Суверенитет народа мари: миф или реальность? Часть 2

Юрий ЕрофеевПредлагаем вторую часть статьи Юрия Ерофеева “Суверенитет и государственность марийского народа: миф или конституционная реальность?” Первая часть здесь.

В поиске ответа на искомый вопрос я наткнулся на любопытнейший сюжет из конституционного уложения РМЭ, составленного его авторами, а затем одобренного депутатами Государственного собрания ещё в эпоху его принятия в июне 1995 года. Речь идёт о статье 7 главы I («Основы конституционного строя»), которая затем поменяла нумерацию, и в настоящее время обозначена под цифрой 4, где записано: «Вне пределов полномочий Российской Федерации Конституция Республики Марий Эл имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Республики Марий Эл. Законы и иные акты, принимаемые в Республике Марий Эл, не должны противоречить Конституции Республики». Спрашивается: «А где же сами полномочия как таковые, чтобы можно было бы судить об ограничительных пределах и т.д.?».

С этой целью обратился к прежней Конституции, просуществовавшей с 1978 г. по 1995 г., где обнаружил главу 6 под названием «Республика Марий Эл – Республика в составе Российской Федерации». В ней-то и был подробно изложен перечень властных полномочий следующего содержания:

— полномочия, отнесённые к ведению Федеральных органов государственной власти (статья 65 из 18 пунктов);
— полномочия, отнесённые к совместному ведению Федеральных органов государственной власти и органов государственной власти Республики Марий Эл (статья 65-1 из 12 пунктов);
— полномочия, отнесённые к ведению Республики Марий Эл в лице её высших органов государственной власти (статья 66 из 16 пунктов).

Именно такой подход и порядок избран и в действующей Конституции РФ, а также в Конституциях Республик – соседей. Например, в Основном Законе Коми этот раздел состоит даже из пяти статей (62-66). И предваряющая 62-я статья содержит более внятный текст: «Республика Коми на своей территории обладает всей полнотой государственной власти за исключением полномочий, отнесённых к ведению Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации».

В мариэловской же Конституции образца 1995 г. её авторы ограничились всего одним, незначительным, пунктом, и то уточняющего характера относительно прежнего текста Основного закона. Видимо, кому-то показалось, что будет лучше, если эти полномочия «поделят» между собой государственное собрание РМЭ и президентская исполнительная власть.

Для них, как это видно, наработанный законодательным сообществом опыт был не в счёт. Это, несмотря на то, что данным двум ветвям госвласти в лице вышеназванных органов свойственен свой объём полномочий, присущий для реализации собственных функциональных прав и обязанностей.

Кроме того, любой гражданин мог бы из Конституции узнать, что положено федеральным органам госвласти, что является предметом ведения Республики, а что относится к области совместной деятельности. Исходя из этого, каждый имел бы возможность соотносить свои права и обязанности с «дарованной» Конституцией.

А так оказалось, что ныне действующая Конституция РМЭ уже с момента своего зарождения (24 июня 1995г.) то ли сознательно, то ли по недосмотру и недальновидности своих прародителей лишилась целого ряда статей, определяющих и раскрывающих сущность суверенности и государственности не только коренного, титульного народа, но и самой Республики на конкретном примере разграничений полномочий между федеральным Центром и РМЭ с последующей процедурой оформления их исполнения через договор, соглашение или иным образом.

В нынешнем виде статья 4 в связи с поправкой от 10.06.2010 г. дополнилась новым пунктом: «Органы исполнительной власти Республики Марий Эл по соглашению с органами исполнительной власти Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий».

На мой взгляд, данная поправка крайне спорная и даже опасная (!), ибо полномочия, а точнее реализация их противоречит основам конституционного строя.

Полномочия РМЭ как государства находятся под юрисдикцией всех ветвей государственных органов власти, а не только исполнительной её части. Например, в статье 73 действующей Конституции РМЭ записано: «Государственное собрание Республики Марий Эл осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения республики Марий Эл, предметам совместного ведения Российской Федерации и республики Марий Эл …». В ней не предусмотрено раздельное участие в этом процессе исполнительных органов.

Я специально просмотрел Конституцию всех ранее названных мной Республик и Конституцию Российской Федерации и нигде не нашёл мариэловского варианта. Его просто и не могло быть! Мне кажется, что тем самым произошёл своего рода «конституционный переворот» в достаточно скрытой, завуалированной форме. Оказалось, что вот уже 2,5 года Республика живёт в новом состоянии фактического единоначалия.

Кому-то даже представится, что президент – Глава Республики – он же председатель Правительства может по своему усмотрению «сдать напрокат» часть своих полномочий «друзьям – товарищам» из исполнительных органов федерального центра (?). Высказывая это мнение, я допускаю, что иронизирую. Но суть верна. Всё произошло под прикрытием самой действующей Конституции РМЭ по воле тех, кто фактически «приватизировал» Основной закон Республики.

Однако это ещё не всё. В статье 4 Конституции были пункты 2 и 3, где содержалось указание на то, что «порядок передачи полномочий и их перечень определяется Законом», а также указывалось, что вопрос полномочий, условно называем между Москвой и Йошкар-Олой, может иметь двухсторонний характер.

