Московские мари почтили память первого марийского Героя

Московские мари у памятника Сергею СуворовуПраздник Великой победы – 9 мая – один из главных праздников нашей страны, самый трагичный, самый прекрасный и трогательный. Наверное, в каждом городе около Вечного огня в этот день собираются те, кто пришел возложить цветы, вспомнить наших защитников и героев, минутку помолчать и в который раз сказать им СПАСИБО… Спасибо за нашу мирную жизнь, за наших детей и внуков, за их счастье! Спасибо Вам, низкий поклон и вечная память…

9 мая 2013 года группа членов московского марийского землячества совершила поездку на место захоронения первого Героя Советского Союза из мари Сергея Романовича Суворова в село Износки Калужской области.

Возглавил группу заместитель председателя Совета землячества доктор военных наук, профессор Рудольф Малинин. Почтить память земляка поехала группа молодых офицеров Академии государственной противопожарной службы ГПС МЧС России: Александр Тетерин, Роман Тихонов, Аксар и Ольга Эльтемеровы. Делегация землячества приняла участие в торжественном шествии и получила возможность выступить с приветственной речью в торжественной церемонии при возложении цветов.

За свободу и независимость нашей Родины веками боролись наши предки, наши деды и отцы. Многие из земляков защищали её на полях сражений Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., восстанавливали после войны, создавали надёжный щит для охраны её рубежей. Марийская молодежь и «Землячество Марий Эл» в Москве большое внимание уделяют местам захоронений героев войны – уроженцев Марий Эл и известных в республике людей.

Администрация Калужской области выразила огромную благодарность землячеству за то, что члены землячества приезжают к местам захоронения павших воинов, уроженцев Марийской республики.

После торжественной части учащиеся Износковской школы пригласили гостей в историко-краеведческий музей. В отделе много альбомов по истории Великой Отечественной войны; списки погибших, а также материалы переписки с родственниками погибших и захороненных на территории района. Ребята из поискового отряда «Воря» рассказали о поисковых работах на полях сражений. Подвиг нашего славного земляка Сергея Суворова нашел достойное отражение в экспозиции музея.

«Командир 774 стрелкового полка 222 стрелковой дивизии приказал провести разведку боем переднего края обороны противника около села Агафьино Калужской области. 13 июля 1942 года группа автоматчиков, преодолев два пояса проволочных заграждений, вступила в бой. Бойцы вместе с комсоргом Суворовым, преследуя отходящего противника, вырвались вперед. Они оказались отрезанными от своего подразделения заградительным минометным огнем. Появились убитые. Погиб командир группы. Оставшись один, Сергей Суворов, несколько раз раненный, в течение двух часов отражал натиск врага. Рассвирепевшие фашисты открыли по Суворову минометный и пулеметный огонь. Считая его убитым, они пошли вперед, но снова были встречены огнем. Целый день шел неравный бой. Истекая кровью, Суворов продолжал истреблять гитлеровцев. Ночью санитары вытащили его из-под фашистского огня. На четвертые сутки он умер в госпитале. На его теле насчитали семь ранений, три из которых считаются смертельными. Около его окопа лежало 22 трупа немецких солдат.

Звание Героя Советского Союза присвоено ему посмертно 31 марта 1943 года».

Сергей Романович – самый молодой уроженец Марийского края, награжденный звездой Героя. Ему не было и 20 лет. Героический подвиг Сергея Суворова – большой пример для нас, поколения 21 века…

Мы не должны забывать о подвиге нашего земляка!

Это была не первая поездка на места боевой славы наших доблестных земляков. В 2011 году две группы членов землячества и молодёжных активистов на автобусах совершили поездку на могилы первого Героя Советского Союза из Марийской республики Василия Степановича Архипова и первого Героя Советского Союза из мари Сергея Романовича Суворова, захороненных соответственно в г. Сычёвке Смоленской области и с. Износки Калужской области. В составе делегации были ветераны Вооружённых сил полковники запаса Леонид Бабин, Аркадий Лебедев, художник Иван Ямбердов и курсанты Академии противопожарной службы МЧС – уроженцы РМЭ. В их числе находился племянник С.Р. Суворова йошкар-олинец Сергей Суворов.

Такие мероприятия вошли в добрую традицию землячества.

Ольга Эльтемерова

56 комментариев

Filed under Статьи, Фотоальбом

56 responses to “Московские мари почтили память первого марийского Героя

  1. кайык

    Пеш сай статья. тау возымыланда! тыгай мероприятий эреак ку:лешан паша. патырна-влакым шарнымаш, нунын нерген шинчымашым шарымаш, кугешнымаш калыклан вийым ешара.

  2. КЕРДЕ

    КУГЕШНЕНА ШКЕНАН КАЛЫК ДЕНЕ И ТЕНДАН ДЕНЕ-ВИЯН ИАРИЙ ШАМЫЧ ДЕНЕ!

  3. Аноним

    Молодцы Патриоты ! Хорошая, правильная и полезная статья будущим патриотам своей Родины !

  4. Alexandr

    Спасибо. Патриоты марийцы ! Уважают и почитают своих героев, таза и пенгыде лийза мари-влак !

