Финно-угорский Стоунхендж

или «марийско-арийский» алтарь

У згадочного камня-алтаряВ соседней Нижегородской области произошло уникальное открытие – найден древний комплекс сакральных валунов, имеющий отношение к марийской культуре. Судя по всему, с подобными объектами российские ученые сталкиваются крайне редко.

Сенсационная находка расположена в лесах Варнавинского района вблизи берега реки Лапшанги. Название этой реки, кстати, марийского происхождения и переводится по одной из версий, как лопух или репейник. Комплекс представляет собой пять тяжелых камней, причём разноцветных и неоднородных по структуре, четыре вытянулись цепочкой с севера на юг, один – самый большой и прямоугольной формы – расположен точно к востоку от середины этой цепочки. Рядом были обнаружены три насыпи более мелких камней, которые как бы замыкают большие валуны в большой треугольник.

Марийское святилище

РаскопкиКамни во время «разведки» случайно обнаружил член Ветлужской археологической экспедиции – Дмитрий Карабельников. По его мнению, это место культа и служило оно в своё время для жертвоприношений богам. Более того археологи считают, что эта загадка марийского происхождения, они его так и называют «Марийское каменное святилище». К востоку от комплекса археологи нашли более конкретные артефакты: часть крышки котла, крюк, гвозди, пробой. Все это было изготовлено и использовалось сравнительно поздно, в XVII-XIX веках. И все это с большой долей вероятности принадлежало марийцам. Именно марийский народ до сих пор совершает жертвенные ритуалы, используя котлы и подвешивая их на крючья.

Арийский след

«Ва-БанкЪ» связался с доцентом кафедры физической географии НГПУ Борисом Фридманом, который посетил древний «алтарь» и участвовал в его исследовании.
— У меня есть догадки, что это сооружение более древнее, чем кажется и оно имеет отношение к арийским народам – предполагает Борис Исаевич. – При этом в его древнемарийском происхождении я тоже не сомневаюсь. Просто в своё время финно-угорская культура либо соприкасалась с арийской культурой, либо имеет к ней непосредственное отношение. Посмотрите на марийский язык, многие слова созвучны с названиями арийских богов.

Вопросы без ответов

РаскопкиПомимо всего прочего, кандидат геолого-минералогические наук Борис Фридман установил поразительный факт – стороны «марийско-арийского алтаря» расположены сверхточно по сторонам света. Но как могли это сделать создатели комплекса? Ориентировались по звёздам на ночном небосклоне или по заходу-восходу Солнца в день равноденствия? Ещё смущает — сколько сил было потрачено на установку этих камней. Ведь их нужно было разыскать, перенести эти валуны в одно место, расположить в особом порядке и установить строго по географическим координатам без отклонений даже на один градус! Надеемся, что на все вопросы смогут ответить результаты археологических работ, которые идут до сих пор. А пока за разъяснениями мы обратились к местным марийским экспертам.
— Учёное сообщество Марий Эл этим открытием, конечно, заинтересовалось – констатирует кандидат исторических наук, замдиректора МарНИИ Евгений Кузьмин. – Но что-то конкретное мы скажем после своего, личного исследования. А по поводу связи с арийской культурой – это всего лишь гипотеза. Всему нужно научное обоснование.

Кстати:

На всех уголках планеты разбросаны загадочные сооружения из огромных, либо небольших каменных глыб и плит. Вспомните знаменитый английский Стоунхендж, дольмены на Кавказе, «истуканов» на ножках — валунах в Карелии. Существуют мнения, что они созданы предками погибшей высокоразвитой цивилизации, а некоторые вообще намекают на инопланетное происхождение сооружений.

Древняя связь культур:

Марийский знакМарийский знак плодородия является древним солярным символом. Подобные символы были главенствующими почти у всех народов Евразии: славян, германцев, скифов, сарматов, индусов, исландцев, шотландцев, марийцев и многих других.

Александр Фадеев
Источник: газета «Ва-БанкЪ. Йошкар-Ола»,
№ 3(32) от 27 января 2013 года

33 комментария

Filed under Статьи

33 responses to “Финно-угорский Стоунхендж

  1. Аноним

    марийский солярный знак очень напоминает свастику. никто не замечал? свастика как говорит википедия тоже солярный знак. оба древние получается. может быть из одно пласта культуры. или родственное происхождение имеют. может кто из учёных или специалистов сможет разъяснить?

