В Москве прошел первый Пеледыш пайрем

Пеледыш пайрем в Москве15 июня в самом центре Москвы – парке культуры и отдыха «Красная Пресня» впервые прошел Пеледыш пайрем (Праздник цветов) – общенародный марийский праздник встречи лета, посвященный нашей чудесной природе, труду землепашца, исконному хлебосольству и гостеприимству марийского народа.

День выдался на славу – солнечный, жаркий – под стать празднику! И зазвучали среди столетних лип задорные марийские мелодии, а изумрудная зелень ухоженных аллей и цветников парка еще ярче оттенила расшитые монетками-украшениями праздничные наряды. Древние орнаменты марийских нарядов в старинном московском парке на фоне суперсовременных небоскребов Москва-Сити смотрелись как воплощенная связь времен. И как надежда, что и в 12-миллионном мегаполисе сохранится родной язык, а культура народа мари станет еще одним украшением многонациональной культуры столицы.

Конкурса национального костюма В ходе праздника состоялся конкурс национального костюма и блюд марийской кухни, выступления мастеров искусств и исполнителей, спортивные состязания.

Дефиле участников конкурса национального костюма поразило богатством вышивки и ее разнообразием – здесь были представлены марийские наряды из разных регионов компактного проживания мари от республики Марий Эл до восточных мари.

Традиционным восславлением плодородия земли и пожеланием богатого урожая стал конкурс блюд марийской национальной кухни. Пироги с ягодной и грибной начинкой, особую яичницу – пулашкамуно, пышные блины и кыстыви с начинкой из картофеля и пшенной каши по достоинству оценили все гости праздника, а жюри так не смогло определить лучшего кулинара – настолько все было вкусным. Поэтому призы получили все участники конкурса.

Подготовка инвентаря к бегу в мешкахСвою силу и ловкость участники Пеледыш пайрема смогли проявить на отдельной спортивной дорожке. Призы лучшим спортсменам вручал почетный гость праздника – шестикратный чемпион Европы, двукратный чемпион мира по версии WBO в 1997—1998 годах, двукратный интерконтинентальный чемпион мира по версии WBC по боксу среди профессионалов Анатолий Александров.

В богатой и разнообразной концертной программе прозвучали песни в исполнении певиц Алевтины Крыловой, Алены Сидушкиной, ведущей праздника Вероники Кондратьевой, Марины Кирилловой. Великолепно звучали стихи и песни студентов марийской группы Высшего театрального училища им. М.С. Щепкина Евгения Галкина, Марины Озеевой и Дмитрия Воронцова. Виртуозными наигрышами порадовали молодые музыканты из Российской Академии музыки им. Гнесиных Николай Ермаков и Александр Григорьев. Замечательные песни о родном крае исполнила студентка этой старейшей «кузницы музыкальных кадров» – певица, поэт и композитор Агата Смирнова.

Приятным открытием для московских зрителей стало выступление Павла Филиппова – Йорга Каче, студента Финансового университета при правительстве РФ, исполнившего песни с таким задором, что зрители, не выдержав, пустились в пляс перед сценой, и юной 12-летней Лилии Гюлер, лауреата международного фестиваля-конкурса детского и юношеского творчества «Бегущая по волнам».

Заслуженными долгими овациями зрители наградили выступление именитых мастеров: Фарида Халикова, победителя Всероссийского фестиваля-конкурса исполнителей на народных инструментах; баяниста Анатолия Ермакова, педагога Московского университета культуры и искусств и Владимира Шамиданова, флейтиста Российского национального филармонического оркестра под управлением В. Спивакова.

Но больше всего аплодисментов выпало на долю приглашенных гостей из Марий Эл – ансамбля «Мурсем» Марийского государственного университета под руководством заслуженного деятеля культуры РМЭ Родиона Алексеева. Они с блеском представили широкий спектр марийской музыкально-танцевальной культуры – от восточно-марийских танцев до шуточного танца кировских мари. Приезд йошкар-олинских гостей стал приятным сюрпризом для московских земляков, дружеским приветствием малой родины, где в этот же день на межрегиональном уровне праздновалось 90-летие этого праздника.

