Статьи Александра Зенкина о марийском человеке и человечестве

Автор статьи Александр ЗенкинПосле публикации статьи «Самоубийство человека как личный выбор, вымирание народов и путь человечества» автор Александр Зенкин предложил нашему сайту четыре других своих статей о марийском человеке и человечестве. Первая статья «Сущность и уникальность марийской культуры для человечества и будущего» уже была размещена в MariUver. Предлагаем следующие три. 

О ЧЕЛОВЕКЕ, О МАРИЙСКОМ ЧЕЛОВЕКЕ, О ЧЕЛОВЕЧЕСТВЕ

Если народ вымирает, виновата не культура,
а виноваты те, которые занимают места деятелей культуры
Александр Зенкин

Готовя материалы выступления об уникальности марийской культуры для человечества, автор совершенно не планировал предложить их для публикации в Интернете и рассчитывал достаточно камерно поделиться своими мыслями только с марийским землячеством в Москве. Но руководство землячества предложило опубликовать данный материал. То, что данная статья очень заинтересовала читателя, просто поразили автора, в результате чего он решил не только продолжить данную тему, но и развить ее в нескольких важнейших направлениях, которые особенно беспокоят сегодня, а именно: заметное сокращение численности народа, и это касается не только марийского этноса, но и многих других, в том числе и русского. Что может обеспечить остановку данного сокращения? Какова ценность и значимость национального языка, необходимость его не то что сохранения, но и именно развития для этноса, для того чтобы он не исчезал, и т. д.

Итак, начнем в целом с человечества, с того, что значит спасти человечество и от кого его спасать? Спасти человечество в свете сегодняшнего его развития, когда оно стремительно разрушает среду собственного обитания, то есть, по сути, идет на осознанное самоубийство, значит только одно — изменить суть современного человека, человека-обывателя, человека-потребителя. Как это можно сделать, зная, что в целом внутри каждого человека много и прекрасного, нежного, ранимого, любящего, всеотзывчивого? Это можно только одним путем — изменением его отношения к своей конечности!

Что есть суть всякого человека, если глубинно заглянуть в нее, откуда в ней такие огромные пласты эгоцентризма? В глубинной сути всякого человека есть Сомнение: на самом ли деле он конечен в этом безграничном и бесконечном Мире и может ли быть в нем вообще конечность? Это сомнение гложет каждого человека, и каждый по-своему пытается его разобрать, но решение этого вопроса крайне не просто, ибо оно самораскрывается в личности только при его подлинно правильном творческом развитии как Пути к озарению. Так вот, задача подлинного Мыслителя состоит в том, чтобы своими идеями, творениями попытаться хоть немного сместить это сомнение в людях в сторону осознания бесконечности, безграничной стадиальности жизни; именно это смещение радикально способно преобразить человека и его отношение как к себе, так и к людям вокруг, ко всему Миру. Данное смещение при этом никогда не должно исключать полностью наличие Сомнения, поскольку именно сомнение о своей конечности-бесконечности является высшей формой свободы человека, так как и твердое знание о своей конечности, и абсолютное знание о своей бесконечности делают человека мгновенно не свободным, а значит, глубоко несчастным: абсолютная конечность сводит жизнь каждого к абсурду, а тянуть бесконечность — неимоверная для человека нагрузка!

С точки зрения всего вышесказанного мировоззрение марийского человека ценно тем, что Сомнение в целом в результате сложнейшего исторического развития у него уже смещено в сторону понимания бессмертия, о чем мы уже говорили в предыдущей статье. В результате это уже не столько Сомнение, сколько внутреннее убеждение как суть личности. Во всех своих действиях истинный мариец исходит из нее и ею корректирует свои планы и намерения, действия. Эта суть — во всем творчестве марийского народа, она хорошо прослеживается и у других угро-финских народов. Так вот, данной Сути надо учить пока не поздно.

Этой Сутью и смещением сомнений в человеке в сторону большей степени чувства бесконечности, бессмертия в XVIII и особенно XIX веке  — в веке рационализма и самомнения ума, — была занята вся русская литературная культура данного периода. Именно это преодоление как внутренний протест особенно заметно в творчестве Н. Гоголя, Ф. Достоевского, Л. Толстого, и даже не столько в творчестве, сколько в характере его преображения по мере роста этих величайших мастеров, Титанов Слова. Гоголь, как известно, начал со сказок на этнографические украинские темы и закончил «Выбранным местами из переписки с друзьями» и незавершенными «Мертвыми душами», в которых хотел показать путь преображения человека. Достоевский начал с «Бедных людей» и закончил Пушкинской речью о Всечеловеке. Толстой, начав, с «Севастопольских рассказов», в результате пришел даже к новому переводу евангелиев.

Обо всем этом развитии мною подробно рассказывается в четырехтомном романе «Проклятие гениев», предварительными набросками к которому послужили этюды о выдающихся самоубийцах в истории.

Так почему автору данных книг было столь важно разобрать все это? Почему самоубийство среди марийского народа и вообще угро-финских этносов более частое явление? (иль они этим и призваны показать Миру, что именно все человечество движется к пропасти?..) Почему мариец в прошлом не убивал своего обидчика, а вешался на его воротах? Почему столь безжалостен и сегодня к себе мариец, удмурт, коми, русский? Почему он не способен найти в себе равновесие? Куда пропала гармония у марийцев, несмотря на анимизм? Как это ни странно, она никуда не пропала, просто циничный рационализм второй половины XX века (это особенно началось с поколения, родившегося незадолго до второй мировой войны) и начала XXI века, массированный натиск лжи о сути и смысле жизни средств массовой информации спровоцировали, создали и продолжают развивать страшный конфликт в человеке, глубинно верующем в бессмертие. Дело в том, что такой человек не способен изменить себя, то есть деградировать, ему проще в такой обстановке убить себя!