Пока же мы видим лишь одностороннее движение и только по линии исполнительной власти, чтобы никто не знал и не контролировал. Свидетельством сказанному явилось то, что пункт 3 с подачи Правительства Республики Марий Эл 10 июня 2010 г. был исключён из текста Конституции РМЭ, и одновременно в этот же день в препарированном виде была принята поправка в пункт 2 статьи 4, касающаяся роли органов исполнительной власти республики в передаче части своих полномочий органам исполнительной власти Российской Федерации. Причём, без какой-либо детализации. Да, хорошо ещё, что законодатели вместе с чиновниками не додумались на полную передачу всех своих полномочий по вертикали на уровень Правительства России и федеральных министерств, превратив таким образом Марий Эл всего лишь в зону отдыха для их сотрудников после напряжённых, праведных трудов…

Приводимые примеры в моих статьях, посвящённых Конституционному обустройству Республики, наглядно подтверждают, что полномочия Главы РМЭ непомерно возрастают. И нередко за счёт сокращения функций законодательной власти в лице Государственного Собрания во главе с Ю. А. Минаковым. (Кстати, в Основном законе РМЭ нет нормы, указывающей на количество сроков его избрания. Нет нормы и об участии РМЭ в формировании Совета Федерации Федерального Собрания РФ, хотя в Конституциях многих Республик указаны положения избрания и отзыва своих сенаторов. Всё это позволяет свободно манипулировать подбором кандидатур в верхнюю палату российского парламента).

Как стало известно, Л. И. Маркелов недавно встречался с Н. В. Дементьевой – представительницей Госсобрания Республики в Совете Федерации. Возможно, они обсуждали животрепещущие проблемы в области марийской культуры, образования, искусства, а, возможно, речь шла о конституционном строительстве на примере Марий Эл. А может, Леонид Игоревич уговаривал Наталью Владимировну вновь баллотироваться в Совет Федерации от РМЭ на новый избирательный срок от могущественного клана нашей Северной Пальмиры?

Безусловно, мне неизвестна её высокопродуктивная деятельность на этом посту в течение 8,5 лет. На мои попытки выйти от имени московского землячества с ней на контакт госпожа-сенаторша не реагировала. Казалось бы, кому как не ей – в прошлом министру культуры Российской Федерации, продвигать достижения РМЭ в духовно-творческой сфере на московскую сцену, в залы художественных галерей, на телевидение типа «бурановских бабушек» и т. д. Однако, за все эти годы в российской столице Республикой самостоятельно не было инициировано ни одного значительного общественного мероприятия.

Мне почему-то даже кажется, что наши «варяжские гости» просто стесняются, а может, и стыдятся публично представляться в Москве под «неформатным» флагом марийского края.

Принижение роли Госсобрания РМЭ, конечно, началось ещё до Л. И. Маркелова. Оно оформилось, в т. ч. и на ментальном уровне, в период противостояния Ельцина с российским парламентом. Но с приходом Путина, совпавшим с «воцарением» Леонида Игоревича на марийской земле, свободолюбивый, демократический дух, ранее присущий Конституциям национальных Республик, стал из них постепенно выветриваться.

Конечно, многое зависело от депутатского корпуса, позиций спикера парламента, от партийной принадлежности «народных избранников».

Тем не менее, Маркелов привнёс немало объективных и субъективных особенностей в деятельность Государственного собрания, особенно по части его управляемости, что, несомненно, отразилось на общем состоянии законодательной и нормативно-правовой политики и практики в РМЭ. И делалось это не только посредством исключения, правки конституционных норм, но и «умелого» редактирования, «удачного» расположения текстов статей и стилистического оформления законодательных идей. А сама цель диктовалась не только стремлением к достижению «идеальной» Конституции, а сколько «заботой» о том, чтобы она не ударяла по полномочиям Главы Республики, а точнее, по его авторитету.

Руководители российского государства постсоветского времени ввели в практику выступления с ежегодными посланиями парламенту. А 31 декабря 2008 года в статью 103 Конституции РФ была даже внесена поправка (пункт «в»), позволяющая Госдуме «заслушивание ежегодных отчётов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой».

А как это федеральное новшество оформилось дальше, предлагаю посмотреть на примере Конституций республики Коми и республики Марий Эл. В Коми эту идею сформулировали отдельным, четвёртым, пунктом в статье 73 в рамках полномочий Государственного Совета, который отныне «заслушивает ежегодные отчёты Главы Республики о результатах деятельности Правительства республики Коми, в том числе по вопросам, поставленным Государственным Советом Республики Коми». В Марий Эл данная норма также была отнесена к статье 73 Конституции под пунктом 11 (?!), но в конце других полномочий Государственного Собрания. При этом ему одновременно вменялось «рассмотрение предложенной Главой Республики Марий Эл программы деятельности исполнительной власти на предстоящий период, ежегодных посланий о положении в Республике, заслушивание ежегодных отчётов Главы Республики Марий Эл о результатах деятельности Правительства Республики Марий Эл, в том числе по вопросам, поставленным Государственным Собранием Республики Марий Эл».

