Ассоциация обратилась к председателю Всемарийского совета

Недавно созданная Межрегиональная ассоциация марийских объединений обратилась к председателю межрегионального общественного движения «Марий Мер Каҥаш» Анатолию Иванову.

Уважаемый Анатолий Николаевич!

По поручению Совета межрегиональной Ассоциации марийских объединений с чувством искренней гордости за нашу общую принадлежность к единой марийской нации поздравляю Вас и всех многочисленных участников МОД «Марий Мер Каҥаш» с 92-й годовщиной признания марийской государственности в составе Российской Федерации!

Прошедшие годы, равные почти веку, были отмечены многими эпохальными событиями, кардинальным образом изменившими всемирную и российскую историю, которые не могли не затронуть и судьбу нашего марийского народа, испытавшего на себе и революции, и войны, и смену формаций, а также периоды взлетов и падений, расцвета и разрухи в самых различных сферах человеческой жизнедеятельности. Нам есть чем гордиться, чему радоваться! Но также есть и то, от чего мы испытываем чувство горечи от тяжелых утрат и поражений…

Подобного рода испытания естественным образом затронули и современное (постсоветское) состояние марийского национального движения. И дело не в том, что произошло, скажем, определенное его разукрупнение, имея в виду образование нашей Ассоциации. Это само по себе вполне демократический процесс, свидетельствующий о наступившем организационно-правовом кризисе, когда форма большого, целого теряет единство со своим смыслом.

Вопрос в ином – размежевание происходит, как говорится, по другим «тектоническим» глубинам, имеющим, прежде всего, социально-политические измерения. В частности, между носителями гражданских, демократических умонастроений, то есть рядовыми людьми, и теми, кто встроен в систему существующего местного чиновничества, крайне заинтересованного в том, чтобы «держать всех в узде», задействовав и возможности общественных организаций.

Сегодня мы воочию видим, как некоторые активисты «Марий Мер Каҥаш», облеченные во властные регалии, начинают кичиться своим «завидным» положением, определяя единолично или узкогрупповым методом всех по ранжиру в зависимости от собственных или чьих-то других предпочтений.

Так, на апрельском сего года IX съезде марийского народа московским посланцам уже во второй раз подряд было отказано в избрании своих представителей в состав рабочих и руководящих органов, а также в качестве делегатов или, хотя бы, даже наблюдателей на Всемирный конгресс родственных финно-угорских и самодийских народов. При этом некто Э. Юзыкайн на правах устроителя съезда публично рассуждал, что, дескать, «их и москвичами-то рановато признавать, поскольку живут в Москве не такой уж и длительный срок (?!)». Следуя его логике, может, настала пора вновь вводить существовавший до 1917 года ценз оседлости, коим успешно пользовалось царское правительство по отношению к инородцам, включая и черемисов (?!).

На наш взгляд, попытки делить делегатов на «полноценных» и «неполноценных», искусственно ограничивая последних в полномочиях, а также на «своих» и «чужих», причем, в рамках одной этничности – это не что иное, как разновидность местечкового шовинизма и дискриминация действием (!) по территориальной принадлежности. В то же время, живущая в Санкт-Петербурге, как говорят «без году неделя», Р. Факаева была избрана и в состав ревкомиссии, и оказалась в числе участников Всемирного форума финноугров, представлявших марийский этнос.

К чему может привести подобная практика, история ХХ века хорошо знает. Достаточно, например, прочесть недавно вышедшую книгу известного историка и замечательного публициста К.Н. Санукова «Наши земляки: пути и судьбы». Все, что там изложено, может повториться, а точнее уже повторяется в наше время, ибо тенденция внутриэтнического разлома наметилась.

Осознавая возникшую опасность, Совет Ассоциации считал бы крайне важным шагом организацию совместной консультативной встречи с Вами как председателем МОД «Марий Мер Каҥаш», которая могла бы состояться в самое ближайшее время как в Йошкар-Оле, так и в Москве. Вы как человек, положительно зарекомендовавший себя на всех предыдущих должностях, включая советский период, обладаете способностью спокойно и активно оценить создавшуюся ситуацию в марийском национальном движении и предпринять шаги, направленные на ее исправление и оздоровление с использованием наших возможностей и начатой организационной модернизации в «Марий Мер Каҥаш», в чем я желаю Вам всяческих успехов!

Давайте сотрудничать на условиях взаимоуважения друг друга и равноправного партнерства, тем самым укреплять имидж всего марийского национального движения, который за последнее десятилетие заметно потускнел.