  5. Аноним

    Группа зелёных активистов в день Пасхи создала в сосновой роще свою «священную рощу», посадила саженцы деревьев в виде солярного марийского орнамента. Отлично!
    http://vk.com/tianata82?w=wall4475601_11473%2Fall

  6. чулым

    Марий улыт мо? Шым умыло, кушто шынденыт. Кушто гынат, садак пеш сай паша…)

  7. образ

    Моткоч ку:лешан сомыл ышталтын. Умбакыжат пашада ушныжо. Марий кундемыште верланыше обелиск дене памятник воктеке 9 май кечын лектеш-погына калык. Моско марий семын о:рдыж верлашке миен коштшо уке гаяк. Самырык да илалше тукым калыклан уло амал лектын кошташ войнаште мемнан марий салтакын кийме верлашке…Таклан огыл ойлат:»Ниге ок мондалт, нимо ок мондалт»

  8. Tsikma

    Пуры вады!

    У меня лично к подобным мероприятиям иное отношение и восприятие. Согласен со многими — героев нужно чтить! Но в каком формате и масштабе это нужно делать — другой вопрос.
    Видя молодых россиян, еще тейнеджеров в армейской форме 1940- х годов появляется вопрос: а все ли в порядке с иделогией в государстве? Чувству патриотизма нужно учить, но видя детей в военной форме, невольно вспоминаются 1970-е годы, когда нас, учеников разных школ Горномарийского района в обязательном порядке сгоняли в Цикма на Праздничный парад Победы перед памятником Ленина. В руках — деревянные автоматы, и псевдовоенная униформа. И тогда нас призывали любить Родину и мы любили ее по-юношески, потому что эти слова произносили взрослые, в большинстве еще участники сражений ВОВ. Мы должны были любить ту Родину, дороги которых были без асфальта, телефон был на всю деревню один, на тот же Парад Победы, родители должны были оплатить проезд и за питание. В наших глазах блестела надежда за будущее, в том числе будущее нашего народа, нашего языка и культуры. И тогда говорили высокие слова о героях.

    Спустя 40 лет в той же стране, судя по тексту и фотосюжету звучат слова тех далеких дней. И что же произошло за эти 40 лет в жизни, скажем, моей родной Сурской стороны Марий Эл? Дороги как были так и остались разбитыми- не проложено ни одного метра асфальта (а по бумагам и рапортам, здесь лежит и эксплуатирется асфальтовая дорога, т.к. на территории, из-за строительства Чеб ГЭС, должна была быть построена инфраструктура). Люди в больницы ходят со своими лекарствами и продуктами, школьное образование превращается в платное, марийский язык почти выдворен из школьной программы, книги на марийском почти не выпускаются и много других негативных моментов можно было бы перечислить.

    Что сказали бы наши герои, увидившее состояние марийкого народа и языка в нынешней Марий Эл, сложившие свои головы за будущее Отчизны? А Отчизна для большинства марийцев — это Марий Эл.

    • L.

      Супер. Спасибо, все правильно. Вам стоит написать на эту тему отдельную страницу на этом или другом сайте.

    • Евгений

      Герои, сложившие свои головы за будущее Отчизны, однозначно сказали бы : «Ну и паскуда же ты, Валера». А так тебя на день десатника надо пригласить с этим твоим выступлением. Быстро узнаешь мнение про себя и единномышленников. Правда лечиться долго придется, но надеюсь, что западная медицина быстро поставит тебя на ноги до следующего раза.

  9. Лайд

    Поро!
    Извините, Цикма, не хотел вступать в спор. Но не удержался — вы точно потеряли ориентиры как географические, так и временные.
    Где угодно, но не здесь место развернутого комментарий.
    «Не вспоминай имя Бога всуе», — говорят православные верующие. (Знаете. я сам не православный, но это выражение здесь подходит больше всего).
    Да вообще марийцы могли поехать в Калужскую область в лаптях и заявить, что они представляют детей лихих военных лет… Могли заявиться в скафандрах и тоже заявить: «Извините, это мы прилетели, т.е. марийцы-марсиане». Все возможно, было бы желание.
    Но информация соответствующая реальности: приехали в Калужскую область марийцы-военные. Малинин в настоящей военной форме. Остальные — в гражданке приехали почтить память Героя Советского Союза Сергея Суворова.
    Да. местные ученики в униформе. Да. это выглядит немного вычурно. Дело в том, что они могли надеть на ноги не сандалики и белые носочки, а что-нибудь посерьезнее…
    Только я не поднял одно: причем тут место погребения, день почтения памяти Сергея Суворова и ваши комментарии о том, что за 40 лет на Сурской стороне Горномарии не проложено ни одного километра асфальта… И чем же виновен в этом Герой Советского Союза?
    А за 40 лет на нашей стороне проложено километров 30-35 км. асфальта. Это в конце 70-х и в начале 80-х годов. Но не проложен ни 1 км. асфальта за последние 30 лет. Не говоря уже о 21 веке.
    Но тема статьи не в наших проблемах — а как мы почтим память Героев-земляков. Молодцы «»Землячество Марий Эл». И с сожалением отмечаем, что даже мы по-должному не отметили День Победы. Имею в виду общественников.
    То, чего у нас нет — это тема другой статьи.

