Башкирские марийцы станцевали на Книгу рекордов Гиннеса

Ший кандыра 2013 г.10 августа на центральной площади административного центра Калтасинского района села Калтасы состоялся третий Межрегиональный фестиваль-конкурс «Серебряная веревочка-2013» («Ший кандыра»).

На нем в исполнении марийского народного танца «Веревочка» соревновались самодеятельные коллективы Республики Башкортостан, Республики Марий Эл, Удмуртской Республики, города Екатеринбурга, сообщили в информационно-аналитическом секторе администрации Калтасинского района.

Праздничную программу открыл глава администрации Калтасинского района Юрий Садыров, который тепло приветствовал гостей, участников и членов жюри.

Жюри возглавила директор Республиканского научно-методического центра народного творчества и культурно-досуговой деятельности Республики Марий Эл (г. Йошкар-Ола) Тамара Дмитриева.

Всего в конкурсной программе приняли участие 23 коллектива. Гран-при завоевали любители народного танца из деревни Большой Кельтей Калтасинского района. В номинации «Сценический танец» первое место было присуждено коллективу из города Янаул «Ош пеледыш», второе место — ансамблю «Чевер кече» из Волжского района Республики Марий Эл, третье место — гостям из города Сарапул Удмуртской Республики и семейному ансамблю Асеевых из Нуримановского района Башкортостана.

В номинации «Деревенский танец» первое место досталось коллективу «Арка марий» (деревни Бабаево и Василово Калтасинского района), второе место — коллективу «Кӱдыроҥгыр» из Краснокамского района, третье место — ансамблю «Урал кундем» из Екатеринбурга, коллективам села Краснохолмский Калтасинского района и села Куяново Краснокамского района.

Ший кандыра 2013 г.
После окончания концертной программы все участники и гости праздника пошли в пляс по главной улице села Калтасы, установив мировой рекорд длиной 2300 метров в номинации «Самый длинный в мире восточно-марийский танец». Сертификат о подтверждении этого рекорда был торжественно вручен президентом Международного агентства рекордов и достижений Галиной Свирщук главе администрации муниципального района Юрию Садырову.

Информация о данном достижении будет направлена во всемирно известное издание — Книгу рекордов Гиннесса.

Для участников и гостей фестиваля была организована выставка картин народного художника Республики Башкортостан, лауреата Государственной премии им. Салавата Юлаева Георгия Калитова, работала выставка-продажа марийских костюмов студии «Сайвер» (г. Йошкар-Ола).

Справка

Жители Калтасинского района по праву гордятся тем, что Межрегиональный фестиваль-конкурс «Ший кандыра» («Серебряная веревочка») зародился на калтасинской земле. Незабываемый след оставил в памяти всех участников первый фестиваль «Ший кандыра», состоявшийся в июле 2011 года в Калтасах. Тогда открытый фестиваль-конкурс впервые документально зафиксировал и рекордную длину — танец на калтасинском лугу протянулся на километр. Общее число участников вместе с гостями и зрителями составило свыше 2600 человек.

Второй фестиваль «Ший кандыра» прошел летом прошлого года в Мишкинском районе.

Видеозапись праздника в 2 частях от Валерия Иштубаева, часть 1:

Часть 2:

Видеосюжет от Стаса Береснева:

Источник: БезФормата.Ru, Уфа

Фото: ИА «Башиинформ», starosta.homegate.ru

 

47 комментариев

Filed under Новости, видео

47 responses to “Башкирские марийцы станцевали на Книгу рекордов Гиннеса

  1. stasik

    Это отвлечение народа в сущности на пустые и никому не нужные рекорды. В этом году 2.5 километра. На следующий 3 километра. Так можно бесконечно развлекать народ отвлекая от происходящей несправедливости.
    Кроме того марийцев в Башкирии вспоминают только раз в год, а в остальное время они со своими проблемами в забвении.
    А если короче: когда НЕЧЕМ гордится, придумывают всяческие километровые «веревочки»
    http://ufa.kp.ru/online/news/1509271/

  2. Костятин

    Поздравляю всех марийцев России ! Ший Кандра пайремже сай эртыш. Рекордат лие ! А ме, мари калык, Калтасан кужо уремже мучко, реально, — КУШТЫШНА дык КУШТЫШНА !!! Тау, Калтаса ! Вес ий марте!

  3. В.Шайдуллин

    Молодцы,калтасинцы постарались и спасибо дружбе народов в Башкортостане!

    • Калтаса марий

      О–о, воры и жулики проснулись! Чья бы корова мычала! Наворовавшись,ушел в небытие и проснулся в интерете…Двурушник и лицемер начал восхвалять дружбу народов. Но если уж этот тип от скуки залез в инет, значит неспроста, чего-то замышляет. Видать скушно стало на пенсии.

  4. Вургем

    Господи ужас, башкирские марийцы, че вы на себя только не напяливаете, называя это «марийским костюмом». Как ворона тащит все что светится, так и вы все что угодно лишь бы ярко было напяливаете и позорите марийцев. Да никогда марийцы такой страшной безвкусицы, уродливой фантази а ля марийское в стиле ансамбля «Марий Эл» на себя не одевали. Изучите историю марийского костюма по научной литературе и экспонатам в музеях, за образцы берите самое позднее начало 20 века. Я считаю настоящим марийским костюмом белую холщовую одежду с мелким геометрическим орнаментом, у башкирских мари позже была домотканная пестрядь с бранным ткачеством или вышивой. Но вес этот ужас из щелка и русской гладью это позднее заимствование у др. народов. А самое ужсное это ваши стилизованная одежда, сшитая в местных ателье…

    • Калтаса марий

      А у нас вкус такой — полная безвкусица: у так называемых национальных «лидеров» и горе-организаторов.. В содержании, смысле проводимых мероприятий, истоках национальных традиций и одежды некогда им разбираться, да и не по уму. Это их не интересует, лишь бы прокукарекать и взбаламутить народ. Тем и отличаются.

