О чем молчат сакральные камни

 Варнавинские камни. Фото Дмитрий Карабельников, mk.ruКто и для чего создал комплекс валунов в Варнавинском районе – это пока остается тайной

То, что участники ветлужской археологической экспедиции (ВАЭ) обнаружили в 2012 году в варнавинских лесах, пока не укладывается ни в какие рамки. Комплекс тяжелых разноцветных камней явно был сакральным объектом для какого-то народа… Но для какого? Кто собрал, применив недюжинную силу, эти валуны в одно место и расположил их в особом порядке, точно по географическим координатам? И, главное – для чего? Чтобы приносить жертвы неведомым богам, поклоняться здесь духам умерших предков или путешествовать по иным измерениям, используя каменный комплекс как портал?

Случайность

Открытие было сделано случайно. Осенью 2012 года археологи «прочесывали» берега реки Лапшанги и прилегающую к ней территорию на предмет обнаружения остатков древних поселений – в общем, проводили обычную разведку. Исследователи поветлужья могли пройти мимо, но вдруг взгляд одного из участников ВАЭ — Дмитрия Карабельникова — упал на заросший мхом и травой камень. Ну, казалось бы, камень и камень… Но подозрительно прямоугольным он выглядел. Неужели природа так его «обтесала»?

— Рядом с ним из травы выглядывали и другие валуны, расположенные в относительно правильном порядке, — рассказывает Дмитрий Карабельников. – Мы тут же решили остановиться на этом месте и изучить его.

И решение было верным. Расчистив как следует площадку от растительности и упавших листьев, археологи обнаружили на ней пять камней: четыре вытянулись цепочкой с севера на юг, один – самый большой – расположен точно к востоку от середины этой цепочки. Уже это позволяет сомневаться в чисто природном происхождении комплекса (хотя сотни тысяч лет назад здесь было движение ледника, поэтому разных камешков осталось много, и расположение их порой весьма причудливо).

Сверху самый большой валун довольно плоский и имеет форму прямоугольника. Исследователи тут же окрестили его алтарем. Позже это загадочное место посетил сотрудник кафедры физической географии НГПУ Борис Фридман и установил важный (можно даже сказать, поразительный) факт: стороны этого «алтаря» расположены точно по географическим координатам – так, что отклонения нет ни на градус! Стало быть, люди, которые устанавливали этот камень, или ориентировались по заходу и восходу Солнца в дни равноденствий (тогда светило оказывается точно на западе и точно на востоке), или могли безошибочно указать стороны света по звездам, соорудив каким-то образом астрономические приборы. Предположение, что создатели древнего комплекса пользовались чем-то вроде современного компаса, кажется маловероятным. Но еще менее вероятным кажется то, что камень сориентировался по сторонам света сам по себе, благодаря ледниковым смещениям.

Кстати

Камни данного комплекса отличаются друг от друга по цветовым оттенкам: некоторые валуны бурые, некоторые синеватые… Тот, что самый большой — серый с красным оттенком, почти посередине у него белая прожилка. Доцент кафедры физической географии НГПУ Борис Фридман сообщил нам, что структура камней также неоднородна: в основном это кварцетовидный песчаник, но попадается и такая порода, как шокшинский песчаник. Все это принесено в поветлужье ледником 250 тысяч лет тому назад.

— Этот комплекс явно был создан людьми, — уверен руководитель ВАЭ Евгений Четвертаков.

В ходе детального изучения объекта были обнаружены три насыпи более мелких камней, которые как бы замыкают большие валуны в большой треугольник. В этих насыпях встречается и шлак – отходы более-менее древнего металлургического производства. Дмитрий Карабельников считает, что они могли быть… жертвенными. Его мысль проста: если приносили в жертву пищевые отходы (мясо ели, а рога и жилы – богам), то почему бы кузнецам-язычникам не делать то же самое по отношению к переплавленной руде?

Кто и зачем?..