Для того чтобы не идти по пути самоуничтожения — а поголовное пьянство среди народов России — все то же самоубийство! — есть только один путь: самостоять на своей внутренней Культуре, и не просто удерживать ее, а именно развивать, преодолевая направленность к разрушению Человека Духа Миром потребления. Этому может способствовать только личное Творчество и изучение подлинного творчества! Для этого, допустим, марийскому народу давно пора готовить Канон Веры для воспитания по нему своих детей и для представления его всему Человечеству. Для этого давно пора возвести в центре столицы Республики Марий Эл памятник Чумбылату — патыру, взламывающему гроб во имя спасения своего народа (как работает замечательно Мать Чувашия у наших соседей!), а возле него священную рощу. Не помешает и создание пантеона выдающихся марийцев, которых у нас пока, к сожалению, единицы (не зря татарский народ вывез прах Николая Фешина к себе, хотя этот художник по сути своей живописи был явно марийского корня!). Очень важно и системное развитие декоративно-прикладного искусства, культуры массовых национальных гуляний-карнавалов и т.д. Но это только частичные внешние механизмы решения проблемы, на самом деле действиям по укреплению своего истинного знания как устойчивого самосознания надо учить с раннего детства — для этого должна быть подобрана, создана соответствующая литература! — надо учить с пеленок и системно духовности всего сущего, способам убеждения в этом других, способам четкой последовательной, незыблемой аргументации в абсолютной своей правоте в истинности подобного мировоззрения. Дело в том, что знание об этом есть в каждом человеке, европейском, американском, африканском и т.д., но они давно уже находятся под гнетом иного понимания действительности, удобного тем, кто сделал деньги и прибыль, гонку за удовольствиями единственной ценностью жизни, что, конечно, нелепо, а главное явно преступно.

Теперь о национальном языке. Часто принято говорить о том, что надо развивать свой язык, что пока есть свой язык, есть и народ, и для того, чтобы это обеспечить, надо  сделать, допустим, так, чтобы марийский язык — фактически! — хотя бы в марийской республике был первым государственным языком. Все это верно, конечно, но этого мало, слишком мало. Ибо обучение языку и его культуре, культуре своих духовных традиций, материальных искусств имеет подлинную ценность лишь тогда, когда народ в силу благоприятных экономических условий растет и множится в количестве и все более процветает, иначе кого обучать, если не будет самого народа или он находится в таком положении, что его как бы и нет уже. И зачем засылать государством закупленные книги во все библиотеки, если не будет тех, кто их желает посещать, если у них нет времени для этого и они вынуждены уезжать куда-то, чтобы заработать на жизнь! Кроме того, надо ясно понимать, что ценность языка того или иного этноса определяется не только и не столько тем, сколько людей в мире на нем говорят, но и прежде всего тем, что на этом языке написано, насколько труды на данном языке имеют личностно-жизненно важное, а значит, общечеловеческое, мировое и даже вселенское значение. В данном постулате нетрудно убедиться, допустим, зная о существовании мертвых языков, к примеру, все той же латыни, где мы имеем факт того, что народа нет, а язык остается нужным, так почему?.. Формулировки на латыни носят очень четкий, глубинно сосредоточенный, постулятивный характер, позволяющий максимально емко и объективно характеризовать человека, человечество и действительность. В этом плане способности данного языка и сила воздействия просто невероятны. А кому нужен язык болтунов, не желающих в силу собственной униженности и раболепия даже понимать друг друга?..

Марийское мировоззрение, анимизм — и я не боюсь повториться, ибо это крайне важно — может и должен быть источником и основанием планетарного мышления! Вот на что надо направить усилия марийской культуре и литературе. Здесь надо отметить, что марийский письменный язык и марийская литература, его развивающая, с данной точки зрения еще находятся на стадии становления, ибо народ получил письменность чуть более двухсот лет назад. Письменный язык мари молод, но и это вовсе не недостаток, а наоборот, потенциальная возможность смелости, решительной, вдохновенной, вселюбящей всеохватности. Этнографизм в национальной литературе уже пройден, пора приступать к фундаментальному реализму (об этом я подробно поговорю чуть позже в специальной статье)! И ученым-гуманитариям, да и техническим специалистам, марийских ВУЗов следует над этим крепко призадуматься, поскольку прежде всего они готовят основные кадры марийской интеллигенции, готовят, к сожалению, слабо, поэтому есть необходимость на государственном уровне самых талантливых из марийского юношества направлять даже уже и не в столичные ВУЗы — глубина преподавания в них сегодня заметно снизилась! — а в ведущие университеты мира. Самый высший, наиважнейший капитал всякой нации — и данный закон для человечества всегда будет незыблемым — это высокообразованная, подлинно  интеллектуально развитая юность! Юность, жаждущая познавать и развивать истину, а с нею нравственность и справедливость! И значительное развитие именно данного направления является решающим, сегодня даже судьбоносным для каждого из народов России, да и для всего человечества.

Александр ЗЕНКИН

МАРИЙСКИЙ АНИМИЗМ,  ПЛАНЕТАРНОЕ МЫШЛЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ЭВОЛЮЦИИ

В предыдущем рассуждении мы говорили о том, что сутью любого человека является сомнение в его конечности-бесконечности, ибо даже среднему здравомыслию вполне ясно то, что в данном бесконечном и безграничном Мире, по сути, нет абсолютной конечности, хотя ученые астрофизики и утверждают, что у этого Мироздания было начало. Всякое начало всего лишь есть начало конкретного процесса, которое одновременно является концом иного процесса, все это всего лишь циклы. Признание абсолютной конечности человеком приводит его к ужасу безысходности и одиночества, а отсюда и к крайнему индивидуализму — это все равно, что поставить человека к стенке, в безысходное состояние. Признание бесконечности как абсолютное знание, если гипотетически такую возможность представить, приведет человека в отчаяние — тянуть бесконечно жизнь это невероятная для реального человека нагрузка! И обе эти крайности потому являются формами абсолютной несвободы. Человеку же дано Сомнение в своей конечности-бесконечности, и в этом Сомнении величайшая Мудрость данного Мироздания. Таким образом оно обеспечило Совершенство человека и свободу как возможность к бесконечному совершенству! Да, это именно так!