  5. Аликсендер

    А больше не за что держаться, только за верёвочку… Раз в году.
    Всех — с верёвочкой ! Только куда она выведет ?

  6. Эрге

    сай Вургем! Вы очень ограниченны в понятии одежды у народа, по музейным данным нельзя судить о многообразии, я вообще начал интересоваться историей недавно и встречаю отличие в одежде у каждого населенного пункта, так марийцы ставили свою принадлежность к своей родовой общине, так как в бытность до крещения население мари было значительно превышающим существующей численности (отсюда и четыре Черемисские войны), а блестящие монеты служат кольчугой — защитной одеждой от стрел, так как и женщины принимали участие в боевых освободительно-защитных действиях.

    • SarmiS

      Отрадно, что молодежь интересуется историей мари, национальное самосознание каждого из нас зарождается в изучении древней истории народа ( по крайней мере для таких как я, «рушмари»). Жаль, что таких как Вы немного- большинство с кем я общаюсь не знают даже известные этапы истории мари. А на счет кольчуги из монет, можно сказать, что первые единичные женские украшения из монет появились после плотных контактов с тюрками ( булгарами) , и стали повсеместными, и порой единственными сравнительно недавно- после запрета русского царя в марийских селениях под страхом смерти ювелирного и кузнечного производства . Каждый вид женского украшения из монет имеет свое мистическое значение, украшения копируют более древние литые и кованные украшения. На эту тему можно говорить часами, но изучать историю своего народа,я полагаю, нужно начинать с изучения работ наших историков Г.А.Архипова , И.С.Галкина, работы К. Санукова и других уважаемых профессоров, более ранних М.Янтемира И Ф.Егорова и многих других,этих работ огромное количество- было бы желание, в этих работах многое можно узнать, но еще больше скрыто. В частности у И. Галкина есть про значение женских и мужских украшений.

      Нет ничего удивительного, что уральские мари «более мари», чем мы здесь в Марий Эл. В свое время на восток ушли марийские роды на пике пассионарности, в последствии они не ощущали такого влияний русской экспансии и им легче сопротивляться ассимиляции (нет такого негативного исторического опыта русификации). Факт- приезжие в Марий Эл мари на жительство из других регионов бывают в шоке от отношения к марийцам в Йошкар- Оле. Кто не родился и с детства не жил в Чарле тот не поймет нюансов жизни простого городского марийца. Лично я за любые проявления марийской самоидентификации, будь то проведение фестиваля» Эрвел ший кандра » или надписи на марийском языке на автомобилях, пускай все это не без «особенностей» , но главное, что бы все это укрепляло положительный образ сильного народа мари,и шло на его сплочение.

      • Александр

        Молодец.Любая нация в мире только бы радовалась от одного упоминания о себе,как о самодостаточной, самостоятельной и самоутверждающейся нации, как и от упоминания, характеристики отдельным личностям (что касаетса Шайдуллина В М, это он учредил,организовал первую региональную марийскую газету » ЧОЛМАН», Калтаса Марий, мы марийцы ЗНАЕМ о Шайдуллине гораздо больше чем вы и не старайтесь ввести в заблуждение других марийцев, а насчет слова » наворовавшихся» я готов к вам приехать в Калтасы и выяснить с вами, что вы имели в ввиду, я вас не пугаю, я просто хочу знать, что вы хотели этим сказать). А что касается марийского женского платья (особенно женский марийский костюм является олицотворением идентичности нации) да,здесь явно намечается тенденция об изменении направления МОДЫ марийского женского платья. То платье с вышивками (хота вышивка- это шедевр марийских женщин особенно мастерицы из Кельтея), которое сейчас носят марийские женщины-это не национальное платье, это псевдоплатье,это артфольклорное платье, это напраление в тупик (я давно хочу услышать специалиста по народным костюмам,может это неизбежное модернизованное направление марийского женского плать, я извиняюсь, но излагаю свое видение) Но, лучшего самотканного платья, которые были у Калегинских (Меранг ял) жненщин не может быть. Валикаев

        • Калтаса марий

          Александр, вы пишете от имени многочисленных людей. Представьтесь пожалуйста.Кто это МЫ, кого вы имели ввиду. А то что собираетесь приехать, это похвально.Мы только приветствуем, в этом есть надобность прежде всего в ваших интересах. Мы проведем вам небольшой ликбез и экскурс в историю. Не обижайтесь, я это пишу без сарказма, искренне рад буду с вами познакомиться.

  7. Влад

    Единственные марийцы — Башкирские, которые в современном мире заставляют к себе прислушиваться. Глубокое уважение и гордость за свое происхождение вызывают их мероприятия. Огромное спасибо Вам. Здоровья Вам и Вашим семьям. Кугу Тау.

  8. полукровка

    В Башкирии марийцы,по крайней мере,ассимилируют,а не ассимилируются,как в Марий Эл и др.регионах.Даже дети,являясь полукровками,считают себя мари,почти все владеют марийским,живя в городах.У них в голове не укладывается,-как можно стесняться своего народа,языка?Где чаще мелькают на стеклах авто»марий улам»,»юмо арале»?,конечно в Башкирии.Приятно читать дорожные напутствия у марийских деревень-«корнан лийза».Мне кажется их надо больше хвалить и радоваться за них,чем критиковать.