Конкурс блюд марийской кухниПеледыш пайрем – это не только общенародное гуляние, но и своеобразное подведение итогов. Признание получили и участники установленного в 2012 году первого мирового рекорда по марийскому национальному блюду «Уяча» длиной 92 метра, и участники первого московского рекорда по древнему, самому длинному в мире национальному танцу «Кандра», установленного 8 мая этого года на празднике в Российском университете дружбы народов. Самые лучшие танцоры марийской дроби-тывырдык продемонстрировали свои таланты на сцене, поразив зрителей региональным разнообразием дроби и ее искусным исполнением. Их выступление стало своеобразной заявкой для поездки московских мари на III межрегиональный фестиваль-конкурс «Ший кандра» («Серебряная веревочка»), который будет проведен 10 августа этого года в республике Башкортостан.

Золотым дождем просыпался завершающий праздник фейерверк. С пожеланиями любви, добра и процветания всем народам столицы заплескались на ветру розовые, красные, белые «ленточки счастья», повязанные на липу – одно из священных деревьев марийской традиционной религии.

Итак, начало празднованию Пеледыш пайрема на московской земле положено! «Мы очень рады, что этот удивительный праздник объединения народов, представления уникальной марийской культуры многонациональному сообществу Москвы состоялся! С нетерпением будем ждать продолжения этой традиции и в следующем году!» — единодушно отметили участники и гости праздника.

Организаторами Пеледыш пайрема выступило РОО «Землячество Марий Эл» в Москве при поддержке Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями города Москвы и администрации парка «Красная Пресня».

Елена Минилбаева

Видео: 2728galina

30 комментариев

Filed under Статьи, Фотоальбом, видео

30 responses to “В Москве прошел первый Пеледыш пайрем

  1. rongo

    Слава Московским марийцам! Не потерявших свои национальные корни, традиции и обычаи, за их сплочения вне малой родины, сохранения языка. Желаю им добра, спокойствия, здоровья и всех успехов в сохранении марийской культуры в первопрестольной.

  2. Ик марий

    Молодцы московские мари! Хорошую традицию заложили. Спасибо Елене, что она нам постоянно посылает статьи и новости о том как живут наши соплеменники в Москве. Марийцы из др. регионов также делитесь своими новостями, фото с мероприятий. Не все же тусуются в соцсетях. К тому же здесь аудитория, думаю, намного больше.

  3. Аноним

    Пейте, гуляйте московские мари, а ваши земляки тем временем горбатятся на стройплощадках без выходных на самых тяжелых и грязных работах.

    • Ик марий

      Некоторые, которые «горбатятся на стройплощадках» Москвы думаю даже пришли в парк чтобы отдохнуть под родные марийские мелодии. Это же здорово что после любой тяжелой работы, не только на стройплощадках, марийцы, находящиеся в Москве, могут прийти на такой замечательный праздник! Спасибо организаторам праздника!

      • алевтина

        спасибо за обрые слова, потому как я тоже работаю на этих стройплощадках, но тем неменее всегда успеваю поддержать наших марийцев

    • надежда

      Не похоже что вы горбатитесь что то грязь везде видете и один сплошной негатив от вас идет ?думаю вы одиноки….

  4. Ондри

    Молодцы! Настоящие «землепашцы» гуляли. А уровень выступления московских мари, которых представляли в прошлом году на празднике «Кандыра» в Мишкино несколько человек,мягко говоря, вызывает бо-о-о-льшое сомнение. Как будто из лесу вышли и попали на сцену.Такое ощущение, что их хлебом не корми, а дай всласть погулять на праздниках.. Самое время было бы, наверное, устроить в Москве праздник не землепашцев, а «Кандыра» и не ждать, кто и где в этом году хлеборобы и землепащцы организуют пляски, чтобы метнуться туда. Так было бы честнее и справедливее. Неплохо было бы настоящих хлеборобов пригласить в Москву на готовый праздник, чтобы они тоже могли оттянуться после трудов праведных. У восточных марийцев обычай такой: погостил — будЬ добр, приглашай в следующий раз гостей к себе. А москвичи только и ждут, где же запахнет праздником «кандыра»? А организовать и пригласить к себе слабо?

  5. галина

    Каждый должен работать и стараться любить свое дело! ЮМО МОМ ПУЕН — ТУДЫН ДЕНЕ АЙДЕМЕ ИЛА. МАРИ КАЛЫКНА ПАТЫР ЛИЙЖЕ, ШЫДЕ ДЕНЕ ИДА ИЛЕ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

  6. образ

    Поро, моткоч кӱлешан чон пайремлан — ужар урем, ЮМЫН ПОЛЫШ. Умбакыжат тыге ушнен кумылым нӧлтен илыза.
    Изи пиже тек опталта, а кугу пий — Москвасе ПЕЛЕДЫШ ПАЙРЕМЫМ эртарен моштышо еҥым аралыже.
    Ӱшаным нумалына — марий калык шке пайремжым шкеак ямдылен шкеак эртараш тӱҥалын. КУГУ КӰКШЫТЫШ ШУЫН КУМДАН ПАЛЫМЕ ПАЙРЕМЫШ САВЫРНЫЖАК ЫЛЕ!

