«Марий памаш» исполняет Старинный марийский танец

Источник: Galina Safonova

34 комментария

Filed under видео, музыка

34 responses to “«Марий памаш» исполняет Старинный марийский танец

  1. Супер! Чынжымак марий калык вургем дене марий куштымаш. Уке гын вет, мемнан «фольклор» ансамбльна-влак мом лиеш тудым ляпкен чиен лектыт да марий вургем маналдат. Лач йыдалым кучылтмо мылам ок келше, руш кугыжаныш ушнымо деч ончыч марий калык коваште гыч ыштыме йолчием дене коштын, тыгак руш жапыштат поянрак марий кемым чиен. Йыдал дене марийым нужна мыскынь калык семын ончыктеда.

  2. Кргори

    Почему нам навязывают,что лапти это обувь народа мари !? !? Лапти одевали для работы в лесу. Сколько можно самих себя унижать ! ! !

  3. Кориш

    Замечательно!Но почему в руках у парней нет оружия?
    Мари-воинственный народ,который не расставался с оружием,даже во время танца….

  4. анон-ра

    Мари-шамыч, йыдалжылан мо пеш чот сыреда? Кеҥеж йолчием лийын тудо. Сай ма, уда ма, но рушкугыжалан сеҥалтмы деч вара тыге чияш логалын. Руш манмыла из песни слов не выкинешь. Мари гына огыл тыге орланен илен. Рушым теве уло ялге ик пынегылан вашталтен колтен кертыныт. Лийын тиде, а ынде угыч тиде средневековье пагыт толеш аман…

  5. Ну вет чылан йыдал дене коштын огытыл, адакшым йыдалым марий еҥ шке кумылын ышташ-чияш тӱҥалын огыл. Молан ожнысо коваште гыч ыштыме чын марий йолчиемым пӧртылташ огыл?
    https://mariuver.wordpress.com/2009/03/27/lapti-nac-obuv/
    Являются ли лапти национальной обувью марийцев?

  6. Эльвира К

    Замечательно! Лапти, платки… А еще и на музыкальные инструменты забыли попенять, они-то тоже современные. ))))))) Костюм и культура не нечто застывшее, меняются, заимствуются и т.п… Это история народа!!!
    Такую арт-терапию необходимо проводить для всех здешних троллей, из-за которых на этот сайт лишний раз не хочется заходить. =)) Три часа занятий танцами для гармонизации внутреннего мира! ))

  7. Кргори

    Уважаемая Эльвира К.Вопрос не в том,что попенять,а том,что надо самих себя уважать.Лет сорок назад я несколько месяцев жил в Кананикольске Башкирии,если не ошибаюсь -Сибайский район.В Кананикольск мы летели самолетом из Уфы,обратно лесовозом до
    Мелеуза,оттуда поездом до Уфы.Почему я говорю об этом так подробно. В лесу мы встретили рабочих башкир в лаптях.
    Весной 2012 г.я смотрел все концерты великолепного праздника танца,организованного М.П. МУРАШКО ! ! !
    Был восхищен Башкирским ансамлем танца,в т.ч. костюмами.Башкиры не танцевали в лаптях,хотя их представители его носили.Чувствовалось что,башкирский ансамбль любимый ребенок в семье, а ансамбль «Марий Эл»,если не сирота,то пасынок.
    Эльвира К. Лапти на ногах марийца не застывшее,а определенный период нищей жизни,и не надо утверждать,что без лаптей невозможен ПРАЗДНИЧНЫЙ костюм марийца.

  8. Эльвира К

    Ничего стыдного в лаптях не вижу! Это не период нищеты, а просто определенный этап в истории народа, связанный с преобладанием сельского хозяйства, с определенным образом жизни! Понятие «нищеты» из современного дискурса, по отношению к истории оно бессмысленно, ибо все народы когда-то были нищими с нынешней точки зрения. Праздничный костюм был в лаптях, как ученый вам говорю, и ничего постыдного в этом нет!!! Изучайте внимательнее наше прошлое, книжки и первоисточники. Стыдно стыдится каких-то фактов (ну, разве что кроме аморальных) из своей истории! Бороться надо со своими комплексами, просто уважать себя, свою историю без всякой идеализации, именно это и провоцирует других на неуважение.
    И между прочим, искусство аккуратно завернуть онучи высоко ценилось! Женские качества оценивались и с этой точки зрения, а онучи тоже украшались, да еще как!!! Жаль нельзя тут документы прикреплять.
    И старайтесь не валить все в одно кучу, когда обсуждаете нечто конкретное, ансамбль «Марий Эл» ни с какого боку тут не причем.

