Калтасы готовятся к встрече «Ший кандра»

Фестиваль "Ший кандра" 2012 года. Фото: rampa-rb.ru10 августа в селе Калтасы Республики Башкортостан в рамках целевой программы «Культура России 2012-2018 г.г.» состоится III Межрегиональный фестиваль-конкурс «Ший кандра» («Серебряная веревочка»).

Сейчас к празднику танца «Ший кандра» готовится все население села Калтасы и Калтасинского района от мала до велика… Помогают и дети, и взрослые – чем могут. Особенно стараются дети. Взрослые танцоры (не артисты) провели мастер-классы в местном ДК, научили детей выстукивать каблуками разные виды дроби – тывырдык. Хозяева фестиваля-конкурса серьезно готовятся к соревнованию танцевальных делегаций, ведь на фестиваль съедутся множество представителей из разных регионов с компактным проживанием мари.

На прошедшей на днях встрече главы администрации Калтасинского района Юрия Садырова со специалистами филиала Республиканского центра народного творчества г. Нефтекамска, активистами МНКА «Эрвел Марий» (руководитель Федор Бикбатыров) и региональной общественной организации марийского танца «Кандра» Республики Башкортостан (руководитель Медор Шаймратов) полностью утверждена программа его проведения.

Большую работу проводит местная марийская национально-культурная автономия «Эрвел марий» по оповещению родственных организаций и привлечению спонсоров на организацию фестиваля. В связи с подготовкой к фестивалю «Ший кандра» специалистами-хореографами проводятся выездные экспедиции по деревням и городам РБ) по составлению делегаций танцоров и изучению локальных особенностей этнографических танцев, таких как «Ваш лийын куштымаш» («Танец лицом к лицу»), «Кид совен куштымаш» («Танец с хлопками в ладоши»), «Пар кычал куштымаш» («Ищем пару») и «Кандыра пунымаш» («Веревочка»), проводят мастер-классы на местах проживания делегаций.

Народный массовый танец «Кандра» по праву считается гордостью восточных мари – мало у кого еще сохранился столь же уникальный и гениальный в своей простоте танец, несущий в себе множество укорененнных смыслов: обращение к боевому духу воинского ритуала, к великой силе земли и неба, к мировой космической гармонии. Следуя узору «Кандра» каждый танцующий его человек вносит свою толику в установление мирового равновесия. Потому и радует его многочисленность – к примеру, на II фестивале «Ший кандра», который прошел в Мишкинском районе РБ, длина танца составила 2 километра. В этом году планируется превзойти прошлогодний рекорд и станцевать «Кандра» длиной 2,5 километра с участием 5 тысяч танцоров!

Приглашаем всех желающих в Калтасы на чудесный праздник танца «Ший кандра»!

Положение о фестивале-конкурсе «Ший кандра» 2013 (doc)

Фотографии с фестиваля «Ший кандра» 2012 г.

Медор Шаймратов

Фото: журнал «Рампа»

83 комментария

Filed under Новости

83 responses to “Калтасы готовятся к встрече «Ший кандра»

  1. Костятин

    Калтасаш кандрам кушташ — мари калыкнам ужаш !!!! Алла берса йылгыж шогышо «джипарьешна» шинчын Сургут гычын погынен миена !!!!!!! Калтаса КАНДРА фестивальллан ДА! манын адак по:рык каласа! Мутат уке — Калтаса мари-влаклан северыште ыштыше-влак дечын РЕСПЕКТ !!! Калтаса кертеш !!!

    • аяр умдо

      Костятин, тый тугакше оҥай тыглай огыл мари РЭПер улат ала мо, типа Тимати семын?! Понтэтше пешак шуко, а вет Калтасаште марий тувыр дене тывырдык куштымаш трендыште лиеш, але шонет — рэп тӧрштылме тушто тожо прокатит?!!!!!!!!!

  2. Какшан марий

    Адакат ,,кандра,, , а молан КАНДЫРА огыл? Кычалытше МУЖЫРЫМ, а парым огыл! Эрвел марий влак,ида луго марий йылмым!

    • йынаул гыч

      тыйын мо пашат?

    • ГостьВ

      Какшан марий ончал: чодра, шолдра, ведра, кандра и моло тыгай мут-влак. Ударенийже пытартыш слогышто и нимогай «Ы «. А теве эше ончал: мужыр, могыр, шулдыр, патыр и тыгаяк эше шуко мут-влак. Ударенийже икымше слогышто и садланак возалтеш «Ы» дене..

      • Какшан сиржы Кукшагыл

        Ога, канешна. Шке шонен муынат гын, весе-шамычым ӱшандарынет? Мундыра, лаштыра, тӱтыра, комыля, аҥыра да тулеч молат.

  3. Какшан марий

    Йынаул гыч, мо пеш шыде улат? Кочкын отыл мо, але мален отыл? Айда, пуно кандратым, шыдетым гына луштаре, уке гын удырамаш влакым йоратен от керт. Садланак сырыше коштат дыр

  4. Костятин

    Аяр Умдо,тыйжат Какшан марий семын «Тормоз» ит лий. Кюлеш гын Ме, эрвел маримыт, КАНДРАНАМ верже дене рокердатен, янаса реперитьат ыштен дюбюрдатен, тозан луктын куштена. Мемнам кузе иляш,кузе оляш туныктышо чокынен пытыше Какшан марий упшажым карен ончыжо. Ала тудымат, чон пундашешыже, каза поч наре, марийлыкше кодын гын кандрана .йя «колбасить» ышталта, ала изиш гынат «торкнет» мюшкыр темен мален кийше Какшан йыпарым.

    • аяр умдо

      Костятин йолташ, могай эше «тормоз»? Тугакше беда чот шотан улам, тыйын гае сойыр семын возгаленжат ом мошто! Нигузе умылен шым керт тыйын «неформал» — тыглай огыл возыметым. «Торкнет» мутшым умылышым, а молыжым кушто, могай пычкемыш ялыште практикуеда? Але тиде ужо Сургутын уда але шакше влиянийже, омат пале, пашамат уке тугакше. Ну йӧра тогда, Калтаса пайремышке джипарь ден толыда дык, тврдк куштымашыште икымше верым налза да изишак кадыргылын «колбаситьлыза» ага!

  5. Нурдан аҥшы Кукшагыл

    Да дьора дьора. Кыч чодра лийже кыч кандра лийже. Айда ынде чланат шке кертмыла дьомаклена. Могай мыян пашана бесы-шамыч ок пынимаеп гын.

  6. образ

    Ой, моткоч оНай лудаш возкалымыдам. Эн сайыже — ко: кузе мошта ойлен тугак воза.А возымаште — чын. Ида вурседыл, ида мыскыле шкенан марий айдемым…Тек кандра пайрем лиеш. Калык погына и шер теммеш мурен куштыжо, кидым кырен, таНым кычалын але вес семын… марий куштымаш мемнам икте-весе дене лишыл еНым ышта, у палымым муыкта… Илен — толын Марий-Элышкат толын шуэш. Тугеже Зеленый Дол гыч — Йошкар-Ола марте куштен-мурен тывырдыклен кандрам чу:чкаш сай лиеш ыле. Гиннес кнагашке логалаш амал уло марий калыклан.

  7. Костятин

    Эрвел марийын «реальный» куштымашыжын люмжо: шинчам каренрак ончалме годым чынже- «кандрат» огыл, «кандырат» огыл, «тврдкат» огыл, а ПУННЕНКУШТЫМАШ !!!.Тыде ильыш корнынам калыкна дене,шочмо мландына дене иктыш ушен пунымым ончыкта огыл мо ? Тыде куштымашын «движухажым» » ок понимаеп Кукшагыл»-влак не «догоняют».Тудо-шамычлан кандЫра лийже! Неужели мари калык кандЫрам йо:ратен шынденат садын дечын «торчит» и «зависает»? Не Верёвка, а ПУННЕНКУШТЫМАШ без всякого перевода на русский. Однозначно. Что милее слуху марийца? Что звучит поэтично,возвышенно, музыкально?Согласитесь ПУННЕНКУШТЫМАШ. Прикиньте. А вы всё кандыра да кандыра.