Среди «знающих» жизнь людей очень принято говорить о несовершенстве человека, так вот это крайне ошибочное мнение! Мало того, оно оскорбительно для данного Мира, не зря мариец прошлого носил только белую одежду — цвет Идеала, цвет праздника жизни, он носил ее даже тогда, когда уже знал о красителях! То есть истина на самом деле только в том, что человек создан очень совершенно, настолько совершенно, что ему дана свобода, при этом ему даны и обязанности, посредством которых он может бесконечно совершенствоваться! И в возможности бесконечного совершенства — высшее Совершенство Человека и Жизни. Так почему получается так, что человек выглядит несовершенным и склонен нередко совершать почти безумные по ужасу вещи? И что можно сделать, чтобы изменить подобные процессы?

Это связано только с воспитанием и уровнем развитости воспитателей. С детства, видимо, следует обучать каждого ребенка не просто знаниям, а очень трепетному отношению ко всякому проявлению уникальной жизни. Для этого надо систематически учить тому, что весь Мир этот живой, даже камень у обочины тоже живой, живая река, живое озеро, лес. То есть приучать к языческому анимизму! К почитанию, к поклонению! К истинному и искреннему восхищению!! Это возможно прежде всего через искусство и веру. Человечество давно пошло и до сих пор стоит на ложной идее и практике, когда философы выдвинули первостепенность разума в мышлении, оставив чувствам лишь фон мыслей. Так вот, это совершенно не верно. История человека началась не с первой человеческой мысли, а с первого человеческого чувства! Все специалисты по этнографии народов, по антропологии прекрасно знают, что аборигены, допустим, нуждается в первую очередь не в одежде — есть народы, которые и до сих пор ходят голыми! — а в украшениях. А украшения — это есть проявление именно чувства красоты и стремления к красоте, украшение — это не прагматизм и утилитарность, это поэзия образа, это искусство! Для чего я это сейчас говорю? А для того, чтобы было ясно каждому, что не одна только мысль развивает человека, а чувство и мысль, мысль с чувством в синтетическом единстве! Человек мало интересуется теми мыслями, которые для него холодны, не вызывают никаких эмоций. Отсюда совершенство людей может формироваться только при синтетическом обучении умению мыслить и умению чувствовать прекрасное! И это давно следовало бы взять на вооружение людям!

С этой точки зрения, я и говорил и буду всегда говорить о совершенстве марийского анимизма, потому что в нем есть весь этот инструментарий. У христианства, у буддизма, у мусульманства и т.д. он тоже есть, но в этих мировых религиях еще имеется очень сильное смещение на Личность, это религии не родов, а личностей, персон. Язычество же — религия рода, при этом надо и понимать, что человечество снова вступает на стадию глобализации, то есть, по сути, стадию огромных родов. Стадию огромных родов при крайне деформированном состоянии той среды обитания, которая человечество взрастила!

Для того чтобы не погибнуть, людям пора начинать усваивать, что именно глубинный анимизм (смещение к утверждению своей бесконечности!) как свойство высоко развитого человека является подлинной биологией человека! Именно это свойство ведет его к искренности, а искренность возможна лишь тогда, когда имеется очень высокая уверенность в правоте твоих оценок жизни, иная искренность в противном случае всегда становится лишь предметом насмешек. Всем надо понимать и то, что именно искренность есть реальный признак истинного развития! Эгоизм же и потребительство при этом, сражения за прибыль как проявления людской борьбы видов на самом деле являются не истинной биологией человека, а лишь псевдобиологией слабо развитого, напуганного когда-то человека, псевдобиологией, социально развиваемой узким кланом лиц весьма сомнительного уровня как нравственности, так и интеллекта, но весьма успешных в способностях путем все большей виртуализации денежных средств и юридической казуистики завладевать всей экономикой мира. Ошибка, уже обнаженная биологами, тут заключается в неправильной трактовке вообще закона эволюции, который якобы гласит, что естественный отбор есть путь избирательного сохранения в ряду поколений наиболее приспособленных генотипов! Это устаревшее однобокое  понимание! Большинство генотипов успешно приспособились ныне не к Миру и его условиям, а к обществу и его возможностям, не создавая ничего своего! На самом деле говорить в Законе надо не о приспособленных генотипах только, а именно совершенных во всех своих способностях генотипах! То есть Закон Эволюции для человека сводится к тому, что избирательно сохраняются в ряду поколений не просто наиболее приспособленные генотипы, а именно те, кто подлинно многосторонне и глубинно развиты, поэтому и способны в социальном общении и сплочении приспосабливаться к самым различным условиям, то есть индивидуумы, получается, всесторонне развитые, гармоничные, пропорциональные, высоко коммуникативные – в целом красивые и внешне и внутри!..

Здесь каждому человеку уже давно пора принять и то, что всякая межвидовая борьба для него давно закончилась, то есть, по-прежнему борясь за жизнь и среду,  человек только губит себя. На самом деле пора давно все усилия ставить на кооперацию как второй механизм Закона эволюции для социальных существ. Давно пора приступать к формированию в себе планетарного мировоззрения, при котором все живое вокруг есть твое любимое, единственно неповторимое и крайне важное!