  10. Tsikma

    Владимир, Вы, вероятно, бегло пробежали мой комментарий. У меня как к Герою Суворову, так и другим героям никаких претензий. Суть моего коммента не в этом…

  11. Тыге шонем

    Согласен с Tsikma. Слишком много в России в День Победы этой наностной патетики, высокопарных слов, эти униформы на школьниках… Хорошо, что марийцы почтили память своего земляка. Наварное, и его землякам из Марий Эл надо иногда посещать могилу Суворова. Но, если честно, то Сергей Суворов вниманием не обделен и похоронен по-человечески и памятник и в музеях он есть. Но таких героев среди мари было не так уж и мало, но не все стали Героями СССР. Многие пропали безвести, где-то в безымянных могилах их останки. Да и могилы наших ветеранов в марийских деревнях не так уж и ухожены. ВКонтакте 9 мая один человек выложил фотографии с Дома престарелых, где одинокие жалкие, никому ненужные старики-ветераны… А чем они хуже Суворова? Может вместо того, чтобы в праздники красоваться у памятника героя (пусть и заслуженного) лучше заняться поиском безвести пропавших, их перезахоронением по человечески, наведением порядка могил ветеранов и памятников участникам ВОВ? Или просто навестить одиноких, брошенных никому не нужных ветеранов в их квартирах, домах и в Домах престарелых и не только в День Победы…
    Лайд, ты действительно не понял о чем писал Tsikma… Я согласен с ним: патриотизм (настоящий) не воспитать этой наносной, показной «патриотической» парадной акцией раз в год. Ну и что на школьников напялили эти униформы и с красным галстуком у памятников поставили салютовать?.. Многие так в советское время стояли и после перестройки предали свою Родину и предают (грабят) Россию… Да и Родина как-то не очень любит нас простых граждан…

    • шӱвырзын уныкаже

      Родина и чванливые чиновники — это не одно и тоже. Важно как мы сами любим свою Родину, скорее своих сограждан.
      Цикма, мы тоже быстрее поймём, если Вы приедете к себе в родной Сурский район и добьётесь в решении перечисленных проблем и поменяете жизнь к лучшему, к примеру, как Ваши энергичные земляки из Латан-Сола.
      А Москосо рвешамычлан тауштем, шарнымаш кечын вуйым савымыштлан, тиде суапле паша. Эре тыгеак чумырген, виян шогылтса!

  12. Аркадич

    Кажныже, мом кертеш, ыштышаш. Критиковаяш куштылго, а вот шке налын ышташ…

  13. Лайд

    Поро!
    Да, тема обширнейшая.
    Но не тянет далее вести дискуссию под этим материалом.
    Обелиски, памятники, музеи, внуки, потомки…
    Память, слава, предательство… и т.д.

  14. Тыге шонем

    Так все же, наши ура-патриоты, бьющие себя в грудь в день победы, пишущие высокопарные слова, красующиеся у памятников официально признанных героев, как быть с брошенными никому ненужными ветеранами в домах престарелых, с десятками тысячами безвести пропавших и непонятно как закопанных? Как же быть с Родиной, за что боролись наши деды и отцы, что творится в стране которую они защищали? Вам всем наплевать? Конечно очень просто кинуть красивые лозунги и открытки «Мый шарнем, мый пагалем!» и съездить на могилу героя перед фотокамерой покрасоваться, чем реально что-то сделать для своей Родины и ветеранов. По большому счету вам никому ничего не надо, вы не замечали эти фотки ВКонтакте про брошенных ветеранов… Вам не нравится что Tsikma и я поднимаем эти неприятные всем вам вопросы. Вы же все такие хорошие и «патриоты», любите свою Родину…

