«Мер Каҥаш» на пороге перезагрузки: надежды и реальность

Часть 1

Юрий ЕрофеевПосле обнародования текста проекта Устава «Мер Каҥаш» с целью привлечения внимания читательской аудитории к его обсуждению прошло два месяца. Но дискуссии, по сути, на заявленную тему так и не получилась, не считая участия заинтересованных в этом А. Радыгина, М. Асессорова, которые и сами по себе напрямую могли донести до авторов – разработчиков свою точку зрения.

Правы те, которые, как С. Никитин, в качестве одной из причин пассивности называют поголовную правовую непросвещенность. Но снижение активности сторонников марийского национального движения (в широком понимании слова) произошло и по причине невыразительности итогов последнего, я бы сказал «самозваного», съезда марийского народа. Апрельский «холодный» воздух усилиями чиновников от власти, не выпускавших ни на минуту из своих рук бразды правления на съезде, развеял романтические, весенние настроения делегатов.

Никак не понизил степень апатии и закостенелый до замшелости, а по правде сказать, «протухший» с головы, «вселенский» сбор финноугров в Венгрии, испытывающей и без того серьезные экономические и иные трудности. Глядя на окружение В.П. Маркова, я всегда задаюсь одним и тем же вопросом, основанным на демократических воззрениях: «Кто они, почему так долго засиделись в креслах Консультативного комитета, сделав его, как выражается М. Асессоров, «стреноженной лошадью»? Вероятно, им нравится быть в роли виртуальных управителей финно-угорским миром, где привычны ласкающий слух слова «господин», «госпожа» и т.д. Но, думаю, также нравится и то, что они подобным образом «честно» выполняют волю тех, кто поставил их на эту должность, считая «народных посланников» как бы незаменимым служивым сословием наций.

Так, за двадцать лет, вызванный к жизни эмоционально-психологическим порывом масс институт дипломатии в виде общественного форума родственных этносов постепенно выродился в «тусовку» федеральных и региональных чиновников с некоторой долей участия верного им электората и с использованием некой трибуны, с которой звучат предварительно «отглаженные опять же чиновничьим утюгом» доклады, заполненные красотой народных изречений и цветастых метафор. А для того, чтобы не было неожиданностей, придумали, чтобы тексты выступлений заранее высылались в оргкомитет под предлогом их публикации в сборниках.

Тем не менее, даже среди них происходит совестливое пробуждение в виде предложений М. Ханнус (Финляндия) о необходимости модернизации организационного и смыслового содержания будущих Всемирных конгрессов. Правда, она не уточняет, а кто станет вершить это святое дело? Или все те же сильно примелькавшиеся лица?

Нельзя также не согласиться с госпожой Ханнус, предложившей раздвинуть рамки дискуссий за счет активного использования диалогового элемента между участниками конгресса без посредников и т.д.

А пока в общественном национальном строительстве, по крайне мере там, куда достигла рука чиновника, продолжается застой, который сохранится, если от рулевого штурвала не отстранить «госслужак».

К такому выводу, наконец, пришел и мой постоянный оппонент А.И. Радыгин в своем видении будущего Устава «Всемарийского Совета» и в целом движения «Мер Каҥаш». При всей своей критике Радыгина, я продолжаю верить в его реформаторские качества умеренного типа, что позволяет судить о перспективе его полезности в условиях обязательного присутствия на общественной площадке плюрализма мнений. Скатиться до ненависти, ума большого не надо. Нужно уважать друг друга.

Что касается теперь непосредственно личного мнения о проекте Устава межрегионального общественного движения «Мер Каҥаш» («Всемарийский Совет»), то я не в восторге от него, хотя он максимально впитал в себя Устав общественного движения финно-угорских народов. Оба этих документа, правда, последний получил регистрацию в Минюсте РФ при поддержке заинтересованных лиц из числа высокопоставленных чиновников, страдают одной и той же хронической болезнью, а именно, попыткой монополизировать народы (народ), невзирая на то, что Федеральный Закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995г. главным субъектом права в этом процессе считает всего лишь физических лиц – граждан, достигших 18 лет.