К востоку от комплекса археологи нашли более конкретные артефакты: часть крышки котла, крюк, гвозди, пробой (металлический стержень с кольцом на конце). Все это было изготовлено и использовалось сравнительно поздно, в XVII-XIX веках. И все это с большой долей вероятности принадлежало марийцам. Именно эта народность до сих пор совершает жертвенные ритуалы, используя котлы и подвешивая их на крючья. Более того, –все это «железо», пришедшее в негодность, современные язычники выбрасывают строго на восток от ритуального места.

Похоже? Очень похоже. Но есть ряд нестыковок.

Во-первых, ни в расположенном рядом селе, ни в окрестных населенных пунктах марийцев нет. Допустим, они тут жили, да ушли 200 лет назад в результате более плотного заселения Варнавинского района русскими. Но если еще в XVII-XVIII веках эти места населяли марийцы, от них должны остаться характерные артефакты: черепки с соответствующим орнаментом, украшения и так далее. Ничего этого археологам обнаружить пока не удалось. «Железки» к востоку от валунов – сильный аргумент, но он пока единственный.

Во-вторых, данная народность использует в своих обрядах длинные и высокие деревянные столы, класть жертвенную еду (мясо и хлеб) на низкие камни – не просто неудобно, это не соответствует традициям. Можно, конечно, допустить, что поскольку в этой местности много «ледниковых» камней, местные язычники решили не утруждать себя созданием столов. А может, просто решили соригинальничать и раскладывать подарки богам на камнях? Но с такой же долей вероятности можно допустить, что это были не марийцы вообще.

Кто тогда?

Татары, мордва и русские этого делать не могли в силу иных религиозных обычаев. Загадочный народ меря, также населявший территорию нашей губернии, в позднее средневековье приказал долго жить. А остатки котла и того, с помощью чего он держался над костром, — все это использовалось явно в позапрошлом столетии. Таким образом, это были или представители какого-то своеобразного и неведомого доселе религиозного направления, канувшие в лету, или, все-таки, марийцы.

Но зачем им понадобилось расставлять большой камень – «алтарь» — точно по сторонам света? Отметим, что поднять любой из пяти валунов, составляющих комплекс, весьма непросто: это под силу только четырем-пяти очень сильным людям, и то с применением рычагов, а то и крупнорогатого скота. Стали бы марийцы напрягаться и расставлять эти камни в особом порядке, если религия этого не предписывает?

Вероятнее всего, представители этого народа стали совершать жертвенные ритуалы со своими котлами, но с «чужими» валунами – то есть они использовали каменное святилище, оборудованное кем-то ранее.

Но кем?

На этот вопрос тоже пока нет ответа, потому что более древние местные культуры (ананьинская, дьяковская и так далее) не оставили после себя ритуальных камней, расставленных и повернутых по географическим координатам. Значит, это была кучка людей, пришедших сюда издалека? Или, наоборот, некая коренная народность, следы которой мы только начали находить в глухих варнавинских лесах?

Исследователь поветлужья и марийской культуры Николай Морохин считает, что комплекс камней могли создать меряне – народность, упоминавшаяся в летописях, но исчезнувшая в средние века. Здесь надо уточнить, что некоторые ученые (в том числе и Николай Владимирович) относят мерян к марийцам, некоторые же выделяют их как самостоятельный этнос.

Невольно приходят на ум лабиринты и «истуканы» на ножках-валунах в Карелии, оставленные древней цивилизацией (то ли местными саамами, то ли еще кем-то). На юге страны хорошо всем известны дольмены – каменные «домики» без дверей и с единственным окошком. Истинное назначение всех этих объектов до сих пор не раскрыто: они могли быть жертвенными алтарями, кенотафами (символическими могилами без тел), предметами поклонения… Загадочен и каменный комплекс, найденный в Варнавинском районе. Только он не похож ни на дольмены, ни на северные лабиринты с «идолами». Судя по всему, с подобными объектами российская научная общественность сталкивается впервые.

Егор Верещагин

Источник: Московский Комсомолец

39 комментариев

Filed under Статьи

39 responses to “О чем молчат сакральные камни

  1. Аноним

    Это сделали древние предки современных марийцев. Загадочные меря — один из корней древнего народа мари. И прав те, кто исчисляют историю марийского народа несколькими тысячилетиями.

