Федорченко: И для марийцев в фильме будет много открытий

На проходящем в эти дни Римском кинофестивале Алексей Федорченко представил свой новый фильм «Небесные жены луговых мари» (снят при поддержке Министерства культуры). Фильм состоит из 23 новелл (это и развернутые истории, и мелкие настроенческие зарисовки), снят на марийском языке, который, впрочем, для западной публики чужд так же, как и русский.

Реакция зрителей оказалась неоднозначной — одни не приняли сложную структуру фильма, другие аплодировали режиссеру, оценив красоту кадра, необычность натуры, поэтичность картины.

Марко Мюллер, возглавивший Римский фестиваль в этом году, а до того формировавший программу Венецианского фестиваля, не первый раз позвал Федорченко в конкурсную программу. И до сих пор все его фильмы получали награды. В 2010-м «Овсянки» вызвали восторг у председателя жюри Квентина Тарантино. В Рим Тарантино вопреки слухам не приехал, а такой член жюри, как наш соотечественник Тимур Бекмамбетов, вряд ли готов оценить вызывающе авторский характер этого кино. Впрочем, призы вручат 17 ноября.

Но фильмы Федорченко и вне фестивалей, независимо от конъюнктуры, живут своей жизнью и как будто сами выбирают себе сторонников и противников — как в Европе, так и в России. За несколько часов до отлета в Рим Алексей Федорченко ответил на вопросы «МН».

— Вы часто говорите, что вам неинтересно снимать реальность. Почему?

Алексей Федорченко: Глупо, работая в такой чудной сфере деятельности, как кино, делать кальку с реальности. Раз уж судьба подарила мне возможность стать кинорежиссером, хочется воспользоваться этим и поиграть в демиурга. Кино — это игра.

— Связи между тем, что происходит с нами в реальной жизни, и тем, что воплощается на экране, для вас нет?

— Какая-то связь, конечно, есть, от реальности не спрячешься.

— И потому в «Овсянках» выдуманный вами мир некоего несуществующего народа погружен в узнаваемый сегодняшний быт с документальной фактурой?

— Не было задачи создать эпос несуществующего народа. Это не фэнтези. Главное — история людей, их чувства. Просто они живут в мире, очень похожем на наш.

— Новый фильм про марийцев, народ, сохранивший язычество. Вы используете настоящие народные обряды, сказания?

— Да, это реальная живая религия, живой народ, но я уверен, что и для марийцев в фильме будет много открытий.

— Вы реставрируете их обряды или достраиваете мифологию?

— Иногда достраиваем, иногда реконструируем, вспоминаем забытое. Переносим что-то давно умершее в нынешнюю жизнь. Действие происходит в условном настоящем, и конечно, сейчас языческие верования не имеют такой силы, как прежде и как в нашем фильме. У нас сказочный мир обычной марийской деревни. Нет, лучше так — реальный мир волшебной марийской деревни.

— Русские и татары, живущие вдоль Волги, до сих пор считают, что все марийцы — колдуны.

— Так и есть. Не все, конечно, но встречаются люди, способные оказывать воздействие на окружающий мир. Мне они нравятся. Мифология и верования марийцев непросты. Есть официальная и общепринятая иерархия священнослужителей — верховный карт республики, старшие карты в районах. Картами уважительно называют старейшин, которые проводят моления в священных рощах. Колдунов они не очень любят. Колдуны — силы другого уровня, более близкие к земле. Марийцы терпимы к чужим религиям. У них интересный пантеон, есть, например, богиня творчества. Некоторые боги заимствованы из православия, которое прежде сильно им навязывали. В священных рощах есть деревья, посвященные святым Петру и Николаю. Марийскую традиционную религию старались стереть и при царе, и при большевиках, вырубали священные рощи, подорвали Святую гору. Сейчас эта религия понемногу возрождается, возрождение идет снизу, на большие республиканские моления приезжают тысячи человек.

— Для вас это история поэтическая или скорее социальная?

— Это поэтическая история, сказка. Для взрослых.

— То есть свои проблемы решать с помощью колдуна вы не стали бы? Или просили помочь?

— Нет, не просил, но мне гадали на поясе — есть такие гадалки на женских поясах, их мало, у нас в фильме одна настоящая гадалка снималась.

— Вы верите в мистические силы, которые от нашей воли не зависят, но влияют на нашу жизнь?

— Я не атеист-ортодокс, а скорее агностик, то есть я не исключаю существования чего-то неведомого нам. Не раз сталкивался с тем, чего не могу объяснить.

Алексей Федорченко — режиссер, сценарист, продюсер кинокомпании «29 февраля». Родился в 1966 году в городе Соль-Илецк (Оренбургская область). Окончил Уральский политехнический институт. Работал инженером-экономистом сначала на свердловском заводе НПО «Автоматика», потом в ТПО хроникально-документальных фильмов «Надежда» Свердловской киностудии. В 1998 году поступил во ВГИК и в 2000-м получил специальность «литературный работник, кинодраматург». В 2005 году Федорченко создал кинокомпанию «29 февраля». Тогда же «Первые на Луне» — полнометражный игровой дебют режиссера — завоевали Гран-при программы «Горизонты» на Венецианском фестивале как лучший документальный фильм.

В 2010 году фильм «Овсянки» получил в Венеции три, пусть и не главных, приза: «Озеллу» за операторскую работу, награды международной федерации кинокритики FIPRESCI и экуменического жюри. Весной нынешнего года на десятом нью-йоркском международном кинофестивале «Трайбека» был представлен новый проект Федорченко — три короткометражные картины «Четвертое измерение».

— Общаясь с марийскими колдунами, почувствовали, что они знают больше, чем вы способны объяснить?

— У меня было ощущение, что они живут в другом мире, который нам совсем не знаком.

— В этом мире можно воткнуть гребенку человеку в волосы, и он лишится жизненной силы?

— Очень просто, да.

— Вам не страшно в таком мире, где нет опоры на рациональный контроль?

— Были опасения, когда мы снимали «Шошо» — первый фильм в марийских деревнях, настоящих, глухих. Но потом, когда сам растворяешься в этом мире, ты понимаешь, что на этой планете не так все плохо. И ты можешь быть не вне, а внутри. Когда ты вне — опасность существует, конечно.

— А что внушает страх?

— Гражданская война.

— То есть страх социума?

— Агрессивной толпы. Под толпой я имею в виду как плебс, так и условно организованную массу, темную силу под названием «государство».

— А где сейчас жить лучше — в Москве или Екатеринбурге?

— Это от человека зависит. Меня Москва угнетает, слишком большой город. Урал, конечно, тоже создан не для человека. У нас вообще страна не для людей.