Еще раз повторимся, ибо это крайне важно: законы государств и обществ — пока, до сегодняшнего дня! — создавались не по принципу их истинности относительно сути человека, а по принципу их удобности для определенной группы захватившей юридически — то есть документально! — ресурсы жизни кланов лиц. На самом деле всем должно быть вполне понятно, что ни один человек не имеет право на ресурсы более значительные, чем ему нужны для биологической жизни. Поэтому необходимо переходить на научные законы государств и конституций, при этом биологи и юристы должны очень ясно представить для себя и сформулировать нормативно истинные пути развития человека, путь его подлинного самосовершенствования! Именно этот Путь, Путь к Идеалу в человеке есть биология человека и его Закон, и именно он должен быть в основании всех конституций человеческих обществ и государств! Пока этого не будет, все законы не могут быть подлинно законами, а лишь правилами, удобными для каких-то конкретно групп лиц. Только тот закон есть Закон подлинно, в основании которого истинная суть человека — способность на бесконечное внутреннее совершенствование! Именно она-то и пытается утверждаться на иррациональном, мифологическом уровне всеми религиями Мира!

Но все это были пока очень робкие, скорее интуитивные попытки! Теперь же времени осталось очень мало, подходит время срока: или, или?.. — изменения природы начинают все более приобретать необратимый характер! Поэтому и нужна убежденность многих в подлинной истине. А она на виду, ее знают все, я лишь ее напомню! Всем прекрасно должно быть понятно, что всякий зародыш живого содержит в себе практически весь свой путь развития, — существует так называемая биологическая детерминация будущим — всякий прекрасно знает и то, как красив этот Мир, как он четко построен по принципам сопропорций и Золотого сечения. Так вот, это два фундаментальных указателя для людей на то, что Принцип Высочайшей Гармонии заложен уже в каждом зародыше, отсюда и наши муки тогда, когда мы идем не по правильному пути, по пути, нас не развивающему гармонично, всячески пряча от себя это потребительством и прочими удовольствиями. То есть  этот Мир на самом деле детерминирован совершенством будущего! С этой точки зрения «Красота спасет Мир» есть поистине Закон биологический! И если это закон для живых существ как Высшей формы развития Вселенной, то данная истина означает только одно — что это есть основной Закон самой Вселенной и ее развития! Отсюда должно быть понятно и то, что случается с теми, кто пытается идти вопреки Законам Вселенной!.. Угро-финские язычники этого очень остерегались… Люди же современной технократической цивилизации заметно утратили именно данное чувство!

Что ж, Вселенная очень умеет напоминать, уверяю вас в этом!

Александр ЗЕНКИН

ПАНТЕИЗМ И ЯЗЫЧЕСКИЙ АНИМИЗМ КАК СУЩНОСТЬ ВСЕХ МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ ЕСТЬ ПРЯМАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ИХ ЕДИНСТВА

Почему-то после моих статей начинаются нередко серьезные дебаты между сторонниками марийского язычества и адептами православия, а еще и православного марийского язычества. Появляются рассуждения даже типа того, что «христианство и ислам — бесчеловечные, кровожадные религии», и конфликт их «может привести к третьей мировой войне». После того идет краткое рассуждение о том, как, мол, язычники, способны уживаться, допустим, с исламом? В таких умозаключениях всего лишь обнаруживается путаница в понятиях и формулировках, а значит, и их сути. На самом деле, конечно, говорить о кровожадности христианства иль ислама совершенно недопустимое дело, но зато можно рассуждать о кровожадности тех фанатичных адептов (а их было всегда очень много у любой из религий!), которые, прикрываясь ложным пониманием, допустим, все той же христианской религии иль мусульманства, доходили иль доходят в своих действиях до физического воздействия на своих оппонентов. То есть в действительности же сущность обоих учений — да и вообще всех мировых религий — очень миролюбива. Что же касается точек соприкосновения язычества и, например, ислама, это я попробую разобрать сейчас подробнее. И начнем опять-таки именно с понятий, ибо правильное осмысление их способно очень быстро все поставить на место, а значит, способствовать примирению…

Дело в том, что многие люди, рассуждающие о религии, о вере, о церкви и тем более о язычестве, не изучив серьезно суть данных понятий, нередко серьезно заблуждаются, смело оперируя ими, или, допустим, используя слова «религия» и «вера» как синонимы. На самом деле религия и вера, тем более церковь не совсем одно и то же, и путаность в использовании данных слов как раз часто и приводит к непониманию друг друга. Религия — это учение, церковь — это институт, организация; вера же — это осмысление учения, у обычного, не слишком задумывающегося человека принимающее чаще всего формальный характер. А говоря о язычестве, многие вообще впадают в серьезные заблуждения, и связано это прежде всего с тем, что у слова «язычество» нет научного, а значит, энциклопедического, однозначного определения. На самом деле так христиане обозначили тех людей, кто поклоняются древним пантеонам богов и не почитают Христа. С данной точки зрения это способ как бы дистанцироваться от «дикарей-многобожников», но позиционирование это носит крайне условный характер. На самом же деле все то же христианство, по сути, языческая религия, и не столько потому, что  Библия — основная Книги христиан — включает в себя Ветхий Завет — цикл произведений явно языческого корня, а сколько потому, что она зиждиться на понимании одухотворенности всего сущего (именно данная одухотворенность, когда во всем бог и боги, есть истинная, самая высшая суть, допустим, финно-угорского язычества!), на всепроникновение божеском во всё, то есть она стоит на том, что мы после Спинозы называем пантеизмом. В исторической реальности вообще нет неязыческих религий даже потому, что все современные мировые религии произошли из язычества (а индуизм, допустим, это прямое язычество!), а значит, на нем стоят, в себя его вобрав. При этом даже атеизм является всего лишь формой религии. Обратите внимание, я говорю «форма религии», а не веры, так как по вере атеистов вообще нет, но есть люди, которые внушили себе, что бога нет, но на самом деле, обычно с гордостью утверждая такое другим, внутри себя они имеют всегда и сомнения по данному поводу. При этом поразительное заключается в том, что самые упертые материалисты даже и не подозревают, что они, утверждая подобное, становятся еще более отъявленными идеалистами, чем даже глубоко верующие люди, поскольку факт создания Богом — Вселенским Разумом — столь удивительного Мира гораздо меньшее чудо, чем появление столь отточенной Красоты просто так, спонтанно, пусть и в течение бесконечного множества лет.

