По снегу – к Великому Мамичу Бердею,

На «Болтушиной горе» – по зеленевшей траве

Марийушемовоцы у памятника Мамич Бердею11 апреля, когда еще на марийских полях лежал глубокий снег, когда он по-весеннему хрустел от образовавшегося наста, экспедиция из десяти человек направилась к месту почитания Великого Мамича Бердея, который располагается на расстоянии полкилометра от историческо-известной деревни Марий Ернур. Снег под ногами стал все чаще и чаще проваливаться, а в самых заснеженных местах ноги уходили по самое колено. Но было романтично: местами уже появились первые проталины, и экспедиции приходилось огибать их, сворачивать туда, где поменьше казалось снегу. Ребята, похожие на партизан, шли молча, сосредоточенно вглядываясь в даль. А она была еще заманчивее – на склоне реки Кокшаги раскинулось широкое открытое пространство. Мы шли по Оршанскому району, а впереди – территория Советского района. Живописнее картину на закате не найти – солнце светило со спины…

Преодолели полукилометровое снежное препятствие, но вот оказия, – на косогоре снег уже стал прилично таять и образовалось неожиданное препятствие – большущая лужа. Вот-вот уже вода побежит…

И вот экспедиция на пригорке у памятного камня Мамичу Бердею.

Летом будет 10 лет, как мы впервые появились в этих местах.

В 2003 году межрегиональной общественной организацией «Марий ушем» руководила Ираида Степанова. В начале года мы определились с основными направлениями организации и приняли план работы. Мне как члену правления доверили сектор «История». В апреле 2003 года мы уже выезжали в г. Малмыж на экспедицию по сбору материала о князе Полтыше. Обсудили вопрос об увековечении памяти марийским национальным героям. На одном из заседаний я предложил начать эту работу с марийского национального героя Мамич Бердея. Причина была существенная: Мамич Бердей – это летописная личность, о котором писали в своих трудах великие русские ученые Н.Карамзин, В.Соловьев и другие. Его имя занимает достойное место в русских летописях.

У памятника Мамичу БердеюБлиже к лету 2003 года мы организовали экспедицию по определению места поклонения, а в будущем, возможно, и установки памятного камня Мамич Бердею. После долгой поездки остановились у д. Марий Ернур. Писали заявление в местную администрацию, долго доказывали о нашем намерении. До сих пор помнятся споры с главой местной администрации В.Фурзиковым. Но все-таки нам удалось переубедить. Об этом можно было бы написать длинное воспоминание, но не хочется утомить читателя…

И вот наша делегация на этом памятном месте. За эти годы много что успели сделать. В 2004 и 2005 лихих для марийцев годах ни «Марий ушему», ни Мер Канашу было не до этого. Крепко взялись в 2006 году. Договорились с администрацией Оршанского района, они выделили по просьбе районного отделения «Марий ушем» огромного размера мраморной плиты, договорились со скульпторами. Но наших скульпторов «забрали» на госзаказ по установке памятника Акпарсу, работа остановилась. Мраморная плита осталась на месте. В 2007 году на установку памятника включились люди «Марийского национального конгресса». Понятно, дело пошло – власти надо было реабилитироваться. Поставили гранитный камень. Территорию закрепили за Великопольской средней школой. Марийушемовцев постепенно вытеснили из числа организаторов.

А 11 марта получилось так, что приехали одни мужчины. Развели костер, поставили свечи. Моление у памятного камня Мамичу Бердею провел онаен Виталий Танаков. Традиционно спели марийскую патриотическую песню. Благодарственные слова в адрес национального героя говорили люди «Марий ушема» и «У вий». Как известно, «Марий ушем» объявил 2013 год «Годом Мамича Бердея и Полтыш Он».

Иван Богомолов и Лайд Шемйэр у мемориального камня ПолтышуВторое серьезное мероприятие состоялось 23 апреля в г. Малмыже. Члены «Марий ушем» выехали туда с целью почтения этого героя и продолжения обустройства «Историко-этнографического комплекса «Полтыш курык» («Болтушина гора»)». Со стороны вятских марийцев эту инициативу поддержал вятский активист Николай Иванович Зайцев. Обсуждения и решения запротоколированы.

