В огороде бузина, а в Киеве дядька

Юрий ЕрофеевПришлось по нескольку раз вдоль и поперек, чуть ли не с карандашом в руке, перечитать «бойкую» статью удмуртского марийца – общественного деятеля А.И. Радыгина, чтобы понять изложенную в ней суть в рамках традиционной фабулы, когда автор в начале залпом излагает свою откровенную позицию, чтобы, если надо, пригвоздить оппонента, привлекая при этом образную лексику, а затем перечисляет свои примерные успехи, дабы в заключение сделать обобщающие выводы. Так было и на этот раз. Безусловно, отмечая информационную полезность статьи, тем не менее, позволю себе с чем-то не согласиться.

Первое. Значительная часть положительных примеров, приведенных автором, никакого отношения к МОД «Мер каҥаш» не имеет. Если бы тема статьи касалась дел, характеризующих создание и становление марийских национально – культурных автономий местного и регионального уровня, то с точки зрения географии и темпов структурирования, несомненно, всю проделанную работу можно оценить как успешную.

Но НКА, будучи по форме общественной организацией, профильным законом отнесена к виду общественного объединения. То есть, национально-культурная автономия может входить в состав ассоциаций (союзов), но как вид общественной структуры не может вливаться в общественные движения. Правда, члены НКА (российские граждане, достигшие 18 лет), как физические лица могут одновременно состоять в десятках организаций, и никто за это не имеет права их порицать.

Так что подавать их в контексте действий МОД «Мер каҥаш» — это значит не понимать разницу между двумя общественными образованиями и законами, на базе которых они созданы. Хотя в рамках представления общей картины развития марийского национального движения в самый раз. То, что «своим ходом», можно сказать, на голом энтузиазме вызревает каркас Федеральной НКА мари – это крайне похвально.

Но Вы, уважаемый Анатолий Ильич, почему-то не приводите примеры создания и деятельности на местах региональных общественных отделений МОД «Мер каҥаш». Будь они, нет слов, я бы аплодировал! Но их как не было, так и нет… Как не было нормальных полноценных отчётно-выборных кампаний в субъектах РФ, так и нет…. Как не было у МОД «Мер каҥаш» итогов конференций, венчающих демократическую вертикаль отчётно-выборной процедуры, так и нет…. Вместо этого незаконно используется статус «съездов марийского народа», хотя это абсолютно другой формат(?). И такие казусы я мог бы перечислять и дальше.

Так что в этом плане никакой центр относительно самого движения «Мер каҥаш» никуда не смещается. Он, как был, так и остался на том же месте. Вы же сами пишете, говоря о делах нижегородских марийцев, «жаль, что они не вошли в состав Совета Ассоциации (имея в виду ООД АФУН РФ). Как было объявлено с трибуны съезда (сентябрь 2013 г., г. Саранск) здесь нет регионального отделения Ассоциации АФУН. Урок на будущее». Однако сделанный упрек в полной мере следует адресовать и МОД «Мер каҥаш», и, более того, к самой Удмуртии. А есть ли в Республике положенное по Уставу движения региональное отделение, созданное по полной процедуре?

В какой-то степени статья «Ильича» — это порхание бабочки, а возможно, полёт шмеля над богатой, но далеко не вспаханной общественной флорой и фауной. Радуясь появлению марийских школ и сельских клубов в Татарстане, я не буду требовать ответа на вопрос: а могли бы они появиться, скажем, и без наличия национально-культурных автономий? Лично мне почему-то кажется, что «да», ибо в Татарстане, как нигде в РФ, проявляется внимательное отношение к национальным меньшинствам. По состоянию на 01.01.2013 года татарами в масштабах России было создано 18 региональных автономий и 23 местные НКА в 37 субъектах РФ. Непосредственно в самом Татарстане нашли «приют» НКА 24 этнических общностей, чего не скажешь про Марий Эл (3 – татары, украинцы, евреи).

Не могу не заметить, что, по мнению Радыгина, примером «удачной работы кировских марийцев является то, что «семь их посланцев работали на съезде в Саранске…. А Лариса Яковлева по их предложению вошла в состав Совета Ассоциации (АФУН РФ)». А вот московских мари вот уже восемь лет по причине неблагонадежности не пускают на съезды и Конгрессы финно-угров?! Ни в качестве делегатов, ни в роли наблюдателей….

