В Риме представили фильм Федорченко на марийском (ФОТО)

Пока в Москве были выходные, в Риме раскручивался VII международный кинофестиваль. В субботу — пресса, в воскресенье — жюри и публика смотрели российский конкурсный фильм «Небесные жены луговых мари».

Третья большая картина Алексея Федорченко — опять в Италии: первые две получили призы в Венеции, эта претендует на приз в Риме и позволяет с уверенностью определить особое место екатеринбургского режиссера в образной системе кино: он сказочник-визуалист, художник-фантаст. Берет некую реальность и использует ее, как живописец — холст. Она — основа, сама по себе уникальная. Фантазии режиссера ее расцветят, сделают фактом искусства.

Первый опыт был черно-белым, графичным. «Первые на Луне» повергли всех в панику: они наглядно доказывали, что Советы полетели к Луне еще в 30-е годы. В Венеции картину пустили по рангу документальной, потом раскусили, что это лукавая сказка, виртуозно выполненный опыт «мокументального кино».

«Овсянки» повергли в растерянность. Они рассказывали об исчезнувшем угро-финском народе меря, дух которого призраком бродит по современной России, воскрешая неведомые типажи, ритуалы, нравы и обычаи. Пряная экзотика фильма особенно шокировала этнографов: все не по науке, но все — по интуиции. Ушедший мир Федорченко сфантазировал, умножив фантазии своего соавтора — талантливого казанского писателя Дениса Осокина.

«Небесные жены…» — снова по Осокину и снова об угро-финнах. Теперь о народе мари, чудесным образом сохранившем наивность древних языческих верований и живущем в завидной гармонии с природой. Это снова не чистая этнография из альбомов, а разгул фантазии и пылкое признание в любви. Любви не только к этим дивным людям на экране — к самой жизни. Режиссер видит ее огрехи, но дорисовывает людское бытие до лучезарного совершенства, какое можно увидеть только в детстве. Это стихи, растущие из любого сора, — интимные, хрупкие, прозрачные — нежные. Авторам не случайно нужны исчезающие цивилизации: они что-то в них находят такое, чего нет в реальном мире.

Если искать в истории кино родственные Федорченко души — это будут Ильенко и Параджанов с их поэтизацией старых народных укладов и Пазолини с его фантазийной «Трилогией жизни». Там великий итальянец тоже возвращался к естественным, почти дикарским токам, которые пронизывают прекрасную в основе человеческую плоть. К звучаниям древним и странным, к ритуалам загадочным и немыслимым. В трилогию Пазолини вошел «Декамерон» — Федорченко тоже считает свою ленту «Декамероном». Это сюита, собранная из эротических новелл-мотивов. Или живопись, состоящая из ярких чувственных мазков. Новелл 23, каждая — точечный удар кистью по единому полотну, где шедевр рождается на ваших глазах, собираясь в картину дивной красоты и силы. Это 23 героини с именами, которые начинаются на «О». Каждая возникает на считанные мгновения, вспышкой высвечивая нечто в жизни. Незначительное, пустяковое, а на самом деле важнейшее, из чего и соткано неказистое женское счастье. Мужской пол играет роль подсобную, прикладную: он может или бессильно млеть или панически урывать куски мирских наслаждений. Сфера женщин ближе к божественному, а богов много — дерево, речка, льдинка, солнце, ветер, куст рябины. Есть овражный черт — его играет лемур Спартак. Есть двухметровая Овда из лесного народа. Что входит в фольклор, а что придумано Федорченко с Осокиным — не различишь, и не надо: люди на экране выполняют придуманные режиссером обряды так истово и любовно, что фантазия становится самой важной реальностью этого мира. Картина насквозь языческая, она изумляет полной свободой от схоластики, а назначенные человечеством табу покажутся глупыми и смешными.

Euronews о фильме «Небесные жены луговых мари» (ВИДЕО) >>

Как по фильмам Пазолини можно постичь не ушедшие эпохи, а только самого Пазолини, так «Небесные жены» — не исследование быта мари, а поиски художником идеала. Более естественного, родственного природе и ей дружественного. У Федорченко с Осокиным есть союзник в лице Шандора Беркеши, оператора потрясающего: каждый кадр — живописный шедевр, дышит нездешним покоем и гармонией, действует завораживающе и по-моему, обладает психотерапевтическим воздействием. Никому еще не удавалось снимать суровую уральскую зиму с ее черно-белой унылостью в такой ликующей цветовой гамме. «Небесные жены» подтверждают не всеми осознаваемый закон: кино отражает не жизнь, а только то, что в ней видит художник.

Актеры — и любители и неотличимые от них профессионалы — играют на языке, который почти забыт, его пришлось учить даже марийским исполнителям. Язык тоже нужен для того, чтобы мы отстранились от прозы и по макушку ушли в поэзию — в иные ритмы, иные звучания, иную ауру. Погрузились в сказку и в ней плыли, как в невесомости. Поражает тщательность, с какой сложена сказка: нет ни одной случайной детали и ни одного звука, который не стал бы мелодией.

Я говорю об идеале, о божественном, хотя новеллы предельно земные и сочатся желанием, даже вожделением, — но оно смешано с трепетным восторгом. Грубость и нежность, благоговение и богохульство — все рядом, богиню не отличишь от черта, а обоих — от лесной коряги. Это все чистопородный фольклор, какой давно не рождался на просторах России. Ренессансный в своей витальности, упрямо противостоящий всеобщему упадку сил. Он о любви к женщине, к человеку, к народу, к стране. Вы хотели патриотизма — вот он, настоящий, уходящий корнями к Гоголю и глубже, в седую древность, где черти водятся. Заграничный зритель смотрит эту картину как волшебный калейдоскоп — в ней неведомая, прекрасная и пугающая страна. Точно так же будут смотреть ее в России, и даже в республике Марий Эл, где хватит здравомыслия понять, что это — и не о мари.