  15. Лайд

    Поро!
    Тыге шонет гын, шоно! Иктат ок чаре!
    Но тиде серышетым тый район вуйлтышылан, глава Маркеловлан, мэр Войновлан, район да поселений-влак вуйлатыше-влаклан, культур вуйлатыше Васютинлан (молан тыгай бескультурье творится тынар жап!), министр Егошинлан (молан Йошкар-Олам христианизироватлаш тынар окса кая, а Маркелов Марий ял ту:заташ нимом ок пу, школ-влакым пытарат, а уым яллаште огыт чон:о, корно 20 ий ок ышталт, тышеч 13 ийжым Маркелов вуйлата!), ветеран ушем вуйлатышылан (нунылан оксам йодмышт почеш эн первыяк ойырат да мынярын нуно район мучко улыт!) да эше ту:рло: чинуш-минуш-влаклан возо! Возыза ту:шкан погынен. Тарвате калыкым! Ко: тыйым куча?! Ала эре «Марий ушемын» але вес оганизацийын ыштымыжым вучен киеда?
    Да, я не мог и не могу воспринять комментарий Цикма по одной простой причине — когда речь касается инициативы общественной организации («Землячества Марий Эл») и московских марийцев почтить память первого марийского Героя в Калужской области, он начинает писать о своем заброшенном Сурске. Да приезжай и благоустраивай (если подражать «Тыге шонем»-у). Кто тебе (вам) мешает? Мы же ставим памятники за свой счет — за счет общественности. К примеру — моркинский мари Вячеслав Александров (из рода В.Колумба) уже целый год упорно собирает пожертвование на установку бюста Поэту в д. Пумыр. Ему нужно собрать более 300 000 (Триста тысяч!) рублей. Не хнычет человек, не жалуется особо, что Маркелов тратит миллионы и миллионы на всяких Медичи и Брюгге да чужаков-цариц-попов-воевод-невидимок… За 13 лет наряду с чужаками-памятниками марийскости посвящены только памятник Йывану Кырла и марийским музыкантам, выдающегося композитора Эрика Сапаева УПРЯТАЛИ в ТОРАЯЛЕ… А мы говорим — марийская столица!
    Я также как и ваши сторонники могу пред вами поставить тысячи вопросов и задач. Что, от этого лучше? Вот, например, на развилке дорог стоит Акпарс. Захотели, выгодно было — поставили. А где памятник летчику-горномарийцу, Герою СССР Феофану Радугину или другим в горномарийских селениях?
    Почему их нету? Хотя бы бюст поставили как Зинону Прохорову и нескольким дугим…
    Понять Цикму можно было в том случае, если он написал бы развернутую проблемную статью отдельную на эту тему и с этими вопиющими проблемами. А под материалом памяти Героя (пусть обхоженного и ухоженного калужанами) его комментарий, с моей точки зрения, выглядел убого.
    В конце-концов, если подобный материал был бы о поездке Кузнецовских школьников к Акпарсу, кого кыркмарын Валери Аликов от комментариев воздержался бы.
    «Тыге шонем», ну что ты пустой демагогией занимаешься? Из тебя. как показывает время даже ура-патриота не получается, ты даже не только выезжать в Калужскую область, у себя ничего не сделал по отношению к ветеранам, памяти предков. (Если ошибусь — обязательно извинюсь пред тобой). Ты что, предлагаешь, например, членам «Марий ушем» записаться санитарками и ухаживающими в домах престарелых? Изволь, господин! Для этого есть персонал, получающий зарплату. Почему ты еще общественников хочешь припрячь? Если бы ты предложил идею о сохранении воспоминаний последних (пока здравствующих) ветеранов с их богатыми материалами (пока еще можно что-то сохранить) и добился бы на это денег у Васютина (припоминаем — он нам уже давно запретил выделять деньги и на книгоиздание и на проведение мероприятий. видишь ли, его «задели»).
    Поднимайте, Тыге шонем, поднимайте проблемы!
    Но не забывайте постараться некоторые из них решать.
    И прежде всего — стать патриотом.

  16. Tsikma

    С чего начинается любовь к Родине? От лозунгов или ….

  17. Аркадич

    Господа патриоты «Тыге шонем» и Тсикма, Вы не в той теме критиканством занимаетесь. Откройте свою тему со своими конкретными предложениями, если вы так болеете душой за вашу тему, обсудим по человечески, что сможем сделать. Дайте импульс для практических шагов. Я вот в этом деле не специалист, вот и не «кричу», могу только помочь, чет могу. И так каждый…

  18. Тыге шонем

    Евгений, а у Вас другие аргументы кроме как «по морде дам» есть? Вы, вроде, госслужащий, который некогда называл свое имя. И Ваше поведение здесь явно не украшает г-во, на службе которого Вы… В чем же «сволочность» Tsikma? Я его лично знаю и большего Патриота (именно с большой буквы) Горномарийского края, чем он не встречал.
    Посмотрел на людей, новости по ТВ в День победы и мне все это напомнило массовый психоз. Люди как зомбированные. Тема войны бесщадно эксплуатируется официальной пропагандой. Патриотизм людям внушается, а не воспитывается в людях. В советское время тоже всем нам внушали много чего, но дали людям немного свободы и все развалилось… Почему же опять Россия наступает на те же грабли 2 раз? Вы же строите карточный домик, а не крепкую Россию с истинными патриотами-гражданами… Я пытался выяснить, а что за этой показным патриотизмом, какое его содержание? Нет ничего, одни лозунги, люди не думают, не мыслят…
    Лайд, я не жалуюсь, я делаю в меру свои сил. Мне кажется, вы всем слишком зациклились на внешних, показных атрибутах патриотизма и забыли о содержании…

  19. Лайд

    Поро!
    Долго можно философствовать. Айда пашам ыштена, тыге сайрак лиеш.

  20. Лайд

    Поро!
    Да. Цикма — Юлсирын сек кого патриотшы! Это вполне серьезно.
    И вам, Тыге шонем, верю. что делаете немало.
    Судьба распорядилась так. что каждому мари Айдеме приходится трудиться за десятерых (т.е. один как десять человек).

  21. Тыге шонем

    Да мои слова не относятся к тебе Лайд, тебя я тоже знаю и в твоей патриотичности не сомневаюсь. И не о тех, кто ездил к памятнику. Речь вообщем о шумихе вокруг этого дня и формах празднования, которые к сожалению с годами не меняются…

    • Евгений

      А какие формы празднования Вы предлагаете ? И как эти формы поменять, если сами участники Великой Отечественной войны с болью воспринимают даже малейшие изменения в формате праздника. Их мнение однозначно : «После нашей смерти делайте что хотите, но сейчас дайте нам вспомнить нашу трудную молодость, за которую нам не стыдно,как мы помним ее». И кто пойдет против их воли ?

