Марийцы соберутся на поклон Акпатыру и Полтышу

У монумента Акпатыру, 4 августа 2012 года3 августа представители марийской общественности соберутся в деревне Большой Кетек Малмыжского района Кировской области. Там пройдут моления, посвященные национальному герою Акпатыр. Начало в 10 часов. В это день также можно поклониться другому национальному герою Полтышу, который похоронен рядом с Малмыжем.

Как пишет Ираида Степанова в своей книге «Кӱсото. Святая роща», «давным-давно оставшегося сиротой мальчика взял в свою семью на воспитание некий мурза. У него было ещё два сына. Вместе со своими сыновьями мурза дал сироте достойное образование, хорошее воспитание. Став взрослым, Акпатыр организовал для марийцев школу, учил грамоте и справедливости ребятишек. В народе он получил уважение как лекарь. Обращаясь к Духу Воды, Акпатыр умел исцелять недуги людские с помощью родниковой воды. Его любили и уважали русские, татары и черемисы.

По его просьбе, после смерти похоронили Акпатыра близ деревни Кетек Малмыжского района. Со своими просьбами о помощи в тяжкий жизненный период люди стали приходить на его могилу. Сейчас это место облагорожено и установлен памятник Акпатыру…».

Надо сказать, традицию моления Акпатыру ввёл местный предприниматель Валерий Соловьев. Он сам рано ушёл из жизни, но его дело продолжают родные.

А в Энциклопедии РМЭ (2009 год) рассказывается: «Акпатыр – персонаж марийской легенды, национальный герой и покровитель, целитель марийцев. По народной молве, он родился в д.Кетек-Мучаш Кировской области. С детства отличался большой силой, выносливостью, трудолюбием. За внешний облик – светлые волосы и голубые глаза – его назвали Акпатыр – светлым богатырём. В течение всей жизни он исцелял и помогал людям, был праведным наставником. По преданию, похоронила Акпатыра в том месте, где упала его стрела. На могиле люди посадили березу, которую считают священным деревом, имеющим целительную силу. Жители Малмыжского края и окрестных земель ходили на могилу с просьбой о помощи, исцелении членов семьи, домашнего скота и т.д. Приносили в подарок деньги, домашнюю утварь, животных – гусей и баранов. 15 августа 1998 г. близ с.Большой Китяк Малмыжского р-на Кировской обл. поставлен памятник в честь этого героя с надписью: «Марийлан вий-куатым пуэн шого!» — «Даруй марийцам силу и мощь!». Об этом пишет интернет-журнал «Арслан».

Документальный фильм А.Алексеева “Древо”:

Полтыш (Болтуш) — марийский князь, правитель Малмыжского княжества, один из известнейших персонажей марийской истории. Он жил примерно в 1513-1553 годах. Этимология имени происходит от марийского «полтыш» — застёжка, бляха.

У мемориального камня ПолтышуВоеначальник луговых мари, возглавлявший борьбу с войсками Ивана Грозного в середине XVI века в период Первой черемисской войны. В 1552 году основал крепость Шанчара на реке Большая Кокшага (ныне Санчурск). Погиб при защите своей столицы Малмыж от пушечного ядра и был похоронен в кольчуге и с заколотым конём на вершине Болтушиной горы в Малмыже под руководством своего брата Токтауша. «Черемисы погребли его тело на высокой горе, которая поныне Болтушевой называется; и сим сохранена память имени сего владетеля» (Рычков 1772). По другой версии, «Болтуш был похоронен в лодке с медью в озере Тарелка, и эта лодка выходила из озера ночью, в 12 часов ровно. Этот клад можно было видеть, не мигая, не кашляя, не шевелясь и не говоря. А если убить человека и бросить в озеро, то она сама выйдет» (Худяков, «Легенды о могиле князя Болтуша»). «Раз в год, ночью, Полтыш выходит из могилы и смотрит на свои владения с того самого места, где на высоком, обрывистом берегу Шошмы приносились жертвы и где лежит жертвенный камень, весь почерневший от дыма. Вокруг священного костра собираются души погибших в бою».

Его преемник — князь Ишко, младший брат — Токтауш. Согласно легенде его жена — Шошма (мар. «Весна»), увидев смерть мужа, бросилась с горы в реку, которая потом стала называться её именем, отмечает Википедия.

MariUver

68 комментариев

Filed under Статьи

68 responses to “Марийцы соберутся на поклон Акпатыру и Полтышу

  1. Уважаю, но...

    Прекрасно, что марийцы почитают своих героев и святых… Еще бы приходящим на эти моления той же любви к своему народу, языку, культуре и отваги. А так приходят трусливые трясущие обрусевшие существа, у которых нет ни смелости, ни желания стать на защиту своего народа, языка, культуры. Хорошо, понимаю, что вы боитесь открыто выступить в защиту своего народа в политическом плане. Но кто вам мешает говорить со своими детьми, внуками на марийском?! Вы же сами уничтожаете марийскую нацию!!! Зачем эта ваша показуха с псевдомарийскими стилизованными костюмами и фальшивыми фразами о любви к своему народу, уважению к предкам, Акпатыру, Полтышу? Вы же тем, что сами толком не умете говорить на марийском и воспитываете своих детей русскоязычными НАСРАЛИ на эти святых!!! Вам не кажется, что все беды в вашей личной жизни и всего марийского народа от вашей фальши, вранья?

  2. Лайд

    Поро!
    Есть уважение. Или нет уважения… Поэтому после этого никаких «но» быть не может.
    Выскочить в «эфир» и так безадресно обхаять весь марийский народ может только абсолютный бездарь. Не обижайся.
    У каждой нации свои беды.Даже у русских, у эстонцев, финнов, татар, чуваш удмуртов…
    Кто-то это умеет скрывать, кто-то умеет решать, кто-то просто и тихонько умирает.
    А поливать такой грязью и так бесцеремонно может только или провокатор (имея определенную цель), или обиженный (мало ли чем, когда и как…), или…
    Но такого огульно охаивающего и употребляющего такие «сладкие для самого автора слова» человека, как в последних предложениях комментарии, нельзя принимать адекватно.
    А всех остальных, кто это делал долгие годы от чистого сердца, кто еще не потерял веру, всех приглашаем 3 августа на эти мероприятия.
    Да, это есть мероприятия.
    11.00 — начало «пелештымаш», «вуй савымаш» у Акпатыр чочой.
    14.00 — почтение памяти на Полтыш курык (г.Малмыж).
    18.00 — концертная программа в с. Кугу Кетек (на стадионе).
    Предыдущий комментатор, наверняка изучал «конфликтологию», скорее, он «специалист» в этой области, вот поэтому «закидывает» такую удочку.

  3. Уважаю, но...

    Лайд, а ты что то, что марийцы не разговаривают со своими детьми и внуками по-марийски, считаешь правильным? Т.е. достаточно напялить на себя нечто а ля марийское, прийти раз в год на какое-то показушное открытое марийское мероприятие, типа поклона Акпатыру, и твоя марийская совесть чиста? И дальше говори со своими детьми по-русски, т.е. уничтожай свой народ?
    Моя претензия меньше всего к тебе относится, ты один из немногих последних могикан, которые еще в своей семье по-марийски разговаривают и своих детей марийскому научили.
    А большинство марийских активистов, в т.ч. и обожествляемых тобой, сами элементарно не умеют разговаривать на марийском и их дети русскоязычны! Привел сейчас длинный список этих марийских «патриотов» да вот марийцы терпеть не могут даже малейшую критику в свой адрес.