То есть можно смело говорить о том, что в данном мире вообще нет людей, не обладающих никакой верой, всякий нормальный человек хотя бы чуть всегда подозревает, что Бог вполне может быть, ибо даже среднее здравомыслие, поражаясь красоте Мира и зная, как трудно созидать гармоничный порядок, уже немедленно начинает задумываться о невозможности это осуществить без плана… Скажу даже больше, но вовсе не для того, чтобы кого-то поразить: идея коммунизма, допустим, — это именно продолжение развития христианских идей, даже в противоречии с ними, особенно в средствах достижения заветной цели…

Отличие, точнее, особенность христианства в сравнении с язычеством, содержащимся в его основе (здесь однобожие, пусть и в трех лицах — это формальное различие, и число богов не имеет серьезного значения, ибо во всяком многобожии всегда есть и верховный бог) заключается лишь в смещении одних акцентов на другие. Если обожествление всего сущего у язычников древности было краеугольным камнем их верования, то христианство, допустим, сохранив его, сместило первостепенное внимание на личность, на роль страдания при выборе и т.д. К чему это привело? От людей стало ускользать главное из учения, его незыблемый постулат. Воскресение Христа стало как бы эфемерным, точнее, отодвинулось на второй план, в сравнении с его путем на Голгофу и крестом, а между тем именно Воскресение является главенствующей сутью и христианства. Воскресение и Вознесение! Они и есть проявление обожествленности всего сущего, они и есть его истинные признаки.

Если б их в Новом Завете не было, данная книга никогда бы не стала сакральной, она осталась бы всего лишь гениальной повестью о Гении!

Именно воскресение Христа (Воскрешение Лазаря, дочери Ираира  и др. как чудеса Христа носят несколько иное значение) есть явление, утверждающее, что бессмертие после смерти существует, при этом Евангелие однозначно указывает и на то, что такое может случиться только с высоконравственным Человеком или при Его непосредственном участии. То есть только очень высокоразвитый человек имеет право на бессмертие, только путь к Идеалу Человека есть путь бессмертия!

Связь между нравственностью и бессмертием была придумана, точнее, открыта и развита вовсе не христианством, а язычеством древних египтян. И это было едва ли не самым выдающим достижением этико-богословской мысли человечества. Связь данная кажется очень многим эфемерной, но на самом деле это вовсе не так — взаимозависимости здесь прямые, явные и реальные. И это стоит, как мне кажется, накрепко усвоить каждому. Даже заучить! Здесь есть пять серьезнейших связей-аргументов!

Первое, только развитие нравственности как безгрешность лишает как бы смерть ее основной сути — то, что она наказание. А коли она не наказание, то не должно быть и страха. Ведь важна не столько смерть для человека, которой для него, по сути, нет, ведь умерший не знает, что он умер, а важен страх смерти, именно он довлеет над каждым и лежит в основе всей его сути, его эгоизма. Второе, Идеал Человека — это всегда Идеал служения многим людям, это нужность многим людям и ответственность, высочайшая ответственность за них и их жизнь и счастье, это такая ответственность, где не страшно и умирать ради людей. Идеал Человека — это такое служение для жизни людей и для их бессмертия, что бессмертие аж каждомгновенно всем духом чувствуется. Такое постоянное чувство освобождает от страха смерти и делает человека относительно свободным. Далее третье, и это, наверное, самое главное. Идеал Человека как самосовершенствование безгранично, и именно данным качеством оно сродни Вселенной, кроме того, и в четвертых, Идеал Человека — единственный Путь бессмертия лишь потому, что, только идя по пути нравственности, ты можешь воспитать более гармоничных детей, чтобы они вдруг не убили друг друга… к чему мы пока так стремительно идем. И, наконец, пятое: чем больше человек в реальной жизни близок к Идеалу, тем более его правнуки будут похожи на него в будущем, и он станет как бы ими, то есть вечным в этом. И так будет многажды, бесконечно!..

Проанализированные сейчас нами связи являются главенствующими для сути человека, для понимания им того, что есть такое свобода, они являются и сущностью всякой подлинной веры, сутью всякой истинной религии. Религии в этом смысле призваны внушить данную взаимозависимость на иррациональном уровне. Я же говорю обо всем этом — причем такие аргументы вы не встретите нигде, это плод размышлений всей моей жизни! — сейчас на уровне абсолютно реальном! Если человечество не усвоит это, если это не усвоит большинство, то… о бесконечности развития и процветания человеческого рода вообще нет смысла рассуждать и уж тем более на это надеяться.

