэкитера? )))

  24. Лайд

    Уна-Кунак, чыным ойлем, ом шарне:
    — ала тый дечетат йодынна улмаш марий тӱвыралан полшаш. Ну, лийын кертеш…
    Но тунамат (да нигунамат) осал шонымаш дене огыл тендан деке миен лектынна.
    Просто шоненна — ала тыят марий верч тыршет?
    Уке гын, уке. Кажнын шке шӱргыжӧ (совестьше).
    Кӧ ок умыло гын, тудлан умылтараш неле.
    Ну, а чынжым гын, Вачис дек окса йодыш дене лекме — тиде мыскара гына ыле (шаярымаш — эрвелмарла).
    Ала кӧжӧ кӱчык ушыж дене тидымат ок умыло, сандене бедный лексикыж гыч «попрошайка» мут деч молыжым ок му. Ну, айдемын вуйдорыкшо тыге пашам ышта гын, тудын дене нимом ышташ…
    Вачис, манамыс: Зиновий Краснов — 1960-1970-шо ийласе кугу марий поэт. Чаманаш гына кодеш, 33 ийым веле илен. Ну, Есенин гын тиддечат шагалрак…
    Арсак — тиде 20 курым мучаш да 21 курым тӱҥалтыште — эн кугу прозаик, эн кугу лирик. Тек моло поэт, прозаик-влак огыт ӧпкелалт. Коктынат илыш дене чеверласеныт. Арсак — 2009 ийыште, Краснов — 1977 ийыштак.
    Особенности марийского «рекетирства» — взаимоподдержка и взаимопонимание. Те. вӱма! А что такое вӱма — спросите у своих соседей старшего возраста (если успели забыть).
    Ну, Георгий, зачем в Сибирь?
    Дорогу нужно прокладывать в Европу и стать там таким же, как наши доблестные предки.
    Например, почём не поехать в Германию, исследовать и переиздавать тех же великих немецкоязычных путешественников, пишущих о черемисах?!
    Ну, немало примеров, когда мое т.н. «рекетирство» (как некоторые понимают или умно интерпретируют) приносит весомые плоды марийской культуре. Например, юлсермарий — капитан II ранга Василий Краснов (это не Зиновий, не путайтесь) на издание поэтического сборника Арсака выслал 25 тысяч благотворительной помощи.
    Ну, я дал вам повод — можете дальше злопыхать, коль уж так вам хочется. Но вот немало таких людей.
    Поэтому, хватит марийцам на Севере пахать, пора Запад покорять.
    Как говорит великий Карпов: «Марий-влак! Сита пашам ышташ! Жап — оксам ышташ!»
    А вет чын кутыра рвезе.
    Но мемнан (тоштер пашаеҥ-влакын) жапна — эше оксашке куснаш шуын огынал.
    Ме эше марий наследийым гына аралена.
    «Тихий брод» книгам лудынам. Иликбаевым палем — электрон серыш гоч. А вот Петрушкин — тиде мыскара. Ом пале тыгайым (Бирсклан не характерно). Сандене мыят Матрушкинын книгажым лукташ огыл, а Зиновий Красновыным (реальный аворыным) темленам полшаш.
    Васютин-Маркин-влак деч йодмаш уке. Тиде — особый историй.
    Вот тыгай кишер пакча.

  25. земляк

    Итоги конкурса «Заповедное ЭХО-2009»

    Конкурс проводился эколого-просветительским центром «Заповедники» совместно с газетой «Комсомольская правда» при поддержке компании «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия».

    Эколого-просветительский центр «Заповедники» решило отметить почетными грамотами активных участников конкурса, предоставивших наиболее интересные работы:
    ..Петрушкина Василия Петровича, газета «Победа», Башкортостан, деревня Шелканово;
    http://krsk.kp.ru/daily/24474.3/631808/