— Ну вот, договорились…

— Непонятно, как мы можем конкурировать с более южными странами. Слишком много энергии тратится на обогрев воздуха. Но сейчас в Екатеринбурге куда менее напряженная атмосфера, чем в Москве. Стало комфортнее, дышать легче, и на улице совсем не те лица, что были в 90-е годы, по крайней мере в центре, — моложе, светлее. Внешний вид Екатеринбурга сильно изменился, хотя жалко, что старый город снесли. На улицах стало спокойнее. В культурной жизни — в кино, театре, музыке — все время что-то происходит. Город стал широкий, столичный, он отличается от других городов на Урале, в некоторых просто жутко находиться. Но и там по сравнению с Центральной Россией, где подряд стоят мертвые деревни, все-таки лучше. Костромская, Ивановская (там снимался фильм «Освянки». — «МН») — это же вымирающие области. На глазах деревни зарастают лесом. Когда я там был десять лет назад, они просто стояли брошенные, а теперь уже неразличимы, поглощены полностью.

— Там, где вы снимали свой новый фильм, нет такого?

— В основном мы снимали на Урале — там по-разному: есть богатые деревни, есть бедные. В Марий Эл чуть получше, рядом богатый Татарстан, который сильно выделяется, там видно, что люди зарабатывают — я про крестьян, что на земле живут. Но тоже — вот мы снимали «Шошо» в богатой деревне, хозяйство в которой возглавлял очень интересный, пассионарный человек, там одних лошадей были сотни… Теперь он ушел на пенсию, и все развалилось.

— Что вас привлекло в этих марийских мифах? Или все же это выбор писателя Дениса Осокина, а вы следуете за ним?

— Да, если бы Денис написал про Ивана Грозного или про австралийских аборигенов, я постарался бы это экранизировать. Я вовсе не режиссер только этнического кино. Сейчас мы с Денисом запускаем фильм по его книге «Ангелы и революция», это история молодого художника, работающего в ЧК. Для меня главное — захватывающая история.

— То есть вы работаете с его текстом, доверяя писателю изучение материала?

— «Небесные жены» — наш первый совместно написанный сценарий, а с Денисом мы познакомились в 2004 году, я прочел его книгу, и мы решили сделать фильм. Но мне нужно было узнать этот народ, окунуться в этот мир. Мы пожили немного среди марийцев в прекрасной деревне Шоруньжа, принюхивались, присматривались, сняли фильм «Шошо» на марийском языке. Требовалось время, чтобы пропустить эту культуру через себя. Главное в кино — не врать. Можно придумывать, делать варианты жизни, но ничего не должно оскорблять дух верований, противоречить строю мироощущения мари (и любых людей, о которых ты делаешь фильм) — для этого и нужно все хорошо исследовать. Чтобы не обманывать.

— Что особенного в мари, чего в другом народе нет? Чем они вас так привлекают?

— Мне нравится, что это прарелигия, почти такая же древняя, какая была и у славян. Именно мари сохранили то изначальное отношение к миру, и они общаются с ним так, как это делали наши предки.

— А что в этой архаике ценного?

— Ощущение себя частью общего мира: и ты, и дерево, и ворона за окном — все это равноценные части одного целого.

— То есть еще не произошло отделение человека от рода или даже от природы вообще, от лона земли?

— Прекрасное доиндивидуальное создание, без всего того, что принесла цивилизация. Дерево, колос, женщина. Плодородие.

— Но вы же художник, у вас как раз сознание отчетливо индивидуальное, не ощущаете противоречия?

— Мне комфортно в той системе жить, противоречий не ощущаю. Скорее чувствую гармонию — благодаря невмешательству в чужие жизни. Понимаю равноценность себя и окружающего мира.

— В «Овсянках» было много эротики, в новом фильме она тоже есть?

— Нельзя снимать фильм о язычестве без обнаженного тела, игнорируя культ плодородия. Эротики в «Небесных женах» больше, чем в «Овсянках». И каждое тело там прекрасно и для чего-то нужно. У нас было четыре экспедиции, снимали с февраля по ноябрь. Зима, весна, весна-лето, яркая осень, голая осень… Времена года — разные состояния природы и разные возрасты женщин.

— А что такое для вас женщина — более природное существо, чем мужчина?

— Более красивое.

— Голого мужчину снимать менее приятно?

— Мне — да.

— В чем заключается женская сексуальность?

— Это какая-то химия необъяснимая, возбудить может форма лодыжки, тембр голоса, цвет глаз, прозрачность кожи… Насаждаемый ныне канон красоты очень узок, от силы 5% женщин соответствуют гламурным стандартам, но 90% массового искусства сейчас занимается именно этими малыми процентами. Лица на обложках и на экранах похожи, их путаешь. А мне как раз интересны остальные 95%. У меня много женщин в фильме, старые и молодые, красивые и не очень. Все — небесные!

— Какую роль вы отводите мужчинам?

— Мужчины — это те существа, которые рядом с ними живут. И их любят.

— Наверное, трудно снимать эротические сцены у нас, в нашей северной, зажатой и стыдливой культуре…

— Не считаю, что наши народы более зажаты, чем южные. В своих спальнях люди всех культур примерно одинаково свободны. Другое дело, как эта личная свобода оценивается окружающим ханжеским миром.

— Язычество эротично. Но все-таки века религиозных и социальных запретов наложили отпечаток, появилось понятие «стыд», потребовалось соблюдать условности. Вам не приходится преодолевать собственную неловкость?

— Нет, для меня главное, чтобы не было пошло.

— А что такое «пошло»?

— Пошлость — это когда снаружи больше, чем внутри. Снимать эротику ради тела мне неинтересно, но если это раскрывает героя — тут меня не остановишь. Я понимаю, что огребу по полной программе за некоторые сцены, но мне стесняться нечего, фильм целомудрен и очень красив.

— То есть вы осознаете вероятность эпатирующего эффекта, но вам он не нужен, вам хотелось, чтобы зрители воспринимали это естественно?

— Да.

— Естественность, не за ней ли вы обращаетесь к фольклору, к марийским верованиям?

— Нет, скорее естественность — это то, за чем я обращаюсь к кино вообще.

— Странно, кино в принципе вещь не естественная.

— Кино — это волшебный способ любую, самую невероятную вещь сделать естественной, реальной.

— Вы ведь по образованию математик, работали экономистом, а теперь снимаете фильмы и выбираете нерациональное, чувственное, языческое мироощущение, архаическую эстетику. Почему?

— Просто в один момент я вдруг почувствовал, что я больше не экономист. Попробовал снимать кино. Думаю, что происходят некие генные изменения, циклические, они есть у каждого, и у каждого свой цикл, у меня это 13–14 лет. В начале каждого цикла надо менять или профессию, или место. Первый свой фильм я снял в 2002 году, так что скоро этот цикл закончится. Интересно, что будет дальше.

— Продюсер «Овсянок» хотел, чтобы ваше кино стало более «зрительским»?

