А нам не надо марийского, нам русского языка достаточно!

Кошерно ли быть марийцем?

Пришли двое. Смотрю – марийцы.

— Откуда?

— Из Головят (деревня, не доезжая старой деревни Ашкаты). Нам нужно вот это…

— Сто рублей… но на этой неделе акция «черемисам – скидка»…семьдесят, значит.

Неожиданный ответ с недеревенским пафосом: «Мы не черемисы! Мы – чистокровные русские!». Именно так и сказали. «Чистокровные».

Хорошо, говорю, тогда сто рублей…

Двое отвернулись, полминуты молчали, потом хором: «Мы марийцы, мы марийцы!»

Обошлись без скидки.

Тётка моей матери, то есть, моя двоюродная бабушка Наташа живёт в Шахунье. Хоть ей уже за девяносто, своими ногами ходит в церковь, и как говорят, находится в здравом уме и твердой памяти. Разговор о ней зашёл с моей тоншаевской тетушкой Ниной, которую знающие почитают как «юзо», у которой я спросил фотографию моего прадеда Фёдора Чернышева.

«Фотография была, дедушка Фёдор присылал с финской войны. Но все фотографии остались у Наташи. Ее дети в семидесятые годы при получении паспортов записались русскими, хотя в семье все – марийцы. Мало того, уже взрослые, они собрали и сожгли все фотографии с родней в марийских платьях. «Эти люди нас позорят: мы – русские!».

Несколько лет назад, вместе с преподавателем Марийского университета Еленой Андриановой поехали мы в Шарангский район Нижегородской области, в деревню Черномуж. Принято считать, что это «самый марийский район Нижегородской области», доказательством чего является «Центр марийской культуры Нижегородской области», существующий в деревне.

Глава администрации поселения Ирина Алтаева собрала для нас бабушек, которые в первый класс когда-то пошли, не зная русского языка. Начался разговор.

— Мы тут хотим учебник марийского языка написать для начальной школы.

— Какой учебник?

— Ну, чтобы внуки ваши говорить могли по-марийски.

— А нам не надо, нам русского языка достаточно!

Потом со слов главы поселения мы узнали, что «когда бабушки собираются на посиделки, они говорят по-русски…».

Так кошерно или нет быть марийцем?

Продолжение темы здесь:
Почему нижегородские мари стесняются своего языка (ВИДЕО)

Юрий Юсупов

Источник: Тоншаево.Ру

130 комментариев

Filed under Статьи

130 responses to “А нам не надо марийского, нам русского языка достаточно!

  1. Семья без уродов не бывает

  2. Rongo

    Каждый волен назваться как им вздумается. Я видел многих и Нижегородских и Вятских марийцев, которые колотя себя в грудь кричат что они русские, но вот беда в том что их колодка то черемисская, как быть с этой колодкой, на пластическую операцию надо много денег. В основном многие русские этих областей имеют марийскую натуру, повадки, телосложение и нерусские лица. Я людей стесняющихся от своих корней невоспринимаю и в пример не беру. Если считать очень много марийцев приняли ислам, превратились в татар, пример северные районы Татарии, многие превратились в чувашей, считай верхние чуваши, вот в русские в Нижегородской убернии.

  3. Алдияр

    создавайте привлекательный образ марийцев-и все будут гордиться тем,что они марийцы…Но это надо делать не только «куштена да мурена»…)))

  4. Солнце

    Уважаемые! Тема очень актуальная, более того — больная… Думаю, корень проблем относительно языка лежит во внутренней культуре самого человека и в той внешней среде, где этот человек обитает. Однако, уровень внутренней культуры и понимание своей значимости,своего менталитета и духовности все же должен преобладать в понимании своего «я». Нельзя, на мой взгляд, перечеркивать свое прошлое и жизнь своих предков — это грех, необходимо деликатно и последовательно наиболее образованной части народа мари, моего любимого народа, повсеместно показывать широким массам соотечественников своими делами, диалогами , публичными выступлениями на родном языке, в конце концов мастер классами, ЗНАЧИМОСТЬ родного языка,убеждая их в том, что только через свой марийский Язык мы сохранимся как народ в эпоху глобализации …

  5. Tsikma

    Кого тау Юсуповлан. Эпизод очень даже короткий, но многозначительный. Нужно данный вопрос рассматривать с разных сторон, не обвиняя марийцев в том, что они хотят стать русскими.

    Что делать марийцу, если в той среде, где он родился нет сильного марийского духа? Нет книг, нет газет, нет радио, нет ТВ? Нет даже школы! Если ты в городе говоришь с марийским акцентом, на тебя смотрят волком «какой безграмотный!». Я уважаю марийцев Нижегородской области, многие из них хотят сохранить свою марийскость. Им нужно помочь, каким образом? Может даже выпуск одной книги вызовет интерес среди молодежи к нашей ценной марийской культуре и языку? А что делать с теми, кто бьет себя в грудь, что он истиный русский? Это снова же не их вина, а государственная пропаганда типа «быть русским престижно». Снова же привожу в пример две строчки известного эстонского поэта Яна Каплинского, которых написал: «Легко быть тем, кто мы не есть (кем не являемся). Трудно быть тем, кто мы есть.»

  6. Аноним

    … а скидка для марийцев это уже на дискриминацию похоже….

    • Аноним

      Если бы была надбавка по национальному признаку, то это было бы похоже на дискриминацию. А если человек подвозит на своей машине кого-то (я понял так) то решать ему с кого сколько брать или не брать вообще. Вот в России — дискриминация по стране происхождения везде: билеты для иностранцев в музеи дороже, чем россиянам. Такого я не встречал ни в одной стране…

  7. Аликсендер

    Цель национально-культурной автономизации самой РМЭ — «закрепить» марийскую культуру исключительно за деревней —
    по аналогии с Центром марийской культуры Нижегородской области —
    для бабушек… И с таким же результатом: «А нам не надо, нам русского достаточно !». Но это же самое я слышал и от деревенских бабушек-мариек и луговой, и горной стороны, и не просто бабушек-мариек, а своих родственниц. Не удивительно. Закладывалось это давно, ещё во времена белой и красной империй — с продолжением в «демократической».
    В отношении «Каждый волен назваться как им вздумается»:
    Этничность определяется не только (а, в ретроспективе, в значительной мере и не столько) «колодкой», сколько традицией, обычаями, религией (религиозной идеей), культурой и её кодом — живым языком. Rongo, Вы сами же навели примеры того, что именно определяет, в значительной мере, етничность (что приводит к смене этничности), обратив наше внимание к татарским, чувашским и нижегородским марийцам. Спасибо.

