А.Федорченко: На марийских сайтах водятся оголтелые патриоты

Алексей Федорченко

Алексей Федорченко

Новый фильм Алексея Федорченко «Небесные жены луговых мари» после Рима и Сочи увидел Екатеринбург. Ошеломляющую «Историю О» в марийском исполнении показали екатеринбуржцам в рамках фестиваля Коляда-Plays. Прокат фильма начнется в сентябре, тогда же пройдут премьеры в Москве, Екатеринбурге и Йошкар-Оле. Корреспондент «РГ» встретился с режиссером, чтобы прояснить вопрос об идеале марийской красоты.

На Девятом съезде марийцев отметили, что ваш фильм поднимает народ мари на всемирную высоту. На форумах высказывается и противоположное мнение — вроде того, что «у нас секса нет». Где же, на ваш взгляд, истина?

Алексей Федорченко: Первые уже фильм видели, а вторые — наоборот. Свое возмущение они высказывали, не посмотрев фильм. Так что подождем премьеры, а потом уже будем анализировать. К тому же на марийских сайтах (как и на русских, и на любых других националистических) водятся, в основном, воспаленные и оголтелые патриоты.

Есть типичные признаки марийского патриота? Или они, как все, — бритые и в берцах?

Алексей Федорченко: Я их в глаза никогда не видел.

Ваш сценарист, прекрасный прозаик Денис Осокин считает «Небесных жен» проявлением самого высокого патриотизма. Красноуфимский район Свердловской области, действительно, такая волшебная территория?

Алексей Федорченко: Там мы снимали три четверти фильма — в селах Верхний, Нижний, Средний и Малый Бугалыш, Марийские Ключики, Малая и Большая Тавра, Сарса, Марийский и Русский Усть-Маш. Остальная натура — в Марий Эл. В Артинском районе Свердловской области снят только один эпизод, на заводе, где делают косы.

Не названия, а песня. Часто ли там по дорогам шатаются зомби, как показано в вашем фильме?

Алексей Федорченко: Случается…

И в этих случаях помогает только полиция? Тот же Осокин называет марийских милиционеров «колдунами средней руки»…

Алексей Федорченко: Когда мы снимали сцену укрощения мертвеца, то консультировались с местным отделом милиции по поводу табельного вооружения. Потому что каждый марийский милиционер имеет при себе не только пистолет, но и волшебный амулет от зомби и другой нечисти.

Табельный амулет, наверное, многофункциональный, как дубинка?

Алексей Федорченко: Много лучше. Вообще в фильме есть много примеров практической магии, и я думаю, что он станет настоящим учебником для марийской молодежи, которая со всем этим не знакома. А взрослые все это уже забыли. В фильме мы ничего не придумывали — мы реконструировали и вспоминали.

Проясните тогда, пожалуйста, эпизод с киданием копыт в девушек-невест и обливанием киселем. Так принято?

Алексей Федорченко: Киселем не обливаются, его пьют на празднике Киселя. Это поминальный день, который постепенно претворился в девичник. Рецепт киселя значения не имеет: используется и овсяный, и ягодный, и хмельной — какой сделаешь.

Надо сказать, что в Красноуфимском районе, в каждой марийской деревне, в отличие от русских сел, обязательно есть дом культуры — с коллективами, ремеслами, где учат марийский язык, который не преподают в школе. Они возрождают праздники, например, Шoрык-Йол, святки иначе говоря. Или 14 января — праздник овечьей ноги. Девушкам тогда было положено гадать: в темном овине они хватали овец за ноги…

Зачем?

Алексей Федорченко: Гадали на блондина или брюнета: какую овцу за ногу удержишь.

Каким образом вы добились языковой универсальности? Фильм-то иноязычный, но осознаешь это только много позже просмотра.

Алексей Федорченко: Да, я тоже это заметил.… В Иваново фильм случайно показали без русского текста, но с английскими титрами, что никак не повлияло на восприятие зрителей.

Фильм сделан на луговом марийском языке. В Красноуфимском районе язык другой — диалект. Мари пришли сюда 500 лет назад, и язык сильно поменялся под чуждым влиянием. На тонировке приходилось много править, чтобы добиться правильного звучания. Хотя на площадке у нас работал профессиональный педагог марийской речи, все равно многое пришлось переделывать.

У ваших героинь, как на подбор, совершенно невероятные, внеземной красоты лица — как у каких-нибудь аватаров. По какому принципу вы проводили кастинг?