Российские финно-угры, к сожалению, продолжают, не считаясь со временем, уперто следовать общинным принципам в нормативно-правовом понимании национального строительства, которые никак не вписываются в Конституции РФ и Республик. Например, в действующем Основном Законе РМЭ в преамбуле не выделяется марийский народ. Нет и понятия «многонациональный народ», как было когда-то раньше. А есть только «народ Республики Марий Эл», что подтверждается пунктом первым статьи 3 без всякого указания на конкретную этничность (титульность). Далее, в развитие его говорится: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». По части последних слов всё ясно. А что такое «непосредственно» — это уточняется в пункте 3: «высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы».

Вот и всё. Нигде в конституции РМЭ, а равно и РФ даже намека нет на съезды народа (народов), а тем более о праве наций (пусть и титульных) на их проведение. Заложенные в них права прописаны только для граждан и общественных объединений как зарегистрированных, так и не имеющих юридического лица, которые в свою очередь также состоят из граждан.

Так почему же тогда местное чиновничество потворствует этому? Не потому ли, чтобы легче было управлять народами, манипулировать национальным сознанием? При этом властям гораздо выгоднее иметь одну, пусть и псевдомассовую структуру, но с верным «вожаком» вроде библейского Моисея, связавшего иудейского бога Яхве союзом с еврейскими племенами, от которого те получили десять заповедей, регулирующих поведение человека перед Богом.

Таким образом, «съезды народов» являют собой мнимое народовластие, помогают властям замерять температуру народного самочувствия и при нарастании гнева, недовольства выпускать пар. Думаю, что это даже слишком «сильно» сказано. Гораздо точнее будет употребить слова «деполитизировать», «деконсолидировать», «дезорганизовать» марийскую нацию с тем, чтобы окончательно превратить людей в обывателей, в зрительскую массу равнодушных наблюдателей бесконечных скандальных сенсаций, развлекательных страстей на фоне человеческих трагедий, убийств и смертей.

Лично я не против национальных съездов, которые уникальны и характерны для всех народов, особенно в периоды высвобождения из-под колониального гнета. Их можно сохранять как символ пробуждения, развития, возрождения, а то и «борьбы за права и свободы граждан и наций». Но нельзя опошлять, унижать их до пределов прислуги, обеспечивающей прихоти власти, услаждающей интересы господ-чиновников и кланов разного калибра.

Поэтому решение пленума «Мер Каҥаш» о созыве очередного съезда «марийского народа», чтобы утвердить на нем Устав, в общем-то, рядового общественного объединения – это не только абсурд, очередная насмешка над народом, пощечина марийскому национальному движению, но и издевательство над гражданами мари, их достоинством. Это позор перед памятью истории!

Если и проводить в ближайшее время настоящий, полноформатный съезд, то его следует посвятить теме участия марийского народа в разгроме фашизма в рамках празднования 70-летия Великой Победы с изложением некоторых выводов – уроков, полезных для современного и будущих поколений.

В числе многих патриотических дел, посвященных данной теме, было бы крайне полезным выяснить, сколько же сынов и дочерей марийского народа осталось сегодня в живых, с тем, чтобы первоначально собрать их вместе по регионам, воздать им почести, а затем пригласить в составе делегаций или по отдельности на общий национальный съезд (возможно, к этому сроку будет введен в строй многотысячный спортивный манеж в Йошкар-Оле) на исторической Родине с разнообразной содержательной программой.

И главными инициаторами патриотической акции должны выступить все существующие в Российской Федерации марийские национальные организации в рамках общего единого оргкомитета при безусловной поддержке властных органов РМЭ!

Тем самым марийское национальное движение, наконец-то, обретет как бы консолидированное единение, достойное современной эпохе, которого нынче, к величайшему сожалению, нет.

Безусловно, победу в Великой Отечественной войне нельзя приватизировать, разобрав ее по национальным квартирам. В торжественных мероприятиях вместе с марийцами призваны участвовать защитники Отечества и других национальностей.