  8. Аликсендер

    Русских с марийской «колодкой», если завершилась смена этничности, вы уже ни в чём не убедите… Их «колодка» для них уже не аргумент.
    В «колодке» Пушкина — выразительные черты эфиопа, однако , Пушкин — русский поэт. В чем причина ? — в культуре, прежде всего.
    Потому-то в истории порабощённых народов их «благодетели» никогда не заботились о сохранении и развитии культуры этих народов. Не для этого порабощали, Не для этого «добровольно» (правда с кровью, «добровольной», мазохистской) присоединяли. Неприятно это сознавать ? Но это так…

  9. Frayd

    1. Формулировка порадовала «кошерно ли быть марийцем?»… хочется ответить «шалом, таки нет» ))))
    2. Давно было, когда я с армии вернулся, то случайно познакомился с местными скинхедами (когда уезжал — их как-то не было у нас в Марий Эл). Так вот, там был мариец, татарин и чувашин… при этом, они «рвали футболки» и кричали «Русские вперед!» и «Россия для русских»… долго думал…
    3. И вообще, если не хотят принимать люди свою национальность, то значить что-то не так с этой национальностью…

  10. Аликсендер

    Только вот в отношении татарских, чувашских, нижегородских мари
    следует добавить: смена этничности более успешно происходит у татарских мари — среди татар на татарской земле, у чувашских — среди чуваш на чувашской, нижегородских — среди русского большиства, ибо это уже давно… русская губерния. Для определенных политических сил того же хотелось бы и для такой территории как Марий Эл…
    В этом нет ничего нового.

  11. Аликсендер

    Вы можете возразить мне на «среди чуваш на чувашской»: «эта земля не была чувашской, на ней жили мари». Да но со сменой этничности она таки стала чувашской,.. окончательно и безвозвратно.

  12. миха

    да, есть такое. у меня есть знакомый, одногрупником был, он мариец но говорит только по русски. и со мной к тому же только по русски))) я однажды спросил че так? ответил что ему так удобно, ну чтож он в городе живет в основном)

  13. Аноним

    Не знаю, все зависит от человека. Я наоборот уже в довольно взрослом возрасте узнал, что оба дедушки — марийцы и никогда не откажусь от своих корней, хотя по марийски совсем не говорю.
    С другой стороны, на человека очень влияет окружение. Намного легче быть марийцем за пределами РМЭ, где все воспринимают незнакомые или мало знакомые национальности в основном дружелюбно.

  14. Marina

    eto pomoemu uzasno 4to ljudi zabivajut svoi korni i ne hotjat bit temi kto oni est, ne predstavljaju 4tob hot odin estonec skazal bi 4to on russkij, vot eto dlja nih pozor

  15. Никитин С.П.

    А все потому, что нет Марийского мира — утром встал, помолился на Солнце, послушал Марий увер, поговорил в семье, пошел на работу, где и говоришь и думаешь по-марийски, хоть с сотрудником, хоть с начальником, и на улице и в магазине. Звучит марла муро из окон домов и авто, ребятишки ойлат, и в вечерних сумерках откуда-то доносится муро, и звук гармошки. Марийский язык должен звучать постоянно, не прерываясь. А молодежь не говорит, потому-что она не умеет говорить красиво и свободно, но нужна практика, а ее нет, и получается, что — «и русского языка хватает», с сотней слов словарного запаса. и Мер Канашу, и Съезду, не политиканством надо заниматься, «подкладывая» Мер толкын под «кого то», а работать для всех марийцев. У марийцев осталось пять лет, чтобы сохраниться, как полноценный этнос.

  16. Аликсендер

    Frayd: «если не хотят принимать люди свою национальность, то значит что-то не так с этой национальностью».
    — Да, глубокомысленно… виновата национальность, неправильная.
    А вы правильной национальности, шалом, таки да ?
    Или за ненадобностью избавились от неё ?

    Аноним: «Намного легче быть марийцем за пределами РМЭ, где все воспринимают незнакомые или мало знакомые национальности в основном дружелюбно».
    — Дружелюбно, потому как незнакомые ?
    Давайте тогда спрячемся все за пределами РМЭ и будет полное дружелюбие ! Никто плохого слова в адрес мари не скажет.
    О чём ещё можно мечтать ? Спасибо даже скажут: никому мешать не будем: не заметят… Да и язык не нужно будет учить,
    ведь «так удобно» будет уже всем. И власть довольна будет, веть она неправильных к этому и склоняет потихоньку…
    И все марийцы станут патриотами ВЛАСТИ !
    Боже, какая благодать наступит-то…

    • Frayd

      В марийцы не хотят записываться не просто так, таки понимаете? Есть на это объективные причины и все их прекрасно знают, но продолжают выпячивать грудь вперед, выкрикивая никому не нужные лозунги.
      Аликсандер, я пишу как есть, вы — как это должно быть. Понимаете разницу? Вы можете и дальше фантазировать на любые темы, но это ничего не изменит.
      Вы во всем вините русских шовинистов… власти… невидимых внутренних и внешних врагов. Почему не любят марийцев… потому что это название стало синонимом быдла. Не верите? Посмотрите статистику переписи населения раздел «Образование». Получается, что мари — самая необразованная народность. Что здесь еще говорить?

      И кстати, таки вы на што намекаете, вам чем-то не угодили другие национальности? Национализм — это не хорошо.

  17. petrzverev

    Автор, ты обыкновенный клоун. Обыкновенный дешёвый фашист, по фигу какой национальности. Марийцам скидка? Надеюсь, когда твою мать , жену и сестру будут при тебе парить какие0нибудь арийцы или херийцы, они таки сделают тебе скидрн во всю вывеску и между булок.

    • Cheremis

      Фашист и клоун ты сам и тебе подобные русские шовинисты, которые веками давят, ущемляют, обзывают марийцев «черемисами», «черепками», довели некоторых до того, что они стесняются своей национальности. Владлец машины (автор) имеет право возить/ не возить бесплатно/ за деньги и устанавливять свои правила. Я бы тебе подобных русских фашистов вообще бы не подвозил или бы в 10 раз дороже чем других нормальных людей 🙂

      • Frayd

        Устанавливать свои правила? Хы-хы. Когда-нибудь вам установят правила и вы поймете, что это не есть хорошо. Вы своими словами раскрываете, что вы обычный националист с заниженной самооценкой. То есть вы хотите сказать, что не будуте помогать человеку, если у него нет определенных нацпризнаков?
        Советую вам купить футболку с надписью «я мариец и ненавижу все другие национальности», поносите немного… посмотрите реакции окружающих…

      • sarze

        Русским может стать каждый, а мари нет.

        • Для sarze

          sarze, ты абсолютно прав, записаться в русские очень легко. Но стать марийцем — сложно, особенно если у тебя нет предков мари. Обращаюсь к тем мари, чьи родители/родственники мари, но стыдятся своей марийского происхождения/ не умеют говорить по-марийски! Ваши гены марийские, сбростье этот позорный стыд за свою нацию, не владеете языком — учите, не комплексуйте — ГОВОРИТЕ! Чем больше говорите, читаете, пишете по-марийски, тем лучше Ваш марийский язык! Марийцы (черемисы) — уникальная нация в мире, наши предки были боевыми, смелыми воинами, владели своей письменностью. У нас интересная всему миру религия, неповторимая культура. Быть марийцем — это гордо!

          • Аноним

            Да,звучит гордо,но есть такие марийцы,которые даже среди марийцев говорят на русском.Например,один мариец,укоторого дед был учителем и писателем,отец-учителем(Токмурзины) в дер. Ныргында Удмуртия,где преподают мари язык и на их доме висит мемориал.доска,говорит на русском.Мало того,говорит,что не знает языка.И это наследник -позор ему!Что же остаётся нашим детям,если мы сами в этом виноваты,не учим детей языку.цыган ам никто не преподаёт язык ,но они все разговаривают на родном языке.