— Да, и его можно понять — он вложил в фильм свои личные деньги. Мой вариант был менее попсовый.

— А ваш интерес к дохристианским культам связан как-то с модным увлечением неоязычеством, массовыми поисками корней, панславянством?

— Я про актуальность не думаю. И про интерес зрителей тоже. Главное, чтобы было интересно мне. Понимаю, что такое кино имеет небольшую аудиторию — процентов 5–10, и если я себе не соврал, то эти люди придут смотреть мой фильм. Глупо заниматься арткино и думать про бокс-офис. Нужно выбирать — или то или другое. К людям, делающим коммерческое кино, я отношусь с уважением. Но это другая профессия, другой мир. Мир, где важны формат, рейтинг, мнения фокус-групп. В арткино фокус-группы противопоказаны.

— Да я не про кассу, а про какие-то совпадения в общих поисках, об удовлетворении общественных потребностей.

— Общие поиски возглавляет государство, и ищет оно не корни, а послушный электорат. То, что церковь возвращается в государство, в школы, в детские сады, — это мракобесие, путь в средневековье. Это деградация. Для масс не важны тонкости учений святых старцев, большинство даже и Евангелие-то не читали. Цацки и безнаказанность влекут их. Пошлость. Религия — это другое, это любовь. Если любви нет, то все напрасно. У нас часто любви нет, а без нее вера мертва. И вредна.

— Ваш новый фильм сложен для восприятия?

— У него странная структура, необычная палитра, он снят на языке луговых мари, он сложен, но мне кажется, что от него не оторваться. Главное — начать смотреть.

— Какова ваша роль в отношении текстов писателя Дениса Осокина: раскрыть его замыслы, найти визуальный эквивалент, добавить к его текстам что-то свое? Что вы об этом думаете?

— Я думаю, что Осокин — гений. Мне его проза очень нравится. Кажется, мне удается передать ее смысл. Ну и ему так кажется. Нам нравится вместе работать. Счастье, когда находишь своего писателя, который думает как ты. Миры, фантазии, истории Дениса мне близки, и они быстро становятся моими. Это сложно, но увлекательно. Мы придумываем новые истории, уже есть несколько сценариев.

— Что особенно близко в нем?

— Небанальность и лаконичность. У Дениса острота письма очень развита, он может одним абзацем и создать атмосферу, и рассказать историю.

— Такая концентрированность свойственна поэзии.

— Да, он поэт, и то, что он пишет в прозе, — это, конечно, тоже поэзия.

— А вы не поэт?

— По самоощущению, конечно, поэт. Но я не пишу стихи, я снимаю кино.

Алена Солнцева

Источник: Московские новости

71 комментарий

Filed under Статьи

71 responses to “Федорченко: И для марийцев в фильме будет много открытий

  1. L.

    Прочитала очень внимательно. Без выводов, основное из слов Федорченко:
    1. Главное в кино — не врать. Можно придумывать, делать варианты жизни, но ничего не должно оскорблять дух верований, противоречить строю мироощущения мари — для этого и нужно все хорошо исследовать. Чтобы не обманывать.
    2. Нельзя снимать фильм о язычестве без обнаженного тела, игнорируя культ плодородия.
    3.Эротики в «Небесных женах» больше, чем в «Овсянках».
    4. Кино — это волшебный способ любую,
    самую невероятную вещь сделать
    естественной, реальной.
    5. Я понимаю, что
    огребу по полной программе за некоторые
    сцены, но мне стесняться нечего.

    Ничего не добавлю. Дождусь выхода фильма и обращусь к картам, пусть скажут они.

    • шӱвырзын уныкаже

      «…Дождусь выхода фильма и обращусь к картам». Ондак чыталтыза! Але чошыза вуйшияш вигак Пантифик деке Ватиканыш. Могай чуриет ден миен шогалнеда карт деке, мом нуным аҥыртен коштнеда же? Нуно вес сомыл дене шогылтыт.

      • Аноним

        Отправь свою сестру, жену или дочь на съёмки такого же одухотворённого фильма и … гордись ей!

        • шӱвырзын уныкаже

          Молан тыгеже, уке, мыланем ОВДА рольым модмо пеш келшыш! Йӧсалтем, модаш логалын огыл тыгай КУЛЬТовый йомак киношто. Тыгай кугу чес але чап лиеш ыле. Тугакше артист лияш пӱрен огыл дык керек.
          АНОНИМ шольым, ала марлаже умылет ала уке? Шонем иктажгӧже кусарен умылтара. Ну йӧра, ындыжым, чеверняк!

    • Аноним

      Ну-ну, ты ваще в курсе, что его какой-то карт благославил! Об этом сам Федорченко говорил, и не раз. Подкинул проблем.
      Это как тот фильм об мусульманах — многие актёры даже не понимали где они снимались и только поняли в чём дело после выпуска фильма. Ты лучше задай вопрос о фильме работникам местного театра, они ведь тоже в нём активное участие принимали. Любопытненько что они скажут. Если не они сами здесь сидят и пишут позитивные комменты о небесных жёнах тем самым пытаяь оправдаться!

      • шӱвырзын уныкаже

        Эх, калтак, АНОНИМ шольо, лӱмнеретшат уке, ачат-ават уло вет, ситмыжак отыл чай? Очыни кӱсотыш юмылташ от кошт дык, картшын лӱмжымат от шарне. Чыла луген пытаршыч, муслим-влак ден арам таҥастарышыч «Кавасе олык мари вате-влакым» — нимогай параллель уке! Тый куанышаш улат, тыланет азарланем, Чарлаште «Юмынӱдыр» мюзиклым ужынат докан, мари театрыште артист-влакымат чӱчкыдын вашлийын нунын дене кутыркалет.
        А ме мӱндырне илена. Эрвел улмына ден кугешнена! Шкеннам кемлаш нигӧлан огына пу! Колынат — УРАЛ РУЛИТ! Мемнан семын патыр лий, АНОНИМ шольым! Ом чеверласе, кыстеш!

    • Эльвира К.

      А не правда ли, вторая цитата — смешная. Может, в это и заключается комедийность фильма, а до нас никак не доходит. Вот в чем прикол — в культе плодородия! Представьте, как должны наказать спустившую на ветру штаны и задравшую подол девку богини Шочын ава и Мардеж ава. Уж точно ей после такого обряда детей не видать, вот ведь какой прикол! Ох, и мудреный юмор у Федорченки, так сразу и не понять. ))

  2. Никитин С.П.

