Финно-угорский активизм: 1990-е, 2000-е, 2010-е

Финно-угорский активизм в 1990-е:

VI-й Конгресс финно-угорских народов— сильная привязка к национальным республикам («средоточие и сердце всех мари — в Марий Эл»);
— национальная республика — выражение государственности данного народа, республики — основная структурная единица, которой мыслили (республика как дом/диаспора),обсуждение идей республиканского гражданства и предоставления гражданства представителям данного народа за пределами республики, формулировка «титульная нация» (припомните, есть ли она в нынешнем политическом лексиконе?);
— идея политической институционализации национальных различий: политические преференции «титульным народам», особая палата местного парламента для представительства «титульного народа», «президентом Удмуртии должен быть удмурт»;
— протесты и политические выступления по национальной тематике (например, голодовка студентов в Мордовии);
— Всемирные финно-угорские конгрессы воспринимались с большой серьёзностью и надеждой;
— бум политизированной национальной публицистики, её открытость и участие широких групп населения в этих дискуссиях;
— национальные протопартии в политическом пространстве ФУ республик («Масторава» в Мордовии, «Доръям асьнымос» в Коми);
— эстонским активистам можно ездить в Россию, они не считаются шпионами;
— ведущая культурная парадигма: этнофутуризм.
— характер: серьёзность;
— типичное место: съезд народа;
— умонастроение: «наш последний исторический шанс воссоздать нашу; государственность и обустроить жизнь и будущее марийского/коми народа».

Финно-угорский активизм в 2000-ые:

— уход от темы республики как выражения чаяний национального движения (республики сдали «нетитуальным»/федералам);
— повсеместное ощущение того, что финно-угорские народы — меньшинства даже в своих республиках — поэтому и республики им как бы не принадлежат — надо окопаться в пределах одного района, а лучше одного поселения (Алнаш);
— распад единого национального движения на 2 лагеря: лоялисты (верные курсу и указаниям Москвы) и национальная оппозиция. Остальные, не сделавшие выбора, из движения выпали: либо уйдя в культуру, либо вообще уйдя из этнически-ориентированной деятельности. — деполитизация движения, его культуризация;
— уход с повестки дня темы институционализации марийского/удмуртского/коми в соответствующих республиках: республики общие (кроме нас там еще много кто живет, им это может не понравится), «нельзя насильно заставлять учить удмуртскому языку», «вообще-то, обучение языку — ответственность не республики, а семьи»;
— распад национального общества до уровня семей (мыслят отныне не в категориях всего марийского общества, а в категориях отдельных марийских семей);
— тема обязательности изучения национальных языков всеми школьниками в республиках больше не поднимается;
— отношения с зарубежными финно-уграми привлекают внимание, зарубежные партнёры превращаются в потенциальных шпионов и агентов влияния;
— идея о возможности существования контролируемых лояльных молодёжных организаций;
— ведущая культурная парадигма: пожалуй, этнофутуризм — но уже в силу его аполитичности, у молодёжи — «гламур»;
— характер — осторожность, осмотрительность;
— типичное место — концертный зал;
— умонастроение: Весяклы Россиен!

Финно-угорский активизм в 2010-ые:

— интернет позволяет активистам работать и взаимодействовать из разных мест;
— национальная жизнь уходит в онлайн: в онлайне появляются дискуссионные клубы, среды;
— бум пабликов создаёт ощущение пробуждения финно-угров;
— резкое падение масштабов инициатив: картинки, баннеры и стикеры считаются верхом достижений;
— дисбаланс в оценке офлайн- и онлайн-событий: реплики анонимных участников в группах типа «Правые финно-угры в ВК» собирают большее количество лайков, чем выступления Президента МАФУН или лидеров, например, марийского молодёжного движения, работающих в офлайне;
— вместо публицистики на арену в качестве форматов высказываний выходят демотиваторы, картинки и статусы;
— появляются намёки на кооперацию с другими малыми народами России;
— лоялистская риторика трещит по швам, ей на смену приходит что-то вроде риторики равенства прав народов (но это не риторика 90-х);
— slactivism («ленивый активизм» — это активизм тех, кто ставит «сердечки» к бойким речевкам в соцсетях и состоит во множестве групп, но сам никогда подлинно не участвовал ни в какой деятельности);
— характер: игра, развлечение, тусовка;
— типичное место — дискотека, ВКонтакте;
— умонастроение: «мы любим наш эрзянский/удмуртский язык и нашу культуру».