            • Аноним

              Интересно одно — почему марийцы обсуждают тему родного языка на русском? А ещё про позор какой-то говорят.

          • Stanislav

            Говорить — да, разговариваем.Читать невозможно.Последние реформы марийского языка в плане правописания, мягко говоря, не понятны (школьнику 70-х годов). Пройдитесь по городам и районным центрам Марий Эл и обратите внимание на вывески аптек, торговых центров, госучреждений, а потом прокатитесь на авто по дорогам Марий Эл и обратите внимание на исковерканные названия населенных пунктов, включите аудиодиск с марийскими песнями и насладитесь произношением слов песен с характерными для марийского языка гласных и согласных букв (звуков) исполнителями песен и вы поймете — существовать марийскому языку осталось недолго.

        • Илья

          Вернее будет сказать не «может», а «хочет». Можно выучить марийский и стать мари, как учат марийцы, незнающие родной речи.
          А русские говорят на своём родном языке и они не виноваты в том, что кто-либо тоже хочет говорить по-русски. Большевиков, слава Богу, давно уже нет, никто ни к чему не принуждает.

          Ещё один момент: страна у нас многонациональная и русский язык стал как бы российским международным, так же как английский в европе. Но на каком разговаривать в быту — личное дело каждого. Я конечно за сохранение всех языков и традиций.

  18. Марий патыр

    Знаете, действительно идет сплошная русификация даже в Марий Эл.
    А что говорить про другие регионы. Нерусских в Нижегородской, да и в Кировской областях притесняют, потому что они в меньшинстве да и местные власти этому способствуют благодаря политике насильственной ассимиляции Путина и разрешению шествий русских националистов со свастиками. ПРИЕХАЛИ??? Дальше — некуда.

    • Мари

      Вы абсолютно правы после завоевания марийских земель по отношению к нам мари Россией проводилась и проводится политика насильственной руссификации. Русские уничтожили половину марийцев при «добровольном присоединении», затем зачморили: запретили металлоизделие, постоянно обзывали «черемисами», долбили нам что мы неполноценные, грязные, отсталые, насильственно навязывали свой русскийя язык и православие, обложили налогами. До них (русских) мы ходили в мехах и в одеже, обуви из кожи с украшениями из металлов (в т.ч. и драгоценных). При них в лаптях и в холщвой одежде, но с богатейшим орнаментом. Казань, Булгария и марийцы до завоевания русскими по своему уровню развития были ничуть не хуже, а где-то лучше и выше. Просто колонизаторы внушили некоторым мари, что они отсталые и те закомплексовали… Жалко таких обрусевших мари…

      • Аноним

        По вине русских мои предки ушли с насиженных родных мест в Мари Эл..,ушли в Татарию,удмуртию и т.д .Моя деревня в полной изоляции сумела выжить исохранить язык.Но в послевоенные годы перестали преподавать язык,со временем убрали школу и детей теперь заставляют учить удмуртский язык.Мои внучки теперь больше знают удм.,чем марийский.У них есть самосознание,что они марийцы и даже с гордостью говорят-мы-МАРИ,но нет языка-нет нации.

      • Аноним

        Глупости не пишите. Марийцы с русскими и мордвой Казань брали) Вы сами себе внушили всю неполноценность, но вините в этом русских. Всегда нужны виноватые. Не будте типичным скулящим нациком.

    • Илья

      Нет никакой насильственной ассимиляции и никто никого не притесняет, если конечно меньшинство не отказывается разговаривать на языке большинства. Представте если бы к вам приехал осетин, не говорящий не по-русски, не по-марийски и писал своим что его тут притесняют. Его бы просто не понимали. А от националистов сроду не слышал нападок на марийцев и других финно-угров. И со свастиками они не ходят. Ходит сумашедшая фашня — её меньшинство в националистических кругах. Не преувеличивайте Вы так и других не стращайте преувеличениями.

  19. Rongo

    Уважаемые! При сравнении периода колонизации Азий, Африки и Америки, почти с разницей лет 70 началась колонизация славянами территорию России. В Азии и Африки прошли национально освободительное движение, а США и Россия остаются колониальными государствами. Смотрите в Советский период чтобы сгладить национальные проблемы создали федеративное устройство государства: создали Союзные , Автономные республики, автономные и национальные округа, стали пропорционально назначать на руководящие должности из русских и коренных народов, затем начали все народы называть Советский народ. После государственного переворота с 1991 года пошли дальше: убрали с паспортов национальности, далее все народы начали называть Россияне, а сейчас начинается определятся что все народы проживающие в России это русские. А для этого начали маленькие национальные административные территории присоединять к Русским областям. С целью сохранения единства России все национальные территории будут присоединять к Русским губерниям.
    Пример недавний конфликт в Кировской области. Государство поддерживает переселения одних народов на территорию других, говоря что все граждане России; одобряется переселение в национальные территории народов с ближнего зарубежья, особенно с кавказских республик с одной целью чтоб чтобы уменьшить численность коренных народов тех или иных национальных территории и их ликвидации. Чтобы не было национальных движении внесли в уголовный кодекс много статьей, для привлечения национальных лидеров к уголовной ответственности. Зачем изучать национальные языки. когда есть один великий русский язык. Зачем коренные национальные народы, когда есть великий русский народ.
    Еще один момент. Русские не хотят служить в армии и косят от него по всякому. Коль русский великий народ, так в первую очередь надо им идти в армию. Не так ли дорогие собеседники.

    • Илья

      А Вы не задумывались над тем, что русские — такой же как и вы, коренной народ России. Что власть всегда делала из них, и продолжает делать эдакий «цемент» для скрепления народов великой страны, не спросив, хотят ли они этого? Простой русский народ во все времена на ровне со всеми эксплуатировался правителями, а теперь обвиняется вами во всех смертных грехах.

      Да, для себя мы великий народ, а вы продолжайте, как в коментариях выше, писать о внушённых вам комплексах неполноценности и о проблемах родного языка, на нашем.

  20. Tsikma

    Шотеш пиштӹмӹ Rongo.
    Я с вами не согласен по двум пунктам ваших высказываний.

    1. Вы утверждаете, что славяне колонизировали многие народы. Кого колонизировали настоящие славяне? Принято утверждать, что русские — славяне, но ведь почти все славяне, кроме сербов, русских сторонятся, игнорируют или даже проявляют к ним чувство неприязни. Почему?

    2. Российская Армия — сложный вопрос. Но как можно любить и служить в Армии той «родной страны», если она унижает и оскрбляет, убивает своих солдат-граждан.

    В 1980-е годы слышал истории о том, что самые хорошие воины-интернационалисты в Афганистане были марийцы, мордва, чуваши, удмурты, татары, но не русские. Неужели мы, нерусские народы, любим свою Родину-мачеху-Россию так много, что готовы жертвовать собой?

    • Илья

      1. Что значит «Вы утверждаете»? Что славяне, что финно-угры — это языковые общности. Русские говорят на славянском языке, следовательно они славяне. А вопросы политики и антирусской пропаганды с запада — это уже совсем другое дело.