    Продолжу обсуждение темы ( и предыдущую статью).
    Фильм Федорченко можно отнести к фильмам, в которых нет религиозной составляющей, христианской, индуистской или исламской. Поэтому их называют «языческими». Это что-то из «Властелина колец» и других подобных фильмов. Но марийцы — не «язычники» в общепринятом смысле. Мы — традиционалисты. для нас нагота не традиционна, в некоторых местах она к месту — например в бане, но в остальных случаях — табу, ойоро. И чудаки из «Овсянок» ходоки по трем «рабочим дыркам» — не финноугры, а отклонившиеся.
    Не обижайтесь, но заклинания — Дайте фильм о кожла, о вятских, горных, и др. мари, звучат смешно. В фильме есть героини, которых можно отнести к кожла, вятским, горным, эрвел девушкам. Просто эти марийки уже развращены цивилизацией. В некоторых случаях они отступили от заветов Юмыну*дыр. Однако, позволю себе напомнить, что немного было среди нас людей, которые осудили опошление светлого образа Небесной Дочери в одноименном календаре. Для мари — Юмыну*дыр в чем-то схожа с Иисусом. Но мало кто за нее заступился, хотя оскорбили невинность черемисов.

    • Аноним

      Надо понять одно: в фильме своя собственная система измерений. Вы никак не хотите понять, что это фильм не о реальном мире, а фильм о реальном мире волшебной марийской деревни. Это параллельный мир. Эта система не пошлая, не извращенная, не еще какая-нибудь, а просто — своя. По этой системе все логично: и то, что покойника отправляют искать жену, и то, что Овда отомстила жене полюбившегося ей мужчине, и то, что от монетки, подброшенной дедом, зависит судьба девушки — таковы правила этого волшебного мира. Это же сказка! Причем, сказка веселая, яркая, витальная!

    • Эльвира К.

      Да, Вы во многом правы, но все же Юмынудыр — это культурный архетип священной матери, это уранический, т.е. небесный образ, вспомним, что она — праматерь народа мари. То есть она — это аналог Девы Марии (но не тождественный), можно ее древние ипостаси еще вспомнить — например, Исида. Если мы возьмем наиболее известную греческую мифологию, то она аналогична Афине, Артемиде и Гестии, там просто архетип дифференцирован.
      Иисус — это Культурный герой, в авраамической традиции он приобрел черты жертвенности, а у нас несколько воплощений Героя, в частности, и первый мужчина-мари, имеющий черты жертвы, за которого вышла замуж Юмынудыр. Как помните, его растерзал Керемет, из кусков его тела, сброшенных на землю, выросли священные рощи, я не случайно Исиду вспомнила, ее возлюбленный Осирис погиб примерно также.
      Я как раз одна из тех, кто не принял эротически-игривый образ Юмынудыр из календаря. Как вы понимаете, по причине того, что это есть подмена одного архетипа культуры другим. То есть вместо целомудренного божественного образца шоу-бизнес нам подсовывает свой эталон «богини». Это уже проходила и Африка, и Азия, теперь и мы «счастья» дождались.

      • Аноним

        Но в фильме нет Юмын у:дыр! Небесные жены луговых мари — это отсыл к тому, что женщины сродни богиням, они заправляют в этом волшебном мире, они решают главные вопросы жизни, смерти, рождения и любви — это целиком и полностью женский мир.

        • Эльвира К.

          Понимаете, неважно, указан этот образ конкретно или нет. Человеческая природа двойствена, земное сочетает в себе духовное, небесное (ураническое) и хтоническое, ну, или животное, витальное, как вам больше нравится. Эти грани натуры фиксируются в неких идеальных типажах и сакрализованных образах, поэтому определение женского начала в качестве небесного для марийской культуры есть отсыл к образу Юмынудыр, а как хтонического — к образу Овды или Вувер кува. Понятно, что художественном произведении обычно показывается взаимодействие двух начал, вопрос в том, как они гармонизуются?

      • Аноним

        » То есть вместо целомудренного божественного образца шоу-бизнес нам подсовывает свой эталон “богини” »
        В фильме происходит это же, только незаметно прикрывшись высокой прогрессивной культурой. Некоторые этому даже восхищаются. Говорю же промывка мозгов, подмена ценностей.

  3. shadow

    Бабы не красивые, надо было белых настоящих) мариек пригласить, они очень сексуальны и привлекательны, а главное — божественны.

    • шӱвырзын уныкаже

      Оба-на, ещё один опоздавший мега консультант по женской красоте нашелся! Правда на ценителя божественной привлекательности не похож, в реплике запашок пошлости, как бы мягко сказать, слэнг сутенеров…

  4. ЛомЭр

    «Мне нравится, что это прарелигия, почти такая же древняя, какая была и у славян. Именно мари сохранили то изначальное отношение к миру, и они общаются с ним так, как это делали наши предки.»
    Я думаю эта фраза многое объясняет. Кому интересно, поищите в интернете об отношении к сексу в «языческой» религии славян.

    • Эльвира К.

      Да, вы это верно подметили, и тут еще необходимо вспомнить один стереотип, связанный с представлением о язычестве, важный особенно для европейской истории. Это «воспоминание» о древнеримской культуре, представление о «языческой распущенности» для европейцев во многом тянется оттуда. Но сегодня, когда нынешняя эпоха трансформировалась в современный «поздний эллинизм», образ Мессалины снова привлекателен, он является сейчас в новых одеждах, возродившийся принцип «хлеба и зрелищ» требует экзотичности, а экзотический секс — это и «хлеб», и зрелища.

  5. Аликсендер

    В самом деле, сводить язычество к обнаженному телу или пытаться ощутить духовность сугубо через телесность… Более того, сводить язычество меря к «отличительной» особенности — «развратности» (звучит голос в рассказе для непосвященных о вымышленных меря в «Овсянках»)… Это скорее вопрос восприятия, представления тех, для кого «главное — захватывающая история»,
    кто «цикличен», кому «внушает страх агрессивная толпа», то бишь «плебс»,.. кто возвысился из бухгалтеров в кинематографисты…
    Однако, солидарен с Федорченко в отношении мракобесия официальной церкви и не согласен с Никитиным в отношении «невинности» мари, солидаризуясь, так сказать, с Иисусом…
    Плакаться, посыпать голову пеплолм не стоит. Мари — звучит гордо !
    И только так.
    И всё же… надо смотреть фильм. Тогда только, согласен, предположения доказательны будут. Тогда доказательным будет замечание о том, что «многое вожделение чревато утомлением»…
    и может свидетельствовать скорее о гормональном статусе автора, нежели о культуре язычников.

  6. Аноним

    «Федорченко: И для марийцев в фильме будет много открытий»
    Как он прав! Наверное он имел ввиду про то, что про марийский традиционализм он знает больше и лучше нас. Сколько живу не знал, что марла вера близка к эротике. Вроде только стала возрождаться наща вера. писать о ней стали, говорить, за границей обсуждать, учёные заинтересовались, дальше в обществе стала тема потихоньку муссироваться. Нет ведь, пришёл Федорченко, наср*ал, сказал что он самый умный, заработал денжища, поулыбался в фотоаппараты буржуйным журналистам, дал интервью и доволный в зените славы съеб*лся. Ай, молодец какой!