Времени для «раскачки» осталось немного. Готовы ли республиканские общественные объединения возглавить подготовительную работу при коллективном участии других региональных структур? Московское землячество в свою очередь могло бы пригласить принять совместное участие в посещении мест захоронений героев войны – уроженцев Марийского края в Калужской и Смоленской областях, среди которых покоится прах первого Героя Советского Союза из мари С. Суворова и прах Героя Советского Союза В.С. Архипова, уничтожившего пулеметным огнем около 200 фашистов. В прошлом году мы доставили на их могилы родную марийскую землю, тем самым подтвердив, что память о них живет в сердцах земляков.

Следует заметить, что историческая поступь «народных съездов» кроме действительно полезного содержала в себе немало опасного для целостности российского государства. В ряде случаев (Чечня) они стали площадкой (трибуной) для выражения сепаратистских настроений в форме призывов к отделению от России. Более того, созываемые по произвольным правилам и под якобы демократическими лозунгами «съезды народов» кое-где оформились в национальные парламенты. Например, в Адыгее на съезде ашугов по национальным предпочтениям фильтровались кандидаты на пост президента (главы) Республики, что, естественно, противоречило основному закону страны.

В сегодняшних же условиях, когда граждане одного и того же этноса разбросаны по всей России, а определенная часть проживает постоянно или временно даже за рубежом, невозможно совместить их интересы с судьбой только одной Республики Марий Эл.

Во-вторых, какая-то часть марийцев никогда не была на своей исторической родине и, вероятно, не будет. Но это не означает, что для марийской нации они потерянные люди.

Впрочем, как и те, кто родился в результате смешанных браков, к числу которых отношу и себя. А таких сегодня много, количество их в век глобальных трансформаций может возрастать. При этом крайне важно, чтобы максимально сохранить эту ассимилированную часть этноса в ареале марийских культурных традиций, духовных ценностей. Все это можно достичь только при активном задействовании национальных объединений.

Безусловно, определенное число полиэтничных по крови граждан окончательно порвало связь с марийским миром. Но я также знаю немало и тех, кто не дистанцировался, не отгородился от марийского племени человеческого рода. Более того, они гордятся этим публично перед всем миром.

Лучшим подтверждением сказанному служит пример Андрея Яковлевича Эшпая, который не стесняется называть себя марийцем не только по происхождению, но и своему музыкальному творчеству, успешно демонстрируя в своих симфонических, камерных и хоровых произведениях всю красоту национальных мелодий народа мари, что вызывает восторг у отечественной и международной аудитории.

Более того, он вот уже на протяжении 12 лет выполняет миссию Почетного президента нашей земляческой организации в Москве. Сегодня ни одно из столичных национальных объединений не может «похвастаться» тем, чтобы во главе их организации стоял такой духовный лидер. Кстати, 15 мая 2013 года Андрею Яковлевичу исполнится 88 лет. Поэтому я прошу читателей интернета не забыть поздравить его с Днем рождения и, особенно, как ветерана войны, участника штурма Берлина, лейтенанта-командира разведвзвода с Днем Победы! А в год 70-летия ее А.Я. Эшпаю исполнится 90 лет.

Лично мне даже кажется, что сочетание генов, содержащих коды различных культурно-этнических традиций, позволяет лучше сохранять внутренний баланс межнационального мировосприятия, освобождая человека от разного рода предрассудков. Ведь не будь смешения славян с финно-уграми, не было бы и русских (читай В.О. Ключевского – его труд «Русская история»).

Смысл моего обращения к этой теме заключается в том, чтобы расширять базис марийского национального движения, максимально задействовать ресурсный потенциал лиц, рожденных в результате смешанных браков, которые не в меньшей степени могут быть патриотичны и полезны для марийской нации, не говоря уже про их интернационализм.

И здесь я изначально не согласен с тезисом Р. Абдулатипова, который в одной из своих работ в 90-е годы утверждал, что «из представителей смешанных браков нередко вырастают оголтелые националисты».