Не жизнь — сказка, но из жизни выросшая. Как определяет Федорченко: документальная сказка.

Валерий Кичин

Источник: Российская Газета

53 комментария

Filed under Статьи, Фотоальбом

53 responses to “В Риме представили фильм Федорченко на марийском (ФОТО)

  1. Эльвира К

    Несколько цитат:
    Пряная экзотика фильма особенно шокировала этнографов: все не по науке, но все – по интуиции.
    Ну, так знамо дело. )) Интуиция и подсказала, что по науке — невыгодно, не в моде она, а вот эпатаж и сексуальные изыски — в тренде. =)

    Авторам не случайно нужны исчезающие цивилизации ?!?!?! %)
    Это как? Марийцев уже похоронили??? И , видимо, поэтому уже можно не считаться с их реалиями??? С их религиозными и иными социальными чувствами??? Хотелось бы тут поподробнее от этого некоего Кичина услышать комментарий.

    Картина насквозь языческая, она изумляет полной свободой от схоластики, а назначенные человечеством табу покажутся глупыми и смешными.
    Ой, дорогой критик, что-то путаница в голове вашей. )) Табу всемозможные жестко регламентируют всю жизнь язычника, а «свобода» и распущенность — это не про язычество, а про то, как Вам его хочется видеть.

    даже в республике Марий Эл, где хватит здравомыслия понять, что это – и не о мари.
    Спасибо, вроде ничо так, хватает, понимаем — постмодернизм по-русски однако. ))

  2. Аноним

    Рады за теплый прием фильма, ждали с волнением! Спасибо Кичину за прекрасную тонкую рецензию!

  3. tep

    Ау, Кичин! Да ты не с Марса ли к нам свалился?
    Актеры… играют на языке, который почти забыт, его пришлось учить даже марийским исполнителям.
    Наш язык жив, несмотря ни на какие ухищрения Швецовой и иже с ней, покончить с марийским раз и навсегда. Не дождетесь!

  4. шӱвырзын уныкаже

    Римыште 7-ше кинофестивальын иктешлымашыште «Кавасе олык мари вате-влак» нимогай номинацийыш логалын огыл. http://translate.yandex.ru/translate?srv=yasearch&url=http%3A%2F%2Fmovie-on.blogspot.com%2F&lang=en-ru&ui=ru

  5. Аликсендер

    Суть «Овсянок» — в «оправдании» исчезновения меря, как бы —
    о «естественном» процессе его исчезновения в «пользу» «правильной» интерпретации исторического прошлого…
    «Небесные жены» — продолжение этой линии. То, что этот фильм не о мари, вне сомнений. Это фильм об… осокиных, федорченках, эдаком бомонде конъюктурного сексизма с набором авторских качеств рыночной личности по Э. Фрому:
    — отсутствие побуждения считаться с будущим или прошлым;
    — релятивизм;
    — умничанье;
    — неразборчивость;
    — безразличие (к судьбе объекта секс-экспериментирования — народу мари)… и т. д. и т. п.

    • Аноним

      Сказал Аликсендер, который не видел фильма «Небесные…» или же ты все-таки в числе избранных, кто заранее все просматривает прежде чем что-то выпустить за пределы РФ?

  6. Аликсендер

    Читал Осокина, смотрел «Овсянки»… В «Небесных женах» — те же и сценарист, и режиссёр.

  7. Зритель

    >Суть “Овсянок” – в “оправдании” исчезновения меря
    А кто вообще до «Овсянок» помнил об изчезнувшем народе меря? Федорченко своим фильмом напомнил о существовании исчезнувшего народа. И «Небесными женами» хочет предупредить, что марийцев ждет та же участь… Если власти России не изменят свое отношение к мари. Федорченко, в отличие от вас всех критиканов, сделал намного больше для пропаганды народа мари в России и во всем мире. Почитайте, что нормальные зрители пишут о фильме Федорченко на марийском «Шошо»:
    http://yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D1%80%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE+%D0%A8%D0%BE%D1%88%D0%BE&lr=11482&oprnd=5618219112
    Вот одно из мнений:
    «Недавно посмотрели фильм «Шошо» режиссера Алексея Федорченко, по рассказу Дениса Осокина «У ботинке (новые ботинки)». Оставил фильм у себя на винте 🙂

    Фильм подкупает своей добротой, простотой и, одновременно, наполненностью смыслом, священнодействием, хотя конечно ничего на мари я не понимаю…да это и не важно.

    Фильм о марийских языческих жрецах. Жанр сам режиссер определяет как документальный фильм по сказке. Снимали в марийской деревне, где реально живут эти жрецы, где один из последних оплотов язычества в Европе — такие российские друиды. Фильм на языке луговых мари. И этот реальный мир настолько фантастический, что получилась параллельная реальность со странными обрядами, которых никто никогда не видел. Получается игровая картина — на 60 минут»

  8. Аликсендер

    Непростая материя… Согласен, надо смотреть. В отношении меря, в «Овсянках», ТАКОЕ «напоминание» об этом близкородственном народе у меня вызывает протест (у других — восторг…). Не думаю, что «все средства хороши», не думаю, что достаточно самого по себе «напоминания», неважно с каким знаком — каков смысл этого напоминания… То же самое — в отношении мари. Если бы любое «напоминание» способствало выживанию, самоутверждению мари.
    Если бы оно работало на самоуважение, самосознание тех, о ком этот фильм, понимание их другими народами… Но, может быть, я слишком многого хочу.

