ФБС обвиняет Ивана Мосеева, лидера движения за сохранение поморской культуры, в государственной измене «при поддержке со стороны норвежских спецслужб». Соответствующая статья Уголовного кодекса предполагает от 12 до 20 лет лишения свободы, пишет BarentsObserver.
Иван Мосеев, лидер поморского движения Беломорья, руководитель Института коренных и малочисленных народов САФУ, обвиняется в государственной измене в пользу соседней Норвегии (статья 275 Уголовного кодекса РФ) и в разжигании межнациональной розни (статья 282). Судебные слушания начнутся в Архангельске в понедельник.
Норвежские спецслужбы
В документах из уголовного дела указывается, что «норвежскими спецслужбами через Мосеева И.И., ведется работа по дестабилизации социально-политической обстановки в Архангельской области»;
«Мосеев И., при поддержке иностранных структур осуществлял деятельность, направленную на признание органами федеральной власти РФ поморов как коренного малочисленного народа Севера и включения территории их проживания в юрисдикцию международного права, что может привести к нарушению территориальной целостности России»;
«Мосеев И.И. обращался к представителям власти Архангельской области с предложением по созданию “Поморской республики”»;
«Мосеев И.И. при поддержке иностранных спецслужб создал за рубежом организацию «Поморское братство», которая объединила поморов Баренцева региона».
Сотрудничество с Вардё
Иван Мосеев – самый активный приверженец восстановления культурных и исторических связей между Архангельском и Вардё (Северная Норвегия).
«Я его прекрасно знаю. Его сотрудничество с нами в Вардё находилось в области культуры и истории», – рассказывает BarentsObserver’у Тур Робертсен, тесно сотрудничавший с Мосеевым на протяжении последних двадцати лет. Вместе они издали, в числе прочего, детскую книжку со сказами тех времён, когда поморы вели торговлю рыбой и сельскохозяйственной продукцией между Вардё и Архангельском
Баренцево сотрудничество
С начала 90-х Тур Робертсен – пионер в региональном сотрудничестве между Норвегией и Архангельской областью. Занимая пост в администрации губернии Финмарка, он входил в состав Баренцева регионального комитета и правления Норвежского Барнецсекретариата.
«Я совершенно не понимаю причин для обвинений, – говорит Тур Робертсен. – Я хорошо его знаю, он не занимался ничем иным, кроме укрепления исторических и культурных связей, уходящих корнями в старую поморскую торговлю».
Осенью прошлого года Иван Мосеев дал интервью BarentsObserver’у.
Исторические связи
Поморская торговля велась между беломорскими поморами и жителями побережья Северной Норвегии в период между 1740 и российской революцией 1917 года. Рыбопромысловый город Вардё на крайнем северо-востоке Норвегии выступал в роли ворот в Норвегию для множества русских, приплывавших сюда с Белого моря.
С официальным открытием Баренцева сотрудничества 20 лет назад исторические связи между Архангельском и Вардё снова стали актуальными.
«Иван Мосеев останавливался у меня дома. В Вардё он бывал много раз – например, когда мы организовывали Поморский фестиваль прошлым летом», – рассказывает Реми Странд, местный политик, активно работающий над развитием связей с Архангельском.
Турвал Столтенберг
Мосеев находился в Вардё и в конце июля 2010 года, когда экс-премьер-министру Норвегии, на тот момент министру иностранных дел Турвалу Столтенбергу присвоили звание почётного помора. В 1993 году Столтенберг стоял у истоков Баренцева сотрудничества вместе с министром иностранных дел России Андреем Козыревым.
Почётными поморами являются также Реми Странд и Тур Робертсен.