Как мы видим, данная норма оказалась «упакованной» так, что смысл отчётности как контрольной функции парламента отодвинулся назад, пропустив вперёд обращение с ежегодным посланием, которое, как правило, не обсуждается; представление программы деятельности исполнительной власти на предстоящий период, что само собой уже вызывает позитивное отношение.

Имея вузовскую историко-филологическую профессию, а затем высшее специальное (юридическое) образование, а также, будучи в 70-х годах депутатом Верховного Совета Марийской АССР, членом Экспертного совета Комитета по делам национальностей Госдумы ФСРФ (2009-2011 гг.), что дало мне определённый опыт законотворческой работы, и анализируя текст Конституции РМЭ последних лет, я постоянно ощущаю стремление авторов – разработчиков законодательных статей убрать из них всякого рода шероховатости, могущие стимулировать негативное отношение граждан к статусу Главы Республики. Задача сбережения авторитета, думаю, в полной мере присутствовала при исключении из текста Основного закона РМЭ статей о возможностях отрешения его от должности и т. д.

В заключение, подводя некоторые итоги изложенному, и в порядке ответа на вопрос заголовка скажу следующее:

1. Предметом моего исследования стали важнейшие проблемы конституционного обустройства своей малой Родины – республики Марий Эл, где я родился, вырос и прожил в общей сложности 42 года, где прошёл значительный отрезок трудовой деятельности (преподавательская, комсомольская, партийная, чекистская работа). С переездом в Москву по службе и, выйдя на военную пенсию, стал постоянным представителем РМЭ при Президенте РФ, а с 2000 г. возглавил Землячество Марий Эл на платформе независимой общественной организации.
То, что мной изложено в многочисленных материалах, касающихся РМЭ, продиктовано одним – желанием служить людям, быть полезным родному краю, пусть и находясь от него за тысячу вёрст.

2. Вопросы суверенитета, государственности марийского народа и в целом Республики, безусловно, волнуют моих земляков. Это подтверждается материалами интернет-сайтов. Актуальность их возрастает по разным причинам. В том числе, когда заходит речь о выборах депутатов в Госдуму ФС РФ, выборах и назначениях Главы РМ, об итогах переписи населения, об анализе различных статданных, отражающих экономическое, социальное, культурное благополучие марийского народа.

Коренное население РМЭ весьма озабочено тем, что в настоящее время активно обсуждаются вопросы укрупнения регионов, поглощения сильными субъектами РФ более слабых, что чревато утратой суверенности и государственности Республики.

В русле этих тенденций трансформируется Основной закон – Конституция РМЭ. Дело дошло до того, что её текст мало чем стал отличаться от Уставов краёв и областей РФ. Это притом, что соседние республики более активно и умело отстаивают свои исторические завоевания.

Марийское население продолжает помнить события от 4 ноября 1920 г., когда был принят Декрет Совнаркома и ВЦИК об образовании Автономной области марийского народа, в результате чего он впервые за всю свою историю обрёл государственность, пусть и в усеченной форме.

Образование автономии позволило «ликвидировать последствия многовековой колониальной зависимости и отсталости народа, создало благоприятные условия для развёртывания хозяйственного и культурного строительства. Марийцы вошли в состав органов управления. Марийский язык стал одним из государственных языков республики». (Из книги «История марийского народа», авторы А. Г. Иванов и К. Н. Сануков).

В сознании марийского народа свежа память и о 90-х годах прошедшего столетия, когда национально-государственное и национально-культурное строительство получило новый размах и подъём на просторах Российской Федерации, включая Марий Эл.

Именно в тот период повсеместно в Республиках оформилось новое законодательство, в том числе и в виде Конституций, которые ныне, особенно на примере РМЭ, скоротечно под предлогом сохранения целостности российского государства изменяется, не всегда считаясь с тем, что оно имеет федеративное устройство и называется Российской Федерацией.

3. Мой жизненный опыт прошлой государственной и общественной деятельности позволяет обнажить существующие проблемы и болевые точки сегодняшнего дня. Я хорошо представляю, что такое национализм, сепаратизм и шовинизм, поскольку многократно выезжал в т. н. «горячие точки» времён распада Союза. Я был достаточно осведомлён в подрывной деятельности западных спецслужб и центров идеологической диверсии, курируя академические институты гуманитарного профиля и территориальные органы КГБ СССР по т.н. «пятой» линии в интересах обеспечения госбезопасности страны.

Поэтому всякие попытки обвинить меня в деятельности против РМЭ (а в конце 2005 г. и начале 2006 г. газетой «Марийская правда», от имени которой когда-то выступал парламентским корреспондентом в Госдуме и Совете Федерации, я был фактически приравнен к «врагам народа» и назван «холуем», который пишет обращения президенту В. В. Путину) воспринимаю не только как беспочвенные, но и как глупые, мстительные.

Я горжусь тем, что мои статьи и книги интересны и полезны многим ведущим специалистам в области теории и практики национального строительства. Часть моих идей получила поддержку в научных трудах и диссертациях, защищённых в Академии народного хозяйства и Государственной службы при Президенте Российской Федерации. Всё это вселяет во мне уверенность в правильности избранной жизненной линии.