Источник: Uralistica

23 комментария

Filed under Статьи

23 responses to “Финно-угорский активизм: 1990-е, 2000-е, 2010-е

  1. Аноним

    … есть над чем подумать …

  2. Аноним

    в 1990-е гг. в Марий Эл была реальная партия «Ушем» — вроде даже получала места в Марийском Парламенте. А протопартией можно назвать «Kugeze Mlande»…

    • saiver

      Не уверен, но это вроде «казимовская» партия

      • Аноним

        http://igpi.ru/monitoring/1047645476/1995/0995/12.html

        1.2.9. Партия «Ушем»
        Геннадий Максимов — бывший инженер; в 1991 году учредил фирму «Шонышо» («Мыслящий»); депутат ГС РМЭ, председатель комиссии по межгосударственным связям и межнациональным отношениям; с декабря 1994 года является председателем созданной им партии национального возрождения «Ушем» («Союз»). В отличие от существующего гораздо дольше общественно-демократического движения «Марий Ушем», имеет целью не только сохранение культуры, языка, обрядов марийцев, но и — власть. Максимов: «В программе партии говорится о «национальном возрождении народов Марий Эл». Заметьте, не только народа мари! Я выступаю резко против призывов, в частности на Съезде народа мари, к национальной изоляции. Среди наших активистов немало русских. Мы за полное равенство людей… В составе партии около 150 человек — в основном научная и техническая интеллигенция. Наши цели: содействие развитию рыночной экономики, демократического правового государства, гуманизм, национальное возрождение, патриотизм… Мы объединились перед выборами с другими прогрессивными силами, так как наши идейные соперники объединены куда лучше и тем наносят ощутимые удары. Партия «Ушем» скажет свое слово и на выборах президента республики. Ближайшая задача — рост партийных рядов. Поэтому планируем массовые выезды в районы, пропаганду идей, в октябре — съезд».

        Кстати, в сентябре после двухлетнего перерыва (из-за отсутствия средств) движение «Марий Ушем» возобновило выпуск газеты «Марийский колокол».

        Очевидно, партия «Ушем» будет преимущественно сельской — именно на селе сосредоточена в основном титульная нация. Партию не относят к претендентам на лидерство — марийцы весьма спокойны к идеям собственного «возрождения».

  3. дот

    это что?

  4. Аноним

    Я помню этот «активизм» начала 90-х в Марий Эл. Амбиций было безмерно. Причем, абсолютно неоправданных. Если без приукрас: мутное было время, поскольку всякая муть всплыла наверх.

  5. saiver

    Весь марийский «активный» народ, кто родился до середины 70-х годов прекрасно это знает и 95% и стал «уснувшим вулканом».

  6. Аркадич

    «Муть» всплывает сейчас, тогда это было настоящее движение, все кипели. Амбиции соответствовали времени.

    • saiver

      У школьной доски достойный ученик стоит и уверенно отвечает. Недостойный сидит и выкрикивает. Да будь достойным учеником и покажи пример другим, как можно спасти малочисленный народ

  7. Какшан марий

    Согласен с Аркадичем.Сейчас действительно муть и мразь всякая наверх выбралась.А те кто кипел в те годы их выжили из Марий Эл,кто то уже умер. а кого то убили.Славные были 90 годы,и люди славные,не то что нынешние присосавшиеся к власти бездари