  9. AВTOXTOH

    И “Небесными женами” хочет предупредить, что марийцев ждет та же участь…
    ——–=-
    Расслабьтесь, ничего он не хотел предупредить. Вот Федорченко о фильме » Небесные жены луговых мари» : -” Овсянки”, это фильм реквием, а ” Небесные жены …. ” это комедия. Все сказано
    http://www.youtube.com/watch?v=oxeqxpcJqiY&amp
    Смотреть с на 4 мин.

  10. Аноним

    В эротике как таковой нет ничего плохого, но зная странноватый эротоманский авторитет Федорченко начинаешь пугаться как бы чего он там не нафантазировал. Да фильм из нас никто не видел, но ролик показывает что там помимо эстетической эротики есть неэстетические низкие аморальные моменты. Одно смешал с другим. Поздравляю вас, фильм не поняла даже прогрессивная Европа. Федорченко в Риме в главном конкурсе ничего не выиграл, призов нет!
    http://www.rg.ru/2012/11/17/festival-site.html

    • Сардар

      Награды Римского к/ф не показатель, потому что сам Марк Мюллер был переманен американскими продюсерами в Рим, чтобы «перебить» значение Венецианского, который по срокам совпадает с Торонто, где проходит крупнейший североамериканский к/ф. Так что не надо огорчаться. Фильм был принят тепло, оценен достаточно высоко, а награды — это преходяще. Они еще будут!

  11. L.

    Обратимся к избранным, к тем кто этот фильм видел и вообще понимает в этот виде искусства. Критик журнала The Hollywood Reporter отмечает, что картина может даже получить статус культовой — «так как содержит несколько самых безумных, хотя и без натурализма, сексуальных сцен, какие я только припомню»
    http://www.rg.ru/2012/11/12/kino-site.html
    Получается, видавший много за свою жизнь фильмов американский кинокритик и тот удивился, потомучто вообще не может припонить такие безумные сексуальные сцены. Считаю этот фильм где спрятано сексуальное сумасшествие под видом высокого искусства оскарбляет не только мариек, но и женщин вообще.

  12. Язва

    ФЕДорченко слегка ошибся кинофестивалем….ему надо было на фестиваль Взрослого Кино…

  13. Аноним

    «..итальянский интернет-журнал Cinema news, однако, находит 106-минутный фильм, состоящий из 23 новелл, чересчур длинным и утомительным ….
    Совсем не понравился фильм автору портала Superga Cinema — он называет его «медленной пыткой» …. Это мнение разделяет и критик Nuove Agenzia Radicale, определяющий магию фильма, несмотря на богатство его фантазии, как «снотворную».
    http://www.rg.ru/2012/11/12/kino-site.html

  14. Язва

    где же Цикма? оказывается некоторым культурным Европейцам не понравился этот фильм, наверное им проплатили плохие русские или не те марийцы…ах эти продажные Европейцы не поняли глубину, философию фильма…

  15. Зритель

    А вы назовите мне фильм, который бы понравился 100% всем… Кино и зрители бывают разными. У интеллектуального кино, в т.ч. у Федорченко зрительская аудитория маленькая, он не создает фильмы для масс. Фильм снят, выйдет на прокат на Западе и в России, жалко что в РФ не на марийском как на Западе, а с закадровым русским переводом. Фильм вызовет интерес к мари и люди полезут в Интернет. Посмотрите, как мы представлены в сети. Очень мало качественных аудиовизуальных материалов. Несколько очень скромных музыкальных клипов, плохого или среднего качества любительские видеосъемки, но и несколько документальных фильмов более-менее хорошего качества. Теперь вот подумайте какой у нас имидж в нете. Вместо того, чтобы сидеть злобные слюни на экран разбрызгивать лучше бы занялись съемками, размешением материалов о мари в Интернет. Чувашей не намного нас больше, но у них видеоматериала, муз. видеклипов в разы больше и норм. качества и рейтинг у этих видеоматериалов высокий. Не говоря о татарском материале. А марийцам даже лень смотреть то, что есть в сети.
    Хватит ворчать, собирайте деньги снимайте свое кино, видео, УЛУЧШАЙТЕ ИМИДЖ МАРИ!!! Вам абсолютно никто не мешает!