  8. аяр умдо

    А кушко йомын мемнан «тврдк» да «кандра» спец — обещалкин Вачис, тундро Уренгой гыч йолташ? Тудо гын туге пӱтынек сразу умылтарен пуа ыле чылаштлан, держись веле! Адакат Шем теҥызыш льгото ден дешевый путёвкым йыглен налын да санаторийыш канаш чошен ала мо, типа Газпром — отдыхает, мечты сбываются, манмыжла. Туддеч посна кузе вара «Ший кандра» фестивальжым эртарат, ӧрам веле. Ала эше миен шуеш, кӧ пала, тудо вет «непредсказуемый» айдем.)))

  9. Калтаса марий

    Бикбатыров иньыже-влак дене толашыже ыле, это к лицу тудлан. Уке, имне-влакым налмыже ок сите, калыкымат ала мо семын толаштарынеже, хотя калыклан тудын деч нымогай пайдат уке. Шканже верч веле толаша да удыра шке кусенышкыже

  10. Какшан марий

    Костятин, тый изиет годым конгавач камвозынат ала мо, тугела чучеш. Нормальный айдемыла шкендым кучо! Понтетше чынак шуко, тольык марий влак коклаштыже тый тичмаш 0 улат

  11. йынаул гыч

    Этот год в Башкирии обьявлен президентом РБ годом благоустройства и охраны окружающей среды. Ура! А мы в районе поем и пляшем. Пусть благоустройством занимается президент, коли объявил такой год. Обочины дорог иногда убираются от мусора или скашивается, если Хамитов транзитом куда-то проезжает. И точка. А мы как стрекоза из басни лето проводим в пляске. Кругом в деревнях стихийно организованные мусоросвалки, антисанитария, в том числе и вокруг рапйцентра Калтаса и ближайших от него населенных пунктах. Например, съездите и посмотрите ч то творится вокруг Александбровки. Праздник — это признак благополучия, поеказатель состояния души, когда хочется петь и плясать. А у нас — мрак, бездорожье, безратобица, мусосросвалка и пьянка от безыскодности, и в таких условиях в районе в угоду нахлебникам любителям праздников -северянам, москвичам всяким там шаймратовым за чужой счет организовывают какие-то ший кандра. А кто бы из них поапытался помочь чем-то местному населению? Получается , и люди смирились, ничего не надо, и властям не надо. Большинство ездят на север на заработки, налоги от них в район не поступают.Остальные спились, их уже и работать не заставишь. Пир во время чумы, если можно назвать так праздник ший кандра. Кладбища многие стали как развалины, никто за этим не следит.Например в деревне Сазово вобще нет забора и места для захоронения , начали хоронить за территорий виртуального забора. Никто этими вопросами и урегулированием в районе не занимается. Вот вам культура, воспитание в семье, в деревне, районе. Кто этим будет заниматься? При живых отцах бети растут как в безотцовщине, т.к. они в поисках заработка все время в командировках.Ладно хоть есть отдельные люди, например, как братья кугубаевы которые в прошлом году в дервне Василово за счет своих средств огородили и благоустроили кладбище метталическим забором и воротами. На власти и понадеешься — вообще останешься голым и нищим. А чтобы показать мнимое благополучие — на тебе кандра,ликуй и пой, пляши марийцы. Аж северяне радуются этому событию. Другое дело , если бы помогли своим землякам как это делают в джругих районах хотя бы копейками в вопросах благоустройства села, родника, кладбища и т.д. что является священным порявлением души по отношению к воспитанию внутренней культуры . А все остальное- святотатсство, в том числе и кандра в таких условиях, особенно засушливого лета. А чтобы не быть голословным, обращаю внимание на ссылку из канала БСТ, репортеры которого побывали в Калтасинском районе в середине июля http://tv-rb.ru/news/2013-07-13/nedoponimanie-mezhdu-mestnoi-vlastyu-i-selchanami-edva-ne-vy/28206

  12. Костятин

    Эй,ты Йынаул гыч.Если ты тонешь в дерьме собачем и плачешь и живёш протянутой рукой, чтобы тебе помогли другие,мы-,крутые северяне например,а сам лох йынаульский неспособен свою деревню обустроить скажу тебе лично:»Рождённый ползать летать не может».Соскребай дерьмо с себя, а мы соберёмя в Калтасах на единственный,эксклюзивный чисто марийский праздник.Хорошо поработавшему и погулять денёк- другой не грех.Человек без зрелищ не человек,лошадь рабочая.

    • йынаул гыч

      сургут и хантымансийск еще не крутые северяне, а приравненные к ним. костятин, иди картопка копать. она у вас уже выросла.

    • Калтаса марий

      Правильно глаголишь, мил человек. Не грех, не грех погулять после трудов праведных.Но грешен тот, кто поработал на свое пузо, но погулять решил за счет других. А что ты сделал для организации праздника в Калтасах, чтобы там участники этого процесса действительно почувствовали себя отдохнувшими, наконец? Тинь гане адемым ожнысек мемнан марий-влак кылме йол маныт. С тобой можно согласиться в том случае, если бы ты славно поработал и организовал у себя там, где бабло загребаешь, чисто марийский праздник и пригласил туда своих земляков погулять. Это было бы по мужски и честно, по-марийским настоящим традициям. Ато виля пушым кычалше рывыж гане пайремыш нахаляву лупшалтнет.Срамота! Чубайсын марла ойлен моштышо родыжо отыл?

  13. ГостьВ

    Русский алфавит не может отразить все звуки марийского языка. В словах типа ЧОДРА, ВЕДРА, КАНДРА используется безударный краткий звук средний между «Ы» и «Э», которому нет обозначения в русском алфавите. Этот звук можно и не обозначить в письме, т.к. он не соответствует русскому звуку «Ы». Это мое частное мнение и я не хотел бы вступить в полемику с неуравновешенными людьми, использующими ненормативную лексику.

  14. Шапка-тет

    Предлагаю противникам буквы «Ы» использовать латиницу: Kandyra

  15. Йылмызе

    Я согласен с ГостемВ. В слове «кандVра» между «д» и «р» все же существует краткий, редуцированный гласный, который я отметил как V (гласный). В восточных диалектах он еще более краток и больше редуцирован, поэтому некоторым кажется, что его вообще нет. Вся проблема в том, что марийский «ы», отличается от русского «ы», но обозначается одинаково и это ведет к путанице и все большему приблежению марийского «ы» к русскому. До 1929 он обозначался так:
    Марийский Ы
    Есть литературный язык — официальная норма для всех мари, и «кандыра» пишется с «ы» и спорить здесь не о чем.

  16. Костятин

    Мый тыге шонем кандра ГЕНЕТИЧЕСКИ кантри мут дене кылдалтын .Тыдыжат тудыжат «есть чисто деревенское музыкальное произведение» к ЧЕМУ ВАШИ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИКАЛЫВАНИЯ.лучше KANDRA ФОРМО ДЕНЕ СЕРАШАТ ЮНЕСКОЛАН АДАПТИРОВАТЬ ЫШТЕН НЕГРАМОТНЫЙ МАРИЙ-ВЛАКЫМ ШИПКО ГРАМОТНЫЙ МАРИЙ-ВЛАК ДЕНЕ ПРИМИРИТЬ ЫШТАШ.ТУНАМ ИЖЕ МЕ ПЫРЛЯ РЕКОРДЫМ ОНЧЫКТЕН КЕРТЫНА.

    • ЧыбАйс

      Так, кӧ тиде малайым интернетыш лекташ туныктен?
      Йоча жап эртен, кай малаш 🙂

    • Ни руш, ни марий

      Тый марла але рушла возо, уке гын «ни руш, ни марий сӧсна йол пироги» манмыла луген киет. Ой, тыйын гай чын эрвел марий-влак марла «разговаривать ыштат»… Марлаже монден, рушлаже тунем шуктен отыл…

  17. Костятин

    ТЫГЕ СЕРМАШТЕ ДРАЙВШЕ УЛО, ВЕТ КАНДРА КУШТЫМАШТАТ КО: КУЗЕРАК ТОШКАЛ ТАВАЛТА. ЛЁВУШКА ТОЛСТОЯТ ЙЯ РУШЛА ЙЯ ПРАНСУЗЛА ЛУГЕН СЕРЕН МАНЫН КОЛЫНАМ ИЛЕ.ЧЫБАЙС ПАВАЙ ТЫЛАН МОМ МАНЕШ ВАРА?

  18. йынаул гыч

    КАНДРА – план по реализации государственной национальной политики страны? http://svpressa.ru/society/article/71377/

  19. ЧыбАйс

    Кӧ-кӧ кӧкӧрӧкын ватыже 🙂 Луд мом возат, вара умылет.

