Исследователи сакральных камней ждут помощи от Марий Эл

Сакральный комплекс «Хмелевая роща» или далёкий марийский след

Открытие

Четвертаков Евгений ВалентиновичВ конце сентября в Варнавинском районе Нижегородской области на реке Лапшанге разведочным отрядом Ветлужской археологической экспедиции музея ННГУ им. Н.И. Лобачевского было обнаружено уникальное марийское святилище.

Осенние выезды полевого сезона 2012 года разведочного отряда Ветлужской археологической экспедиции были посвящены изучению слабодоступных районов реки Лапшанга, протекающей на территории Варнавинского района Нижегородской области. В состав экспедиции вошли специалисты археологического отдела музея ННГУ, нижегородские краеведы и журналисты, а также студенты и магистранты различных факультетов нашего университета.

В результате проведенных работ по поиску неизвестных ранее памятников был обнаружен необычный археологический комплекс, который можно охарактеризовать как остатки некогда существовавшей священной марийской рощи. На существование сложного по своей структуре сакрального пространства указывают несколько фактов.

Во-первых, наличие алтарного комплекса в центральной части памятника, состоящий из алтарной плиты, валунной вымостки, скрытой под грунтом и мхом и мегалитов, служащих столиками для подношений.

Во-вторых, наличие по периметру сакрального пространства валунных насыпей. Подобные груды камней характерны для святилищ и кладбищ северных финнов (саамов и карел). Их назначение доподлинно неизвестно, однако можно предположить, что подобные «кучи» образовывались в результате ритуального приношения камней. При расчистке некоторых валунных насыпей нами были обнаружены железосодержащие шлаки, фрагмент железного котла.

Загадочные камниКроме того, при обследовании и шурфовке предполагаемого сакрального пространства были обнаружены археологические артефакты, которые можно разделить на четыре основные группы: немногочисленные фрагменты гончарной керамики XVII-XIX вв., фрагменты железных и чугунных котлов, предметы железного крепежа, оставшихся от бывших здесь деревянных конструкций, а также элементы ременной упряжи.

С большой долей вероятности мы имеем дело с «археологическим следом» некогда действующей, вырубленной и частично распаханной в XIX веке русскими поселенцами марийской священной рощи. Дело в том, что марийцы поклонялись своим богам в священных рощах-мольбищах, которые по своему предназначению являлись общественными, родовыми или семейными. Как правило, рощи и поныне располагаются на возвышенных местах и представляют собой небольшой участок леса, где запрещено пасти скот, ломать ветки и рубить деревья, выносить оттуда хворост, собирать грибы, ягоды и цветы, мусорить, ругаться и ссориться, посещать эти места без особой необходимости. Туда приходят только в дни праздников, в чистой одежде, помывшись в бане, как в место общения с высшими силами природы.

Традиции

Общественные моления и жертвоприношения в рощах проводились несколько раз в год, обычно весной, летом и осенью. Весной моления проводится в конце апреля — начале мая. В это время обращаются к богам, чтобы те помогли вырастить хороший урожай хлеба и сена, дали хорошую погоду. Осеннее моление проводилось в конце октября — начале ноября, в знак благодарности богам и божествам, давшим хороший урожай хлеба и здоровый скот. Летнее моление требовалось для того чтобы боги послали членам общины мир и спокойствие, здоровье и семейное счастье, удачу и благополучие во всех делах.

Загадочные камниПомимо этого бывали общинные, родовые, бытовые, частные моления и жертвоприношения по какому-либо важному событию (рождение ребенка, свадьба, болезнь, смерть и т. д.). Процесс моления и жертвоприношения проводился в соответствии с общепринятыми традициями. Все участники ритуала накануне должны помыться в бане, одеться во все чистое и белое. В зависимости от значения рощи в обряде могли участвовать только женщины или мужчины или все взрослое население деревни.

Для жертвоприношения старались выбирать белых животных — быка, барана, гуся или жеребёнка. Если таковых не было, то животное заворачивали в белую ткань. Угодна богам такая жертва или нет, определялось по направления дыма от костра, брызганью кровью на очаг и горячей водой на животное. Если боги не принимали жертву, то все повторялось на второй, третий день. Жертвенное животное необходимо было полностью съесть, поэтому люди всегда шли в рощу с таким расчетом. Кости съеденного животного закапывались в роще, каждый раз под новым деревом. Все предметы для обряда жертвоприношения также хранились в роще. В священных рощах проходили не только моления, но и бракосочетания. Венчали жениха и невесту под главной березой, трижды обводя их вокруг дерева.