  16. шӱвырзын уныкаже

    10 ноября в Риме состоялась мировая премьера российской картины «Небесные жены луговых мари». Впечатлениями делится kinoart.ru
    Новый фильм Алексея Федорченко «Небесные жены луговых мари» снят по книге Дениса Осокина. Но на «Овсянки» он никак не похож. Ближайшая, хотя не прямая ассоциация – «Заветные сказки», собранные Афанасьевым. В том смысле, что «НЖЛМ», основанные на поверьях, обрядах, персонажах марийского фольклора и снятые на языке мари, столь же, как русские сказки, откровенны и лишены pruderie, то есть показной добродетели (так писал Афанасьев в предисловии к «Русским заветным сказкам», изданным в Женеве в 1872 году).
    Этому предисловию предпослан эпиграф: “Honi soit qui mal y pense” («Пусть будет дурно тому, кто плохо подумает»). Причин в одном случае и в другом для «дурноты» предостаточно. А в нашем сегодняшнем климате обвинения цензоров «НЖЛМ» в порнографии и вероятны, и наивны.
    «НЖЛМ» – собрание из двадцати двух (или -трех) историй – совсем крохотных и несколько подлиннее. Это живописное ожерелье, чьи бусинки (эпизоды) сняты в чистых локальных цветах и подобающем свете (оператор Шандор Беркеши), а названы по именам героинь. Сам набор звуков действует завлекательно. Фильм же ударяет в нос запахом лугов, навоза, наполняет слух шумом дождя, бормотанием леших, глаз различает сухую россыпь снежных сугробов и т.д.
    Все истории происходят в четырех временах года. Цикл круговорота природы олицетворяют Оразви, Окай, Ошвика, Окалче, Ошаняк, Одога, Орика… Буква «О», как несложно догадаться, кольцует заветную силу женских прелестей, наваждений, проклятий, прощений. Луговые жены представляются зрителям по именам в национальных уборах. Ярких, звонких, сложносочиненных.
    Истории уходят корнями в историю примитива (в искусствоведческом смысле слова) и выпадают из киноконтекста не столько своей прямодушной, сердечной, телесной экзотикой, сколько поэзией. Или языческой непринужденностью, юмором, нежностью. Пересказывать эти истории – занятие глуповатое, совершенно безнадежное. Эти бусинки стоит оглаживать, перебирать взглядом, на ощупь.
    Вот в коровнике ластятся друг к дружке юная марийка с марийцем. Он сосет ее грудь в ожидании весны, она ест червивое яблоко в ожидании лета. Вот в «святочных» игрищах весело насилуют девушку деревенские ряженые. Вот пришел парниша к дочери ветра, чтобы уберечься от смерти. Ее уговор: оборачиваться нельзя. Он не сдержался, покуда она раздевалась, и был убит. Вот лечат девицу от слабости и готовят жертвоприношение – на столах ядреные хлеба, свечи, красные платки, белый пух, перья ощипанных гусей, которыми пренебрегли боги (пока болящая не попросила у березы прощения за негожее поведение). Вот вязаный поясок через ручку двери заговаривает «силу судьбы». В другой истории Оштылеч сортирует влажные грибы, облепленные травинками. Выбирает один со словами: вот какого мужа мне надо.
    Вот тетка еще одной девицы выманивает из ее плоского тела красоту. И трет свое, а потом ее обнаженное тело полотенцем. Вот птичий писк раздается у одной из небесных жен между ног. Вот дудит в свою волынку муж марийки, на жену не смотрит. Но бабка с козочкой по имени Венера научит молодуху, как быть, чтобы муж «на кровать бросил», и – вышло, как сказано было.
    А вот старуха Очина с двумя еще бабками режет ниткой заячий паштет, чтобы дядьки умершие, которые сияют на фотках в избе, за ними погнались, их пощупали, когда бабульки, как зайцы, запрыгают. Вот в доме культуры поет хабанеру Кармен уморительная Ошаляк. Она бросила ухажера, поехала в город – надо видеть его фонтаны и могучие архитектурные новоделы. Там певица нашла свое счастье с лилипутом и мощным эротоманом, кем-то главным в художественной самодеятельности. Отомстить певице был послан выкопанный из могилы жмурик, который, хоть и ожил, но зазнобу деревенского парня не вернул.
    А вот библиотека. Туда пришел поэт, писатель Осокин. И прочитал «Ошаняй» — рассказ про настоящую любовь, «глубокую, как глаза». Камера замирает на лицах тетенек, полюбивших скромного автора, написавшего амбициозных «НЖЛМ».
    А в финале продудела в длиннющую дудку девушка, которая стала невестой. Такой тут ритуал, опознающий взросление женского населения. Парень на птичьем дворе услыхал призывный зов, доносящийся с холма. А римская публика увидала под холмом экологически чистую надпись (выложенную цветами): миру мир.

    • Сардар

      Прекрасно написано! Читается как песня.

    • VVV

      Вот в «святочных» игрищах весело насилуют девушку деревенские ряженые.
      «…Вот в святочных игрищах весело (!) насилуют(!) девушку деревенские ряженые…» — это не криминал? А если бы это были Ваши мать или дочь? А не какая-то отстраненная от Вас ситуация? Что бы Вы сказали? Как дальше жить этой опозоренной девушке с растоптанной навсегда душой? И не получится ли из нее человек с психикой униженного животного. Или, может быть, именно в соответствии с языческими представлениями о плотской радости отправляли женщин в Казанское Ханство для услаждения варваров? Эта историческая боль, генетическая память в пространстве сна многих марийцев проявляется в том, что увидеть свадьбу человека во сне – не миновать этому человеку в реале смерти. Это выражается в подозрительном отношении к самому факту супружества, сколько женщин предпочитают замужеству девственность, у скольких женщин жизнь – просто недописанный роман, потому что в их генах – навсегда предубеждение в отношении супружеской связи. Я говорю о черной стороне язычества, о чем неумно умалчивается в фильме. Язычество – как и любой другой период в развитии человечества – не было идеальным состоянием для всего культивирующего его общества. Как в любом фольклоре можно найти как нравственную чистоту, так и низменное, так и язычество не могло быть односторонним. Петь дифирамбы эротике через фильм нет никакой необходимости. Это вполне личное состояние сознания, в котором люди как-нибудь разберутся без новоиспеченного сексуального просветителя Федорченко или потерявшей человекообразие Ауг. Или вовлеченных в сатанизм актеров. Предлагаю прогрессивно мыслящему марийскому обществу бойкотировать фильм и требовать запрета его демонстрации, как глумления не только над национальным достоинством марийцев, но и, вообще, человеческим достоинством, в обществе, в котором только начали возрождаться христианские ценности, облагороженные великой цивилизацией конца 19-начала 20 веков и растоптанные советским послеоктябрьским язычеством. Обратно ленинско-сталинско- брежневское язычество мы не примем. Нас Господь уже услышал, он нас любит и верит в нас.