Если обобщить кратко, в виде резюме получается следующее:

Николай Иванович Зайцев1. Произведено размежевание территории «Историко-этнографического комплекса», размечено колышками.
2. В июле расставить столбы и сделать изгородь.
3. 3 августа провести День памяти Полтыш Он и Шошмы.
4. До 3 августа найти возможность поставить памятный камень Полтыш Он и Шошме на постамент. Сам постамент поднять на полметра выше от земли. Обложить плитками площадку.
5. Поставить девять высоких дубовых столбов в биде частокола.
6. Провести планировочную работу на территории, для чего бульдозером разровнять провалины.
Лайд Шемйэр и Николай  Зайцев7. На восточном углу территории посадить деревья с целью создания рощи.
8. На склоне горы разместить цветник в виде марийского орнамента.
9. Благоустроить тропинку к роднику, где омывали раненного Полтыш Он.
10. Эти решения добавить другими пунктами, появившимися в ходя создания «Историко-этнографического комплекса».

Пока не решили только один вопрос: нужна или не нужна сторожевая башня. Просто дело в том, что без присмотра она будет уязвимым объектом.

Л.Шемйэр, Н.Зайцев и Николай АйтовВ работе усердно помогали марийский художник Иван Богомолов и водитель Николай Айтов.

Следующий этап – 9 июня 2013 года. Инициативная группа и «Марий ушем» проводят «Фестиваль марийской песни и поэзии», посвященного 75-летию замечательного писателя марийского писателя Алексея Александровича Александрова-Арсака.

В плане – также издание календарей, книг, посвященных марийским национальным героям.

Лайд Шемйэр (Владимир Козлов),
 организатор экспедиций, член правления «Марий ушем»

На снимках:
– в дни почтения памяти Мамича Бердея и Полтыш Он

34 комментария

Filed under Статьи

34 responses to “По снегу – к Великому Мамичу Бердею,

  1. Аноним

    Мамич-Бердей всегда будет жить в наших сердцах!
    За независимость Марий Эл!!!

  2. tep

    Мамич Бердей вечно будет жить в памяти марийского народа. Только вот оршанская сторона — она никак не родина и не земля Мамича. Есть же источники, где более менее точно указано, где находилась его резиденция — примерно на территории нынешнего Звениговского района, надо ли из амбициозности искажать историческую правду?

  3. чулым

    Пеш сай пашам ыштенда, Лайд да Виталий Танаков, тыгак тауштена Иван Богомолов да Николай Айтовлан!

  4. Лайд

    Поро!
    Очыни, сайын кычал шуктен омыл, сандене «на территории Звениговского района» манмашке миен шуын омыл. Эше ик гана ончалам — его владения были от Яранска до правой стороны Волги» манмым. Тидыжым муын кертам.
    Провой кундемыште да кызытсе звенигово пгт олмышто ондак ЧЕКУР (Чекор) лийын. Талешкыжат тыгак маналт кертын — Чекуров фамилиян ен:-влак тышечын улыт, тиде вож эсогыл Москошкат шарлен. Ик тукымжо кызытат Москошто ила. Очыни тидын нерген огешат пале.
    Амбициозность мо шотышто? Да ко:н амбициозностьшо?
    Оршанке район — да, тиде условно налме. Иктат ок пале — кушан Мамич Бердей шочын. Но Ошанке кундемыште Мамич Бердей лийынат етын, каненат кертын…
    «Звенигово рзиденций» шотышто палыме шуэш ыле. Могай источниклан эн:ерташ?
    Да Мамич Бердей Элнет серыштат лийын кертын. Но могай шот дене — каласаш неле.

  5. saiver

    и нам, комментаторам на этом сайте (и не только), не надо забывать, что сегодня Марий Талешке Кече! Это грустный и подающий на сохранения нашего народа день.