4. Безусловно, последние статьи, построенные на анализе отдельных глав и статей Конституции РМЭ, могут иметь недостатки фактологического и хронологического порядка. Тем более, что они написаны на языке публицистики и с использованием большого количества цитат, взятых из Конституционных актов разных Республик.

Думаю, сравнительный анализ был весьма уместен. Он дал чёткий и ясный ответ, что судьба того или иного народа начинается и заключается, прежде всего, в его Основном Законе, призванном сохранять память о предках, передавших нам любовь и уважение к родному краю и Российскому Отечеству, веру в добро и справедливость!

Пользуясь возможностью, еще раз передаю искренние, сердечные приветствия и добрые пожелания всем читателям MariUver-a и Finugor-a по случаю наступившего Нового 2013 года!

Юрий Ерофеев,
г. Москва

51 комментарий

Filed under Дискуссионный клуб, Статьи

51 responses to “Суверенитет народа мари: миф или реальность? Часть 2

  1. Георгий

    + 100! Очень дельный анализ Конституции РМЭ. А почему о данных нарушениях не обращаются в Конституционный Суд?

  2. Rongo

    Кому?

  3. Гость

    http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B9%D1%86%D0%B5%D0%B2 — вонючие шовинисты пытаются удалить статью о знаменитых мари

    • Предложение

      Скопируйте статью и разместите везде , где возможно. На МариУвере, в частности.

    • dаn

      Просмотрел статью, факты очень сомнительные, особенно про Быкова. Действительно надо удалить.

      • dаn

        Из перечисленных, только Шакирова можно считать профессиональным эстрадным певцом, остальные — домохозяйки, работники типа ТЮЗ или обслуживающий персонал газовых скважин в Хантымансийске, или кочегары, вахтеры..

        • Аноним

          О Вачис появился… Ты, наверное, пока какую-нибудь гадость о марийцах в интернете не напишешь не успокоишься… А если серьезно, что значит известные мари, известные среди кого, в России, в мире? Большинство из списка известны только среди мари, даже того же Шакирова кроме мари особо никто не знает. Единственный известный на весь мир полумари Андрей Эшпай. А Быков и Сапиев себя вообще мари не считают да и Татктаров формальный мариец.

          • dаn

            аноним, я говорю о фактах, изложенных в статье, а ты в личностях копаешься и желчью брызжешь на инакомыслящих.

      • sarze

        Вячеслав Быковын ешыже ожно Мари-Турек районыште илен. Руш ял кушто тудын ешыже илен пытен, а марий ял воктелныже ила. Мутлан, Руш Ноледур ялыште (Мари-Турек район) шукерсек пелыже руш пелыже мари илат. Сандене, паспортым огыл, а фотографийым ончыман.

        • *аноним

          сделай ссылку, откуда эта информация

        • Аноним

          Ну илен гын мо вара? Мый Быковын «мый марий улам» манмыжым ик ганат колын омыл… Андрей Эшпайым совет жап гычак шрнем тудо эре калык ончылно кугешнен «Мыйын фамилием марий, мый ачам могырч марий улам» ман ойла. Тыгак шукерте огыл эргыжын документальный фильмжым ончышым, Эшпай Германийыште «марий улам» манын кугешнен ойла. Вот Эшпайым пагалем. А Быков да Сапиевлан мом ме шке марийылыкна дене пижедыл коштына…

          • Уважаемые комментаторы, тема данного поста «Суверенитет народа мари: миф или реальность?», а не национальность В.Быкова. Поэтому ваши мнения о марийскости Быкова просьба оставлять здесь: http://mariuver.wordpress.com/2010/02/17/bykov-ne-mari/
            Хоккеист Вячеслав Быков не является уроженецем Марий Эл

  4. Никитин С.П.

    С юридически неграмотным и экономически бесправным народом можно делать все что угодно. Поэтому, повторюсь — каждый мари, каждый гражданин должен стать суверенным!

    • sarze

      Чыным ойлет Сергей Петрович ик вел гыч. Мари-влак тыгакат чылан «суверенный» улыт, но «ко улам» деч умбаке суверинитетше огеш кай. Чылан иканаште линешт маршал, а салтак лимышт огеш шу.

  5. аноним

    Каждый должен думать о независимости! И только общими усилиями мы можем повлиять на ситуацию в Республике. Иначе вымрем как мамонты. И единственный выход-это наша независимость от России. Еще пару десятков лет и на карте не будет такой Республики. На днях встречался с одним из Иркутска. Тот спросил откуда я,ответил,что из Марий Эл. И он не понял где это!!!! Вы представляете! Не знает о Марий Эл. Тогда тот спросил из какого города,ответил,что из Йошкар-Олы.Тот:»Ну так бы и сказал…что оттуда» Теперь понимаете как преподают там географию России. А я ведь у него не спрашивал где живут пигмеи или чилийцы. Это элементарная география России,5-ый класс.О Марий Эл не знают,но знают что Йошкар-Ола какой то российский провинциальный городок в Поволжье. Это беда,зачем нам такие соседи?

    • dаn

      в советское время из иркутска вообще думали, что марийцы — это звери и просили в своих письмах солдат, служащих в МАССР, выслать в посылках пару марийцев на воротник (вспомни анекдот).

