А.И. Радыгин: Нужен ли Оньыже устав всемарийского движения?

Автор статьи Анатолий Радыгин

Автор статьи Анатолий Радыгин

Всемарийское движение, претендующее на роль межрегионального национального движения, не может работать, не имея своего собственного зарегистрированного в установленном порядке Устава. К этому выводу я пришел, более 15 лет возглавляя Союз марийцев Удмуртии. Это осознавали и организаторы съездов народа мари. Практически на каждом съезде принимались новые редакции Устава, давались поручения вновь избранным руководителям Всемарийского Совета, зарегистрировать его, но воз и поныне там. Так почему же руководителям Всемарийского Совета, представляющим Марий Эл, так не нужен зарегистрированный Устав, почему они игнорируют решения съездов? Внятного ответа нет и вряд ли он прозвучит сегодня из уст и очередного Оньыжи.

Прошел год после девятого съезда. Оньыжа делает все, что в его силах, чтобы успокоить общественную мысль, отвлечь социально активную часть представителей марийского народа от участия в обсуждении и решении, в первую очередь, социальных проблем народа мари. Это и язык, образование, культура. Это и участие в работе органов власти и управления, местного самоуправления. О диаспоре вопрос практически не обсуждается, несмотря на ее остроту. Максимум на что решается Оньыжа это предложить нам сохранять свой язык в семьях и тогда, он считает, многое образуется. Только если в регионах мы изучаем родной язык, то в Марий Эл это государственный язык и сохранение государственного языка, на мой взгляд, это государственная задача и Оньыжа, представляющий Государственное Собрание, должен стоять на острие решения этой задачи.

Раз в четыре года народу мари представляется возможность на своем съезде принять взвешенное решение о перспективах собственного развития, однако ни один оргкомитет по подготовке съездов, за исключением восьмого, ни разу не смог представить делегатам достаточно серьезных материалов, направленных на укрепление марийского движения, сохранение и развитие марийского языка, участия Всемарийского движения в обеспечении стабильного и поступательного развития Республики Марий Эл.

Что же происходить сегодня? А ничего не происходит. Рекомендации проводимых круглых столов, конференций, заседаний президиума и пленумов Всемарийского Совета сводятся к одному – учите язык в семье, а далее табу. Оньыжа в роли учителя за столом президиума наставляет членов Всемарийского Совета. Представители регионов в таком численном меньшинстве, что неспособны, при всем своем желании, что-либо изменить. С уверенностью можно сделать вывод, что о марийцах, проживающих в регионах России, у Всемарийского Совета голова не болит. Это положение еще раз подтвердилось на пленуме в апреле этого года. При обсуждении программы праздника «Пеледыш Пайрем» я внес предложение на официальном открытии праздника дать слово представителю марийцев из регионов. Это мое предложение парализовало Президиум!!! Затем Оньыжа заявил, что это займет много времени, это не предусмотрено сценарием и привел еще ряд причин из области детского лепета. Все поняли, что этот вопрос Оньыже надо согласовать, согласовать где-то там наверху. Поняв, что мое предложение не будет принято, я снял его с обсуждения. Если руководитель Всемарийского Совета не решается дать нам слово даже на празднике, то о чем еще можно говорить всерьез.

Так что же сегодня представляет из себя Всемарийское движение? Существует ли оно?

В канун 9 съезда на конференции по выбору делегатов марийцы Удмуртии объявили о том, что предстоящий съезд не является съездом Всемарийского движения, и он не может избирать его руководящие органы. Это наше решение вызвало шквал звонков в наш адрес, вплоть до заявления оргкомитета – если считаете съезд нелегитимным, то Вам на нем делать нечего.

Все смешалось в нашем Отечестве. Теоретики от марийского движения, представляющих Марий Эл, так запутали обывателя, что многие в недоумении. Съезд народа выбирает свои руководящие органы, Оньыжу, а Всемарийского движения нет? Как такое может быть?