В основе христианской религии языческие верования многих народов. Это тривиальная, очень известная истина и ее нетрудно доказать и чисто исторически. Если взять, допустим, все то же христианство и религию древних египтян, то можно обнаружить множество заимствований как в культах, так и мифах, в строении, структурах молитв и т.д. О древней религии египтян мы знаем более всего, поэтому о прямых заимствованиях тут можно особенно уверенно судить, но немало у христиан и от религий древних шумеров, персов, греков, римлян. Участь Христа (я сейчас не разбираю, был ли такой человек на самом деле, это не имеет концептуального значения) как символическое обобщение во многом как бы взята из реальных событий о казнях людей, являющихся совестью своей нации, но которых приговаривала толпа по наущению адептов общепринятой в том или ином государстве религии, всегда действующей в союзе с властью. Вспомним Гая Гракха, Сократа!.. Большинству людей стыдно выдерживать возле себя Идеал Совести!.. Даже не то что стыдно — невозможно! Дело в том, что Христос как Идеал Развития — это очень серьезное требование к каждому человеку. Для большинства нести такой крест и идти по такому пути очень сложно, почти невозможно… пока. Христос направил все проблемы человека и свободу выбора внутрь каждого. Это, конечно, очень способствовало развитию человечества через могущественный рывок народов христианских культур. Это позволило в этих народах появиться значительному количеству подлинных Личностей, которые и серьезно рванули развитие, особенно Европы. В результате развитие производственных сил лишило важности значения род, на первый план стали персоны. Именно с этой точки зрения Ф. Достоевский и говорил, что христианство вовсе не демократическая религия, она для очень сильных, она в своих требованиях сверхчеловечна! Мусульманство с этой точки зрения мягче, ибо учитывает слабость реального человека (здесь богатство, допустим, вовсе не является грехом). Мусульманство к тому же и особенно близко к язычеству, и это также придает данной мировой религии значительные силы и потенциально может способствовать обеспечению за исламом в следующем витке истории мирового могущества. Близость с языческим анимизмом тут в том, что Бог у мусульман не персонифицирован, это в целом, по сути, все Мироздание, Могущество Его Творческих Созидательных Сил!

Современное развитие человечества показывает, что христианство, максимально развив возможность проявления личностей (это касается плеяды даровитых людей, которые и двигают прогресс), одновременно сегодня предельно индивидуализировало людей (это касается большинства остальных людей, в сущности которых прежде всего потребление). Эгоизм потребления и жизни для себя в результате в европейских странах достиг апогея: падает рождаемость, многие не желают заниматься своими детьми, ибо они мешают, якобы, свободе самовыражения. Все это может означать лишь только то, что уже назрел и все более углубляется кризис христианской религии, что отмечают многие мыслители, отсюда следует то, что адептам данного учения, которое, вне сомнения, имеет много прекрасного, следует выявить все внутренние ресурсы его и, сместив акценты, способствовать несколько иному взгляду на этот Мир и человека в нем. Без сомнения, язычество, заложенное изначально в христианстве, может здесь служить значительным подспорьем и даже потенциальной силой для нового взлета (не зря же сегодня столь расцвели неоязычество, неоанимизм, неопантеизм, планетарное мышление и т.д.!). Кроме того, для того чтобы данные качества в учении включить с новой мощью, христианским адептам придется обратить свой взор особенно на те народы, которые глубже сохранили животрепещущее отношение к Природе вокруг, к Миру (именно это я и имел в виду, когда говорил, что марийская вера способна спасти человечество, так как своей уникальной уверенностью, что все вокруг живо и божественно одухотворено, она особенно способна уравновесить преувеличенную самоуверенность личностей). И в этом нет ничего плохого, здесь каждому служителю культа надо лишь помнить, что умение учиться всегда было самой важной силой для процветания жизни. И марийский народ, вообще угро-финские народы — особенно многонациональной и многострадальной России! — готовы для этого общения-обучения, они готовы для того, чтобы самооткрыться и вместе участвовать в развитии человечества. Наша древняя вера, глубинно вобрав в себя, в том числе, идеалы Христа, Мухаммеда, Будды, Конфуция других величайших Мыслителей, готова способствовать развитию прежде всего именно внутреннего мира человека, который-то и позволит спасти Мир от потребительского его разорения.

Александр ЗЕНКИН

21 комментарий

Filed under Статьи

21 responses to “Статьи Александра Зенкина о марийском человеке и человечестве

  1. Мари верч

    Да, действительно, мы должны понять, кто мы, от куда и куда идем. Спасибо Александр

  2. Борис

    может уже хватит идеалов Христа, Мухаммеда, Будды, Конфуция. Живем на грани вымирания, а всё мир спасаем. Давайте о себе вначале подумаем !!!!!!!!!!!!!!!

  3. Мари2

    Глобализация, ВТО и идущие из этого последствия, насильно народ МАРИ ведут к исчезновению. Мы должны противостоять этому….. Мы должны очистиься, повернуться к Богу, осознать происходящее и решить — к Свету нам, народу МАРИ или…. ТАУ,Александр, Эсен лий

  4. glacier

    Хоть немного бы марийцам пожить в Мире потребительского разорения. Хватит жить в бедности. Скажите какая польза для мари от этой статьи. Нулевая… Жаль…

  5. Мари

    Христос как Идеал Развития. Не смешите людей. Опомнись автор. Ты что делаешь ? Он наша погибель.

  6. Аноним

    «марийскому народу давно пора готовить Канон Веры для воспитания по нему своих детей и для представления его всему Человечеству. Для этого давно пора возвести в центре столицы Республики Марий Эл памятник Чумбылату — патыру, взламывающему гроб во имя спасения своего народа (как работает замечательно Мать Чувашия у наших соседей!),» — бальзам надушу каждому верующему марийцу. Спасибо Александр. Думаю в каждом марийце есть частичка Чумбылата — спасителя своего народа, просто не каждый это осознал.

  7. шӱвырзын уныкаже

    Поро!
    Эх, калтак, кушеч тынар виян, ушан-шотан МАРИ ӰДЫРАМАШЫЖЫМ кычал муаш ыле?!