Мы растеряли ведущие позиции в финноугорском сообществе, в том числе и по причине отсутствия у нас привлекательных, значимых общественно-политических идей. Наступило время наверстать упущенное! И залогом тому должен служить наш национальный праздник — День рождения Марий Эл!

Жду Вашего ответа и надеюсь на встречу.

Председатель Совета межрегиональной
Ассоциации марийских объединений
М.А. Долгов
25.10.2012 г. г. Москва

60 комментариев

Filed under Сообщения

60 responses to “Ассоциация обратилась к председателю Всемарийского совета

  1. Кугу Шале

    …При этом некто Э. Юзыкайн на правах устроителя съезда публично рассуждал, что, дескать, «их и москвичами-то рановато признавать, поскольку живут в Москве не такой уж и длительный срок (?!)»…

    Этот только и может что рассуждать,только вот ничего делать не хочет,стрелки на других переводит — заплыл жиром в своем Минкультуры…..Зато считается себя самым умным)))

    • Юзыкайн Эрик

      ты бы хоть настоящим именем подписался, тогда. Много доблести не надо из за забора гавкать.

      Хоть знать буду. А то вдруг случайно за руку поздороваюсь и не узнаю что потрогал… не хочется пачкаться и так дерьма много вокруг.

  2. Аноним

    В то же время, живущая в Санкт-Петербурге, как говорят «без году неделя», Р. Факаева была избрана и в состав ревкомиссии, и оказалась в числе участников Всемирного форума финноугров, представлявших марийский этнос. — эта везде пройдет 🙂

  3. Rongo

    Считаю предложение Долгова своевременным и необходимым. В своем обращении он правильно указал, что в фино-угорском мире действительно потускнело марийское национальное движение, в нем лидирующее положение полностью перешла мордовскому. Кто такой Юзыкайн, это — бюрократ Минкультуры и ему в «Марий Мер Канаше» делать нечего, кто его дуда избрал?

    • Юзыкайн Эрик

      Съезд избирал на период 2008-2012. Сейчас не состою.
      Доволен, Ронго?

  4. vasilek

    ВУдышО позицийым кугыраквлак веле огыл, самырыкшат пытаренна. Паша йОршын ок кай, эре дискотеке, эре тусовко, уже 6-7 ий тыгаяк томаша. Кеч Минкультлан, кеч Мер КаНашлан — керек.Ом умло молан? Марий самырык толкын дене молан пашам йОршын огыда ыште? Марий калыкым ужален шинчынытат, шып шинчат, умбакыже ужалат. А мутым вет садак кучаш логалеш, тыландак.

  5. Лайд

    Поро!
    Идейым луктын калсаш да вара тидым илышыш пурташ — ЭРЫКАН лияш ку:леш. Тунам гына тачысе ситуацийыш толын огына шу ыле.
    10 ий шке калыкышт ваштареш (ала-могай ораде идеологын прихотьшо почеш) кайыше, мари-влакым луген шогышо марий-влак таче ынде шкештат огыт пале — мом ышташ.
    Но эн уда пашаштым ыштеныт — мер калыкым шеледен кертыныт. Сандене таче тыгай серыш шочеш — мер радамнам пен:гыдемдаш.
    Молан финн-угор ту:няште 1990-2005 ийлаште эн ончыч кайыше-влак таче щорыкпача гай шен:гелне шу:дырнена? Эше пуракым шу:лена.
    Амалже раш — Марий Элыште чылажымат ыштыме, чтобы чыла тидым эркын-эркын ту:нчыктараш.
    Йо:ралтше мен:гым кынелтен шогалташ неле. Но йо:ралтше мен:ге шуко жап мланде пелен кия гын, шу:йын пыта.
    Сандене тудым кынелтен шогалташ жап.

  6. Tsikma

    Пуры ирок. Vasilek тӧрӹм попа. Сӓмӹрӹквлӓм мондымы? Кыце нӹнӹм мер толкыныш мотивируяш.

    • Егор

      Вот и раскрывается сущность Ассоциации: начать сотрудничать с ручным депутатом и обида за то, что в Венгрию не поехали.

  7. Юзыкайн Эрик

    На правах устроителя съезда

    это как? Это статус такой особый? Честь то какая!

    Помню, что как член Мер Каҥаш выступал, как делегат Съезда выступал. Имею право высказывать свое мнение и высказываю!

    А вот как устроитель не выступал, нету такого статуса, имеющего голос на Съезде. Но Устроитель, звучит гордо. За это отдельное спасибо.

  8. Аноним

    А кызыт самырыкеҥын илышыштыже тӱҥ верым интернет налын шога. Вашлийде мутланаш лиеш, молан ала-куш кошташ.