Создавая московское братство в 2000 г., я придерживался линии, чтобы объединить, начиная уже с его названия «Землячество Марий Эл», всех, кто так или иначе кровно связан с Республикой. Ибо, скатываясь на путь мононационального строительства, пришлось бы оставить за бортом многих людей, как, например, первого диктора Марийского телевидения, заслуженную артистку МАССР Л.В. Матвееву, отец которой Василий Васильевич Матвеев (мари по национальности) был председателем Совета Министров республики, первым зам. председателя Марийского совнархоза, а затем министром сланцевой промышленности в Эстонии и т.д.

Этого же принципа мы придерживаемся и в работе с земляческой молодежью, прибывшей в Москву из РМЭ и других регионов. Среди них немало «полукровок», не знающих марийского языка или плохо владеющих им. Но энтузиазм, с которым они включаются в земляческие дела, приятно поражает.

Данная тема для общественного строительства нова и актуальна. Я не помню, чтобы когда-либо в рамках научно-практических конференций, заседаний «круглых столов» и т.д. рассматривался подобный опыт. Вполне возможно, что данная проблематика потребует разработки специальных адаптированных программ по удовлетворению этнокультурных запросов граждан этой категории.

Завершая тему марийского национального движения в широком понимании его в привязке к нынешним обстоятельствам, лично мне представляется, что оно, во-первых, должно рассматриваться вне пределов «республиканского интерьера», поскольку уже является межрегиональным, но с опорой на историческую родину; во-вторых, необходимо его вывести на просторы финно-угорского мира и Российской Федерации как равноправного субъекта, способного действительно отстаивать как права марийских граждан, так и этнических общностей мари. В-третьих, нельзя допустить монополию на него какой-то отдельно взятой общественной структуры, типа «Мер Каҥаш». Ибо «Мер Каҥаш» как общественное движение в рамках понятия «общественное объединение» лишь составная часть марийского национального движения. В силу этого следует привыкнуть к тому, что марийское национальное движение представляют не только «мерКаҥашевцы», но и «мариушемовцы», москвичи – мариэловцы и другие члены и участники различного рода региональных объединений. Вот почему попытки «Мер Каҥаш» присваивать себе исключительные права на проведение съезда марийского народа, на избрание делегатов всемирных и общероссийских финно-угорских форумов являются незаконными. А тем более, когда речь идет о выборах делегатов на пленумах данного общественного движения.

P. S.

1. Данная статья в рукописи, состоящая из трех частей, была написана еще до старого Нового года. Но увидеть её в машинописном виде мне удалось только после 20 января. Причина задержки была вызвана тем, что 17 января мне сделали операцию по удалению близорукости и катаракты на правом глазу. Операция прошла успешно. В результате, спустя 55 лет я снял очки (-10 диоптрий), которые не раз мешали мне реализоваться в жизни согласно сокровенным желаниям, особенно, в юношеские годы. На днях аналогичная операция ожидает и мой левый глаз (-8 диоптрий). Безусловно, затем последует длительный срок для полного восстановления зрения. Надеюсь, что к осени я обрету способность продолжить сотрудничество с MariUver и Finugor.

2. Частично возвращенное зрение спровоцировало меня на переработку ранее написанного текста, позволив тем самым предоставить читателям первую главу статьи. Затем я попробую высказать своё мнение относительно марийского национального движения в целом как о составной части исторического процесса, затрагивая и современность, в том числе деятельность «Мер Каҥаш». А в третьей главе постараюсь изложить точку зрения по узловым моментам проекта Устава и прокомментировать предложения А.И. Радыгина.

3. Если судьба предстоящего и будущих съездов марийского народа будет окончательно «привязана» Уставом к «Мер Каҥаш», то лично я буду агитировать Совет межрегиональной ассоциации марийских объединений, а также другие региональные этнонациональные организации, зарегистрированные в различных субъектах Федерации, к отказу участвовать в нем. Более того, мы вынуждены будем проинформировать Минюст России и соответствующие органы федеральной власти о фактах грубого нарушения действующего законодательства. А в перспективе будем поддерживать инициативу тех, кто решится на проведение параллельного «Марийского форума».

4. Что касается заголовка и слова «перезагрузка».