  9. человек с танцевальным образованием

    Интересные неожиданности появляются в комментариях. Кто то злобствует, кто то завидует откровенно, есть кто и хвалит это мероприятие. Кто злобствует, уверен, что он ничего в жизни не сделал для пользы народа. Даже те кто просто не поддерживают они тоже ничего не сделали и не сделают. А танец у нас хороший. Зря вы ребята злобствуете. Мы работаем и на вас в том числе. Только не подымайте вой. Мы ни кого оскорблять не будем. Не надо так. Конструктивный разбор мероприятия не мешает. Хорошая подсказка по костюмам была. Абсолютно согласен. Но вопрос стоит, а где найти специалистов по костюмам. Нету их. Вот люди и берут что лежит на поверхности, не углубляясь. Вы сами сделайте что нибудь и тогда поймете, какими трудами и нервами достаются такие мероприятия. А не будем делать тогда ничего не будет, вернее будет сплошная ассимиляция. Лучше вливайтесь в ряды общественников и не надо пакостных слов больше. Ваш друг.

    • йогор

      Тыйын лу:мет «Помидор»? А чем отличается танец от пляски?

    • Человек без образования.

      Наш друг, мы все прекрасно понимаем, как непросто такое организовать. Намного легче было бы проводить, если изначально все это было продумано и направлено на созидательность, сплочение.Споры идут не по теме. такое мероприятие не должно зацикливаться на биении в грудь типа кто кого, да мы вас и т.д. Здесь не должно быть дискриминаций по поводу своих, чужих, сторонников и противников. Если по уму подключать по возможности больше людей, подходящих для организации таких мероприятий, а это уже начинается с составления положения и программы,то возможно и противников не было или по крайней мере, их было бы меньше. Во–вторых, основательная подготовка требует к себе немало времени . В положении говорится, что это конкурс бытового деревенского танца, т.е для деревенских коллективов (так и написано, что приглашаются из деревень) А если люди выросли в деревне, живут в городах, значит, согласно положению, не могут могут участвовать? Вот и не поехали многие городские. А тут читаем: в номинации деревенский танец 3 место присуждено ансамблю, заметьте, АНСАМБЛЮ, Урал кундем из г.Екатеринбург. Что за это деревня Екатеринбург? При чем здесь ансамбль?В позапрошлом году в Калтасах не дали никакого приза, что там говорить о гран–при, на голову лучше все выступившему народному ансамбля танца Юго из Сосновки Мишкинского района. Сказали, что это коллектив художественной самодеятельности, а не участники бытового деревенского танца. Позвольте, это же не профессиональные танцоры приехали, а ученики, доярки, вообщем такой же деревенский люд со своими. традиционными марийскими деревенскими костюмами, которые шьют сами и одевают на праздник. А сейчас смотрим наградили в основном ансамбли и коллективы художественной самодеятельности. При чем тут деревенская кандра ( по положению) и коллектив города Янаула, составленная из жителей разных деревень того же района, которому дают первое место в номинации сценический танец, а Юго отказали в позапрошлом году, обвинив их, что это сценический танец? Разберитесь со своими ПОЛОЖЕНИЯМИ,господа, если их даже не умеете разрабатывать, что говорить об уровне организации? Ведь никто не критикует саму идею проведения, все это нужно, это нелегко. Вас же критикуют за неумение или нежелание объективно и профессионально подходить к этому процессу или хуже того, предвзятость в оценке уровня выступлений коллективов. Что–то не видно было среди участников в этом году мишкинских коллективов. Почему бы это? Ну хорошо, вы организаторы. вы провели, вы взяли на себя груз ответственности. Молодцы, спасибо вам за эа это. Но обьявили же не для калтасинских коллективов только, правда? Пригласили других. За это тоже низкий поклон вам. но смотрим награжденных: среди них главные и первые места занимают сплошные калтасинские Хорошо, вы потратились и решили хорошую долю призовых.отдать своим. Но зачем тогда приглашать других и обьявлять конкурс чуть ли не всенародным? Проводили бы для своих и ладно.Может, в этом году достойных коллективов не было из других районов и регионов а прибывшие были из разряда участников по олимпийскому принципу главное участие? Возможно. Если так будут проводиться фестивали и в будущем, не исключено, что скатится к районному уровню, как бы не стали его называть. Просто достойных гостей не будет при таком отношении к ним. Не надо обижаться на высказывания других по этому поводу ,принимая за критику, а надо принимать во внимание и учитывать при организации такого масштабного мероприятия. У восточных марийцев традиция гостеприимности издревле была превыше всего. Если даже себе не останется – последнее отдают гостю, зная, что это с лихвой окупается и возвращается сторицей. По крайней мере, у старшего поколения было так. А после этого фестиваля немного отдавала горечью, как и два года назад. Он проводился в большей степени с целью показать, смотрите кто МЫ. а в исполнительном профессионализме и работе жюри блеска было что–то не очень. Танцевальное образование и организаторские способности масштабных мероприятий – это не одно и то же. Не обижайся, наш друг. Ничего личного.

  10. Аликсендер

    Я как бы от «злобствующих» (шучу, ибо не обижаюсь) отреагирую на сравнение башкирских мари с мариельскими:
    Национальная политика Башкирии отличается от национальной политики Марий Эл, как известно, к сожалению для Кремля…

  11. Никитин С.П.