  4. шӱвырзын уныкаже

    Откуда вы выискались, такой умный критик, Уважаю, но…? Уважающий изначально себя человек не станет обвинять, подозревать, осквернять всё наше святое! Кто дал вам такое право? Вы поучите свою жену щи варить, чем здесь распыляться! Очень даже напоминаете со своим маразмом Швондера! Полагаю, что ваш дед или подобный тип только мог выстрелить в 37-ом году в моего деда, причём, в спину! Нам уже давно ничего не кажется, а если вам что-то показалось, то идите в маркеловскую псевдовизантию помолиться, но только честно, показушник и поучитель вы наш!!! И ещё, живите, как говорится с миром в душе и найдите спокойствие. Получится или нет — это не наши трудности.

  5. Какшан марий

    УВАЖАЮ….Ты прав,но тебе немного эмоций бы поубавить.Чынак,йоча влакнам шочмо йылмылан огына туныкто гын,ме йомына.Но проблемыжым келгынрак ончалаш кулеш.Мемнан йылмынам кулдымыш луктыныт гын мом ышташ? А Акпатыр чочой деке шоя да чоя дене мияш ок лий

  6. Лайд

    Поро!
    Да, да, да!
    Тыге возет гын, шкеже марла сай палет, шонем.
    Мый йо:ршынат тый денет, тыйын шонымашет дене у:чашаш ом шоно.
    (Тореш отыл, сандене «тый» манын умбакыжат возем).
    Марий ситуаций нерген чыным возет (да мыйымат посна ойырен мокташ келшен ок тол — мыят тиде марий средаштак илем, ни заграницыш куржын омыл, но Москоэш шылын йомын омыл).
    Но пытартыш предложенийысе гай уда шомакым тыгай статья йымалне (але статья дене кылден) кучылташ сай огыл.
    Шке калык нерген ку:леш-окку:лым ойлыштмо дене марий калык ок вин:, а начарештеш веле.
    Изи капан айдемым чыланат «лочо, лочо!» маныт гын, тудо курымешлан лочо кодеш. А тиде айдемымак (вет тудат илыше чонан!), нимом ончыде, поро кумылын «ох, патыр, ончо, тый эре кугурак да кугурак лият-ыс!» манын кумылан:дет гын, тудо кушкаш ту:н:алеш.
    Стимул лийшаш чылаланат.

  7. Уважаю, но...

    шӱвырзын уныкаже, мой дед добровольно ушел на фронт во время ВОВ защищать свою Родину. На него настучали, что он из «кулацкой семьи» и его репрессировали и он «пропал без вести». 90% жителей марийской деревни были нормальными трудягами и имели большие хозяйства, несколько коров, лошадей, т.е. «кулаки»…
    Я понимаю, что вы с Лайдом, как и большинство мари, привыкли заниматься самолюбованием, самовосхвалением. Какие мы марийцы молодцы и своих героев почитаем и красивые фразы о любви к своему народу говорим… Только вот что реально за этими фальшивыми словами для большинства участников стоит? Что внутри, почему эти «хорошие», «любящие свою нацию марийцы» со своими детьми по-марийски не разговаривают? Вы занимаетесь самообманом и обманом окружающих. Большинству марийцев наплевать на этих героев, на свой язык, культуру. Эта ваша показуха с псевдомарийскими элементами всего лишь попытка успокоить себя любимого = уничтожающего свой народ марийского большинства!

    • шӱвырзын уныкаже

      Уважаю, но…, под темой «Марийцы соберутся на поклон Акпатыру и Полтышу» вы написали — «Вы же тем, что сами толком не умеете говорить на марийском и воспитываете своих детей русскоязычными НАСРАЛИ на эти святых!!!». Прежде всего себе задайте этот вопрос, ответ вы закодировали тоже в себе! Ваши выкрики — «фальшивые», «псевдо», все обвинения точно также и к вам относятся. Умышленно дублированные вопросы в комментариях намекают на стадию склероза, потрудитесь проанализировать свой самообман. Ещё хотел добавить, что вы прекрасный провокатор, гордитесь! Остаётся сожалеть, что в вас марийская матрица сбита, аналитик вы наш!!!

    • Аноним

      класс!

  8. Лайд

    Поро!
    Теперь совсем перестал понимать «Уважающего»…
    Для начала несколько фраз:
    — достоинство никогда не бывает самообманом, тем более для окружающих. Не путайте тех, кто что-то делает и продвигает, с теми, кто только болтает.
    Пример: если мы в начале нового века не держали достойный ответ и не нанесли такой же удар тем, кто взялся припеваючи уничтожить все марийское, то они по ходу уничтожали бы все. А теперь же говорит «Марий Эл Радио», снимаются марийские фильмы, дозируются марийские издания, марийские оставшиеся чиновники еще получают жалованье, выделяется мизер для поддержки штанов марийских деятелей культуры и пр…
    Разница громаднейшая, конечно: мы ставим за счет народа памятные камни, собирая от народа средства, а они спокойно против нас ставят лжепамятники то на 16 миллионов, то на все 140 миллионов… Строят храмы, а мы ходим в рощу…
    — «Уважающий», что ты так пристал к тому, что марийцы не учат своих детей родному языку? И хочешь обвинять в этом только марийцев? Не получится, дорогой.
    Ну, если не согласен, посмотри отношение к языку коренного народа в Татарстане, Чувашии и Башкортостане. Там поддерживается на государственном уровне, чувствуя это, они (т.е. татары, чуваши, башкорты) борются за свой язык.
    А в Марий Эл эта ситуация дошла до крайностей — создается только видимость. Делаются отчеты.
    Ну, не буду же заново говорить о том, какие проблемы в Марий Эл мы обсуждали до сих пор.
    Не приписывай нам то (обрати внимание на свое последнее предложение), что ты в определенных целях высасываешь из пальца и еще пытаешься навязывать всем.
    Работай, дорогой, на славу своего народа или же в угоду своего работодателя. Пока еще я не определил, кто твой работодатель. Не определил, палет мо марлаже, але чокындарыме улат…
    Показуха не у нас, у нас ее не было и не будет.
    И плохо то, что ты не можешь выйти в народ и сказать добрые (не лестные и не лукавые) слова, чтобы пробудить у него хоть силу духа, дать уверенность (деньги и блага народу даже правительство не может дать или не хочет) определенную.
    Или ты тоже хочешь, чтобы народ наш совершенно потерял веру и надежду в завтрашний день, совершенно потерял ориентир?
    Теперь ты понял, надеюсь, что мы поддерживаем дух нации.
    Пиши как хочешь, но покажи себя в деле, не будь сверчком.
    А если честно, если ты так проницателен — напиши письмо Маркелову, и изложи всю суть, в чем скрывается суть ситуации, почему все так плохо.
    В обществе всегда полно критикующих.
    Но не забывай работать. А мы критикуем, потому что работаем.

