Как произошли восточные марийцы?

Посвящается III открытому Межрегиональному фестивалю-конкурсу марийского танца «Ший кандра»

Марийцы БашкортостанаВопрос территориального разделения народа с единым языком всегда волновал и волнует марийцев. Официальная версия и упрощенный подход к данной теме говорят, что марийцы Башкортостана пришлые с территории нынешней республики Марий Эл. Но не разделенные и не разрешенные сомнения народа до сих пор остаются, и всегда эта тема была под большим вопросом.

Сколько помню себя с детства, да и все мои друзья и соседи задавались этим вопросом и пытались разгадать его. Мы никогда не считали себя пришлыми людьми на территории Башкортостана. Эта статья еще одна попытка разгадать вопрос территориального разделения марийцев. Попрошу друзья отнестись к этому вопросу и критически и доброжелательно и самое главное взвешенно, вникая в суть написанного.

Восточные марийцы жили и живут по соседству с башкирами. Мнение наших самых ближних соседей об истории восточных марийцев, конечно же, нам, марийцам, очень важно. Я попытался на основе научных трудов известных башкирских ученых проследить истоки этногенеза восточных марийцев на территории нынешнего Башкортостана.

Во времена правления Ивана Грозного происходит обратная миграция части марийцев на родину своих предков, к своим сородичам. Бедственное положение, в котором находятся пришлые, заставляет их принять местную культуру как само собой разумеющееся и им не удается сохранить и насадить свою сформированную к тому времени культуру. А принятие культуры и быта постоянно и локально существующего на территории Башкортостана с древнейших времен местного марийского населения доказывает, что восточных марийцев было большинство. И предложенная ими культура и быт являются основой сегодняшней культуры восточных марийцев. Одним из доказательств этого является существование в культуре марийцев Башкортостана удлиненного танца “Кандра” и отсутствие такового в культуре западных марийцев.

Как известно, ядром формировавшегося древнемарийского этноса были финно-угорские племена. Регион обитания древнемарийских племен выходил далеко за Средний и Южный Урал. Древнейшими прямыми предками финно-угров были племена ананьинской культуры (8-3 века до нашей эры). Одним из наиболее ранних памятников ананьинской культуры на территории Республики Башкортостан является расположенное близ г.Бирска Бирское городище, датируемое 8 веком до нашей эры. После медленной миграции основной части финно-угров на запад в 3 веке нашей эры сложилась азелинская культура, ставшая основой формирования древних луговых марийцев в Волго-Вятском междуречье.

Вот об этом, о локально-автономном существовании этноса с древнейших времен на сегодняшней территории Башкортостана и пойдет речь в нашей статье, основываясь на мнении некоторой части башкирских ученых.

К вопросу о древней истории восточных марийцев в трудах башкирских ученых (doc)

Ямурзин Александр Алексеевич,
кандидат философских наук г.Уфа

39 комментариев

Filed under Статьи

39 responses to “Как произошли восточные марийцы?

  1. Игорь

    Восточные марийцы родоначальники всех остальных марийцев.Расселение шло с востока на запад по мере таяния ледников и вытеснения враждебных племен.

  2. Чирмишхан

    Ямурзин прав. В средние века ещё до падения Казани марийцы занимали огромную территорию с запада на восток. Ширина коридора проживания мари от нынешней РМЭ до Башкортостана составляла около 200 км. Позже этот коридор сужался в основном из-за ассимиляции мари в татар и башкир, а также миграций, а затем и вовсе прервался. Подтверждений этому много и кроме того, что есть в статье. Например, северо-западные районы Татарстана являются бывшими марийскими волостями, там сохранилось много марийских названий, хотя проживают уже «татары». Происхождение Елабуги связано с мари, и есть сведения, что первый марийский хан из той местности принял ислам. Проблема в том, что западные мари обрусевали, а восточные отатаривались. Поэтому сейчас мы о миллионах мари можем только мечтать.

    P.S. Из РМЭ доступа к сайту нет. Могу заходить только из-за границ РМЭ и РФ. Сейчас в Татарстане.