Загадка

Открытие святилища, сложенного из камней, поставило перед участниками экспедиции множество интересных проблем. Одна из них состоит в том, что до нашего открытия не было известно марийских святилищ или так называемых жертвенников, которые были бы выложены из большого количества камней. Алтарная часть, сложенная из мегалитов, вымостка, остальные элементы святилища – в комплексе такого рода объектов, пожалуй, раньше не находили. Остатки вымостки XVIII-XIX вв. ранее были зафиксированы лишь на территории так называемого Ирмарьского жертвенника. Известно, что у марийцев при поклонении в ритуалах камни могут использоваться, но нет, к примеру, искусственно сделанного каменного алтаря. Здесь же фактически, мы имеем дело с своеобразным каменным следом вырубленной марийской священной рощи.

Загадочные камниДо нынешнего дня среди ученых бытовало мнение, что на территории современного Варнавинского района в средние века и в позднее время марийских священных рощ и урочищ не существовало. Бытовали эти культовые языческие комплексы лишь в Тоншаевском, Тонкинском, Шарангском, Воскресенском и Воротынском районах Нижегородской области. Для ответа на эти и другие вопросы необходимо продолжать обследование открытого сакрального комплекса, который уже получил свое название – «Хмелевая роща». Хочу напомнить, «Хмелевая роща» находится на северо-западе Нижегородской области, почти у границы с Ивановской и Костромской областями. И это никак не междуречье Ветлуги и Вятки, то есть не территория формирования марийской нации. Ни в преданиях, ни в народной памяти у местного населения не сохранилось воспоминаний о существовании данного святилища. В XX в. святилище практически не посещалось, за исключением случайно забредших сюда грибников и охотников.

Заключение

Работы, правда не так активно, идут до сих пор. Будет свежая информация – поделюсь. Сейчас же считаю своим профессиональным долгом поставить «Хмелевую рощу» под охрану как памятник археологии. А вот приравняют ли эту удивительную священную рощу к памятникам культурного наследи – неизвестно. Так или иначе, многое в этом вопросе зависит от непосредственной заинтересованности в самой республике Марий Эл. Взаимодействие здесь не помешает.

Четвертаков Евгений Валентинович
Руководитель Ветлужской археологической экспедиции
музея ННГУ им. Н.И. Лобачевского
Сотрудник археологического отдела музея ННГУ
tank_kuz@mail.ru

17 комментариев

Filed under Статьи

17 responses to “Исследователи сакральных камней ждут помощи от Марий Эл

  1. Аноним

    Почему молчит Министерство культуры, печати и по делам национальностей Марий Эл? Нужно поднять эту тему, пусть подключатся местные специалисты, общественники, археологи, историки, учёные! Это часть нашей культуры, доказательство нашей древности, нужно ему помочь!

  2. ГостьВ

    Четвертаков Е.В., руководитель археологической экспедиции. Т.е. археолог, и он не знает, что в междуречье Вятки и Ветлуги марийцы являются пришлым населением? Не знает или предпочитает не знать, что основная территория, где сформировался марийский народ – это территория между Ветлугой и Москва-рекой? Да, сейчас в том районе нет марийцев. Но вот, в своей исследовательской работе П.И. Якоби, опубликованной в ЗАПИСКАХ ИМПЕРАТОРСКОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА по отделению этнографии в 1905 году, называет черемисские деревни Чухломского уезда Костромской губернии. А Чухломский уезд уже граничит с Вологдой! Вот где жили еще марийцы в начале прошлого века! Вот автор пишет: «…Известно, что у марийцев при поклонении в ритуалах камни могут использоваться, но нет, к примеру, искусственно сделанного каменного алтаря….» Это что? Не информированность автора или попытка ввести в заблуждение или еще что? Назову самый известный искусственный камень, искусственно сделанный каменный алтарь, который любой мариец знает. По описанию, это был гладко обтесанный кубический камень, который взорвали в 1830 году. Взорвали-то не гору Чумбылата, (гору взорвать невозможно), а взорвали алтарь! На горе Чумбылата был такой же каменный комплекс с огромным каменным алтарем. Теперь по поводу Священных рощ. В Священных Рощах марийцы поклоняются своим богам. И здесь не должно быть ничего лишнего. Но у марийцев существует также культ предков. И на могилах своих великих героев, своих великих князей устанавливают каменные плиты-алтари и целые каменные комплексы. С годами вокруг появляются деревья и Священный комплекс ошибочно называют уже Священной Рощей. В средние века в Поветлужье находится крупное марийское княжество, вполне сопоставимое по своим размерам и статусу и роли, которую оно играло с русскими княжествами. Такими как, Галичское, Костромское или Суздальское княжества. . В древнерусских летописях ( Тынчинский летописец, Ветлужский летописец, летопись Воскресенского Солигаличского монастыря) есть сведения о некоторых марийских князьях: Кай(1190 – 1230), Коджа Ералтем( 1240 -…), Кий Хлыновский(…- 1280), Никита Иванович Байборода-Ош Пандаш(…- 1385), Кильдибек(1396 – 1435), Ибрага(1439 – 1415), Зюдзин. В скобках – годы правления.
    Быть может, кому-то из этих князей посвящен этот Священный комплекс?