Алексей Федорченко: Я отбирал лица по некоему налету финскости, как я это называю. До кастинга мой кабинет был обвешан фотографиями марийских лиц. И по ним я сверял каждое лицо актрисы. Именно такие типажи есть у марийцев. Они очень разные — по форме лица, по высоте скул, с узкими или, наоборот, круглыми глазами, — но в целом они создают именно ту картину, которой мы добивались.

Красавицу-любовницу Ветра вы где нашли?

Алексей Федорченко: Я ее заметил на фестивале в Праге — на экране компьютера нашей актрисы Юлии Ауг. Она ее дочь. Тогда ей было двенадцать лет, а в «Женах» она снялась в выпускном классе.

Если продолжить тему необычных лиц — что-то я лемурчика Спартака из екатеринбургского зоопарка не заметила…

Алексей Федорченко: Он сыграл роль вувера — овражного черта, которого муж Яны Трояновой бежит стрелять.

А как сделана роль здоровенной голой лесной «нимфы»?

Алексей Федорченко: В Санкт-Петербурге есть замечательный актер Борис Петров, бывший баскетболист, ростом 2 метра 20 сантиметров, который достаточно много снимается в эпизодах. Я увидел его в фильме Хлебникова «Свободное плавание», и почти не сомневался. Мы долго искали, кто бы нам сделал женские формы, пока не нашли компанию, которая сделала нам и грудь, и бедра.

Будете еще его снимать?

Алексей Федорченко: Да всех постараюсь, мне нравится наш коллектив. Но в «Ангелах» будут и новые лица.

Пригласите звезд за большие гонорары?

Алексей Федорченко: Как раз не звезд. Есть очень много хороших актеров, которые не используются в кино, а известны только в своих театрах, в маленьких городках. Сейчас, например, ходил на спектакли Коляда-Plays: на этом фестивале можно набрать актеров на любой фильм.

Где вы будете снимать?

Алексей Федорченко: Хочется хотя бы половину снять в Свердловской области. А половину — в Казымской тайге.

Это где?

Алексей Федорченко: В Хантах, на границе тайги и тундры. До Ханты-Мансийска долетим самолетом, а дальше — на оленях.

Там же вас мошка съест.

Алексей Федорченко: Мы будем снимать в сентябре, когда ее уже нет, и в ноябре, когда снег лежит.

Кстати

Бюджет десятого фильма Алексея Федорченко «Небесные жены луговых мари» составил два миллиона долларов: половину оплатило Минкультуры РФ, остальное — частные инвесторы. Фильм состоит из 23-х новелл с 25-ю «женами» (в двух новеллах — по две героини). Сейчас Федорченко запустил новый фильм — «Ангелы Революции», в четвертый раз взяв за основу сценарий Дениса Осокина (первыми были «Овсянки»). Минкультуры РФ также частично оплачивает «Ангелов», причем на министерском конкурсе сценариев они заняли второе место.

Ксения Дубичева,
Екатеринбург

Источик: Российская Газета

13 комментариев

Filed under Статьи

13 responses to “А.Федорченко: На марийских сайтах водятся оголтелые патриоты

  1. образ

    Зеленый свет А.Федорченко в развитии темы марийского — фино-угорского сообщества народов, ВОЗРОЖДЕНИЯ, СОХРАНЕНИЯ, ПЕРЕДАЧИ МОЛОДОМУ ПОКОЛЕНИЮ ИХ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ.
    СПАСИБО ЗА ИМЯ ЖЕНЩИНЫ МАРИ — ЮМЫН У:ДЫР… ОНА ЗАСЛУЖИВАЕТ ТАКОГО ВНИМАНИЯ…
    КТО БЫ И ЧТО НИ ГОВОРИЛ- ВИДЯ ФИЛЬМ ИЛИ ДО ПРОСМОТРА — ЕСТЬ ИНТЕРЕС К ФИЛЬМУ И К ТОЙ ТЕМЕ , ЧТО ОТРАЖАЮТ АВТОРЫ- ПОСТАНОВЩИКИ ФИЛЬМА.
    ПАТРИОТЫ МАРИ ТОЖЕ ЕСТЬ. НАСТОЯЩИЕ.
    Я УВАЖАЮ ВСЕХ ТЕХ, КТО ХОТЬ КАК-ТО ПЫТАЕТСЯ ВЫРАЖАТЬ СВОЕ МНЕНИЕ О СВОЕМ НАРОДЕ. О СВОЕМ МЕСТЕ В РОДНОЙ СТОРОНЕ , РОССИИ, В МИРЕ.
    ФИЛЬМ — ПОМОЩНИК В ПРОСВЕЩЕНИИ ГРАЖДАН МИРА , ЧТО ЕСТЬ ТАКИЕ МАРИ, НАРОД МАРИ — ЧЕЛОВЕКИ, ПРЕДСТАВИТЕЛИ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ, ПРОЖИВАЮЩИЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ,МУЖЬЯ СВОИХ ЖЕН- БУКВАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА «МАРИ»;
    МАРИЙКИ- ЖЕНЩИНЫ- ЖЕНЫ, НЕБЕСНЫЕ ЖЕНЫ -ЮМЫН У:ДЫР В ФИННОУГОРСКОМ СООБЩЕСТВЕ И В МИРЕ.