    • Не фашист

      У уральских мари в вышивке свастика в чистом виде встречается и по сегодняшний день… Древние язычники, что финно-угры, что славяне, не виноваты, что в 30-40 гг Гитлер ее начал использовать… Запрет свастики — это одна из недалеких решений российских законодателей. Запрещать надо не внешние схожие символы, а саму идеологию.

    • интересная статья «Древний символ – свастика» — http://zoroastrian.ru/node/1719

      • Свастика

        Судя по всему свастика есть везде: от Индуизма в Индии, Тибета в Китае, до Кельтской и Англо-саксонской Европы.
        Спасибо хорошая ссылка. Многого не знал. Оказывается свастика есть на культовой одежде православных священнослужителей. Получается все эти части света, некоторые народы каким-то образом имеют общую часть культуры. От арийцев это или нет не знаю, но к марийскому знаку плодородия интерес возник большой. Вроде бы вот смотришь на него каждый день, понимаешь что означает, какой он древний, где используется. А тут будто с другой точки зрения на него взглянул.
        1. Скиньте кто-нибудь ссылки где можно прочитать побольше про марийские солярные знаки, не только плодородия, но и другие. Побольше информации.
        2. Дайте названия книг и имена авторов, где проводятся научные исследования марийских знаков, их значения и особенно происхождение.

  2. Свастика

    Солярные знаки и символы. Почему их называют солярными? Solaris — во многих языках, в том числе и древних переводится, как солнце. Все эти символы обращены Солнцу, в благодарность солнцу, связаны с солнцем. Все древнейшие верования и культы были связаны с солнцем, из-за этого она появились на заре человеческой цивилизации Марийский знак плодородия, плодородие тоже связано с солнцем.
    Среди солярных знаков есть свастичные, или свастичноподобные. Такие знаки должны быть правильной геометрической формы, симметричные, 4- уровневые. Получается марийский знак плодородя подходит, он тоже свастичный.

  3. Аноним

    Е.кузьминто когда стал археологом. он что лично будет изучать эти камни.валенок

  4. Аркадич

    Ме чыланат нылымше, Арий цивилизацийыште илена. Но чын Арийже мландевалне шагалракын улыт. Шуко калыкше кодшо – нылымше (Атлант цивилизаций гыч улыт), икмыняр калык кумшо (Лемурит)цивилизацийын шочшыжо улыт. Но ту:н: ту:выраже садиктак Арий — влакын. Кызыт нунын жапышт. Нуно вес калык – влак деч виянрак, ушанрак улыт. Садлан ту:ням нуно ву:дат. А кодшо цивилизацийын шочшыжо – влак инволюций велыш каят, пытат. Кудымшо цивилизаций толмеке Арий – влакат эркын пыташ ту:н:алыт.
    Свастик шотышто – тиде акрет годсо символ. Крест – сандалык шкеже, а тудын «почшо – влак» — тудын по:рдмыжым ончыктат.
    Кунам айдеме мландевалне илаш ту:н:алын, ик йылме, ик ту:выра, ик вера ыле. Вот тусо вера деч чыла кызытсе вера лектын. Садлан чыла веран икгайрак символикыже и традицийже. Тунамсе йылме санскрит маналтеш. Тиде йылмым Юмо пуэн. Марий йылмат санскрит йылмын тан:ашыже. Тудымат Юмо пуэн. Вес тыгай йылме кодынжат огыл. Тыгак марий вера денат.

  5. Эльвира К

    1. Павлова А.Н.:
    — Семантика украшений древнемарийского костюма: монография. – Йошкар-Ола, 2008.
    -Семиотика костюма волжских финнов.– Йошкар-Ола, 200?
    2. Большов С.В., Большова Н.А., Данилов О.В. Древние культовые памятники Марий Эл: монография. – Йошкар-Ола, 2008.
    3. любые статьи Большовой Н.А., она очень хорошо расшифровывала марийские орнаменты вышивки.

  6. L.

    Оба комментария в самой статье вызывают улыбку:
    Фридман Борис Исаевич. Интересно читать слова этнического еврея о культурной связи ариев с древними марийцами.
    Евгений Кузьмин историк со слабой археологической практикой, если она вообще у него есть. Сразу „гипотеза”, он не понимает все того, что выходит за рамки советских догм. Наши ученые заинтересовались … И что? Они туда поедут? Или просто в Нижний Новгород позвонят?

  7. Tsikma

    Пуры кечӹ. Мой коммент не в тему: но кому-то может быть и интересен.