  17. Аликсендер

    Федорченко: «… посмотрим, как в свете последних религиозных событий будут восприняты «Небесные жены…». Всё таки это ОЧЕНЬ ЯЗЫЧЕСКАЯ картина…».
    На Ваш взгляд, что именно в представлении Федорченко является
    «ОЧЕНЬ ЯЗЫЧЕСКИМ» ?.. Что могут сказать о сути этого «ОЧЕНЬ» язычники (мне, язычнику, интересно мнение единоверцев).

    В отношении: «родственные души Федорченко — Ильенко и Параджанов с их поэтизацией старых народных укладов…» —
    не могу согласиться с автором такой аналогии, В. Кичиным:
    ни Параджанов, ни Ильенко в поэтизации «старых народных укладов» не позиционировались «между реквием и комедией» —
    с «сюрреалистичным, полным юмора саундтреком»,.. «безумными сексуальными сценами»… и т. д. Отношение к «старым народным укладам», их восприятие, переживание и понимание у украинских кинематографистов было несколько иным. Видимо, не случайно их обвиняли в… национализме. Грузинский армянин, Параджанов, в пику хохлам-партийным работникам, которые разговаривали на «итернациональном» языке (в то время, когда сажали за «буржуазный национализм» только за то, что ты публично заявляешь о своей «национальной озабоченности») разговаривал с ними, в пику,
    на «националистическом»… украинском, с очень выразительным кавказским акцентом.
    Партийцы, как известно, ему не простили и… посадили.
    Фильм этот долго лежал в запасниках…
    Федорченко вожделеет к финно-угорским женщинам — Параджанов был женат на украинке, у них был сын… Сын Ильенко возглавляет ныне киевскую организацию националистической партии «Свобода», является народным депутатом Украины… Сопоставительный ряд можно продолжить. Т. е. разница существенная между теми, кто зачинал «Тени забытых предков» и теми, кто — «Овсянки» с «Небесными жёнами». Поэтому и аналогия — с натяжками.
    Да простим восторженному Кичину.

  18. Аликсендер

    В плане «давайте» согласен со Зрителем. А почему бы Зрителю не стать Делателем, Давателем ?

  19. Зритель

    Я Аликсендер этим занимаюсь давно. Но, к сожалению, в моем видеоархиве качественного видео о мари нет. Также нет у меня хорошей видеокамеры да и марийские артисты нас не балют, чтобы снять. Ну почему самый более или менее качественный видеоматериал ансамбля «Марий Эл» на YouTube выложил удмурт с концерта в Екатеринбурге? А что мари не снимают выступления марийских коллективов? Просто, к сожаленю, многие только возмущаются тем кто что-то сделал. А вот самим что-то делать лень, лень смотреть новости на марийском, видеоматериалы, «ой а я не понимаю»…
    Те кто живут в Марий Эл и крутятся вокруг минкульта, ГТРК Марий Эл, марийских театров достать, заснять и выложить намного проще. О народе судят и по наличию высокого искусства: балетов, опер, мюзиклов. У нас есть марийские балеты, оперы, вот мюзикл недавно появился, а их видеозаписей нет, даже платно, я бы купил.

  20. L.

    Из комментария уныкаже от 18.11.2012 в 21:00 Впечатлениями
    делится kinoart.ru
    „Вот в коровнике ластятся друг к дружке юная марийка с марийцем. Он сосет ее грудь в ожидании весны, она ест червивое яблоко в ожидании лета. Вот в «святочных» игрищах весело насилуют девушку деревенские ряженые.”
    И как? Ваши мысли цивилизованные мари?

    • шӱвырзын уныкаже

      Цивилизованный мари тыге шонкала — тендан семын тынар пеҥыжаш огеш кӱл! МариУвер сайт гыч те таблоидым ыштенда, олагорак але шогертен гай улыда. Кыртмен вучалтыза «Кавасе олык мари вате-влакым». Сылне! Тыге мыланем таче умылтарыш ӱшанле еҥ, кудо Рим кинофестивальыште шке шинчаже дене ужын. Тӱжем утларак калыкат кинозалыште шокшын вашлийыныт.

    • Евгений и его друг

      как высказался выше один из комментаторов…..как песня))))

    • Аноним

      Кто-нибудь собирается на калядки? Бегать деревенскими (городскими) ряжеными? Кто первый?

  21. L.

    Критик журнала The Hollywood Reporter отмечает, что картина может даже получить статус культовой – “так как содержит несколько самых безумных, хотя и без натурализма,сексуальных сцен, какие я только припомню”

    • шӱвырзын уныкаже

      «Ваша ненависть к Федорченко уже превращается в параною и психическую болезнь, обратитесь к психиатру»! Зрительын диагноз шындыме деч вара черет деч посна вучат, направленият огеш кӱл.

      • Евгений и его друг

        параноя у вас уважаемый и болезнь по страшнее будет, чем психическая. все продам в том числе и душу дьяволу во имя сомнительной мировой славы для мари…

        • Сардар

          Евгению (и его мифическому другу) — вы судите о марийской мифологии с точки зрения ортодоксальной православной (христианской) религии. Такие как вы призывали сжигать «ведьм» в Средневековье, так как во всем видели происки дьявола.

          • Язва

            да, конечно не долгождали,теперь православие виновато…..люди вы себя слышите……………………………????????????????

      • Аноним

        Вспомните фильм «Невинность мусульман». Он оскорбил всю религию. По всей планете были востания, погромы, демонстрации, крики, протесты. Что они делали? Зачищали свои истоки! Или вы это тоже называете массовую паранойю и психическую болезнь? Теперь их мусульман трогать не хотят, до этого не хотели, а сейчас ещё больше боятся. Мы марийцы если это схаваем, то с нами больше никогда не будут считаться!
        Наш народ всю жизнь страдает за нашу добродетель, терпимость и наивность!!! Может уже хватит!!! А???