    Ансамбль «Урал кундем» — это бывший «Яндар памаш» из Верхней Пышмы (рядом с Екатеринбургом). Руководитель ансамбля Алексей Янгильдинович Янгельдин ушел из жизни, и года не прошло, как ансамбль переименовали. Зачем? Где преемственность? Или, если новый руководитель, то все старое — вон? А ведь «Яндар памаш» был уже узнаваем, участвовал во всех областных, городских мероприятиях, дважды был призером конкурса им. Князевой (областного и всероссийского). Вот так — ушел человек, и детище его присвоили другие. Хотя и постановка танцев, и костюмы — сделано при Янгельдине. В угоду амбициям и политическим интересам вновь начали «с чистого листа».

  12. Костятин

    Если Мишкинцы показательно проигнорировали последний фестиваль в Калтасах это их беда-рекорд побит без них.Но дело то не в рекорде.Лийын лийын- йо:ра. Мишкан-влакын тыгайрак кылыкыштым чыла башкир мари-влак шукертек пален шогат.Администрацийышт туге ку:ШТЕН ДЫРат манын ойлат.Манеш-манешын мутшо о пыте Моло влакым критиковать ыШташ куштылго.А в пршлом году у себя- разве не мишкинцы получили Гран при?Там региональный всемарийский КАНДРАФЕСТ( марийская кандрафьеста- манашат лиеш) просто-напросто превратился в показательный праздник достижений района ( стараниями Администрации района ) то есть в- показуху. А кандра была лишь поводом и украшательским элементом для этого.В Мишкино о положении фестиваля даже не вспомнили,что есть такой документ.НО ЗАТО йу:кшо: КУГО ЛИЕ-куго уна-артист-влак лиймо:нго: В Калтасах,к стати, где то же не ангелы живут,оба раза в 2011 и 2013 пусть с многими не доработками, но был праздник именно танца кандра.Это признают все марийцы и гости-участники. Может быть нынче поздновато обьявили дату,слишком поздно отсылали приглашения,условия. А Краснокамский район прсто отказался проводить, хотя всенародно было об этом обьявлено в Мишкино.Не смотря на все это всё же такое мероприятие провели — спасибо главе Калтасинской администрации,Ю.Садырову, а так же лидеру марийцев района Ф.Бикбатырову, неутомимому Шаймратову М. и всем другим.организаторам.Работал авторитетное жюри из прфесионалов.Они решили так как решили.Не прилично подвергать сомнению решение жюри.Подавайте в суд,если вы не согласны таким решением.Не ведите себя как ребёнк,которому не досталась конфетка ,ЧЕЛОВЕК БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ.Смысл Кандрафеста не в этом,а собрать марийское народонаселение вокруг этого танца в единый народ. Так я это понимаю.Правильно я говорю ?Устроители ? Дать почувствовать что мы тоже можем жить дружно и в сгласии.Способны делать что то для своего народа сообща.Не в рекордах дело.а вот в чём.Почему «разберитесь с положениями»? Ты будешь сидеть в кустах и учить всех как нужно делать?А другие пусть разбираются.Что за позиция? Предлагай поправки,Все добавляйте все ваши видения-каким должен быть кандрафест № 4.( Я,например как молодой и человек в джинсах, вот такое название предлагаю) Включайтесь активнее все. Пишите в Чолман,на страницах которой обсуждать эти проблемы удобнее и старикам и молодым.У:маште шонго Калитов шкеток серкалшын койо чей,но тудат йомо, ала кушко? Калитов, шылын ит кие ? Ручкаштет чернилат пытыш мо ?Алё !!!?.Фестиваль то-РЕАЛЬНО народный и СТО ПУДОВ-общий.Туге огл мо ? Со временем фестифаль обкатается,дополнится новыми элементами и всё будет работать точно, как часы, для этого нужно время. Дело то новое.В Башкирии да и в ближайщих областях такого нет— фестиваль одного танца! Стариного! Коллективного! Всенародно любимого! Кандрафест способен обьединнить и примирить всех марийцев .Как вы думаете?