Словосочетание «Мер Каҥаш» я сохранил как официальное название общественного движения, присутствующее на титульном листе проекта Устава, с чем я никак не согласен по причине лингвистического несоответствия русскому аналогу («Всемарийский Совет»). Слово «перезагрузка» имеет компьютерное происхождение, которое ныне обрело и политический окрас. В моей интерпретации смысл заголовка заключается в надежде на то, что «Мер Каҥаш» всё-таки не выйдет за пределы правового поля в своем построении и практической деятельности. Если это произойдет, то судьба его во времени будет скоротечна.

Юрий Ерофеев,

г. Москва

15 комментариев

Filed under Дискуссионный клуб, Статьи

15 responses to “«Мер Каҥаш» на пороге перезагрузки: надежды и реальность

  1. критик

    Для Марий Ушем необходимо найти источник финансирования, потом он сам может проводить марийский съезд.

    • Аноним

      Причем тут марийский съезд? пусть сначала проведет свой нормальный съезд как в 1917 году в Бирске.

  2. Один из комментаторов на одном из сайтов оставил мнение о MariUver, что здесь якобы:«предоставлют трибуну только избранным: Ю. Ерофееву, А. Зенкину, С. Никитину. А писать комментарии к статьям «избранных» и подвергаться оскорблениям анонимов на МариУвере».
    Данное утверждение не соответствует действительности. Мой сайт открыт для многих авторов, чьи публикации связаны с тематикой моего рессурса. Здесь печатались и статьи г-на Радыгина, официальная информация, исходящая от Всемарийского совета, Министерства культуры, марийских организаций, правительства РМЭ. Был бы рад комментариям, статьям Ларисы Яковлевой, Анатолия Иванова, Валерия Мочаева, Эрика Юзыкайна и др. Последний, кстати, иногда пишет свои комментарии под определенным псевдонимом. Но от названных лиц я никаких статей просто не получал.
    Что касается комментариев, то я лично не отвечаю за все оставленные мнения здесь. По мере возможности и времени модерирую те комментарии, где оскорбляют др. комментаторов, авторов публикаций переходят на личности, пишут не в тему. Не приветствуется также постоянная преднамеренная смена IP и имен, некорректное отношение к определенным гр. людей, национальностям.

  3. Лайд

    Аноним(ы), изучите историю, а также новейшую марийскую историю. Не спешите что-что буркнуть, если не в теме.
    К вашуму сведению — III (т.е. I в новешее время) Съезд народа мари подготовил и провел «Марий ушем» в конце октября 1992 года. Что, уже забыли об этом?
    Это был народный съезд. а не съезд плюшевой мишки.
    Так что, все приходит в круги своя.

    • Лайду

      Раз I в «новешее время», значит и «Марий ушем» — «новеший» т.е. типа клона. Сколько я знаю, настоящий «Марий ушем» 17 декабря 1918 г. был ликвидирован отделом мари Наркомнаца и до сих пор не восстановлен (не реабилитирован).

  4. Никитин С.П.

    Мер Кан*аш, в первоначальном виде, (если я не ошибаюсь) задумывался, и по названию — как исполком Всемарийского Съезда. Мер Кан*аш — Общественный Парламент (Дума, Курултай, Конгресс ит.д.) В нем должны быть представлены различные организации и движения, но не сам Мер Кан*аш.
    Реально, от того что я не участвую в Мер Кан*аш, Марий Погын — я ничего не теряю как человек. Но теряет Мер Кан*аш и Марий Погын. Но я теряю, как человек идентифицирующий себя марийцем. Однако, мое национальное чувство не может быть удавкой, конец которой отдан в руки «кукловодов» Мер Кан*аша. Я не верю тем, кто там рулит. Поэтому, данная тема уже не задевает. Есть более, если не важные, то неотложные проблемы.