Дело доходит до абсурда. Минкультуры РМЭ посылает в Департамент Правительства Москвы письмо, в котором просит чиновников, чтобы московское землячество избрало делегатов на съезд «марийского народа» (читай, на конференцию МОД «Мер каҥаш»), а заодно сообщило организаторам данные на своих посланцев. То есть, обращаются не к нам напрямую, а через посредников. Вместо уважения, мы видим верх цинизма. За все время мы от Минкультуры получили (по нашей инициативе) пять грамот и благодарностей. Нас обошли памятными знаками, изготовленными в честь 100-летия со дня рождения Й. Кырли. Недавно, случайно узнав, что активистам-общественникам будут вручаться памятные медали в связи со 125-летием со дня рождения С. Чавайна, мы на свой страх и риск направили наградные материалы в Йошкар-Олу. Однако, «выгорит» ли нам что-то, не знаем….

Вот уже целый год московским землячеством руководит Ф.М. Синяков, в прошлом школьный учитель М.З. Васютина, который в интересах налаживания делового сотрудничества письменно обратился к своему бывшему ученику с конкретными предложениями, в том числе помочь наладить контакты с Постпредством. Затем, не дожидаясь ответа, самолично позвонил постпреду А.А. Маклакову на предмет возможной встречи для беседы. Однако надежды наши рухнули, как и прежде нас встретила глухая стена.

Казалось бы, в титульной Республике должны были радоваться появлению новой структуры в лице нашей межрегиональной ассоциации. Но на самом деле регистрация в силу внешнего давления затянулась более чем на два месяца (вместо одного).

Скоро наступит Юрьев день (26 ноября)! Возможно, к этой дате что-то и получим. Так что, несмотря на все наши попытки, марийские власти не идут с нами на диалог!? Однако мы продолжаем верить в грядущие изменения.

В своей статье Радыгин в очередной раз расшаркивается перед Министерством культуры РМЭ. Но у меня при этом невольно возникает вопрос: а почему хваленый Васютин как вице — премьер, курирующий сферу национальной политики и годами «протиравший штаны» в составе исполкома «Мер канаш» на правах его члена не мог любезно попросить общественников собраться вместе и разрешить наболевшие проблемы без публичной склоки? Разве дело, когда он как посторонний человек лицезрел безобразие с регистрацией Устава, особенно в яковлевские годы? Почему мы обязаны хвалить его за обязательные по должностному статусу дела, рассматривая их как некую благотворительность? Разве только М. Ассесоров должен беспокоиться о формах обучения детей марийцев, живущих в Карелии, родному языку? Это является частью государственной политики, касаемой функций вице-премьера Марий Эл, и не надо Радыгину ответственность за состояние преподавания марийского языка в школах РМЭ и за ее пределами перекладывать только на А. Иванова. Всё это десятки раз Васютин мог порешать вместе со Швецовой и коллегами из регионов и без «Мер каҥаш» по примеру Татарстана и Башкортостана, про который В.П. Марков – председатель МКК финно-угорских народов в докладе на только что состоявшейся в Сыктывкаре международной конференции сказал: «в нетитульной для финно-угров Республике Башкортостан, где ведется обучение в школах на шести языках, а 14 языков народов РФ преподают как предмет — создана благоприятная ситуация для живущих там марийцев, удмуртов, мордвы». А то, что делается в данном направлении в РМЭ, крайне мало. Попытки А.И. Радыгина подсластить Васютину выглядят не только не убедительно, но и смешно, а точнее, по-лакейски.

Второе. В своих статьях Анатолий Ильич, как правило, не пользуется марийскими названиями межрегионального общественного движения и его рабочих органов, постоянно употребляя одно и то же словосочетание — «Всемарийский Совет». Однако многим не понятно, что под этим имеется в виду: то ли название МОД «Мер каҥаш», то ли наименование исполнительного органа, а может, даже всего «съезда марийского народа»? Путаница в терминологии без привязки к марийскому оригиналу только вредит общему делу.