  7. Аликсендер

    Хорошо бы не материться (пусть и «от чистой души»…), когда говорим о вере, традициях… Хорошо, если мари, не во всём соглашаясь со знатоком-Федорченком, будет больше интересоваться своей историей, культурой, верой, т. е. не хлебом единым будет жить.
    Тогда и долго будет жить. Живя лишь хлебом единым, «оправдывая» себя, недолго себя утратить.
    Конечно, много вопросов возникает в связи с интересом… оценкой этого интереса.
    В частности, возникает вопрос, почему фильм «Овсянки» был высоко оценен и получил награду, благодаря именно экуменическому (движение за объединение всех христианских церквей…) жюри —
    в отношении язычников-«развратников», героев фильма ?..
    Но это так, между прочим. Главное всё же — фильм. Главное, что НАМ предлагают, а не жюри… У нас своя голова.

  8. А вот, что думает о фильме наш марийский актер театра и кино, режиссер Василий Домрачев. Он принимал участие в съемках фильма, был на фестивале в Риме и видел фильм:
    http://mariuver.wordpress.com/2012/11/20/domrachev-nzhlm/
    Василий Домрачев о фильме Федорченко “Небесные жены…”

  9. Аноним

    Вот Марийская правда радуется за этот фильм
    http://www.marpravda.ru/news/vsja-respyblika/2012/10/31/nebesnye-zheny-lugovyh-mari-edut-v-rim/
    из нацакцента
    Новый фильм «Небесные жёны луговых мари» поведает миру правду о марийских женщинах (???!!!)
    http://nazaccent.ru/content/4310-novyj-film-nebesnye-zhyony-lugovyh-mari.html

  10. шӱвырзын уныкаже

    Ватиканское издание назвало российскую киноленту «Небесные жены луговых мари» наилучшей на прошедшем VII Международном кинофестивале
    Ватиканское издание «L’OsservatoreRomano», очень критично отозвавшееся о завершившемся 17 ноября в Риме VII Международном кинофестивале, считает, что российский фильм «Небесные жены луговых мари» режиссёра Алексея Федорченко был не только лучшим на кинофоруме, но и спас его честь. Метафорой этого фильма является — «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет».

    • L.

      Двойные стандарты или просто хитрый ход. Конечно же христианская церковь будет нахваливать нецивилизованное эротоманское язычество. Им выгодно, когда нашу природную веру выставляют в таком невыгодном свете. Христиане всегда были ярыми противниками язычества и в борьбе с ней используют любое оружие. Здесь явная информационная война.

    • Аноним

      фЕДОРЧЕНКО ВЫПОЛНЯЕТ СВОЮ ХРИСТИАНСКУЮ МИССИЮ ФОРМИРУЯ ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ ОБЫВАТЕЛЕЙ К ЯЗЫЧЕСТВУ
      Насильственное крещение Финно-угорских народов”

      http://www.youtube.com/watch?v=VzXaRY1zbOo

      Пояснение к видео:
      Насильственное крещение Финно-угорских народов Идель-Урала. Такое же ненасильственное, как и добровольное вхождение Финно-угорских народов в состав России. Били, жгли и пытали. Совсем неугодных убивали.

  11. шӱвырзын уныкаже

    Скорее информационная война у нас, на нашей обширной территории. В Европе прошли те времена нападок на язычество, канули в лету, стали толерантнее. Возможно журналисты данного издания посмотрев «Небесных жён…» не посчитали те сцены таким уж постыдным как у нас обрисовали после сомнительных рецензий и короткого тизера из «Евроньюс».
    В интервью изданию trud.ru в статье «В эротике кроется энергия жизни» Федорченко говорит, что — «Именно благодаря этому незнакомому, многими никогда не слышанному языку, удалось добиться необходимого: смотришь на пейзажи, на людей — вроде бы все привычное, но как только фильм начинает звучать, погружаешься в сказку.
    Мне интересно волшебство, которое окружает эти народы, их традиции, уклад жизни. Но волшебная жизнь — это фон, на котором разворачиваются обычные человеческие истории.
    В «Небесных женах луговых мари» все не черное и серое, а яркое: сине-зеленое, красно-желтое… И это никак не связано с фестивальной конъюнктурой, просто марийцы живут очень ярко.
    Но я заметил, что о порнографии в моих фильмах, а вместе с тем и о морали, говорят только те, кто сами фильмы не смотрели.

    • Аноним

      А что ты от него хотел?Неужели ты от него ожидал, что он упадёт на колени, извинится, сожгёт все ленты своего псевдокультурного фильма и резко так заговорит о высоконравственной морали?? Естественно, он зачищается как может, спорит, отстаивает. Выхода у него просто больше нет!

  12. Зритель

    Проблема Осокина и Федорченко в том, что они марийское язычество рассматривают слишком поверхностно и чисто внешне, они хотят марийские традиции подогнать под западные. В марийском традиционном обществе тема секса — табу (ойӧрӧ), показ голого тела тоже. Марийское язычество, в отличие от традиционного европейского, это сплошные ойӧрӧ (табу), никакогой сексуальной вседозволенности не было. Марийская женщина в семье ложилась позже всех и просыпалась раньше всех, чтобы не показывать свое голое тело. Внебрачные отношения в марийской общине строго осуждались, и вплоть до середины 20 века. Это очень хорошо показала в своем романе-тетаралогии «Кугу тӱня – шыгыр тӱня» и Мария Илибаева.
    Федорченко, прежде чем давать волю своим фантазиям, с использование конкретного народа и этнических элементов, надо было очень хорошо подумать, какой народ может быть объектом его художественных «извращенных» фантазий.
    Марийцы, в большинстве своем очень консервативный народ. Марийцы привыкли видеть себя публично только в идеализированном виде, где сексу нет места, как и в СССР 🙂 Весь современный марийский мир – это наносной, фальшивый, приукрашенный, декоративный мир. Эдакие примитивные картины-идилии, как в журнале «Сторожевая башня»…

  13. deleted

    Ещё раз повторю. Обывателей, которые не понимают в кинемотографе 90%, остальные 10% что-то немного поймут. В целом фильм нанёс урон. Потомучто большинство массы зрителей не в состоянии понять все посылы фильма и сделают неправильные выводы про наш народ.

  14. deleted

    ВОТ ОН ВЫВОД.

    Один массон, говоря о промывке мозгов и войне, сказал одну «замечательну.» фразу (которую вы все знаете)
    — Если хочешь покорить народ — разврати его женщин!
    — Если хочешь уничтожить народ — разврати его молодёжь!

    На востоке есть такая же мудрость, но немного отличается
    — Хочешь победить врага — воспитай его детей

    В фашисткой Германии пошли дальше
    — Подмени культуру своего врага, и он сам себя уничтожит.