  9. Эльвира К

    И про оружие:
    С оружием в поле не ходили, оно там ни к чему было. ))))))))

  10. Зритель

    Эльвира вы частично правы, действительно марийцы ходили в лаптях, были и праздничные лапти. Но перешли марийцы на лапти не от хорошей жизни, также не все ходили в лаптях. Более богатые марийцы на праздники одевали сапоги (это подтверждают и музейные экспонаты, а также исторические фотографии). А здесь все в лаптях…
    Что касается вышивки гладью, ее, в последнее время слишком много. Пришла она к марийцам в советское время. После переворота 1917 года в марийских деревнях начали борьбу с «пережитками прошлого». И это, к несчастью, коснулось и национальной одежды. Одежду из холста с геометрической вышивкой в некоторых семьях даже сжигали. Помню в детстве у нас дома в качестве прихвата горшков использовали шымакш с со 100-летней ковровой вышивкой (!).
    Я считаю настоящей марийской национальной одеждой явлется одежда из холоста с мелкой геометрической вышивкой. И реконструировать надо ее, и причем максимально близко к оригиналам 19 века. Понимаю, что такой комплект обойдется очень дорого.
    Также, например, почему нельзя реконструировать древнюю марийскую обувь из кожи с металлическими украшениями. Или же скажем марийский костюм 17, 16 века?
    Почему у марийских фольклорных ансамблей сценические костюмы это в большинстве своем стилизованные с машинной вышивкой или же ручные с вышивкой гладью? И причем стилизация иногда очень далека от действительно народных костюмов.

    • OLEG

      потому что современная фольклорная музыка и слова никак не стыкуются со сценическим костюмом «аля до 16-17 века». никто ведь не знает досконально как пели и танцевали марийские женщины и воины в кожаных и меховых одеяниях до 16-18 веков, поэтому считаю что современное исполнение фольклорных композиций 19-20 веков в костюмах до 16-17 веков это полная историческая порнография и абсурд. костюм и музыка со словами и танцами должны соответствовать друг другу

  11. Зритель

    И сказанное мной меньше всего относится к моему любимому ансамблю «Марий памаш». Этот коллектив первым еще в советское время перешел на сценический костюм, максимально приближенный к национальному. Спасибо В.Данилову и Н.Дружининой. Хотя и у них иногда проскальзывает излишнее упрощение, унификация и некоторая стилизация. К сожалению, правительство Марий Эл их финансово не балует, чтобы заказать достойные костюмы.

  12. Rongo

    Уважаемые. Лапти носили многие народы, в том числе и русские, но почему то они в фольклорные ансамбли лапти не включают. Жизнь есть жизнь и она идет вперед, лапти это не искусство, а временное явление. Эльвира хотя как вы сказали имеете ученую степень, но с вами я не согласен. Марийцы знают про лапти, лично я ходил в лаптях в 50 годы. Считаю ансамбли танцующие в лаптях это прошлое, это унижение всего марийского народа в современном этапе.

    • OLEG

      причем тут унижение всего народа и все такое. ну носили лапти когда то и что. сейчас на сцене в них поют и пляшут. и что в этом такого?разве это стремно?? я вот думаю в этом и главная проблема нашего народа- стремаются за свое прошлое, стыдно почему то за то что до сих пор мол в лаптях. ну ходили в лаптях и что??сейчас на сцене показывают это. это стремно что ли??если да то я вас не понимаю и не уважаю. вам всем похоже завидно что все остальные народные ансамбли(русские, татарские, чувашские и т.д.) выступают во всем что угодно но не в лаптях…я конечно понимаю что лапти у нас появились не от хорошей жизни но все же ЭТО ЧАСТЬ НАШЕЙ ИСТОРИИ И ЕЕ НАДО УВАЖАТЬ И ПРИНИМАТЬ ТАКОЙ КАКАЯ ОНА ЕСТЬ!!!