    • Вачис

      Пагалыме saiver, гарантом сохранения народа, ее культуры, истории и языка является государственность, а не памятники разного рода. Все «лидеры» сейчас взялись за памятники и уставы для ЗАО или ООО. А кто будет отстаивать интересы марийской республики, бороться за ее сохранность и благополучие марийского народа? Мои предки создали марийской республику — думали о марийском народе, а нынешние марийские «лидеры» безвозмездно «подарили» ее Маркелову -думают только о своих «кормушках» в виде общественных организаций или ассоциаций. Обижайтесь или не обижайтесь да еще хоть какие ярлыки вешайте на меня, все это «благодаря» долговым, козловым и прочим лидерам. Упустили Вы нашу республику, а сейчас создаете видимость бурной деятельности всякими поездками за пределы республики. В Малмыже или Бирске без Вас разберутся. Вы лучше разберитесь в Йошкар-Оле — будет больше пользы для народа.

      • аяр умдо

        Пагалыме, вачис, недостойно в таком тоне отзываться о памятниках, праздновании «Талешке Кече», о прогрессивно мыслящих современниках, активно ведущих просветительскую и созидательную работу. Не обижайтесь, но на нашем празднике вы — лишний.

        • Аноним

          аяр умдо, вачис деч салам! ончемат, тыште аяр умдо укелан илыш пеш йокрок?

  6. Лайд

    Поро!
    По Мамич Бердею «Справку» еще в 2003 году составлял молодой марийский историк, защитивший кандидатскую диссертацию по истории Марийского края XVI века Сергей Свечников. Это было сделано им по просьбе сектора «Марий талешке» тогдашнего «Мари ушем».
    Амбициозности здесь не было и нет.
    А Звениговский район как резиденция (как пишет tep) — я лично я лично не встречал.

    • ГостьВ

      Уважаемый Лайд! К сожалению С. Свечников в своих работах опирается на русские источники. А как относятся русские к марийцам, Вы лучше меня знаете…О Мамич Бердее больше сообщают древнебулгарские летописи. Там он – крупный феодал, один из самых известных и влиятельных беков ханства. Его земли находятся по обеим сторонам Волги. Его называют углубеком города, который стоял в устье реки Илеть и который впоследствии был разрушен. Кстати, булгарские летописи сообщают, что Иван Грозный пощадил Мамич Бердея и отправил в составе войск касимовского хана Шах-Али в Прибалтику. И как пишет летопись: «…В Артане наши сражались так доблестно, что удостоились многих наград от московского улубия…»

      • sorta

        В «булгарских летописях» ничего не говорится о Мамич-Бердее, потому что эти летописи не сохранились, к тому же Мамич-Бердей жил уже во времена Казанского ханства. Место у Мари-Ернура наиболее подходящее для данного памятника, так как именно эти места в русских источниках указывались как главный очаг сопротивления на всем протяжении Черемисских войн. Мамич-Бердеевы волости не могли находиться на берегах Волги. Он везде указывается как кокшайский сотный князь.

        • ГостьВ

          Уважаемый, вы стоите на позициях русских националистов-шовинистов. Это у них есть история только русского народа, это у них только русский народ героический, а у других народов нет истории, нет своих героев. Это они не признают польские хроники, это они не хотят признать свод булгарских летописей «ДЖАГФАР ТАРИХЫ» Если тый марий улат – окмак марий улат, читай не только сказки русских историков, где больше выдумки, где превозносят свой народ, а историю других народов принижают.

          • sorta

            К сожалению, Джагфар Тарихы — поддельный источник. Не хуже и не лучше Влесовой Книги или Протоколов Сионских мудрецов.

      • Пире

        Мари калык Шке мландым толышо кугыжа верч кучедалын? Ом ӱшане. Калык Озаҥым налмек 100 ий наре руш ваштареш шогаш тӧчен.

  7. rveze

    У вий живет значит. В министерстве культуры постоянно Токпулатова Владимира ругают, говорят совсем ничего не делает.

  8. Аноним

    ВАЧИС. Зачем лезть в сайт со своим комментарием и увести весь разговор в другую сторону. Здесь речь идет по созданию или востановлению исторических памятников марийского народа. Еще раз подчеркиваю исторических памятников. Это дело нужное. Другим комментаторам, начинают искать где он жил или где находилась резиденция Мамич Бердея. Если начнем разбиратся в этом, то ничего хорошего из этого не выйдет, потому что вся идея определения места сооружения памятного места будет растрачена. Определили место у д. Мари Ернур и надо придерживатся этого варианта. Потому что в ходе национально освободительного движения и в связи с изиенениями обстановки, Мамич Бердей перемещался по всей территории марийского края и поэтому его резиденция могла меняться. В.Козлову, «Мари ушему» не надо уходить от намеченного курса. Тиде пашам эртараш Ош кугу Юмо полшыжо и меат о:рдыжыш кодман огнаыл.

