В марийской деревне Башкортостана открыли новую школу

Всего около года прошло с тех пор, как началось строительство социально-бытового центра в деревне Сосновка (Пӱнчер) Мишкинского района Республики Башкортостан. Новое здание буквально выросло на глазах, пишет газета «Дружба».

О новых школе и детском саде сельчане мечтали давно. И вот, наконец, состоялось долгожданное событие — школа и детский сад открыли свои двери для деревенских детей.

С утра к новой школе потянулись обучающиеся и их родители, гости и жители деревни.

Торжественное мероприятие началось с зажигательного марийского танца в исполнении школьного танцевального ансамбля «Юго». Хлебом-солью и национальными блюдами встретили почетных гостей праздника девушки в марийском, башкирском и русском костюмах. В своей торжественной речи представитель администрации Президента республики, первый заместитель председателя Государственного комитета РБ по строительству и архитектуре Н. А. Гавва, в частности, сказал:

— В республике в этом году ведется строительство 52 детских садов на 15000 мест. Среди них и детский сад «Чебурашка» деревни Сосновка. Я надеюсь, что ввод школы и детского сада в строй послужит толчком развития не только деревни, но и района, а жители будут активно участвовать в решении насущных проблем, благоустройстве родного села.

Глава администрации МР Мишкинский район В. М. Андреев, поздравляя всех с открытием школы и детского сада, отметил:

— Я очень рад, что сегодня сбылась мечта сосновцев, которые раз за разом доказывали необходимость нового образовательного центра. Здесь живет трудолюбивый народ, который благоустраивает деревню, развивает личные подсобные хозяйства, успешно реализует свою продукцию на рынке. Радует то, что в деревне много детей, и из года в год наблюдается увеличение количества обучающихся в школе. Открытие этого прекрасного объекта — еще один шаг к процветанию жизни сельчан. К школе подведена асфальтированная дорога, скоро будет включено освещение ее территории. Ведется строительство газопровода из Чураево в Сосновку. В районе строятся дороги, развивается социальная инфраструктура, и мы надеемся на дальнейшее сотрудничество с ООО «Группа компаний СУ-10» в строительстве объектов. Выражаем глубокую благодарность этой организации за качественную работу.

Почетной грамотой Совета и администрации района был награжден директор ООО «Группа компаний СУ-10» В. А. Мансуров.

В свою очередь, Валерий Адгамович сказал, что компания с честью и гордостью может объявить об окончании строительства объекта, который оказался довольно сложным в силу своей отдаленности, отсутствия канализации и водопровода. Он поблагодарил заказчиков, субподрядные организации, которые приложили максимум усилий, чтобы сдать важный для деревни и района объект в срок и обратился к обучающимся с просьбой бережно относиться тому, что построено, пожелал успехов в учебе и вручил символический ключ директору школы.

В ответном слове директор школы И. В. Айгузина отметила, что очень приятно осознавать внимание правительства республики, администрации района, выразила им благодарность от имени жителей деревни, обучающихся школы и педагогического коллектива за такой прекрасный подарок.

В торжественной обстановке школу открыли Н. А. Гавва, В. М. Андреев, В. А. Мансуров.

Образовательный центр расчитан на 60 ученических и 21 дошкольное места. Детский сад «Чебурашка», построенный с соблюдением всех требований, и даже с обогреваемым полом, набрал двадцать детей от двух до четырех лет, дети предшкольного возраста будут посещать группу кратковременного содержания.

Светлые и уютные класс-кабинеты, кабинет по обработке дерева, мастерская на пять швейных машин, спортзал с прилегающими душевыми — это далеко не полный перечень отличающих моментов новой школы. В кабинете музыки гостей встретил песней на марийском языке ансамбль под руководством И. П. Шамуратовой. Обрадовал и кабинет информатики, оснащенный одиннадцатью компьютерами и одним ноутбуком.

Учитель информатики Э. В. Ишкаматов рассказал, что кроме этого школа получила восемь экранов, восемь проекторов, две интерактивные доски. В каждом кабинете имеется медиапроектор, планируется подключение беспроводной сети для учителей.

Об удачной дизайнерской работе, проведенной в школе, говорит и то, что во дворе школы сохранен колодец с питьевой водой, который уже давно был здесь. После проверки воды на качество, колодец было решено отреставрировать. Теперь это не только источник воды, а еще и красиво оформленный элемент дизайна с изображением совы как символа мудрости.