    • Аноним

      Это оставили точно марийцы. Это святилище Керемет-Торе-Юмо.

    • Аноним

      Лап (деревня Лапял,село Лопасня(Лоп Ассы) и куча марийских населенных пунктов марийцев со словом Лапб Лоп). Ну а слов-корней типа- Шанга и того у черемис более было и все они в Поветлужье практически.Шанга-это крепость дозорная ( ГЛАЗА)

    • Аноним

      Скорее всего переводится как дозорная крепость, в тайном месте(в трудно проходимом месте месте) . Можно и короче:- Дозорная тайная крепость.

    • Аноним

      Время постройки 7-12 век Времена Младшего Ахмыловского Могильника.

  2. tep

    Название той реки Лапшангы переводитс с марийского как «Шершень»- насекомое крупное с ядовитым жалом. Поветлужье — место, где издревле проживали предки марийцев. Это бесспорно.

    • Аноним

      А вот и нет: Лап «низина»+ша «гидроформант в значении вода, проток..»+анга «вода проточная, река» в финно-угорских языках, в том числе и в марийском.

      • Ала тыге...

        Ша — гидроформант предположительно финно-угорского периода, но не марийский. Трудно объяснить, как перед ним оказалось марийское слово. Обычно имяобразование проходит по следующей схеме: имя с затемнённой этимологией + марийское слово (обычно родовой термин). Скорее всего, Лапша надо сравнивать с названиями типа Липша, Липшо, а ангы весьма напоминает горномар. äнгӹр.

    • Аноним

      Это все оставили точно западные марийцы, темы МЕРЕ касаться во избежание споров не следует. Это места поклонению Керемет Торе Юма. Везде где есть камни- это есть место поклонения Керемет Торе. Камень красного цвета, Он самый главный. Алтарь.Мест таких раньше было много, теперь они спрятались.

  3. Маразм крепчал и крепчает!!!

    МариУвер, где мы живём-то вообще?
    Из http://regions.ru/news/2441529/
    «… направил председателю Государственного Собрания Юрию Минакову обращение, где просит внести на рассмотрение парламента законопроект, об административном противодействии пропаганде педофилии, гомосексуализма, антипатриотических идей и антисемейных ценностей среди несовершеннолетних. Деяния такого рода предлагается карать штрафами.
    Схожие законы действуют в Рязанской, Архангельской, Костромской, Новосибирской, Магаданской, Самарской областях, Краснодарском крае, Санкт-Петербурге, Чукотском автономном округе и республике Башкоркостан …»

    А вот раскрыт секрет этого чудо-документа.
    Из http://www.mk.ru/blog/posts/2013-rossiya-rodina-slonov.html
    «… За непродолжительное время Госдума приняло множество законов и выдало законодательных инициатив, большинство которых подпадает под определение «государственная глупость». Думаю, что нет смысла вновь перечислять весь список «глупостей».
    «Большое видится на расстоянье» — написал в свое время поэт. Так и масштаб государственной глупости увеличивается в геометрической прогрессии в инициативах «младших товарищей» — региональных депутатов …»

    • Аноним

      вооот этооо вброоос фикальных масс в прибор перемещения воздуха! 🙂

  4. Аноним

    лап в значении «низина» есть во многих финно-угорских языках, ша-предположительно фино-угорского периода, поэтому и марийский, тем более этот компонент есть и в марийском языке, связан со словами с водными значеними, Липша можете сравнивать с теми названиями, что привели для примера, а ангы не только напоминает горномарийский а:нгы:р, он является именно горномарийским: ангы+ы(э)р, и предположительно является скорее всего мерянским компонентом энгэ(ы)р в данном же значении. Горномарийский язык это и есть марийский язык, диалектное различие не является необходимым поводом разделять один язык на два. И если со мной не согласны, можете обратиться к топонимическим и этимологическим словарям ф/у языков и особенно: «Топонимика Республики Марий Эл» (Воронцова О.П., Галкин И.С. Й-Ола, 2002)