  20. Какшан марий

    Ни руш ни марий Костятин! Если ты такой крутой,и бабло гребёшь мешками,то сделай для земляков хоть одно благородное дело как братья Кугубаевы. Слабо? Уверен, ты копейки никогда не вложишь в благотворительность, так как душа твоя в дерьме. И соскреби его поскорей. Чем быстрее,тем лучше для тебя. У ЙЫНАУЛ ГЫЧ душа болит за происходящее вокруг,а ты думаешь что он ползает а ты летаешь. Нет, это ты ползаешь, воняешь за километр.Оскорбляешь всех подряд. Думаешь деньги всё решают в этом мире? Нет! Да что тебе балбесу объяснять,скоро и сам всё поймёшь.Но… как бы поздно не было

  21. ПОРО

    По поводу комментария Йылмызе
    Скажу так. Пока достаточно сложно мне оппонировать, но предполагаю, что первоначально слово «кандыра» произносилось несколько по другому, не через букву «Ы» или схожую данной букве.
    Для этого необходимо определить корень(корни) слова. Затем понять, что означают эти корни в слове «кандыра». Можно предположить, что один корень это «канд», однокоренные слова канде, кандаш. В слове кандаш («аш» -окончание). Перевод с «марийского» слова «кандаш» — восемь. Далее необходимо представить себе цифру 8(восемь), напоминает знак бесконечности и одновременно движение танцующих в танце «Ший кандыра».
    Ещё раз повторю, мне достаточно сложно убедить большинство в верности данных рассуждений, но они должны выглядить примерно таким образом.
    Что касается второго корня. Возможно это корень «тора»(точки над буквой «о»), что значит направляет(управляющий), или «ора»(точки над буквой «о»
    Рассуждая так можно предположить слово»кандыра» первоначально произносилось примерно так «кантора»(точки над буквой «о»)

  22. Йылмызе

    ПОРО, Вы рассуждаете в духе г-на Громова. Внешнее сходство современных словоформ в одном или разных языках не говорит об их связи. Между словами «канде» и «кандаше» я никакой связи не вижу. Хотите доказать связь слов «кандаше» и «кандыра», начните с их этимологи, сравните праформы, реконструкции, есть ли схожие слова в родственных языках и в какой форме, значении. Не являются ли они заимствованными, для этого еще надо знать др. соседние языки.
    Единственно о слове «кандаше» могу сказать, что оно финно-угорского происхождения, поскольку встречается и в др. родственных языках: фин. kahdeksan, эст. kaheksa, финская форма более древняя.

  23. Аноним

    ЭРВЕЛ МАРИЙ У:ДЫРАМАШ. МЫЙ ТЕНДАН МУТЛАНЫМАШДАМ МЫЯТ ЛУДЫН ЛЕКТЫМ, НО МАРИЙЫН УДА КОЙЫШЫЖО ПЕШ ЧОТ ШИЖАЛТЕШ. ИКТЕ-ВЕСЫМ У:ЛЫК ШЫНДЫМАШ, ТОРЖАН МУТЛЫНЫМАШ ТЕНДАН У:ЛЫШ КУЛЬТУРЫДАМ ОНЧЫКТА. НАЛЗА ТЕВЕ ТАТАР КАЛЫКЫМ, НУНО ТЫГЕ ИКТЕ-ВЕСЫШЫТЫМ ОГЫТ ШУ:РДЫЛ.ТИДЕ САЙТЫШТЕ МЕ ЭРВЕЛ МАРИЙ КУШТЫМАШ НЕРГЕН ГЫНА МУТЛАНЫШЫШ УЛЫНА, А ПЕЛЕ-ПУЛА ОГЫЛ. ЭН ОНЧЫЧ КАЛАСЫНЕМ, МЕ ШКЕНАН КОЧА-КОВАНА-ВЛАКЫН ЭН ЙО:РАТЫМЕ КУШТЫМАШЫШТЫМ АРАЛЕН КОДЫШАШ УЛЫНА. МЕМНАН ПОШКЫРТ КУНДЕМЫШТЕ ТИДЕ КУШТЫМАШЫМ ТУ:РЛЫН ОЙЛАТ. МУТЛАН, МЕМНАН ЯНАУЛ МАРИЙ-ВЛАК «АТСА МАРЛА КУШТЕНА» ОЙЛАТ. ТИДЕ КУШТЫМАШЫН,МУТАТ УКЕ, ТЕХНИКЫЖЕ КАНДЫРАМ ПУНЫМАШЫМ УШЕШТАРА. САДЫЛАН ЮЖО МАРИЙ-ВЛАК КАНДЫРАМ ПУНЕНА МАНЫТ. НО КЫЗЫТСЕ ЖАПЫШТЕ ЭРВЕЛ МАРИЙ КУШТЫМАШЫН ЧЫН,ТИЧМАШ МОТОРЛЫКШО ПРОСТАНГ ТОЛЕШ,ОЖНЫСО СЕМЫН ТУ:РЫС ОГЫТ КУШТО. МЫЙ ШАРНЕМ ОЖНЫРАК МЕМНАН ЯЛЫШТЕ КЛУБНА КОК ЗАЛАН ЫЛЕ: КУГУ ЗАЛЫШТЕ КУГЫРАК-ВЛАК КУШТЕНЫТ, А МЕ ИЗИРАК-ВЛАК ВЕС ПОЛЕМЫШТЕ ТЫГАК МУЗИКАН СЕМ ПОЧЕШ МАРЛА КУШТЕННА. КУГЫРАК-ВЛАК МЕМНАМ КУГУ ЗАЛЫШ ОГЫТ ПУРТО ЫЛЕ,» ОНЧЫЧ МАРЛА КУШТАШ ТУНЕМЗА » МАНЫТ ЫЛЕ, АТО КУШТЫМАШЫМ ПУЖЕДА ОЙЛЕНЫТ. ЧЫНАК ТИДЕ КУШТЫМАШЫН ШКЕНЖЫН ПОРЯДОКШО УЛО — У:ДЫР-ВЛАК МОТОРЫН МАРЛА ШУДЫШАН ТУВЫРЫМ ЧИЕН ЛЕКТЫТ ЫЛЕ, ЛЫЖГАН ГЫНА ЙУ:КСО: ГАЙ КОЙЫН, МАРЛА ТАКМАК-ВЛАКЫМ МУРЕН КУШТЕНЫТ, А ПО:РЪЕНГ-ВЛАК МУЗИКАНЫН ЯМЛЕ СЕМЖЕ ДЕНЕ ШОИК ШУ:ШКАЛТЕН КОЛТЕН ИККАНАШТЕ ЧЫЛАН ТЫВЫРДЫКЫМ КУШТАШ ТУНАЛЫТ ЫЛЕ. ТУНАМ КЛУБНА СУРГАЛТ ГЫНА ШИНЧЕН. ТЫВЫРДЫКЫМ КУШТЕН КОЛТЫМЫШТ ГОДЫМ ЭРВЕЛ МАРИЙ ПО:РЪЕНГ-ВЛАКЫН ДОСТОИНСТВЫЖЫМ,ВИЙЖЫМ,МОТОРЛЫКШЫМ,ЛУ:ДДЫМЫЛЫКШЫМ ШИЖАТ. НУНЫМ ОНЧЕН ЧОН ЙЫВЫРТЕН,КУМЫЛ НО:ЛТ- АЛАЛТЫН,КУГЕШНАЛТЫН.КУШТЫМАШТЕ ТЫВЫРДЫКЫМ ПОРЪЕНГ-ВЛАК ГЫНА КУШТЕНЫТ, А У:ДЫРАМАШ-ВЛАК ШЫПЫРАК,ЛЫЖГАН ГЫНА, КОПШЫРАКЫН КОЙЫН,СОНАРПЫЛЛА ВОЛГАЛТЫН,МОТОР ЧУРИЙЫШТ ДЕНЕ ВЕСЕЛАН КУШТАЛТЕНЫТ. ТУНАМ У:ДЫРЪЕН ПО:РЪЕНГ СЕМЫН ТЫВЫРДЫКЫМ КУШТЕН ГЫН, КАЛЫК ТУДЫМ » ТИДЕ МО ОРЫШЫЛА КУШТА» МАНЫН ШКЕ КОКЛАШТЫШТ ВОШТЫЛЫНЫТ. КЫЗЫТ СУ:РЕТ ЙО:РШЫН ВЕС ТУ:РЛО: — У:ДЫР-ВЛАК ПО:РЪЕНГ СЕМЫН ЙОЛ КОВАРЧЫШ ШУМЕШ ТО:РШТЫЛ ТЫВЫРДЫК ДЕНЕ КУШТАТ, ДА ЭШЕ МУТЛАН, » ШАКИРОВЫН МУРЫМЫЖЫН ЗАПИСЬШЕ» ПОЧЕШ, МАРЛА ТАКМАК-ВЛАКЫМ МУРЫДЕ. А КУНАМ ЭРВЕЛ МАРИЙ КУШТЫМАШЫШ ЙОТ ЕНГ-ВЛАК КУШТАШ ТО:ЧЕН ПУРАТ ГЫН, ТУНАМ МАРИЙ КУШТЫМАШЫМ ЙО:РШЫН ЛУГЕН ПЫТАРАТ. ШОНЕМ КАЛТАСА ФЕСТИВАЛЬ ГОДЫМ НИНЕ СИТЫДЫМАШ-ВЛАКЫМ КОРАНГДАТ. САЛАМ ДЕНЕ ТЕНДАМ ПАГАЛЫШЕ М.БАЙР.