То, что он пишет касательно перемещения центра «Всемарийского движения» в регионы, имея в виду активизацию НКА, и одновременно данное событие увязывает с состоянием дел во «Всемарийском Совете» – это, на мой взгляд, не корректно. Происходящее сейчас в этносфере правильнее рассматривать в рамках общего марийского национального движения, имеющего своё начало в дореволюционную эпоху, и где «Всемарийский Совет» или «Мер каҥаш» в контексте нынешнего дня выступал бы лишь в качестве одного из элементов в общей картине исторического процесса.

Причем, само адресное смещение центра за пределы РМЭ, безусловно, легче представить на примере одного-двух регионов, скажем Удмуртии, откуда сам Радыгин. Когда же мы говорим про регионы, каких множество, не забывая, что ещё имеются активные организации марийцев за рубежом, то в этом случае от смещающегося центра может остаться только пыль.

Радыгинский подход допустим был бы при условии наличия в «Мер каҥаш» региональных отделений. В любом ином случае юридически самостоятельные организации – это лишь возможный партнер по «цеху». Пытаться рассматривать их в рамках «Мер каҥаш» как единое целое, что на практике постоянно происходит, в том числе, в представлении Радыгина, — это почти что «насильственная их колонизация» (!).

То, что вокруг Радыгина сформировалась т.н. «семёрка» юридически состоявшихся организаций, включая НКА, которая уже проводит свои саммиты (пленумы), — это вполне адекватно, если исходить из того факта, что они, по сути, никогда и не входили как положено в состав МОД «Мер каҥаш» на принципах и нормах ФЗ «Об общественных объединениях». Их просто с самого начала зачисляли оптом под лозунгами «национальной солидарности и целесообразности». А сейчас всю эту солидарность прорвало, общественные организации почувствовали себя уже субъектами права, а не объектом принуждения, и они законно позиционируют себя в качестве самостоятельных независимых игроков в этническом пространстве. Кстати, московское землячество в числе первых ощутило свою суверенную значимость.
Иллюзия об активности регионов зародилась и совпала с процессами вызревания федеральной национально-культурной автономии, поскольку исходя из принципа экстерриториальности, в самой Марий Эл их нельзя создавать по закону. Обманувшись этим, Радыгин в упрек «Мер каҥаш» приводит примеры регистрации РНКА и МНКА, а заодно критикует А.Н. Иванова за Устав.

В данной связи учредителей ФНКА хочу предостеречь от попыток объять необъятное, от неистребимого желания произвольно зачислять в свои ряды весь марийский этнос, основываясь на данных всероссийских переписей населения, не учитывающих, сколько человек на момент ее регистрации являются гражданами, имеющими право состоять в рядах общественной структуры, за минусом детей, подростков до 18 лет, а также усопших лиц. Это важно и потому, что НКА по форме является организацией с фиксированным членством (!).

Появление экстерриториальной ФНКА при наличии МОД «Мер каҥаш», безусловно, создаст конкуренцию между ними с правом обладания съездами марийского народа и вызовет другие неожиданные последствия. Главное – не выходить за рамки закона. Хотя за примерами далеко ходить не надо. Так, нынешний «предводитель» российских финно-угров П.Н. Тултаев в совместной монографии с доктором исторических наук, профессором Кирдяшовым выдвинул несколько лет тому назад идею, что высшим органом ФНКА мордвы должен явиться съезд мордовского народа. Такая глупость могла родиться только в умах несусветных дилетантов (!).

Продолжая анализировать текст обращения «семерки» и последней статьи А.И. Радыгина, прихожу к любопытной мысли о том, что использование им понятий «Всемарийское движение», «Всемарийский Совет» позволяет автору балансировать между устоявшимся термином «марийское национальное движение» и статусом межрегионального общественного объединения, образованного еще во времена В.А. Пектеева под названием «Марий мер каҥаш» для соответствия требованиям федерального законодательства.

Думаю, Радыгин делает это вполне осознанно. Межрегиональный статус движения сужает претензии на «всемарийский», а точнее, «всероссийский» масштаб. Поэтому в вышеназванных текстах вместо МОД «Мер каҥаш» упорно легализуется термин-новодел «Всемарийское движение России», которое якобы «всё более ускоряет процесс своего развития и забравшиеся на трибуну (имеет в виду Ассоциацию) рискуют остаться без слушателей» (?!).