    Конечно же среди нас нашлисьте, которые всё это поддерживают. Видят в этом искусство, восхищаются прям всем этим, даже хвастаются, с гордостью какой-то. К сожалению, такие люди есть среди всех народов.

    • мари верч

      «Хочешь победить врага – воспитай его детей» вот истина, которую взяло на вооружение министерство образования и науки РМЭ во главе с Швецовой Г. превратив наши школы в экспериментальные площадки, лишив детей родного языка в школах и детских садах, а значит будущего марийцев. Да и культуру нашу также подмняют причем насильственно……

  15. Тойбылат

    Зритель и deleted — добавить нечего, прямо в корень!
    Эльвира К. — надо просвещаться и просвещаться. Не верьте наивно тому, что вам рассказывали и расказывают «историки». Ведь так называемая «история» это не есть Прошлое, отнюдь нет. Надо смотреть глубже, анализировать шире, благо — есть где «копаться».
    Языческий Древний РИМ был великим и непобедимым, его достижения (особенно технические) оставались непревзойденными более тысячи лет, а многие так и остались забытыми… Знаете почему? Пришла в Империю хитрая секта и деморализовала народ, упала дисциплина в армии, распущенность, разврат проникли в умы людей… Даже в интернете об этом пишут…
    http://www.uznai-pravdu.ru/viewtopic.php?f=8&t=759

    • Эльвира К.

      Тойблат, спасибо за совет, вообще-то я историк :), да, еще и культуролог. И вам скажу честно, что как раз наивно выглядит ваша ссылка. Вы бы еще присоветовали из Фоменко и Задорнова что-нибудь =). Закономерности культурного развития — многослойная вещь, причины упадка культуры — это целый комплекс внешних и внутренних причин. Торжество культа потребления всегда губит ту культуру, в которой оно воцарилось, да и, кстати, возникает такая система ценностей уже в период «старения» культуры. ))

      • шӱвырзын уныкаже

        Цивилизация возникает там, где умирает культура.
        Освальд Шпенглер
        Немецкий представитель философии жизни Освальд Шпенглер излагал взгляд на культуру как на множество самостоятельных организмов (различных народов), которые проходят собственный эволюционный цикл, длящийся несколько сотен лет, и, умирая, перерождаются в свою противоположность — цивилизацию. Цивилизация противопоставляется культуре как сменяющий её этап развития, где не востребован творческий потенциал отдельной личности и главенствующим является мёртвый, бесчеловечный техницизм.
        Однако в рамках такого мировоззрения, где менее «культурные» люди рассматриваются, во многом, как более «естественные», а «высокой» культуре приписывается подавление «человеческой природы». Они, например, подчёркивают, что народная музыка (как созданная простыми людьми) честнее выражает естественный образ жизни, в то время как классическая музыка выглядит поверхностной и декадентской. Следуя такому мнению, люди за пределами «западной цивилизации» — «благородные дикари», не испорченные капитализмом Запада.
        Сегодня большинство исследователей отвергают обе крайности. Они не принимают как концепцию «единственно правильной» культуры, так и полное противопоставление её природе. В данном случае признаётся, что «неэлитарное» может обладать столь же высокой культурой, что и «элитарное», а «незападные» жители могут быть столь же культурными, просто их культура выражается другими способами.
        Точно так же в субкультуру мари с древнейшей мифологией – с одушевлением всего окружения, природы, веками насаждается извне, совершенно не адекватная в понимании, цивилизованная псевдокультура.

  16. шӱвырзын уныкаже

    Это и есть КИНЕМАТОГРАФ, жанр этносказка, Но, все герои новелл живут в наше время и с ними происходит то, что вкратце описывают ниже…
    Впечатлениями делится kinoart.ru
    Новый фильм Алексея Федорченко «Небесные жены луговых мари» снят по книге Дениса Осокина. Но на «Овсянки» он никак не похож. Ближайшая, хотя не прямая ассоциация – «Заветные сказки», собранные Афанасьевым. В том смысле, что «НЖЛМ», основанные на поверьях, обрядах, персонажах марийского фольклора и снятые на языке мари, столь же, как русские сказки, откровенны и лишены pruderie, то есть показной добродетели (так писал Афанасьев в предисловии к «Русским заветным сказкам», изданным в Женеве в 1872 году).
    Этому предисловию предпослан эпиграф: “Honi soit qui mal y pense” («Пусть будет дурно тому, кто плохо подумает»). Причин в одном случае и в другом для «дурноты» предостаточно. А в нашем сегодняшнем климате обвинения цензоров «НЖЛМ» в порнографии и вероятны, и наивны.
    «НЖЛМ» – собрание из двадцати двух (или -трех) историй – совсем крохотных и несколько подлиннее. Это живописное ожерелье, чьи бусинки (эпизоды) сняты в чистых локальных цветах и подобающем свете (оператор Шандор Беркеши), а названы по именам героинь. Сам набор звуков действует завлекательно. Фильм же ударяет в нос запахом лугов, навоза, наполняет слух шумом дождя, бормотанием леших, глаз различает сухую россыпь снежных сугробов и т.д.
    Все истории происходят в четырех временах года. Цикл круговорота природы олицетворяют Оразви, Окай, Ошвика, Окалче, Ошаняк, Одога, Орика… Буква «О», как несложно догадаться, кольцует заветную силу женских прелестей, наваждений, проклятий, прощений. Луговые жены представляются зрителям по именам в национальных уборах. Ярких, звонких, сложносочиненных.
    Истории уходят корнями в историю примитива (в искусствоведческом смысле слова) и выпадают из киноконтекста не столько своей прямодушной, сердечной, телесной экзотикой, сколько поэзией. Или языческой непринужденностью, юмором, нежностью. Пересказывать эти истории – занятие глуповатое, совершенно безнадежное. Эти бусинки стоит оглаживать, перебирать взглядом, на ощупь.
    Вот в коровнике ластятся друг к дружке юная марийка с марийцем. Он сосет ее грудь в ожидании весны, она ест червивое яблоко в ожидании лета. Вот в «святочных» игрищах весело насилуют девушку деревенские ряженые. Вот пришел парниша к дочери ветра, чтобы уберечься от смерти. Ее уговор: оборачиваться нельзя. Он не сдержался, покуда она раздевалась, и был убит. Вот лечат девицу от слабости и готовят жертвоприношение – на столах ядреные хлеба, свечи, красные платки, белый пух, перья ощипанных гусей, которыми пренебрегли боги (пока болящая не попросила у березы прощения за негожее поведение). Вот вязаный поясок через ручку двери заговаривает «силу судьбы». В другой истории Оштылеч сортирует влажные грибы, облепленные травинками. Выбирает один со словами: вот какого мужа мне надо.
    Вот тетка еще одной девицы выманивает из ее плоского тела красоту. И трет свое, а потом ее обнаженное тело полотенцем. Вот птичий писк раздается у одной из небесных жен между ног. Вот дудит в свою волынку муж марийки, на жену не смотрит. Но бабка с козочкой по имени Венера научит молодуху, как быть, чтобы муж «на кровать бросил», и – вышло, как сказано было.
    А вот старуха Очина с двумя еще бабками режет ниткой заячий паштет, чтобы дядьки умершие, которые сияют на фотках в избе, за ними погнались, их пощупали, когда бабульки, как зайцы, запрыгают. Вот в доме культуры поет хабанеру Кармен уморительная Ошаляк. Она бросила ухажера, поехала в город – надо видеть его фонтаны и могучие архитектурные новоделы. Там певица нашла свое счастье с лилипутом и мощным эротоманом, кем-то главным в художественной самодеятельности. Отомстить певице был послан выкопанный из могилы жмурик, который, хоть и ожил, но зазнобу деревенского парня не вернул.
    А вот библиотека. Туда пришел поэт, писатель Осокин. И прочитал «Ошаняй» – рассказ про настоящую любовь, «глубокую, как глаза». Камера замирает на лицах тетенек, полюбивших скромного автора, написавшего амбициозных «НЖЛМ».
    А в финале продудела в длиннющую дудку девушка, которая стала невестой. Такой тут ритуал, опознающий взросление женского населения. Парень на птичьем дворе услыхал призывный зов, доносящийся с холма. А римская публика увидала под холмом экологически чистую надпись (выложенную цветами): миру мир.