  24. Костятин

    Йынаул гыч дене Калтаса марий тау тылада! Те коктынат ***, а тиде Гогольын персонажше-шамыч радам гыч.. Ме мари-влак шеНгеч оляш йоратыше улына.Рушла манмыла- дремучие жадные,завистливые,узколобые. Лиеш конечно исключение,например Чыбайс,мыйе,да эше ик мыняр чермыш малай! Мемнан марий калыкна вечно пьяный неадекватный калык. Вашончышыш ончалаш монденак. Ко: улмыжым, кушкыла ошкылмыжым о пале. Но еНым туныкташ,нунын кюсеныште оксам шотлаш куржын колта. Мый ответственно заявляю мари калык лузер! Тудын президентшат марий кокла гычын огыл, а еше пузыри пускает и пальцы веером! Мюндюрно: ок кюл кычалаш доказательствам. 36 комент гычын ик мемнам пагалыше М.Байр.(Аноним) в тему высказалась может немного старомодно, но по делу. Респект тыланет Аноним северян-влак деч. Молына кылме йол дене пелторта статусышто пока улына. Марий шанчызенамытлан мюйым предлагают,а тудо-влак у:чашат-«Тиде КАЛАК огыл,а ПАНЕ манылтеш»,- а мюйжым в упор огыт уж. Потомушто марийлан важен не обьективность или сам предмет,а его собственное Я! Марий шанчызат очыни учёный статусыш шуын огыл ала мо? Мы на севере от кандры КАНДРЕЕМ!

    • Аноним

      Мемнан марий калыкна вечно пьяный неадекватный калык. Вашончышыш ончалаш монденак. Ко: улмыжым, кушкыла ошкылмыжым о пале

    • Кокшагин

      «Мемнан марий калыкна вечно пьяный неадекватный калык. Вашончышыш ончалаш монденак. Ко улмыжым, кушкыла ошкылмыжым о пале» Эти предложения-выдержки из речи Костятина-Минильбаевой, — адресованы для девиза нынешнего калтасинского фестиваля? Ончалза, эрвел марий=влак, мо шот дене гына марий-влакым, тыгак тендам землячкыда огеш лумдыл! Обратите внимание, все эти циничные высказывания в отношении сородичей искренние (еще раз прочтите все ее комменты под видом молодого Костятина-северянина на этом сайте),потому что писала под прикрытием вымышленного ника-северянина и мыйым огыт пале манын шонен. Лавыраш луга, мыскыла марий-влакым, а шкеже тушкак, марий-влакын тарватыме пайремышкак лупшалтнеже. Теве тыгай москвичка-землячкыда, пукшыза, йуктыза тудым, пеш кугу уна миен вет. А чем-то помочь — на ваши проблемы наплевать.Мыскыла,игылтеш, йуын-кочкын толеш тендан денак да варажым , шке манмыжла,кайфым, драйвым ловит, кандрует,кертым вет лох=влакым использоватлен манын.

  25. Костятин

    Какшан мари, мый уже кум мари юдырым Турцийыш паша ышташ личный оксам дене ужатышым.Жалке огл.Пиалан,поян ильышым,мотор поян, трезвый по:рьеНым кычал кайышт.Тыде марий калыклан полыш огл мо?Спонсорство манылтеш.А тый мыйм обижать шташ гына тыршет. Мыланем марий калыклан нимат жалке огл,Прикинь,Какшан йыпар.

  26. Аноним

    Костятин, марий-влакым вурсымет деч ончыч кеч марлаже шотшо дене сераш тунем: юдырым огыл — ӱдырым. Тый векат ончыч Вачис лӱм дене возышо еҥ улат, але тудын лишыл палымыже. Мом марий-влак нерген возышыч — эн ончыч шке нергенет. Лач тый тыгай, шкендым кӱкшеш шындыше марий лӱмым нумалше йыгыжге серыше улат. Эре марий-влакым тӱрлын мыскылен, игылт Интернетыште возгален киет. Йочат-влак рушла кутырат.
    Турцийшкыже Юдырет-влакым шке капыштым оксала ужалыше семын колтышыч мо? Тидлан тый кертат!
    Тыйын шудалме марий-влак кеч ала-мом марийым ышташ тыршат. Тый гын эре вес ыштыше марий ӱмбак лаврам кышкен киет. Молылан тептерет уке!

  27. Костятин

    Аноним,моя марийская интуиция подсказывает,что вы всю жизнь проработали в сфере марийской культуры.Вы давно живёте в Йошке и вхожи в высшие круги марийской интеллегенции.Вы то должны по статусу и житейскому опыту знать,что народонаселение может называться здравым народом только тогда,когда оно будет себя безжалостно критиковать. Будет позволять над собой постебаться,то есть посмеяться. Поюморить над своими недостатками. Над своими марийскими же дураками.На это «добро» наш народ бог не обидел.Ткни пальцем и попадёшь в дурака.Богатый,при большой должности, в приличном костюме-всё это не от боьшого ума,а от животной хватки,инстикта,нюха на деньги,должность,моду.А деревенские дурачки-юродивые,божьи человечки, не вредные,безобидные даже милы.Вы же не считаете,что у нашего народа нет недостатков,что марийцы все поголовно умные,продвинутые,высоко культурные?Есть единственное исключение-.Андрей.Эшпай, как гуру, один единственный из марийцев не подлежит критике.Для меня он великий мариец,плохо умеющий говорить и писать по марийский.Но через этого марийца мир знает о марийцах вообще,как о талантливом,тонкочувствующем окружающий мир, народе.Он, небожитель.признанный человечеством импрессионист в музыке, сияющая вершина мирового уровня. Марийский Бах,Чайковский,Моцарт,возвышающийся над болотными кочками сегодняшней Йошкинской марийской творческой интеллегенции.Но эти ещё- всё же кочки т. е.бугры на ровном месте им всё же за это от меня,молодого северянина, респект.А сам народ наш- это плинтус,линия уровня воды, плавно переходящая в марийское болото.Вот из этой среды слышатся квакания и булькания.Пошлость.Банальность.Тормоз в квадрате.То кукушка закатится в хвалебной оргии о марийских обычаях или филин закричит,напугав всех о древности марийского народа.То какое то давно засохшее дерево заскрипит об Иване Грозном.Вот три темы,как три сосны вокруг которых заблудился современный мариец.На этом ограничен ум марийца.НО Почему?!!!Это мне спать не даёт.Любить свой народ это не значит,чтобы его всё время кормить комплиментами,гладить по шерсти и сладкие песни петь.Этим занимается половина народа,а другая половина всё время ноет о том,что все вокруг только и заняты,что строят козни героическому,трудолюбивому марийскому народу и мешают ему жить.Обрыгло всё это слышать нам,молодым и энергичным, скажу я вам уважаемый Аноним и др.коментаторы-патриоты народа.Я,Костятин,делаю ручкой всем вам и ДОСВИДОС !!!

    • Аноним

      Мый рушла ом умыло… Каласымедым марлаш кусарен кертат? Вара умбакыже ойласена 🙂

  28. Костятин

    Аноним,Калтасаш мие тушто ойласаш йайлырак лиеш. Минь марлаш тушто тылат персонально кусарен пуэм. А тыде форматыште ДОСВИДОС дык ДОСВИДОС. Ит о:пкеле. Алла берса пеледше Интернет нурышто вашлийна ян,йумо пуйрен гын.

