Энтузиасты воссоздают марийские народные инструменты

Выпускники колледжа культуры и искусств Марий Эл возрождают старинные традиции, самостоятельно изготавливая народные марийские инструменты и сохраняя преемственность поколений.

Тӧтрӧт пуч или сигнальная труба – сотни лет назад была одним из основных средств связи древних марийцев. С ее помощью извещали об опасности, приглашали в гости, праздновали знаковые события, объявляли общий сбор. Каждый сигнал подразумевал то или иное событие. Ну, а весной на трубах играли девушки: зазывали женихов из соседних селений.

Сейчас об этом марийском музыкальном инструменте подзабыли, современникам больше известны звуки волынки (шӱвыр) и, конечно, марийских гуслей.

Историческую несправедливость по отношению к тӧтрӧт пуч своими руками решил устранить молодой мастер Иван Каменщиков. Любовь к национальной музыке и знание особенностей музыкальных инструментов народа мари перешла к нему по наследству, их всю жизнь делал отец Ивана, теперь семейное ремесло продолжил сын.

Иван Каменщиков, студент МарГУ: «Изготовил я его год назад, просто было желание изготовить, так как у нас нет таких инструментов, а если есть, то только в музее».

Для того, чтобы национальный инструмент не только выглядел, но и звучал так, как и много лет назад, Ивану пришлось перелопатить немало исторической литературы. Трубу делал из липы, обернутой корой бересты.

Профессор МарГУ, доктор искусствоведения Олег Герасимов, известный марийский музыковед и фольклорист, всю жизнь посвятил изучению и сохранению музыкального наследия родного края. И с удовольствием делится знаниями со своими студентами. Работа Ивана Каменщикова Олега Михайловича и удивила, и порадовала, вселив надежду на то, что вековые традиции народа мари будут бережно храниться молодым поколением.

Олег Герасимов, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств Республики Марий Эл: «Лет 10-15 назад у нас действительно началось движение в пользу развития возрождения национальной музыки не только профессиональной, но и народной. За последний год мы действительно стали возрождать исполнительство на традиционных народных инструментах».

Со словами мэтра полностью согласен его студент: если забудем о традициях, умрет и часть нашей культуры, говорит Иван. Уже сейчас национальные инструменты народа мари, такие, как, например, гусли, приходится заказывать московским специалистам.

Мастер по изготовлению музыкальных инструментов – профессия штучная, не каждому дано, признается молодой мастер. Тем не менее, таких эксклюзивных специалистов не хватает. Заказы на создание инструментов не только для музыкальных коллективов, но с развитием внутреннего туризма редкое умение может принести и небольшую коммерческую прибыль.

Иван Каменщиков, студент МарГУ: «Люди, которые интересуются народной музыкой, визуально смогут увидеть инструменты, услышать, как они звучат».

Если мариец не поёт, значит что-то с ним не так. Это поверье существует издревле – музыка сопровождала народ мари на всех этапах жизни. Песня, мелодия, танец – к любому событию. Лучшее брали и от ближайших соседей. Например, характерная для марийской музыки пентатоника, как считают ученые, — результат влияния тюркской музыки. В конце XIX века повсеместно большое распространение получают так называемые «скорые песни», родственные русской частушке. А вот обрядовый фольклор остается неизменным уже сотни лет.

Сегодня же марийской музыке присущи все модные черты, но марийскую поп-музыку все равно легко узнать – в любой мелодии всегда есть национальные напевы, а древнемарийские музыкальные инструменты благодаря компьютерной обработке лишь дополняют модные ритмы. Традиции живы, просто они идут в ногу со временем. И, наверное, это один из секретов того, почему концерты марийских исполнителей всегда пользуются неизменным успехом, собирая десятки тысяч зрителей из Марий Эл и из-за пределов республики.

Источники: newsmari.info и РЕН ТВ — 12 РЕГИОН

11 комментариев

Filed under Статьи, видео

11 responses to “Энтузиасты воссоздают марийские народные инструменты

  1. Аноним

    молодец!!!

  2. sofico

    Горжусь

  3. Аноним

    В пример всем! Хоть кто-то занимается реальными делами.