  5. Лайд

    Тыйын семын ончаш гын = чылан клон улыт — демократшат, Госудмыжат, либералже, черносотенецше, справедливыйже… Т.е. колен кийыше-влак ылыжыныт. Россий илышыште, манам.
    Тыге мо? Эсогыл черкым власть кырен пыштен — ынде вуйыштым нöлтат. Нунат клон урлыкак улыт мо? Черке да череке пашаеҥ-влакет, манам.
    А тый кеч мом ойло — мер толкынын але мер организациын вийже кугу, кунам тудо «Марий ушем» семын да пашам ышта. А тачысе Мер каҥаш семын нулен да холуй лийын ок иле. Кушто марийын интересшым аралыме шотышто тый Мер Каҥашын йӱкшым колынат. Почым ишен коштыт.
    Кеч ик гана протестым возем ыле — тынар ушан улыт да юрист улына манын моктанат гын — марийын да моло изирак чотан калык-влакыг йылмыштым пытараш викаралтше Образований закон ваштареш.

  6. Лайд

    По-моему тожо, 1918 ийыште наркомнацын Марий ушемым пытарыме шотышто пунчалже лийын огыл. Сивая ковыла что ли прошлась?
    Кава гыч шӱдырым волтет?
    «Марий ушемым» тынарак пытареныт гын, кузе тунам 1923 ийыште Санкт-Петербургышто Марийушем шочын кертын? Тидлан 90 ий темеш тений. А мо тидын нерген от пале, «чылапалыше историк»?
    А 1930-шо ийлаште Москошто, 1970-ше ийлаште Угарманыште, а 1970-ше ийлаште Москошто, а 1980-1990-ше ийлаште Питерыште… Моло вереат лийыныт.
    Ала теат шарналташ полшеда?
    Сандене мом Ю.И.Ерофеев сера — тиде чын шындыме йодыш.

  7. лайду

    6 января 1918 г. в Казани состоялось собрание учредителей организации «Центральный союз мари»
    14 января 1918 г. был образован исполнительный Центрального союза мари».
    14 апреля состоялось собрание членов Центрального союза мари. Состав руководящего органа союза – исполкома, получившего название президиума, — был переизбран.
    Руководство Центральным союзом мари взяли в свои руки Д.И. Адаев, С.Г. Гаврилов, Г.Е. Еремеев и др.
    Было принято решение созвать в Казани II Всероссийский съезд мари, который работал в Казани 7-14 июня 1918 г.
    На съезде был принят устав Центрального союза мари. Съезд избрал президиум Центрального союза мари в составе С.Г. Гаврилова, Г.Е. Еремеева, В. Т. Соколова и др.
    17 декабря 1918 г. отдел мари Наркомнаца ликвидировал Центральный союз мари.

    История марийской АССР. Том 2. Эпоха социализма (1917-1987). Йошкар-Ола. Книжное издательство. 1987 г..

    У меня нет оснований не верить К.Н. Санукову, одному из соавторов Истории….

    • лайду

      Мало-ли кто себя называет себя Мари ушемом и действует от имени марий калык.. Самозванцев сейчас и в Башкирии полно типа новиковых, бикмурзиных и прочих.

  8. лайду

    Лайд, сможешь сделать перечень(список) современных Марий ушемов в регионах с указанием их руководителей и выложить сюда. Кроме того указать на каком основании они действуют и с какого года, можно ли им верить Короче, проведи ликбез. Ерофеева читать нудно и слишком много «воды» в его писанинах, и напоминает доклад на партсобрании. У меня, кроме как Мариувер, нет других источников для получения информации о Вашей деятельности.