      2. Война в Авганистане была наверно самая безсмысленная в нашей истории. Мы не защищали Родину, а нападали на чужую. Отсутствие боевого духа можно объяснить непониманием того, за что воюешь. Ну а марийцы и т.д. наверно через чур отважные, раз проявляли такую инициативу в этой печальной войне. Если информация о этом правдивая, конечно.

  21. Аликсендер

    Мне думается, Rongo зрит в корень…
    Переселения, подселения — испытанный способ «удержания» территорий после территориальной экспансии. На эту тему интересна книга: С. К. Бондырева, Д. В. Колесов. «Миграция. Сущность и явление».
    Не со всеми выводами авторов можно согласиться, однако материал этой книги обращает наше внимание на то, что… на самом деле, что реально происходит. Фактаж интересный.

  22. Аликсендер

    Извините, пропустил не буковку, а целых несколько слов:
    В «удержании» территорий… мне следовало бы добавить:
    «в повиновении — одних, руками (интересами) других». — В ситуации, когда сталкиваются интересы.
    Но я не думаю, что это происходит «от ума»… Другого выхода нет,
    а как иначе ? Как «не пустить» ? А куда их девать ?
    Лезут туда, где больше концентрация бабла…
    Ну не уедут из России те евреи, которые зарабатывают на её просторах во сто крат больше, нежели они могли бы себе это позволить на земле обетованной… Но евреи ведь не исключение.
    А почему марийцы уезжают из Марий Эл ? По той же причине…
    «Пропорции» только другие.
    Но и ведь это есть одно из проявлений глобализации. Международные организации как бы ломают над этим голову, Хартии «во спасение» принимают, однако…
    Конечно, большое, многонациональное государство не должно допускать значительной диспропорции в отношении развития её регионов. Но для этого не Маркеловы нужны, другие. Да и Верховные должны быть другие для этой задачи. Непрстая ведь. Только силовыми методами её не решить.

  23. Аликсендер

    Согласен с Tsikma в том, что славянами прикрываются те, кто имеет Россию…

  24. Солнце

    Ну, вот как-то вы все очень далеко зашли в этой дискуссии…Хочу заметить, что никогда и ни при каких случаях слово «ЧЕРЕМИС» для меня не было оскорбительным…Напротив, зная первооснову этого слова, я иногда и представляюсь, используя это слово, а не слово «мари»…Наши языковые сородичи, т.е. финно-угорский мир, тоже более нас знают как черемисов…И поверьте, ничего плохого, более того унизительного, я лично в этом не вижу! Дело в другом…Сохранить себя как народ возможно только через родной язык,который всячески надо развивать, не боясь и не стесняясь соседей, живущих рядом. Для этого нужны предпосылки, прежде всего экономические, и, на мой взгляд, во главе к-либо национальной территории должен стоять представитель титульной нации, который духовно соприкасаем с тем социумом, которым руководит… Тогда и только тогда возможно национальное возрождение.И что очень немаловажно — это КУЛЬТУРА — она основа всех основ.Нет экономического развития без культурной основы бытия… Культура — экономика — национальное возрождение, в.т. числе и возрождение языка…)

    • Аноним

      Странно, что вы таких элементарных вещей не знаете, что слово «черемис» изнчально для самих мари было уничижительным и оскорбляющим, незря же Первый съезд мари решил отказаться от наименования «черемис» и решил называть марийцев «мари». Да и я и по себе помню, мои мама и бабушка тоже говорили, что русские нас обзывали «черемисами». Только после перестройки слово «черемис» сатало приобретать другой оттенок, поскольку впервые были опубликованы исторические труды, которые рассказали какими храбрыми и отважными были «черемисы». Да это слово в нейтральном смысле использовалось как в царской российской, так и зарубежной науке.

      • Frayd

        К огда я был маленьким и ходил в детский садик, то слово «черемис» было ругательным, за него в угол ставили… вот.
        Просто у марийцев постоянно фобия, что их кто-то прижимает… что о них кто-то плохо подумал… И когда остальные народы начали их называть черемисами, то марийцы решили, что их опять обзывают. А слово-то нейтральное.
        Да, я глобалист и имперец, я считаю, что нация должна быть одна. Тогда хоть национализма не будет.

        • Солнце

          FRAYD: На мой взгляд, уважаемый, Вы передергиваете факты и смешиваете все в одной корзине…Но меня радует тот факт, что Вы активно участвуете в дискуссии, а, стало быть, Вам не безразлично будущее народа Мари, иначе Вы не стали бы здесь, на этом сайте,извините, «тусоваться».. А поскольку , я думаю, Ваш взгляд на данную проблему однобокий, более того, унижающий честь и достоинство нации как этноса и по теме образованности и по теме «быдла» и другие Ваши инсинуации, то , наверное, следовало бы Вам четко и конкретно определиться — с кем Вы? и всю свою энергию,знания, энтузиазм направить на созидание того, что Вам ближе, а не на разрушение того, что и без Вашего вмешательства хватает… А если Вас все же волнует динамика развития народа Мари и национальное возрождение, то тогда будьте любезны не передергивать факты, приводить весомые аргументы с указанием научных источников и вносить разумные предложения для исправления ситуации…Самообразовывайтесь! Не сидите » в пепле», простите…Повышайте уровень внутренней культуры! С уважением…

          • Frayd

            Да я давно определился… я обычный интернационаалист.
            По источникам читаем — сайт Россстата «Итоги перепись населения». Можете по всем вкладкам пробежаться.
            Предлогать решения говорите… просто прежде чем решать проблему, нужно найти корни её возникновения. А не говорить, какой конкретно избранный народ замечательный, а другие гады не замечают этого.

      • Солнце

        Прошу прощения, а Вы, стало быть , считаете, что «исторические труды» , как Вы пишете, это не подтверждение того, что данное слово не имеет «уничижительного и оскорбляющего» оттенка??? Не усматриваю логики в Ваших рассуждениях, простите…Оскорбления (если их как таковых принимать) и разного рода «обзывания» как раз происходили от незнания исторической сути , безграмотности и отсутствия элементарной культуры населения…Эх Вы, …знаток «таких элементарных вещей»…Образовывайтесь и прибудет Вам!…

      • ABTOXTOH

        В последнее время все больше количество молодых мари, не стесняется называть себя черемисами. Видимо им не знакомо чувство унижения, которое испытывало более старшее поколение мари, живущих в русском городе Йошкар-Ола. И это не плохо, пусть будет так, пройдет время и все забудут об уничижительном значении слова черемисин. Как забылось уничижительное значение слова турк или например татарин для русского было почти оскорблением, ничего все привыкли.

  25. Аноним

    Образованное Вы наше Солнышко, обратитесь к марийцами старшего поколения и спросите про слово «черемис». Учитывая уничижительность данного слова в финнских трудах в 20 в. постепенно перестали использовать данное слово и начали марийцев называть «marilaiset», «marit». Frayd своим поведением, словами постоянно доказывает правоту моих слов, большинство русских в 16-19 в.в. к марийцам относились именно так: марийцы быдло, отсталые, недоразвитые. А Frаyd еще психически больной, ему надо публично оскорбить людей, ну постоянно насильно лезет на сайт «недоразвитых черемис»? Ну если не нравятся тебе марийцы, иди на свои фашистские сайты и тусуйся там с себе подобными моральными уродами.