    • Вачис

      Я всего лишь продолжил мысль saiverа о сохранении нашего народа, а вам ничего не говорил и не напрашивался ни на какие ваши праздники. У нас в Башкирии своих праздников хватает, хоть каждый день отмечай. Плохой генерал тот генерал, который в атаку бегает. Наши лидеры, например, должны заниматься организационными вопросами, выбивать финансирование у правительства РМЭ, добиваться признания этих праздников официальными, пробиваться в депутаты, чтобы лоббировать марийские вопросы, а не бегать по горам и оврагам с колышками, топором и протянутой рукой для подачки на бензин. Узнай об этом Мамич-Бердей, в гробу перевернулся бы.

      • аяр умдо

        Пагалыме вачис, найдите такую возможность — не писать! В истории мари вы = 0 !!!

        • Вачис

          В истории мари и Вы = 0 !!!, потому-что истории мари «йок» — одни марийские сказки и были.

      • Takina

        пагалыме Вачис, шке сай пашат нерген статьям да фотографийым вучена. ала тый дечет кеч тунемыт ыле мый гай самырыкше, кызытсе талешкына-влакын «товар ден коштмышт» ок келше гын. капка йымач гына оптен кийыме гай огыл тиде. ала мыйят, марий мланде деч тораште илен, у пашалан адакат кумылаНам ыле… такше кеНежлан шонымаш-влакем ятыр, марий калык шотыштак.

    • Berdejid

      В. Козлов и его единомышленники заняты хорошим делом. И нужно их поддерживать в благородном начинании. Хочу высказать своё мнение об увековечении имени нашего великого, героического предка Мамич Бердея: Памятный камень — это хорошо, это нужно, но если точно не известно, где была его вотчина, а действовал, вёл освободительную борьбу он по всему марийскому краю, то не лучше ли установить памятник этому Герою с большой буквы в центре столицы республики? Я считаю, что он должен стоять напротив Дома Правительства, где сейчас памятник и площадь в честь карателя, палача марийского народа. Образовав эту площадь и установив памятник, Маркелов плюнул нам в лицо, показав нам, что мы для него, если сказать помягче, никто, а наш город и республика даны ему для развлечений. Конечно, это неосуществимо, пока этот стихоплёт у власти, но ведь он не вечен. Извините за «лирическое» отступление — наболело… Мамич Бердей — один из самых величайших наших предков, народный святой наподобие Онара, Чумблата и др., пусть его имя живёт в веках!

    • шем рывыж иге

      Вачис был прав, а Козлов сегодня сильно «покраснел» — ставит памятники коммунистам, небось, еще партейный.