  13. Эрвий

    Фестивальын кӱлешлыкше нерген ойлыманат огыл — Юмылан да организатор-влаклан тау, кумшо гана эртаралтын. Ий гыч ийыш масштабше кугем толеш, участник-влак коклаште йоча да самырык-влак шукырак койыт — тидыжат йывыртыкта. Эше «Кандра пунымаш» деч посна вес марий калык куштымаш-влак шарналталтыт — тидыжат кумылло. Тыгай кугу пайремым эртарыме кунештарымашат погынен толеш.
    Пӧрык Калтаса районеш фестиваль тутыш верланен гын, оргкомитетланат куштылгырак лиеш ямдылалташ да чылажымат радам дене сайын гына ончен лекташ. Шокшо кыша дене тыгай шонымаш-влак лектыч;
    1. Баннерым «Ший кандра» манын марла возаш да марий якыртӱр дене сӧрастараш кӱлеш.
    2. Сцене изирак, куштычо тӱшка- влак садак огыт тий, садлан сценым вӱдышӧ-влаклан да саламлыше-влаклан кодаш, а куштычо-влак ончылныжо ойырымо верыште усталыкыштым ончыктышт.
    3. Башкир юрта-влак йотшочшо койыт. Марий пӧрт сынан пӱрдышым ямдылаш кӱлеш — ошо-йошкарге мотор лектыт.
    4. Участник-влакын саламлымаш маршышт марий муро йоҥгымо почеш лийшаш.
    5. Калтаса урем мучко рекорд куштымашын эртымыже сайрак чӱчеш — асфальтыште тывырдык чотрак йоҥга да сӧрал коеш. Тольык тидлан посна иктаж 10 репродукторым луктын сакаш — такмак-влак уло урем мучко йоҥгышт.
    6. Номинаций гыч чынжымак «сценический куштымашым» ялтак налаш. Сценическийым ме тугак ужына, а тиде калык куштымаш фестиваль. Ансамбль-влак толыт гынат, 30% -ше проста калык лийшаш, ола але ялысе марий-влак садиктак.
    7. Марий вургем шотышто — эрвел мари вургем ургызо-влак ик мастерскойым почыт гын, пеш саяк лиеш ыле. Тиде нейлон вургем чынжымак мотор ок кой. Пестрядьым Удмуртийыште ыштат, манын колынам ыле. Але ош йытыным налаш. Ик-кок уста ургызо-влак муалтыт гын, шуко заказ лийшаш, шкенан вургемна шергыш возеш гынат (кидпашаже шуко), садак тудым налыт ыле. А кызыт налаш нигушто.
    8. Пагалыме оргкомитет пашаче-влак кандаш кидан огытыл да кажныже шкенжын пашажымат ыштышаш. Нунылан полышыш НКА «Эрвел марий», Нефтекамск да моло районласе «Марий ушемын» вуйлатышышт-влакым пурташ. Туҥ пашаже — оксам погаш полшаш — репродукторымат, пӱрдышымат ончычак заказатлыман, садлан IV фестивальлан кызытак ямдылалташ тӱҥалман.

    • Александр

      Вескана каждый километрым и метрым кылеш лошлаш (распределить) ял влак коклаш. Например-ПаваСола ял 2350-2400м; Арлан-2400-2500м, тунам чыла корно метрын озаже лиеш. А чыным ойлаш гын пеш кугу пашам ыштыда.Пеш кугу ракмат.

      • Эрвий

        Пеш сай ойым пуышта, Александр! Пагалыме оргкомитет, умдо мучашке тидымат налза! Тыге рекорд куштымаш тӱҥалме годым кажне ял тӱшкалан иктаж 100 метр дене ойырет гын, тунам Кандра кужытшо дене кӱрылтдымо лиеш да умбакыжат шуйна. Огата кажне ял тӱшка эше ончышо-влакымат шке коклашкышт кӱшта. А то ончет — а шуко унаеҥже ӧрдыжтӧ шоген кодыт, вожылыт але кӱштышӧ укелан…

  14. Калтасинец

    В целом предложения Эрвий дельные. Еще добавить бы: надо не просто утвердить, а просто–напросто вбить в голову организаторов, чтобы не созывали разношерстные коллективы по блатовству и знакомству с заранее обговоренным условием, мол, приезжайте к нам, мы проводим куштымаш пайрем, если приедете, мы вам такое–то место и приз дадим.Это напоминает договорной матч. Вот и появляются переименованные Урал кундемы вместо бывшего Яндар памаш и т.д.
    Или наплевать на условие конкурса, что нет там ничего про сценический танец, что не должно быть ансамблей и художественных коллективов, давай,мол, дорогой, вези хоть какой коллектив, сборный ли там или разборный, дадим приз по любой номинации. Нет в условиях конкурса под ваш коллектив? Пожалуйста, придумаем по ходу там же, на месте. Ты лишь вези, чтобы показать масштабность и многочисленность коллективов. Мало ли что противоречит по условиям конкурса, мы сами придумаем и сами решим, мы же организаторы.Эрвий молодец, только по –марийски пишет с натугой, подыскивая слова. Я не силен в марийской грамматике, но знаю это точно, что безграмотность не надо выносить на баннер, надо писать Кандыра, а не кандра. К тому же Ший по сравнению с Муш кандыра ( какой бывает настоящая кандыра) не означает прочность, сплоченность,крепкость. Если вернуться к истинным традициям, что означает Кандыра пунымаш, почему вили веревку и танцу дали одноименное название, то из–за прочности и неразрывности. Попробуйте потянуть Ший кандыра и Муш кандыра –ший кандыра оборвется.Если задуматься над смыслом – то идея этого названия сводится к тому, что вся эта затея ассоциируется с ненадежностью такой веревки, свитой из серебряных нитей. Может, поэтому и обстановка вокруг это праздника неоднородна и противоречива? Кто придумал это слово Ший, когда этот танец восточных марийцев всегда звучно и раскатисто просто назывался Кандыра? А чтобы понятно было читать и не корпеть над смыслом написанного, мое пожелание Эрвию: не надрывайся,пиши лучше по–русски, как я. Потому что мой корявый язык на марийском так же будет вызывать усмешки. Стыдно, но что поделаешь.

  15. Эрвий

    Уке, Калтасинец йолташ, кертмем семын марлак возем. ) Умылшыжо умыла, молыжлан садак руш мутым пуртыдегече возаш тунемман. ) Кок ий ончыч возымо комментым уэш-пачаш ом возо, ушештарем гына. «Кандра» манме сайрак йоҥга да брендлан чотрак мия. Ший — мыланна шӧртньӧ дечат шергырак. Л.П. Смоленцеван «Ший гай волгалт илыза» манме шымлыме пашаштыже тидын нерген шуко возалтын, ик гана лудын лекса. Таклан огыл марий ӱдырамаш вургемыште ший гыч ыштыме сӧрастарыш 15 кило марте шуын, черле еҥлан ший вӱдым йӱктеныт да аза шыпкашке ший оксам пыштеныт. Садлан «Ший Кандра» манме кугу туштылмо шонымашан.
    А фестиваль йыр ӱчашымаш — тиде нимат огыл. У тӱҥалтыш эреак ӱчашымашым луктеш. Тольык ӱчашымашыже тептеран лийже, организатор-влакым да икте-весым мыскылме да койдарыме огыл, а саяк лийже манын чон корштымаш гыч лекше.