  13. Эльвира К

    Н-да… это унижение, дорогие, в ваших головах, не унижайтесь от того, во что одевались предки. Вы мне прямо-таки наших православных казаков напоминаете, оскорбившихся современным искусством. Было бы желание, а чем оскорбиться и унизиться всегда найти можно! Никакая традиционная одежда сама по себе не может быть оскорбительной, ни лапти, ни набедренная повязка, ни босые ноги, ни штаны, ни их отсутствие!
    Никуда лапти не уйдут, ни из прошлого, ни из искусства, в конце концов это даже пошлость, когда один из элементов целостного костюмного комплекса подменяется какими-нибудь «правильными» элементами, это на фестивалях костюмов очень хорошо видно!
    Девушка — Зритель, а собственно сценический костюм имеет свою логику, он всегда стилизован, не обязан быть репликой традиционного, как сценический народный танец не является тем танцем, что народ в жизни пляшет. Вы про музей заговорили, не коллега ли??? Ваша приверженность XIX веку имеет только одно объяснение: костюмы такие в музее есть, а если б у нас в фондах были более ранние? Как быть , что бы вы тогда посчитали правильным, а что нет? И как вы объясните нынешним сельским жителям, что они в «неправильных» костюмах с гладью теперь, это ведь тоже уже 100 лет??? И этого периода из истории костюма не выкинуть! Его тоже придется принять, даже если он и отражает кризис этнической эстетической системы. Вот давайте в музее и поговорим. ))

    • шӱвырзын уныкаже

      Эльвира К., спасибо Вам за терпеливое разъяснение в подробностях, за экскурс в историю марийского костюма и ее соответствия в обрядовых и праздничных танцах. Ваша Арт-терапия на этом сайте освежила, драйва придала. Иногда на глупые утверждения особо упертых хочется устроить Арт-отстрел по их тараканам в головах.
      Мне самому не нравятся на женских фартуках наивные цветочки азиатского происхождения, так понравившиеся и крепко застывшие у «шеҥгел мари», Сернурский, Торъяльский, Куженерский, Советский р. Радуюсь безмерно вышитым костюмам из Савак кундем, они сохранили древнюю стилистику без вируса «цветочков».
      Сам наблюдал картину: На марийской свадьбе женщина в традиционном наряде и в «суас-колоше» вызвала иронию, улыбку, эта деталь никак не испортила атмосферу праздника.
      Действительно, онучи наматывать и завязывать — это высокое искусство у женщин мари, можно сравнить с деталью кимоно у японцев.
      Благодарю создателей и весь коллектив «Марий памаш» за реконструкцию традиционных танцев, за особый колорит, а за лапти отдельное спасибо. Опасаюсь, что некоторые участники этно коллективов возможно прочтут про глобальный позор марийских лаптей и исключат их из своих выступлений вместе с танцами. Непростительная ошибка для всех нас.

  14. OLEG

    на все сто согласен с коментом Эльвиры К.