      • Вачис

        участники уже давно померли. остались одни «ветераны» и их «запятнанные» фаги.

        • Евгений

          Как только мне это сказать своему соседу-участнику Сталинградской битвы, недавно отметившему 90 лет. Посоветуйте, если такие усмные.

          • Вачис

            скажи, что он является ветераном.

            • Евгений

              Но ты же говоришь, что их уже нет. Определись.

              • Gennady Smirnov

                Евгений! Кавычек не видели? Это фальшак так обозначают, когда лагерные вертухаи НКВД, стреляющие в годы войны только в собственный народ, теперь рядятся в мундиры ветеранов Великой Отечественной…

                • Евгений

                  Я совсем запутался. Вы хотите сказать, что только такие «ветераны» и остались у нас. Не согласен. Внимательно изучив федеральный закон «О ветеранах» можно понять, кто есть кто. Потому что участникам боев отведена отдельная статья, инвалидам другая, не участвовавшим в боях, но служившим в годы войны в армии- другая и т. д. Поэтому когда рассматриваются дела ветеранов, сразу можно определить степень его участия в этой страшной войне.
                  И вообще мы интересные люди. Можем много говорить про нашу историю 400-500 летней давности, но в то же время не хотим признавать героизма наших дедов, совершивших 70 лет назад .И самое страшное, делаем это при живых участниках той войны.

  22. Tsikma

    Пуры вады.
    Для разьяснения картины небольшое пояснение относительно моего комментария.

    Мой комментарий имеет очень далекое отношение к конкретному событию (посещение могилы Героя Суворова) из жизни Московских мари. Я приветсвую их активность, они делают много доброго во благо создания положительного имиджа марийского народа.

    Я высказал свое мнение по отношению к содержанию и фрме проведения Праздника Победы. Об этом, о форме и содержании праздника хорошо написал Тыге шонем. Тау, он понял что я имею в виду в своем комменте. Хочу отметить небольшую деталь: вопрос об использовании детей как инструмент пропаганды великих идей в горномарийской электронной масс-медии в свох комментариях я уже затрагивал. Наверно и сейчас в «Йӓмдӹ ли!» дети пишут рассказы об ужасах войны, которой в жизни не испытали. Почему это так? Почему если ребенок думает о сущном, близком и родном к нему материнском языке, то это не приветсвуется, а если он пишет и говорит лозунгами, значение которых вряд ли этот ребенок понимает, преподносится как возвышенное, патетическое и героическое. Помню одну фотку в газете, кажется это было пару лет назад, где горномарийские дети младших классов в полувоенной-в полудетской одежде празднуют какой-то военный праздник. К чему идет российское общество? К чему готовится? Я уважаю героев.

    • Георгий

      Никто не знает, куда катимся. Одна показуха везде, да ещё День Победы новоявленные власовцы — чиновники присвоили.
      Тыге шонем, насчёт патриотичности лайда я могу поспорить.Какой из него патриот? Одна болтовня пустая для наивных чудаков.

  23. Тыге шонем

    Георгий, пытаясь унизить Лайда, Вы унижаете себя. Все ваши нападки на Лайда просто вызывают отвращение к Вам и настраивают людей против Вас…

  24. Лайд

    Поро!
    Ёрги, тынь тол мынь докем, хытыралына.

    • Георгий

      Тыге шонем,а мы в ваших симпатиях не нуждаемся. А лайд ваш вместе с чашкиным, стали неуважаемыми для нас.

  25. Tsikma

    http://hillmarygames.blogspot.fi/p/blog-page_16.html

    Ти сайтышты техень текстӹм мом. Ядмашем: Малын Кого вырсы гӹц толшы офицерлӓн солашты ыргызы пӓшӓм ӹштӹмӹлӓ ылын?

    Мӹньлӓнем пиш яжо фотоснимокла чучеш. Шошмар монгырыштыш эдемвлӓлӓ чучыт. Ик эдемӹм пӓлем — Николай Григорьевым (ыргызы Коля), Пӹнгел мычаш сола лӹмлӹ А.В. Григорьев (художник) роды гӹц. Эртӹш Кого вырсышты (Отеч. войнашты) капитан званиӓн артилери офицер ылын. Контужалтын толынат солашты пӓшӓ доно со тӹдӹлӓн проблемы ылын, вӓтӹжӹ доны коктын ырген каштыныт. Пиш пуры, ышан эдем ыльы. Со мӹньӹм А.В.Григорьев художник доно вӓшлиӓш палшаш цацыш, но тӹдӹжӹ Москвашты тӹ жепӹштӹ ӹлен.
    Шайыл рӓдӹштӹ шалахай гӹц нӹлӹмшӹ шалга. Иктӓ 1950 ивлӓ лоштыш фото.

  26. Tsikma

    Пуры кечӹ Евгений.
    Ылӹмӓшӹш со тама ум пыртен шалгыман. Сӹнгӹмӓш Айоштат у элементвлӓ лишӓшлык ылыт, а кӹзӹтшӹ гӹнь, СССР жепӓшӹм веле цилӓ копируен, аят, нимат у уке. У уке гӹнь, ик вӓрӹштӹ шалгымаш, стагнаци тӹнгӓлӓлтеш. Махань формат доно Кырык сирӹштӹ да Марий Элышты Сӹнгӹмӓш айом пӓлдӹртӓш лиэш, ядыцат, тидӹ гишӓн сирӓлтем.