  26. Лайд

    Поро!
    Ну, черт, такой шуточный комментарий написал про рэкитирство. Но вот, оказия, нажал не ту кнопку и все исчезло. Теперь приходится снова на это тратить время. Но дело стоящее — пригодится для произведения.
    Попросить деньги у «далекого друга» Вачиса — это была большая шутка. Зато раскрылись отношения Георгия и Бориса. Понятно…
    Если серьезно, то книга Зиновия Краснова уже издана и разослана по республике. Вторая книга А.Арсака — на днях будет готова.
    Вачис не помог. Но у него есть реальный шанс помочь — купить книги и разослать по Мишкинско-бирско-калтасинско-караидельскому… районам. Ну, естественно, если есть желание. Да это совершенно небольшие деньги. Ну. эдак, несколько тысяч.
    Команда Станислава Волкова уже окликнулась (они закупают книги и рассылают по библиотекам (на их усмотрение) Советского района). Можно безо всякого рэкитирства последовать его примеру. Иначе у министров Швецовой и Васютина (со всей системой образования, культуры) по бюджету не предусмотрена помощь марийским школам (как и русским школам), школы РМЭ уже с 2007-2008 годов не видят (кроме отдельных случаев, когда директора школ что-то предпринимают или учителя марийского языка и ИКН на личные деньги покупают). Кто в данном случае рэкитир? А библиотеки РМЭ в 2013 году впервые за последние годы не дождались республиканских бюджетных средств на приобретение книги (благодаря тонкой политике Маркелова).
    По поводу Зиновия Краснова и А.Арсака. Ничего зазорного, что многие их не знают. А плохо то, что даже и знать не пытаются. Вот это плохо.
    Чукаем-колоем, с Иликбаевым мы давно знакомы и «Тихий юрод» его я читал. А вот про бирского Петрушкина ничего не знаю. Может, подскажешь, какие у него книги (произведения) и где их найти. Или он только-только написал? А так с бирскими со многими мы знакомы. Хороший, интересный район. Единственный район, который закупает марийские книги для марийцев Башкортостана. Ну, немного ошибся, еще Краснокамский район периодически закупает. Перед бирскими даже Мишкан блекло смотрится (за 10 лет у нас не купили ни одну книгу и, похоже, в дальнейшем тоже не собираются, Валерий Тимиргалиевич только прячется, на письма не отвечает. А может, мы не к тому обращаемся. Но ведь нас к нему и посылают).
    Уна-Кунак, знаете, все-таки, это ПРОГРЕСС, когда марийцы назло всем злопыхателям издают книги на свои средства. Вот я книгоиздатель со стажем, и мне не стыдно как реализовывать, так и продавать книги хоть кому. У меня покупают (на выездной выставке-продаже) русские главы как Марышев, марийские Лебедев, Григорьев, Эшкинин (когда был), но никогда ни одну книгу не купил чиновник из Минкульта РМЭ. Мне иногда за них стыдно, что они такие умные… а глаза на книги у них стеклянные. (А вы еще у них деньги собираетесь просить на народные нужды. Не дадут, пока лизать не будете. А лизать-то мы не хотим). Думаете, это у меня злоба к ним? Да нет. совершенно нет никакой злобы. Просто мне приятно открывать правду, как они думают: им приятно давить на Лайда.
    Так что, Вачис уважаемый, не обижайтесь на мое обращение. Это ведь все реально, если в вообразимых размерах и суммах.
    Конечно, улыбнулся и я, когда прочитал у Георгия, что ему деньги на адвокатов нужны. Ну,как не нужны? Нужны! Но когда-то в былые времена я без адвокатов ходил на все суда, если это конкретно только меня и музея касалось.
    Ну, ладно, деньги мы нашли (помогли марийцы! А вы говорите, что марийцы друг другу не помогают… Ох, как еще способны марийцы друг друга поддерживать, просто молодцы!).
    …Теперь вот часть из этой «писанины» буду использовать в своем эссе.
    Вот опять расписался. Даже забыл: слово «эссе» мужского или среднего рода?
    Может, кто-то подскажет.

    • Чукаем-колоем

      Чукаем-колоем, с Иликбаевым мы давно знакомы и «Тихий юрод» его я читал.
      ——————————

      Иликбаев, автор «Тихого брода» (не «юрода». мне немножко неловко за тебя) умер года три назад. Узьмакыште лийже.

  27. Лайд

    Поро!
    Тау, Земляк!
    Окаш тӱҥалына.

  28. Вачис

    Новый Уренгой — газовая столица России!
    http://vk.com/video-3582_145173420

  29. Вачис

    Чужакам здесь не место!

  30. Вачис

    Маршрут89

  31. Вачис

    Станки с верхним приводом. http://www.youtube.com/watch?v=lxtw9Iklwt8

  32. Вачис

    Технология бурения бокового ствола. http://www.youtube.com/watch?v=H8EwW6xvx2M

  33. Олег М.

    Вот почитал статейку … наивные мы люди. На зарплату, увы, культуру не поднимешь по простой причине, товарищи путинын олигархи на зарплату даже северную выделяют столько, сколько нужно чтоб чел корячился на рабочем месте, а не развивался… был промах у них, когда газпром одно время платил достойную зарплату, сейчас и он не платит. Тема статьи, что покорители недр из Марий Эл достигли высот, увы, выглядит достойно только на фоне нищеты местной. Но, то, что Владимир Никифорович в таких условиях «поднимает и тянет» такое дело достойно высочайшего уважения. Как идея, точнее развитие идеи, может Лайду объявлять очередное издание и предложить поддержать конкретную книгу конкретному «меценату»? При той эффективности его работы, впрочем, даже на зарплату можно что-то сделать. Думаю, это может работать.

Добавить комментарий для Житель Марий ЭлОтменить ответ