  9. Уважаю, но...

    Лайд, Ш.уныкаже, а вы не задумывались над тем, почему в нашей «марийской Мекке» = Кировской области, где проходят такие крупные общемарийские моления как Акпатыру, Полтышу и Чумбылату марийцы обрусевают быстрее всех? За время двух последних переписей их стало меньше 24% (это самый большой показатель сокращения мари в РФ).
    Чисто логически должно быть все наоборот – марийцы Кир. обл. должны быть самыми сознательными марийцами, если в их крае центр марийской духовности. Просто, как я и говорил, этим марийцам наплевать на марийских святых, язык и культуру! Это всего лишь попытка оправдать свое бездействие, вернее уничтожение свей нации какими-то разовыми показушными шоу с религиозным оттенком.
    Я свои слова, Лайд, мог бы доказать массой конкретных примеров с названием конкретных имен. Знаю, что тебе в установлении камня Полтышу помогает очень известный активист там и то что его сыну абсолютно наплевать на все марийское и его (сына) дети русскоязычны.
    Имел счастье побыть несколько дней с фольклорным ансамблем из Кир. обл. Прекрасные люди, любят свои марийские песни, танцы. Но я заметил им проще между собой говорить по-русски и семьи этих участников, как я понял, на 90% русскоязычны.
    Лайд, тебе не кажется, что ты ставишь не мемориальный камень Полтышу там, а надгробный камень марийскому народу в Кировской области? Потомучто сами марийцы в Кировской обл, как и по всей России, решили уничтожить свою нацию, лишив марийскости своих детей?
    Мый ӱмырем мучко, тыйын семынак, шке ешем монден, марий мер паша дене шогылтам. Но кӧлан тиде марийлык кӱлеш? Пыкше-пыкше ийлан 1-2 гана марий-влакым иктаж-могай виш мероприятийыш луктат. Руш тӱран марий вургемыштым чиен лектын шогалын марла каласат, муралтат, кушталтат. Вара мыйым тыге ончат: а мо тылат эше кӱлеш ме вет лекна, марий улмынам ончыктышна. А шке ешыштышт чылт марий ача-ава-влак йочашт-влак дене рушла кутырен кият…
    Меня марийцы ненавидят, потомучто я говорю нелецеприятную ПРАВДУ! Но все сказанное мной это выстраданная годами боль за свой народ…

    • шӱвырзын уныкаже

      Уважаю, но…, умылышым шонкалымашетым, мари верч тургыжланыметым. Тынар шуко удажым возгалаш огеш кӱл ыле нимолан. Ала илышыште эше вашлийына да кутыркалена, чонна эше йӱла, шонем, ваш-ваш умылена. Кумылет волгалтше да шемер мари калыкналан мелн шогылт!

    • Георгий

      +100! Уважаю, но. Справедливо и правильно.

  10. макар

    Кугурак-шамыч, мыят самырыквуя каласем. Шукун мыйын танаш марилак йылмыштым огыт пале: ачашт-авашт туныктен огытыл. Мужыраныт нуно мари денак, икшывыштат вур денже чурийже ден мариак улыт. Ситуаций аламо ден латин америке гай коеш. Тыгакак кушно ош испан, УлнО туняжым мондышо индеец. Мыланна нунын историйжым чот тунемман, да шке пурымашнам тОрлыман. Шке коклаште ваш-ваш титаклен кияш — паша огыл шонем.

  11. Никитин С.П.

    Можно и промолчать, можно и поругаться с каким-либо комментатором. А можно (и нужно) высказать свое мнение.
    Во-первых, не задевая личности, скажу. что повторение широкоизвестных фактов современным автором, не означает, что этот факт является его научным открытием. Поэтому, упоминать и делать ссылку на этого автора и книгу — неправильно.
    А по комментам — тот, кто пишет под ником «УВАЖАЮ, НО» — не скрою, задели за живое. Пришлось многое передумать. Хочу сказать следующее: — На самом деле, ты никого не уважаешь. В первую очередь себя. (Поэтому, не могу обращаться на «Вы»). Возле имен Великих героев нельзя ставить то слово, которое написано. Ойоро! Иначе какой же ты мари. И если Акпатыр и Полтыш были бы живы, то кто посмел бы пикнуть против них.
    Колшо талешкем мыскылаш кертат. Шоныде. Шонышо пала: — айдемым мыскылаш ок лий — шкаланет логалеш. Ун*ылаш то*чем — ала кумылет волен, ала пеш неле жап тыйын. Ом керт ун*ылен. Чаманем веле — йон*ылышым ыштенат.

    • Уважаю, но...

      А твои дети, внуки говорят по-марийски? За что боролись Акпатыр, Полтыш? За свой народ, язык и культуру! А вы своими руками уничтожаете сохраненненное веками, потомками язык, культуру… Во всех в вас сплошная фальш и неуважение к тем святым, вы даже не достойны стоят у их могил!!!

      • ведеве по * настучу...

        прав ты! уважаю, но… ряженные они

        • Уважаю, но...

          Не знаю, кого Вы называете «ряженными», но я Лайда таковым 100% не считаю. Я нисколько не сомневаюсь в его марийской патриотичности, поскольку он в своей семье говорит по-марийски и его дети говорят на родном языке. Не ведаю, есть ли дети у Ш.уныкаже, Никитина и говорят ли они по-марийски. Ш. уныкаже один из немногих редких марийских интеллигентов, который прекрасно говорит пишет здесь по-марийски (может кто-то др. за него пишет, не знаю). Никитин – общественник, а насколько он искренен в своих словах, действиях и есть ли у него дети/внуки и говорят ли они по-марийски мне не ведомо.
          Пусть они меня и ненавидят и не пытаются понять о чем я говорю, но я не отказываюсь от своих слов: если в своей семье со своими детьми говорите по-русски и ходите на могилу к Акпатыру, Полтышу, то вы наплевали на память этих людей! И Бог наказывает как лично вас, вашу семью и весь марийский народ именно за вашу ложь!
          Легко быть «добрым» и говорить смертельно больному человеку, а ты так прекрасно выглядишь, здоров, мы тебе новую красивую рубашку сошьем и наденем. Но я — «плохой» и вижу, что человеку сейчас надо сказать горькую правду о его реальном положении, ему сейчас надо сделать очень неприятно и больно, чтобы он ВЫЖИЛ и ЖИЛ в будущем. Кто добрее?

          • шӱвырзын уныкаже

            Пагалет, но…, мый тиде сайтыште нигӧм тарлен ом возыкто. Эше иктым каласем, карген возгалаш огеш кӱл Юмо лӱм деч, тудо нигӧлан нигунам сулыкым ок касарыкте, тидым шарныза да ушышкыда пыштыза!
            Ош Поро Кугу Юмо дечын почмо чон дене, волгыдо шонымаш дене кидым кӱшкӧ нӧлталын мари калыкналан чыла могырымат аралтышым йодына, виян ушакылым, калыкым ик ой ден поген тӱзландараш ӱнарна лийже.
            Ошо ошылан пар лиеш, шеме — шемылан келша. Ида луго тидым!