      • Аноним

        Так ты чем бравировать пытаешься? Что вы такие малограмотные, не хрена не знали тогда, не знаете сейчас ?

    • Свистунов

      А, как зовут тебя, отважный герой?

  6. Аноним

    Марий Элын Конститутцийжым калык йӧршын лудынат огыл и огешат пале мом тушто возымо, могай тушко вашталтыш-влакым пуртат.Так называемый, мемнан Мер каҥашна хоть ик гана шке погыныштышт тидым ончен шерын лекшаш улыт ыле да молан тыгай беспределым пуртылыт Марий Элын Конститутцийышке толшо «варяг-влак да власть тушка». Да тидын нерген Мер каҥаш калыклан ойлышаш ыле шукертак! Садлан тыгай пустой Мер каҥашыже марий калыклан огешат кӱл! Тудым кызыт марий калыкын эн слабый еҥышт-влак вуйлатат! Тыге ончыкыжат тыгаяк осал паша ышталташ тӱҥалеш, молан манаш гын, вуйлатыше-влак шкенан калык гыч огытыл, нунын патриотический шӱлышышт уке. Ӧраш вел кодеш, могай осал вий мемнан Марий Элым вуйлата!!! Тау тыланда, пагалыме Юрий Иванович, тыге мемнан калыклан шинчажым почмыланда.Юмо пуыжо Тыланда ончыкыжат сай тазалыкым, пиалым, яндар ушым. Мый Тендам моткоч аклем!

  7. Аноним

    Конституцийжым вет Кислицын годымак вашталташ тӱҥалме, тунам Мер каҥашат, Оньыжат все лийыныт, молан нигӧ нимом ойлен огыл? Ни Николаев, ни Козлов… Ындыже ситуаций йӧршын весе, марий-шамыч. Кызытсе Мер каҥаш да Оньыжа тиде руш кучемын, Маркеловын, еҥже улыт. Эре вик ваштарешла шоген нимом от ыште, изиш ушанрак, чоярак лийман.

  8. туге

    Олег Тактаров не отрицает, что он мари. Просто никто подхода к нему не ищет.

  9. Аноним

    >Каждый должен думать о независимости!
    Разумеется у человека должна быть мечта и думать нам никто не может запретить. Нашу внутреннюю свободу никто не в состоянии отобрать. Почему маркелову-подобные любят Марий Эл? Потомучто очень послушный лекторат, легко управлять массами, манипулировать, запугать. Ме вет марий-шамыч шорык тӱшка гаяк улына изиш лӱдыктат да солам лупшалыт да куш кӱштат туш кудалына… Большинство мари аполитичны, боятся даже слова политика, юридически неграмотны, безразличны к судьбе своего народа. Для того, чтобы думать о свободе, нам надо элементарно выжить, сохраниться, а для этого надо самому совершенствовать свой марийский язык, знания о своем народе и ГОВОРИТЬ со своими детьми на марийском, воспитывать их в марийском духе. Мы публично любим поговорить о том как любим «свой марийский народ» (йӧратыме марий калыкем, йылмем…) и при этом нам даже лень учить своих детей марийскому. Марийский народ — не абстрактное понятие, марийский народ и ТЫ тоже, твоя семья, дети! Да и хватит постоянно воевать с системой, властью, между собой, надо быть хитрее и умнее, внедрятся в эту власть и делать ее извнутри марийской законными путями.

  10. ужшо

    Ерофеев йолташ молан виклан конституционный судыш или басман судыш ок возо. Тыште тидым Ерофеев деч поснат палат.

  11. xxx

    Скоро не будет ни мари, ни русских…
    Сегодня Путин подписал закон, согласно которому гастарбайтеры смогут работать в РФ без разрешения на работу. Но никто этого не заметил на фоне гражданства для Депардьё.

  12. xxx

    Мы сами выкорчёвываемся потихоньку. И добровольцев спасать этот народец вряд ли будет -гниль одна. Кто силён и умён да не в тюрьме -на рожон более не полезет. Нету больше родины ни у нас. Оккупация свершилась вплоть до мозгов. Залётный прынс на коне сюда не прискачет. А народцу тяжелей стакана ничего не поднять.

    Это написал русский патриот про свой народ. К нам это относится вдвойне. Задумайтесь люди…

  13. Победов Г.

    Внимание!!!!! Новый Год начинаем с серии разоблачительных тем.
    Ждём ваши статьи, материалы, по теме: СПАИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ. Не будьте равнодушными! Почти в каждой семье есть больной — алкоголизмом.
    Ссылка: http://vk.com/club37012380

  14. аноним

    А ведь когда то мари славились своими воинами и военными походами. Лесные воины,защитники Казани. А сейчас шорык тушка. Как так изменилось? Не пора ли повысить самооценку и вернуть былое величие!?

    • =

      Не беспокойтесь. Всё идет своим чередом. Каста кшатриев никогда не станет быдлом. Но просыпаться надо. Горстка национал-предателей старается рулить настроениями общества. Она очень заинтересована в сохранении комфортного для них и противоестественного для народа положения в республике. Размышляйте.