Для начала напомню, что на съезд выбираются делегаты от народа, один делегат от 2-х тысяч марийцев, а не от участников Всемарийского движения. Только Положения о Съезде народа мари или Закона о статусе съезда народа мари не существует. Так, по воле организаторов съезда народа мари, делегаты съезда, не являясь участниками Всемарийского движения, выбирают руководящие органы Всемарийского движения. Где еще возможно такое?

Всемарийское движение составляют физические лица и общественные объединения. А их нет. Ни одно физическое лицо не обращалось в Президиум с просьбой принять его в качестве участника во Всемарийское движение. Не найдем мы и протокола какого-либо общественного объединения о вхождении в состав Всемарийского Совета. Вновь избранный Оньыжа также не является участником Всемарийского движения, письма, заявления не писал, однако руководит. Только кем он руководит? Нет участников движения, нет и самого движения. Это же понятно как дважды два.

Руководители региональных общественных объединений марийцев России, не желающих более быть пассивными статистами, скажу более, разменной картой, в августе 2012 года в Ижевске подготовили новый проект Устава, и он был рассмотрен на декабрьском пленуме Всемарийского Совета. Несмотря на признание проекта Устава, его принятие отложили весьма профессионально на весну 2013 года. Юзыкайн Э.А., не являющийся членом Всемарийского Совета, появившись на пленуме, стал предлагать новую концепцию разработки Устава. Его нимало не смутило то обстоятельство, что он не видел и не знает проект обсуждаемого Устава. Просто надо заболтать проблему. Затем лишили права голоса вновь избранного руководителя Свердловских Мари. Ну, а перед голосованием Оньыжа и его заместитель Иванова Е.А., под благовидным предлогом подготовки праздничной телепередачи, покинули пленум, предложив обсуждение Устава перенести на следующий год. Так не стало кворума.

Какого же было мое удивление, когда я получил проект апрельского пленума. Вопрос об Уставе в нем не ставился. Пришлось сделать ряд звонков, не помогло. 24 апреля 2013 года раздали новый проект повестки пленума, и в нем появился вопрос о Регламенте Съезда народа мари. Пленуму Всемарийского Совета предлагалось принять его. Большего правового нигилизма я не видел и не встречал. Понятно всем, что пленум не вправе принимать Регламента о съезде народа, однако надо отвлечь внимание. Проект представленного документа не имел исходных данных, руководитель исполкома Иванов В.И. и Оньыжа так и не назвали имя автора. Авторство этого труда, по мнению членов Всемарийского Совета, принадлежит все тому же Юзыкайн Э.А.. Этого не отрицал, но и не подтвердил и Иванов В.И. Участники пленума ожидаемо отклонили вопрос о Регламенте, вопрос об Уставе даже не обсуждался. Исполком, несмотря на решение декабрьского пленума по этому вопросу, не подготовил ни единой строчки.

Оньыжа бодро отчитался о своей работе, однако на вопросы, почему повестка пленума с неподготовленными вопросами вновь появилась только накануне пленума, когда, наконец, мы займемся перспективным планированием, а также, почему мы молчим о стратегии национального развития России, о новом законе об образовании, ответа не последовало. Не получили мы ответа и на вопрос, почему Оньыжа нарушает Устав, которым он руководствуется. Вместо одного заместителя он назначил троих, Мочаева В.А — в ранге первого заместителя, главным идеологом движения, в ранге заместителя, Оньыжа назначил Русанова Ю.П.. Появился не предусмотренный Уставом заместитель по работе с молодежью, это Иванова Е.А. На первый взгляд ничего особенного не случилось. Должности не оплачиваются, поднимается статус некоторых членов Президиума. Только так может рассуждать обыватель, Минюст бы вынес официальное предостережение за такое нарушение Устава. Устав есть Закон и его нарушать не позволено никому, даже Оньыже. Вот вероятно, поэтому Оньыже и не нужен зарегистрированный Устав. Нет зарегистрированного Устава, Оньыжа не подотчетен народу и перед государством. Нет общественного движения, не надо готовить должным образом и его пленумы, заниматься перспективным планированием, вообще ничего не надо делать. Поговорили и ладно.