ФСБ с обыском
По информации газеты «Коммерсант», в ФСБ взялись за поморское движение после публикации в журнале «Коммерсант Власть» статьи в июне этого года. В той статье шла речь о работе Ивана Мосеева по сохранению поморской культуры и говора, а также над признанием поморов малым коренным народом. «Утром 25 июня к Мосееву ворвались сотрудники ФСБ: напугали детей, изъяли его ноутбук, ноутбук его жены, компьютеры детей, флеш-карты, диски, архивные материалы, документы. Спрашивали, часто ли Мосеев бывает в Норвегии, проверяли загранпаспорт», – пишет газета. ФСБ добилась через суд разрешения на прослушивание телефона Мосеева в течение 180 дней.
Ряд осуществляющихся между Архангельском и Вардё проектов, в которых принимал участие Иван Мосеев, получает поддержку от Норвежского Баренцсекретариата. По мнению главы Баренцсекретариата Рюне Рафаэльсена, Мосеев – выдающийся деятель в выстраивании связей между Северной Норвегией и Архангельской областью».
«Мосеев участвовал в восстановлении старых добрых связей с Вардё. Мы никогда не замечали ни малейших проявлений сепаратизма, только мирное сотрудничество», – говорит он.
Государственная измена в широком смысле
1 ноября Госдума приняла скандальный закон о расширенном толковании определения государственной измены. Под определение государственной измены попадает не только предоставление секретной информации иностранному государству, но и «предоставление финансовой, технической, консультационной или другой помощи» в том числе международным организациям, если те ведут деятельность, направленную на причинение ущерба безопасности России.
Дело Ивана Мосеева – первое дело, в рамках которого в отношении участвующего в Баренцевом сотрудничестве человека может быть вынесен приговор по новому закону.
От 12 до 20 лет тюрьмы
Статья 275 УК РФ о государственной измене предусматривает в качестве наказания лишение свободы на срок от 12 до 20 лет.
Единственным, кто в современной российской истории был оправдан в суде после предъявления ФСБ обвинений в государственной измене по 275 статье, был Александр Никитин. ФСБ арестовала его в 1996 году после публикации доклада норвежской организации «Беллона» о рисках, связанных с радиоактивным загрязнением на Северном флоте, в подготовке которого он принимал участие. После четырёх лет судебных разбирательств в 2000 году Никитин был признан невиновным решением Верховного суда.
Автор / источник: BarentsObserver
Печальная история.
А господин Сердюков продал нефтеналивные Северного флота (не госизмена?????), разведчик Иванов знал 3 года о том, что 6,5 млрд. пиздят с ГЛОНАС – не госизмена????
Больше всего они боятся не воровства, а развала империи.
Еще больше удивляет как Сердюкова ставят в советники в Ростехнологии!!!!!! Вот это номер, с насаживанием россиян на один предмет!!!!
Думаете зря закон об измене переделали? Всё продуманно до муллиметра!
А кого привлекать к ответственности за то что акватории Берингова и шельфы так просто отошли к США. Аляску хоть официально продали, а эти подводные залежи мировых запасов? Что опять подарили?
в России воровать не запрещено. А что такое госизмена?
Анониму от 12.11 вопрос.
Сколько помимо Берингова пролива природных богатсв в РФ. Как они распределыны? Демократично или же кто урвал побольше, тот и барин. Все эти Прохоровы, Абрамовичи и другие ОЧЕНЬ УВАЖАЕМЫЕ люди в нынешней абсурдной РФ стране, насколько они честно заработали свои миллиарды? Теперь вот от бешеных денег и большого ума стали покушаться на жизнь, культуру, традиции, язык своих национальных меньшинств. Прямо какой-то геноцид народов РФ и гуманно и адвекатно мыслящих граждан. Страна катится к мракобесию! Какой-то абсурд: Иван Моисеев, верю, от чувства любви к своему краю, хотел возобновить прерванные советской властью торговые, промысловые, культурные традиции между Поморьем и Вардё. Не всё же должно делаться по подсказке Москвы и пристальным контролем Кремля, на то и есть разные люди в мире. Одни хотят жить в Москве, другие не хотят жить в Москве. И те, которые не живут в Москве, имеют столько же гражданских прав, что и москвичи. И не москвичи тоже, на своих местах жительства, имеют право поддерживать международные связи в не зависимости Москвы.