    Сӹнгӹмаш Кечӹм айымашын лин кердмӹ у форматшы:

    Ти кого Айом халык айышашлык, чиновниквлӓн охырын шактышы патетикаӓн шаявлӓштӹм колышташ манын агыл, ти Айо.

    1. Цилӓ ӹлӹшӹ ветеранлан пеледӹш ӓршӓшӹм пумаш. Айо качкыш доно пукшымаш.
    2. Шонгывлӓн пӧртвлӓштӹ (богодельнывлӓштӹ) ӹлӹшӹвлӓлӓн, тидӹ гӹц пасна концерт ӓль поэзи вадым эртӓрӓлӓш лиэш.
    3. Ветеранвлӓн шыгервлӓштӹм тӹвӹлайӹмӓш. Уке гӹнь, нӹнӹ нуж дон лавштан лоэш ямыт.
    4. Обелисквлӓм тӹвӹлӓйӹмӓш. Ӓршӓшвлӓм пиштӹмӓш. Ти айо, шанымем доно утла рӱжгыдеок, фанфарвлӓдеок, но шот доно эртӹшӓшлык.
    5. Школышты геройвлӓ гишӓн шайыштмашвлӓ. То тенге агыл «вот вет ти келтӹмӓш фашиствлӓ СССР вӹкӹ шыралтыныт». Ти ядмашым шукы монгӹр гӹц анжыман, малын вырсывлӓ (войнавлӓ) тӹнгӓлӓлтӹт, ти ядмаш анызыкы лӓкшӓшлык. Вырысшты сӹнгӹшеш лӓкшӹвлӓ ылыт гӹнят, вырсышты сойток иктӓт ак сӹнгӹ. СССР халыквла маняр ойхым дӓ трагедим ужыныт? Германи халык маняр ясым да ойхым ужын? Тидӹм ма доно висет? Тӹвеш, Германим сӹнгӹмӹ гӹнят, малын немӹцвлӓ сӹнгӹшӹ сандалӹкӹн халыквлӓ гыц таманяр пачаш яжоракын ӹлӓт? Седӹндоно, патриотизм гишӓн моло шайышташ гӹнь, школвлашты охырын тьонгышы шамаквлӓм дӓ лозунгвлам саслен, пеле военный формым тетявлӓлӓн чиктен, тидӹм ӹштӹмӓн агыл.

    • Евгений

      Но тидыжы цила ышталтеш. Мам ыштымым попымык, ружгаш ак кел манат. А тенгежы даже тынят теве ат палы. Ам ынгылы.

  27. Тыге шонем

    Евгений, я что-то не помню, чтобы в наших марийских поселениях 9 мая ходили с суботником на кладбище, чистили бы его, начиная с могил ветеранов, можно к памятникам привязать георгиевские ленточки или просто белую (марийский цвет, верность, память) ленточку. Можно зажечь свечи памяти на могилах. Обычно везде одни парадные мероприятия у памятников не вернувших с войны в самих поселениях. У нас тоже в деревне во время новой России у ДК поставили такой. К нему никаких сакральных чувств у меня нет, поскольку он стоит на месте массовых гулянок и разврата. Памятник надо было поставить на кладбище. Про многих умерших уже забыли, отправтье школьников в архивы, к родным, восстановите память о них. Война — это трагедия и все лишения, тяжести, страдания народа надо показывать на примере простых близких людях, челевеческих судеб. А говорим мы только о приукрашенных биографиях героев, типа Суворова. На государственном уровне деньги вместо парадов и новых памятников надо отправить на поисковую работу: определение мест захоронений безвести пропавих, реперессированных, их перезахоронение, при возможносто останки вернуть на кладбища их родных мест. Вот немцы и финны, например, большинство жертв той войны определили поименно и места их захоронений нашли. А мы на 9 мая покричим, побьем себя в грудь и забудем…

    • Евгений

      Ваши рассуждения говорят о том, что вы действительно плохо владеете ситуацией или умышленно провоцируете людей на негатив.
      Теперь все по порядку :
      1. 9 мая действительно на кладбище на субботники не ходим, работы по благоустройству мест захоронения обычно делаются до Дня Победы;
      2. По поводу зажжения свеч на могилах и других ритуалов- не забывайте, что есть родственники усопших и будет не совсем этично помимо них совершать все это. Не забывайте, что люди бывают разные и по-разному относятся к ритуалам;
      3.По месту установки памятников вопрос к старшему поколению, что-то менять помимо их воли тоже будет выглядеть не совсем хорошо;
      4. Если вы думаете, что три республиканские книги- отдельно по всем муниципальным образованиям про всех ветеранов войны и труда » Книга памяти»(про тех, кто погиб в боях), «Они сражались за Родину»(про тех, кто вернулся из фронта) и «Они ковали Победу»(про тружеников тыла) составлены без работы в архивах, в том числе и школьников, то вы не правы;
      5. Просмотрев номера районной газеты «Край Горномарийский» за 2012 год сможете найти статьи(лично опубликовал 5) про самых простых солдат и тыловиков. Поэтому не надо говорить, что говорим только приукрашенные биографии награжденных высокими гос. наградами;
      6. По возвращению останков погибших солдат муниципалитет тоже идет навстречу их родственникам при их желании. Правда я помню только один случай такого события года 3 назад. Но районный бюджет тоже оказал помощь для этого.