    В интернете появился новый сайт на горномарийском языке по адресу: http://hillmarygames.blogspot.fi/p/blog-page_31.html
    Его создатель, проживающий в США уроженец Йынгы Кушыргы. На этом сайте уже есть свои авторы, пишущие на горномарийском. Сейчас пишутся статьи о горномарийских детских играх. Статьи представляют из себя эпизоды из жизни и игр горномарийских детей 1950-1980-х годов.
    Пиш яжо идей! Кӱ марла сирен мышта, ти сайтыш ушнен кердеш.

  8. Аноним

    Хотя со свастикой и солярным марийским знаком лучше не играться.
    Недавно казанские полицаи девушку из Марий Эл задержали за коловрат, это тоже солярный и языческий знак, только славянский, округлый, на гитлеровский крест похож. Они оказываются по законам запрещены, всё похожее на нацистские символы запрещено.
    http://www.aif.ru/society/news/293483
    http://gg12.ru/node/16671
    Мы тут сейчас наговорим и марийский символ запретят 🙂 Наши законодатели легки на подъём, а полиция свою работу любит 😉

    • Не фашист

      Ой в штаны-то не наложил пока эти строчки писал? Чего вы трясетесь, давайте откажемся от всех наших исторических символов ради каких-то дебилов, издающих вышеупомянутые законы. «Государственная Дура» России и чиновники РФ еще не на такое способны. Если мы молча будем все проглатывать и мириться с этим идиотизмом завтра вообще традиционную марийскую вышивку под запрет пустят, увидев в ней «фашистские символы». Смысл любого знака, его использования в контексте. Сам по себе солярный знак, даже точная копия с фашистского флага не есть пропаганда фашизма. С головой дружить надо, а с этим в России всегда были проблемы, особенно у госчиновников…

      • Аноним

        Действительно, студентку из г. Волжска (РМЭ) за полиэтиленовый пакет, который она приобрела в Екатеринбурге задержали в г. Казань, объясняя это тем, что на пакете нарисована свастика. Было несколько судов. Марийские ученые пытались доказать, что на пакете не свастика, а марийский солярный знак, который очень похож на один из славянских коловратов.

        • Аноним

          А как вы думали? Почему думаете убрали настоящий солярный знак с герба и блага РМЭ? По этой же причине. Это символ Солнца, которому в древности поклонялись абсолютное большинство народов, в том числе и народ мари. Не дереву, а именно Солнцу. Дерево по всей видимости играло несколько иную роль в проведении кумалтыш.

    • чуток обыватель

      выше в комментариях saiver оставил ссылку http://www.mari-obereg.narod.ru/novosti19.html
      там есть в конце орнамент под названием божественная чистота, на внешний вид чистейший нацистский крест. описание таково, Символ изначальной божественной чистоты, защищающий мир от силы зла. Орнамент использовался в 18-19 веках в качестве оберега на головных уборах, одежде.
      по логике вещей попробуй сделай такуб вышифку, или просто изображение на шапке или одежде. далеко не уйдешь, менты глуповатые встречаются. так что пример с коловратом актуальный. объясняй потом в суде что российские законы некорретны и ущемляют целый пласт культуры определённого народа. скандала то будет. да связываться никто не захочет.

  9. ГостьВ

    Вот это уже интересно! Хотя православные ВЕСТНИКИ пишут о прибытии в этот край святого Варнавы Ветлужского аж в 1417 году, и его успехах в миссионерской деятельности, но, наверное, святой Варнава не очень-то преуспел в таком деле. Раз даже в 19-м(по словам авторов) веке язычники все еще поклонялись своим богам. И хотя авторы говорят об отсутствии марийского населения в Варнавинском районе, марийцы обрусели в этом районе только в 20 веке при советской власти. В своей исследовательской работе «Вятичи Орловской губернии» П.И. Якоби, опубликованной в ЗАПИСКАХ ИМПЕРАТОРСКОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА по отделению этнографии в 1905 году, называет черемисские деревни Костромского уезда. И наибольшая концентрация черемисских деревень именно в Варнавинском и Макарьевском уездах. Вот эти черемисские деревни: Морчиха, Чепаево, Соткино, Черемиссы, Козленец, Тонкино, Попелята,Марагуши, Марки, Кромки, Лушмар, Мармышево, Чиркуши, Шаминер. А, например, в Чухломском уезде уже только две деревни черемисские. Т.е. в 1905 году еще в этих деревнях жили марийцы. А марийцы где бы ни жили всегда поклоняются своим богам. А православные марийцы или атеисты-марийцы( без своей веры) превращаются в русских. Я хочу сказать, что это марийское святилище еще действовало в начале 20 века и марийцы перестали поклоняться своим богам только в советское время, что привело к полному обрусению. Если ученые хотят разгадать загадку этого «Марийского святилища», они должны обратиться к жителям вышеназванных бывших марийских деревень. Быть может, кто-то еще помнит.