    • Солнце

      АНОНИМУ: Могу с Вами согласиться в Ваших доводах — не принимаю Вашего поучительного, а, стало быть, унижающего собеседника, тона!!! Учитесь корректно дисскутировать, выбросьте из головы убеждение в том, что Вы — «ПУП»земли и все знаете,… иначе превращаетесь в выскочку, а очень не хотелось бы видеть Вас таковым, поскольку вижу, что обладаете разумным багажом знаний…С уважением…

    • Frayd

      Аноним показал себя с прекрасной стороны… вы сами своими словами доказываете все то, что было мною написано ранее. А про психическое заболевание, реккомендую вам обратиться к специалисту, так как не желание принимать факты — это очень дурной признак.
      Просто свои слова нужно аргументировать, а не выплескивать эмоции, которые делают из вас посмешищщще. По поводу быдла и необразованности обратитесь на сайт росстата, посмотрите категорию «образование» и прочитайте какой народ находится в конце списка. Это не меня нужно обвинять в оскорблении, это Вас, уважаемый, Росстат оскорбил. Видимо, по вашим меркам — это фашисткий сайт ))). И про фашизм хотя бы в словаре почитайте… прежде чем разбрасываться словами. Мне глубоко паралельно какой национальности человек, лишь бы он был человеком хорошим… а вам, видимо, нет. И кто после этого из нас фашист?

      • Солнце

        Уважаемый Fraid ! Вы опять и снова смешиваете» суп и котлеты» , извините…По поводу Анонима хочу сказать, что он, думаю, он во многом прав относительно исторического прошлого народа, другое дело его поучительный тон по отношению ко мне несколько не устраивает меня,но Вы,…… извините, «перегибаете палку», если обращаетесь к источникам Росстата и делаете вывод о том, что народ мари — это быдло…Это очень близорукий и узкий взгляд на факты, я думаю… Относительно показателей Росстата… посмотрите — в целом в России снизился уровень образования и культуры и не только у мари, и делать такой вывод, что народ, среди которого Вы проживаете и определяетесь как интернационалист, этот народ «быдло» и необразован — это просто неуважение, прежде всего, к самому себе…((( И потом, я предлагаю Вам ВНОСИТЬ предложения, а не «предлагать решения»( по — Вашему)…Поймите, это принципиально разные вещи… просто вдумайтесь и Вы поймете это…Я чувствую, что Вам небезразлична ситуация в РМЭ, так давайте вместе искать конструктивные и позитивные предложения по повышению статуса своего народа — социо, этно, культуры, экономики, образованности и тд. ит.п. Я — черемис-мари, не считаю, что я быдло с низким уровнем образования и культуры, и очень хочу , чтобы мой народ был на равных с другими этнособществами, в т.ч. и с русскими, среди которых я существую как мари…Считаю, что не раздор и унижение должны превалировать, а обогащение друг друга культурами, что сближает нас…))) Простите за назидательность…

        • Frayd

          Вы во многом правы. Да, часто мои слова резки, но увы, время сглаживания углов давно прошло.
          Внимательно прочитайте мои слова. Я писал «это название стало синонимом быдла». Вы с этим не согласны, не согласен уважаемый Аноним, а уважаемый Аликсандер вообще может столько контраргументов привести, что читать надоест. НО. Спросите у русского дяди Васи-водопроводчика, у русского учителя, у русского чиновника… Может быть кроме дяди Васи никто в глаза свое мнение не выскажет… но думают они именно так. Вот здесь возникает вопрос — Почему?
          А вот теперь начнем по порядку. Уровень образования упал ниже плинтуса, работать не хотят… в любой марийской деревне найти трезвого после 15.00 часов вообще проблематично. Я чуть ли не каждый день бываю в различных уголках нашей республики по работе, так что могу говорить со знанием о состоянии дел.
          А вот теперь конкретное предложение. Были на последнем всемарийском съезде? И? Где там конкретные предложения были? Выпустить дополнительно несколько учебников на марийском языке и все. Нужно конкретные задачи ставить. Например, выпустить к 2016 году столько-то специалистов по таким-то направлениям. А не учебники выпускать, которые никто даже читать не будет… Под каждый пункт нужно требовать финансирование. Не просить, а требовать.

  26. Кргори

    Разговорились с пенсионеркой родом из Малмыжского района.В марийских деревнях запустение,пустота,будущего нет.Иногда гостит в г.Малмыж.Если раньше были русские, марийцы,немного татар,то сейчас Малмыж город татарский,русские у них на побегушках, про марийцев говорить нечего.
    Некоторое время назад лежал в одной палате с подполковником.Разговорились.В госпиталь нормальные люди не ходят,т.к. в госпиталь пойдешь,смерть найдешь.Единственное исключение врач от Бога старый моркинский мариец ПЕТР ИЛЬИЧ ! ! !.
    Сказал,что везде ,где он служил ,за призывников марийцев вели борьбу.Был удивлен и разочорован,когда вождем марийцев стала пустая финтифлюшка.Я возразил,что воля Маркелова.Подполковник сказал, что еврей может изощеренно поиздеваться над марийцами,но голосовали марийцы,и это баба марийка плюнула на ваши марийские обычаи, и не надо искать врагов.Марийцам надо ценить и уважать себя,все у марийцев есть,кроме никчемных представителей во власти.Посоветовал внимательно посмотреь телевидение,как ведут себя марийцы типа Егошина,Иванова, как будто в штаны наложили,и как выглядит Минаков,Шагиахметов.

  27. Аликсендер

    Хороший совет.

  28. Аноним

    Фашистик Frayd хватит оправдываться все давно поняли вашу истинную сущность, вот ваши слова «Почему не любят марийцев… потому что это название стало синонимом быдла». Т.е. вы не любите людей по национальному признаку, потомучто они марийцы и считаете их за быдло — скотину, только потомучто они марийцы. У Росстата нет такой графы марийцы, неимеющие высшего образвания = быдло. Я осуждал вам подобных русских шовинистов и фашистов для которых люди изначально быдло и неполноценные только потомучто они др. национальности. А для меня важно отношения человека к др. независимо от национальности. С нормальными, людьми, которые не делят как вы людей по-национальности, я дружу: у меня лучшие друзья и русские, и эрзя, и корейцы, и немцы были. К тому же если почитать ваши предыдущие посты, то марийцы сплошь алкоголики еще… Ваши критерии оценки изначально строятся на национальности, мои — на человеческих качествах индивида, независимо от национальности.
    Я кстати вычислил кто вы реально — редактор ГТРК «Марий Эл» Федор Лебедев, ВКонтакте — Федор Frayd Лебедев: http://vk.com/id2869466
    А вы вот своим коллегам марийцам по ГТРК прямо в лицо вот все эти гадости, которые здесь про мари писали, скажите и посмотрите как на вас посмотрят и как вы себя почувствуете. У вас там большинство дикторов из числа нелюбимого вами «быдла» = марийцы, необразованные черемиссы говорят свободно на 2 языках и работают как в русско-, так и в марийскоязычных новостях. А вот я не встречал образованного русского из Марий Эл, который бы свободно владел еще и марийским — это об интелектуальных способностях «черемисс» и русских…