  3. Костятин

    Третий Межрегиональный фестиваль-конкурс «Ший кандыра» в августе 2013 состоится в Калтасах.Такие слухи дошли и до нас.Почему нет об этом ни какой информации в Мари увере или ещё где либо? Мы бы с боьшим удовольствием приехали на этот оригинальный настоящий всемарийский праздник. Ещё,говорят,что Калтасы претендует стать принимающими хозяевами «Ший кандыра» на постоянной основе и якобы у них, в районе открыли счёт «Фонд Ший кандыра» Если это правда, то наши уральские марийцы хотели бы знать номер счёта,чтобы перечислить личные денежки на такое благое дело. Шу:до: марий ик ту:жем тенге дене пуа гын уже 100 000 лиеш. Теве тыде «таяние ледников» лиеш иле. Родо-влак.

    • >Почему нет об этом ни какой информации в Мари увере
      Отправтье информацию и будет… Какие проблемы?

  4. Аноним

    манеш-манешын капка менгыже уке манеш. манеш дене погынен пайремым эртарен колташ лиеш,кеч-могайым . но конкурсым серьезный подготовко деч посна эртараш огеш лий. кушеч конкурсым шонен луктыныт? Кузе «Кандырам» куштышо-влакым оцениватлаш лиеш? Кузе да мо шот дене вер-влакым пуэдыман? Художественный самодеятельность конкурсым эше умылаш лиеш, там есть просторы для фантазии и творчества, чтобы отличиться, выиграть призы, победить. А тыште кузе лийман? Икте весым срыктат и только коллектив-влакым. Лучо манышт ыле просто Кандыра пайрем. Да эше мутшымат чын возымым огыт пале, Кандыра олмеш Кандра манын возат. Кажныже шканже орфографийым шонен луктеш. Флософу — филосово, но филолог дене канаш кулеш ыле докан.

    • Илья Бирский

      Кандыра — это,действительно, верёвка, а вот танец, для удобства в т. ч. для всех не марийцев, лучше будет, если будем называть «кандра».

  5. Валентин

    Cогласен с Игорем, историю надо написать заново, т .к. эта история написана советскими партийными историками. Народ мари своими корнями происходит ещё от Шумерской цивилизации(Мер- меря-мари), на территории Ирака, Сирии были(есть) города Ма, Мари, в Туркмении есть город Мары, в Киргизии- Ош. Дальше, по мере таяния ледников люди пошли по Приуралью, вышли в Приволжье, дошли до Московских, Тверских земель, образовалось финно-угорское сообщество. Марийцы жили на обширнейшей территории, они смешивались и с русскими, и с булгарами, и… с кем только можно, кто-то оставался, а кто-то(молодые и сильные) шли дальше. И восточные марийцы, вполне может быть, как пришли с юга давным-давно на территорию нынешней Башкирии, так до сих пор там и живут.

  6. Костятин

    Валентиноигорьаноним,а также философ Я-н, бросьте гнать пургу про Ивана Грозного,про героизм и древность марийцев.Всё это уже давно стало пошло и банально.Национализм и национал-шовинизм это такая же болезнь,как чахотка.Заражение происходит воздушно-капельным путём.В глазах заболевших появляется нездоровый блеск.Если нет иммунитета(в данном случае мозгов) пиши пропало.А симптом известен-это бред на тему^Марийцы самые крутые!»Этим всех уже вы зачморили. Наукой давно доказано- восточные марийцы это лишь часть мар.народа,Это всего лишь хвост от собаки.Но хвост при необходимости можно и купировать.От этого собака не перестанет быть собакой,какой бы она ни была дряхлой и забитой у себя дома.Глупо и смешно,когда хвост пытается подменить собой собаку,позабыв на каком месте туловища той же собаки анатомически он расположен…Где же,ваше весомое дельное Слово-собственное,незаимствованное.членораздельное,актуальное.Родите и подарите нам хотя бы малюсенькую идею или свежую мысль.Ждёмс,умные вы наши.