Читая всю эту «галиматью», я иногда спрашиваю себя: а не болен ли «Ильич» манией величия, «бонопартизмом» и иными самоуверенно-вождистскими наклонностями, которые так и прут из него? Чего только стоит его фраза «не первый год нас зовут вперед, только никого из них я не вижу впереди, собирающих разбросанные камни, вернее, осколки национального движения марийцев России».

Да успокойся, йолташ — Буревестник! Никого достойнее тебя нет впереди среди сборщиков камней-осколков общественной империи под названием «Всемарийский Совет», которые и появились благодаря твоей раскольнической, фракционной деятельности! Не ты ли четыре года подряд занимал должность первого заместителя председателя Совета МОД «Марий мер каҥаш» во главе с «Оньыжихой» Яковлевой? Да и сейчас являешься членом президиума Совета движения. А может, возобладала обида на А.Н. Иванова, который не захотел видеть тебя в качестве одного из своих заместителей, и ты стал добиваться авторитета неформального лидера всемарийского движения? Будь скромнее! Не торопись рядиться в одежды «всероссийского покроя» и не вводи людей в заблуждение!

Более того, откуда и когда появились злополучные «осколки движения»? Неужели за год председательства Иванова так быстро просел монолит Вашего с Л. Яковлевой архитектурного сооружения?

Что касается предложений об «амнистии» Василия Пектеева, Виктора Николаева, Владимира Козлова, то об этом нужно спросить их самих: согласны ли они в данное конкретное время иметь «решающий голос»? Думаю, недалек тот день, когда они получат не только общественный голос, но и достойную работу в РМЭ, чтобы не мыкаться в поисках заработка!

Тем не менее, уважаемый мной Анатолий Ильич в определенной степени начинает испытывать чувство вины. Все помнят, как совсем недавно в письме на имя Маркелова при оценке прошлой истории «Мер каҥаш» он клеймил позором марийских «националистов», среди которых были и вышеназванные лица. Теперь же пытается реабилитироваться перед ними. Так что имеет смысл продолжать, как говорится, «рихтовать» его совесть, чтобы политическое прозрение состоялось раньше ожидаемых событий, ибо потом все это будет уже без надобности.

Юрий Ерофеев,
г. Москва
03 ноября 2013 г.

7 комментариев

Filed under Дискуссионный клуб, Статьи

7 responses to “В огороде бузина, а в Киеве дядька

  1. Вачис

    Короче, одним словом, филологи. Я здесь согласен с Ерофеевым на целых 100..)))

  2. Михаил Долгов

    Кстати, у Ерофеева Юрия Ивановича 7 ноября – день рождения! В этот день он будет отмечать 73–ю годовщину, из которых 23 года фактически посвятил общественной работе, в том числе 10 лет освобожденной комсомольской. Именно при нем возглавляемая им областная организация ВЛКСМ мощно прозвучала в докладе на XVII съезде комсомола, а спустя месяц опыт работы марийской молодежи был одобрен бюро ЦК ВЛКСМ. В те годы каждый седьмой житель Марийской Республики был комсомольцем. А численность самой областной организации превысила за 100 тысяч человек.

    Но нынче, что любопытно и печально, его не пригласили на торжественное собрание, прошедшее в Йошкар-Оле 27 октября с.г. Не включили и в состав делегации от республики на Кремлевский вечер в Москве (29.Х.2013 г.) и не соизволили даже прислать поздравительную открытку. Причина здесь похоже кроется в том, что «слуги» Маркеловской администрации негласно наложили запрет на любое упоминание его имени и заслуг перед Республикой.

    Не будь его, возможно, не было бы и Московского землячества, и нашей Ассоциации! Это действительно настоящий лидер – патриот. Кстати говоря, установленные с его участием республиканские рекорды в эстафетном беге 4Х1500 м. и в «шведской» эстафете 800 Х 400 Х 200 Х 100 м. до сих пор не побиты, хотя прошло вот уже 45 лет!

    Это ли не пример для уважения и подражания!