    • Аноним

      А не пора ли прекратить заниматься самообманом, самовосхвалением? Может стоит реально, объективно посмотреть на положение своего народа? Выявить причины такого состояния? Подумайте как ходят марийцы на выборы и как голосуют… Человек после МарГУ с образованием марийский язык приезжает и не имеет понятия о марийских общественных организациях. Когда собирали людей на выборы делегатов съезда мари, большинству это даже не нужно было, они понятия не имеют о съезде. Делегатами хотели поехать, кому надо было съездить по делам в Й-Олу. Марийские филологи с высшим образованием в своей семъе с детьми говорят только по-русски… Мог бы и дальше продолжить примеры, да и Вы сами прекрасно знаете…

  15. аноним

    Что имел ввиду Путин в своем недавнем обращении,когда говорил о сепаратизме в Поволжье.Откуда такое особое внимание вдруг? Чего так опасается Кремль?

  16. Лайд

    Анонимлан — но ом пале кудыжлан (чылан аноним лийын коднешт…)
    Кӱшнырак Тендан ойда уло:
    «…Конституцийжым вет Кислицын годымак вашталташ тӱҥалме, тунам Мер каҥашат, Оньыжат все лийыныт, молан нигӧ нимом ойлен огыл? Ни Николаев, ни Козлов… Ындыже ситуаций йӧршын весе, марий-шамыч. Кызытсе Мер каҥаш да Оньыжа тиде руш кучемын, Маркеловын, еҥже улыт. Эре вик ваштарешла шоген нимом от ыште, изиш ушанрак, чоярак лийман.» — манеш аноним.
    Но ынде айста ончалына историйым да аноним-влакын «чоялыкыштым» рашемдена.
    1. Аноним ала пелграмотан (теҥгечысе марий историйым палыме шотышто ойлем. А моло шотыштыжо — шке пала, мый судья омыл молыжлан), сандене 2001-2010 ийласе историйым ала палыдымыла коеш, ала чынжымак ок пале;
    2. Аноним ала «чоя-влак кокла гыч»… А «чоярак лияш кӱлеш» манын мыйын Оньыжа улмем годымат Мочаев, Юзыкайн да нунын йыр пӧрдшӧ-влак эреак мемнам шылталеныт.
    Историй ончыкта — теве кушко конден шукта «чоялыкет». Сандене мемнан принципна лийын да кодеш — Айдеме (марий) лийын кодаш!

    Эше кӱшнӧ Анонимын цитатыжым умылтарыме шот дене —
    Аноним (самырык ен: гын, эще прощается) тек «Съезды народа Мари…» книгам шерын лектеш. Тушто Оньыжа Николаев да Оньыжа Козлов (да тыглай марий айдеме семынат) мо верч шогеныт, мо ваштареш кучедалыныт — шагал огыл почын пуымо.
    Тидын дене тидым гына каласынем ыле — «ляпнуть что попадя» — куштылго паша.
    А вот шке шочмо калыкетын историйжым шымлаш — йолагайлык витара. Намыс лийшаш тыгай улмылан.
    Тидым возем кок амал дене:
    1. Историйым (акрет годсымат, теҥгечысымат) палыман. Тидлан книгам лудман. Санденак тендан семын «ляпыштыше»-влак шагалрак лийышт манын книга-влакым луктына, а ты книгалаште — марийын кызытсе историйжым фиксироватлен кодымо. Тетла тудым иктат ӱштыл кудалташ ок тошт (ни Мочаевын, ни Васютинын, ни Маркеловын командыже). Просто огыт керт — тиде книгалаште чыным каласыме.
    Тиде книгаште (+эще «Марий ушем» — марий куат» книга, Владимир Мальцевын «Пять лет подполья!» книгаже, «Республика, которой нет» книга) — АНОНИМ-влаклан ЛУДМАН ОБЯЗАТЕЛЬНО нуным.
    Вара тыгай ляп огеш кай, кӧргӧ чонет шкеак тыгайым возаш ок пу.
    А ме эре компьютерыште ямдым вучена. Копьютерыште ямдыже сай — но пеш шагал марий материалже.
    А ынде, шуко кутыркалыме деч вара, Интернетышкат ты материал-влакым луктын пышташ лиеш.
    Вет ала-кӧн садак уло нине книгаже-влак. А шкенанжыным ме шке луктын пыштена.
    Пайрем дене!

  17. Лайд

    Вес Анонимлан (у:чашыдеак):
    «…Может стоит реально, объективно посмотреть на положение своего народа? Выявить причины такого состояния?» -маныда.
    Тидым ме 20 ий (!) ыштена. 1990 ий гычынак, пӱтынь марий калык дене пырля.
    Э-э-э-э….. манаш О-о-о-о-о!!! манме деч нелырак.
    Мы и так реально и объективно смотрели на все, боролись в меру своих сил. Боремся и сегодня (понимаю, хороший повод для некоторых… посудачить по этому поводу….)
    Значит, надо готовить себя к борьбе, стойкости, политграмотности… и ко всему тому, что пригодится человеку в его полноценной деятельности.
    Тиде ушан шомаклан кӧра огыл — а илышын йодмыжо.
    С другой стороны недостаточно «посмотреть», а надо видеть, осваивать умом и сердцем, упорно готовиться — и наступит время и все это использовать ради победы.