    • Аноним

      ***Причем тут национал-шовинизм, собака, хвост и т.д. Люди пишут и обсуждают об истории происхождения народа (независимо от национальности, каждый народ изучает свою историю и имеет на это право,причем тут национализм и ярлыки?), кстати, исключительно основываясь на реальных исторических и архивных материалах. Вместо того, чтобы окунуться в документы (кто ищет, тот найдет, если тебя тема заинтересовала) он пытается промывать мозги другим. Не ждис, умник ты свой, а займись ликбезом в целях пополнения своих мозгов знаниями,***

    • валентин

      Костятин,,не надо быть злым, как собака, вас же никто не дразнит. Мы пургу не гоним и не считаем, что кто-то чересчур крутой. Мы не шовинисты и не националисты. Чахотка не у нас, а у вас. Мы просто спокойно обсуждаем вопрос (не как вы,, припадочно-болезненно) о восточных марийцах.. Если у вас есть весомые возражения — аргументируйте, а не проводите аналогии с собаками. Собака — она друг человека, но собака может и укусить.

  7. Лайд

    Поро!
    Костятин гай ен:-влак нерген мемнан аглышто (ялыште) тыге ойлат: «Мурчак! Мом ту:ням пксиен илет…»
    Тетла нимом ешараш.

  8. Костятин

    Дорогие вы мои патриоты,я про кислое,а вы про собаку. Я про наше сегодняшнее,а вы всё о Шумерах и Грозного.Сказочники вы и балаболы деревенские.

  9. Валентин

    Про собаку-то, кстати не мы, а вы же сами начали. Наступили, как та баба, понимаешь, на свой же хвост, а потом кричите, что партия виновата.

  10. человек с танцевальным образованием

    Крутые комментарии! Если бы еще прочитать статью и вникнуть…да и проверить и проанализировать на трезвую голову. А все таки сколько там информации!!!

    • Аноним

      медор помидоров?

    • Костятин

      Информации много? Ой как много,прямо голова пухнет. Но к сожалению вся информация здесь не нова, а с длинной бородой, как старый замусоленный анекдот.Она в том объёме и жанре, когда собираются кок-кум марий распить пузырь, как правило после третьей рюмки заводят эту тему на таком, скажем моче-кало аналитическом уровне — жуют любимую жвачку бла-бла-бла, между пробежками за угол по малой нужде и тостами, а утром головушка бо бо и ничегошеньки не вспомнят до следующей попойки. Статья написана в рамках пульсирующего историческими дежурными словечками (типа ананьинская, азелинская) мозга простого марийца со стандартным дипломом ПедВуза. Надо полагать так очень умный Ямурзин КФН написал пародийную статью на историческую тему.

  11. Илья Эван.

    Вашлиймем годым башкырт учёный Рияз Ниязович Масалимов ойлен ыле-башкырт йылмыште марий мут-влак кодыныт.Тудо южо башкырт тукымын марий гыч лиймыже дене келша.Урал-акрет марий мут(ур-эл) курыкан эл манмаш лиеш, Уфа -«пу-ва» гыч, чодыра вуд» манмаш лиеш.Бирск воктене акрет марий шугарла уло,тушеч кунчен лукмо арвер-влак Уфасе музейыште аралалтыт.Эрвел марий-влак йот мландыште огыт иле.А вот Марий Элыште южо марий эрвел гыч мийыше марийым йотлан шотла, тиде факт.Эрвел марий-влаклан Бирск кундемыште шке рудым ыштымаш деч коранман огыл. Бирск Марий ушем тидын верч тыршыш,но Бирск ден Мишкан марий-влакын аныралыкыштлан кора «воз и ныне там».

  12. Константин

    Интересная работа.
    Позволю себе несколько критичных замечаний.
    История появления марийцев на территории Башкирии с древнейших времен, конечно, интересна, но она не отвечает на вопрос, откуда взялись восточные марийцы. Мне кажется нужно смотреть на причины и истоки миграции в разрезе военно-политических событий 15-17 веков:
    Взятие Казани: 1552. (марийцы входили в казанское ханство)
    Присоединение европейской части Башкирии к россии: 1557 год.
    Черемисские войны: 1552-1585.
    Отметим, что по результатам черемисских войн положение марийцев сильно ухудшилось «Марийцам запрещалось заниматься кузнечным делом, селиться в городах и оставаться в них на ночлег. Они были выселены с берегов крупных рек, в том числе и с Вятки».
    Согласно открытым источникам, восточные марийцы отделились в 16 веке и ушли за Каму.
    Представляется логичным, что восточные марийцы как раз и представляют собой переселенное из нового Казанского уезда население. Причем переселение происходило как раз на северо-восток Башкирии — граница Российского государства 17 века.