Окончательной редакции решений девятого съезда, предусматривающий все поправки делегатов съезда, по настоящее время нет, а прошел уже год. Я задал этот вопрос Оньыже и предложил представить членам Всемарийского Совета протокол съезда, итоговые его решения. Последовал ответ, готовится отдельное издание материалов съезда, после чего Оньыжа поставил на голосование проект решения, предусматривающий призыв к исполнению решений съезда. Вот так вот, друзья! Материалы съезда все еще где-то в работе, до членов Всемарийского Совета, делегатов съезда, наблюдателей и всему марийскому народу они не доведены, однако Оньыжа призывает нас с Вами претворять их в жизнь. Какой же дорогой идем мы, товарищи!?

Надежды на то, что с принятием двух штатных работников в исполком нашего движения, появятся позитивные перемены в планировании работы, качестве подготовки материалов к пленуму и заседаниям Президиума, а также укрепятся связи с регионами, не оправдываются. Иванов В.И., принятый на штатную должность Общественно-политического цента Республики Марий Эл и утвержденный в качестве руководителя исполкома, не внес заметного качественного изменения работы.

Но не все так плохо в нашем Отечестве. Сегодня Всемарийское движение отчетливо разделилось на три центра притяжения. Всемарийский Совет, основу которого составляет Марийский национальный конгресс, продолжает терять свою привлекательность и сторонников. Упрямое, ничем не объяснимое желание отказаться от Устава Всемарийского движения со стороны Оньыжи, все более отторгает от него актив Движения. Все что позволяется сегодня делать Оньыже, это озвучивать приветственные речи, представлять республику Марий Эл в качестве гостя в регионах России. Нетрудно заметить, что чем более активно Оньыжа выступает против Устава вообще, тем более активно идет процесс развития Ассоциации марийских общественных объединений и рождения федеральной НКА марийцев России. Этого не могут не заметить и в Марий Эл, только вот как они отреагируют на это. Мне кажется, что руководители марийских общественных организаций республики Марий Эл считают себя больше марийцами, чем марийцы, проживающие в регионах, и это им мешает осознать свою настоящую роль и место во Всемарийском движении.

Вторым центром притяжения, несомненно, является Ассоциация марийских общественных объединений во главе с Московским землячеством. Публикации лидера Ассоциации привлекают внимание, но все более становится очевидным, что их читатели в регионах, за редким исключением, все более относятся к бездействующим читателям, читателям без какого-либо общественного потенциала на местах. Вероятно, открытая политическая направленность, призыв единения на антимаркеловской платформе, отпугивает от Долгова М. его потенциальных сторонников, а жаль. Имея такую колоритную фигуру как Ерофеев Ю.И. Ассоциация марийских общественных объединений вероятно способна на большее, однако сегодня она изрекает призывы к единству, практических шагов к такому единству, я, к сожалению, не вижу.

Наиболее потенциально сильным и все более организованным, как мне кажется, становятся общественные объединения регионов России с компактным проживанием марийцев. Активно идет этап создания и регистрации местных и региональных национально-культурных автономий. Очевиден прогресс в Свердловской области, где зарегистрировано первое общественное объединение марийцев. Нижегородцы на пленуме в апреле приняли решение о регистрации региональной НКА, напомню, здесь уже есть четыре местных НКА. В Башкирии восстанавливается вторая местная НКА, Бикмурзин П.И. продолжает оставаться руководителем региональной НКА. Наибольшее удовлетворение у меня вызвала встреча с марийцами Кильмезьского района Кировской области. Получив приглашение, 20 апреля т.г. я со своей супругой и внуком, приехал в Кильмезь на встречу с жителями марийской деревни. Все разговоры о пассивности марийцев, особенно в общественной жизни, здесь были рассеяны. Решение о создании местной НКА принято и уже опубликовано в печати. В конце мая 2013 года здесь состоится учредительное собрание. На очереди Уржум, Малмыж и еще ряд районов Кировской области.

Что касается работы Удмуртских марийцев, остановлюсь на одной, надеюсь интересной для всех, информации. На нашем республиканском празднике «Семык», что пройдет в марийской деревне Большая Ерыкса 23 июня 2013 года будет подписано соглашение о культурном сотрудничестве между Параньгинским районом Республики Марий ЭЛ, Кильмезьским районом Кировской Области и Граховским районом Удмуртской Республики, районами компактного проживания марийцев.