  18. Лайд

    dan-лан.
    Толын лекса Чарлашке, тел. 91-99-65.
    Вашлийына.
    Шуко он:айым каласкалем, палыдымыдам палдарем.
    Интернетыште йылмым ту:гаташ — келшыдыме вер.
    Ну, пеш му:ндырч улыда гын, кеч язум сералтыза: laid@nm.ru .
    Но ойлемыс: илыше айдеме дене шинчаваш муталанаш, ойласаш — шергырак, чем экран ончылно пан:гам темдышт шинчылташ.
    Ассоциаций нерген палымыда шуэщ — палдарем. Мер пашаен:-влакын миссийыштак тыгай — палдараш.
    Только =эсто= огыл, а =ээсти= манын каласынеда гын.
    А финже — =суоми=, хоккейым огыда ончо мо?
    Турарак каласаш гын — эреак МАРИЙ лийман да тыгаяк кодан.
    dan, «Марий ушемыш» возалташ монден огыдал?

  19. Лайд

    dan-лан — ещарен:
    «Марий ушем» член лияш сералташ лиеш факс гочынат. Но тидлан садак E-mail — электрон почто адресда ку:леш. Тудын почеш ме йодмаш формым колтена, а шке йодмашдам Те факс дене колтеда:
    8-(836-2) 46-66-11. Автоматыште лиеш, але иктат ок нал гын, шукырак вучалтеда гын, тудам факс шкеак кая.
    Вашкыза — 13 январьыште Тендан йодмашжам вуйверыште ончаш да пен:гыдемдаш ту:н:алына.
    Лийза «Марий ушем» дене пырля!

    • Идрисов Рустам

      Во имя свободы слова!
      Начальнику
      Набережно-Челнинского
      межрайонного почтамта
      Аглямову Иреку Римовичу.

      Уважаемый Ирек Римович!

      Нам поступило письмо от редактора газеты «Звезда Поволжья» Рашита Ахметова:
      «Уважаемый Рафис Кашапов!

      У нас в газете сложилась интересная ситуация. Союзпечать города Набережные Челны отказалась с Нового года брать нашу газету в киоски, мотивируя это тем, что, что она слабо реализуется. Хотя статистика говорит об обратном возврат составляет 5-3%, при этом возврат в 15% считается для издания очень хорошим показателем. На газету, наоборот, большой спрос. Только киоск в мэрии Челнов берет 30 газет. Скорее всего, на союзпечать Челнов просто надавили. В связи с этим нужно наладить систему распространения газеты в Челнах…
      http://tatar-centr.blogspot.ru/2013/01/blog-post_8400.html

  20. Аликсендер

    Рустам, — не в тему, а потому — незванный гость…

  21. Аликсендер

    Уважаемый Юрий Иванович, спасибо за содержательный анализ трансформаций Основного закона РМЭ. Однако, ГазПром-Ребят не растрогаешь МАССР…
    Идеология эсэсэризма им нужна лишь для умножения своих капиталов. На перспективу же без удержания «народов-братьев» в сфере своего влияния, в полном повиновении, это не представляется возможным: Величие всегда обеспечивается за счет других «братьев», их ресурсов… Так было. Так и поныне есть. Конечно, для этого им нужна «окупация вплоть до мозгов». В том числе и — эсэсэризмом…
    Не забывать бы: и во времена эсэсэризма (и благодаря ему, после отстрела цвета марийской нации) мари становились пассивными, «послушными», угодничающими, продажными, «скромными», непритязательными, закомплексованными, с заниженной самооценкой и т. д. Ведь инородческий «суверенитет» замышлялся большевиками, исходя из тактических соображений, учитывая «отсталось» и «непонимание» планов громадьё. Стратегические планы «понятны» были только им…
    Во времена советского «суверенитета» мари стали «бояться даже слова политика», ставали «безразличными к судьбе своего народа».
    Не забывать бы оборотную сторону большевитской «справедливости»…
    Опираться на неё по нынешним временам…
    Однако во все времена, невзирая на все «измы», всё равно были, есть и будут люди, не безразличные к судьбе своего народа, и никакими измами не запудрить им мозги.

  22. шӱвырзын уныкаже

    Тидыже эше мом тыште йомдарен, мый без понятий, шкеннан проблемэ тич, пачке дене! Лудын мошта вет рушлаже, тыште SuasUver огылыс!☺

    • :)

      Ты, *** уныкаже, заведи себе свой сайт, и там командуй. Здесь МариУвер решает, а не ты.

  23. Мари

    Салам лийже ! Просьба, кертыдагын фильтруйте коментаторов под статьями, порой иногда пишут провокационные призывы, тыге ненароком и ресурсыжымат петрен кертыт.
    С уважением мариец.