  4. Эльвира К

    Аноним, +100

  5. mmuksh

    Марий йылмым туныктымо процессыште школышто кучылтмо материал-влакым кычалына. Материалын мемнан проектлан келшымыже вашеш авторлан оксам тӱлена (кызытеш 300 теҥге марте). Таче кечылан визымше гычын индешымше класс марте марий йылме дене шинчымашым тергыме тест-влак кӱлыт.
    Туныктышо ден специалист-влак, проект тендан интеллектуальный паша лектышдам оксаш савыраш йӧным пуа, садлан ӧрдыжтӧ ида код! Материалым колташ але йодышым рашемдаш контакт: сот. +7(927)875-0220, электрон почто: mmuksh@yandex.ru

  6. Чирмишхан

    Новость хорошая, только что-за ересь корреспондент говорит о заимствовании марийцами пентатоники у татар. Выдумывать не надо, покажите мне хотя бы одного «учёного», который это сказал. У мари пентатоника — традиционный строй, в то же время марийская музыка отличается от татарской другими музыкальными приёмами. Это так — по-простому.А по-научному — уже давно изучены все нюансы марийской пентатоники и не надо выдумывать, что она заимствована. Ещё скажите, что разрез глаз у нас заимствован у кого-то, агглютинативный язык, образное мышление и прочие черты восточного народа. На самом деле, мы и есть восточный народ, и не надо прикидываться европейцами. Они не лучше и не хуже, они просто другие. В этот плане татары нам ближе, чем славяне, и причина тому не результат заимствования культуры, а общее происхождение (урало-алтайская семья).

    Иван и другие мастера — молодцы. Я давно мечтал, чтобы у нас возродили наши музыкальные инструменты. Дело пошло… Мечты сбываются не только в Газпроме 🙂

    • Васли Ольош

      Это точно. Пентатоника — исторически шкеннан. Иван, сай паша!

  7. Болтун

    >Хоть кто-то занимается реальными делами.
    Ну это упрек нам «болтунам здесь». Да вот марийцы только и занимаются «реальными делами»: копаются в навозе, работают дворниками-уборщицами, строителями, за копейки трудятся на благо марийской культуры, литературы, языка. А вот «болтают» и руководят нами, т.е. занимаются политикой (=распределяют гос. деньги), в основном русские и представители др. народов. Поэтому вся наша культура держится только на таких энтузиастах как семья каменьщиковых и др. им подобных. В др. национальных республиках изготовление нац. инструментов поставлено на более высокий уровень: есть специальные мастерские, игра на них изучается в вузах. Марийскя культура и нац. инструменты в Марий Эл никому не нужны и поднимающего эти вопросы человека сразу же др. «делающие» обвинят в «пустой болтовне».

  8. «Марий Эл ТВ» усталык ушемыш (РЕН ТВ- 12-шо Регион) марий журналист-влак кӱлыт. Чыла йодышым (8362) 42-10-24 номеран телефон дене рашемдыман.

  9. Вячеслав Александрович Юзыкайн

    18лет как подготовлен мною учебное пособие марийские национальные инструменты и их изготовление с фотоматериалами и нотами,автобиографией композиторов и артистов,некоторые из пособия листы были переданы мной в Москве на концерте и награждении Андрея Яковлевича Эшпая,так,как там были документы о деде и отце Андрея Эшпая(копии рукописей и фото родных Эшпая.Я неоднократно показывал многие материалы и подготовил к выпуску пособие для детей,но М.З.Васютин,Валерий Кульшетов и другие так называемые народные и заслуженные деятели отказывали мне,а посуществу,со дня организации Музея имени отца Юзыкайна,закрыли мне счета в банке со дня организации музея и не дают возможности делать для марийских детей учебники и пособия по культуре марийского народа и прямым способом министр культуры сам лично и является вдохновителем и организатором уничтожения национальной культуры народа совместно со своей сворой губит национальную культуру марийского народа,не дает возможности развиватся молодым музыкантам.И только один известный нам ученый пишет теоритические материалы,а практику не дают детям.Молодцы Мари Увер,что подняли эту тему давно пора.С уважением Вячеслав Юзыкайн,многие знают тему но боятся говорить!

    • Вячеслав Александрович Юзыкайн

      18лет я с друзьями добивался от местных депутатов рассмотрения в Республике Марий Эл и России рассмотрения «Закона о народных промыслах и ремеслах»где составной частью было согдание в регионах нормальных условий для мастеров и учеников для изготовления народных музыкальных инструментов.Но Васютин и его команда и депутаты Госсобрания Марий Эл и города отказали нам.Не отказал только Миронов Справедливая Россия и в интерне гордятся этим,но дальше дело не пошло,а жаль! Деятили от культуры уничтожили музыкальное училище,ну и что?Народу от этого лучше стало?Гнать надо эту свору Васютинскую,они и горных в дуроках оставили,ведь былы на их стороне мастерские по изготовлению инструментов и материал у нас в Республике есть и технология изготовления регонансной древесины и ,кафедра в ВУЗе. Умышленно не хочет Васютин,губит все на корню,пусть ВСЕ знают во всем миру,кто у нас сидит и гадит!Народ ему Кугу Сорта за здравие уже поставил и народ не простит,знай Миша.В.А.Юзыкайн.

Добавить комментарий для Михаил ПироговОтменить ответ