  15. Зритель

    Уважаемая Эьвира Вы сейчас излишне эмоциональны и передергиваете факты. Лапти — не были единственной обувью мари, даже в 16-19 вв. так почему же выбор делается в пользу только лаптей? Почему не в пользу кожанных сапогов? Они же тоже были у более богатых мари. Мариец более престижной обувью считал сапоги и если мог себе их позволить покупал их и надевал по праздникам. Также не понимаю почему надо ограничиваться только заимствованной у русских вышивкой гладью? Вышивку гладью марийцам навязала советская власть да она стала своей, но это поздний фольклор (20 в.). Мне как марийцу ближе холщовая одежда с мелким геометрическим орнаментом. Она объединяла единый марийский народ и была фактически у всех одинаковая, за исключением головных уборов и лишь потом под влиянием др. народов появлются пестрядь, вышивка гладью, шелк и т.д. Именно в традиционной марийской вышивке суть марийского народа, его философии, миропонимания.
    Где границы стилизации сценического костюма и номеров — вопрос сложный. В марийцев, к сожаленю, сохранилась советская традиция излишне вольной стилизации и результаты такой деятельности костюмы далекие от оригинала. Этим страдали многие народы, но после перестройки, например, у удмуртов и коми я вижу изменения в лучшую сторону. В качестве примера привел бы удмуртский театр фольклора «Айкай», они, по-моему, нашли золотую середину сочетания сценической обработки (костюмов, танцев, песен) и аутентичности. У всех участников одежда ручной работы, индивидуальная, максимально приближена к оригинальным нац. костюмам.

  16. Зритель

    OLEG, многие фольклорные ансамбли исполняют старинные марийские танцы, песни, которые корнями уходят 19-18 в. а может и глубже. Мы же не знаем когда возникли эти танцы песни. А в чем они исполняют? В какой-то «а ля марийской порнографии» собственной фантазии. У марийцев была высокая культура национального костюма вплоть до конца 19 века. Старинный марийский костюм выдержан в цветах, вышивка и украшения носили не просто чисто декоративную нагрузку, а также смысловую и выполняли функцию оберега. Марийка никогда не ходила с распущенными волосами, а наши псевдофольклорные ансамбли напяливают на распущенные волосы головной убор замужней женщины — полный бред! Каждый фольклорный ансамбль гордится более древними песнями, танцами в своем репертуаре и это хорошо. Только вот марийцам еще бы неплохо разобраться а какой у нас был костюм в 19, 18 веке. А если еще воссоздать еще более древний период было бы еще лучше.
    Можно конечно ограничиться современным фольклором в примитивных стилизованных одеждах, кому что. Я к фольклору подхожу более научно и серьезно.

  17. OLEG

    ну начнем с того что я не писал «аля марийская порнография». читайте пожалуйста внимательнее. а каким был костюм 18-19 века известно гораздо больше чем про более ранние. а древние костюмы вплоть до 10-11 веков воссоздают реконструкторы и воссоздают они опираясь на археологические источники но почему то мало кому из мари это интересно. в ваших словах конечно есть истина про вышивку и ее смысловую нагрузку и оберег, но это было у всех народов. сейчас это мало кого интересует. даже сами артисты не понимают смысл этой вышивки. это на мой взгляд просто дань традициям и моде. и главное что печально что все это унифицируется, доводится до абсурда. вышивка не соответствует костюму, ткани , эпохе, музыке, словам и тд.и т.п.все это превращается в бренд который предлагается публике

  18. Зритель

    А можно без оскорблений, шӱвырзын уныкаже? Я конечно может и глупый и с тараканами, куда уж мне до вас великих знатоков марийского фольклора, чьи знания о нем ограничиваются русской вышивкой гладью, лаптями и пошлой стилизованной одеждой… Я лично ваши любимые лапти не предлагал исключить насовсем. Действительно как женская праздничная обувь с др. украшениями достойна внимания. Но не надо всех марийцев ПОГОЛОВНО одевать в лапти! И не надо преподносить ЛАПТИ КАК единственный вид обуви у мари. Мари были вынуждены ходить в лаптях, а гордились сапогами. А древнемарийская кожанная обувь с металлическими украшениями искусство повыше ваших лаптей…

    • Не верь тварям

      Да как Вы не понимаете, сапоги — это азиатчина, которую Суасы злодейски навязали народу Мари давным-давно, специально, чтобы оторвать от Великой Европейской Культуры. Потом они коварно подсунули свои наивные азиатские цветочки, опять-таки, чтобы не дать Мари вернуться к Европейской Цивилизации. А уж навязанные галоши — это верх изощренного коварства и низости. Прогрессивная Европа в это время элегантно рассекала лужи в лаптях, это все знают.
      Р.S. Мы, правда, живем в Европе несколько тысяч лет, как минимум, но шӱвырзын уныкаже, несомненно лучше знает, европейцы мы или нет.