    • Евгений

      Просьба не трогать горномарийский язык тем, кто к нему отношения не имеет. А то у нас привыкли умничать в том, к чему отношения не имеют. И язык будет жить, что бы вы не говорили и не писали, просто говорящие на этом языке будут презирать вас за то, что стараетесь внести раскол между горными и луговыми марийцами. Поводом для жизни горномарийского языка служит то, что 50 тысяч человек на Земле не только пишут, читают и говорят на этом языке, но думают и рассуждают на нем. Это куда денете, уважаемые господа лжеученые.
      И совет Анониму: не работай по принципу «25 кадра», тут не рассуждают о разделении марийского языка, это мог и не говорить, чтобы не злить тысячи людей.

    • Аоа тыге...

      Аноним, я не отрицал вашу версию, а лишь предложил ещё одну, как и Цикмӓ ниже ещё несколько. В конце концов, этимология такая штука, что кто больше логических фактов приведёт (в том числе внеязыковых) в пользу своей теории, тот и прав. А у нас ни у кого кроме голых предположений ничего не было. Для начала можно было обратить внимание на размер реки и значение для населения и т. д. Чем меньше река, тем поздним по истокам название (компоненты) может быть и эти истоки могут относиться к волжским языкам.
      Ща — гидроформант ф.-у. периода, а не марийский (это разные вещи) именно потому, что для мари семантика его затемнена и мари его не используют в имяобразовании.
      Со своим анга, ангы несколько запутали. Если вы говорите о слове языка какого-то предшествующего периода, вы говорите о праформе для марийских слов, а не марийском слове. Марийскими являются Г. ӓнгӹр и Л. эҥер < *анга (ваша теория структурно выглядит так).
      Кстати, в словаре, который вы упоминаете, лип в имени Липша возводится к ненецкому.

      • Аноним

        реплика: Если семантика гидроформанта -ша затемнена для совр. мар. языка с совр. орфографией и вы не знаете об использовании его в словообразовании мар. языка 20-века прошлого столетия, это еще не повод считать народную этимологию равнозначой с научной..

        • Ала тыге...

          Не известно об использовании в имятворении, а не в словообразовании. И при чём здесь орфография?.. Что вы понимаете под народной этимологией? Если я правильно понимаю, по вашему, в народе значение его было известно и, соответственно, использовалось. Вот бы иметь иллюстрации к этому. Равнозначный чему, а не с чем.

  5. Аноним

    и еще: Сакральные и Святые камни, Святые горы в древности имелеи важное значение для фино-угров и большей частью являлись Местами Силы.

  6. Tsikma

    Лапшангы — Шершеневая река. Это одна версия. Лапшын+ӓнгӹ=Лпшангы это по-горномарийски Устье этой устьевой реки. Это можно и понимат и так. И есть треться версия: Лапштан+ӓнгӹ=Лапшангы. «Лопуховое устье» Все это из горномарийского языка, а не наречия, господин/госпожа Аноним от 21.50. Норвежцы, вот тоже, имеют 2 литературных языка, но почему-то они друг к другу относятся не с такой вышки: ваш язык «наречие», а вот наш язык «всем языкам язык». Ваштылам. Смешно.
    Хотя с симпатией отношусь к деятельности МариУшем, но ведь они в письме к товарищу Путину не подняли вопроса о ЧебГЭС, а себя ркеламируют «от всего марийского народа». Поэтому ваш комментарий о принижении статуса горномарийского языка, Аноним от 21.50 очень даже спорный. Лично я хочу быть марийцем и ментально горным марийцем,