    Александрлан тау, чыла раш возымо! Ӱшанаш веле кодеш, кунам да кӧ тиде возымо почеш мари калыкын илышыште вашталтышым виктараш тӱҥалеш? Шукын возгалат MariUver сайтыште, тидым ышташ кӱлеш, тудымат да молыжымат. Теме почеш шуко пайдале шонымашым сайынак почыт да южыжо киш ден меж гай ваш-ваш пижын, мыскылен пытарат, пешак сӧрал огыл тыглай койышым ончыкташ.
    Чумбылатлан чапкӱм шындаш эше жап толын шуын огыл, ондак шонкалаш да вучалташ кӱлеш. Эше чыла мари калык чумырген шуктен огыл, эше кӱрштыт мемнам кӧ кузе кертеш. Кугыжаныш тӧра кашак чапкӱлан ик копек оксам ышт ойыро, кеҥежым мер пашаеҥ калыкат шке оксаштым надыр семын погаш кутыркалышт. Рӱде олаште, черке коклаште Тудлан шыгыр, шонем. Акрет годымак, йӧсӧ жаплаште мари калык Курык Кугызам аклен да тудлан ӱшанен чумыр коштыныт Кӱ Курык деке, а кӧ каен кертын огыл нуно мӧҥгыштышт юмылтеныт тичмаш кинде дене, сортам чӱктен, мари Юмо йӱла почеш. Мыланна шарнаш кӱлеш кугезе-влакнам, кузе нуно шкеныштым чаманыде тушман ваштареш шогеныт, шке тукымыштлан — мыланна, эрыкан илышым пуэныт!
    Норвегийыште Финнмарк фӱлке регионышто Саам (Sapmi) финн-угор калык ила (Саам калык Финляндийыштат, Швецийыштат да Кольский полуостровыште тыгак илат). Кугешнаш веле кодеш, чыла куандарыш мыйым, шуко калык Карашйӧк рӱде олаште тӱран вургемым чиен коштыт, шке йылмышт дене кутыркалат, школлаште икшывышт саам йылмым чыланат тунемыт, театрышт сылне, чыла семынат ӧрыктарышт. Кочовӱдым тушто шукертак огыт ужале да нунын шонкалымашыштат, илыш йӱлаштат вашталтын.
    Кодшо курымышто нуным шотленыт огыл, чот индыреныт. Эрыкан илыш верч Саам калыклан шкланыштак тыршаш пернен.
    Мемнан эше шӱмна кыра, чонна йӱла МАРИ калыкна верч! Жапдам ида чамане, кумылаҥын лудса, шымлыза тиде ссылке почеш, шуко йодышлан вашмутым муыда!
    http://ansipra.npolar.no/russian/Items/Saami_Norway_R.html

  8. Аноним

    а пока в Й-Оле сплошные марифобы…http://pg12.ru/newsv2/56822.html

  9. Аноним

    Думаю, пока еще не поздно заявить об участии на Вавиловских чтениях по данной тематике.

    Поволжский государственный технологический университет
    Оргкомитет информирует, что в связи с аккредитацией университета работа XVI Вавиловских чтений переносится с 13-14 декабря на 25-26 декабря 2012 года. Прием материалов продлен по 17 декабря. Программа чтений будет размещена в электронном виде на сайте ПГТУ 21 декабря.

  10. Tsikma

    Пуры вады.

    Глубокая, аналитическая статья, «красота спасет мир» — этот слогин существует уже далеко до Достоевского. Господин Зенкин хочет нас всех привести к всемирной и безграничной гармонии, акцентирует, что родовая культура примарна и принижает роль индивидуума? Я так понял? Если так, то я с этим абсолютно не согласен. И снова же, почему марийская религия должна спасти мир? И почему снова же религия? Что же скажут о современном состоянии марийской культуры писатели, авангард национальной культуры?

  11. Кондратий Петрович

    Число самоубийств и воспроизводство населения очень сильно корелируют с такими факторами, как занятость населения и доступность жилья. Конечно, играют роль и неэкономические факторы — такие как воспитание, образование, обстановка в семье и другие, но люди, не имеющие работы и перспектив решения жилищной проблемы, на мой взгляд, более склонны к самоубийствам, алкоголизму и т.д.

    • Эльвира К

      Да, хорошее замечание, вот и встает вопрос: почему люди не создают себе эти перспективы, а считают, что кто-то им должен их создать. Если алкоголь не причина, а следствие, то в чем она , эта причина?

      • Аноним

        Ты-то уже создала себе перспектывы, причем за счет других, можешь радоваться…

  12. Hanki

    Обмельчали наши писатели.
    Где вы видите их?
    Сколько прозаических книг вышло за счет госбюджета в Марий Эл за 2012 год?
    Где вы видите авангард-литературу?
    И кто их читает?