  10. Аноним

    для Варнавинского района — одного из мощнейших центров православия на Ветлуге, открытие марийского святилища — удивительно и неожиданно…про марийские деревни,замечено верно

  11. Тот, кто обнаружил...

    Уважаемые друзья!.В периодических изданиях журналисты заостряют внимание лишь на мегалитическом алтарном комплексе святилища (Хмелевая роща) — четырех валунах и непосредственно самом алтарном камне. Но, на этом уникальном языческом археологическом объекте есть еще несколько архаичных конструкций — так называемые каменные кучи + подпочвенная вымостка (на глубине 7-10 см), состоящая из мореных булыжников и небольших плоских плит из аналогичного материала. Об этом надо знать… Тот, кто обнаружил…

    • Аноним

      Если это действительно вы, то благодарим вас за вашу работу. Кугу тау! Успехов вам в дальнейшей деятельности!

  12. Аноним

    Чуток обывателю, Не фашисту и Saiverу
    Вы говорите вот про этот орнамент?
    Божественная чистота
    Тогда информация для размышлений: один знакомый еврей утверждает, а я думаю просто предполагает, что среди марийских орнаментов есть знаки, похожие не только на нацистские символы, но и иудейские 🙂 звучит конечно фантастично.
    Посмотрите на орнамент Дерево (Пушеηге). Символизирует начало жизни, олицетворяет связь верхнего, среднего и низшего миров, дающих дереву магические жизненные силы.
    Пушеҥге (Древо)
    Говорит, что от взаимодействия с иудейским Хазарским царством, это орнаментально переделанная еврейская свеча. Вот такие фантазёры встречаются 🙂
    http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%87%D0%B0&pos=0&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fsuper-chevrolet.narod.ru%2F740%2Fcandles.jpg%3Frand%3D1202214199834248

  13. ГостьВ

    Вот о святом Варнаве Ветлужском пишет сайт РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
    «…Родом из Великого Устюга. По удалении с родины (вследствие набегов диких черемисов) на одно пустынное место на берегу реки Ветлуги…» Православная Энциклопедия: «…В XV — 1-й пол. XVI в. на город регулярно совершали набеги ветлужские черемисы (предки совр. марийцев). Одним из наиболее опустошительных был набег 1417 г., как полагают, именно после него В. В., по-видимому овдовев, принял монашеский постриг и отправился на р. Ветлугу (в списке жития нач. XVIII в. говорится, что В. «саном иеромонах… прииде… на реку Ветлугу»). Не вызывает сомнений миссионерский характер ухода В. В. в район расселения черемисских племен, исповедовавших язычество (Вел. Устюг в тот период был важнейшим миссионерским центром)…» Разве ветлужские черемисы в это время были дикими? У них было свое княжество и князья Ветлужские заключали договора с русскими князьями, роднились с ними. Известен договор с Александром Невским. Ветлужский князь Ош Пандаш породнился с самим Дмитрием Донским, выдав свою дочь за его племянника, сына Костромского князя. Ош Пандаш 19 лет вел войну с Галичским княжеством и победил в этой войне! В средние века в Поветлужье находится крупное марийское княжество, вполне сопоставимое по своим размерам и статусу и роли, которую оно играло с русскими княжествами. Такими как, Галичское, Костромское или Суздальское княжества.

  14. Jin

    Я один не заметил сходства со свастикой?

  15. ABTOXTOH

    ГостьВ.Не стоит искать правду в источниках подобных православной энциклопедии, да и в официальной истории ее немного. Понятно почему…

    Не понятно почему нижегородские археологи, не сомневаясь в искусственном происхождении лапшангинского комплекса, ставят вопрос о принадлежности его к культуре древних мари- до 1246 года всё правобережье Ветлуги было марийским. http://mariuver.wordpress.com/2013/01/17/molch-kamni/ Не понятно почему они считают, что марийской религии не свойственно отмечать места поклонений. В Моркинском районе нашли тоже что то подобное.

    кстати: по ранней истории поветлужья можно посмотреть интересный фильм. http://www.youtube.com/watch?v=RCFv8ddl_bs

    Думаю, что в тему: во 2 части есть даже точная дата происхождения названия «черемис» — после 1369 г. (Смотреть с 8.30) http://www.youtube.com/watch?v=8mBEvg1pXG8 . Хотя нельзя согласиться с такой трактовкой названия. Повесть временных лет написана в 12 веке.