  19. Аноним

    Какие же вы марийцы неблагодарные! Великий русский народ вам подарил продукт своей цивилизации — лапти, а вы дикари все о своей кожанной обуви с металлическими украшениями талдычите и о меховых одеждах с изящными металлическими украшениями. Также русские подарили вам наикрасивейщую и наисложнейщую русскую вышивку гладью, а вы все о своей геометрической мелкой вышивке! Наслаждйтесь, а вам великие знатоки по марийскому фольклору Эльвира К. и шӱвырзын уныкаже вам дикарям необразованным марийцам расскужут что есть настоящее марийское. Они ведь у нас истинныe марийцы и на генном уровне чувствуют что вам дикарям черемисам надо.

  20. Эльвира К

    Бедняги, конечно, лучший способ защиты — нападение, понимаете, дело то не в лаптях, а в желании быть оскорбленным. Каждый говорит о своем, видит в высказываниях других то, что ему мнится. Можно, конечно, по тирадам конкретно пройтись, только это бесполезно.
    Как в целом выглядит логика падких на обиды националов:
    1.Есть некий абсолютный эталон (на самом деле его нет, все постоянно меняется, до нас доходят отдельные артефакты)
    2. Что отличается от моего представления об этом эталоне, то навязано врагами (на самом деле, заимствования происходят спонтанно под влиянием множества обстоятельств, чаще технологических, а не только идеологических, иначе бы народ не сохранил свою религию).
    3. Тот, кто не согласен со мной, да еще и смеет мне что-то объяснять, тот меня унижает. Тот обязательно считает меня дураком (на самом деле, хочется , чтоб люди конструктивными были).
    5.Тот, кто не согласен со мной, да еще и смеет мне что-то объяснять, тот враг, предатель, агент и т.п.
    Ладно, больше ничего , наверное, уже ничего не поделать…
    Если завтра вдруг сапоги станут предметом стыда, то их апологеты также дружно возьмутся доказывать обратное.

  21. Никитин С.П.

    Вместо чтения комментов, полезнее поплясать. Все по своему правы, но лучше ходить в лаптях, чем босиком. И незачем дорогие сапоги бить на полевых и лесных работах летом. В сапогах ноги сопреют и устанут быстрей. Плясать лучше в сапогах, но старые люди предпочитали лапти — легче.

    • Аноним

      господин Никитин, Вы неправы. Как я помню для «твырдык» у нас в деревне старались одевать всегда сапоги (кирзовые и яловые) или ботинки, а женщины — шулышан калошым….

  22. шӱвырзын уныкаже

    Чынак, шукынжо “тӱнясе эҥыремыш подышто” карме гай пижын шинчында, молыжым сотарен шкендам нӧлташ тӧчеда. А мыланна кыртмен мӱкш гай пашам ышташ кӱлеш, яра жапыште шулдыраҥын уло кумыл ден кушталтен-муралташ: “Тӱран тувыр капыштем, марий койыш чоныштем…”

  23. Аноним

    Если честно не вижу предмета спора. Противники лаптей по своему правы. Лапти мужские выглядят просто неэстетично. Их действительно носили почти все народы Поволжья, но мало кто использует как сценическую одежду. Вы же не предьявляете претензии ансамблю «Царев город», почему они игнорируют лапти. Единственно марийские женские лапти с черными онучами и украшениями достойны внимания, как своеобразный элемент национальной культуры. Если бы у марийца 19 века был бы выбор между лаптями и сапогами он бы выбрал последнее. Это я сужу по литературным произведениям и историческим документам.
    Традиционной одеждой мари всегда считалась и считается белая холщовая с геометрическим темнокрасным орнаментом. У современных марийских фольклорных ансамблей действительно проблемы в плане костюма. Вышивка гладью всего лишь часть марийского фольклора и причем заимствованная и недавняя. Почему же марийцы должны ограничиваться только ею? Воссоздание более древних образцов национального костюма внесло бы какое-то разнообразие во внешний вид марийских фольклорных ансамблей.
    Также реконструкция традиционной древней марийской обуви сделало бы выступающих намного интересней.