    • аяр умдо

      Костятин шольым, чыла Эрвел мари-влак тыйын семын койшан улыт аман. Унала Калтасаш кайнем ыле, костенеч да йокма дене, шкемым ончыкташ, эрвел мари калыкым ончен толаш, кандрамат пунаш полшаш, ала 5.000 еҥ наре ситарашлан мыят кӱлеш лиям ыле. Ынде кумылем волен плинтус марте, нигунар кайме ок шу тыйын мыскылен да игылтын возымет деч вара. Ужам, тыйын ачат-ават туныктен да умылтарен шуктен огытыл, вет чыла мари калык нерген сотарыме да кайдарыме мутет шке вакет илышыште пӧртылеш.
      А тыланетат кидым лупшалын каласена — ч е в е р н я к !!!

      Эх, калтак, Калтаса!!!

  29. Аноним

    Костятин, «ДОСВИДОС» манмет дене ынде шорташ шинчам ман шонет мо? Кӧлан тый тыште кӱлат?
    аяр умдо, Калтасаш тылат толашак кӱлеш. Костятин-шамыч лӱмын Интернетыште тыге возгален кият, нунын цельышт: чыла, мо марий калыклан ышталтеш, шӱктараш кӱлеш, ыштыше-влакым удаш лукташ, лаврам ӱмбакышт опталаш. Нуно марий калыкым пытарынешт. Садлан чытен огыт керт кунам марий калык иктыш чумырга, икоян лиеш, пырля пайремым эртара.

    • аяр умдо

      Аноним йолташ, ӱшандарен ӱжметлан кугу гына таум каласем! Мари калыкемым пешак йӧратем — кеч эрвел, кеч курык мари, кеч кушто илышым, а тыглай рвешамычын йожек кутыркалымыштым чытен ом керт, умылем, шкеже улыт тугакше «лапка саҥган», а тыште ме титакан огына ул.
      Йӧра тугеже, ямле кеҥеж пагытын эн чапле «Ший кандра» пайремыш ала миенат шуам, шонкалаш эше арня утларак жап уло.

  30. Калтаса марий

    Этот год в Башкирии обьявлен президентом РБ годом благоустройства и охраны окружающей среды. Ура! А мы в районе поем и пляшем. Пусть благоустройством занимается президент, коли объявил такой год. Обочины дорог иногда убираются от мусора или скашивается, если Хамитов транзитом куда-то проезжает. И точка. А мы как стрекоза из басни лето проводим в пляске. Кругом в деревнях стихийно организованные мусоросвалки, антисанитария, в том числе и вокруг рапйцентра Калтаса и ближайших от него населенных пунктах. Например, съездите и посмотрите ч то творится вокруг Александбровки. Праздник — это признак благополучия, поеказатель состояния души, когда хочется петь и плясать. А у нас — мрак, бездорожье, безратобица, мусосросвалка и пьянка от безыскодности, и в таких условиях в районе в угоду нахлебникам любителям праздников -северянам, москвичам всяким там шаймратовым за чужой счет организовывают какие-то ший кандра. А кто бы из них поапытался помочь чем-то местному населению? Получается , и люди смирились, ничего не надо, и властям не надо. Большинство ездят на север на заработки, налоги от них в район не поступают.Остальные спились, их уже и работать не заставишь. Пир во время чумы, если можно назвать так праздник ший кандра. Кладбища многие стали как развалины, никто за этим не следит.Например в деревне Сазово вобще нет забора и места для захоронения , начали хоронить за территорий виртуального забора. Никто этими вопросами и урегулированием в районе не занимается. Вот вам культура, воспитание в семье, в деревне, районе. Кто этим будет заниматься? При живых отцах бети растут как в безотцовщине, т.к. они в поисках заработка все время в командировках.Ладно хоть есть отдельные люди, например, как братья кугубаевы которые в прошлом году в дервне Василово за счет своих средств огородили и благоустроили кладбище метталическим забором и воротами. На власти и понадеешься — вообще останешься голым и нищим. А чтобы показать мнимое благополучие — на тебе кандра,ликуй и пой, пляши марийцы. Аж северяне радуются этому событию. Другое дело , если бы помогли своим землякам как это делают в джругих районах хотя бы копейками в вопросах благоустройства села, родника, кладбища и т.д. что является священным порявлением души по отношению к воспитанию внутренней культуры . А все остальное- святотатсство, в том числе и кандра в таких условиях, особенно засушливого лета. А чтобы не быть голословным, обращаю внимание на ссылку из канала БСТ, репортеры которого побывали в Калтасинском районе в середине июля http://tv-rb.ru/news/2013-07-13/nedoponimanie-mezhdu-mestnoi-vlastyu-i-selchanami-edva-ne-vy/28206

  31. Костятин

    PS.Калтаса марий, ты не прав.Северяне-марийцы не нахлебники,они каждый свой рубль зарабатывают своим честным трудом,не воруют у народа, не получают из бюджета,как ты,например. А ФАН танца кандра старик Шаймратов на общественных началах уже который год на практике,преодолевая глухую стену сопротивления противников фестиваля таких как вы (судя по вашему,два раза повторяющемуся как набат, тексту, врага марийского народа,ненавистника его любимого танца), организовывает,уламывая местных чиновников,уже Третий настоящий марийский фолклорный праздник «Ший кандра».Этот долгожданный праздник возник в недрах самого марийского народа. Не показушный и формальный САМОДЕЯТЕЛЬНЫЙ тусняк ,навязанный властями для отчёта -якобы как у них всё замечательно устроено в межнациональных отношениях. Впервые идея проведения праздника танца кандыра,как писал А.Ямурзин в Мишкинской районной газете «Дружба» родилась в голове, выдвинутого на звание Народный РБ, художника Калитова.Но сегодня фестиваь «Ший кандра» стал праздником народного ДУХА! Здесь мы,марийцы, ощющаем себя народом! Калтаса мари, научись в жизни «отделять котлеты от мух»,если уж судя по содержанию твоего текста ты такой чинопочитатель и ФАН президента Хамитова.Таки слышится от тебя:»Чего изволите-с,Ваше Благородие?» Я тебе,»Всёвидящий» наш , вот что скажу. Время от времени телу человека требуется баня, а душе человека нужен праздник -Это отличает человека от рабочей скотины.Так что всему своё время. Это не нами придумано и не при нас закончится. Вы все как хотите,а я пошёл мыть свой джипарь,готовить его,любимого,к празднику. Алла берса,тозан луктын,мурен-мурен Калтасашке 10 августлан миен волена!!! Назло врагам -Поликуем.Попоём.Попляшем!!! Наколбасимся на год !!!

    • Кельтешка

      Пагалыме Костятин(а)! Джипарь тыде джипын водительже или владелецше. Кудыжым мушкат машинам или адемыжым? Шутка, но есть доля истины. До того увлеклась тыде удырамаш которая косит под мужика-северянина и калтасинца, изображая умного полудрашливого крутого работягу-северянина, что даже не замечает, что дает промашку в умышленной полуграмотной письменной речи и временами выдает слишком широкую осведомленность и грамотность для северянина-простачка, но загребающего большие деньги. Ме Калтаса-влак «Зарю» читаем, а тинь тек «Дружбам» да инет-влакым окен шинче.Калтасан лият гын, палет ыле мемнан кылыкнам(койышнам) да положенийнам,тыге изеваться лийын серкален от шинче иле. Джипаракетым мушкын ит толаше арамлан. Вобщето тиньын шкендын укеат тудыжо. Какбы поезд дене монгеш шикшалташет ынже логал. То аноним, то Костятин манын тотолен шинчет. Лучше кизытак раскрывать ыште шкендым, чынак Калтасан улат гын да северянин еще. Могане олаште илет, ком палет тушто земляк-влакым? Уке гын поздно будет Калтасаш толмет годым.Коваштет шижеш дыр.Мылана уже ойлышт ко тыге серкален шинча Костятин манын.