  3. Аликсендер

    Уважаемый ГостьВ, не надо бы так… «археолог, и он не знает…»;
    «не знает или предпочитает не знать…», а то все мы подумаем, что только вы и знаете… Евгений Валентинович, как и вы, надеюсь, не может всё знать… Однако, именно ему есть основания сказать СПАСИБО.

  4. Лайд

    Поро!
    Подвергать сомнению, возможно и не плохо.
    Но мне вдруг вспомнились рецензии и отзывы на фильм «Кто сильнее его» (1984 г.). И там один из тогдашних сотрудников газеты сильно урекал фильм, что там показаны большие горы и большие воды, не характерные для Марийского края и не совсем соответствующие марийскому образу жизни.
    А лет через десять пятнадцать он же написал такое историческое произведение — я поразился широте этого автора. ри встрече заговорил об этом. Он ответил примерно такое: да, тогда мне казалось, что жизнь марийцев веками проходила в лесах. А когда начал вплотную работать с архивными материалами, я ахнул, как далеко, широко и разнообразно жили черемисы-марийцы..
    Чем меньше мы знаем о наших предках, тем уже наше сознание. И мы сами тоже скукожимся (огына пале, сандене туртына, шенам мыскыньлан шотлена). Сандене келгын шымлымаш — марийын вийже.

  5. Vladik D.R.

    Какого рода нужна помощь? Взаимодействие — это хорошо, но что именно нужно сделать? Открытие действительно уникальное. Думаю, всем нужно объединиться и помощь нашим друзьям из Нижнего Новгорода. Археология, как независимая и объективная наука, непредвзято доказала древность нашего народа. Бужет неблагодарно и низко с нашей стороны, если мы не обратим внимания и не откликнемся на слова Евгения Четвертаков. Давайте все здесь вместе подумаем что мы сможем сообща сделать. Только конструктив.

  6. Евгений

    Оказанию помощи должна предшествовать большая организационная работа, чтобы все происходило в рамках правового поля. Хотим или нет, но без специалистов Министерства культуры РМЭ и МарНИИ нам не обойтись. Уверен, будут проблемы по финансированию мероприятий, так как речь идет о работах за пределами нашего региона. Где-то в 2006-2007 годах я ездил на встречу с министром культуры Нижегородской области с целью организации совместных действий по реставрации межгубернского столба у д. Актушево Горномарийского района. В старину этот столб был границей между Нижегородской и Казанской губерниями и таких столбов по всей России сохранилось только 2, если мне не изменяет память. Встреча с министром была полезной во всех отношениях, кроме финансовой стороны. Министр прямо сказал : «Я могу выделить на эти цели деньги, но сразу вынужден буду писать явку с повинной в прокуратуру о расходовании денег за пределами своего региона». Аналогичная ситуация и по рассматриваемому вопросу. Единственный на мой взгляд выход в этой ситуации: после изучения всех материалов снаряжение экспедиции МарНИИ в рассматриваемые места.

  7. Аноним

    ав минкульт и марнии вообще материалы посылались? или наоборот минкульт и марнии материалы сами запрашивали? понять не могу каким образом и как в таких случая между регионами происходить связь.