  9. Лайд

    Лайдлан серыше ен:лан!
    Мыняррак мый палем, Марий ушем да марий мер организаций-влак нерген (да пу:тынь тунамсе 1917-1920 ийласе марий мер толкын нерген) йо:ршынат Сануков огыл возен. Тиде статьям возен кертыныт марий историйым шойыштшо тунамсе историйк-влак Андреянов да тудын гаяк моло-влак (мутлан, Андреянов деч изиш ончычрак — Коробов да мойн). Сандене «Сануковын» лу:мжо: дене тыште аппелироватлаш огеш ку:л. Сануковын тушто ик «титакшым» гына кычалаш лиеш — тудо тиде жапыште ты савыктышын научный (шанче) редакторжо лийын кертын. (Ончалам эше).
    «Выкладывать сюда!» (по-вашему) мариушемовцев не буду по следующим причинам:
    — самое превое — не буду их подставлять;
    — «Марий ушем» не подпольная организация, но учитывая ситуацию и отношения в РМЭ к Марий ушем, преднамеренно не буду делать этого;
    — заявляю, что страха в нас нет, но тактика у нас другая;
    — лично я давно уже «не играю в политику», а занимаюсь конкретными культурными и культурологическими проектами (независимо от минкульта и их злопыхателей), поэтому извольте меня и многих моих друзей от политиканства (если вы до сих пор такого мнения о нас);
    — у нас свой путь и этот путь соприкасается с путями здравомслящих и тех, кто в меру своих сил делает все возможное для марийского народа — высокопарно, но это так!);
    — единственное утешительное для вас предложение — стать действительным членом «Марий ушем», с заявлением, с участием (общепринятым). Иначе многие и многие марийцы обижаются на нас, когда мы им говорим, что СЕГОДНЯ они НЕ ЧЛЕНЫ «Марий ушем». А чтобы стать полноправным членом, требуется не так много (участие, взносы, ответственность перед организацией…). Разве это трудно?..
    — в общих чертах я могу сказать как «недобитый мариушемовец», что наши индивидуальные члены есть во многих регионах России;
    — нормальные люди нас принимают адекватно — проводим разнообразные встречи, мероприятия. Люди приходят и готовы рвать рубашку и доказывать, что они члены «Марий ушем» с 1990-х годов. Но так не бывает, хотя бы потому, что российское законодательство сегодня требует по Уставу совершенно другое. Учитвая все это, мы говорим, что у «Марий ушем» сторонников — не одна тысяча;

    — «Ерофеева читать нудно…» — заявил один из пишуших. Это ваши слова, но ничем не подкрепленные. Эмоционально можно кричать, сколько угодно. А у Ерофеева — аналитика и факты. А факты, как известно, вещь упрямая, никакими «постановлениями» и «решениями» не сможешь нисвергнуть.
    А я хочу со своей стороны утвердить — нет уже целое десятилетие такого аналитика как Ерофеев. Было за эти десятилетия немло умных людей седи нас, но многие отошли по возрасту, немало их «перебили», изгнали с Родины, уничтожали на российском уровне. Поэтому ваша ленивая фраза «нудно читать» — фраза совершенно пустая. ни чем не обоснованная, применительно к вышеизложенному. Следовательно — фраза бестолковая под такой статьей;
    — Очень старомодно стало упрекать мыслящих людей словечками «партсобрание»… Это новоявленным политикам надо научиться маслить, а не пиарить себя. Вот для меня противно читать сегодняшние республиканские газеты (хоть на русском. хоть на марийском). Знаете почему. Очень просто — глубинных мыслей нет — одна пиарщина. Особенно я сегодня разочаровался по поводу интервью одонго из республиканских высокопоставленных чиновников. Чёрт, подумал я, как портит человека власть и система! И этот туда же!..
    — Ну, теперь, уставши от моих длиннот, задайтесь вопросом (неважно, есть желание или нет на это ответить сегодня): куда приведет сегодняшняя безнравственность, сиюминутная ложь, направленная на спасение собственной шкуры… и пр. …
    Шоя вуйым утара , — изрекают марийские лжемудрецы.
    Весь вопрос только в одном: надолго ли спасает ложь наши головы? Если ложь не помощница нам ни в чём, то пояему мы верим брехунам, а аналитические статьи, какие пишет Ерофеев, пытаемся облыжно овинять в чем-то непристойном (т.е. закидывать словечками-шелухами).
    Кудун серымем, очыни. куштылгак огыл лудаш. Сандене вуеш ида нал.

  10. Никитин С.П.

    Кому то нужно много букв, чтобы выразить свои Мысли.
    У кого то мыслей столько, что хватает трех букв…

    • палыше

      Смотря на каком языке. На марийском, например, трех букв не хватит.

Добавить комментарий