  32. Бирянин Костятину

    Одумайся, с чьих слов это написал про Шаймратова? Разве он это организовал? О том, что 10 августа в КАлтасах проведут «Кандыра» фестиваль, оъяввили еще в начале июня на сабантуе в Калтасах, там от вашего Помидора Шаймратова и духу не было.Готовили без него. Он прилип потом, услышав об этом. Первый фестиваль в позапрошлом году тоже готовила администрация Калтасинского района по инициативе филиала центра народного творчества Минкульта РБ. Второй фестиваль прошел в прошлом году в Мишкино по инициативе администрации Мишкинского района и филиала центра народного творчества, там Вашего Шаймратова и в помине не было, т.е на дух не подпустили. Он просто самозванец-прилипала. А вы знаете, что межрегиональная общественная организация танца восточных марийцев Кандра официально зарегистрирована в Минюсте РБ с юридическим адресом в Бирске? А все это сделали народный художник РБ Калитов к.ф.н Ямурзин. Это по их инициативе, хождениям в Минульт и Минюст, по их подготовленным документам зарегистрировали создали эту общественную организацию. А Помидора Шаймратова (по его же просьбе) просто указали как председатель общественной организации. А когда поняли его суть шуллерскую, отказались от него. А печать от этой организации , финансовые документы и счета находятся у администратора по месту юридического адреса этой организации в Ьирске. В прошлом году после фестиваля в Мишкино эстафету должен был принять Краснокамский район, об этом там тоже официально обьявили, и фестиваль в этом году должен был пройти в Краснокамском районе. Но из Краснокамского района в Мишкино представители не приехали, эстафету не приняли, и за проведение фестиваля не взялись. Поэтому нынче Калтасинцы по новой взялись за это дело и совместно с центром народного творчества знаялись организациооными вопросами. А Помидор тут как тут обьявился и на сайты закинул сообщения от своего имени. И при чем тут он? Вникайте, изучайте суть дела и подумайте головой, прежде чем выступить голословно с его слов публично. Он как раз бабло и пытается для себя извлечь с помощью таких приемов участия в роли мнимого организатора.

  33. Шапка-тет

    Не надо так бессовестно врать, если бы Помидор (как Вы его обозвали) не бился головой об глухую стену непонимания и неприязни, никакого «Ший кандыра» бы не было сейчас. Я понимаю, конечно, когда начало хорошему делу уже положено, то можно порезвиться в инете, позубоскалить, посоревноваться в пустословии…

    • Аноним

      Правильно,сэр! Не надо пустословием заниматься по принципу-слышу звон,да не заню,где он. Источники указаны, люди, которые имели или не имели отношения к данной инициативе, названы. Просто нужно обратиться к ним и документам, если таковые имеются, — и все встанет на свое место. Как можно судачить и претендовать на объективность, обвинять друг друга во вранье и т.д., не имея полную информацию? Такое ощущение, что участвующие в этой теме комментаторы обо всем все знают, но, сдается мне, в то же время каждый выдает информацию именно в своих заинтересованных целях в ком -то и в чем-то, отрицая позицию мнений оппонента. Идет перепалка типа кто кого заткнет, и кто отстоит своего заинтересованного человека. Успокойтесь, не спорьте. В данном случае такие споры не рождают истину. Лучше найдите возможность обратиться и найти правду в тех источниках, в том числе документальных, если они есть, как указывает бирянин, и к людям, в том числе Ямурзину и Калитову, если вас интересует настоящщая истина — а она, говорят, всегда где-то восередине находится,- тогда и сведется на нет вся эта перепалка. А без этого получается как бы разговор слепого с глухим на сайте, пока настоящие организаторы занимаются делом, т.е подговкой.

  34. Аноним

    Медор Шаймратович родом из Шудимари, живет и работает в Москве. Он хореограф, руководит детскими танцевальными ансамблями «Радость», «Ветерок», лауреат Всероссийского конкурса «Орлята России», международных конкурсов. В Шудимари у него не осталось родных, но есть дом предков. Сюда он наведывается ежегодно. Нынче на свои средства установил обелиск в честь погибших на Великой Отечественной войне односельчан. Он не забывает свою малую родину. И конкурс по деревенскому танцу — это тоже память и дань уважения родной земле и своему народу.

    • Аноним

      Респект и уважуха бы ему, если бы с такими характеристиками провел Кандра в своем Янауле или еще лучше в Москве, а не примазывался к Калтасам, где и без него проведут. Аноним, Хотелось бы и про Калитова и Ямурзина от вас получить информацию, что они из себя представляют? Если вы всезнающий про Кандра, выложите и про них. а то создается впечатление что вы лоббируете только одного Шаймратова.

      • Это он?

        Калитов Георгий Гайнеахметович родился 7 сентября 1952 года в деревне Нижнеиванаево Балтачевского района Республики Башкортостан.

        В 1972 году окончил художественное отделение Уфимского училища искусств. Отслужив в армии, вернулся в родную деревню, работал заведующим клубом, был художником, постановщиком спектаклей, концертов.

        В 1980 году с отличием окончил Уфимский институт искусств художественное отделение и стал работать в художественном фонде. С 1985 года параллельно работал в институте искусств.

        Впервые вместе с Рашитом Зайнетдиновым Георгий Калитов начал работать в 1980 – х годах, где совместно были написаны свыше сорока картин, портретов, пейзажей.

        Георгий Калитов получил звание лауреата премии имени Салавата Юлаева за серию картин “Предание”, “Душа земли”, “Кумыс”, созданных в 1994 – 1995 гг.

        В 1987 году он стал заслуженным работником культуры. А в 1995 года был принят в Союз художников Республики Башкортостан.
        Заслуженный работник культуры, лауреат Государственной премии Республики Башкортостан им. С.Юлаева художник Георгий Калитов мастерски владеет профессиональными навыками.
        http://lib.baltach.ru/node/87

        • Аноним

          Информация неполная про Калитова. Обижаете нашего земляка и нас вместе с ним. Он уже народный художник РБ. Про таких людей надо знать, а не рыскать по поисковикам в инете. Тем более про него, про его труды и общественнно-значимые вклады, особенно в национальную культуру, регулярно освещают не только ИА и различные сайты, но и СМИ и официальные органы.

  35. Аноним

    Серебряная веревочка — Единая Россия!!!

  36. Аноним

    Геноцид марийского народа?

    Закрыто изучение марийского языка в Киебаковской СОШ,Кутеремской СОШ, Краснохолмских СОШ № 1,2,3, в Калтасинской СОШ № 1,2, Тыхтемской ООШ. Закрыты школы: в д. Ново-Кильбахтино,Старо-Тураево, Калегино,Старо-Яшево, Кугарчино, Кучаш, Чумара,д. Графск. Население Калтасинского района на 48% составляют марийцы.
    http://vizualitive.homegate.ru/post/23257

  37. Аноним

    Деревня Амзибаш Калтасинский р-н. Здесь проживает единственный на всю деревню ветеран-фронтовик, участник Сталинградской битвы, ветеран труда, инвалид второй группы Зайникаев Семён Зайникаевич 20 марта 1923 г. рождения.
    Дом ветерана. Заменены три окна с фасада. Вкопанная в землю труба глубиной 5 метров, заменяет водопровод. Санузел на улице. Баня топится по-чёрному. Щели в полу, в стенах, на крыше.
    http://www.svoboda.org/content/blog/24967551.html

  38. Аноним

    Поселок Краснохолмский — новая Сагра или Кущевка?
    В поселке для молодежи работы нет . Видимо от безделья у нас в поселке орудует преступная группировка под руководством Хасанова Дамира, проживающего в городе Нефтекамске, по улице Строителей 67,(по прозвищу «Дамыч»). В группировку входят молодые ребята, некоторые из них ранее судимы (Салимхановы Ренат и Венер, Фатихов по прозвищу «Фунтик», братья Маликовы Тимур, Эльдар и Данияр, Шмырин Денис и другие). В поселке их называют «КРЫСЯТАМИ». Они терроризуют население поселка уже более 10 лет. Самое страшное, что с помощью этих «КРЫСЯТ» распространяются в поселке наркотики, это происходит на дискотеках и во дворах школ. Вся молодежь знает, что наркотики распространяются бывшим жителем поселка Хасановым Дамиром.
    http://starosta.homegate.ru/post/12073

  39. фронтовика не забудем

    Сегодня объезжая территорию Калтасинского р-на., увидев большие изменения в худшую сторону, буквально всего: поля не засеваются,заросли травой, техники нет, стоят разрушеные коровники и свинарники, по улицам деревень уже не бегают свиньи и куры, не кричат петухи, улицы пустынны.
    Появилась мысль сделать фоторепортаж о тех подарках, которые подарил Лужков д.Калегино, а это автобус «Бычок» и мельница, посмотреть чем сейчас дышит опекаемая ранее деревня. Да и попутно ещё чего-то добавить.. Правда после дождя, дороги вообще убитые, авто надо востанавливать: потерял противотуманку(фару) , со всех патрубков побежал тосол, термостат накрылся, и многое ещё нехорошего..Ну надеюсь будем продвигать тему.А про фронтовика не забудем.
    http://homegate.ru/group/dobrodel/post/11672

  40. кельтей

    Кельтей: Власть не хочет встречаться с народом.
    Власть калыклан кандрам «пуна»?
    http://starosta.homegate.ru/post/24111

  41. Башкирский Навальный- вся правда!