  16. Ик марий

    Йылме шотышто мый Калтасинец дене ом келше. Эрвий марла умылаш лийшын возен, изи йоҥылыш-влак улыт, но тиде нимат огыл. Йылме калыкын — негызше (основа, фундамент). Вот пайрем гыч видеом ончет южо палыме, пагалыме марий калык ончык лектын шогалын пыкше пеле рушла, пеле марла куктешт шога… Тиде шот огыл, Пошкырт марий-влак, марла шукырак лудса-окыза, возыза-серыза, ойлыза — тыге гына марий йылмыда лывырга. Уке гын, марий пашам рушла шуктен шогеда. Айста пагалаш шке калыкнам, йылмынам да кертмына семын чыла вере марла ойлаш, сераш тӱҥалына!

  17. Эрвий

    Пеш тӱрыс мут! Ик марийын шонымыж дене уло кумылын келшем. Кунам марий интеллигенций эн ончычак мотор яндар йылмыж дене шынамат лиеш, тунам мемнан уло калыкынат ӧрт пура. Неле, йоҥылыш-влакат лиедат гынат. Ойласымашна-возымашна гыч йӧршеш руш мутым лукман, чыла руш умылымашымат марла возаш лиеш.

    • аракма мари.

      мариувер факультет марийского языка огыл. моктаншат вер огыл. школышто правописаний дене заниматсе лийза. кузе марла ойлаш тунемынам, тугак серем.

  18. Просто марий

    Мотор яндар йылме манме дене келшаш лиеш. Ойлымаштат, возымаштат тыге кучылтмо годым. Рушла возышо йолташна тидын нергенак каласынеже улмаш, очыни. Яндар,чатка йылмым кучылтмаш — чын шонымаш, но коверкатлымашым йылмым палымашлан шотлаш ок лий. Молан кулеш тунам марий мутер, марий тиште? Кузе кутырет, тугак возкалет гын, марий тиштат йомеш, йылме почеш калыкшат… Тугеже, тунемман шкенжым чын марийлан шотлышо енлан. Уке гын, лучо рушла, но яндарын возаш. Ший мут шотышто умылтараш тыршыме ок кул, руш манмыла, смотря применительно к чему, смысловой нагрузкыжым ончалаш гын. Ший кеч-кунамат шерге лийын марийлан, тидым историйым палыше гына огыл, тыглай марийжат шарна,докан, Смоленцевын книгаж деч поснат. Но ший узгар да тиде мут марийын илышыштыже символический манын тудым чыла верат тушкаш кулмо шотышто шоналтыман,очыни, поснак Кандыра да тудын дене кылдалтше куштымаш дене кучылтмо годым. Айста тунам узгар декат ший мутым тушкаш туналына: ший йыдал, ший йолаш, ший тувыр, ший илыш да т.м. Тутло-тутло манме дене нимо тутлыш ок савырне.

  19. Просто марий

    «УЧАШЫМАШ ТЕПТЕРАН лийже.» Эрвий манын возышо марий йылмым тунемынак огыл мо ли? ТЕПТЕРАН але ТЕПТЕРДЫМЕ айдеме гына лийын кертеш, тиде айдемым характеризоватлыме годым кучылталтеш, молыжлан лачеш ок тол.. Тептердыме ен-влакын учашымашышт манаш лиеш. Йылмым умылымашыже уке, садланак дыр Ший мутымат тептердыме ен гай кучылташ темла.

    • Эрвий

      🙂
      «Ораде огыл, кнагаче, пеш мастар плотник, но тептерын илен ок мошто». М. Шкетан.
      «Але марке яллаште поян тукым-влак мланде пашам тептерлаш тӧчымылан чараклен шогышт». М. Шкетан.
      Судыш пуэн мо тептер? М. Шкетан.
      Кычкырыма гычда нимогай тептер уке. А. Айзенворт.
      Тептерын кутыраш
      Тептердымын ӱчашаш…
      (Марий мутер)

  20. Никитин С.П.

    Минят келшем — канд»рам ший гыч огыт пуно. Да тыгай кандрам аксельбантлан веле лиеш кучылташ. Поро, пашалан, илышлан келшыше — тиде муш канд»ра. Керек мошко кает гынат, тудо воктенет лийже, ын*гай ку*лешан лиеш. Еще «Кужу канд»ра» лу*мдаш лиеш пайремым — ик кечын, ик пагытыште кажне мари ялыште, олаште канд»рам тавалташ. И фестивальымат эртараш.

  21. шӱвырзын уныкаже

    Эрвий деке арам пижында, марлажат сылнын воза, умылтарыш тидымат — кандыраже молан ший лийшаш, а ятыр сай ойым да каҥашым возен вес гана фестивальым эртарашлан, тидыжат мылам келшыш. А те йыгыледа, кӧлан келша кандыран пеҥгыдылыкше, муш гыч да мойн, ала иктаж ушанже возен пуа — кыне гыч эн чапле, вара рушла кусарен ончыза гын?
    Фестивальын лӱм йоҥга, уже кагазлаш куснен шукертак. Калтасинец йолташлан шуко сомыл перна, марла моштет але от мошто, мыланна керек, шонкалыза, кузе вес гана уна-влакым ӧрыктараш, ала эше йот элла гычат толаш тӱҥалыт лишыл ийлаште.