  9. Аноним

    Есть такое правило: появились недовольные, критики, крикуны, множество мнений, обиды, похвала, мат, лесть, недоумение? …. Значит молодцы! Значит Вас заметили! Значит работаете!
    Всем кереметам на зло! Так держать АМО!

  10. Tsikma

    Мне кажется винить во всем Эрика Юзыкайна в марийсих проблемах — глубоко ошибаться. И подчеркивать о физиологическом состоянии (заплыл жиром) другого человека, очень даже не этично. Почему Йошкар Ола потеряла лидирующую позицию, сформированную в начале 1990-х годов? Как можно было строить марийский и финно-угорский «дом» в Марий Эл, если Маркелов, придя к власти уже в первые дни правления заявил, что всех этих черемисов выгонит в леса? Сколько тяжб против марийской интелигенции, против Книжного издательства, против Марийского театра, против МарПед института, сколько марийских школ позакрыто, сколько гонений потерпели марийские активисты, сколько журналистов побито за время диктаторского правления Маркелова? Прежде чем, критиковать наших редких марийских политиков, управленцев и предствителей интеллектуальной элиты, нужно учесть именно этот факторы. И то, что мы дискутируем на эту тема на данном сайте — это большое дело. таким образом наш марийский мир становится более свободным, более демократичным, хотя до гармоничности очень далеко, но все же. Интересно знать, если на марийскую тему ведутся дискуссии — это значит националисты?

    • Язва

      можно иначе, интелект заплыл жиром.Я не виновата, он сам пришел.Финские леса, не то, что наши………..

  11. vasilek

    мый иктым садак ом умло. Тынар ий «тура» марийлак мемнан ваштареш кредальыч. Мом гына луген ышт пытаре, типа айдеме йотэлыште лийын, сё, тудо тушман, тудо Элым ужала да тулеч моло, але типа «3 тенгаш» шпион, да тулеч моло.Тынар ий марий шУлышанвлакым ишаш тыршышт, и ындыжым шкеже нимом предложить ышташ огыда сеНе, нимогай идейда уке. калыкым чумыртен але ончыко вУден огыда сеНе да кумылдат нимогай уке. Так мо параклан тынар опозицийым тошкышда, раз шкендан нимогай артамда уке?! Маркелов кая гын, эрлашыжым куш ме тендам колтена, Сибирьыш але Английыш? мыйын шонымаште калык тыланада шинчашкыда ончен ойлаш тУналеш. И мо сайже, кеч-кОланжат кочо.(((
    Садак чылан ик пушышто каена.

  12. vasilek

    даже вон несчастный автопробег самому пришлось предложить (просьба всем присоединиться со своими авто):
    Молодежный автопробег, посвященный Дню Республики

    Марийские молодежные общественные организации выступили с инициативой проведения в День Республики Марий Эл совместной молодежной акции автопробега по районам республики.
    Любовь к Великой России начинается с любви к своей малой Родине.
    4 ноября вся страна отмечает День народного единства. Этот праздник стали отмечать недавно, хотя он имеет глубокие исторические корни. Символично, что именно в этот день 92-ю годовщину своего образования будет отмечать и наша республика. Поэтому День Республики Марий Эл, который отмечается ежегодно 4 ноября, является особой датой для жителей нашего региона.
    Марийская молодежь решила провести эту акцию именно в День республики, чтобы акцентировать внимание на то, что любая деятельность общественности ведется на благо республики и людей живущих в ней. Эта акция внесет вклад в развитие общественно-политической жизни республики, в ее благополучие и процветание в будущем. Молодые лидеры представят молодежи Звениговского, Волжского и Моркинского районов свои молодежные общественные организации, работающие в Йошкар-Оле, расскажут о своей деятельности и реализуемых проектах, обменяются опытом.
    Автоколонна будет оформлена праздничными флажками и символикой республики.

    В программу автопробега войдет:
     знакомство с достопримечательностями районов;
     встречи с учащейся молодежью районов;
     посещение музеев: исторических, краеведческих;
     творческие встречи с представителями районов.

    Маршрут автопробега: г.Йошкар-Ола — п.Шелангер (Звениговский район) — д.Коркатово (Моркинский район) — с. Сотнур (Волжский район) — д. Караи (Волжский район) — с. Помары (Волжский район) — г. Йошкар-Ола.

    Сбор автомашин и построение автоколонны: 4 ноября 2012 года
    в 8.30 часов на площадке у Общественно-политического центра Республики Марий Эл, ул. Гагарина, 8. В 9.00 часов колонна начнёт своё движение согласно заранее спланированному маршруту.