  7. Аноним

    Еще в 90-е годы профессор И.Г. Иванов научно доказал и обосновал о существовании одного марийского языка и четырех наречий, в одной из статей в ж-ле Лингвистика Уралика о сближении горномарийско и луговомарийского наречий в один литературный язык. Все горномарийцы. кто открыто — как Васикова, кто скрытно -как Васютин гнобили его до самой смерти. Вопрос о ЧебГЭС -это какраз звоночек о том, чтобы задумались как дальше жить горномарийцам: куда идти, с кем быть. И вопрос даже не о том как этимологизируется река Лапшангы, а скорее всего, что представляют сакральные камни, и почему они не стали Местом силы для горных мари, следовательно и для всех мари. А вы , уважаемый Tsikma, можете считать себя хоть евреским финном, хоть финским евреем,но горномарийский литературный все равно есть и будет наречием ОДНОГО марийского языка, даже если вы его ставите на «какой-либо» пьедестал. Увы- таковы факты и доказательства истории и этимологии всего Марийского языка.
    И не забывате Сказку, о том, как старик позвал сыновей и прикзал разломить веник целиком и по-отдельности каждый прутик…

  8. Язва излечима

    мы горномари потомки меря, а вы остальная….маленькие и злые и завистливые хоббиты…Да здравствует Толкиен…..

    • Аноним

      Так-то еще и русских считают потомками меря…., тогда по-вашему нужно и вас считать русскими? И кому тогда завидовать?

  9. Просто мариец

    >ваш язык “наречие”, а вот наш язык “всем языкам язык”.

    Только интересно кто считает свой язык сверхязыком. Аноним, который утверждает что один марийский язык и 4 РАВНЫХ наречия: горный, луговой и т.д. Или же Tsikma, который считает свое наречие отдельным ОСОБЫМ языком 🙂 Мне лично как-то по барабану, кем себя и свой язык считают горные. Но меня раздражет то, что очень часто некоторые мне постоянно навязывают приставку «луговой». Ребята, я просто мариец и я говорю на марийском языке 🙂 И у меня есть право считать себя таковым. А все споры о наречиях-языках — пустая трата времени, лучше давайте займемся совершенствованием своего родного языка, а то по телику как ни посмотришь открывает человек рот и начинает говорить на (горно)марийском, а более половины слов русские…

  10. Tsikma

    Давайте не спорить на эту тему.

    • asess

      Спорить не надо, но истина должна быть. а истина в том, что горномарийцы всегда в каком-то ненормальном положении. Когда читаешь комментарии остальных марийцев, то только одни упрёки. И горномарийцы виноваты. что большая часть из них — православные, и горномарийцы виноваты, что пошли на поклон к Ивану Грозному,и они виноваты, что смогли отстоять свою культуру и язык, и они виноваты, что и Васютин в правительстве Маркелова не мариец а «Туркменбаши». Если перефразировать крыловскую строку: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать» в то, что горномариец виноват. что в Конституции Марий Эл есть ссылка на горномарийский язык. А как хочется, чтобы у одного народа были свои пророки. А здесь — бац — другая культура. другой язык. и свои герои.

  11. Просто мариец

    asess, может у вас просто комплекс неполноценности и вины? Я лично всегда слышу от горномарийцев упреки, что луговые марийцы вас не любят, обижают. Тут и ваш с герой с плакатом обвинил данный сайт, что здесь вас ущемляют… Ребята, да вы просто сами зациклились на своей «горномарийскости». Я вот родился не в Марий Эл и не знал, что существуют «горные марийцы» я, как и большинство других мари вообще не делил марийцев на горных, луговых и т.д. Соответственно обижать-то некого. Но будьте бы особым горномарийским народом, с вашим великим горномарийским языком, но оставтье др. марийцев в покое. Не надо нас делить и противопоставлять!

    • asess

      А что плохого, что мы — горномарийцы? А что плохого. что в конституции Марий Эл есть горномарийский язык? Оказывается — это разделяет марийцев. Тогда уберите из конституции Марий Эл упоминание о горномарийском языке. После этого ответьте на вопрос — а будет ли лучше жить марийский народ?