Надо признать что, второй и третий центр притяжения имеют много общего. У нас одни проблемы и стратегические пути их решения тоже лежат в одной плоскости. Наш результат во многом зависит от уровня поставленных перед собой задач и уважительного отношения друг другу и единения.

Надеюсь, придет время и Оньыжа изменит свое отношение к организационному строительству Всемарийского движения. Первым шагом для него должна стать рабочая встреча руководителей общественных объединений марийцев России под его руководством и не позже сентября-октября 2013 года. Для его подготовки необходим соответствующий оргкомитет. Я готов начать работу по подготовке этой встречи. Буду признателен исполкому Всемарийского Совета, если они окажут свою помощь.

Если же Йошкар-Ола в лице Всемарийского Совета не готова нас принять этой осенью или по какой-либо причине не сможет этого сделать, то встречу руководителей общественных организаций марийцев России можно провести в Казани или в Ижевске, где в 2012 году начался объединительный процесс марийских общественных объединений России в единую федеральную НКА. Не исключаю возможности провести такую встречу и в Москве. Это будет зависеть от активности и позитива наших коллег и нашего с Вами согласия.

Радыгин А.И.
17 мая 2013 года г. Ижевск

12 комментариев

Filed under Статьи

12 responses to “А.И. Радыгин: Нужен ли Оньыже устав всемарийского движения?

  1. Чолгаеҥ

    Ой чья бы корова мычала… А разве не Вы, г-н Радыгин, одним из первых выступили против относительно независимого Оньыжи (считай марийского национального движения) Владимира Козлова? Это же вы все положили марийское нац. движение под власти… Поставили марионетку Яковлеву, потом Иванова. Чего уж теперь из себя героя строите? А Ваше письмо Маркелову перед последним съездом как понимать? Вообщем темная вы лошадка, г-н Радыгин! Я лично Вас не уважаю и не доверяю Вам. Ведете какую-то двойную игру. Впрочем беда марийского национального движения в том, что у нас никогда не было МУДРОГО лидера. Вы все что Радыгин, Мочаеев, Иванов, что Козлов, Пектеев и Николаев и др. не смогли и не могут подняться выше своих амбиций и объединить всех мари ради народа мари. Вам г-н Радыгин очень хочется создать всероссийскую марийскую культурную автономию и возглавить его…

  2. !

    Сита, марий-влак, ваш-ваш пуредыл илаш! Ала-мом пайлен илаш! Кугезына-влак, калыкым арален кодашлан, вуйыштым кучедалмаште пыштеныт, а ме, тукым вожнам аклыде, икте-весынам титаклена. Вес калык гыч улшо-влакым колыштына. Сырыктат — сырена, изиш пуат — ужалена… «Кто кормит — того и слушаю» семынрак.
    Шке уш лийман, шке калык вий дене илыман!
    Кутырена еш нерген, йылме нерген, а лектеш чыла мӧҥгешла. Оньыжам ужам да шонем: вуйлатышын княжествыж гыч торлен огыл манын. Кажнын шке модыш огыл, а калыкнам арален кодымо шонымаш лийман!
    Келшымашке чылалан шуман, марий-влак! Ме эше пеҥгыде улына! Санденак мемна деч шекланат да шымлат!
    Пагалыза, жаплыза, аралыза!

  3. керте

    У Радыгина есть желание по-настоящему заниматься вопросами развития общественого марийского движения, т.е покончить с показушными формами деятельности для галочки и отчета перед чинушами. Мне кажется, для начала он хочет открыть просторы доступного пути развития для марийцев как полноправных граждан на российской земле наравне со другими народами.От этого выиграет марийское общественное движение и особенно диаспора за пределами РМЭ, на которую наплевать Мер Канашцам и Всемарийскому Совету,тормозящим умышленно все и вся.Если Радыгин сумеет это сделать и открыть перспективу для развития, ему зачтется все и впервую очередь будет благодарен народ, уставший от аппаратных игр чиновников в одни ворота в свою пользу.