  7. Аноним

    Большинство простых мари приходится горбатиться, чтобы прокормить семью, а на праздники некоторые из них напиваются. И это у нас называется отдых после работы… А грязи везде полно, но особенно это заметно наверху и среди т.н. общественников. Первые из них хотят как можно дольше просидеть возле кормушки, а вторые — заменить их. Для этого и создаются всякие движения, союзы, группы, землячества, цель которых завоевать место под солнцем. Перед выборами обещают народу золотые горы, встали у руля — забыли все. Вспомните, что обещали и зотин, и маркел, а что мы увидели? Один Кислицын строил, остальные все под себя подминали… Из таких «одиноких» состоит марийский народ и за правду мы будем бороться не с такими «гуляками» как надежда, ик марий и т.п.

    • Аноним

      Большинство комментаторов на сайте обвиняющих Землячество в Москве — либо чинуши (которые не фига не делают свою работу, а лишь активно лижут жопу Лёне), либо спойлеры которые крайне резко и с завистью реагируют на реальные дела Землячество. Землячество в Москве это не гос структура и она не должна отчитвыатся, писать отчеты и меморандумы (которые так любят постить опущенные по всем параметрам мелкие бюрократы типа Юзыкайна или Мочаева).

      • Аноним

        Не меморандумы пишут (их проводят), а мемуары. Рушла от умыло гын мутын мом ончыктымыжым, лучо марла возо.Адакшым Мочаев ден Юзыкайнын мемуарым возаш шуаш грамотышт , а меморандумым эртараш унарышт огыт сите. Кукшытышт тугайрак.

        • чулым

          Меморандумым содыки возат.))) Но моско марий-влак чынжымак гос. структура огытыл, садлан нунылан возаш нимолан. ) Спойлер-влак шкеныштын паша укелыкыштым кагаз дене петыркалат.

  8. Мари

    Салам лийже ! Мари-влак, кертына чыла ыштен. Ончыко лектына.

  9. Ик марий

    Уважаемый аноним, Вы сами то поняли что написали? За какую «правду» Вы «боретесь»? Против массовых марийских праздников в Москве? И всем предлагаете после работы только напиваться и злобно брюзжать в Интернете? Не Вы один «горбатитесь», и среди организаторов прошедшего мероприятия трудяги. Просто они еще на себя взяли дополнительную общественную нагрузку. Скажем очень неблагодарную. Я совсем не «гуляка» и не большой сторонник таких массовых мероприятий, поскольку их организация занимает слишком много времени и нервов и вместо спасибо очень часто услышишь то, что Вы написали.
    Вы Все перемешали и власть имущих и общественные организации, последние не политические партии, чтобы бороться за власть.
    Думайте своей головой, а не обещаниям верьте.

  10. Аноним

    Уважаемый ик марий, я знаю о чем пишу, и не брюзжание это, а констатация реальной картины нашей жизни. Да гуляйте вы все хоть до умопомрачения, но не выставляйте это как какое-то большое достижение. И если Вам так трудно работать в этой сфере, то никто силой не заставляет. Вы видать так оторвались от реальной действительности, что не видите многих ее факторов, как, например, сращивание т.н. общественных организаций с вашими властными структурами. Большинство же из них работают под контролем и указке «сверху». Я никому не предлагаю напиваться и мы пока еще не начали бороться за свои права на своей родной земле. Для ясности: за власть борются не только политические партии. А в отличии от некоторых я всегда думаю своей головой.

  11. rongo

    ИК МАРИЙ, тене Пеледыш пайремыште йушо калыкым шым уж, икте-кокто койыч, и то пеш руштшо гай уке улыт ыле. Пытартыш жапыште Пеледыш пайрем ор вуйян пайрем гай коеш. Тиде пеш сай шижымаш. А то чыла марий калыкым йушо калык маныт, а тыгай пайрем тиде осал мутым ордыш коранда, да марий — влак сай могырым кояш туналыт. Молан южо мари — влак пеш сырат, что Москосо, Сан-Петербургышто илыше марий — влак шке илме верыштышт пеледыш пайремым эртарат? Мыйын шонымаште тушто илше мари калык шке семыныш шотын йочасе жапым шарналтен ружге погынат, да просто веселан жапым эртарат, шке шочмо кундемыштым, родо тукымыштым, йолташ — влакыштым шарналтат, муралтат, кушталтат, если кусеныште шивундо уло гын подолнат кертыт, ко тидлан ваштареш.