Также во дворе построена прекрасная детская площадка для воспитанников детского сада.

Все условия для плодотворной работы и учебы в новом образовательном центре созданы. Остается только пожелать ее обитателям успехов и творческих побед, пишет газета «Дружба».

Справка

Деревня Сосновка (Пӱнчер ял) – одна из больших деревень, расположенных на территории Мишкинского района Республики Башкортостан. Она расположена в западной части Мишкинского района, на расстоянии 1 километра от автомобильной дороги Уфа-Бирск-Янаул, на правом берегу реки Кынгыр. От деревни Сосновка до районного центра села Мишкино – 28 километров, до ближайшего города Бирска – 15 километров, до столицы республики – 112 километра.
Численность населения д. Сосновка по данным переписи 2002 года составляла 678 человек, на 1 января 2009 года – 694 человека. В деревне насчитывается 213 дворов. Преобладающая часть населения деревни по национальности мари.
В д. Сосновка действуют основная общеобразовательная школа, детский сад, сельский дом культуры, библиотека, фельдшерский пункт, 3 магазина, отмечает сайт Пӱнчер ял.

По материалам газты «Дружба» и сайта Пӱнчер ял
MariUver

Ссылка по теме:
Марийская деревня без дороги, моста… а вскоре и школы?

9 комментариев

Filed under Статьи

9 responses to “В марийской деревне Башкортостана открыли новую школу

  1. Аноним

    От души поздравляю жителей деревни! Марийскую деревню в последние годы редко радуют новой школой. Чаще закрывают существующие марийские школы и присоединяют к смешанным школам, дабы ускорить процесс руссификации мари… Надеюсь в новой школе марийский язык, литература, культура и история займут достойное место. Судя по костюмам выступающих с этим в старой школе были проблемы. При всем моем уважении к ансамблю, нет таких марийских костюмов в народе. Вы башкирские марийцы лепите что угодно и называете это «марийским»… Ну немножко поднапрягите себя: прежде чем что шить сходите в ближайщие музеи и посмотрите какой была марийская одежда… Не надо заниматься уродливой переделкой еще более уродливой переделки марийского костюма из книг Мурашко об ансамбле «Марий Эл»… Мурашко — еврей и ничего не смыслил в марийской одежде…

    • Анастасия

      Я хочу возразить насчет костюмов. Костюмы, которые висят в музеях-это история. Для сценических выступлений костюмы должны соответствовать определенным танцам, поэтому, они могут отличаться по своим фасонам, рисункам, но орнаменты должны быть марийскими. Конечно, у любого танцевального ансамбля есть проблемы с костюмами. Это скажет любой, кто занимается творчеством. И каждый руководитель коллектива старается, чтобы костюмы помогали раскрыть тему танца и соответствовали современным требованиям. Жизнь идет вперед. И нам бы очень хотелось, чтобы дизайнеры, которые создают марийские костюмы для танцевальных ансамблей шли в ногу со временем и шили нам современные марийские костюмы. А костюм, в котором танцует Народный ансамбль танца «Юго», нам очень даже нравится.

  2. Вачис

    Ну, «потёмкинские» деревни есть в каждом районе, Бирский район — тоже не исключение. Конечно, я искренне рад за Пӱнчер ял. Но это не отражает реальное состояние марийских деревень в Мишкинском районе. К сожалению, в Мишкинском районе таких деревень, как Старокульчубаево, в большинстве. Интересно, сколько всего школ и клубов построено в Мишкинском районе за последние 25 лет? У нас, например, в Забелье Бирского района за последние 25 лет в основном марийские школы ликвидировались и не было построено ни одной школы. Руководство Бирского района увлекается строительством торговых центров, церквей и дорог к своим дачным участкам на «Шадик» или до Березовского спиртзавода. Но для того, чтобы построить дорогу до марийской деревни Шелканово (Реве ял), средства не находит. Жители деревни даже к президенту РБ Хамитову обращались, но дороги до сих пор нет. Из-за отсутствия дороги и оторванности деревни от райцентра, деревня не развивается. Кроме того, через реку Белую платная понтонная переправа. Зимой — бездорожье. Этого еще мало, за ледовую переправу через реку Белую в Бирск берут деньги. Даже при поездке в райцентр для выполнения своих обязанностей перед государством, жители Забелья вынуждены платить дополнительно за переправу. Поэтому мне тоже, как и жителям деревни Старокульчубаево, становится горько и обидно за державу. Такое ощущение, как-будто марийские деревни в Забелье целенаправленно разрушают. Развиваются только русские деревни типа Кусекеево, Березовка т.е. тоже «потёмкинские» деревни Забелья.