  28. Тыге шонем

    И вообще, если честно, я согласен с Tsikma и не понимаю почему патриотическое воспитание должно ограничиваться только военной тематикой. Родной язык, культура, дом, семья, деревня самые близкие понятия для человека. И патриотизм надо воспитывать на любви, уважении к своему родному марийскому языку, к истории своей деревни (района, республики и лишь потом страны в целом), к жителям своей деревни. Поверьте в наших краях и без официльно признанных героев жило и живет очень много интересных, ценных для своего края народа людей. Знаем ли мы их? Для меня хороший учитель марийского языка и литературы, от души проработавший в своей школы во благо родного языка не меньший герой. Или же простая колхозница, как моя мать, которая вкалывала во время войны по 15-20 часов в сутки за «палочки» тоже не меньший герой чем Суворов.

    • Юрий Гордеев

      Не хочу затрагивать политические темы, но приходится. Кто-то из читателей МарийУвер помнит и знает «Бронзовую ночь». Думаю, что в этом виноваты правительство и народ Эстонии.
      Бронзовый солдат (там были захоронены 13 военнослужащих) стоял рядом с маршрутной остановкой, где проходит тысячное количество людей (в том числе и туристы). Молодежь сидя на скамейке, на этой остановке, идет по нужде к памятнику. И представьте ситуацию, когда мочат на братскую могилу.

  29. Tsikma

    Пуры вады, Юрий. Вопрос с Бронзовым содатом, мне кажется не политический, а морально-нравственный. Кого тут винить? Насколько прав Ваш перст указывающий на виновных? Тут вероятно, нужна память, а память уходит в 40-е годы, когда, кажется в великой спешке, похоронили прогибших советских солдат? Похоронили, и кажется забыли, затем вспомнили, что там похоронены красноармейцы (для Эстонии, что ни говори, захватчики).
    Вопрос, почему солдат похоронили в центре города?
    И насколько я помню, там надгробных плит-то не было, а стоял обелиск. Обелиск хорошоухоженный. А перед обелиском, маленькая аллея и троллейбусная остановка. Логично было бы эти останки перезахоронить еще в советское время, а перезахоронений не было, а город развивался… И морально и нравственно, думаю, что перезахоронение останков солдат и переустановка обелиска на Братском кладбище очень даже разумное решение. Я был на том Братском кладбище и там этот обелиск стоит достойно и выпоняет свой долг Памяти. А как хорошо ухоженны надгробные плиты красноармейцев? Очень торжественно на этом кладбище — лишь скромные цветы украшают могилы павших. (Было бы подобное уважение в своей стране к могилам ветеранов).

    Затем для размышления читателей: В свое время с интересом читал разные материалы как заселялись после войны захваченные СССР территории. И заметил одну деталь, в первую очередь почему-то уничтожались неправославные церкви и кладбища. Такая картина замечается от Карелии, до Латвии. Не знаю, как все происходило в Литве. Например в центре Таллинна, таким образом были уничтожены еврейские и немецкие кладбища. В Карелии, в окрестностях Выборга, надгробные плиты использовались как строительный материал.

  30. Тыге шонем

    Вообще-то всю антиэстонскую истерию вокруг Бронзового солдата искусственно нагнетали СМИ России. Вернее не средства массовой информации, а средства массовой дебилизации (зомбирования) русскоязычных во всем мире. Останки людей, захороненных под Бронзовым солдатом, отдавших свои жизни за мир, подло использовали в целях разжигания войны между русскими и эстонцами в Эстонии. «Защитники Бронзового солдата» для меня лично хуже фашистов!

  31. Тыге шонем

    Евгений, я давно заметил, что Вы любите желаемое выдавать за действительное. У Вас помнится и с марийским языком и культурой было все ОК и «все делается» 🙂 Только пыль в глаза пускайте другим, я ведь тоже гражданин РФ и мариец и как дела обстоят с могилами ветеранов в марийских (и др. российских) нас. пунктах прекрасно знаю. Кроме ваших парадных показных мероприятий на 9 мая ничего фактически нет, никто ни до 9 мая в кладбищах суботники не проводит, в лучшем случае наведут порядок вокруг официальных мемориалов в нас. пунктах, а это разные вещи. И ученики в лучшем случае знают про таких официальных героев как Суворов, и то чисто туманно и приукрашено. Поисковая работа на уровне добровольных отрядов и до сегодняшнего дня еще сотни тысяч безвести пропавших неизвестны.

    • Евгений

      Так сделай что-нибудь, чем кого-то обвинять. Очернять все и я могу. Не знаю откуда ты взял, что субботники населением в кладбищах не делаются. Вообще абсурд несешь полный. А что тебе мешает прийти в школы и рассказать ученикам про героев войны, если так много знаешь. Нет, тебе хочется копошиться в грязном белье и только. Что бы не делалось, тебе не будет нравиться. Что поделать, есть такая категория людей. Тебе говорят факты, а ты брюзжешь доводами на свой вкус. Общаться с тобой приятного мало, доказывать тебе что-то я не намерен,ты наверное взрослый человек.