  12. Ик марий

    Я что-то не понял что вы “констатируете”… Ну во первых властные структуры не мои, и Землячество Марий Эл в Москве одно из немногих действительно независимых общественных организаций. На празднике никакого восхвалиня никаких властей вроде не было… Я не живу в Москве и благодарен, активистам в Москве и в др. регионах, что они проводят вот такие замечательные праздники и потом делятся новостью об этом с др. мари на этом сайте. Это же прекрасно! Радуйтесь жизни и приходите на такие праздники. Я до глубины души мариец и несколько раз думал уйти из общественного движения, но если не мы то кто?
    Праздники не мешают борьбе за свои права. Очень рад, что Вы думаете и надеюсь Вашего разума хватит чтобы в дальнейшем дойстойно оценить активистов, делающих доброе дело во благо своего народа. Они действительно не заслужили Ваших эмоциональных несправедливых нападений и обвинений непонятно в чем.

  13. Ик марий

    rongo, мый марий-влак Пеледыш пайремыште йӱыт манын шым ойло. Тый эре мучаш марте лудын шуктыде ала-мом возгален киет. Тиде аноним марий-влак пеш чот «горбатиться» лийыт да вара аракам йӱыт ман серен ыле. Мый гын Моско марий-влак семын аракам чот йӱде Пеледыш пайремым тӱшкан пайремлымым сайлен шотлем, ман серышым.

  14. rongo

    Ик марий, лачак, йушо мут действительно АНОНИМ вуй гыч лектын, изишак йонлыш серышым, сорвалем вуйеш ида нал.

  15. rongo

    АНОНИМУ. Вы все против власти, но она выбрана народом, кроме Маркелова, конечно первично и он был избран народом. Иногда с властью надо общаться, нельзя же все время противопоставлять общественные организации к власти. Подумайте над этим. Взять этот же праздник «Пеледыш пайрем». Без власти так обширно не могли бы отметить. Для проведения любого мероприятия необходимы финансовые средства, размещение делегатов, их встреча, проводы, организации мероприятии и т.д. Я не прав?

    • saiver

      В каждом госбюджете есть «строка» — расходы для приема. Вполне возможно наши начальники это использовали.

  16. Ик марий

    rongo, не надо нам рассказывать сказки о том как «власть избрана народом»… Она у нас в России сама по себе и выбирают туда очень часто по блату и знакомству. Я лично не считаю, что общественные органзиации должны вечно конфликтовать с властью. Но и под властью они не должны быть, иначе нет никакого смысла в них, нет никакого гражданского общества.
    Вы так говорите как будто Васютин и др. организаторы на Пеледыш пайрем выделили свои личные деньги. Они распоряжаются народными деньгами. И какие-то копейки выделили на действительно народный праздник. Посмотрите на каком уровне в Татарстане проходит Сабантуй, там даже на районный праздник денег выделют больше, чем нанаш республиканский.
    Глава национального региона не соизволил даже прийти на главный праздник коренного народа…

  17. saiver

    SAI SHONYMASTEN UMBAKE KAYASH LIESH

    • Из ИГ

      Кто не знает, ик марий — под красивыми фразами прячется провокатор.

  18. Аноним

    Общаться с этими п…и? Себе дороже. После того, как узнали и почувствовали действительное отношение к себе от представителей нынешнего мар. правительства, уважающий себя человек не только не будет общаться с ними, но и постарается побыстрее скинуть их с занимаемых должностей и выкинуть из серого дома в помойную яму. Это группа раздирает нашу маленькую республику на клочки и глотает не жуя. Некоторые наши продажные земляки помогают ей, сами пытаясь что-нибудь отхватить с барского стола. По фамилии называть не буду, их так и так все знают. Да еще находятся люди, которые не стыдятся получать из рук лм награды, звания, должности и т.п. Я их прекрасно понимаю, жить-то хочется хорошо. Но от кого?!

  19. Шапка-тет

    Изи-гна, ты на самом деле считаешь, что в Москве марийцам не надо уже свои праздники проводить? Не по указке сверху, а самостоятельно. Что ты увидел в этом плохого?

Добавить комментарий для saiverОтменить ответ