  13. Илья Бирский

    От Вологды до Урала (средняя полоса России) — земли древних марийскоязычных племён. Перемещаясь в пределах этих границ ,мари всегда оставались на своей исторической территории.

    • Константин

      протомарийцей от которых произошли люди…. Не несите бред, учите историю

      • Аноним

        Какую историю учить, Константин? Историю, которую предлагает юморист Задорнов или историю лжеученых типа Чудинова и Фоменко? Или ту историю, которую нам навязывают русские национал-шовинисты? Предполагаю, что ты марийского происхождения( ведь, почему-то ты находишься на сайте МариУвер?) и очень жаль, если ты находишься под влиянием(правильнее будет — под гнетом) имперской политики русских. Ничего хорошего русские историки о марийцах не напишут. Вот мнение о марийской истории одного из самых известных современных историков, доктора исторических и географических наук, основоположника пассионарной теории этногенеза.
        Лев Гумилев:»Марийцы, если б вы знали, какая богатая ваша история! Но вам, наверное, даже не дадут ее изучать…», «Вот, воинствующие авары, гунны. Древние марийцы имеют тоже богатую, разносторонюю историю.» «Писать историю таких народов, как ваш, очень трудно, и не все дозволено. Но вы можете гордиться своим народом, ваш народ имел тоже богатую историю, временами испытывая пассионарный подъем.» Вот видишь, Лев Гумилев историю марийцев сравнивает с историей гуннов и считает, что нам не позволят изучать, не позволят написать. Но, вот только, кто нам запретит изучать нашу историю и как это возможно? Не допустят к древним архивам? Это могут сделать или вообще уничтожить могут летописи о марийцах. Это уже происходит кое-где. Могут запретить марийцам писать историю о своем народе — об этом говорили наши ученые Иванов и Сануков. Так что, Константин, очень трудно что-то узнать о древней истории марийцев. По крупицам вся история марийцев пишется и пишется вопреки официальной.

      • Илья Бирский

        Историки делят историю мари условно на несколько этапов: протомарийцы, прамарийцы, древние мари, марийцы средневековья, современные мари.

    • Аноним

      Почему бред, Константин? «Черемисы живут от Вологды.до Вятки и до Камы.» — так написал австрийский дипломат С. Герберштейн в своей книге «Записки о Московии» Он жил в 16 веке. Вот выдержка из Википедии о нем: «… Герберштейн также внимательно изучил существовавшую к тому времени европейскую литературу о Московии, но относился к ней скептически. Герберштейн отличался уникальной выверкой полученных им сведений и как сам писал, никогда не полагался на высказывания одного человека, а доверял только совпадающим сведениям от разных людей.
      В результате исследований Герберштейн смог создать первое всестороннее описание России, включающее торговлю, религию, обычаи, политику, историю и даже теорию русской политической жизни. Сочинение Герберштейна пользовалось большой популярностью: еще при жизни автора оно выдержало 5 изданий …» Т.е. в 16 веке марийцы жили в окрестностях Вологды. Ведь, Герберштейн не сам придумал, а рассказали об этом ему русские люди. Можно верить Герберштейну или не верить, но в наше время уже русские исследователи пишут о существовании целых черемисских районов в Архангельской области(а это еще дальше Вологды) до конца 19 века. Сейчас они все говорят на русском языке, но соседи их называют до сих пор черемисами(например, по сведениям Матвеева, исследователя мерянской проблемы).

      • Илья Бирский

        Если кто не верит, посмотрите хоть на карту — западнее от Белоозера есть станция Шем-озеро (Шимозеро), т.е.если есть Белое озеро,то есть антагоническое и Чёрное озеро, пусть даже какое-нибудь маленькое гнилое болотце — в духе народного восприятия и явно марийское слово.А по летописи знаем, что «на Белоозере сидит меря».