  9. Лайд

    Поро!
    Ну. Вачис! Ну, патыр улат (тыге шаяре ойла ыле драматург Юрий Байгуза).
    Кычалат тудым — шкежат от пале мом.
    Мо нерген тыште ойлалтеш — улмылен от шукто.
    Мутат уке, Мамич Бердей нергенат акрет источиклаште (руш ПСРЛ деч, мутлан. коран:ын) келгын кычалман.
    Те темледа Марий Элысе правительстве деч оксам выбивать ышташ.
    Да, таче марий чапку: олмеш то Оболенскийлан, то кугыжанватылан, то коя пырыслан чапку6м шогалтат. Неужели Васютинын (тудын едч пеш шуко шога) Акпарс деч молылан шогалташ доказатлаш вий-куатше, ушыжо, кумылжо ок сите? А те. Вачис, темледа мер организацийлан Маркелов деч оксам шупшын лукташ. Теве ончо. тудо мыланна веле огыл (общественник-влак гоч), а эсогыл у:шанле пашаен:же Васютин гочат ок пу. Сандене Йошкар-Олаште кая тупое насаждение чужеродной для Марийского края исторических личностей и прочее.
    А за твои последние слова Мамич Бердей точно бы тебя за яйцаповесил. И долго бы висел и орал.
    Помнишь (перехожу на ты, более на Вы не пишется у меня) — Мамич Бердей ногайскому хану голову отрубил и поставил на кол за то, что тот, приехавши на помощь черемисам, не воинскими делами занялся, а сжирал быков и праздновал беспробудно.
    Ну, на счет подачек — мелкий ты человечишко, Вачис. Сколько я вижу твои комментарии — не перестаю удивляться — тролль-льор-лор… И всего лишь. Ни деловых предложений, ни умных советов. Одни льп-льоп да льоп-льоп. Мыяррак тыге илаш шонет? Илыш — тиде пайдале паша, льып-льоп огыл. Ыште мыняр кертат, тунар пайдам кондет.
    Вачис, тылат кум ыршиет жалке гын, весе-влак полшат. Да ме шкеак Колумб тоштер дене мыняр оксам тышке пыштенна — пален налат гын, тыйын мокшет шелеш ыле. Мыняр книгам ужаленна — тушеч мыняржым тышке колтенна, тылат тыгайже омешетат ок кончо. Тыйын кум-вич ыршиет лиеш гын, вигак йолашпундашкет шылтен пыштет. Возымет гыч тыге чучеш.
    А мемнан вес принцип. Ме шкежат мыняр кертына оптена да тидлан ен:-влакымат савырена.
    Тый гает вурседыл шинчышыже шагалрак — Юмылан тау.
    А вот полшышыжо улыт. Тиде «Марий талешке» проектланак.
    Тиде комментарийыште тыйын пеленет нунын лу:мыштым амыртылаш ом ту:н:ал.
    Надыр нерген да марий куат нерген — вес комментарийыште.
    А тыйын тыгай немыр кодмет шуэш гын — код. Марий-влак уже ала-мныяр тошкалтышлан ку:шнырак улыт.

  10. Лайд

    Поро!
    Ик гана комментарийым колтенам ыле — очыни, миен шуын огыл.
    А ынде ку:чыкын:
    — жалко мне подобных мари, как Вачис, т.к. кроме писанины он ничего практического не умеет и не осуществляет. Значит — яра мари.
    — мой отец, действующий фронтовик-солдат, вынесший тяготы фашистского плена, терпеть не мог «тыловых крыс», поэтому моя тактика — быть впереди как солдат. А мнить из себя генерала — это удел слабых.
    — мы настраиваем людей на объединение в определенных целях и выдвигаем призывы. Кто откликнется, тот Талешке. А кто начинает мусолить вопрос — тот просто педант. Поэтому «протянутую руку» мы оставляем Вачису. Мы не просим, а обращаемся и с поднятой головой.
    — деньги у правительства РМЭ должен пробивать (по вашей логике) министр Васютин — это его прерогатива. Но тудын тидлан шолыжо вичкыжрак. Йошкар-Олашке Наполеоным конден шогалтат гынат — тудлан садак. Вет Оболенският ик ганат Какшан серысе ты кундемыште лийын огыл.
    — да мы бегаем по горам! Это достойно! (Но южыштым самнена: нушкашлан шочшо — чон6ештен ок керт). Чем Вачис семын корем пундаш ужава семын магырен шинчымеш.
    — Марий Талешке кече официальныйыш садак савырна — таче огыл гын, Маркеловым поктен колтымеке. Васютин огыл гын, весе тидым ышта. Вет Васютинын ик Талешкыже веле — Аркпарс, а марий калыкын Талешкыже — моткоч шуко.
    — Вачис пытается апеллировать нашим же выражением «перевернулся бы в гробу», выражая свое невежество по отношению к Мамичу — настоящие воины, САРЗЕ-влак колоткаште огыт кий. Нунын «малыме мландышт» — со:й пасу.
    — организационными вопросами занимается Мер Канаш (уже так заорганизовался — диву даешься, слов много. а практических дел мало), а мы практики.
    — Вачис сидит в своей «скорлупе» и учит других праведной жизни, а мы действуем в бренной действительности. Да, Диоген тоже сидел в бочке. Но он был мудрее.