  4. sarze

    А.И. Радыгин эреат ушан лийын. Санднене, кузе кызыт мер пашан каймыжым ужын шке йолташ-влак дечын вожылеш. Чолгаеҥ чыным ойла. Вес шотын вожылаш кулеш ыле, кунам Козловым Оньыжа гыч кораҥдаш полшыш. Садакат ушанаш кодеш, иктаж гунам Радыгин А.И. чын полковник улмыжым ончыктышаш. Эре Виктерын пелештыме мутым гына огыл илышыш пурташ.

  5. Лайд

    Поро!
    Он:ай чылажат. Но комментарийым пуаш огына вашке.
    Шонымаш укелан ко:ра огыл, чынже денак иктешлен лекташ жап ку:лешлан.
    Анатолий Ильичын шонымаш-темлымашыжым пагалаш ку:леш, шуко чыным почын ончыкта, но ик йодыш шога: у:шанаш лиеш мо чыла шотыштат тудын мутшылан?
    Вет ме шарнена тудын «рольжым» на определенных этапах общественной жизни.
    Тугеже, переговор ку:леш.
    Икымше комментаторын акшылан вашмут: ту:н:алтыш кум Оньыжам моло фамилий пелен ида амыртыл. Мемнан шкенан корнына да эрыкна лийын. «Объединить всех мари» — благая цель, но эше иктат тидым ыштен кертын огыл. Мо да ко: мешаен — шкат паледа.
    Сандене ме эн:ертенна нунылан, ко: тунам эрык верч шоген! Ончалза савырнен — тиде кредалмаш арам эртен огыл.
    Ала таче темлынеда: тунам кредалаш, ваштареш шогалаш огыл, а шарлен возаш ку:леш ыле манын… Ну-ну…
    Но мемнан кумыньнанат (мемнан пеленсе йолташна-влакынат) койыш шоктышна весе лийын — черемис койыш.

  6. Какшан марий

    А тиде В.Ивановшо мом йолашым йыген шинча Мер Канашыште. Морко гыч поктен колтенытат, Йошкар Олашке толын пернен витне. Ну кунам тудо марий калык верч тыршыше лийын, палаш ыле а?! Тыгай влаклан паша верымат вигак муын пуат вет

  7. Аркадич

    Радыгин марий — влакым ушымо ик корным ончыктен возен. Вот тидым кызыт лончылыман. Мом гынат вет ыштыман. Садлан тудын мом возымыжым лончылаш ку:леш, а тудым шкенжым огыл лончылаш: могай тудо ыле алагунам, могай кызыт, умшаже важык але тореш да тулеч молат. Тудым вет ала — могай то:ралан шогалтыме нерген огыл кызыт кутырена.

  8. Аноним

    Оньыжа есть Оньыжа — царь марийский. Только его левая рука не знает, что делает правая.