      • Тыге шонем

        А я может не меньше тебя делаю для сохранения истории, памяти своего родного края, народа. В отличие от всех вас у памятников в праздники не красуюсь и высокопарных фальшивых слов не говорю. И на ваши парады не хожу: мне тошно слушать поздравления от главы, чьи доходы за день составляют реальную среднюю зарплату сельского жителя Марий Эл за месяц. Не за такую «справедливую» Россию воевали мой дед и дядя, вкалывали в тылу моя бабушка и мама…

        • Евгений

          Делаешь-хорошо. Но в том, что не ходишь на НАШИ парады и считаешь их ненужными, ошибаешься. В силу различных обстоятельств иногда представители администрации района не могут выезжать на торжественные мероприятия в сельских поселениях. И знаешь сколько упреков потом слышишь от представителей старшего поколения в первую очередь. И должен понять, что глава района не сам себе назначает зарплату. Почему же не говоришь про зарплату глав сельских администраций ? Если так будет идти, то они скоро станут самыми низкооплачиваемыми работниками бюджетной сферы. Неужели считаешь, что это тоже справедливо.

  32. Gennady Smirnov

    Дай Бог здоровья 90-летнему соседу Евгения! А вот «фронтовой» дядька моего друга захирел нежданно… Ему тоже то ли 90, то ли чуток больше. Но еще пару-тройку лет тому он был как огурчик, воду с колонки сам носил, избу топил… А вот переехал в город и на тебе, слепнуть стал и дыхалка сбилась. Ему квартиру выделили, как ветерану войны — вот и переехал из деревни-то. Дети-внуки радовались, да и он наверное был рад и благодарен властям. Но перезимовал первую зиму и сразу сдал… Квартирка оказалась нехорошая… Темно было — даже днем свет включал. А еще под окном лавочка, где курцы смолят свои вонючие сигареты и пиво-водку глушат, матюгами закусывая. И этот дым по какой-то причине все в окошечко лезет и деда травит… Короче совсем захирел дед и запросился обратно в деревню, в избу без удобств, но светлую и со свежим воздухом. А дети его и рады бы его отправить, да боятся… Вполне резонно. Как же ему там старенькому без городских удобств жить… Такой вот камень выложила судьба заслуженному воину на последней жизненной развилке : налево пойдешь — жить тебе в «нехорошей квартире», но с удобствами.. Отправишься направо — вернешься в родной дом, но холодный и совсем не приспособленный для бессильного старика? А ведь таких стариков в деревнях расейских еще наверняка немало доживает… Ну, вот, — нельзя ли им вместо городских квартир, их родные деревенские дома всеми городскими удобствами оборудовать!!!??? Дорого? Может быть, но разве наши ослабевшие богатыри не заслужили такой благодарности от государства? Почему в других странах все это делается, причем без «панфар и помпы»? Дак ведь не только дома обустраивают, докторов за каждым ветераном закрепляют, социальных работников, персональных шоферов с машинами, волонтеров… И все эти службы прямо домой к старикам все надобное доставляют. И доживают их ветераны свой век, государством и обществом обласканные, и ни в чем нужды не знают!

    • Евгений

      На это можно ответить одно: выделив деньги на жилье, государство дает право ветерану( во многих случаях его близким родственникам) самому подобрать жилье в любой точке России или вложить на строительство жилья. Власти вмешиваться в эту процедуру официально не имеют права. Правильно или нет, вопрос спорный. К сожалению, бывают случаи, что именно близкие родственники начинают разборки по дележу приобретенного жилья ветерану. Ваш вариант благоустройства жилья ветерана рассмотреть можно, но с учетом одного момента. Практически во всех случаях в этом жилье ветеран проживает не один. И если дом только благоустроить, с очереди его снять нельзя, так как площадь на одного человека в доме останется прежней и не соответствующей нормам( иначе его в очередь бы не поставили). Поэтому благоустройство необходимо с расширением жилплощади, чтобы на одного человека приходилось не менее 15 кв. м. Понимаете, что на все это необходимо время и немалое(проект на реконструкцию, разрешение на реконструкцию, оформление нового тех. паспорта и свидетельства о госрегистрации и т. д.). Но в то же время ветеран практически на следующий день после оформления нового приобретенного жилья имеет право продать его, а на полученные деньги обустроить свой родной дом. На 1 миллион рублей ремонт можно сделать нормальный, не так ли ?

  33. шӱвырзын уныкаже

    Хочу добавить, что если руки-ноги целы, то ветеран боевых действий остаётся до конца жизни как на фронте.
    Как в «Ворошиловском стрелке» пожилой отец моей приятельницы, всегда находит крепкое слово против чиновников, а однажды, не долго думая, умудрился с балкона швырнуть петарду в толпу мерзавцев — и тишина в ответ. Можно долго спорить, гуманный метод был или не очень.

  34. Аноним

    те паледа ко: лин кочаже Сергей Суворовын?

Добавить комментарий для чулымОтменить ответ