    Калтасинский район: Прессинг депутата Михайлова 14 октября 2012 года я,Михайлов Александр Кугубаевич, честно был избран депутатом Совета МР Калтасинский район. Михайлов А.К. приобрел известность своей общественной деятельностью по защите озера Светлое в г. Нефтекамске, по реализации прав граждан д. Кумово Янаульского района по ст. 3 Конституции РФ и ФЗ № 131 «Об общих принципах самоуправления в РФ»,по защите интересов пайщиков бывшего колхоза «Родина» Калтасинского района,по защите трудовых прав работников ОАО»Нефаз» и по многим другим делам частного характера. При осуществлении моей деятельности были затронуты интересы многих руководителей разного уровня,находящихся у власти. И когда я стал депутатом Совета,это многим не понравилось. Поэтому начались ответные действия. А именно: 1. Саботаж полномочий депутата со стороны работников местного самоуправления Калтасинского района. 2.Зам. прокурора Янаульского района Галикаев отказал в возбуждении уголовного дела по факту угрозы убийством депутата Михайлова А.К. гр. Хусаеновым И.(ст. 119 УК РФ). 3. Отказ СК РФ и прокуратуры г. Нефтекамск о проведении проверки процессуальных нарушений при проведении судебного заседания судьей Нефтекамского городского суда Мутагаровым И.Ф. 4. Попытка шантажа депутата Михайлова А.К. главой администрации д. Б.Кельтей незаконно добытыми аудиозаписями беседы с избирателями 30 января 2013 года. Проверка заявления Михайлова А.К. по данному факту не проведена. 5.Отказ Отдела МВД РФ «Нефтекамский»в возбуждении уголовного дела в отношении гр. Иликбаева Владимира Романовича за размещение в сети интернет материалов клеветнического характера в отношении депутата Михайлова А.К. Это только часть «прессинга» и саботажа со стороны «власти имущих». На сегодняшний день, как говорит народ , организован сбор подписей для отзыва депутата Михайлова А.К. главой администрации Кельтеевского с\совета Рашитовым Б.Р., директором СОШ д. Б.Кельтей Нагимовой Р.А., депутатом с/совета д.Б. Кельтей Сапаевым М.Я. Кто и зачем дал им такое указание? Или это их собственная «инициатива»? Остается только догадыватся. Вчера , 25 февраля 2013 года, специалист Социального Профилактического Центра Краснокамского района Изилаева Олеся Арсеньтевна явилась «с проверкой условий проживания ребенка». При попытке узнать у нее на каком основании она проверяет «жилье депутата» ответ не был получен. Но ясно, что на меня решили давить через мою дочь- Елизавету. Я это расцениваю как попытку давления на депутата,т.к. у них нет больше способов давления. У меня все отобрали: дом отца,дом в Михайловке,машину, работу. Единственное что у меня осталось — это моя жизнь. Уважаемые граждане России! Я открыто и честно заявляю, что все попытки шантажа и давления на меня не пройдут! Я несмотря ни на что буду и дальше продолжать свою работу за Конституцию РФ и Законы Российской Федерации! Депутат Совета МР Калтасинский район А.К. Михайлов 26 февраля 2013 года.
    http://molva.homegate.ru/post/23025

  42. ужос!

    В Калтасинском районе в 5 марийских деревнях закрыли школы.Резко урезаны часы по марийскому языку. И все под соусом»оптимизации школ». На дневной стационар в 4 койки переведена больница в п. Кутерем- 3 сельсовета ночью остались без мед. помощи.А это более 4 000!!! жителей деревень начиная от Норкино до Н. Тыхтема- все деревни марийские! Скорая из Калтасов едет по вызову более часа и не успевает- человек гибнет. А ЕДрос Суфияров гл.врач Калтасинской больницы,депутат Курултая,»доктор медицинских наук» получает машину для реанимации в больницу.

  43. кандра

    медор помидоров устраивает пляски на костях марийского языка?

  44. ИТОГИ

    Прочитав все по теме Ший кандра в Калтасах , я про себя подытожил всю информацию, полученную из МариУвер И Финугор сайтов. Вырисовывается довольно жуткая картина про состояние Калтасинского района, если все эти комменты -правда.. Депрессивный район, и только. Итак, вкратце из того, что пишут: преимущественно в дервенях дорог нет, мостов нет, где-то и кладбища не огорожены, сенокосных угодий нет, скотину разводить условий нет, субботники и работы по благоустройству и охране окружающей среды не проводятся, власти встречаться с населением не хотят, чтобы решать их проблемы, народ в правовом отношении безграмотен, потому что юридического просвещения среди сельчан не проводится и они приглашают городских юристов со стороны (д.Кельтей), зато есть приписки с целью создать мнимое благополучие, в том числе через пляски (видите, как весело, потому что хорошо живем), много антисанитарных стихийных никем не контролируемых мусоросвалок вокруг деревень, Если это все правда, куда идем господа? Верной дорогой, товарищи? Какие пляски, для кого? ДЛя гостей со всего свету, чтобы они могли развлечься и оттянуться в Калтасах? А не лучше ли было выслушать людей сначала, их проблемы, обобщить их в районном масштабе и организовать, к примеру,массовый субботник по благоустройству, чистке и охране окружающей среды, обеспечению населения сельхозугодиями на заготовление кормов для скота на зиму, исследовать, провести осмотр состояния обьектов соцкульбыта, кладбищ, привести их в порядок и затем, как подведение итогов масштабного ударного труда,» ударить» такой же масштабной «Веревкой». Логично? А ведь все эти социальные нарывы без оператитвного вмешательства сами по себе не исчезнут, их не излечишь плясками.Они только вглубь будут развиваться.. И «Кандрой» не спасти такое положение.

  45. Костятин

    P.S- 2. Собаки лают, а караван идёт.Мы молодые говорим:2 Третьему Региональному фольклорному празднику «Ший кандра» -БЫТЬ !!!» 10 августа — Все в Калтасы ! Туда, где живут трудолюбивые, любящие свой красивый район, имеющие своё оригинальное, прекрасное лицо, стиль в одежде, свои примочки и приколы в танце кандра наши калтасинские марийцы. Не верьте шизоидальным коментам, поливающим грязь на нормальный- не лучший, но и не худший район Башкирии. Мы, молодые марийцы ( северяне в том числе), ФАНЫ фестиваля «Ший кандра» стремимся к красивому и прекрасному. Как писал старик Достоевский, РЕАЛЬНО: » Красота спасёт мир «.А вас,»Анонимы-коментаторы» и «Подводящие итоги» (судя по стилистике и замашкам вы тайный комсорг или портайгеноссе не состоявщийся. В вашей голове не мозги, а какой то СОЦКУЛЬТБЫТ), иже с вами всех противников марийского общенационального праздника Кандра ( Кандыра ли — это принципиального значения в данном случае не имеет) , влекут- грязь, мусоросвалки и прчая естественная сопутствующая жизнь, любому человеческому обществу стихия. Здесь вы напоминаете не только тявкающую, на идущий караван, собаку, но уже другое животное, которое всегда находит грязь и при этом, извините, хрюкает…Приходите , станцуйте с нами вместе — и мир в ваших глазах преобразится, а вы сами изменитесь — станете,добрее, улыбнётесь, наконец.Мир состоит не только из нгатива, но с сочетания его с позитивом.Только здесь есть шанс всем нам увидеть свой марийский народ во всей красе и великолепии, а главное с лучшей его стороны. ПРИКИНЬТЕ, со мною так и произошло после двух первых фестивалей. И я, РЕАЛЬНО, ЗАКАНДРИЛ от этого фестиваля «Ший кандра».

    • sever

      лена минилбаева кунамсек северыште улеш?

    • редкинаушменка

      ала костик джипарьым налын, садлан моктанет?