    • Эльвира К.

      интересно… )) ну, заинтриговали уж совсем! когда покажут?
      а девица-то что, дудки перепутала? вместо тотрет пуч схватила сюремную трубу… и пошло-поехало… Да, закрученный юмор у Федорченки… разгул карнавальности. %)

      • шӱвырзын уныкаже

        Скоро! Немного терпения.
        Мы увидим и юмор и карнавал, всё про нас — ЧЫН МАРИ!
        А в финале действительно продудит в ТӦТЫРЕТПУЧ девушка, которая станет невестой.
        И послесловие, «Пусть будет дурно тому, кто плохо подумает».
        Нунын йылмыштлан кошар пашкар…

    • Альдонса Лоренсо

      я не тупая…

  17. Эльвира К.

    В целом сейчас мы имеем две магистральные тенденции в искусстве по отношению к использованию «марийскости»: одна стремится к укреплению традиционной системы ценностей, другая — к ее замене на систему ценностей так называемого «общества потребления». Поскольку ключевой стабилизирующий архетип марийской культуры — женский, то именно он оказался на острие процессов. Первая линия: это уходящий (или даже ушедший) непонятый и непринятый в республике этнофутуризм, но эстафету от него приняла весьма достойно марийская популярная культура, имею ввиду мюзикл. Другая тенденция проявилась поначалу, как ни странно, тоже внутри марийской культуры, условно говоря, в той же попкультуре, имею ввиду календарь. За экстравагантной обложкой внутри крылась путаница-перепутаница представлений о марийском календарном цикле и обычаях… И вот теперь туда же можно отнести и фильм.
    Кстати, его не стоит переоценивать, думаю, что защитные силы культуры достаточны, чтобы выдержать эти испытания. Может, даже и закалят. 😉
    Конечно, неприятно и коробит, когда тебя откровенно называют исчезающим народом,а потому снобистски уверены, что можно использовать твою культуру как экзотическую упаковку для излюбленного лакомства потребительской культуры — секса. Но и тут Федорченко не пионер. Русский философ Данилевский еще в середине XIX века определил финно-угров в категорию «этнографический материал» для «великого народа», списал нас еще 150 лет назад короче.

  18. Эльвира К.

    О! уж, извините, нас сирых и убогих… может, раскроете нам горизонты студентов 3 курса университета?

    • Дульсинея

      Да не переживайте, Эльвира. Просто у этих… даже не знаешь, как их назвать, прогрессирующая импотенция. За молодежь не страшно, она закаленная, ничему уже не верит. Не поверит и в «Небесных жен», да и вовсе они не небесные, а, скорей, бесные. Тем более, что границы между категориями утверждения и отрицания в путинском мире весьма размыты. Когда Путин непрезидент очень легко так играючи — то ли не там, то ли да — и уже президент. Так и небесные жены — то ли б. то ли неб., вот в драчку-то нам за них. Разберемся ли. Как ведь за себя. За нацию. А оказывается, как все у нас в стране — это подстава. Как Христос предупреждал, что под именем его придут иные.

      • Эльвира К

        Спасибо )) в общем-то не переживаю, очень посмотреть хочется, все ж комедия, наверное, от души посмеемся сами над собой 😉

  19. Аликсендер

    прпире, давайте — профессорски. Мы все во внимании. Свернули свои студенческие рефераты и ждём. Отныне учиться будем у Вас. Приступайте.

  20. Никитин С.П.

    Есть комментарии даже красивые, поэтичные, завораживающие. Возносящиеся к небесам. Куандарыше!!!!
    Мучает вопрос: — А почему, нас не воспринимают, не показывают такими, какими мы хотим быть? А почему мы не такие, какими хотели бы быть?
    Благодарю сьемочную группу фильма «Небесные жены луговых мари» за возможность чуть-чуть поучаствовать в работе над фильмом. Это был толчок к тому, что сразу после этой работы, в апреле 11го года, я приступил к пьесе. В сентябрьском номере журнала «Ончыко» она напечатана — «Илика ден Шианай». Герои пьесы рождены небесными женами. Надеюсь, что и вы «родите» новых Героев.

    • Дульсинея

      Нужно показывать такими, какие есть. Сейчас же показывают такими, за каких заплатят. Это заказ. Это гламур. Это неправда, а знвчит не искусство. Я говорю об этом конкретном случае и о складывающейся тенденции. Есть авторы, которые вполне адекватны и отвечают за то, что создают. А не так, отстраняясь, как Федорченко:»получилось, как получилось», где-то в интервью, улыбаясь, он обронил эту фразу. И эти глупые улыбки с ужимками, когда дает интервью, вообще, непонятны.Если ты создал произведение искусства, ты головой отвечаешь за него, это твое второе «я», которое будет представлять твое имя, твое мировоззрение. Вот и думаешь, неужели он создал этот фильм, чтобы «срубить по полной прогамме», что также его слова.

    • Эльвира К

      Поздравляем!
      Так Вы, считаете, пора участникам дискуссии отчитываться о достижениях перед марийским народом? 😉 Вы знаете, полагаю, тут многие уже «родили», потому и высказываются. )))

  21. Вачис

    В свете недавних религиозных событий прокат «Небесных жен луговых мари» может быть запрещен.
    http://kinozavr.kz/ru/news/-prokat-nebesnyh-zhen-lugovyh-mari-mozhet-byt-zapreschen-/

  22. Аноним

    Правильно!