  24. Кргори

    Мне и другим за то, что мы усомнились в гармонии праздничного марийского костюма и рабочих лаптей каких только ярлыков не навешали.
    «Здешние тролли,закомлексованные,глупые,упертые,с тараканами в головах,бедняги,падкие на обиды националы,враги,предатели,агенты и т.д.»
    Но ведь наш главный посыл не в историчности лаптей,а отношении к себе.
    Марийские танцы,песни,музыка- это праздник марийской души и тела.После тяжелого физического труда на празднике марийцы рапрямлялись,расправляли плечи,поднимали головы,из глаз уходила постылость и все это без алкоголя.
    Уважающие себя и уважаемые марийцы и марийки одевали праздничную одежду ,а на ноги сапоги,сапожки,туфли,но никак не лапти.Есть особенность,когда человек хорошо одет,он чувствует себя лучше.
    на лапти хоть золото навешай,лапти есть лапти.В армии старшина учил наматывать портянки,но это не говорит о культуре,а о практичности.
    Почему-то вспомнилась прекрасная марийская артистка Зинаида Долгова,по которой ссылаясь на законы,прокатились бульдозером.Показали,кто лапотник и кто лапотники.
    Ученая культоролог вопрошает меня,какая связь между лаптями,»Марий памаш» и «Марий Эл». Я вопрошаю,какая связь между лаптями,лапотниками и бесправием лапотников ?

  25. Аноним

    Круглый стол «Дети — будущее России. Нет — растлению детей»
    http://fotki.yandex.ru/users/tdp1204/view/871344/?page=1

  26. Елена

    Класс1 Смотрела -радовалась!

  27. Эльвира К

    Полностью в Еленой согласна, тоже смотрела и радовалась, и никак лапти этому не выступали помехой, на них вообще только после стенаний в комментариях обратила внимание.
    После этой «дискуссии» еще раз внимательно пересмотрела фотографии в экспозиции Национального музея, прекрасные картины 1920-х годов и т.п. Люди, ну сходите вы в музей, что ли, книги исторические, прекрасных достойных людей вы увидите на фотографиях в этих лаптях. Почему этого надо стыдиться???
    Глупо обсуждать , что хуже, что лучше, конечно, когда была возможность, покупали сапоги и берегли, потому что дорогие. И что? Если сегодня кто-то на мерседесе ездит, а кто-то на жигулях, так через 70 лет вы будете доказывать, что этого не было? что у всех были иномарки? Смешно просто.
    А вопрос Кргори о чем, вообще не понимаю, это какие-то ваши внутренние переживания, может, вы сами развернете эту вашу ассоциативную цепочку?

  28. Философ

    Лапти это прекрасно и божественно сакрально просто видеть на сцене! Так сказал бы великий русский философ Ильин. Есть у нас «крыгыры» и «ылвыры». Крыгыры это вчерашнее мышление, да вдобавок ущербное. Поддерживаю вторых. Есть некая философичность в суждении. А схлестнулись серьезные ребята. Только не надо оскорблений и унижений друг друга . Все должно проходить замечательно и просто весело. Не нужно ортодоксальности и категоричности. Не нужно думать что ваше мнение самое важное и правильное. Давайте оппоненту возможность фантазировать и завораживать мыслями вас. Вы ребята молодцы. Полюбим друг друга и скажем спасибо за уделенное нам время

  29. человек с танцевальным образованием

    В старинном марийском танце заметил истинно близкие к марнароду движения, а не то что делал или как испортил марийский танец Мурашко, этот с шовинистическим мышлением «патриарх» марийского танца». Марийский танец превратился в придаток русского танца с вытянутыми носками, с прямым коленом и спиной. Истинно марийское было выжато и забыто. Потерян марийский колорит надолго а может быть навсегда. Кто то может сказать ему за эту работу за уничтожение истинно марийского духа, за внедрение холодного немарийского осознания в сознание народа спасибо. А мы видящие все это и не имеющие возможности противостоять и остановить каток давления горько сожалеем.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.