    • ИТОГИ

      Боже, я просто поделился вслух по полученным информациям, насколько противоречивые они льются по данной теме. Сделал итоги на основе ваших же слов, уважаемые комментаторы. И подумал, ехать туда или нет, посмотреть,что это такое в Калтасинском районе. А вдруг вместо веселья унылые взгляды и не тот масштаб танцев получится? Хотя, думаю, раз взялись, все должно быть в ажуре. В ответ вылили ушат грязи. Господи, прости таких людей, дай им добра и благодушия, и я их простил. Я относительно молод, чтоб застать времена комсоргов и партайгеноссе, и бюджетные деньги не перевожу, занимаюсь несколько иной деятельностью. Уважаемая Костятина (ужель та самая Елена?), как выяснилось, что это женщина, не судите других и не упрекайте их во вранье, бессовестности и т.д.если сами позволяете себе такое на страницах сайта, называя оппонентов аноним- комментаторами и т.д. Бессовестно и нагло врете и пиарите, как оказалось , вы. И Костятин,и аноним, и шапка-тет — это одно лицо ,т..е ваше. Не зарьтесь на то, что получают бюджетники, а сами устройтесь и поработайте на их месте. Сетевая деятельность, которой,говорят вы занимаетесь, это как раз оболвание окружающих с целью извлечения финансовой выгоды за счет них. В комментах проскочило, что нынче Кандра должна была проводиться в Краснокамском районе, но не стали. Это же ваш родной район? Цены бы не было, если бы там это дело организовали с вашим участием и вашей инициативой, тогда могли бы хорохориться. А в Калтасаз без вас проводили и проводят, не надо приписывать в заслуги кому-то и себе чужие труды. Вам просто скучно от однообразия и летом охота оттянуться с выпендражем:как же, москвичи заявились!

  46. сбежавший

    раньше у марийцев была одна беда — трахома, теперь — констятины.

  47. Костятин

    Налынгын тендан мо пашада вара?

  48. Кельтешка

    Калтасинские фашисты-назначенцы воруют сено и прячутся от народного гнева.
    http://revinform.blogspot.ru/2013/07/blog-post_406.html

  49. Кельтешка

    «На прошедшей на днях встрече главы администрации Калтасинского района Юрия Садырова со специалистами филиала Республиканского центра народного творчества г. Нефтекамска, активистами МНКА «Эрвел Марий» (руководитель Федор Бикбатыров) и региональной общественной организации марийского танца «Кандра» Республики Башкортостан (руководитель Медор Шаймратов) полностью утверждена программа его проведения.»
    Шаймратов -Минилбаева.
    http://mariuver.wordpress.com/2013/07/20/kaltasy-shi/#comment-43335
    ——————————————————————————
    Мне однажды жители Калтасинского района сказали, что данный тип в кресле главного чиновника Калтасинского района, на одном из мероприятий высказался примерно так: «Марийцы не должны подниматься выше заведующего фермы!!! -странный тип этот Садыров
    Раньше, когда дорога на Уфу проходила через Калтасы, они так не борзели. Сейчас же не хрена не сажают, а если что то посадят, то не уберут, технику сдали на металолом, ветеранов кинули на жильё, многотетных сейчас тоже кидают, короче твари они(чиновники).
    http://observer.homegate.ru/post/24194

  50. эрви

    «Ший кандра» — выездной корпоратив москомари?

  51. Костятин

    Тау! Мыланем тунар сылне НИКым пумыланда — » Костятин-Северянин «!!! Мне нравится. Не псевдоним,а песня!! За это всем вам, всякие там: кАкшагины, кЕльтешки, рЕдьки-ушменки, эрви, йынаул гыч и прочие анонимы и прочие тихие * от меня ПРИЗНАНИЕ и УВАЖУХА. Оказывается и вы, поднатужившись, способны родить что-то возвышенное и красивое.Так, всегда бывает в жизни. Согласитесь ведь из гумуса вырастает прекрасный цветок. Этот процесс у нас — реально, метаморфоза называется !

  52. ПОРО

    Йылмызе
    «Между словами “канде” и “кандаше” я никакой связи не вижу. Хотите доказать связь слов “кандаше” и “кандыра”, начните с их этимологи, сравните праформы, реконструкции, есть ли схожие слова в родственных языках и в какой форме, значении. Не являются ли они заимствованными, для этого еще надо знать др. соседние языки.
    Единственно о слове “кандаше” могу сказать, что оно финно-угорского происхождения, поскольку встречается и в др. родственных языках: фин. kahdeksan, эст. kaheksa, финская форма более древняя.»

    Люди издревле жили на берегах рек, и не только рек. И порою встречаясь с людьми другова племени вынуждены были каким-то образом изьясняться. Предполагаю они не искали общей праформы и не углублялись в этимологию. Они просто пытались понять друг друга. Вот отправная точка изучения-обучения языку общения. В связи с этим интересен опыт общения северо-американских индейцев. Думаю они общались на понятном большинству индейских племён языку.
    Что касается слов «канде» — цвет синий (символ бесконечности) «небо», «море». «Кандаше» — восемь цифра в горизонтальном положении означает символ бесконечности. Танец «кандра» исполняется в виде змеевидной бесконечной восьмёрки. Насчёт «фин. kahdeksan, эст. kaheksa, финская форма более древняя» затрудняюсь ответить. Извиняюсь, если своими рассуждениями задел ваше честолюбие.

  53. костик

    Приглашает «Серебряная веревочка-2013»
    В субботу, 10 августа, на центральной площади райцентра Калтасы состоится третий открытый Межрегиональный фестиваль-конкурс «Серебряная веревочка-2013».
    http://kaltasyrb.ru/in/md/news2

  54. Показуха районного масштаба

    Показуха районного масштаба.

    10 августа 2013 года в с. Калтасы Калтасинского района проводится праздник «Ший кандыра». По информации местной печати- газета «Калтасинская заря»( редактор Акиев В.А.-депутат Совета МР Калтасинский район)- это мероприятие преподносится как достижение районной администрации во главе с Садыровым Ю.М. В принципе сама суть праздника хорошая. Тем более предполагается установить новый рекорд по протяженности марийского национального танца — 2.5 км.
    Но если посмотреть материалы в интернете, на сайте homegate.ru, где выставлены материалы и про нарушения Указа Президента РФ об обеспечении ветеранов войны жильем от 2009 года( только вмешательство прокуратуры Калтасинского района заставило Садырова Ю.М. срочно вручить сертификаты на жилье ветеранам войны( номер газеты «Калтасинская заря» от 8 мая 2013 года), при этом не всем ветеранам вручили- ветеран Зайникаев С.З. житель д. Амзибаш так и не получил сертификат на жилье, мол документы находятся в Уфе), и материалы про торговлю сеном администрацией Кельтеевского сельского совета во главе с Рашитовым Б.Р., и про детский садик в д.Кельтей , который является аварийным с 2007 года- потрачены миллионы рублей на ремонт и только опять же вмешательство прокуратуры Калтасинского района позволило наконец то закрыть этот опасный для жизни детей социальный объект( по некоторым сведениям администрация района и РОНО желает обжаловать решение Калтасинского районного суда от 23 июля 2013 года- ну не маразм ли?), про рейдерский захвать СХП «Кизили» Калтасинского района при активном участии Садырова Ю.М., то станет понятна жалкая попытка Садырова Ю.М. «сохранить лицо» перед руководством Республики. И это важно учитывать при той ситуации, когда депутат Совета МР Калтасинский район Михайлов А.К. на заседании Совета депутатов МР Калтасинский район поставил вопрос перед депутатами района о недоверии Садырову Ю.М. как главе администрации района и о возможности его отставки с занимаеой должности.
    Еще хотелось бы заметить, что фино-угорская часть населения Калтасинского района составляет более 50% от всех жителей района. И про них вспоминают только по праздникам и юбилеям районного и республиканского масштаба. А то что закрыты марийские и удмуртские школы, что изучение в оставшихся школах марийского, удмуртского и татарского языка ниже некуда- эти вопросы администрацией района не рассматриваются. Вся их работа направлена на сохранение своих кресел, должностей и т.д.
    Можно было бы сказать- обидно.Но вопрос стоит объемней- за Державу обидно!
    http://observer.homegate.ru/post/24464

  55. Аноним

    всем привет, переведите пожалуйста, «Туге аман» оч нужно, пожалуйста, кто-нибудь)))

Добавить комментарий для КостятинОтменить ответ