  12. mari-advocat

    Провёл однажды эксперимент (так как это было впервые для меня). Одел марийскую рубашку на народное гулянье. Народу было несколько тысяч. Все добрые люди одобрили. Слабые позавидовали и сказали за спиной, что решил показаться. На самом деле на этом народном гулянье все уважающие себя татарские мужики одевают тюбетейки и гордо ходят. Поэтому отвечая на вопрос татарских парней (у которых даже тюбетеек не было), что это я вдруг один одел марийскую рубашку, я отвечал, что должен же кто-то поддержать марийских женщин (ранее в мужской рубашке никто не ходил). Одно дело одевать марийскую одежду на сцене, другое в жизни. Сам лично был горд тем, что вышитая марийская рубашка это вещь, а не сувенир.
    Поэтому хорошо, что уважающие себя марийские мужчины тоже начали носить национальную одежду. Что касается марийского языка, то эта проблема связана с комплексами родителей. Я не могу похвастаться, что мои дети говорят на марийском языке, но я уверен что будут говорить хотя бы со мной. С другой стороны знаю примеры, что многие молодые люди до подросткового периода вообще не говорили на марийском языке, а в настоящее время говорят. Поэтому на «кировских» дедушек и бабушек не надеюсь, так как им внедрили комплекс второго сорта. А товарищ «Уважаю, но» зря думает плохо о людях, не все же могут быть героями как он. В детстве нравились быстрые кавказские танцы, думал почему мари так не танцуют. Изучив немного историю понял, что уважаемые жители Кавказа вероятно за 450-500 лет вообще могли разучится танцевать, если бы они жили на равнине.

    • Уважаю, но...

      mari-advocat, я тоже уважаю людей которые носят марийскую национальную одежду. Особенно тех, у кого не только рубашка, но и душа марийская и со своими детьми/внуками по-марийски разговаривают. И на них не просто пошлая стилизованная «стряпня», а реальный марийский костюм с мелкой ручной геометрической вышивкой.
      Себя героем не считаю, скорее изгоем. Всю душу, силы вложил в свой народ, но меня большинство мари ненавидит, потомучто я говорю неприятную правду. А надо врать, восхишаться, говорить лживыe фразы в адрес добровольно уничтожающих свою нацию.
      Давайте подумаем, а в чем смысл марийскости? В том, что раз год на себя марийскую рубаху напялить и в народ выйти, сходить на моления, написать красивые статьи, книги, картины, снять фильмы, видеосюжеты о мари? Или же в том насколько ты сам хорошо знаешь свой марийский язык, историю своего народа, культуру и, если не знаеш,ь то постоянно совершенствуешь эти знания? А также и в том, что ты в своей семье говоришь по-марийски, своих детей воспитываешь в марийском духе? Я два последних пункта ставлю на первый план! Будущее марийского народа в марийскоязычных детях и в нас самих, вернее в нашей марийскости. От участия в национальном движении (общественной жизни) что-то зависит, но это не первостепенно. Марийскоязычные дети с неба не свалятся, а без них род марийский некому будет продолжать.

  13. Аликсендер

    Согласен, на каждом из нас (если мы люди думающие и не безразличны к судьбе своего народа) лежит ответственность. Согласен, что В НЫНЕШНЕЙ СИТУАЦИИ, В НЫНЕШНИХ УСЛОВИЯХ только в случае, если мы будем говорить со своими детьми на марийском, с рождения (и даже до рождения, с зачатия ! т.е. говорить со своей женой на марийском, если она даже не марийка, ибо если есть любовь, никогда не откажутся, наоборот, захотят познать мир любимого, любимой. Если люди живут не хлебом единым…), можно расчитывать на будущность марийского языка. Корнуэльский, мёртвый уже в XVIII веке язык, возродили в конце XX -го УПРЯМЫЕ. Сейчас на нём общаются тысячи ! Но для этого надо научиться УВАЖАТЬ СЕБЯ, НАРОД СВОЙ. ПРЕДЪЯВЛЯТЬ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, К СЕБЕ и только после этого — к кому -либо, к чему-либо.

  14. Аликсендер

    Правда… корнуэльский — не в России, в Британии. Есть разница в языковой политике государств… И не только языковой.

  15. Никитин С.П.

    Значит, приятную правду надо говорить на литературном языке, неприятную- на нецензурном, отвращающем? Все мы знаем о положении мари народа, но «зачем же стулья ломать»? И что же — если все плохо — то и на моления-поминовения не ходить? Если в деревнях мусор — то и не плясать? Душа болит, но жить то надо. И тех, кто хоть чем то занимается не стоит бить по рукам. Среди тех, кто ходит на поклон к святым есть и честные люди, не все же притворяются. Молан сий у*стелышке шо.ын кодаш? Мари тыге ышта мо?

    • Уважаю, но...

      Тый ик йодышемлан шыч вашеште шкендынже йочат/уныкат-влак марла кутырат? Ни кумалтышым, ни тудым эртарыше-влакым ом шудал. Поро лий, лудын лек эше ик гана мо нерген возем, уэш-пачаш иктымак тӱымем ок шу…
      Молан южо марий ий денак марий вургемым чиен, тӱрлӧ кумалтышлаш коштеш, мрий калыкым йӧратыме нерген моторын ойла/воза, тидын годымак шкежат шотшо дене марла кутырен ок мошто, йочашт-влакымат марла ок туныкто?

      • редкинаушменка

        В Калтасинском районе закрыто изучение марийского языка в Киебаковской СОШ,Кутеремской СОШ, Краснохолмских СОШ № 1,2,3, в Калтасинской СОШ № 1,2, Тыхтемской ООШ. Закрыты школы: в д. Ново-Кильбахтино,Старо-Тураево, Калегино,Старо-Яшево, Кугарчино, Кучаш, Чумара,д. Графск — полный геноцид марийского народа
        http://vizualitive.homegate.ru/post/23257
        А Никитин СП, как стрекоза из известной басни, только плясать.

        • шӱвырзын уныкаже

          А шкеже Кутко улыда, редкинаушменка? Тугеже тендам кугу паша вуча, ида ӧркане веле, шукырак кагазым налза да чошыза чыла Калтаса районын яллашке, кажне ача-аваже, школ директор дечын тура йодса — молан икшывыштым ынешт туныкто мари йылмылан? Школлам петыркалашат ида пу тӧра кашаклан!
          Тыште теме почеш Акпатыр да Полтыш чочойлан вуй савымаш нерген возгалена! Мари калык верч шкежат Кутко семын тыршыза да поро кышам кодыза!

  16. Аноним

    Йочат дене марла от кутыро-шотан марий отыл…Молан манаш гын,шотан марий шочмо калыкшылан ончыкылыкым,илышым пуа-йочажым марий ышта,марла кутыраш туныкта…

  17. Аноним

    Вот тут многие пишут, что марийцы должны разговаривать со своими детьми на марийском, что, конечно, абсолютно правильно. Но этого не достаточно, чтобы ребенок знал марийский язык. Со мной родители разговаривали на марийском, но я его не изучала — ни язык, ни литературу. Я разговариваю на марийском, но писать не умею и читаю с трудом. Это разве знание языка? Нет.
    Необходимо именно преподавание в школах марийского языка и литературы, государственная политика не только по сохранению, но и развитию языка.
    А сейчас государственная политика направлена как раз в обратную сторону, в сторону полной ассимиляции марийцев.
    Разговоры о том, что марийцы сами виноваты, не учат детей языку — это попытка свалить с больной головы на здоровую. Не марийцы виноваты в том, что забывают свой язык, хотя отчасти конечно виноваты, но главным образом виновато государство.