        • Аноним

          Тый марий улат вара але уке — тидыже эше рашак огыл.. .Кычкырет да со:йгет эн шуко, а ко:лан верч тыршет, эше шоналтыман…

  22. Зритель

    L., а вы почитайте криминальную хронику Марий Эл: изнасиловали грудного ребенка, дремучую старушку, малолетки, изрубили топором маму и папу, бабушку и дедушку и т.д. Или же по вашему все это делают не мари? А я уверен что среди этих нелюдей есть и мари. А чего же вы, наши радетили за моральную чистоту мари, не бросаетесь в поиски этих нелюдей-преступников мари? Я бы сейчас мог бы и привести реальные эпизоды из жизни марийской деревни, от которого у вас волосы бы дыбом стали и филмы Федорченко показались чем-то добрым и наивным, но пожалею вас. А история в Йошкар-Оле со скамерами, прикидывающимися красивыми невестами и обманывающими иностранцев, вы не подумали какую антирекламу они сделали Марий Эл? Чего вы их так не осуждали? Или вы думаете среди них нет мари? А я даже знаю имя одного скамера-марийца, кстати известная личность в марийском шоу-бизнесе.
    Ваша ненвисть к Федорченко уже превращается в параною и психическую болезнь, обратитесь к психиатру…
    А по вашему российскому зомбоящику сколько пошлой эротики близкой к порно за день на вас выливается?
    Тошнит от вашего нытия…

    • Евгений и его друг

      Ты жалок и тебе подобные…скоро туристы приезжать будут….а марийцы, как африканцы будут прыгать возле костра под одобрительные крики и аплодисменты, но это же во имя блага, что бы нас мир узнал всю нашу богатую «ОБНАЖЕННУЮ» натуру……литература, история, культура, традиции народа мари им не нужны

      • Аноним

        Да-да, или устраивать массовое обнажение женских тел во имя языческих богов, ведь у нас религия такая. Потом появятся люди из администрации и скажут: ай как хорошо, это же основа для этнотуризма.

      • шӱвырзын уныкаже

        Евгений да тудын йолташыже, когылянда шыпак пылшышке ойлынем теве тыгай шонкалымашым. Очыни возгалаш перна. Шоналте, а кӧ пуен оксам кинолан, минкульт вет?! А шарнет, шукерте огыл, кок тылзе ончыч кӧ Чарлашке унала толын ыле, тыгеак минкульт оза? Чыла ончен, симатлен, туризм нерген кутыркален шерын кайыш тышечын. Шижат тыште могай кыл уло, икманаш йышт пашашт нунын пешак кая. А кӧ пеш туристым вуча тыште, чапле олажым ончыктынеже, а? А шотан интелектуальный мари уже воштылыт, тендан лӱдын шонымаш почеш, мари калык уна ончылно африканец гай тӧрштылаш тӱҥалыт?! Уке, тый нал кумданрак, Африке кызыт трендыште огыл, шонен шуктен отыл чылажым, Патайа ден Пхукетым монденат. А мыскара деч поснаже тыге, тек толыт уна-влак — пагален ӱжына, пукшена, йӱктена, муралтен кушталтена, мемнан кугезына семын сайын очена, кумылыштым нӧлтен, вес гана эше унала толза манын, чеверласена!

    • Аноним

      Зритель ты прав — нам не хватает своего качественного видео и может быть мы виноваты в том, что сами ничего подбного не делаем.
      НО
      — В других регионах денег из бюджета на развитие нацкультуры выделяется гораздо больше, и среди её руководства седят представители самого нацнарода
      — Это всё вместе никак не значит что мы должны «глатать» вот этот позор! Самокритика нужна, есть наши грешки, в чём-то мы сами виноваты; и что теперь нам по твоему всё время нужно унижаться и молчать вот на это самое «прогрессивно-эротоманское творчество»???

    • Язва

      так то грудного ребенка у нас ни кто не насиловал…………….провокатор гребанный

  23. VVV

    Но юмор, конечно, в том, что любое художественное произведение, как и фильм, он, собственно, по большому счету не может ни о чем по-серьезному сообщать, кроме как о самих авторах, об их взгляде на вещи. Они раскрыли не марийскую тему. Прикрываясь этнотемой, они говорили о себе. Почему Осокин, имея в виду своеобразную обнаженность своих текстов, сначала раздумывал по поводу предложения Федорченко: будет ли правильным соглашаться на постановку фильма по ним. Видимо, вот это противоречие – между формой и содержанием оттолкнуло от фильма жюри. Они поняли, что перед ними нечто во многом от лукавого и прежде всего – само название фильма, что может оскорбить нравственные чувства целого народа. А с этим в наше неспокойное, наполненное социальной напряженностью время не следует шутить. Стилистика прозы и кино – разные вещи. Ставка на эротику, излишний натурализм в ее изображении, вообще, ведь это очень сложная тема, к которой даже серьезные художники относятся осторожно –может стать черной дырой, перетягивающей энергетику фильма от основной мысли.