  11. tep

    Профессор К.Козлова в авторитетном труде «Очерки этнической истории марийского народа» пишет:»В1555 г. понадобился большой карательный поход царских воевод в центральные (по Кокшагам) и западным (По Ветлуге и Рутке) районам Марийского края. При описании этого похода Летописец Русский впервые дает перечень кокшайских волостей: » А от больших воевод была война в волостях в Шушурше,. да в Хозякове, да Вошли,да в Мазерах в обоих…в Васильукове Балаке, да Мамич Бердеевы волости, да Килееву волость…» Далее: во время краткого замирения после побоща 1555 г. непокорными остались «луговые сотники Мамич Бердей с товарищи», которые «воруют (воюют) по-старому на Волге, приходя на суды И государь на них рать свою большую послал». Козлова пишет: «Мы не знаем в точности, какую именно волость возглавлял Мамич Бердей, но, по убедительной догадке Г.Перетятковича, она распологалась гораздо ближе к Чебоксарам, чем к Казани, т.е., видимо, в низовьях одной из Кокшаг».
    Я уважаю В.Козлова за активную жизненную позицию, энергичность. Уточняю, что эпитет «амбициозность» в своем предыдущем комментарии адресовал не ему, а оршанским деятелям, которые как бы приватизировали себе Мамича Бердея вопреки исторической правде.А по Болтушу никаких вопросов у меня нет.

  12. Лайд

    Поро!
    Тау, tep, поро шу:лышан умылтарымашлан.
    Тендан дене икте шотышто кугун келшем: марий историйым радамлаш жап шуын. Клавдия Козлова — кугу шымлызе. Ме тудлан вуйнам савена. Но илышыште ту:рло: лиеда. Мамич Бердейлан верым палемдаш кычалме годым ме ту:рло: вариантым шен:ын лектынна.
    С.Свечников деч йодна сераш справкым. Но тудат вет Мамич тыште шочын але тушто шочын манын ойлен огыл тушто.
    Но историк-влакын возымышт уло: Мамичын мландыже Яранск гыч Юын вес вел серже марте лийын.
    Да тидат веле огыл! Кушто лудмем ом шарне, источникым ончыктен ом керт, но тушто тыгай шонымаш ыле — Мамич Бердей шке сарзыже-влак дене кызытсе Красновидово (Озан: вес велне) курыклан кундемыште кредалын манмым. Муам источникым — колтем.
    Мыйын шонымаште, нимом приватизироватлыме огыл. Ынде 2003 ий гыч тушто паша кая. Тений эше памашым ышташ да волакым шындаш (Национальный конгресс але весе…) ту:н:алыт. Тек ыштат, уда мо? Вет очалза, Хозякоко (Азяково-Озакъял) да Вошли манмыже кок волостьшат какшан серыште улыт. Иктыже — изи Какшан воктене, весыже — Кугу Какшан деч пеш тора огыл).
    А вот Мамич Бердейын талешкыла кредалме верже Куку але Изи Какшанын Юлыш йоген лекмаштыжат (да, вот тиде Провой!) лийын кертын.
    Сандене радамлыман.
    Взялся бы кто-нибудь за аналитику таких разбросанных фактов.
    Ведь всем известно, что до нашего поколения о Марий Таешке говорилось очень мало, будто их и не было.
    Но история народа — есть и будет. Татары и чуваши уже до какого древнего периода докопались — давайте от них не отставать.

  13. Jin

    Здорово.

    • шем рывыж иге

      Чаманаш гына кодеш, Лайд тыште гына огыл, марий погынмашыштак тролльыш савырнен. Лай сита ынде мардеж ваштареш шу:ведаш — чыла шувалмет шке умбакет возеш. Калыклан тый дечет шагал полыш лие, шукыжым вред. Марий ушем марий ушем лийшаш, а огыл частный лавке.