    • ГостьВ

      А государство-то причем? В некоторых случаях государство само пытается открыть марийские школы, а марийцы противятся. Вот на этом же сайте было сообщение, как государство, в лице министра образования Свердловской области, пыталось открыть марийскую школу в области. А жители деревни воспротивились

  18. Аликсендер

    Полностью согласен с Вами. Однако, как противостоять «государственной политике, направленной в обратную сторону» ?
    Прежде всего, думаю, ГОВОРИТЬ НА МАРИЙСКОМ и требовать ОБУЧЕНИЯ на марийском. Все прекрасно понимают, что без обучения не может быть знания, но делают вид, что это «не так важно, главное — желание», так ск., само по себе… Просто нет совести, мягко говоря.
    Если не удовлетворяется требование, ставить вопрос о ЛИНГВОЦИДЕ как государственной политике РФ.

  19. Аликсендер

    Попробуйте ответить на вопроос, почему «воспротивились»- в свердловской области и почему, в каких условиях (чем это обусловлено) могут воспротивиться ДАЖЕ в МАРИЙ ЭЛ…

    Категория ЖЕЛАНИЯ не бывает… «независимой». Когда люди в условиях отсутствия самоуправления зависимы, несвободны в своём выборе (практически у них нет выбора), когда запросы их из года в год, из поколения в поколение просто игнорируются.., тогда их желания — не столько уже ихние, сколько тех, у кого есть выбор, кто являются «хозяевами жизни», хозяевами, которые ФОРМИРУЮТ СПРОС… В рыночной системе это настолько очевидно… что надо настолько быть ослеплённым пропагандой ХОЗЯЕВОВ, чтобы не замечать этого, уважаемый.

    • ГостьВ

      Аликсандер! Почему у Вас всегда кто-то другой виноват? Причем государство, причем русские? Русских 150 млн.! И государству, и русским пофиг такой маленький народ, как наш. У них своих проблем хватает, не хватало еще марийцами будут заниматься! Вы хотите чтобы русские строили марийцам марийские школы? Хотите чтобы русские учили марийскому языку марийских детей? Откуда у Вас такие иждивенческие мышления? Вот в Йошкар-Оле в прошлом году Рамай Юлдаш открыл татарский класс.Для этого он обошел всех выпускников детских садиков, переговорил со всеми родителями татарских детей и уговорил их и открыл татарский класс! Вот как надо работать! Вот это ГОСУДАРСТВЕННЫЙ подход к проблеме. На деле оказывается ГОСУДАРСТВЕННЫЙ означает наш личный АКТИВНЫЙ подход к делу. Слабо Вам повторить пример Рамая?! Или легче обвинить русских, государство, христианство(христианизацию), 500 лет гнета и ничего не делать? Кстати. если учитывать Черемисские войны, то татары лет на 100 больше марийцев подвергались национальному гнету.

      • Аноним

        У Вас в голове каша какая-то. Какой в попу это государственный подход, это личная инициатива одного человека.
        Разве не государство в лице своих ставленников, т.е. чиновников, закрывает марийские школы и убирает уроки марийского языка, оставляя только факультатив?
        Государственный подход — это организация на уровне региональных органов власти, финансирование из бюджета.
        А когда активисты должны бегать по детским садам и разговаривать с родителями — это не государственный подход, это личная инициатива. Учите матчасть..

        • Безмолвный

          Именно активность и взаимодействие каждого из нас может сломить сложившуюся ситуацию в нужную сторону. Надеяться лишь на государственную политику — это, прежде всего, занимать иждивенческую позицию по рассматриваемому вопросу. Надежды оправданы лишь тогда, когда у руля этой политики стоят деятельные, активные и , главное, всецело заинтересованные в великом деле сбережения и развития родной культуры Личности. Уфы, но по жизненному опыту слишком часто встречаешь не тех людей на ответственных местах, над коими довлеют духи корысти и лени, но чаще страх. Страх что-либо поменять или сделать, так как это может привести к необратимым изменениям в окружающем их мирке, и страх, что они к этим изменениям не адаптируются и окажутся на обочине стабильной жизни. В связи с этим, чтобы что-то изменить в государственной политике, нужно проявлять широкую и сильную общественную активность, быть сплочёнными и волевыми в конструктивном решении вопроса. Ибо лишь сильное и самостоятельное общественное движение может расшевелить и заставить работать многих из них. Только страх перед крепкой, несгибаемой и независящей от них общественной силой может заставить пересмотреть свои взгляды на осуществляемые ими обязанности и вынудить их действительно эффективно работать, что лишний раз подтверждает история прошлого. Но эта общественная сила складывается из активных и инициативных людей, которым не безразлично их будущее и настоящее.

  20. Аликсендер

    В отношении же молений-ПОМИНОВЕНИЙ, уважаемый Никитин С.П., очень кратко и точно сказал Ницше:
    «Воскресают только там, где есть могилы», могилы предков.

  21. Никитин С.П.

    Ницше, так Ницше. Но разве я против молений-поминовений?
    Обсуждение уведено в сторону «сам дурак».
    Но возмущаемся не тем, что нет преподавания языка, не тем, что стилизуется костюм. Протестуем против использования в публичном разговоре нецензурных (с марийской точки зрения) выражений. И не надо быть самым принципиальным максималистом: — мол, если твои дети не говорят на марийском, то не поклоняйся национальным героям. Это неверно.

  22. Уважаю, но...

    >“сам дурак”
    Именно вы трое сначала так отреагировали на мой комментарий, кстати лично Вас я не оскорблял.

    >мол, если твои дети не говорят на марийском, то не поклоняйся национальным героям
    Этого тоже никто не говорил, сначала вчитайтесь в написаное, вникните, потом включайте свои эмоции.
    Просто я хотел обратить внимание на то, что вся марийскость сводится к внешнему публичному (показному) фетишу, к красивым, очень часто лживым, фразам о любви к своему народу. Что участникам публичных молений неплохо бы и здуматься над тем а в чем смысл марийскости, за что Полтыш и Акпатыр боролись. Т.е. не о том как красиво мы со стороны выглядим, а во внутреннем смысле этих мероприятий. Я думаю, их цель прежде всего в сохранение марийского народа, а многие участники этих молений и сами толком марийский язык не знают и с детьми своими только по-русски разговаривают. Я считаю такое отношение к марийскому языку в семье — это оскорбление памяти этих святых. Ну сгоряча сказал слишком резко, чтобы как-то достучаться до марийцев.
    Третий раз у Вас спрашиваю, а как в Вашей семье Ваши дети/внуки, если они есть, говорят на марийском? Или я с детьми попал в точку и Вы так разозлились на меня?

  23. Никитин С.П.