    • Сардар

      Как может название «Небесные жёны луговых мари» «оскорбить» нравственные чувства? ))) В фильме, даже по мнению так любимых вами западных критиков», нет «натурализма». И тем более — откуда вы знаете, что Осокин «раздумывал» по поводу экранизации своей повести?))) VVV, написанный вами текст, прежде всего, говорит о вас самом — что тема эротоманства вам лично близка…)))

      • Язва

        жаль что от тебя все далеко и голову потерял и лучше не ищи не надо………………………………..так лучше

  24. VVV

    То, что от лукавого и само название фильма вкупе – могут оскорбить нравственные чувства, не передергивайте – изложено ясно. О любимых западных критиках в моем комменте ничего не сказано. То, что раздумывал – известный факт, можете уточнить у Осокина: речь идет о первых предложениях сотрудничества. И, вообще, многие, в отличие от вас, сначала думают, а потом пачкают белое поле. Даже эротоманство не устрашит в сопоставлении с Вашими затхлыми мужланскими испарениями мозга. Будем говорить обо мне, предпочитающему не выставляться, или о фильме, представляющем на международном кинофесте Россию, о проблемах народа мари? И, вообще, что с Вами, Сардар, все в порядке? Не сбивайтесь с предложенной темы и не говорите о том, что никому не интересно. Не переходите на личности комментирующих. И не улыбайтесь тут мне. Улыбайтесь заискивающе Осокину и Федорченко. Вы – одного поля ягода, несъедобная волчья ягода, что рассыпана как яд по просторам России. Загнать страну в убогость – у вас не получится.

  25. Зритель

    >так то грудного ребенка у нас ни кто не насиловал…………….провокатор гребанный
    15:03 1 ноября
    В Марий Эл отец-извращенец предстанет перед судом за изнасилование 8-месячного ребенка..
    Из материалов дела, в ноябре 2011 года мужчина в ходе ссоры с женой несколько раз бросил 3-месячную дочку на диван, выхватив её из рук матери. В марте нынешнего года, когда никого дома не было, понимая, что ребенок в силу своего возраста не может оказать сопротивление, совершил в отношении дочери действия сексуального характера. В обоих случаях обвиняемый был пьян.
    http://www.marimedia.ru/news/crime/item/17925/
    В Марий Эл мужчина изнасиловал 87-летнюю старушку
    Уголовное дело в отношении 49-летнего мужчины, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного статьей УК РФ «изнасилование», направляется в суд. По данным Следственного управления СК РФ по Марий Эл, все произошло в Советском районе. Мужчина, оставшись наедине с 87-летней родственницей, изнасиловал её.
    http://www.marimedia.ru/news/crime/item/17369/
    Житель Козьмодемьянска изнасиловал 9-летнего мальчика
    …1 октября поступило сообщение об изнасиловании 9-летнего мальчика в городе Козьмодемьянске. Педофила удалось установить и задержать в течение суток. Подозреваемый — 24-летний местный житель…
    http://www.marimedia.ru/news/crime/item/17423/

    И вот таких преступлений на душу населения в Марий Эл, как в целом и по России, намного больше, чем в «растлевающем вас Западе». Уверен 99% этих преступников не видели фильмов Федорченко, зато они денно и нощно зрят российский зомбоящик, откуда разврата, пошлости льется тысячи-миллионы раз больше, чем из фильмов Федорченко. Я его не защищаю, только меня поражает ваше двуличие, наносная лживая «духовность» и «чистота».
    РАЗВРАЩЮТ народ в РФ российское ТВ и православная церковь, а не интеллектуальное кино.

  26. Сардар

    Ааа, ягодка-клубничка?!…) Что уж говорить — и правда всё ясно… ) Ваши испарения мозга отдают тоской по молодости!…)
    Название отличное, сразу открывает глубокую перспективу! Фильм не представлял на кинофесте проблемы народа мари. Он представляет Россию и в частности мари в другой реальности, в которой могут происходить разные события, связанные с живым воплощением мифических образов и необычных традиций. События эти связаны с тем, что боги и потусторонние существа присутствуют в жизни людей не как образы, а как реальные действующие силы. В общем-то.., вполне эллинистические традиции. Как помним, Зевс мог проникнуть к земной женщине в виде быка или золотого дождя, а ревнивая Гера могла наказать женщину, обратив ее в корову. Рядом с людьми в море жили сирены, в реках — наяды, прельщающие мужчин. Где Пан преследовал женщин в рощах, а царь запросто мог пойти войной, возжелав чужую жену. Греки тоже ничего себе так эротичны! Заметьте, греков после этого никто ни тогда, ни сейчас не называет ни развращенными, ни эротоманами, ни убогими. Напротив, весь мир изучает мифы Греции в обязательной школьной и вузовской программе.

    • Евгений и его друг

      НЕставь в один ряд греков с их мифологией и марийцев, все таки греческая цивилизация это начало начал от них пошло все и государственность и демократия у каждого из народов свое место в мире, своя роль………..у нас марийцев это ответственность за сохранение финно-угорского мира, если не мы другие не смогут