    • Frayd

      Ой, вы меня таки расскрыли ))) Я в отличие от вас не скрываюсь под анонимностью, в предыдущих постах у меня есть и ссылки на сайт и тд и тп.
      Ваши обзывательства не сделают вам чести, и ситуацию они тоже не изменят. Я понимаю, что вы невнимательны — читаем графу в сводке росстата:
      Марийцы — на 1000 человек с высшим образованием 118. Это самый низкий показатель по всем народностям. Идем в Словарь и читаем там значение слова «быдло» — «безликая, необразованная толпа, люди, покорно подчиняющиеся чьей-либо воле, позволяющие эксплуатировать себя». Так что, образовывайтесь )))))
      Идем дальше. У меня довольно много друзей из мари… они все с высшим (и не одним) образованием. Знаете, как они себя чувствуют, когда проезжаешь вместе сними мимо деревни, где все местные жители в ноль пьяные. Ога, прям гордость за родной народ. У них нет розовых очков, как у вас.
      После этого, я хочу спросить, какие конкретно гадости я писал? То, что 90% народа бухает, то что не работают почти или то, что не хотят вылезать из той ямы, в которую залезли?
      Кстати, те кто работают на ГТРК прекрасно знают о положении дел в мариской глубинке… только в национальный вопрос они лезть не станут, опасно.

      • Ден

        «Марийцы – на 1000 человек с высшим образованием 118. Это самый низкий показатель по всем народностям.»

        Ссылку плиз, ну естественно чтобы были показатели других народов, а не только мари, и если мари не напоследнем месте, то значит вы не правы)))

        «мимо деревни, где все местные жители в ноль пьяные.»

        Сам городской, но приехал только что из деревни ЯНгетсола, уже вижу что в 90 км от города двухэтажные дома ставят, молодежь не может свободного места найти дом поставить, а тебя бы услышали Frayd, то местная молодежь отняслась бы мягко говоря негативно, а возможно и с последствиями для вашего здоровья)))

        • Frayd

          Угу, когда протвезвела бы…
          А кто эти дома там ставит вы узнавали? Землю скупают татары, чуваши, даже с Нижнего Новгорода есть. Давайте не будем путать дачный поселок с марийской деревней.
          По образованию — http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm Видимо, вам лень погуглить. Вот еще — http://www.perepis-2010.ru/news/detail.php?ID=7314
          И согласен, все негативно относятся когда их народ называют необразованным. Но это статистика. Вы можете сказать, что вы не такой, и ваши друзья все как один интелллегенция. Но.

          • Ден

            «А кто эти дома там ставит вы узнавали? Землю скупают татары, чуваши, даже с Нижнего Новгорода есть. Давайте не будем путать дачный поселок с марийской деревней.»

            Деревня ЯНгетсола (оф. Мурзанаево Параньгиского района Марий Эл) стоит в 95 км. от города, какой Нижний Новгород? какой дачный поселок? какие чуваши? какие татары, с которыми у местных мари натянутые отношения? Дома строят молодые марийские семьи.

            «По образованию – http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm»

            Ну а где цифры то про уровень образования марийцев? Ведь в томе 3 даны данные по возрастным группам, полу и уровню образования по субъектам Российской Федерации. Нашел Марий Эл и прочитал: Всего: 587812 человека из них Высшее: 107501, т.е. чуть ли не каждый пятый. Дайте конкретную ссылку, чтобы можно было сравнить с другими народами. Ведь полностью данные переписи 2010 года не обработаны. Я вот знаю согласно переписи 2002 года

            «За 1989-2002 гг число специалистов с высшим образованием увеличилось на 30,9 тыс. человек (на 57%) в России — на 52%; со средним профессиональным — на 62 тыс. человек (на 67%), в России — на 52%.»
            МарНИИ языка, литературы и истории им. В.М. Васильева при правительстве республики Марий Эл: «Марийцы. Историко — этнографические очерки» Глава 2 Расселение и этнографическая характеристика с.69
            т.е. марийцы учаться активнее чем остальное население России в среднем.

            «http://www.perepis-2010.ru/news/detail.php?ID=7314»
            Даже по этой ссылке «чеченцев и марийцев (по 118).», т.е. фраза «по всем народнастям» не верна, чеченцев то забыли. Но повторюсь, пока не увижу официальные данные переписи которые вы дадите надеюсь, выводов делать пока не буду.
            «Но это статистика. »
            Я жду жду данных от вас, образованный «старший брат», но быстро вымирающий))) согласно вашей же ссылке http://www.perepis-2010.ru/news/detail.php?ID=7314 «Кстати, русские — единственная национальность, где показатель рождаемости ниже общероссийского»

            • http://www.perepis-2010.ru — это тоже официальные данные. Про чечню не забыл, ибо сравнение мягко говоря не корректное, по многим причинам.
              Да русские вымирают, но это такой же не повод веселится, как и не повод — что марийцы глупеют. Вся эта статистика грустная и тревожная.

              • Ден

                Ну вот началось, сравнение не корректное и т.д….а что там про чуваш и татар то замолчал? Что? Не нравиться, что есть марийские деревни которые лучше русских деревень живут? Ведь русские такие умные, жили столетиями на селе жили и жили, паспорта всем стали давать и сразу съ***лись с мест где их предки жили….патриотично, однако.

                • Аноним

                  Когда началось укрупнение колхозов,все русские деревни исчезли из нашего сельсовета.В нашей деревне русские общались на мари.Теперь ,несмотря на то,что русских нет в деревне,марийцы постепенно асси милируют,хотя себя пока называют марийцами.

  29. Rongo

    О чем говорим. Жириновский внес в Госдуму проект закона о запрещении изучения языки титульной нации в национальных образованиях. Правда закон не прошел, но в будущем может пройти.
    Я тоже много что пишу и марийцах-черемисах, т.к. сам черемисин. Многие доказывают что слово черемис оскорбительное слово для марийцев. А при царизме всех нерусских называли инородцами, думаю вот это слово было оскорбительным, т.к. они не могли быть на своей земле инородцем, а вот русские были инородцы, иной народ, пришлый народ. На слово черемисин не надо обижаться, это наше первоначальное название нации. Есть предложение: давайте больше не будем писать в сайтах о плохом и негативном о своем народе, т.к. такими высказываниями мы действительно унижаем свой народ и показываем неполноценными, становимся плаксами и ждущими от кого то жалости. Какой мы есть народ мы сами знаем все плюсы и минусы и нечего знать об этом другим. Надо писать об успехах и достижениях человека труда. Своими выступлениями мы Маркелова не разжалобим, он наоборот радуется что он поставил весь народ на колени. Прошу всех комментаторов быть толерантными друг другу и не напоминать худшие качества тех или иных народов.

    • Frayd

      Хм, цензура какая-то, в лучших традициях советского государства. Правильно, зачем писать о проблемах, будем обсуждать, как народный анццццамбль перетанцевал всех на всероссийском конкурсе.