    Что и хотели от Вас услышать: — «сказал СЛИШКОМ резко». А ведь не стоило. Здесь, на сайте, все озабочены тем же что и Вы. Душа болит, но зачем становиться в позу душевнобольного?
    Отвечаю на вопрос. — Мои дети уже не говорят по-марийски. Они свободнее общаются на английском. К слову — сноха недавно приехала из Англии, проходила стажировку в Лондоне. Сыновья «айтишники», им без английского никак. На репетиции и мероприятия марийского ансамбля уже не ходят, мягко говоря — некогда. На мари дискотеке были пару раз — но ничего кроме стыда и разочарования не испытали. На заднем стекле авто на некоторое время сделали надпись на марийском. Но все они очень любят слушать Станислава Шакирова.
    Внукам еще три года, и на марийском знают «кочай, ковай». Раз десять подряд могут прослушать и попрыгать под «Эх, мо, Калтаса» в исполнении сыновей Сергея Байназова. Не любят когда мы с бабушкой говорим по-марийски — не понимают. В условиях большого города сохранить язык — непросто. Может у кого-то есть положительный опыт?

    • бардым

      Чынак, мыят машинаште гыл Шакировым гына колыштам. Моло мурызым колыштын ом керт. Теве мыняр дискым налынам иле, иктыжымат пытымеш колыштынат шым керт.

    • Уважаю, но...

      Да непросто, понимаю, но возможно при большом желании и усилии… Проще ведь обидеться на неприятную правду и обозвать незнакомого Вам человека «душевнобольным»…

      • ........

        жаль тебя, не стал своим, а так старался…

      • шӱвырзын уныкаже

        Уважаю, но…, МариУверын теме почеш, тый тушман семын, умбачынак варгыжын. омсам чумалын, кидым лупшен пуренат возгалаш. Ушан-шотан марийлан тыгай койыш ок келше. Мемнам туныктеныт изи годсек, унала миен, омсашке тӱкалтен йодына — «пураш лиеш мо?», да поро шомак дене озажым саламлена (пелен кондымо костенечымат ӱстелвак шындена).
        Ом пале кӧ тыйым ондален илышыштет, ала ӱшанле йолташет эҥертыш лийын огыл. Мари шемер, мер калыкым мыскылмет да игылтмет почеш Лайд да Никитин С.П. тыйым чараклаш тӧчен умылтараш тыршеныт. Нунын дене мый палыме омыл илышыште, тиде сайт гоч шижам, нуно арам киндым огыт коч, мари сандалыкыште кыртмен суапле пашам ыштат.
        Мари йылмым йоча-влаклан туныктымо нерген минобр вуйлатышылан тура йодмашым возыза.
        Кажне мари ешыштыже шке палшаш, икшывыжым марий йылмылан туныкташ але уке. Эн тӱҥ — тиде мари ӱдырамашын писылыкше, вий-куатше, пелашыжын патырлыкше, садлан нунын ешыште чыла раш, марий йылмымат тунемыт, марий илыш-йӱла почеш кугезе коча-ковайымат ушташ туныктат из годсек, поро пашаштым умылтарат да нунын пуэн кодымо сугыньышт почеш илышыште таза, виян, кугу ешым погаш, тӱшка икшывылан поян лияш, кугезыштын лӱмнерыштым кӱшкӧ нӧлташ, йӧным ыштен шогышт манын, тауштен пелештат. Тыгай ешыште мари Патр шочеш, уш-акылан айдемым куштат, эре эҥертыш лиеш ача-аважлан, коча-коважымат ашнат, огыт кудалте. Илышыште, родо-влак ден чумырген пашаште тыршат, чыла ыштен шуктат. Жапым муыт вуйым савалташ Акпатыр да Полтыш чочойлан, Юмо йӱла почеш Кӱ Курык Кугызалан кумалтышке миен шуыт поро чон да ош вургемым чиен. Ме, мари калык тӱрлӧ тӱсан улына гын, тӱран тувырнат кажныжын сылнын ойыртемалтеш, куандара, вигак пален кертына, тиде кӧ мӱндыр уна, могай кундем гыч толмыжым. Нигӧ ок йыгыле ваш-ваш марийлык нерген, йочашт, уныкашт кутырат але уке. Чыланат поро шонымаш дене кумалтышке коштыт. Тыйын семын возымо еҥ-влак ош мари, чимари калык коклаште огытат кой, огыт шижалт.
        Уважаю, но…, мелн шого мари калыклан да чыла сай лиеш. А тыйын возымо почеш эрлаак каварен возаш веле кодеш. Тиде сайтыште кок йыгыжге коршанге улыт, rongo да Вачис. Иктыжын руш пелашыже чыла луген пытарен да ок пале мом ышташ, ешыже рушештын. А весыже, 12 апостол кокла гыч оксалан Ужалалтше семын пешак поян лийын да ок пале куш чыкаш, но ида вучо, ик копэк оксам кӱсынжат ок пу. Коктынат мари калыкым мыскылен, сотарен, кайдарен возат, молыжлан ушышт ок сите.
        Уважаю, но…, мый дечем нимом умбакыже ит йыгыле, мыйын чыла сай ешыштем, мый мари улам да кугешнем мари улмем дене!
        Шольо ала изаем лият, пэш палем.
        Нелеш ит нал, тыйым «пун ваштареш ниялтымылан».
        Но, йӧра, тугеже чеверын!

        • Уважаю, но...

          Пеш шуко да моторын возет… Марий калыкше тый, мый, Никитин да моло посна еҥ-влак да мемнан ешна-влак гыч шога огыл мо? Те ала-могай абстрактный марий калык нерген ойледа: марий мер пашам шуктеда, весе-валкым туныктеда кузе марий калыкым арален кодаш. Пеш оҥай! А кӧ Никитинын марий тукымжым шуя? Йочашт-влак марла огыт кутыро, уныкашт-влакын марий йылмым колмыштат ок шу…
          Так молан ий гыч ийыш мемнан тӱрлӧ марий общественный организаций, автономий-влак ешаралт толыт, кумалтыш, марий мероприятий-влак шукырак эртат, тольык марий калыкше гына ШАГАЛЕМ ТОЛЕШ? Сита шкендам шоешт да моктен кияш! Йочанам, уныкынам марла огына туныкто, кушто гын МАРИЙ КАЛЫКШЕ ЙОМЕШ!!!

          • шӱвырзын уныкаже

            Нигунам мари калык ок йом, тый арам тыге тургыжланен шонкалет. Икте пыта — весе шочеш! Тыгаяк мари талешке Никитин С.П., а могай сылныктарыше кышам кодат марий сандалыкыште! А вес рвезе тукым верч Лайд тырша, чапкӱм шында, ятыр книгамат луктын шога. Лайдым тый сайынак палет шонем, туддеч тораште отыл гын, тудлан полшаш мие, ала пашада ушна.

        • Уважаю, но...