  13. VVV

    Согласен. Тем более, что до сих пор в Марий Эл в соответствии с текстом конституции было три государственных языка. Теперь же, когда в ДТП погибла профессор Васикова, чьими изысканиями была включена данная норма в закон Марий Эл, имеется в виду горномарийский язык как государственный, даже в формулировке повестки дня межрегиональной конференции «Марийский форум» значилось четко — «Два государственных языка…». Еще четче позицию республиканских чиновников выявило выступление замминистра культуры Ширяевой, которая на публично заданный вопрос на горномарийском языке участницы форума по теме выступления Ширяевой о количестве говорящих на горномарийском языке в соответствии с последней переписью населения, чиновник сказала, что данные переписи не соответствуют действительности. На повторный вопрос по поводу того, какая все же цифра значится в документе, Ширяева также не смогла ответить. Как я проследил, тут же она прошла вдоль рядов и только лично задавшей вопрос женщине с вычислениями в руках дала разъяснение. Это удивляет, тем более, что тема форума звучала, как «Народ и язык», а оньыжа Иванов при открытии форума обеспокоенно говорил о проблеме исчезновения языков и о 5-6 путях сохранения языка через передачу языка в семье, обучение в школе, литературу, печать, телевидение и радио, театр, электронные средства передачи информации. Видимо, Галина Ширяева открыла еще один путь сохранения языка — это неразглашение информации о его функционировании. Что происходит, почему горномарийские и лугомарийские чиновники, интеллигенция действуют как лебедь, рак и щука. Их усилия направлены в противоположные стороны. Не связано ли это с тем, что некоторые из горномарийских чиновников, преследуя личные интересы, сами зачастую не привыкли учитывать реалии существования более многочисленного, но сильно отличающегося по менталитету, религиозным пристрастиям, но достаточно простодушного лугомарийского народа. Горномарийцы страдают нарциссизмом, самолюбованием, как когда-то было замечено с критикой даже Васиковой, имея для этого основания лишь в изначально более высокой культуре населения. Игнатьев, Пет Першут, Эмаш, Ильяков, Беляев, Матюковский, Канюшков — они в мире ином. Тарьянов практически не слышен. Егоров умер и в последние годы страдал пристрастием. Есть писатели, которые равнодушны к электронным средствам информирования и общения. Мы не можем услышать их голосов. А так, подумайте: горномарийская культура — великая культура — ныне представляет из себя жалкое зрелище. Потому что культура — это прежде всего живой функционирующий язык. Как он звучит? Гораздо более беспомощно, чем лугомарийский. Контраст разительный. Песня, пляска, аншлаг, капуста — это не может спасти горномарийцев, как нацию, если в городах Козьмодемьянске, Йошкар-Оле он не звучит в садиках и из уст родителей для детей, не имеет применения в небытовом обороте среди интеллигенции, в школе. На том же марий форуме систематично горномарийцы должны бы напоминать о своем существовании, а не подняв нос, морщиться по поводу не имеющих принципиального значения вещей. Горномарийцы несмотря на трудности должны стремиться к консолидации с марийским миром. В изоляции теряется имеющийся потенциал, нагнетается ситуация официального игнорирования. Если вам не нравятся лугомарийцы Марий Эл, присмотритесь к марийской диаспоре Татарии, Кировской или Свердловской области. В Казани живут много тысяч марийцев, они очень активны, развиваются и экономически, и культурно.

    • Аноним

      марийский язык один и народ один, диалектов было много- осталось ничего. Покойная Васикова сделала достаточно, чтобы разделить наш народ, чтобы разобщить нас, чтобы каждого по одному как в одной сказке написано-переломать как это делают сейчас Ивановы, Швецовы, Васютины, Ширяевы. Мочаевы. Яковлевы….. Все делают, чтобы как меря и мурома пропали, благо и «Концепцию по нац.политике…» подписал Путин до 2025 года. Дожить бы марийцам до этой поры…

      • Меря и Мурома

        «Доказательством особо доверительных отношений волжских булгар с окскими финнами (меря, мурома), населявшими Верхнее Поволжье, в том числе территорию современной Ивановской области, до включения этих земель в орбиту русской государственности, является факт массовой миграции этого финского населения в X–XI вв. на территории Волжской Булгарии, фиксируемый как археологически, так и летописными источниками. В «Сказании о царстве Казанском» говорится следующее: «Наполни такими людьми землю ту еще ина черемиса, зовемая отяки, тое же глаголют ростовская чернь, забежавши та от крещения русского в болгарских жилищах».»

  14. sarze

    Чын мари тиде айдеме. Айдеме тудо вольык огыл. Сандене, тудо шке вуйже дене шонен моштышаш. Александр Зенкин чыным возен ешартыш сату нерҥен. Уке ешартыш сату, ешартыш окса, огеш лий жап утыжым огыл, а кӱлешыжым шоналташ. Неле йодышым терген лекташ ик шагат кечылан шагал лиеш. Сай шонаш ятыр кече кӱлеш. Сандене кызытсе жапыште мари-влак коклаште пешак шагал теолог да философ-влак. Тыгай айдеме-влак шагал улмо лан верчын шонымашыжат умбаке огеш вияҥ.
    Мо тыгай кугыжаныш? Мом арала кызытсе Туня? Тиде йодышланат Александр Зенкин чын вашмутым пуа. Кызытсе кугыжан вий арала кугу оксам. Кугу окса аралатеш юрист-влак дене. Кузе илаш палемда закон, а законым кӧ воза? Чын посна ямдылыме еҥ. Сандене чыла тыглай айдеме-влаклан йосо илаш окса нерген шонышо еҥ коклаште. Мари айдеме утларакшым окса пашам шке илышытыже икымше верыш огеш шынде (але тынар пужлен шуктен огыл). Шонышо айдеме-влакым утларакшым огыт умыло молан? Нуно оксалан верчын гына пашам огыт ыште.
    Мый шукертсек шижам кугу вийым мари-влак деч. Тиде вий толеш йылме гоч, йула деч, мари улмо гоч. Шукын шонат кузе таҥыстараш попым мемнан карт кугыза-влак дене. Мемнан карт-кугыза семинарийым пытарен огыл, но вара кузе ик мари калык веле уло Европыште шкетын йулажым арален коден кертын. Телым пӧртыште ик карт кугыза кумалме мутым пелешташ тӱҥале, сорта-влакыште тул мардеж пуалтыме гае модаш туҥале. Воктен шогышо айдеме мылам каласыш — торзатым петыре. Вашешташ логале чыла торза петырме, тиде пелештыме мутын вийже.
    Сандене чыным ойла Александр Зенкин мари калыкыште Тӱнялан кӱлешан вий уло манын.

    • Мари верч

      Марийын вийже кугу, пу:рту:с пуа,Юмо полша, ко: марийым пытара да пытараш полша, Юмо ончылно мут кучаш шогалыт. Жап толын шуын.

Добавить комментарий для БорисОтменить ответ