  30. Аликсендер

    И всё же, «черемисы» — не является самоназванием. Уважающий себя народ не будет пользоваться чужим наименованием, зачем ? Есть своё. Да и чужое название зачастую оценочно «со своей колокольни».
    А в отношении Freda, давно уже все усвоили, что он «нтернационалист» — в неприятии, «оспаривании» всего марийского на марийском сайте.
    Какие же именно человеки для него «хороши» тоже давно известно:
    те, кто ему не возражает… Самомнение у него, конечно же, выше крыши, а вот «аргументация» слишком прогнозируема, — как в «Марийской правде». Можно и не читать.

  31. Аликсендер

    Более того, Frayd — универсален: он и «глобалист», и «имперец», и совецкий «интернационалист»… Противоречив он — за самоопределением. Однако, на ГТРК, может, именно такие и нужны.
    Но ничего удивительного: Маркел, к примеру, — он и «король»,
    и «римлянин», и «веронец», и «истый православный»…
    Дак в условиях «демократического централизма», с такой вертикалью-то власти, какими ещё могут быть fraydы ?

    • Frayd

      Ога, я за глобальный мир во всем мире. Я за то, чтобы обратно присоединить Украину и Белорусию к России — я имперец. Я за нормальные отношения между всеми национальностями, лишь бы люди были хорошие и работали, развивались, а не сидели на своей заднице за счет налогоплатильщиков — я интернационалист! Я универсален, но не противоречив.
      И кстати, вы слушайте онони…ма больше… На ГТРК я уже очень давно как не работаю. А в такой атмосфффэре Frayd’ы должны быть умными, образованными и беспресссстрастными… и скромными до кучи )))))).

  32. Аликсендер

    Но и спасибо Fraydу за его внимание к идеологической страшилке «национализм». Не мешает к ней снова вернуться —
    к любимому слову Fraydа в назидательных его утверждениях,
    с аргументацией ad hominem: «Национализм — это не хорошо»…
    «Национализм»-то, на самом деле, разный бывает.
    У этого слова во всех толковых словарях народов, освободившихся от колониальной зависимости, с распадом империй, — НЕ ОДНО значение.
    Без «национализма», в первом его значении, не возникли бы национальные государства… Для империй же, понятное дело, это слово ОДНОЗНАЧНО, имеет исключительно НЕГАТИВНОЕ значение…

    «Интернационализм» — он тоже разный…
    Под его знаменем тоже истреблялись миллионы «неправильных» человеческих жизней. В «аргументации» Fraydа явна отрыжка таким
    «интернационализмом»… Жаль, он этого не осознаёт. Вроде и неглупый парень… Впрочем, возможно, ему это осознание не выгодно. Но и не только ему…
    К стати, с распадом СССР не случайно появление такого шутливого изречения:
    «Интернационалист — это тот, кто может говорить только на одном языке, «интернациоанльном», националист — тот, кто говорит на двух-трёх языках, национальных» ( в адрес тех, кто рассуждает о «нужных» и «ненужных» языках).

    • Frayd

      То, что это идеологическая страшилка — вы будете объяснять паре крепких парней, которые будут бить Вас арматуриной в темном подъезде, за то, что у вас не тот разрез глаз или цвет кожи неправильный. Обычно такого аргумента хватает.
      Национализм в данном конкретном обсуждении — это постановка интересов своей нации выше других. Интернационализм — когда интересы должны быть общими. Вы в своих рассуждениях как всегда заходите настолько глубоко, что теряете основную нить. Про СССР ходило много шутливых изречений… но даже Вы, Аликсандер, не будете спорить, что в совке было много положительных моментов.
      И последнее, нет «нужных» и «не нужных» языков… есть живые и умирающие. Сами там определитесь к какому отнести конкретный язык.
      ЗЫ. Про аргументацию мне понравилось, но хотя бы я не использую её ad personam. Грацио.

  33. Tsikma

    Шотеш пиштӹмӹ Frayd, Марийцы – на 1000 человек с высшим образованием 118. Это самый низкий показатель по всем народностям. Откуда Ваша информация? За какой год? В Горномари знаю школы, где ок. 80 проц. выпускников поступают в вузы. Поэтому как понять вашу статистику?

    • Frayd

      Внимательнее читаем, информация по итогам переписи населения. Заходим на сайт росстата. Одно дело — ваши слова, другое — официальный докумет. Спорьте не со мной, а с ним.

  34. Кргори

    Фрайд и остальные! Не кичитесь! Вас пользуют помимо ,а может с вашего согласия хозяева жизни.Что в русских областях,что в Марий эл одна пустота,пьянство оставшихся на земле труженников.Работяги -они везде работяги независимо от национальности. А ты в фрайд по натуре шестерка и быдло.Не обижайся,а исправляйся! Учти,что посеешь,то пожнешь ! ! !

    • Frayd

      Вот, я про это и говорю, что вы не можете аргументировать свое мнение, не скатившись до оскорблений. Вот по этому и создается такое впечатление о народе, грустно. Я не обижаюсь, вы своими словами все о себе рассказали.
      А отмазываться словами «А что мы, вон — все такие» слегка не уместно…

  35. Кргори

    Фрайд! ! Тебя знают некоторые люди.Ты потвердил наш диагноз!

  36. Аноним

    Фашистушка Frayd съезди в свои русские деревни в Кировской, Нижегородской областей посмотри что там: полуразвалившиеся дома заросли бурьяном, крапивой и лопухом и пьяные Иванушки, как свиньи, в канавах валяются. В марийских деревнях хоть строят новые дома и причем за свой счет. И вообще вся сельская жизнь в Марий Эл держится на марийцах, русских деревень фактически не осталось. Вы все сбежали в поисках лучшей жизни в поселки и города и все засрали там. Строишь из себя образованного представителя высшей рассы, а элементарных вещей не освоил, что ценность человека не в национальности и корочках об образовании, многие из которых в последнее время просто покупают эти корочки. В марийских деревнях многие малограмотные марийцы мудрее, человечнее и лучше тебя урода.

  37. Юлвиче

    Frayd — болтолог. У него не было никаких фактов, которые в чем-то убедили бы. Он «огуглился», похоже. А иных источников в глаза не видел.
    Не спорь с глупцом, иначе не увидят разницу между вами. Не мои слова, но очень верные.