  8. Haukka

    Мне кажется отчасти проблема в том, что те кто в сегменте финно-угров действует, на самом деле пытаются себя представить больше, чем они есть на самом деле, когда даже интересом и поддержкой у людей не пользуются. Сейчас идет смена поколений, уже бесполезно вменять прежние заслуги, многие попросту не поймут о чем речь, потому что общество изменилось оно стало более аполитичное, прежние союзы и объединения себя изжили полностью. Молодежь не являлась участниками событий 90-х годов, и можно сказать фрагментарно всплеск в обществе вроде как был в прошлом году после выборов, но опять таки к финно-уграм это не имеет отношения, по прежнему аполитичность доминирует. Потом активисты пытались изменить свою тактику, чтобы донести свои идеи, уходит идеология присущая политическим партиям и чтобы, донести хотя бы частично мораль того что происходит вокруг пришли факты, статьи, мнения о несправедливости в той или иной мере проявляющейся на социально-бытовом уровне, не самые радужные взаимоотношения органов власти и людей, активистов и власти. Но мне кажется, что можно до бесконечности об этом говорить, потому что ничего тотально не изменится, если общество не начнет контактировать между собой и не скажет четко в пределах разумного, что оно хочет, нужно обязательно использовать социологию для прояснения ситуации. Сейчас на бытовом уровне существует много точек соприкосновения. Возьмем даже трудовую миграцию, я уверен что если бы существовала организация или проект, который взялся бы налаживать взаимодействие между представителями бизнеса и работников, в регионах, авторитет подобной организации вырос сильно. Раньше создавали Ушемы, чтобы чтить свою культуру, встречаться с земляками, но нужна трансформация и ответ на запросы времени, именно там где финно-угры могли бы сами между собой контактировать и частично решать и свои проблемы. Никто пока не берет этот груз на себя. Но если всю жизнь заниматься только политикой, рано или поздно активисты превратятся в сбитых летчиков, потому что больше всего 2 типа активизма, либо те люди которые хотят власть, либо мессии, но мессии на практике хотят за людей решить как им жить.

    • saiver

      Вернемся в 20-30-е годы прошлого столетия. Те люди, кто занимался марийским языкопостроением, намного лучше видели картину о будущем сохранения народа. Слова «пӱртыс» и «тӱвыра» остались в памяти и имеют практическое значение. В начале 21 века я не вижу тех шагов в области сохранения и развития марийского языка. Социальным языком можно сказать, что народ устал и не до этого.

  9. Лайд

    Поро!
    Пагалыме, Йу:ксо:, чоян чиялтет. Рак, йу:ксо: да чортан йомак гыч мо?
    Пелечыным, пелешоям ту:ргыжыктет.
    Тыйын пурак колаштет нимат ок кой, нимо ок рашем. Ни эртен кодшышто, ни ончыклыкышто.
    Кеч иктаж вереже шкаланет рашемде.
    Илыш вашталтын, манат, рвезе тукым вашталтын. манат.
    «Трансформаций да ответ на запрос времени…» Он:ай. вот чыла самырык тукымым ужалалташ да национальный идеологий деч посна илаш о:кымлат гын — тиде мо «запрос временида»?
    1990-2005 ийлаштат власть тыгак то:чен,.но кертын огыл.
    Ку:шно: возышо ик аноним 1990 ийлам «муть» маннеже тореш умшаж дене. Аноним. умшат шо:рын кая, тыге ит куктышт. А тидым мыскылтышлан шотлет гын — библиоткыш каен. тунамсе жаплышташым шерген лек!
    Тунам лийын Марий МУТ — мемнан да пен:гыде. А таче «нулышо-влак» мутьланат… Шуйнылшын да йыгыжгын.
    Мутат уке, ко: тыгай огыл, а пен:гыде айдеме — тиде мутлан сырышаш огыл.
    Фантазер-влак 1990-ше ийлаштат, вараракшат шагалын огыл лийынна.
    Но Йу:ксо: семын финн-угор бизнесмен-влакым иктыш ушымо нерген шагал кутырымо. Эше тунамак умыленыт — бизнесъен-влакым ушаш огеш лий. Тиде — не запрос времени. Тиде — отвод от действительности в целях чего-то.
    Але мый Тендам шым умыло, пагалыме Haukka?