  16. Язва излечима

    я патриот и искренне хочу верить, что так и было.Но назови источники, а то больше похоже на красивую сказку….каждый народ хочет быть в развитии на равне с другими народами в частности и мы марийцы, но историю пишут победители и нас лишили нашей истории, может сейчас пришло наше время, все расставить по своим местам….источники напиши

    • ГостьВ

      Нижегордский иследователь, профессор Н. Морохов. «По реке Ветлуге»
      А. Жуков. Ош Пандаш в легендах и летописях.
      А. Жуков. История Марийского княжества в Поветлужье в 12 – 16 веках
      Или наберите в Google «Ош Пандаш»

  17. Tsikma

    В воспитании марийского и других финно-угорских народов примарным считается «скромность» . Нас с детства воспитывают говорить потише, не кричать, громко не петь, за едой ребенок должен только молчать. Т.е. в детях подавляется инициатива и возможность самовыразиться. Зачастую описывая финно-угорские народы приписыват: «скромный, трудолюбивый народ». Давайте выкинем, к черту эти старые стереотипы в поведении! Хватит быть скромным и трудолюбивым. Мы получается: для русских чинвоников тихие, ропотные, послушные, трудолюбивые лошадки, на которых все можно навалить. А что, если начать брыкаться? А что если заржать во всю глотку и сказать: «Хватит, поимели нас за рабочих лошадок, извольте нас принимать за людей! Дайте нам права человека!»
    (В западном обществе, например, скромность приветсвуется, но она не сопоставляется с покорностью. Западное общество воспитывает свободных и свободомыслящих людей.) Таким образом будет совершенно новая генерация марийцев, подобных Ош Пандашу! А русским чиновникам скромные народы и нужны, чтобы на них дальше возить и издеваться над ними. Посмотрите, что Кремль сделал со скромным, трудолюбивым и молчаливым коми-пермяцким народом? Перед объединением с Пермской областью в Пермский край им наобещали кучу всех привилегий: экономических, административных, культурных и язык должен был у них развиваться во все локомотивы. А в итоге что? Коми-пермяцкий народ как был у разбитого корыта, так и остался перед ним. А ситуация самого народа и его языка, наоборот, ухудшилась в разы.
    По этому поводу есть очень умная горномарийская пословица: Йӹлмӹжӹ яклака — пӓшӓжӹ какляка. По русски это будет звучать примерно так: Сладко заливается, только дела темны.

  18. Тот, кто обнаружил...

    Тот, кто обнаружил… (Дмитрий Карабельников. Нижний Новгород)
    Если интересно… источники по истории и культуре мари:
    Бахтин А.Г. XV-XVI века в истории Марийского края. Йошкар-Ола. 1998
    Все выпуски Археология и этнография марийского края. Йошкар-Ола.
    Морохин Н.В. Нижегородские марийцы. Йошкар-Ола. 1994.
    Кузнецов С.К. Святыни. Культ предков. Древняя история. Йошкар-Ола. 2009.
    Полтыш — князь черемисский. Малмыжский край. Иошкар-Ола. 2003.

  19. Лайд

    Поро!
    Сам я не дошел, но слышал, что есть хороший труд Тимофея Семёнова (представитель-черемис, один из образованнейших для соего времени, но незаслуженно забытый), назывется «Черемисы».
    Ну, а исследования подобно с названием «Черемисы» есть и у великого марийского просветителя Нурминского, и профессора-мари (уроженец Моркинского края) Императорского Казанского университета (умер в 1904 году) И.Н.Сминова и у других.
    А чувашин Н.В.Никольский в 1920 году выпстил исследовательский труд «Мари» (т.е. «Черемисы»). Конечно, они не равноценны по своим достижениям цели — расскрыть историю народа мари. В то же время довольно интересны, как бы мы ни относились к тому или другому автору.
    Но интереснее всех «позабытый» Тимофей Семенов. На его труды (а он был этническим черемисом) опирался широко марийско-русский ученый С.К.Кузнецов (мать марийка, а сам, отрицая всю жизнь, что он мари, к концу жизни сделал такие «подарки», которые являются самыми ждказательными его марийское происхождение, его марийсские корни-гены).
    Так что «загадок» еще очень много.
    Но вот оказия — нелегко дойти до более глубинных источников (не имею ввиду ПСРЛ и др., а еще далее).
    В этом нам тогда поможет АРХЕОЛОГИЯ! Как менее ангажированная область науки. Хотя… В этом-то и вопрос…

  20. Рудольф

    Ну это ведь означает кече(солнце). Символ плодородия.

Добавить комментарий