          Мый тыште Никитиным удаш ынем лук. «А кӧ X-н марий тукымжым шуя? Йочашт-влак марла огыт кутыро, уныкашт-влакын марий йылмым колмыштат ок шу…» предложенийышкем X олмеш пеш шуко кумдан палыме, палыдыме марийын лӱмжым шындаш лиеш. Те тидым чылан пеш сай паледа, лач уждымо-колдымо гай койыда да «поро» улыда да шып шинчеда але мыйым «осалым» чӱҥгеда…

          • шӱвырзын уныкаже

            Уважаю, но…, возыметым умылаш тыршышым, да нимо шот ыш лек, кӧ але алагӧже мо тиде Х букваже умылтара! Тугакше тунемшак улам, но ом тогдае.
            Нимогай абстрактный мари нерген возенам огыл, лач тыгай мыйынат да шуко чын мари калыкын матрицыже, а тыйын могай, шкеак веле палет. Мер паша ден кылым ом кучо, але тыйын семынак аҥыргем, шонем, вуйушем кая да шыдешкен кертам. Мый вес сомыл ден шинчылтам, варарак тыланетат ужаш перна, чыталте!

        • костик

          Шке вара мом пелне зимагур гай пернылт коштат. Тол шочмо ялышкет марла туныкташ да ойласаш.

    • ........

      у чеченцев спроси……у них дети тоже по Лонданам «путешествуют» однако не забывают язык! Удачи!

  24. Ик марий

    Выход в крупных городах — би- или полилингвизм т.е. дву- или многоязычие. Европа фактически многоязычна, и научной литературы по этой проблеме довольно много. Просто знаю, что одно из условий воспитания билингва — это с самого рождения ребенка один из родителей всегда, без исключений (!), должен говорить только на одном языке, в нашем случае только на марийском. Что бы ни было, пусть даже ребенок в какое-то время будет совсем игнорировать марийский язык, отвечать только на др. языке. У детей это бывает и с этой проблемой сталкивались и марийцы, воспитывающие по этой методике.
    В моей знакомой марийской семье мальчик мари в свои 5-11 лет стеснялся своей марийскости, а потом подростком вдруг сам начал подчеркивать свою марийскость и пытается говорить по-марийски. Хотя родители с мальчиком в семье по-марийски разговаривали мало, но каждое лето ездят в деревню, где и дети марийскоязычны.
    Ну, потом на уровне детских садов — это языковые гнезда и в школах языковое погружение. Но для этого нужна господдержка, а в России надеяться на это не приходится.

  25. Аликсендер

    Что касается примера знакомой марийской семьи, согласен, дело не так просто… но оно и не столько в самом по себе языке, миноритарном, которого «стесняются» дети… (марийском ли, другом ли каком), а, прежде всего, в нашем отношении к детям, нашем воспитании, особенностях этого воспитания, которые мы, к сожалению, не сознаём, а поэтому и не понимаем, почему дети начинают стесняться (и не только языка…). Об этом свидетельствует международный опыт. Дети улавливают нашу неуверенность, непоследовательность… наше реальное, а не декларируемое восприятие, отношение к чему-либо.
    В отношении «сам дурак». В жизни ведь не так, что «ИЛИ — ИЛИ», «третьего не дано». Просто, мы говоря об одном, важном, упускаем из виду другое, тоже важное… и начинаем рвать на себе рубашку.

    «Может, у кого есть положительный опыт ?» (Никитин С.П.).
    Что касается даже диаспорных меньшинств (а это сложнее, безусловно) — тоже есть положительный опыт. Но, он сравнительно — редкость. Это опыт культурных людей (ведь есть и иностранцы, которые овладевают почему-то марийским…), ценящих культурное, языковое многообразие в современом мире, для которого характерна нивеляция этого разнообразия, уважающих, ценящих себя и СВОЁ: свою культуру, язык, идентичность. «Простым людям» в доминантной иноязычной, инокультурной среде сложнее культурно, скажем так, уцелеть… Но мы ведь говорили, прежде всего, о праве на сохранение и развитие своей культуры, языка НА СВОЕЙ ЗЕМЛЕ ! Приспособительная, пасивная позиция, доминирование меркантильных интересов можно и оправдывать, но не думаю, что это удел всех носителей миноритарных языков. Желательно бы не упускать это из виду, теоретически лелея свою марийскость (склоняясь более к английскому в сравнении с «непрактичным», марийским — чтобы не сказать «ненужным»…) в пределах и за пределами родной земли, в мире «поликультурности», культурной «автономности», декларативной, расчитанной на приспособительную мотивацию и перспективу всепобеждающей практической пользы мажоров: английского ли, русского ли, китайского ли языков… Ведь практическая польза английского не обязательно, и не у всех, исключает марийский, «непрактичный».

  26. Уважаю, но...

    шӱвырзын уныкаже, дурачка-то не включай. Если мариец X и мариец Y не будут со своими детьми/внуками, близкими, друзьями говорить по-марийски, не научат своих потомков марийскому языку, не воспитают их в марийском духе, кто продолжит род марийский? (сто раз повторяю). Я не обвиняю конкретно только тебя или Никитина, вы хоть национально озабоченные. Но на место X и Y можно поставить имена очень многих как известных, так и мало известны и совсем неизвестных мари, которым абсолютно наплевать на все марийское и они этот сайт даже не читают (или некоторые читают). Но этих X, Y среди мари очень много, публично они даже заявлют о своей любви, заботе к марийскому народу. Их число год от года растет, поэтому марийский народ изчезает. Многие X и Y посещают марийские моления, мероприятия лет 10-20… И продолжают говорить со своими детьми по-русски…
    Все что я хотел сказать написал. Больше не собираюсь ни с кем дискутировать. Живити в вашм красивом, придуманном, фальшивом, декоративном марийском мире и продолжайте уничтожать свою нацию…

  27. Никитин С.П.

    Что и ожидал: — накинулись на «говорят — не говорят». Однако не заметили другого: — мои дети УЧАСТВОВАЛИ в работе мари организации в Екатеринбурге. Ходили на репетиции, выступали в концертах, плясали и играли на музыкальных инструментах. Возили на своей машине членов коллектива на концерты по области. С младшим сыном мы были в Сызганке, Суксунский р-н Пермского края, юбилеях Андрейково и Малой Тавре. Он вел группу «Урал мари» на сайте «Марийцы всех стран объединяйтесь». Помогал в организации концертов Самырык театра. Знаком с артистами из Йошкар-Олы. Вот и спрашиваю — а разве лучше его те, кто марла ойлен пьяным приходит на те же концерты и дискотеки?
    На тех же концертах я раздаю бесплатно старые номера «Марий Эл», это такая газета на марийском языке. Так вот, из 400 зрителей берут человек 30, да и те пожилого возраста. Молодежь и те, кто богато одет делают такой вид, словно я их оскорбил своим предложением взять газету. А ведь 99% зрителей — марла ойлат! И мне тоже больно и обидно за родной язык!
    Поэтому, если мои сыновья «переболели» марийской темой, ушли в семью, в карьеру (в хорошем смысле), то незачем устраивать порку и истерику: — А ты марла ойлет? А твои дети? — Ойлат. Сайын огыл гынат — ойлат. Выросли в большом селе с русско-татарско-марийским населением. Бабушки-дедушки в другой деревне. Кругом русская речь. Даже татарские дети — только по-русски. Но у моих детей есть марийский стержень! им за 30, они не курят, не пьют, тем более «пиво», почитают старших, уважают наши обычаи. И таких молодых людей много. Они ищут доводы и доказательства того, что наш народ не хуже, чем другие. Не дармоед, не вор, не трус, не балбес. И что же молодые мари читают на сайте — «НАС.АЛИ на своих святых»!?!? Какой пример подаете, «общественник» с болью в душе»?
    Будущее марийского народа — в грамотных, честных, работящих, умных и спокойных мари. Знающих язык и обычаи, историю и мифологию, литературу и фольклор, одевающих национальный костюм, посещающих памятные и святые места. Вот где наше поле деятельности и взаимопонимания переходящее в уважение. Главное — не потерять тех, в ком есть хоть капелька ощущения себя марийцем. Хоть раз в году наденет костюм, но он НЕ ПОТЕРЯН для нации. Не надо отталкивать никого. Даже тех, кто только «едет», а не «тащит» марийскую «телегу». Если человек пришел к Акпатыру, то, может чочой исцелит его, и наставит на истинный путь?
    Если мы говорим о наших героях, святых, то почему мы считаем, что они были в прошлом, а в наше время остались только никчемности? А может, святые среди нас? Подвижники и мученики, воины и просветители. Разве деятельность по сохранению исторического, духовного, литературного наследия — не подвиг? Возрождение из забвения поэтов, писателей, издание их книг — это не чудо Воскрешения из мертвых? Разве неоцененный труд Владимира Никифоровича Козлова — это не просветительство народа? И там, где говорят и пишут о делах Лайд Шемъера, там, где он присутствует — разве можно выражаться нецензурно? Ведь рядом с ним — духи наших великих людей.
    Не надейтесь — «уважающий..» (вроде), и те, кто хочет меня поддеть, что разозлили меня. Не злость движет мною, а жалость: — там, где упоминают ушедших предков, присутствуют их дух. Не накликайте беду. Не кощунствуйте. Не злятся на тех, кто неуравновешен.