    • Haukka

      Я разве писал про национальную идеологию? Если политические партии занимаются борьбой между собой, одни либералы, другие демократы, третьи социалисты, четвертые националисты. Эти группы по одиночке не могли и сейчас не могут за собой увести большое количество людей по одиночке, потому общество занято социальными проблемам. А когда делаются попытки против кого то пойти, уже на второй план задвигаются противоречия именно по политическим разногласиям. Любая группировка которая приходит к власти, поедает своих же птенцов, и это понятно, ведь то чего хотели все исполнено, начинаются разногласия серьезные и передел сфер влияния на общество. Владимир я сомневаюсь, что вам не приходится или не приходилось так или иначе совсем не контактировать с чиновниками в Марий Эл, ваша работа в Марийском совете подразумевала этот вид деятельности. Также и работа с предпринимателями и бизнесом вполне имеет место быть, среди марийцев (финно-угров) они есть, вы например занимаетесь издательской деятельностью, другие строительством каких то объектов. Смысл в чем, у нас серьезная трудовая миграция существует, опять таки из за пласта экономических проблем в республике. Прекрасно известно, что кадры текут в Москву, Казань, кто куда. Рабочие из деревень едут на целые сезоны на вахту на строительстве работать. Но, если в природе должны существовать организации где бизнес ведут марийцы (финно-угры), они по идее могут быть заинтересованы в этих кадрах. Сейчас не выгодно вести дело с кем попало, но с национальной волной соприкосновение возможно. У нас активисты в основном на минимуме в основном, что то пытаются делать, хотя мне не нравится слово активист, просто патриотично настроенный человек, но их усилия имеют предел, к кому тогда они пойдут? пороги обивать в министерство культуры? зачем тратить время, русские скорее всего не будут спонсировать марийский проект. Нужна площадка для реализации среди самих марийцев (финно-угров), и неважно это бизнес проект, социальный, инструменты по сохранению языка, главное чтобы это все появлялось. Весь вопрос готовы вы ли сейчас люди к этому сами.

  10. Из ИГ

    Да, действительно, кое- кто фантазёры. До сих пор, кое- кто из руководства » Марий Ушем» не определилось с позицией — поддержать ли протестующих за досрочную отставку маркелова или перейти на сторону » поэта» (переждать в своих мышиных «норках»)

    • saiver

      Что значит «мышиные норки»? Я знаю «серый» дом и напротив, площадь, который не имеет отношения к коренным жителям Марийского края (марийцы, русские, татары и другие).

      Покажи свою смелость и креативность — выйди из берлоги, не тревожь других животных, сделай санитарную вырубки, вырубку прореживания, осветления.

  11. Весэ

    Из ИГ ! Марий Ушем держится на активистах,которые вкладывют туда свое время,свои деньги,свою жизнь ! Это не васютинская контора,которая за наши с вами деньги лицемеря,гробит нашу культуру,наш дух, наши надежды на лучшее будущее.

  12. Лайд

    Поро!
    Изиге! Да. у нас тоже серьезный вопрос: не в маркеловского ли древка вы отпочковались? Для отвода от темы. Или для выявления…
    Не обижайтесь, но…
    Мы вам дано заявили — мы за досрочную отставку Маркелова!

  13. L.

    Деградация есть. Это факт. Беда еще в том, что деятели 90 и 00-х не смогли набрать молодежь, воспитать их, найти и создать достойных приемников.

  14. Аркадич

    Уважаемый saiver, насчет «показать пример», Какшан марий ответил. Если поправлюсь, я снова вернусь в эту круговерть. Спасти малый народ всегда можно, нет никаких «порогов. Главное — язык. Я не нашел описания, как один из двух основных еврейских языков был восстановлен, когда на этом языке говорила всего одна семья. Но это было! А нам надо, как в девяностые, собираться и решать вместе, действовать. Уважаемый (ая) L., в девяностые было подготовлено достаточное количество молодых, это они сейчас работают, продолжают наше дело. К тому же, «зачинщиками» восстановления «Мари ушем» было движение молодых — «У Вий»! Честь им и хвала, что их дело живет до сих пор. Только надо дать этому делу новый толчок. Надо собираться, привлечь старую гвардию, кто может, придет.