    Организаторы автопробега: Всемарийский Совет — Мер Канаш, Общество межкультурных связей «ВийАр» и молодежные активистами организаций «Югорно», «У вий», «Рвезылык» и др.

    • Егор

      Идея неплохая-автопробег. Сомнения — организаторы из главных «полицаев» Всемарийского Совета, И начало движения — от офиса
      » Едим Россию» — партии жуликов и воров. Значит и Василёк поддерживает или состоит в воровской партии. Нет, не поеду! И другим не советую!

      • Игорь

        Егор, тебя только главным комиссаром назначить — всех направо и налево пересстреляешь. ну и логика у тебя. ехать нужно, только вот дороги в Моркинском районе говорят плохие.

  13. "капка йымач оптышо пий"

    Считаю, что такое публичное заявление об оказании помощи Иванову некорректным и преследует сосвсем другую цель. Если бы он действительно желал добро, то кто ему запрещает или мешает встретиться с ним и обсудить все наболевшие вопросы за чашкой чая. Такие публичные заявления делаются не от большого желания помочь марийцам и не от большого ума, и не способствуют «оздоровлению ситуации в марийском национальном движении»..

  14. "капка йымач оптышо пий"

    Вчера надежные источники сообщили, что АМО – это, возможно, проект Царевококшайского Кремля. Источники предполагают,что ее поддерживает даже Маркелов…

  15. Аликсендер

    «надежные источники» тоже — в Царевококшайском Кремле,
    «капка йымач…»

  16. Аликсендер

    Присоединяясь к мнению Tsikma в отношении Юзыкайна, следует заметить, практика человеческих взаимоотношений свидетельствует:
    юзыкайны, величая многих «дерьмом», не становятся унцией золота или алмазом в говне… Для человеков самое суровое испытание — испытание властью и деньгами. Оценка «много дерьма вокруг» —
    результат испытания властью для молодого функционера. Причем,
    властью, скорее воображаемой, нежели реальной…

    • Юзыкайн Эрик

      Ну ты подпишись, хотя бы своим реальным именем. Это же будет честно, по-мужски. Мести боишься? Обещаю, не буду мстить, не в моих правилах.
      Да и не чем: в морду бить не умею, а остальные способы как-то не по-мужски…

      Просто не хочу при случае за руку здороваться и общаться также как и общался бы с хорошими друзьями. Не хочу ровнять несравнимые вещи (согласно моим ценностям, конечно, в этом праве хотя бы не откажите «молодому» функционеру, предателю марийского народа и эстонскому шпиону?)

      клоуны, мля!

      а кроме дерьма есть и хорошее в жизни, только не так много как хотелось бы. Вот и хочется лично в моей собственной жизни удельный вес этого дерьма уменьшить насколько возможно.

      • Егор

        Смотрите-ка эрик не боится. Обижается, что его предателем марийского народа назвали. А кто он есть, раз служит у Маркелова. Выход у него был — не сотрудничать с врагами. А Юзыкайн Эрик ради личной карьеры выбрал добровольно, никто его не принуждал, холуйство.то есть «по уши сейчас в дерьме».
        А чтобы уменьшить удельный вес этого дерьма-ему срочно надо переходить на сторону своего народа. Иначе не он, а ему никто руки не подаст. А при худшем варианте — гильотина.

        • Frayd

          Смеялся. Человек из-за высказанного мнения обещает руки не подавать и не здороваться. Как-то мелко, подецццки.
          Я, конечно, со своей колокольни сужу, но что-то в последнее время стало очень много марийских национальных объеденений. Конечно, если хотят — пусть хоть масонскую ложу создают, дело конкретных людей. Но каждая такая организация начинает тянуть одеяло на себя… разобщая всех. Это мое личное мнение, на истину не претендует.

          Уважаемому Юзыкайну. Есть старая «сетевая» фраза: «Это интернет, здесь и ** *** послать могут». Существует такое понятие, как анонимность в противовес неймфагам. Но когда человек воспринимает чужое мнение, как оскорбление, это смотрится смешно. Терпимее нужно быть к людям.

  17. Доброжелатель

    Много критики и много разговора. АМО: плохо лететь одним крылом, надо завестись вторым… Иначе перья будут падать, получается общипанный орел. Ох, как не хотелось бы.

    P.s — ?
    Приобрести оба крыла. Вот это уже — ОРЕЛ ….

  18. Юзыкайн Эрик

    Tsikmä! Tau.

    • Эрык

      Прежде всего человека нужно судить по его делам, поступкам. А внешними данными оскорблять, попрекать не стоит. Эрик подневольный человек и поэтому , может, хочет что-то сделать, но… Хотя лично видел Эрика и мое впечатление осталось больше негативное, чем положительное о нем. Напыщенный, надутый и кажется немножко злым. «Испытание властью и деньгами» оставляет глубокий след. Среди тех, кто «у кормушки», мало остается порядочных людей. Это беда марийского народа.
      Практически везде(в мероприятиях) не видно души. Только для галочки.