  8. L.

    Мы радоваться должны, что историей нашего народа заинтересованы в других регионах. Наш Минкульт обязан отреагировать, ведь он не простой, занимается еще и делами национальностей, а такое у этой госструктуры есть только в нацреспубликах (нерусских или очень многонациональных регионах). К примеру, будь что-то подобное касаемое культуры якутов, чеченцев или чувашей, то их интеллигенция и научные объединения живо бы отреагировали. А тут не мы, а они из Нижнего нам обращаются. И почему это сразу должно касаться вопроса денег? Тут главное наше нацсамосознание. Тем более у Минкульта денег много. Вот они на сайте госзакупок себе новое здание хотят построить за миллиона рублей! http://www.zakupki.gov.ru/pgz/public/action/orders/info/common_info/show?notificationId=5473710

    • Евгений

      И где Вы видите, что заказчиком выступает Министертсво культуры ?
      Вот так людей и вводим в заблуждение.

    • Аноним

      вот это да! нет, Евгений, вот лично я минкульт там вижу! там же ясно написано, заказчик Минстрой архитектуры и ЖКХ Марий Эл. Посмотрите здание для кого они строят. чётко же: Административное здание для размещения Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл.
      тоесть Минстрой строит для минкульта. Получается здание стало нужно Минкульту, а Минстрой занимается своими деламит здесь. деньги то всё равно наши бюджетные, здание стоит аж целых 84 миллиона рублей! деньги значит есть, нужно их не для удобства чинуш тратить а на реальные дела культуры. вот те же сакральные камни из Нижнего!

  9. Аноним

    Нижегородцы молодцы! Порасторопнее наших ученых будут!

  10. L.

    Вы, Евгений, не внимательно читали или специально защищаете Минкульт. Не стоит.

  11. L.

    И вот еще! Вам всем не кажется, что мы слишком увлеклись политикой, общественными процессами, подковерными интригами и оргвопросами. Это все нужно, но не до такой же степени, что мы кое-что упускаем из виду. Почему по нижегородскому открытию молчат активный Лайд, интеллигент Ерофеев, московский Долгов или всезнающий Радыгин. Про Юзыкайна или там Васютина даже писать не хочу. Вот культурная и историческая проблема, у нас просят помощи, вы лидеры. Решайте и действуйте!

  12. Налогоплательщик

    >мы слишком увлеклись политикой
    А ну политика не удел марийцев. Мы, как индейцы в своих перях=национальных одеждах, должны петь и плясать и обслуживать наших политиков, великих господ немарийской национальности. Те кто не занимается политикой политика занимается (и имеет) ими (их). Финансирование марийской науки и культуры зависит от политики! Почему Вы предявляете претензии Лайду, Ерофееву, Долгову? Они такие же простые люди, как и Вы, но в добавок БЕСПЛАТНО (!) взяли на себя на себя дополнительные общественные нагрузки. А вот как раз Васютину, Юзыкайну надо предъявлять претензии, поскольку они получают зарпалту за счет Ваших (НАШИХ!) налогов и очень даже приличну зарпалту! И это их прямая обязанность заботиться о культурном, историческом наследии марийского народа, как и Казимова из МарНИИ.

  13. аноним

    Щ-щ-а-а-с, побегут Вютин и Казимов заботиться о культурном, тем-более об историческом наследии марийцев. Они вот уже сколько лет «верой и правдой» служат в деле уничтожения марийской нации и Республики Мари Эл.

  14. Аноним

    Поеслась опять эта же тегомотина. Людей много, люди разные. Кто-то политикой занимается, кто-то — культурой, кто-то — землю пашет или у станка стоит. Зачем делиться то? Лучше вместе работать, помогать друг-другу. Ведь Четвертаков незря под своей статьёй оставил свою электронную почту, посмотрите. Отклика значит от нас ждёт. А мы … эххх.