  14. Аноним

    Теперь конкретно о восточных марийцах. Официальная история их считает пришлыми на Урале, т.е. считает их потомками беженцев после Черемисских войн. Но… Но вот Казанский летописец пишет о «дальней черемисе» на Урале. Эта «дальная черемиса» существовала до Черемисских войн. Деревня Большая Тавра в Свердловской области. Год основания 1506 год. Опять 50 лет до Черемисских войн. Это официальная дата основания,т.к. в русских летописях есть упоминание. Но по марийским преданиям деревня была основана на 150 лет раньше. Это уже 1350 год. В Башкирий марийцы поставили памятник на могиле своего князя Султан Але и поклоняются ему, как кировские марийцы поклоняются Чумблату. По преданиям в 15 веке марийцы под предводительством этого князя отразили нападение врагов. 15 век, до черемисских войн сто с лишним лет. Не об этом ли сражении говорится и в этой русские летописи? Вот:»…Летом 1468 г. русские войска возобновили свои рейды по улусам Казанского ханства. И на этот раз в основном пострадало марийское население. Ладейная рать, возглавляемая воеводой Иваном Руном, «повоеваша черемису на Вятке реце», разграбила селения и торговые суда на Нижней Каме, затем поднялась вверх до реки Белой («Белая Воложка»), где русские снова «черемису повоевали, а люди изсекоша и кони и всякую животину». » Это — 1468 год — до Черемисских войн еще около сотни лет, марийцы живут на реке Белой. …Если мы уже не верим своим преданиям(это последнее дело — не верить своим, а басням русских нацистов поклоняться), то давайте обратимся к летописям других(не русских) народов. Например, древнебулгарская летопись: «… С этой целью в 865 г. царь отправился на север, к устью реки Тамтазай. Здесь находилась ставка правителя бершудских моджар по имени Куш. Бершудские моджары — это исторические предки современных марийцевКуш без сопротивления признал власть царя Булгар Джилки. Его владения в Прикамье вошли в состав Волжской Булгарии в качестве удельного княжества Бершуд. Желая продемонстрировать свою преданность Кану (царю) Джилки, Куш совершил несколько походов на северо-запад и северо-восток от своих владений. На северо-западе князь Куш дошел до местности, где впоследствии возник город Кострома. Границей владений Волжской Булгарии он объявил реку, которую назвал Куш-Урма . На берегу этой реки построили крепость, которую также назвали Куш-Урма (впоследствии на этом месте возник г. Кострома). На севере князь Куш подчинил Волжской Булгарии племена, жившие в бассейне реки Бий-су (р. Печера,) и на берегу Карского моря (Кар дингезе, ). Территории, присоединенные князем Кушем к Волжской Булгарии, стали известны как провинция Бийсу, т.е. Печерская. На западе ее граница проходила по берегу озера Белое (Белоозеро,), на севере — по берегу Карского моря, на востоке — по левому берегу Печеры, на юге — по правому берегу Камы (р. Чулман,)…» Древнебулгарская летопись говорит, что марийцы на реке Белой жили в 9-ом веке. Т.е. восточные марийцы — один из самых древних народов Урала.

  15. Ала тыге...

    Поро жапда лийже!
    Александр Алексеевичын статьяже иктаж журналыште савыкталтын мо? Але, мутлан, книган ужаш семын ала лектын?

    • Илья Бирский

      А.А.Ямурзинlн эрвэлмарий историй гlч «Кандра» книгажэ Калтасаштэ 2017шэ ийlштэ лэктlн.

  16. Инкогнито

    Большинство здесь написанного-неправда. Восточные марийцы не являются народом, произошедшем от фино-угорского племени, они индо-иранского происхождения, фино-угорской языковой группы ( т.е. марийцы носители фино-угорского языка). В 8 веке до н.э. иранцы отправились на урал, за железной рудой, так как считали, что в Иране она закончилась. Иранцы остались жить на урале в районе Башкортостана и женились на местных. Так образовались восточные марийцы. А булгаки ( то есть нынешние татары) не очень были рады приходу иранцев, они были против чтобы иранцы забирали их руду, поэтому с давних времён татры и марийцы не ладят друг с другом.