  19. Евгений

    Эрик Юзыкайн, а ты оказывается не умеешь держать удар, мелковат оказался, истерить начал… Надо больше с народом общаться.

    • Евгений

      Мари увер прошу при одних и тех же никах хотя бы ставить цифры. Пусть я буду Евгений 1 или Евгений из Горномари, а те, кто пишет после меня- будут иметь последующие цифры. А так не поймешь, кто что говорит. Например я до сих пор по данной статье комментариев не давал.

  20. Аликсендер

    Похвальное желание лично в своей собственной жизни уменьшить удельный вес «дерьма», правда, при условии, если это «дерьмо» замечать не только вокруг, в других, но и… в себе.
    Отнеся это слово к себе, любимому, отпадает желание относить его к другим, даже к тем, кому не подадите руки. И… увидеть себя «со стороны», КОНКРЕТНО. Мы ведь все — неидеальны… «Дерьмо» же — может быть и субъективной оценкой, и бездоказательной, размытой…
    Ну а власть, действительно, испытание.

    • Юзыкайн Эрик

      Ну так никто из оппонентов и не представился. Я, конечно, догадываюсь о некоторых лицах, скрывающихся за псевдонимами.
      Но это лишь мои догадки.

      Потому клоунам все прощают, что они имеют право обсуждать других (в т.ч. и личные качества) будучи в маске и под псевдонимом.

      Тогда, jääge hüvasti, клоуны.

      • Олма-изи айдеме.

        Тогда, jääge hüvasti, клоуны.
        Ну точно сам клоун. Понтоваться по эстонски пытается. Политический деятель республиканского масштаба. 🙂 Дите, ей богу.

      • Аноним

        Ууу, берегитесь! Эрик бушует!

        • Риторика непозволительна для начальника отдела межнациональных связей министерства культуры. Сохраняйте профессиональную этику.

  21. Чайник

    Марийских объединений много, а толку мало. Говорят много, а делают мало. До сих пор не могут выработать практические рекомендации по выводу региона из социально-экономического кризиса

  22. друг

    По камментам, как раз ты клоун,у тебя всегда аншлаг на твоих представлениях в цирке.

  23. Аликсендер

    «Родимые пятна»…
    В демократическом обществе принадлежность к верхним родовым
    или социальным группам не является индульгенцией в оценочных суждениях… да и «дерьмо» ли, «клоуны» ли не является предзнаменованием министерской культуры, управленческой элитарности. Соответствовать критерию элитарности непросто под углом зрения и нравственного, и интеллектуального…
    Публичные люди, по сути своей, всегда и везде — «обсуждаемы», Эрик.
    В противном случае, они превращаются в закрытую касту, которую непозволительно обсуждать… Разве Вы об этом мечтали при вхождении в министерское «сословие» ?

  24. Аноним

    Эрик Юзыкайн наре, пашам ыштыза!! У шонымаш (идей)-влакым калыкыш шындарыза!! Э.Юзыкайнын кӱч нарыжат огыда шого. Шкендан ыштыме пашада нерген возыза, ойлыза!!! Огыда керт?!… Тептер уке?!… Эре капка йымалне оптен киен ноен огыдал??? «Тяф-тяф»»»
    Эрик Юзыкайн Марий Талешке!!!!

    • тундрогыч

      +++++++100000000000

    • мари вате

      Что сделал Э.Юзыкайн для народа мари полезного? Он отнюдь не герой. Это при нем, находящемся в должности зав. отдела по национальным вопрсам, исковеркан наш литературный язык, в Й-Оле видим вывески, написанные на языке «со:сна-йол пироги». Это при нем и таким как он — обнищал наш народ мари духовно, материально. Это при нем в деревенских школах практически не преподают марийский язык, это при нем нет ни одного марийского детского садика. Там, где в прошлом году учили марийскому языку в дет.садах -нынче УЖЕ НЕ УЧАТ. Это при нем Респкблика теряеет независимость, целостность. ОН вписал себя в ту же касту, где находится Иванов А.Н, Егошин, Макаров, Васютин и др., ОТ КОГО зависит настоящее и будущее народа. ИМ марийцы СЛИШКОМ много позволили, придет время — СТОЛЬКО ЖЕ и спросят, спросят и с их детей, внуков и правнуков. Пусть они ЗНАЮТ И ПОМНЯТ об ЭТОМ. Поскольку за ПРЕСТУПЛЕНИЯ перед народом, совершенного одним- отвечает весь клан, и пятно позора ложится на потомков преступника. Поэтому он не герой, ваш Э. Юзыкайн, он предатель своего народа. К слову — у тех, кто находится у власти сейчас, нет Совести, нет Чести, НЕТ НАЦИОНАЛЬНОСТИ, очень у многих нет и ДУШИ !!! Поэтому не имеет смысла тратить силы, время, энергию на этих перевертышей….
      пора их списывать с арены…. Продавший дущу за три копейки, не будет помогать марийцам, да и не сможет, каста не позволит….