    • Вачис

      Отвечая на вопрос Романа Батырова из Бирского района Башкортостана о неудовлетворительном состоянии подъездных путей к деревне Шелканово, Рустэм Хамитов отметил, что вопрос строительства и укрепления в республике сельских дорог поднимался на заседании республиканского Правительства.

      «Это системная проблема. Существует российская программа «Сельские дороги» и к моему удивлению Башкортостан не является её участником», — сказал Рустэм Хамитов
      http://www.presidentrb.ru/rus/press_serv/novosti/1374.html

    • Jenny

      А сколько стоит пеший переход по ледовой переправе?

  3. Аноним

    >Я хочу возразить насчет костюмов. Костюмы, которые висят в музеях-это история.

    Анастасия, вы же не берете какую-попало песню или танец, ну например современный ламбада или же красивый испанский танец и не называете его марийским. Берете марийскую музыку и марийские песни, которые складыбались веками. Также марийская национальная одежда имеет свою вековую традицию. А вы почему-то от балды лепите что попало и называете это «марийским». Скажите, покажите на основе какой традиционной одежды сшиты эти костюмы? Нет их!!! Взяли книжки по марийским танцам Мурашко или же советские брошюры по «марийскому сценическому костюму» и дали волю своей фантазии. Это не народный костюм. Эстрадные ансамбли могут себе позволить такую вольную фантазию. Но фольклорные коллективы во всем мире очень строго придерживаются народных традиций. Это просто неуважение к своему народу, которое пришло в советское время: тогда сарафан был «национальной одеждой» всех народов, глабное добавить какой нибудь элемент (излишне укрупненный) национального орнамента. Некогда фабричная одежда считалась более красивой чем одежда из холста со сложнейщей ручной мелкой геометрической вышивкой или пестрядь (кезе, олача) с бранным ткачеством. Сахар ценился больше меда «ой мӱ веле, мӱ веле сакыр огыл мӱ веле». К счастью, сейчас все стало на свои места: во всем мире ручная работа ценится больше фабричного ширпотреба и мед десятки раз дороже сахара. А вы в Башкирии по прежнему цените ширпотреб и сахар… Грустно, настоящая марийскость не в шелках-парашютах с русской вышивкой гладью и таких вольных фантазиях, а в кропотливой марийской вышивке на холсте и домотканной пестряди с бранной вышивкой!

    • Анастасия

      Мы с вами говорим каждый о своем. Я говорю об ансамбле танца, о самодеятельных артистах, а вы говорите об этнографии и фольклоре. Ансамбль танца, во-первых, исполняет не только марийские танцы, но и ирландские, бальные танцы… А то что касается о костюмах, которые висят в музеях, не значит, что они истинно марийские. Старинные марийские костюмы тоже разные. Даже в соседних марийских деревнях костюмы отличались, в некоторых деревнях жили хорошие рукодельницы, а в других может быть еще лучше, а тем более нельзя сравнивать костюмы восточных марийцев с луговыми или же горномарийцами. Что делать, годы летят, происходит внедрение в друг друга культуры разных народов. А насчет костюмов ручной работы, это очень дорого. Для этого нужно иметь миллионный бюджет. Сами понимаете, мы живем в не очень благоприятное время для развития культуры. А что касается М. Мурашко, он не мариец, но для марийской культуры сделал очень много, хоть не стыдно показываться государственному ансамблю «Марий Эл» перед любой аудиторией в любой точке земного шара. Что касается ансамблей танца, они одеваются костюмами изготовленными специалистами, которые занимаются именно костюмами. Никто не спорит с этнографами, они по-своему правы.

  4. Елена

    Сильно не хвалите—все стройки- ремонты по государственной программе, как принято в рОссии: сначала разрушаем, а потом строим, если осталось кому. радостно, что есть все-таки кому строить.А в отношении костюмов, кто где живет то и перенимает…Главное, что эти костюмы имеются…

Добавить комментарий для JennyОтменить ответ