  28. Никитин С.П.

    Пожелаю марийским подвижникам — новых свершений. А мыланем Ош Кугу Юмо полшыжо кеч ку*су*ным тылада пуаш. Ончыко, мари-влак!

  29. Никитин С.П.

    «спроси у чеченцев… они тоже по Лонданам ездят..»
    Могу и не спрашивать. По теле и другим СМИ знаю, что они и по Бостонам, Сочи и по всем городам России и Европы ездят. Кроме того, знаю, что их деды «ездили» в Казахстан в 40 — 50-е, отцы в 90-е автомат в руках держали чаще, чем ложку. А вы где были, Многоточие? Знаю, что в культуру, образование и др. сферы Чеченской Республики вкладывается столько, что нам и не снилось. И т.д. и т.п. Поэтому, прежде чем парировать, убедитесь, что уже не сели в лужу.

  30. Аликсендер

    Уважаемый Никитин С.П., речь-то не только и, может быть, не столько о Вас, Ваших детях… Есть ведь такая проблема, о которой говорит «Уважаю, но». Вы считаете, что можно ограничиться Вашими заслугами, заслугами других энтузиастов и замалчивать проблемы асимиляции, национального нигилизма среди мари (как следствия определённых причин, которые полезно было бы обсудить.Обсудить, как уцелеть диаспорным мари и как — в РМЭ ? Ведь это ненормально, если условия одинаковые — и в месте Вашего проживания, и в РМЭ…) ? — И сосредоточиться на репетициях и концертах ?..
    Интересно, что Вы имеете ввиду под «умными и СПОКОЙНЫМИ мари» ? Самые спокойные мари — на кладбище… А духи предков не помогут, если нам духу не хватает… Желательно: «с холодным умом и горячим сердцем» подходить к делу выживания в трудных условиях. Тогда согласен.
    «Идеал»мари «знающих язык и обычаи, историю и мифологию, литературу и фольклор, ОДЕВАЮЩИХ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ, посещающих памятные и святые места»… А экономическая, правовая грамотность мари ? Право на самоуправление ? Национальную школу, которая не ограничивается программой XIX века, предписывающей право исключительно на начальное образование — в условиях, когда число школ с преподаванием на марийском языке даже в начальных класах уменьшается, когда происходит «ущемление прав и сужение жизненно важных сфер применения языка», когда «невозможно реализовать своё естественное право, право пользования родным языком в публичной сфере,.. постепенно, от случая к случаю, день ото дня в человеке растёт ощущение УНИЖЕНИЯ, императивного причисления к «лицам второго сорта»… (цитирую из вузовского учебника Етнолингвистики, Санкт-Петербург, 2005). «В конечном счете именно язык чаще всего выступает как лакмусовая бумажка в экспериментах с НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКОЙ» (в которую входят и економические права, право на свободу слова и получения информации, право избираться и быть избранным и т.д.).
    Ив итоге мы имеем национальный нигилизм мари…

  31. ........

    Вы о чем? собиритесь с мыслями! автомат, ложка и лужа- это загадка или ребус….Кто отгадает, тот познает смысл жизни и встанет на одну с вами ступеньку эволюции….

  32. *************

    исдохла у соседа корова — праздник,покраснели помидоры — зависть, сплетни, пьянство….

  33. Никитин С.П.

    Я ответил на вопрос заданный трижды: — говорят ли Ваши дети на марийском языке. Хотя сам «уважаю но», так и не раскрыл свой семейный секрет. А может и нет у него этого секрета — взбаламутил всех, нахамил и смылся, довольный.
    По поводу тех важных вопросов, что поднял Аликсандер, могу сказать, что уже высказывался и в «Размышления перед съездом» год назад, поэтому, повторяться не хочу.
    А в целом — пошумели, и успокоились.

  34. Аликсендер

    Разве только «взбаламутил», «нахамил» ?.. Может быть — «не умолчал» ?
    Но согласен с тем, что хорошо было бы ещё и — «поразмыслив, предложил». Но это всех нас касается.

    А многоточию — сочувствую. Думаю, не следует себя утруждать, если много букв смущает и хочется перейти на три буквы — в качестве компенсации за умственное перенапряжение.

  35. ........

    это из разряда у кого член больше, комплекс неполноценности, когда размер маленький, компенсируется такими красивыми, остроумными, но непонятными комментариями….но ни чего это лечится. В вашем случае не смертельно, но надолго не затягивайте…… с глубоким уважением, а нет с вами опять размеры, у кого глубже…….

  36. Аликсендер

    У кого — какие понятные проблемы, такие и АНАЛОГИИ: очевидно, для вас более понятной проблемой является размеры мужского достоинства. «Остроумно, но непонятно» — так не бывает. Если остроумно, то что-то всё же понятно… Вот если Вы поделитесь со мной, что понятно, а что нет, буду Вам признателен. Я ведь не говорю, что рассуждать о непростых вещах просто… Просто и понятно говорить о сложных вещах нужно пытаться, но не всегда это удаётся. Соглашаюсь, когда мне не удаётся, в один присест, поспешно, сказать и некрасиво, и понятно… Я тоже не люблю внешнюю красивость, то есть в этом с Вами солидарен.

  37. Аликсендер

    А вот метафоричное «покраснели помидоры…» (- зависть…) — класс ! Оценил. Умеете сказануть.

  38. ...........

    ожидание не оправдалось…………..тема: «Сам Дурак» , думал, что вы в очередной раз загоните человека в мозговой тупик….а нет у вас помидоры у кого краснее и не завидуйте!

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.