  2. Аноним

    «Свое возмущение они высказывали, не посмотрев фильм. Так что подождем премьеры, а потом уже будем анализировать»
    — Ну, конечно же! А как иначе то? Давайте вначале наэкспериментируемся, унизим народ и заодно бешенные деньги заработаем. А то вдруг кому-то что-то непонравится и Федорченко не сможет хапнуть кучу долларов … Да и какая разница ему на национальные чуства марийского народа.

    «Я их (марийских патриотов) в глаза никогда не видел»
    — Это что, усмешка что ли? Не видел, значит их нет, можно и такой пошлый фильм снять … А лучше с ними не встречаться. Федорченко ведь натура творческая, очень тонко всё воспринимает и крайне близко к сердцу примет адекватную критику.

    «Потому что каждый марийский милиционер имеет при себе не только пистолет, но и волшебный амулет от зомби и другой нечисти»
    — Надо позвонить в МВД, сказать спасибо ментам. Ещё следует постыдить полицейских, что они так долго и упорно скрывали такую тайну.

    «Вообще в фильме есть много примеров практической магии, и я думаю, что он станет настоящим учебником для марийской молодежи, которая со всем этим не знакома»
    — С каких пор в порядке вещей, когда какой-то хохол-бизнесмен, не имеющий ничего общего с марийским народом, начинает учить марийской культуре подрастающее поколение мари. И какая магия? Мы что дикий нецивилизованный народ? Что за пренебрежительное отношение!

  3. Зритель

    >Первые уже фильм видели, а вторые – наоборот. Свое возмущение они высказывали, не посмотрев фильм.

    Не могли увидеть фильм участники 9 съезда мари… Тогда фильм еще делался. Критиковать неувиденный фильм, как впрочем и хвалить, считаю не совсем корректным, поэтому сначала надо посмотреть сей «шедевр» Федорченко.

  4. sarze

    Вурсаш лиеш вара. А кызыт вучаш веле кодеш, да кызыт палман, тиде фильмыште утларак мари-влакак модыт. Сандене, иктажможе огеш сай лек гын мари-влакым вурсыман, а хохолым огыл. А тутлан, кызытеш тау веле манаш кодеш.

  5. Зритель

    Марий-влакше тушто окса верч фильмым войзышо-влакын кӱштымыштым шуктышо да каҥашым пушо вел лийыныт. Кинон тӱҥ шонымашыже Федорченкон ден Осокинын кидыште лийын. Мылам тыге чучеш, марий-влакше фильмыште тынаре шуко чара могыр да секс теме лиеш манын паленат огытыл…
    Йӧра, ончена — ужына…

  6. prokisergen

    Что то он про мариек да про ханты женщин,может быть махнуть и снять про ,например чеченок.

    • шӱвырзын уныкаже

      Вот дожили! Не улавливаете, наверное, prokisergen, и даже почувствовать не в состоянии разницу между небесными нашими любимыми женщинами мари, северными красавицами ханты и горными жёнами абреков! Это же надо так плохо знать историю и культуру всех перечисленных народов. Если вам так хочется, то махните и снимите про любимых чеченок, может прославитесь на весь мир и переплюнете в крутизне Федорченко.
      И ещё, перестаньте писать с ошибками.

      Анониму от 05.07.2013 в 14:38
      Да, есть такие натуры созидательные, творческие, как Федорченко. И слова — творчество, творить, произошли от корня — тварь. Два первых слова ему относятся, возможно вам остаётся только корень слова, ну что тут поделаешь?! Сколько в вас аккумулировано зависти, ненависти и глупости?!