      • Просто мариец

        Очень хорошо, что существуют горномарийцы с их уникальным горномарийским языком и прекрасно, что он упоминается в конституции Марий Эл. В разнообразии — наше богатство. Не надо принимать позу обиженного и искать врагов среди «луговых мари» 🙂 Большинство мари просто не знает о существовании «горных мари» и большинство мари считает себя просто марийцами (посмотрите данные переписи) и это наше право называться просто марийцами, как и ваше парво называться «горными марийцами». Мне, марийцу, просто уже надоело, что меня постоянно в какие-то марийцы записывают и навязали мне несуществующий «луговомарийский язык» в Википедии…

      • Просто мариец

        И еще в догонку хотел сказать, что Иван Иванов отрицал не только существование «горномарийского языка», но «лугомарийского /луговомарийского языка». Он говорил, что мы часть одного.

  12. А.Курык-ку*

    Начали все нормально, а завершили ,почти, как всегда. Но я не об этом. На обсуждение выдвигаю еще одну версию названия и его связи с названиями рек и озер. Все дело в том, что названия давались или образовывались от принадлежности или владения, или нахождения (в данном случае ,возможно, Лоп,Лап-могли обозначать большое родо-племенное образование, которое было располагалось поблизости. А суффикс ( как принято обозначать часть слова) «ша» имеет свое как бы предназначение и применяется для обозначения имеено принадлежности. Т.О. ангыр (река) принадлежавшая (ша) — кому- Лоп(Лап). Это мое личное, полагаю ,что никого не обидел, на научную версию не претендую,Всем спасибо.

  13. ПОРО

    Возможно, в глубокой древности, родо-племенные образования определялись по названиям деревьев массово произраставших в той, или иной местности. Пример: есть населённый пункт в Нижегородской области Шаранга (Шаранге(Уво) — название дерево «ветла,ива»; в Кировской области Солобеляк (Шолобеляк) «шоло» — название дерева вяз; Кожял «кож» — название дерева ель. Если считать, что народ проживавший на данных территориях традиционно поклонялся деревьям, то версия вполне правдоподобна. Кажется кельты также поклонялись деревьям.
    По поводу названия народа «черемисы». Предполагаю, что название рода связано с деревом «черемшина» — черёмуха. Вторжение в глубь территорий проходило по рекам Илеть, М. Кокшага, Б.Кокшага и т.д. Традиционно на берегах этих рек произрастает черёмуха — «Черемшина»(название песни). На Украине проживает любопытный народ гуцулы. Угадывается много схожего на бытовом уровне между гуцулами и «черемисами».
    Интересно узнать от историков, в какое время года войска Ивана Грозного вторгались на земли «черемисов». Не исключено, что вторжение осуществляли весной, в период цветения «черемшины»(черёмухи)

  14. Ик марий

    ПОРО, у вас очень наивная (не обижайтесь) чисто народная этимология 🙂 Вы исходите из современной формы русского слова «черемшина», а речь идет о древних марийцах (финно-уграх). Я не спец по этимологии. А на Украине раньше жили черемисы, недавно вышла книга об украинских черемисах. А слово черемис от названия марийцев соседями (чувашами, татарами).
    Хотел сказать по поводу использования камней в качестве жертвенных столов. Авторы сомневаются в что это могли быть марийцы, поскольку в современном яычестве мари нет жертвенных камней. Но известно, что древние марийские племена жили западнее и потом на восток их подвинули славяне. В эстонском язычестве распространены жертвенные камни и не исключено, что у близких к эстам меря (мари, мордва) раньше также были жертвенные камни. Из поволжских финнов мордва в языковом плане наиболее близка к эстам. Т.е. к чему веду, что западные мордва близки эстам, и учитывая древнюю западность мари можно предположить наличие жертвенных камней и у мари.

    • Ала тыге...

      У эстонцев жертвенные камни, возможно, получили распространение в силу обилия этих камней на обитаемых землях.