  14. Лайд

    Поро!
    Поро калык, лу:ддымо:-влак эреак «Марий ушемыште» лийыныт да кодыт.
    А рывыж иге-влак почым ишен кудалышт тунемыныт гын, нуным вес семын савырен шындаш куштылго огыл.
    Мыняр полыш лийын — предатель-шамычлан огыл аклаш.
    Марий погынымаште мый тендан гай рывыж иге-влакым «бинокль» гоч эскерышым. А бинокльжо чапле ыле — историйлан пеш шуко войзен коден.Ончал шке у:бакет да акле ко: улметым.
    Так что, ончо http://www.mariushem.ru http://www.mariuver.info сайт-влакым.
    Але эше вараш кодын отыл.
    Да эше рашемде: троль мут мом ончыкта.
    «Вред» шотышто эше кутыралтена.

  15. Лайд

    Поро!
    Теве ко:лан:
    «шем рывыж иге
    20.04.2016 в 08:38
    Вачис был прав, а Козлов сегодня сильно «покраснел» — ставит памятники коммунистам, небось, еще партейный».
    Иван ПЕТРОИЧ ПЕТРОВЛАН — вес памятник — Йошкар-Олаште. Шке огыл, а Васютиным заставим, кургыжын ок колто гын иктажгушко. Куда денется. Ала-могай Келлерлан 2,5 миллион тен:гелан памятникым шындлыме годым «шинчажым кумен» гындыктен (2013 ий).
    А 2015 ий шыжым тиде памятник Какшан вес велне шинчылтеш ыле. Тиде сос ончыкта? Марий Элыште памятникым «без роду, без племени» манме шамычлан шындылыт. Верым застолбят. Марий талешкылан колтымо олмеш, оксам тыгай-влаклан руалткален колтат.
    А Яковлеваже моктанал колтыш Марий Погынышто: … ме шынденна Йыван Крлялан памятникым. Кунам? 2009 ийыште. Ынде 7 ий эртыш…
    Ала эще иктаж-могай марийлан шындаш жап?
    Вот Посибеевлан оНамы шыташ, облицовыкым налаш, пашам шукташ да молыланат КПРФ — «Звениговский» свохоз (кузе шонеда, туше умылыза) спонсор семын лийын.
    А Маркеловдан командыже (ала теат туштак улыда) тидлан 15-30 ту:демымат чаманен (таче веле огыл тиде йодыш тарванен, эше 2010 ийыштак).
    Так что, отношенийым ужат, шижат?!

  16. Лайд

    Поро!
    Умылтаре, Аноним (20.04.2016) могай полыш лие калыклан (!) 15 ий жапыште? Маркелов деч, Васютин деч, тый дечет да тыйын гает-влак деч?
    Ала у:шандарен умылтарен кертат уле?
    Тол, чытырен да йымен, почым иштарен ит кошт, тунам «Марий ушем» вигак ЦУМ (але ЦСМ-ыш) саырна. Пырля йолташет-влакымат кондаш ит мондо. Тек кудалышт ынышт кошт.

  17. Турий

    Тиде мут-влак марий калыкым ужалыше,Мер Канаш исполкомым вуйлатыше Иванов В.И илыш мутшо.Могай намыс дене Морко гыч лектын кайыш,ынде тыйымат тудгай лияш туныктен шуктен витне.Ала тудак улат.Олаштыже огыт пале гын, районыштыжо тудын умбак шуваш ямде улыт.
    Чылан »мардеж почеш гына кайыше»лийына ыле гын, мемнан нигунамат Чавайн ден Мухинат да моло лумло еннат огыт лий ыле, марий калыкын чынже верч эсогыл умырыштым пыштеныт.
    А тый иле, ныл чапан, ала ныл тусан улат, хамелеон гай тусетым да позицийетым вашталтыл.
    Ончышым йуклымашым Марий Погынышто, Мочаевше шенгалне куташ шинчын, эй ончыштет вет , кузе шола могырым таныкым нолтат.Туге гынат улыт луддымо марий-влак ,кудышт ваштареш йуклен илыш позийийыштым ончыктышт.
    Мардеж ваштареш огыда шуво гынат, кажне районыштыжо калык Мер Канашым шувен-шудалеш.А калык »проклятий» тудо виян,садлан Мочаевын йочажын еш илышт нимолан йордымо.Мыняре еным темден, шотлыдымо семын, тынарак монгеш портылеш.

Добавить комментарий для ВачисОтменить ответ