  23. шӱвырзын уныкаже

    kinozavr, шыгыр тыште тендан деч посна, ирпире да молыжат! Пуйто чыланат Yale University тунемын лектында! Ушан шотан улыда гын иктаж шонкалымашдам умылтарыза! Манеш-манешет мыланна молан кӱлеш?

    • L.

      Вы здесь пишете только в темах, посвященных этому фильму. Прям как главный защитник господина Федорченко.

      • шӱвырзын уныкаже

        L., совершенно верно подметила, здесь мы пишем о теме, посвящённой этому фильму, зная традиции, мифы мари, ожидаем выхода этносказки на экран.
        Но Вас с Дульсинеей и многих других не призываем смотреть «Небесных жён луговых мари» из любопытства в поисках эротических сцен и глобального позора, и не приводите своих знакомых «на поводке», ничего интересного не увидите.
        А мы посмотрим и сравним, действительно ли в фильме Федорченко — «В эротике кроется энергия жизни..просто марийцы живут очень ярко».
        От ваших пустых комментариев ничем не веет…, а сплошные «скандалы, интриги, расследования» и ещё обвинения, как на НТВ или как у Малахова.
        ..

  24. шӱвырзын уныкаже

    Опоздавши до невыносимости, но не отчаявшись, вынесли вердикт из дружественного Казахстана мега эксперты киноманы и просто любители ходить в кино с сайта kinozavr.kz — где всё об индустрии мирового и Казахстанского синематографа.

    • Эльвира К

      Нормально! Казахи и наш этнофутуризм крепко критиковали, А.Кодар (журнал «Тамыр») назвал его «лексическим кентавром»! О как! Так что это ребята еще те…) …а то все — кичин вам авторитет 😉

  25. Дульсинея

    Это неправда, а знвчит не искусство.

  26. Дульсинея

    Дульсинея — это Мариувер?

  27. L.

    Все расскололись на два лагеря. Одни считают фильм Федорченко полезным, другие — вредным. Но мне показалось, что с обеих сторон появились троли.

    • шӱвырзын уныкаже

      L., никто не раскалывался на лагеря, каждый остался при своём мнении, здесь такое практикуется. Немного экскурса — был сегодня удалён один комментарий, и все казусы по этой причине, многие ники переименовывались, появились новые, возможно в отместку.
      Есть прогрессивные те, что воспитывались в лучших традициях, преданы своему делу, имея багаж знаний, а есть неосмысленные индивиды, жертвы глобального потока псевдоподделок, масскультуры, которые далеки от понимания истины и не в состоянии разобраться в тонкостях традиции народа МАРИ.
      Слово «тролль» пишется именно так, и на сленге виртуальщиков всемирной паутины и про норвежских тоже.
      Был в прекрасной стране Норвегия, где почитают это сказочное мифическое существо с длинным носом — Тролль! Жаль, что не встретил его среди фьордов, но осознал, что он живёт в миропонимании каждого норвежца — потомка викинга!

      • Олма-изи айдеме.

        шӱвырзын уныкаже-банальный тролль и флеймер.

        Троллинг …»напускная недалёкость и неосведомлённость — или наоборот знание всего
        на свете (обычно прослеживается обратная зависимость между реальным и
        показываемым);
        Мнение, коренным образом отличающееся от мнения локального
        большинства;
        Обманная самоидентификация(лицемерие);
        Невоспитанность, хамское поведение (обычно это признак толстого, то есть
        неинтересного, очевидного, тролля). Хотя встречаются и интеллигентные
        худосочные тролли. Обладают способностью перевернуть все с ног на голову. Тролль самый «умный, воспитанный, образованый», все остальные- быдло и го..о.

        Флейм….»ситуация, при
        которой пользователи уходят от основной темы обсуждения и переходят на оскорбления.
        иточник: no trolling
        Прошу прощения за офтопик.

        • шӱвырзын уныкаже

          Тылат отметке «визыт» Олма-изи айдеме, интернетыште возымым шолштын комментарийыш шындыметлан да отметке «икыт» — кино нерген нимом шыч возо. Ынде шоналте, чыла тыйын нерген раш возымо, тролль улат але огыл, пашамат уке.

  28. Аноним

    Вы что, люди? У нас есть Союз женщин мари «Саскавий». Вот пусть эта общественная организация выскажется официально! Фильм про наших любимых мариечек. Мнений много. Им тоже молчать не надо, требую их мнение!

  29. Эльвира К

    В эротике кроется энергия жизни..просто марийцы живут очень ярко.

    Да, в этом еще кроется успех женской карьеры, не знаю уж насколько мы тут ярче других народов, но в жизни видеть приходилось …
    Тут опять историк из меня лезет: советская женская эмансипация после революции объявила верность и любовь — мещанством, настоящая советская, как сегодня мы сказали бы, продвинутая, девушка должна была просто относится к сексу. Если «товарищ» захотел, удовлетвори его. Ну, с жителями больших городов, которых еще Серебряный век «растлил», все понятно, традиции эстетизации страсти и пр.пр. Но вот как это, наверное, прикольно выглядело у вчерашних крестьянок, а теперь комсомолок, «твердо стоящих за дело рабочего класса» ? Вот бы кто за исследование взялся вопроса эмансипации тружениц. )) Как бы то ни было, из этой идеологии за годы советской власти сформировался социальный институт «обкомовских шлюх» (извините, не мой термин, а карельского художника Учуваткина), уродливое явление, хотя яркое …

  30. ЛомЭр

    18 октября в йошкар-олинском кинотеатре «Эрвий» состоится премьера художественного фильма «Небесные жёны луговых мари» с участием его создателей.
    http://mincult12.ru/node/2063
    Шӱшӧ муным але сылне пеледышым намиен сеҥеда.

  31. Эльвира К

    Спасибо за информацию, а простых людей пускать будут , или это закрытое мероприятие?

    • шӱвырзын уныкаже

      Сказали, что будут пускать и простых, но только с цветами и за автографами))) А кӧ пелен конда шӱшӧ муным да мойн, тудланак, шыде озажлан умшашкыже шуралтен темлат. Вот нунылан тыгай мероприятий вигак закрытый лиеш)))

      • Тыглай

        Вара саде шӱшӧ муно/помидоретым муашлан чыла, кӱсеным, сумкам кӧргынчаш тӱҥалыт мо? Але шӱшӧ муно/помидорым палыше нӓстам (аппаратым) шонен луктыт да тергаш тӱҥлыт?

        • шӱвырзын уныкаже

          Чылажым ом пале, а шыде еҥын чурийже шемемаш тӱҥалеш, тыге каласышт)))

Добавить комментарий для шӱвырзын уныкажеОтменить ответ