  15. Лайд

    Поро!
    Конечно, прав тот, кто написал: «почему молчат … Лайд?»
    Коротко: только за 2013 год мы подготовили и выпустим в течении ближайшего времени 2 книги. Одна из серии «Марий сылнымут пого» («Литературное наследие мари» — рушлаже). И вторая «Муро — мыйын илышем» (можно перевести кому как нравится). Бьемся над выпуском I тома «Мариские философски мысли», также работаем над серией «фольклор» и «история».
    Убеждены (возможно, в противовес интернетчикам), что марийцы должны делать КНИГУ! И еще раз КНИГУ. Это эффективно очень даже (до определенной степени. пока основная часть марийцев не будет конкретно «жить» в Интернете). Это потом наступит эпоха (через лет 5-6). Ну, а если у нас не будет хорошо отредактированных, обработанных… проработанных текстов — говорить серьезно о чем-то преждевременно. Книга- дисциплинирует все (отредактирован, откорректировано). А разместить книгу в Интернет — пару пустяков. Поэтому сегодня время — оставить книги (самые разнообразные и разные) для народа мари. А интересно будет — этими книгами же увлекутся и другие народы.
    Сегодня — книга для нас основа всего. И прежде всего — дисциплина. Для примера: попробуйте расшифровать текст некоторых современных марийских певцов. Стыдно становится за их песенный текст. В контексте песни как-то еще «прозвучит». Это говорит о том, что человек не работает над СЛОВОМ, А надо бы! Когда создаешь книгу — на ас коллективная ответственность.
    Это про то. почему Лайд комментирует не все.
    Всему дать оценку. участвовать в процессе (Интернете) не сможет никто. У каждого из нас всего 24 часа в сутки.
    А этот камень «поднять», возможно, у меня (также как и у вас у многих) — не та весовая категория. Высказать свое мнение — дело одно. Подкидывать (кому?) идейки — другое дело. И совсем третье — это реальный результат. Нет. не пессимизм у меня «сыграл». А нам очень хорощо известно отношение власти как к «марийскому наследию» (если команда васютина, маркина. ширяевой…) не уважают даже Альберта Степанова — то о чем вообще говорить! Они же сделали все для того. чтобы на Альберта-поэта (!) «не осталось денег». Хотя мы прекрасно понимаем, что все выше перечисленные господа только лишь «скрипачи-страдальцы», а музыку-то заказывают в другом месте и другие люди.
    Ну, что потом говорить «айдыза, арий-влак келашалалын илена». «Келшаш» — да, мы всегда ЗА. Но на основе уважения и достоинства, а не холуйского подчинения..
    Про камни… про камни…
    Идей подкидывать можно сколько угодно. Например, айдыза, общественники («Марий ушем», «У вий», «ВийАр»…) поедем на «сакральные места», обнесем забором, наведем порядок…
    Давайте обратимся прогрессивному ученому миру (хоть марийцам, хоть …. казанско-московск0-костромско-срославским…), нежели таковые остались еще при нашей-то системе… Смотрите, неплохая идея! Так и сделаем! Пусть над нашими предложениями проскользнуть «улыбочки». А может, это и есть путь к реальному результату.
    Идеи… идеи…
    А паледа, йолташ-влак, вчера я был в театре и тоже выдвинул идею о создании «Марийского театрального журнала» («МТЖ» аналогично «ПТЖ» — Петербургского театрального журнала). Мне между торговлей книгами делать было нечего, и я «ловил» в курилке ведущих (пожилых) актеров и режиссеров (попалось целых 3 и разных тетаров и времен). Они как бы вздрагивали как кони и «продолжали» выдвинутую идею, одобряли, горячо обсуждали! И момент — финансирование! «Но кто только выделит на это деньги?!.» — падало у каждого настроение. Вторым препятствием каждый из них считал — что сегодня некому почти писать о театральной жизни мари. Кто все это организует и на чьей базе будет существовать редколлегия. Дело непростая. Ведь был пример, когда Минкультуры РМЭ попыталась издавать свою газету по примеру Центра-музея им. Валентина Колумба. Моду взяли, но не выдержали. После нескольких номеров бросили эту затею. Хотя, считаю, что газета была очень нужная для развития марийской культуры.
    А идея создания Марийского театрального журнала возникла из того. что мы должны писать и публиковать не только об ушедших актерах, как сейчас издаются книги о некоторых марийских актерах, как Копцев, Бурлаков, Арбан, исследования Г. Зайниева…
    А о марийских актерах. о театральной жизни — надо писать, создавать летопись.
    Но кому это нужно?
    Жаль, что сегодня никому.
    А может, все-таки попробуем один номер выпустить за свои деньги.
    Если даже маркеловская команда будет на 100 % против. Я имею ввиду, если даже пожадничают с деньгами в целях экономии на установку очередного никому не нужного памятничка…
    И по камням сакральным займемся сами.
    Жаль, не хочется стать «буржуазным агентом», а то бы написали проект в Бюро ЮНЕСКО в Москве, или же напрямую в ЮНЕСКО!
    Это же так просто. Ведь на Казанский кремль ЮНЕСКО вложил немалые деньги. И никто татарское правительство не считает…
    Вот такие размышления по поводу одной реплики.
    Мы также нуждаемся в ваших советах и подсказках.

Добавить комментарий для АнонимОтменить ответ