  9. образ

    Пагалыме лудшо-возышо-влак!
    А.И.Родыгин шке эртыше илышыжым терген налын, ужеш- у:шан уке кызытсе МУ вуйлатыше-влаклан. Мокташ лиеш, шылталаш , а такшым шонен шуын, что тыге умбакыже илаш ок лий!
    Тиде марий толкынышто кечмом гынат ыштен шогышо ЕН. Тудын уло шке ЛУ:МЖЕ, Тудым ПАЛАТ ФУ ту:нямбалне…. ЙоНлыш паша ыштышын эре лиеда…
    Ида вашке вурсаш, игылт мыскылаш… Калыкнан ик ЭН ОСАЛ койыш- капка йымал пынеге гай эртен кайше еН у:мбак опташ куштылгырак.
    Шукыштын комментарий НИМОЛАН ОК ПОЛШО.
    Конструктивно мом темледа шкаланет да Родыгин, Долгов, Ерофеев, Козлов манме гыч илышыш пурташ?
    Мый 9-ше марй калык погынышто делегат семын лийынам, ужынам, колынам, палем кузе тушто ЛУ:ШКЫШТ-толашышт юзокайк-шамыч тушко толшо еН -влакым икте-весе деч торлаш, сырыкташ, ваш-ваш ышташ. Садак нине тыгыде -магыде то:ра воктен коштшо айдеме су:рет-влак шонымыштым шуктышт- МАРИЙ КАЛЫК ШОТ ДЕНЕ КЫЗЫТАТ ОК ПАЛЕ КУШКО КАЯ МЕР КАНАШ. КУШКО У:ЖЕШ?
    Да, Родыгин ошибался, сомневается… Его нынешнее высказывание в части объединения разнонаправленных НКА, марийских движений , сбора встреч руководителей и актива в отдельно взятой точке России считаю правильным, необходимым, если оно искреннее, правдивое, не очередное заигрывание…
    Без утвержденного Устава в установленном Законом порядке — главного документа регламентирующего действия любого общественного формирования , решения не легитимны…
    Были проекты рекомендаций съезда. Они без мероприятийной части. Общие слова. Учета предложений, высказанных на секциях и с трибуны нет…Хотя их было множество… Возможно они лежат в столах Мочаева или Русанова? Без движения.. Или штатный сотрудник госооргана управления , курирующий в Минкульте национально-культурные общественные организации и движения «стрижет купоны» для своих последующих воспоминаний о себе ЛЮБИМОМ в истории марийского нацонального движения.
    Может поэтому нет материалов съезда народов мари? Нет документов, нет спроса.

  10. Чолгаеҥ

    Ой как у вас все просто вы предлагаете мне идти в бой с Радыгиным, который один раз уже предал своих товарищей в бою. И не только предал, но и стрелял им в спину. Фсбшного стукачка Радыгина оживили по приказу федеральных фсбшников. Я так предпологаю там испугались независимой ассоциации марийских организаций. Понятно, что идеологи администрации Маркелова и их приспешники из минкульта РМЭ перестарались… У Всемарийского совета сейчас никакого авторитета и слишком много людей недовольных современным марийским национальным движением. И есть угроза возникновения независимого, неподконтрольного федеральным властям движения. Вот и сделали Радыгина героем и «оппозиционером»…

  11. Аркадич

    Ну, марий — влак, тунемза ойым пуэн критиковаяш. Ида мод «на игрока». Чолгаен:, возо, можо ок йо:ро: Радыгинын «предложенийыштыже». Пусть Радыгин осал ен:, но можым удан возен статьяштыже, мо ок йо:ро: марий движенийлан, мом тый шкеже тыланен кертат?

  12. Делегат

    Кто работает, а кто рассуждает.
    Посмотрела архив Мариувер, Финугор. и что там нашла!
    1. Организовал изучение священных рощ мари в Удмуртии.
    2.Подарил детям Удмуртии марийской литературы на более чем 300 тысяч рублей.
    3. Организовал и защитил изучение марийского языка в Каракулинском, Граховском районах Удмуртии.
    4.Организовал подписание трехстороннего соглашения Кильмезский район Кировская область, Параньгинский район Марий Эл и Граховский район Удмуртии. Соглашение работает.
    5. Взял на себя обязательство и выполнил решение 9-го съезда о создании Федеральной национально-культурной автономии марийцев России.
    6. Организовал проведение совещания марийских руководителей общественных организаций России в Ижевске, где подготовил Устав.
    7. Продавил на пленуме Всемарийского Совета принятие решения о необходимости подписания Соглашения о взаимодействии с правительством, создание экспертного совета при Оньыже, и не его вина что Иванов этого не выполнил.
    8. Помогает марийцам Кировской области, Татарстана, Башкортостана, Пермского края и др. ездит в эти регионы за свой счет.
    9. Не побоялся, организовав и опубликовав обращение к марийцам России.
    10. Организовал и провел впервые в Удмуртии научно-практическую конференцию с международным участием и смог выпустить сборник, в котором можно найти почти все о марийцах Удмуртии.
    И еще много много чего другого хорошего и реального.

    И это все Радыгин А.И.
    Все это можно сделать если с тобой есть хорошая команда единомышленников.
    Готовый Оньыжа не правда ли?

Добавить комментарий