  15. Лайд

    Поро!
    Можно спорить бесконечно!
    Но факты — вещь упрямая.
    Не было бы активной молодежи 90-х и их последователей — элементарно не было бы, например, «Радио Марий Эл». Это и есть преемственность. Просто Маркелову не было бы заставлять васютинскую команду открывать какое- то радио. Оно открыто по нескольким объективным причинам 2005 г. Во-первых, была база — человеческий ресурс — подготовленные именно в вышеназванный период. Во-вторых, этим же радио надо было глушить активистов тех же 90-х. Маркеловщина — не дураки. В третьих, этим же радио держать в серебряной уздечке марийскую молодежь (в амбициозных политических целях).
    В 2008 году, перед VIII Съездом народа мари одному из чиновников Эрику Юзыайну удалось «крепко обнять» Союз марийской молодежи «У вий» и удушить его то ли ненароком, то-ли специально… Но «У вий» благодаря этому чиновнику удалось нейтрализовать на год-два-три. Но с 2012 года члены «У вий» вновь активизировались, оклимались и начали заниматься тем, чем следует заниматься имущественной организации.
    Но период 2008-2012 гг. для молодежи не прошли даром.
    В декабре (конец ноября) при Центре-музее им. Валентина Колумба образовалось новое объединение молодежи — «ВийАр». Вспомните-ка, 2009-2012 годы ассоциируются именно именем «ВийАр». Как боялись этого общества наши доблестные структуры, они же натравливали преподавателей вузов на студентов-вияровцев. Это все — факты, все это было. Даже несколько случаев гонений на них у нас запротоколировано — для истории. Все значимые мероприятия (выезды в районы, школы, за предел — в Татарстан, Кировскую, участие в МАФУН) связывалось с именем «ВийАр». Самые громкие и звучные акции — у «ВийАра». Испугались (или поняли, наконец-то) и лишь в 2009 году Мер Канаш благодаря активности «ВийАр» (или от страха и взвучек сверху) начали проводить Слёт марийской молодежи.
    Но вот в апреле 2012 года, т.е. всего лишь год назад, «ВийАр» включили в Мер Канаш. Я не возражал, а был наоборот рад, что им предоставится возможность самореализовываться. Но увы! Хоть Мер Канаш на каждом шагу кричит о молодежи, даже в их рядах «ВийАр» зачах. В 2012 году, до вступления в Мер Канаш — они выпустили один номер своей газеты, а при Мер Канаш — ни одной (за целый год-то?!). Оньыжа Иванов тоже все время говорит молодежь-молодежь, а при такой должности смог вместе с «ВийАр» провести всего лишь единственное мероприятие. Не без Оньыжи впервые акция «Мый марла ойлем» была насильственно перенесена в злополучный для марийцев кремаль. И это провели осенью — неудачно.
    Так что Мер Канаш под благим намерением теперь душит вторую молодежную организацию — «ВийАр». Но молодежи нужно быть поумнее — убрать со временем этих же душителей в лице… Ну, ладно. до поры до времени не будем их публично называть.
    Так что. в объятьях служилых чиновников можно и задохнуться.
    /то я так расписался — в надежде, что L. теперь тоже понятно. что преемников мы всегда готовили и готовим до сих пор.
    Но вопрос: будут ли такие яркие страницы у «ВийАр», какими они были у них, когда их поддерживали и вдохновляли Центр-музей и «Марий ушем».
    Много настрочил, перечитывать нет времени, извините.

    • L.

      Спасибо. Понятно, некоторые моменты не знала. Прошу не огорчаться на мои слова. Многие общественно-политические процессы, митингово-пикетные состояния и кризисные ситуации выдергивают в свет народ, а вместе с ним и лидеров. Кто-то приобретает себя до конца жизни, другие так пару раз мелькнут на экранах тв. К сожалению, молодых лидеров-мари я не видела. Ребят с боевым характером знаю, а харизматиков не замечала. Может не мне судить, сама проморгала, так что не судите строго.

  16. Лайд

    Поро!
    Безусловно. в чем-то вы и правы.
    Я написал не ради того, чтобы оправдываться, а просто многие ситуации на самом деле не известны (коллеги наши уже не пишут, как мы поднимали эту тему: спокойно и серьезно). Не знают даже те. кто себя считает активистом. Может, это тоже не так уж плохо — активисты будут целее.
    Можно рассуждать по-разному.
    Но желательно объективно.

Добавить комментарий