  25. ушмен

    тыгай «талешке» дене чылан намысым йомдарена(((. Тудо вет марий-влакым огеш пагале, иктыжымат. Марий калык съездыште чолга-влак деч молан эре шылын коштеш? молан кугыракышт тудын дене кидымат огыт кучо?

    • Калыкше чыла ужеш, арамланак огыл Эрикым вурса. Тудлан шоналтыман: «молан мыйым тыге кожгатат манын?» «молан мыйын умбаке кержалтыныт?» Шкенжым торлаташ нигунам тудлан вара огыл! Шкеат вурседылман огыл!
      Мый такшым йошкар ушмен улам!

  26. Аноним

    Ушмен, ушменак улат!!! Тудак код!!!

  27. Аноним

    Ик анекдотышты тенге сирымы: киш падышты шолшы марынвла икыжак иктыштым пындашыш шыпшын валат ышеок. Ти статья паштек комментируйышывла, палыман, цилан йангда каршта халык верц. Малын тенгежы икыжак иктыдам тырыжыда ыне? Ушнаш келеш! Ида лавыртыл ышкымдам. Халык таланда ыняна.

  28. Валерий Валентинович

    Уважаемые земляки!
    От всей души поздравляю Вас с Днем Республики Марий Эл и Днем народного единства. Прочитал Ваши высказывания, где вы обвиняете власть, друг-друга и стало грустно. Вы повторяете ошибки наших предков, которые 30 лет воевали после падения Казани, потеряв 40% населения. Будь князья и народ мудрее, присоединись добровольно к России как Мордва, то ситуация была совсем другой. Учитывая горький опыт истории, на сегодняшний день нет альтернативы объединению всего населения Республики независимо от национальности во главе с избранным руководством Республики и народными депутатами на благо процветания Марийского края и улучшения жизни всего населения. За последнее десятилетие уровень жизни в Марий Эл улучшилось, особенно заметно в столице и других городах, вооружившись общей национальной идеей улучшения жизни каждой семьи, каждого человека, обеспечивая работой всех слоев населения можно добиться еще больших успехов. В дискуссиях, спорах вместо взаимных обвинений, упреков должны быть реальные предложения и дела во всеобщее благосостояние и богатство каждого жителя.
    В.Романов. Санкт-Петербург
    02.11.2012

    • Аноним

      >присоединись добровольно к России как Мордва, то ситуация была совсем другой

      Мордва (эрзя, мокша) за последние 2 переписи потеряла почти 4 своей нации… Была нацией более миллиона, осталась около 700 тыс. и с меньшим процентом знания родного… Если мы спорим, боремся — значит мы живем! Жизнь есть борьба, в любом живом организме борются полезные и вредные бакетерии и т.д. Спокойствие и согласие только в морге или на кладбище 🙂

      • Не верь тварям

        Недавно, в августе, в Саранске с помпой отметили праздник «1000-летие единения мордовского народа с народами россии». Нехитрый подсчет дает дату «единения» — 1012 год. А теперь почитайте немного о небольшом промежутке времени в истории «мордвы». Делайте выводы сами, а не повторяйте штампы лживой пропаганды.
        «…что касается проживавших по соседству мордовских племен, они, уже испытавшие силу русского оружия, видели в новой твердыне лишь посягательство на свою свободу. Нельзя отказать им в правоте – уже через четыре года после основания Нижнего Новгорода братья Юрия Святослав и Иван совершили удачный набег на мордовские территории, разграбив и уничтожив несколько селений. Данное обстоятельство заставило обычно разрозненные мордовские племена сплотиться под предводительством князя Пургаса.
        В 1228 году Юрий предупредительно послал на мордву своего племянника Василька Константиновича и воеводу Еремея Глебовича, однако этот поход окончился неудачей.
        Приняв решение не тянуть время, в следующем, 1229,году князь Юрий предпринял очередной поход сам, в союзе с братом Ярославом, племянниками Васильком и Всеволодом и князем Муромским Юрием Давыдовичем. Пойдя на военную хитрость, мордовцы заманили русское войско в лес и нанесли ему большой урон, впоследствии скрывшись. Юрий Всеволодович в ответ продолжил погром мордовских земель и, разрушив все возможное, вернулся домой.
        В апреле 1229 года князь Пургас предпринял попытку отомстить, но смог лишь сжечь нижегородские территории, находящиеся за укреплением (включавшие Богородицкий монастырь ицерковь). Тем же летом Пургас был разбит Пурешом, присяжником Юрия Всеволодовича, и три года не предпринимал никаких военных действий.
        В 1232 году мордовцы снова инициировали борьбу с Нижним Новгородом, но зимой того же года сын Юрия Всеволод вновь опустошил мордовские земли.»