    Вургем, чын возеда.
    Эрвел мари-влак, пешак «шке семын» улыда гынат, но тендан вургемда пеш соптыра, те кеч шыдешкен пудештса! Пуйто чыган орва гыч шӱдырен луктында лаштыклам, тылеч моло чевер тӱс нигӧнат, нигушто лийшаш огыл ман, чылт Пакистан элысе вургем семын, нунын нимогай розборышт уке, мо келша тудым сакален чият.
    Мишкан район ялысе вате-шамычын тувырыштым умылаш лиеш, эше тушто чылажак лугалтын огыл, марий йӱла почеш тӱрлаш тыршат, шинчамат куандарат.

    • Александр

      Шувырзоын уныкаже, те чынак ойледа марий удрамаш тувыр нерген,тыште ало могай палымыдыме (неизученное) явление кая, особенно Калтаса велыште. Удрымш тувырышто мотор турлымаш, но нимогай марий орнамент, знак,фигура(эх,искусствоведын ойлымыжым колыштмо шуеш ылы) уке

  22. Эрвий

    Молан тыге тура «Ший» мутым умылаш? «Ший памаш» але «Ший аршаш» манме годымат вет «ший гыч ыштыме» манын огына шоно. )

  23. Александр

    МЫЙ йывыртен ом шукто Калтаса марий калыкын чыла погынен «Ший кандыры» фестивальым эртармыштлан.И чаманем,и йывыртем тыгай кугу пайремым организоватлыше влаклан,кугу салам и тау тудовлаклан

  24. Аноним

    Эрвий шонго пийже мом тушто пеш чот палыше ен гай ляпкен шинча? Рвезет годым ышташ кулеш ыле пеш кертше улат гын. Книга –влакым ончыктылат сноскылан. Шонгемынатат шкендын чонетым руш писательын классический каласымашыже туржеш да ?что стало мучительно больно за бесцельно прожитые годы? Еным туныкташ шкендын чонет кристально чистый лийшаш. А Кандра ваштареш шогышо иктат уке, не надо искусственно подогревать тыгай темым и искать противников, как когда–то врагов народа. Ваштареш ойлышо–влак канждра огеш кул манын огыт ойло, а тудын содержанийже, чын смысылже да обьекивность нерген ойлат.Чтобы иктыланат обидно ынже лий особенно толшо уна–влаклан. Содержанийже, формыжо, в том числе вургем шотыштат могай тудо лийшаш нерген четкий полождений да трактовка уке гын, тидын дене келшаш лиеш шонеда мо? Эртараш гын эртараш, шорык куту гай огыл. Тунам ниго нимом ок ман, таум гына каласат. Теве шкак возгаледа вет, мом ышташ кулеш кандра курышталтше ынже лий манын. Ура рекорд манын кычкыреда, а кушеч тугеже рекордын кутышыжо если тудо курышталт–курышталт кушталтын? Тиде кандран иктыш ушымыжо огыл, а тыге курышташ лиеш манмым онгчыкта. Эше икте–весым мыскылымаш, район ден район коклаш ишкым кырымашым икмыняр ен тиде сайтыште шуктен шога. Показательно, демонстративно толын огытыл да монь маны серкалат . Причиныжым паледат пеш тыге серкаледа гын?Или тиде обязаловка, партийная директвива сверху? Бывший парторг–влак, тыгай жап давно
    эртен. Шыде пар дене ятлен огыл, порсын кумыл дене унам ончыман, тудын кумылжым шуктыман… Тунам чылан толыт.Организатор–влак могырым кристально чисто чыла сай да показательно эртаралтын, тыге умылаш лиеш, не смей в их адрес высказывать замечания.– икмыняр енын ойжо почеш тыге лектеш.Тыште саде икмыняр енак никыштым вашталтылыт да возгален шинчат айда. Ушан ен тыгай замечаний–влакым поген, ончыкылыклан планыш пурта, исправляет, канашым йодеш, тунам ваштареш ойлышат мелын савырна, полшаш туналеш. А тыште неприкасаемый–влак вес семын шонышо–влакын умшаштым петыраш толашат. Пий гай фас манын еныштым сайтыш шынденытат, кажне мутым, нуным моктымаш огыл гын, отслеживатлат да шувыл шыжыктен вурседылыт икте–весышт дене. Йора интернет гыч шувылышт ок шу.. Вообщем,ик мыняр бездельник да пенсионар–влак, пашашт укат, искусствено шуйкалат тиде темым сайтыште. Тыгай огыл енышт–влак вуеш ынышт нал. просто перепалка–влакым лудын тыгай шонымаш шочеш.