    Итак, дорогой Юрий Иванович, прими самые сердечные, искренние поздравления и наилучшие пожелания от твоих московских земляков! Лично мне доставляет особое удовольствие это сделать потому, что я, будучи сотрудником отдела, который возглавлял Ерофеев, получил в 1980 году путевку на учебу, а затем и на работу в ПГУ КГБ СССР, в настоящее время СВР РФ.

    Одновременно, пользуясь случаем, хочу поздравить всех читателей сайта с Днем Великого Октября.

    Михаил Долгов

  3. Костятин

    Дорогие вы наши неугомонные старички, здоровья вам и долгих лет. Но про Комсомол и ПГУ КГБ СССР — вас, дедульки, занесло. Это сегодня, что то из страшилок «Готов»,»Эмо» и т. д и т. п. Не хватает только скрипа половиц и крышек гроба, паутины, египетских мумий завернутых в кумачёвые знамёна совдепа…Вам всё еще хочется новых юбилейных медалей, ну блин, дедули, вы даете !

    • аяр умдо

      Рекомендую всем — игнорировать!
      Активировались Вачис и Костятин, два пациента клиники психоневралгии с осенним обострением шизофрении и наступила опаснейшая стадия для расшифровки их бредятины!
      Срочно их в клинику им.Сербского!

  4. Лайд

    Уважаемый Юрий Иванович!
    От имени «Марий ушем», «У вий», «ВийАр», «Землячества «ЮЛСЕР» в г.Йошкар-Оле» и других организаций, поддерживающих ваше авторитетное мнение и желающих сил и здоровья на общественном поприще, — примите наше пламенное поздравление.
    А если Костянин встретился бы с Вами лицом к лицу, то за фразочку «дедуля» потерял бы дар речи.
    И стоит ли, Юрий Иванович, обращать внимание на человека, если титулы рекордсмен и чемпион республики для него ничего не значат.
    Ваша биография, общественная деятельность говорят сами за себя.
    Мы гордимся, что у марийского народа есть такие достойные сыновья.
    Попутного ветра в претворении ваших насущных идей.
    То, что официально на российском уровне зарегистрирована Ассоциация «Марийский мир — 21 век» — это ваша сила и заслуга.
    Вы своими поступками даете уверенность народу мари, что он такой же сильный, равноправный народ.
    Здоровья Вам и силы духа!

  5. онченшинчыше

    Радыгин просто так ничего не делает. И пленум, который всегда проходит в октябре-ноябре, назначил на 7 декабря, в день своего рождения. И обсуждения, выступления по злободневным вопросам свелись к восхвалению юбиляра. Какой он хороший, как ловко руководит двумя организациями, одну из которых \Республиканское НКа\ создал для продвижения идеи создания Всероссийского НКА. У многих собравшихся делегатов осталось впечатление, что приехали издалека на пленум не обсуждать проблемы, а коллективно праздновать день рождения радыгина. Так и надо было приглашать, а при чем пленум ? Зачем официальное мероприятие превращать в нескромную поздравниловку.

  6. Илья Эван.

    Ко иктаж-кушто марий-влакым «националист» манын вурсен гын,марий коклаште вуйлатыше лияш моральный праваже уке, вет марийын «национализмже» — лач шке калыкым йоратымаш. Эрвелмарий кокла гыч тыгай шакше ен- П.И.Бикмурзин.Поктыза тудым керек-кушто марий кокла гыч!Чыла марий националист коклаште икте-весым пуредымаш критический остракизм семын веле эн пытартыш верыште шогышаш.Москваште Российын эн влиятельный да куатан политический вийышт марийын да моло тыгыде калыкын пурымашешыже шукертак «жирный крестым» шынденыт.Чыла марий калык иктеш ушна гынат,илыше кодашыже неле лиеш.Сандене пырля лияш шоныман и пошкудо калык-влак дене, вет ушнымаште — вий.Национально тузланашлан переломым ыштен кертына, кунам Татарстан,Башкортостан да Марий Эл ик Ушемышке ушнат. Тидым ышташ лиеш Россий коргыштак, нимогай улшо-закон-влакым пудыртыде, Российын федеративный устройствыжым вияндыме амал дене. Руш шовинизм лач вийым веле шотыш налеш,»изи улына,вийна уке» манмылан воштылыт веле,куанат веле.

Добавить комментарий