    • Аноним

      Иуда Искариот, наверное, тоже гладкие речи о нравственности смог бы толкать. Повесился только быстро, не успел.

    • Аноним

      Вы повторяете ошибки наших предков, которые 30 лет воевали
      после падения Казани, потеряв 40% населения .
      —-

      Короче говоря, поднимаем вечный филосовский вопрос- что важнее, личное благополучие или общественное и народное ? Почему люди разных наций столетиями воюют за свою землю, героически умирают и не желают ассимилироваться ? Каждый по разному ответит на эти вопросы; кто то как вы, кто то скажет, что мы все только исполняем волю своих князей, которые поднимая национальный вопрос » ловят рыбу в мутной воде «, а многим вообще все равно. А я думаю, что общество существует по едиными природными законами развития и прогресса вида , стаи, рода и невозможно их отменить. Существует стая( род, народ) и каждый член этого обьединения улучшает ее жизнь и не жалея живота защищает всех ее членов. Если стая (народ) слабая , если в ней не вожака, если она не организованна , в ней нет взаимопонимания ,то ее загрызает более сильная стая, подчиняя оставшихся в живых. И если даже стаю сильно поредили, многие опустили глаза и скулят поджав хвост, но если кто-то еще огрызается и бьется за свой род, значит этот род еще жив. И никто из тех , у кого еще горят глаза не сомневается , что они делают все правильно, и нет сомнений в их сердцах. Если же ты считаешь по-другому, то значит ты не в этой стае, вне народа, к которому ты себя причисляешь. Значит ты презреный член чужой стаи, в которой тебе стыдно заикнуться, что ты иного рода. И если на душе у тебя все спокойно, от такого положения, то называй предками славян или иудеев, а еще лучше назовись монкуртом-так спокойнее. Поминая усопших марийцы призывают к столу всех почивших родных, многие поколения прадедов- у мари силен культ предков. Если бы я был более религиозным, я бы задумался в последний час- а примут ли меня родо тукым в свои земли, не опозорил ли я память своих предков. И даже я понимаю, что одна человеческая жизнь, хоть и бесценная, ничто по сравнению с жизнью деяниями наших предков, отдавших жизни за свою стаю,свой род, свой народ. Подумай мари, опустиший глаза, что заставляло марийцев, идти на смерть. Ведь этот была не одна битва, этот были десятилетия смертей, а марийцы сопротивлялись и бились не только за свои семьи, а за весь свой народ. Это ты называешь ошибкой? Тогда ошибкой можно называть любую отечественную освободительную войну за свободу. Я сто раз уверен, если начнется в настоящее время окупационная война на территории России, юмо полше, все народы поднялись бы на защиту, только скинув это твое «всенародноизбранное» правительство.

    • prokisergen

      Йыгыжгем Валерий Валентинович тый дечет,да тыйын тошто тале марий калыкым шарныме мутет дечын.

  29. ушмен

    Мемнан бактерийже марий коклаште шуко.

  30. ABTOXTOH

    Прошу прощения забыл подписаться.

    .

  31. Эрвий

    Чын ойлет, Автохтон.