  15. ПОРО

    Комментарий Ик марий :
    …»Вы исходите из современной формы русского слова “черемшина”, а речь идет о древних марийцах (финно-уграх). «…
    Возможно у меня наивная( не обижаюсь) чисто народная этимология. Но во первых в русском языке нет значения слова «черемшина». А во вторых вы сами сослались на недавно вышедшую книгу об украинских черемисах. Считаю, что народ проживавший на нынешней территории РМЭ стали называть черемисами не соседние народы (чуваши, татары), в те времена их просто не существовало как народность. Да если и предположить, что соседи булгары(болгары), буртасы, меря и т.д. называли «марийцев» — черемисами, что из этого следует.
    Что касается «народной этимологии» думаю вы её не до оцениваете. Большинство ученых-этимологов находятся под гнётом существующих строго установленных правил, которые порой не позволяют взглянуть на объект своего исследования несколько с иной точки зрения. Представьте себе ученого который защитил диссертацию в области этимологии, читает лекции студентам, выступает с докладами на конференциях. И вдруг учёному сообщают что результаты его исследований требуют дополнительной проверки, и вообще не совсем корректно он осуществил разбор представленных в своих работах слов.
    Представили. Одного примера будет достаточно чтобы понять, что современные результаты в области этимологии «марийских» слов требуют переоценки.
    По утверждению академика Зализняка(историк изучавщий берестяные грамоты), у народа населявшего территорию Новгорода до XI века в письме буква «А» отсутствует, а появляется лишь в XII веке. Можно предположить, что в протоязыке «дошедший до нас сквозь толщу времени — это слоги: -ар-,-ал-,-ан-,-вар- и т.д.» данной буквы небыло. Основной книгой в России был «Бук-варь», а не алфавит, что примерно переводится «место букв».
    От этой информации может крышу снести, не только у учёного.

  16. Ик марий

    ПОРО, Так уж обоснуйте историческое происхождение слова «черемшина» с реконструкцией в марийском и др. ФУ языках 🙂 Сможете? Вообще-то в статье идет речь о времени когда марийцы, чуваши и татары вроде уже как народность сформировались или я ошибаюсь?
    Какое официальное утверждение по отношению к слову «черемшина» Вы отвергаете? И почему, на каком основании, предоставтье мне факты с реконструкцией Ваших оппонентов и лично Ваших?
    Слабо? А все Ваши утверждения строятся на том, что «я так думаю».

  17. ПОРО

    И что это вам даст, обоснование исторического происхождения слова «черемшина»? Даже если вам предложить развернутое обоснование происхождения данного слова, думается, что вы будете придерживаться своей, и только своей точки зрения. Менталитет батенька. Что касается «псевдоучёного» Громова, если не ошибаюсь он кандидат технических наук. Прежде чем оценивать его труд задайтесь вопросом готовы-ли ему оппонировать?.

  18. Ала тыге...

    Уважаемые, вы знакомы с этимологией этнонима черемис, предложенной проф. Д. Е. Казанцевым?

  19. ПОРО

    Любопытно. Если имеется ссылка, укажите её. Благодарю.

  20. ПОРО

    Продолжу рассуждения о происхождении слова «черемис». Слово состоит из двух слов- значений. В данном случае чер(чере) имеет значение -«закрывает, покрывает, скрывает». Примеры из условно «русского» языка:
    Чер нение — создание на поверхности металлических изделий тонкой оксидной (сталь, чугун) плёнки;
    Чер ток — «по русски» роскошные палаты, дворец (кстати условно «марийском языке» слово «ток» — сытый, зажиточный), фактически для большинства закрытые территории;
    Чере паха — черепаха — Живое существо имеющее панцирь, закрывающее тело;
    В древности существовало выражение «человек чер ным лицом» — шпион (скрытный человек).
    Обратимся к условно «марийскому языку» значение слова чар(чер) — покрывающая, закрывающая плёнка( кожица).
    Думаю с таким значением слова чар (чер) многие согласяться.
    Что касается оставшейся части «емис»(мис) пока значение не определил. Как возможный вариант слово «миж» — шерсть. Но пока не готов утверждать.
    На выходе получаем значение слова «черемис» — закрытый, покрытый шерстью(шкурами), повторюсь это возможный вариант. Тем более это значение очень близко перекликается с переводом «лесной воин». Интересно в могильниках, захоронениях черемисов имеет место быть такого рода одежда.
    «Чтобы предвидеть будущее нужно изучать прошлое»

Добавить комментарий для Ик марийОтменить ответ