  17. Ветислав

    куго ошибкаже марийкалыкын….
    …марий лэктын и толын куго Сибирь гыч-лийын лектеш КОРЯК-ВЛАК ДЭЧЫН…

    • Аноним

      Откуда такие выводы?

      • Мари

        Чыла вережат, уло эл мучкыжат ,
        Мари калык шарлен шаланен.Пырля ушнен гына огеш керт ,- вес кашакым варымыже ден.

        • Илья Бирский

          Интересная иллюстрация. В Мишкинском районе РБ была д. Морко. Там жили выходцы из территории Марий Эл. Они хоть и говорили с остальными на одном языке, но постоянно сторонились от них. Так и не сумели они, не захотели влиться в местное сообщество, перешли на русский язык и разьехались. Это я записал со слов одного старика из Мишкинского района.
          Дополнительно сообщаю: новая книга А.А.Ямурзина выйдет в 2019 г., где он разбирает проблемы своих земляков, восточных мари. Отдельные части из этой книги будут опубликованы на мар. яз. в районной газете «Дружба».

          • Илья Бирский

            Наличие множества этнографических групп у мари говорит о былом величии и многочисленности этого народа. Ионин, например, указывает в своей книге, что мари в 10 веке было не менее миллиона чел.(огромная по тем временам цифра!) Весь Волжский бассейн от верховьев Волги до Урала — древнемарийская земля. Мари первыми освоили эти земли, передвигаясь (кочуя) на челнах по рекам бассейна, ещё в каменном веке. (Передвигаться через непроходимые леса и болота пешком было просто невозможно). Пора мари понять свою великую историю. Предлагаю марийцам «прибрать к рукам» этноэкоагротуризм на этой территории. Купите, арендуйте круизный теплоход, пассажирский дирижабль, автобусы и проложите водный, воздушный и сухопутные турмаршруты «Великая Ма-Ария», » Древняя Ма-Ария» по музеям, археологичкским и иным памятникам, по памятным местам древних и современных мари. Надо уметь пользоваться своей уникальностью. А мари как аборигенный народ именно такой. От мари произошли русские Верхней Волги («меря»,»мурома»), отдельные башкирские роды, чуваши (суасла мари), казанские татары, близки к нам по языку эрзя, по культуре удмурты(одо-мари). А марийский национализм — это интегрированный национализм, т.е. интер-национализм, что бы ни выдумывали наши недоброжелатели-шовинисты. Поэтому не должно быть стыдно гордиться тем, что мы мари, первые жители и хозяева этой земли, через сложные перипетии исторической судьбы сумевшие сохранить и свой древний язык, и культуру, и веру. И очевидно, надо двигаться вперёд, поднимаясь и поднимая в т. ч. свои уникальные этноособенности на новые высоты, а руш кутаныш пураш огыл.

  18. Всем, кто интересуется генофондом мари, прослеживайте сайт Генофонд РФ. Там публикуются статьи ученых генетиков и обсуждения в виде комментарий и ответов. Можно многое узнать о генофонде русского народа и неславянских народов Поволжья и Урала. В 2017 году у жителей мужчин мари РМЭ были взяты пробы на исследования ДНК Y хромосомы по тем же регионам, что были взяты в 1996 году на исследования популяций по классическим маркерам. Приходится сожалеть что в ряд исследуемых популяций не попали мари Мари-Турекского и Параньгинского районов, а также потомки ветлужских мари, известных нам по преданиям как воины и основное ополчение Золотой Орды и впоследствии Казанского ханства.

  19. На мой запрос о результатах генома народа мари мне сообщили, что работы ведутся и информация будет доступна. А пока поинтересуйтесь что есть по башкирам, чувашам, татарам казанским, мишарам, чувашам, эрзя и мокша.

  20. Аноним

    Youtube посмотрите. Русский от слова русич. фигоугры это настоящие русичи, так как славяне настоящие хорваты сербы и тп сравните сейчас население России с этими странами и подумайте кто там славянин а кто русский в смысле русич да и Москва и Волга и другие название совсем не славянские а финоугорские.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.