  32. Арбор

    На мой взгляд, предложение Долгова следует поддержать. Налаживание контактов с общественными объединениями позволит укрепить национальное движение, увидеть как существующие проблемы в нем, так и варианты выхода из создавшегося нелегкого положения.
    Анатолий Николаевич Иванов должен понять, что он является не только заместителем руководителя местного парламента, но и лидером народа. Не понимаю, почему он боится открыто высказывать свое мнение.
    Да, сегодня был наш национальный праздник, с чем поздравляю всех участников собеседования. Любой праздник должен вызвать соответствующие чувства и настроения. А этот государственный праздник является праздником марийского народа, всех жителей Республики Марий Эл. Но я не ощутил этот праздничный настрой. Говорят в городе открыли памятники Гоголю, Крупнякову. Я не выступаю против этих писателей. Они заслужили это признание.
    А где же главные герои праздника? Ведь праздник посвящен дню марийской автономии. Почему в этот памятный для народа мари день не прошло ни одно приличное мероприятие, славящее нашу историю, культуру, традиции. Где наши национальные организации, почему они не проводят соответствующую работу, не выступают организаторами праздничных мероприятий. Автопробег, конечно, тоже надо проводить. Но этим только нельзя ограничиваться. Каждая годовщина нашего автономного образования должна стать важным рычагом в политическом, экономическом, социальном укреплении республики, формирования национальной элиты, в том числе и политической, единой марийской нации, ее культуры.
    92 года нашей республике, а она все еще не устроена. Марийский народ численно уменьшается, молодые люди начинают отвыкать от своего языка, марийской письменности. Литературы задыхаются от старости, композиторов осталось единицы, новых художников тоже мало. Социального прогресса мы не видим. Казалось бы, чем особо гордиться. Да, наши предки мужественно отстаивали свою свободу. Вечная им слава! В период социализма мари стал жить немножко лучше, но был задавлен. Но он не сдавался, пытался сохранить себя Что нас ждет впереди? Конечно, не райское блаженство…, а вот бороться не щадя себя за себя, за народное единство, за счастье своих будущих потомков придется. Нам надо побороть прежде всего самих себя, преодолеть в себе раба, Иначе счастья нам не видать.

  33. Лайд

    Поро!
    Чыландамат эртыше парйем дене!
    Сӱан деч вара тӱмырым огына кыре.
    ӱжына “Марий ушемыш”! Толза. Амалым ида кычал – мемнан чыланнан тудо – тӱргоч.
    Пуыза идейым, шкежат шуктыза, пыштыза мер пашашке надырым (тӱлыза взносым)… – тунам вара пашанат ушна.
    Тау поро ой-каҥашлан. Шотыш налына.
    Но ойым пуымо дене пырля шкежат лӱддмынрак пайдале пашашке ушныза.
    Тендам иктат митингыш, площадьыш ок ӱж. Тиддеч ида лӱд
    Ассоциаций да “Марий ушем” ӱжыт пайдале пашашке.

  34. Лайд

    Поро!
    Ончычсо комментаторлан —
    а Эрик Юзыкайн Талешке лиеш гын – Анатолий Ивановлан Михаил Долговын тиде ӱжмашыжлан серышым возаш полша ыле.
    Уке тудын тиде “тале” порыв манмет..
    2002 – 2012 ийлаште Эрикын “идейже” (Анонимын возымыжо семын) марий калыклан моткоч шагал пайда лийын.
    Мый тыште личностьыш ынем кусно, а Эриклан тиде 10 (!) ий жапысе “деятельностьшым” ИКТЕШЛЕН лекман.
    Тек шоналта, мо сайжым ыштен “Марий ушем”, Марий Мер Каҥаш, “У вий”… шотышто.
    А тудо йодын кертеш: мом мый ыштышаш улам ыле общественностьлан”! Вот-вот. Тидыж нерген жапыштыже шоныман ыле.
    Да общественностьлан веле огыл, посна марий айдеме-влак шотыштат.
    “Мый тунам чиновник лийынам…” манме муторгаж шеҥгелан шылаш сай огыл.
    “Тундрогыч”-лан темлем – марий йодышым тынар тора гыч эскераш огыл, тушеч “пӧртылын” Марий мландым – шортын йыҥысыше мландетым, мерчыше калыкетым йол ӱмбак шогалташ полшаш.
    Вет арам огыл Высоцкий муреҥ “Жираф большой….”
    Да Сергей Чавайнат автономий почылтмылан “Марий автономийлан” почеламутыштыжо каласеҥ
    Марий калык, патыр калык, патыретым поч ынде!
    А патырнам почын кертын огынал, мемнан шонымашнам лавыраш тошкен кертыныт гын – тиде жаплан. Шке патырлыкнам арален кодена гын, ӧрдыж тушманат сеҥен ок керт, шулдырнам пуршо пудий-влакат чоҥештымына годым волтен шуэн огыт керт.
    Сандене Ассоциаций шочын. Сандене Ассоциаций темлымашыже да саламлымашыж дене лектеш.
    Молыжым шуко шотышто чын возеда.
    Ида саке вуйдам! Айста огына саке вуйнам!
    МО пӱралтын – садак ужына. Мом огына уж – тудо мыланна пӱралтын огыл улмаш.

    • ушмен

      чаплын каласыме, ешараш нимом. …патыретым поч ынде! — чот каласыме. Смылже моткоч кугу улмаш.

Добавить комментарий