    • Ик марий

      Эрвий, йоҥылышм ом лий гын кӧ тудо, шоҥгак огыл. Тудо чыла шотшо, радамже, весе-влакым пагален серен. Тый Эрвий нерген огыл лач шке нергенет возенат: уке гыч проблемым луктат да лӱмын весе-влакым лӱмдыл, мыскылен ик йодышымак пачаш-пачаш шурен киет… Дискуссийым эре ӧрдыжыш наҥгаяш тыршет, чыла ялысе шӱкшӧ ӱдрамашла вурседалмаш кӱкшытыш лукнет. Тидыжым калыкым сайт деч йыгыжтараш да марий калыкын моло пӱсӧ йодышыжым каҥашаш огыл манын тыршет. Ожно Вачис тӱшка тыге толаша ыле, ончемат ынде лӱмдам вашталтенда 🙂

  25. Эрвий

    Ой, Юмыжат, могай шыде дене, ажгыныше гае возеда! Мыняр ияш улам — тендан мо пашада? Шоҥго еҥым огата мыскылаш ок йӧрӧ, марий айдемым тыгай вурседалмаш нимат ок моторландаре-с! ))) Можо тендам туннаре кочкеш — профессиональный шкейӧратымашда кыстыралтын але мо? Кӧ тыланда умшам петыркала да эше шке манмыда гае — ӱмбакыда шӱведа?
    Мӧҥгешла, кажне еҥ поро каҥашым пуэн, вес гана эше сайрак эрталатше манын, кызытак возен пуышаш! Варажым ала-можно мондалтеш, ала-можо вес тӱрлӧ коеш, а пагыт кая, положенийым да фестивальым кузе эртараш ужмашым кызытак рашемдыман.
    Возымыда гыч пале, фестивальлан кумылда уло, да ала-можо мешая оргкомитетлан полышкалаш. Тыгай чумырген шинчыше вийдам лучо сай пашаш колтыза — кеч пайда лиеш. Возыза ойдам, каҥашдам, сырен-шыдешкен огыл, а сайын гына, поро шонымаш дене. Калыкмут тыге ойла: «Кушто шыде озалана, тушто ушлан вер уке». «Логалдыме» тыште уке, но еҥымат арам орлаш ок кӱл.

  26. Nur

    «Набережночелнинское отделение ТОЦ во главе с Рафисом Кашаповым объявляют конкурс для Татар всего мира».

    «Кто я и откуда мои корни?» Конкурс для татар всего мира!
    Работы принимаются до 1 января 2014 года.
    Подведение итогов конкурса и награждение победителей состоится 25 января 2014 года.

    По итогам конкурса участник:
    занявший 1-ое место — награждается почетной грамотой, 50 000 руб., мусульманскими часами.
    занявший 2-ое место — награждается почетной грамотой, 30 000 руб., мусульманскими часами.
    занявший 3-ье место — награждается почетной грамотой, 20 000 руб., мусульманскими часами.
    Кроме того 7 из лучших будут награждены почетными грамотами и ценными подарками.
    После награждения 10 из лучших статей будут переданы в СМИ Республики Татарстан для публикации. http://vk.com/konkurs_tatar

  27. Роза

    Пеш кугу тау Ший кандрам организоватлыше-влаклан.Тиде чыла башкир-марий-влакын первый организоватлыме калык пайрем.Тиде пайремыште калык шке моштымо мастарлыкшым куштен ончыкта.Ту»Н шергылыкше тушто,тиде куштымаште виге простой калык кушта-доярка,врач,колхозник и тулеч молат.А ко могай по»лекым или наградым налын-марий калыклан,мый шонымаште, не важно.По»ртышто» аракам йу»ын кийше сай или чыла погынен пайремым эртарше? Ший кандрам умбакыжат эртарен шогыман-тыге марий калык сплоченный лийын шогыжо

  28. Роза

    Марий тувыр костюмышто ожно 100 ту»рло» аралыме тамга лийын,конечно ик тувыреш чыла урген огытыл,кажне тамга ик могай дыр событийлан лийын.У шочшо икшувын тувыреш шинча вочмо деч аралыме тамга лийын.Кушкын толшо у»дыр-эрге-влакын-(несчастный случай) эмганыме деч .Марлан кайшаш или у»дыр налшаш еНын-пазар ужалмаште удачылан,пужымо деч аралме,келшыме еНым шке деке савыраш лийын.Ешан еНын-сурт пеНгыдылыклан,пужымо деч защита и тулеч молат.ШоНго еНын в основном,тазалыклан.Колшо еНын отдельно тушто шуко.Мый самый основной тамга -влакым гына возышым.Марий тувыр мыйын ковайын иле шке куымо и сатин материал гыч.Современнй тувыр ургалтшаш,льняной материал и сатин-темно,синий,темно-красный,голубой,темно-зеленый,белый.На коллективное выступление -костюм должен быть только одного тона! Мый восточно марийский костюм-влакым кызыт ургымо-выставкыште ужым-видео ден.Вожылмем ден у»стел йымак изиш пурен шым шич.Тушто-татарская ,чувашкая ,ханты-мансии тулеч молат форма-влак улыт-только марла уке,ик защитный знакат уке-тиде не допустимо!А головной уборышто тоже самое,йо»ра хоть тушто уке Батько Махнон колпакше и Тарас Бульбан папахыже!.Тушто теНге ден ургымо чисто чувашский головной убор и ала могай литовсий конус -ужас короче-тоже не допустимо»!

  29. Роза

    Ший кандырам тидын ден чартыман огыл .Умбакыжат эртарен шогыман.Могай коллективно куштен,мурен кертыт мемнан калык-влак,тидлан куанен,кугешнен,полшен шогыман.Не важно,тушто ансамль,чыла простой марий калык,ко» тылана ,виге участвоватьлышт.Мый тоже мияш шонем и тидлан у такмак -влакым возенам,но,кушто угеш эртаралтеш, ом шинче и возен шогеда дыр манын шонем

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.