  24. Мари верч

    1.»Эре вик ваштарешла шоген нимом от ыште, изиш ушанрак, чоярак лийман..»
    2.»..Может стоит реально, объективно посмотреть на положение своего народа? Выявить причины такого состояния?”
    комментарий к данным репликам:
    «Россия же самая холодная в мире страна, тысячи километров отделяют одни центры производства от других. За морозы и расстояния надо платить. Поэтому производство товаров в России дороже, чем в странах Запада, и даже «третьего мира «. Значит, мы не можем выдержать конкуренции на мировом рынке, но сможем развивать экономику внутри страны, защитив ее товарным фильтром. Подумайте! Когда на национальном рынке фирма не выдерживает конкуренцию, она закрывается, а рабочие увольняются. Если же на мировом рынке экономика России не выдержит конкуренции, то она будет уничтожена, а ее народ вымрет от голода. Только на первых этапах глобализации глобалисты будут использовать нашу страну как сырьевой придаток. Затем, по их планам, ей суждено стать мировой свалкой экологических отходов. Его идеологическим основанием служит схема Валлерстайма, согласно которой мир состоит из развитого ядра — Запада, буферной полупериферии западных сателлитов и периферии — третьего мира. Это социальная структура будущего человечества. При этом по замыслам Римского клуба, планируется сокращение населения земного шара из-за нехватки природных ресурсов. В России на первых порах планируется оставить только 50 млн. чел. Теория обнищания К.Маркса, которую так критиковали либеральные мракобесы, начинает действительно воплощаться в жизнь, но только в мировых масштабах. Сегодня богатеющая буржуазия это Запад, а беднеющий пролетариат — третий мир. И между ними неизбежна схватка. Многие сейчас рассуждают о месте России в этой социальной структуре. Эти рассуждения бессмысленны, так как в новом мировом порядке место для России, как и сама Россия, не предусмотрены. по выражению проф. В.П.Пугачева, возникает фонансово-информационный тоталитаризм. Национальные государства будут уничтожены. Как известно, в России в условиях отсутствия «среднего класса» основным двигателем прогресса общества всегда являлось государство. В силу специфики русской ментальности наш народ на протяжении всей истории действовал активно только при наличии сильного государства. Из этого следует, что разрушение российской государственности повлечет за собой гибель нашего народа. Здесь глобалисты опираются на концепцию «открытого общества» Поппера. Это общество, по словам Г.А.Зюганова, «в любой момент готовое принести свои исторические ценности, культурные обычаи и духовные традиции в жертву «бытоулучшительным» и технологическим новациям». Но препятствием для глобализма здесь являются национальные культуры. К их уничтожению призвана массовая псевдокультура западного образца. Одновременно с ее помощью удается оболванить население, распространить пошлую западную идеологию и перегрузить людей в виртуальный романтический мир вечного веселья, устроить пир во время чумы. Планируется также уничтожение традиционных религий посредством как внедрения тоталитарных сект, так и экуменизма — объединения церквей. В конечном итоге это должно привести к формированию, по выражению проф. А.И.Субетто, единой религии капитала-бога. Все сферы духовной деятельности человека (мораль нравственность, совесть) будут заменены рыночными отношениями купли-продажи. Глобализм обозначает построение уникального общества, где экономический базис сожрет надстройку. Человек будет лишен духовной жизни, которую заменит капитал.

    По словам С.Г. Кара-Мурзы: «Человечество соберется, даст этим неоязычникам по загребущим рукам. Но у нас-то задача срочная — поскорее отвести эти руки от нашего горла». Да … Времени на спасение России осталось мало, но времени на страх у нас нет уже вовсе. Поэтому необходимо нанести стремительный и мощный удар по прозападной власти России. Только сбросив с себя оковы современного правящего режима, Россия встанет во главе всего человечества в грядущей битве с мировой закулисой.

  25. Аликсендер

    Мари верч тоже студент ?
    «Россия встанет во главе всего человечества в грядущей битве…» ?
    Потому-то в России и так много ныне на вооружение выделяется средств (устами… студента глаголит истина) ?
    Или может, Кирилл всех освятит, и китайцы тоже православными братьями исподволь прозреют и перестанут щуриться на Расею, отказываясь от рынков сбыта — исчадия зла, Запада ? Интересно всё же, а чем биться будут в этой битве в информационном-то мировом сообществе ? Подскажите, студенты.
    Главное, отвлекаясь, после таких материй можно и забыть о теме, предложенной MariUver ?..

  26. Мари верч

    Ответ Аликсандеру: Будущее за молодыми, в том числе и засегодняшними студентами. Не баись, тебя то «исчадие зла, Запада» примет. Мыслишь по ихнему. За «Ресею», то бишь за РОССИЮ есть кому заступиться. Обойдемся и без тебя.

  27. Арбор

    Предлагаю юристам провести полную ревизию законодательной деятельности Государственного Собрания РМЭ и определить существует ли вообще «марийский парламент». При выявлении Государственным Собранием грубых нарушений прав марийского населения подать иск в Конституционный суд России.Пришла пора создать в Интернете свой общественный марийский парламент.

  28. Аликсендер

    Хорошая идея в отношении ревизии, но Государственное Собрание не будет выявлять грубые нарушения прав мари… Вы верите в Конституциооный суд России, в его объективность в рассмотрении нарушения прав марийского населения ? Но всё равно, обращаться надо, согласен.
    Кто ж так обижает Россию ? Она ТАК ибидчива по-вашему ? Может тогда и в Конституционый суд обращаться не следует: вдруг обидется и скажет, «по-западному» мыслите, вражески ?

Добавить комментарий