  7. безымянный

    Помнится недавно маркеловский Рен-ТВ/Регион-12 снял сюжет про Небесных жен. Весь сюжет состоял из хвалебных нот о том насколько красива задумка этого фильма и какие молодцы его создатели. Но ни одного слова о лжи в этом кино и ее последствиях для всей марийской нации. Судить можно сейчас недожидаясь просмота этого бреда, просто прочтите книгу Осокина, вспомните Овсянки. Вы ужаснетесь!

  8. Аноним

    на марийских сайтах видите ли водятся оголтелые патриоты. ох как бесит же некоторых русских фашиков и прислужников кремля, что есть сайты и вообще места где могут пообщаться представители малых народов. ох как ненраится этим марифобам, что у марийцев есть свое независимое мнение. их раздражает что среди нас и других народов всё ещё существуют патриоты. и ведь им обязательно надо нас оскарбить и специально так назвать оголтелыми.
    и замедте это делается через главный печатный орган российской федерации- через российскую газету. сделано это специально. чтобы все видели и все прочитали, что среди марийцев патриоты якобы глупые агрессивные аголтелые. что он только старается для нас а мы не благодарные какбы. это они формируют общественное мнение, давят так, на умы воздействуют. нас унижают а мы рыпаться не должны.
    что скажут маркеловские жополизы, марийские съезды, сообщество, объединения, слёты марийской молодёжи когда посмотрят этот фильм? всяким минкультам, васютиным и другим духу не хватит заявить против этого фильма! а нацистска швецова из минобра включит этот фильм в перечень обязательно просматриваемых для школьников. чтобы с детства все думали какие у нас раскрепощённые марийки. добивают.
    НЕ ПОЛУЧИТСЯ!

  9. Аноним

    Алексей Федорченко: «Понимаю, что огребу по полной программе за некоторые эротические сцены, но мне стесняться нечего». Режиссер фильма «Овсянки» рассказал «МН» о мистике, страхах и марийских мифах
    http://mn.ru/culture_film/20121116/330743740.html
    этот человечек сам понимает что им будут недовольны будет критика и обращения в суд за специальное оскарблении целой нации но при этом всюду бегает и рассказывает за марийские традиции, объямсняет наши обычаи. вот дебил то а! его за это критикуют- за то что он ничего из марийской культуры не знает. он оправдывается что это неправда типа такая художественная задумка-вымысел, этносказка чтобы успокоить нас. но при этом бегает по трудиг и утверждает что это всё чистая правда.

    в маркеловской МарПравде давным давно ещё писали что на рлдине фильма половина зрителей уёдёт недовольной.
    http://www.marpravda.ru/news/vsja-respyblika/2012/10/31/nebesnye-zheny-lugovyh-mari-edut-v-rim/
    он знал на что идёт и понимал что катком едет по целому народу.

  10. Аноним

    Федорченко выполняет свою христианско-иудейскую миссию формируя общественное мнение обывателей к язычеству.
    Насильственное крещение Финно-угорских народов.
    http://www.youtube.com/watch?v=VzXaRY1zbOo
    Пояснение к видео:
    Насильственное крещение Финно-угорских народов Идель-Урала. Такое же ненасильственное, как и добровольное вхождение Финно-угорских народов в состав России. Били, жгли и пытали. Совсем неугодных убивали.

    Слова не мои, нашёл этот комментарий в другой ветке форума МариУвер. Скопировал и вставил здесь. Думаю, идеально подходит к нынешней ситуации. Видимо, эта война приобрела новые формы и стандарты.

  11. Аликсендер

    Да… какая жалость — не выходит всеобщий одобрям-с…
    «Что скажут маркеловские лизожопы… когда посмотрят этот фильм» ?
    А Вы полагаете, у них есть собственное мнение в отношении культуры ? Они имеют какое-то отношение к культуре (тем более, национальной) ? И всё же, согласен, любопытно будет знать.

  12. L.

    После прочитанного всего три вопроса:
    1) Кто именно нахвалиал этот фильм на Девятом съезде мари? Сам маркелов или какой-то чиновник оторванный от народа? Фамилии в студию! Все говорят надо фильм посмотреть, а на съезде ничего не зная уже поторопились лизнуть.
    2) Кто-нибудь заметил соврмменное ультраголливудское воспитание журналиста РГ? Она не просто похвалила марийские лица, она сравнила их с внеземными аватарами.
    3) Все обратили внимание на слова Федорченко „В фильме мы ничего не придумывали – мы реконструировал и вспоминали.” Запомните. Они еще пригодятся.

Добавить комментарий для АнонимОтменить ответ