      • шӱвырзын уныкаже

        Цивилизация возникает там, где умирает культура. Освальд Шпенглер
        «…НЕставь в один ряд греков с их мифологией и марийцев, все таки греческая цивилизация это начало начал от них пошло все и государственность и демократия» …а после пришли варвары — османцы и уничтожили их культуру. Остались полуразрушенные храмы, скульптуры, осколки амфор, труды философов и мифы Эллинов.
        В наши дни Греция как отросток Евросоюза, банкрот и дотационная страна. Это политики и СМИ так обрисовывают, а мои друзья греки утверждают, что они прекрасно живут и не парятся!
        Точно так же в субкультуру мари с древнейшей мифологией — с одушевлением всего окружения, природы, веками насаждается извне, совершенно не адекватная в понимании, цивилизованная псевдокультура.
        Немецкий представитель философии жизни Освальд Шпенглер излагал взгляд на культуру как на множество самостоятельных организмов (различных народов), которые проходят собственный эволюционный цикл, длящийся несколько сотен лет, и, умирая, перерождаются в свою противоположность — цивилизацию. Цивилизация противопоставляется культуре как сменяющий её этап развития, где не востребован творческий потенциал отдельной личности и главенствующим является мёртвый, бесчеловечный техницизм.
        Однако в рамках такого мировоззрения, где менее «культурные» люди рассматриваются, во многом, как более «естественные», а «высокой» культуре приписывается подавление «человеческой природы». Они, например, подчёркивают, что народная музыка (как созданная простыми людьми) честнее выражает естественный образ жизни, в то время как классическая музыка выглядит поверхностной и декадентской. Следуя такому мнению, люди за пределами «западной цивилизации» — «благородные дикари», не испорченные капитализмом Запада.
        Сегодня большинство исследователей отвергают обе крайности. Они не принимают как концепцию «единственно правильной» культуры, так и полное противопоставление её природе. В данном случае признаётся, что «неэлитарное» может обладать столь же высокой культурой, что и «элитарное», а «незападные» жители могут быть столь же культурными, просто их культура выражается другими способами.
        В России к середине ХIХ века культура пришла в упадок, аристократия слишком увлеклась заимствованными европейскими ценностями, общению на их языках. Расцвет начался с мифологии и языческих персонажей. Герой уличных балаганов Петрушка никого не боялся, кроме смерти. Но он всегда возрождался заново. В театре, в музыке и изобразительном искусстве подхватили идею и создали достойные произведения.
        Среди всего потока негатива в марийской культуре есть достойные личности, радует новый мюзикл Юмынӱдыр, где ярко представлено мировоззрение мари, возвращение к корням. Правда многие цивилизованные комментаторы на этом сайте насаждали творческой группе создателей фобию. Мюзикл живёт и будет долго радовать зрителей.
        Истеричные крики комментаторов отпугивают интеллектульных мари не только обсуждать рубрики, участвовать в дискуссиях культурных событий в MariUver, где как у таблоида Малахова «Пусть говорят», а здесь — пишут. Около половины «писак» не понимают темы, лишь бы своё ЭГО почесать, унизив других, себя возвысить. АНОНИМов развелось как в совке «стукачей» безымянных, не знаешь, кто разумный, а кто на низменных инстинктах среагирует.
        ЦИКМА смотрит из Европы на происходящее с сожалением, с вечным вопросом а если бы, а надо бы…Подразумевая под этикетом или этикой поведения как есть бифштекс, поправляет, что лучше вилкой в левой руке и с ножом в правой. Ежу понятно — это этикет, но не культура. Уместен ли такой этикет в деревне, где вилками и ножами будут оперировать над национальными блюдами…? На великих марийских праздниках, при поминовении усопших предков на столе у мари — ложка, вилка отсутствует! Это наш этикет мари, к сожалению, уже немногих.
        Не покажут создатели в Марий Эл «Небесных жён луговых мари» из-за тех, кто поверил критикам, те, кто прочитал рецензии сомнительные, с неадекватным описанием, и в истерике доказывали, что не выдержат такого эротического позора на весь мир!
        Иктешлем тыге, тынар чот пеҥыжаш нимолан, кайдарымыда шкендан вак пӧртылеш.
        Ваш-ваш йӧратен, пагален илыза! Кугезе коча кова-влакым шарныза, сугыньыштым шуктыза! Мари калыкым тӱзландарыза, эре виян да эрыкан лийза!

        • Аноним

          давай-давай, наш мариязычный друг! выполняй свою работу! что? уже дошла информация о нашей коллективной петиции в Европу? ну, да! как же иначе? вам ведь не нужны международные скандалы о поволжской глубинке!

          • шӱвырзын уныкаже

            Сомневаюсь, АНОНИМ, что я тебе друг, и в таких друзьях тоже не нуждаюсь, есть достойные! Ты не из коллектива, а из непонятного… Очень сильно напоминаешь и прямо-таки идентичен в импульсивных репликах с петициями в Европу! Ну вылитый Шариков Полиграф Полиграфович, потомок Клима Чугункина!!! Международный скандал отменяется и отклоняется автоматически с темой — «Нужны ли международные скандалы в Поволжской глубинке?» ровно также автоматически отменится кляуза какого-то АНОНИМа, отсутствующего! Ответ будет — АBSENT! Как говорил великий комбинатор О.Бендер: «Заграница нам поможет! Запад с нами!» Опоздал непростительно. Цивилизованные эксперты быстро вычислили и оценили уникальную культуру в «Небесных жёнах луговых мари», а прогрессивные прокатчики сработали раньше тебя! Профукал со своими коллегами из «Москоммунхоза» или как там называется ваша маргинальная кучка?! Сорри, антекси, извини але нелеш ит нал! Чеверняк!

  27. Не верь тварям

    Да ты точно болен. Вначале думал, за деньги стараешься. Сатанисты, кстати сказать, никогда не бывают здоровыми психически. Религиозный бред, бред обвинения, отголоски мании преследования — все симптомы просто как по учебнику. VVV — вранье, вранье, вранье. Катись в ад к своему хозяину и покровителю.
    /
    Чем чудовищнее ложь-тем легче в нее поверят. За неимением фактов угнетения народов Казанского Патшалыка, их надо придумать, а то как оправдать постоянные нападения на государство и геноцид его народов после падения Казани. Мари, Христианство, в отличие от рпц, покаялось, в лице Папы Иоанна Павла Второго, в своих преступлениях. Рпц своими преступлениями ГОРДИТСЯ. Не мне бы этим заниматься, но призываю — уходите из рпц в Христианство, Ислам, Буддизм, да хоть в синтоизм, а лучше — в Родную Религию. Чтите память своих Великих предков. Они погибали за Вашу свободу, за Вашу честь. И их бессмертный подвиг еще получит свое отражение.

Добавить комментарий