  38. Йошкаролинец

    Хех. Федор, Федор, тебе самому пить меньше надо, пусть даже и пива! Достаточно взглянуть на твою рожу и список твоих любимых баров, чтобы сделать однозначный вывод о том, что мозг твой давно атрофировался от пивного алкоголизма.
    Все твои ссылки яйца выеденного не стоят, просто потому что сегодня очень трудно отличить марийца от русского, особенно в городе и особенно в смешанных семьях. То же самое и в статистике. В городах давно все уже или указывают себя при переписи русскими или вообще не участвуют в переписи, а именно в городах обычно получают ВО, в деревне оно нафиг не нужно.
    Сужу в частности по коллегам по работе, половина из которых — молодые марийцы с высшим образованием и очень хорошие спецы, без которых фирма загнется, но в переписи никто не участвовал.
    Ну да ладно, все это лирика. Вот никак не пойму, зачем разыгрывать национальную карту в благополучном в этом отношении регионе? Хочешь получить еще один Татарстан или Башкирию? Или хочешь, чтобы в следующий раз марийцы выступили в Демьяново на стороне кавказцев? Что тобой движет? Хотя о чем это я. Если мозг атрофировался, какие могут быть вопросы…

  39. Аликсендер

    Что движет Фёдором ?..
    Когда наследники «пролетарского интернационализма» позиционируют себя с «гражданами мира» (!),
    то это свидетельствует о глубоком кризисе идеологии «интернационализма» в головах космополис-интернационалистов… Серьёзно относиться к «идеологемам» («национализм», «интернационализм»…) Fraydа нет оснований: в основе его
    «изма» — безыдейный… шкурный интерес…

  40. Аликсендер

    В отношении же: «в совке было и много положительных моментов»….
    В том-то и дело, что «моменты» не являются независимой, всёопределяющей и всепобеждающей категорией…
    Со временем, имеют обыкновение оборачиваться своей противоположность: безинициативностью, ленностью, аппатией, пьянством…

  41. Солнце

    Уважаемые соотечественники, земляки! Больно все это читать…Свое мнение выражаю следующим образом…1) давайте без оскорблений и поучительства будем выражать свою точку зрения, у всех она своя, которую все же надо уважать….2)Проблема национального самосознания не нова, более того, постоянна…до тех пор, пока на планете Земля будут существовать различные этносы…3) все мы в равной степени правы по разным сторонам данного вопроса, в т. ч. и уважаемый FRAYD…4) данная дискуссия показывает, что нам всем небезразлично где и как мы живем, среди кого мы живем ,и это вселяет НАДЕЖДУ на взаимопонимание и толерантность…5) давайте повышать УРОВЕНЬ ВНУТРЕННЕЙ КУЛЬТУРЫ, показывать собственным примером в семье, в работе, общении с друзьями, соседями, родственниками…в общем в социуме, что наш уровень понимания все же выше уровня люмпенства, быдлячества, пошлости и дурновкусия — всего того, что сейчас как сорняки растет и размножается ускоренными темпами по всей матушке России, а власть не может и не хочет противостоять этому, к великому сожалению, и наша работа — хотя бы на местном , локальном уроне — пытаться БЛОКИРОВАТЬ вышеупомянутые негативные явления…
    С уважением и надеждой ко всем Вам…

  42. Аликсендер

    Хорошее предложение, солнечное: «без оскорблений и поучительства излагать свою точку зрения»…
    Но для того, чтобы ИЗЛАГАТЬ, необходима, прежде всего, культура мышления…
    На это обратила внимание, к сожалению, одна Эльвира К.
    Если бы мы все серьёзно отнеслись к её предложению, меньше было бы и оскорблений, и «поучительства»: кто ясно мыслит и ясно излагает, тот сосредотачивается не на своей персоне — на сути излагаемого. Не склонен он и обижаться, обижать других…

    Однако, когда я читаю у «имперца»/ «космополита»
    (за самохарактеристикой), что он «за глобальный мир во всем мире»,.. становлюсь поучительным:
    Что такое «Империя» ? — государство, которое имеет колониальные владения. Вывод — колонизаторы за «глобальный мир» ?.. Им хочется иметь весь мир ? Или они — за «дрючбу» между народами (- от слова «дрючить»,.. — как выражался мой ироничный приятель, студент-африканец, в студенческие годы…) ? То есть, «… мир во всём мире» — пример мышления штампами, стереотипиями, лозунгами прошлого, за которыми реальная жизнь несколько иная,.. не простая, не совсем такая, как в представлении обидчивых полемистов.
    Без внимания к «концептам», «дискурсу», дискурсивному мышлению (Эльвира К.) содержательной, взаимополезной полемики быть не может — одни эмоции, и обидчивость… Тогда не имеет смысла тратить время на словесные перепалки: мыслим стереотипиями прошлого, пытаясь понять, что ныне происходит…
    За бокалом пива или покрепче — с концептуальным багажом прошлого — ничего друг другу не докажешь, не подскажешь, не убедишь.
    В случае же доказательной полемики, все мы пользуемся (в большей мере, не сознавая этого…) мыслями, соображениями друг друга.

  43. +++

    Праздник «Земля предков» в Ардах … красиво!
    http://mike-yola.livejournal.com/1089796.html#cutid1

  44. Пурлакид эрге

    Вся российская деревня пьет. В Марий Эл в сельской местности, в основном, живут марийцы, поэтому пьяная деревня оказывается марийской. В русских областях пьющая деревня оказывается русской. Не марийскую или русскую деревню называет Фрайд быдлом. Как раз пьющая марийская деревня и сохранила свою древнюю веру отцов, какую даже намного более многочисленная пьющая русская деревня не сумела сохранить. Не марийскую деревню называет быдлом Фрайд, а марийцев — жителей городов. И я согласен с ним. Это в городах марийцы перешли на чужой язык, это в городах марийцы забыли свою культуру и обычаи. Это в городах они превратились в быдло и стали опорой для поддержания власти Маркела. Это быдло – мочаевы, яковлевы, ивановы…Это они позволили превратить Йошкар-Олу в имперский русский город. Это марийское городское быдло позволило поставить в центре города памятник завоевателю, убийце тысяч марийцев. Должен сказать, что этот памятник воеводе – не просто памятник. Этот памятник – это гроб в виде памятника марийскому языку, гроб марийскому народу. В центре Йошкар-Олы стоит открытый гроб марийцам! И в этот гроб каждый день бросают живых маленьких марийских детей! Страшный и ужасный стон слышен оттуда, крик и плач маленьких детей,! Приходят к этому памятнику молодожены русских фашистов, фотографируются. Неужели они не слышат предсмертные крики маленьких детей? Позор этому городу! Позор жителям Йошкар-Олы! Быдло – это Ронго и ему подобные. Читайте его комменты: он постоянно обсир.ет марийцев и хвалит Маркела и братьев Одинцовых. Я не хочу общаться с таким быдлом, поэтому ухожу с этого сайта.

  45. Статистика

    Г-н, Frayd!
    Что касается употребления алкоголи в Марий Эл, где 43% составляют марийцы. Давайте обратимся к статистике.
    http://fsrar.ru/activities/gosudarstvennoe-regulirovanie-v-subektah-rossiisko
    Потребление алкоголя на душу населения в абсолютном алкоголе по некоторым регионам (на 01.01.2012)
    Марий Эл — 8,2л.
    Др. соседние нац. регионы:
    Удмуртия — 9,7 л.
    Татарстан — 9,5 л.
    Чувашия — 8,7 л.
    Др. регионы, где преобладают русские:
    Кировская обл. — 11,2 л.
    Нижегородская обл. — 8,4 л.
    Самый русский регион в РФ Вологодская область, там русских 96,5% — 9,6 л.

    • Ваша статистика летит к чертям из-за одного маленького гена, который отвечает за выработку алкогольгидрогеназы.

  46. Аноним

    «Генетик»,…. Дело не в генах. У монголоидов — не «один маленький ген», по сравнению с собирательным «русские» или «инородным» — мари, но они, как известно, не спиваются…
    Не нужно путать науку-генетику с навязанными «брендами» — мифологемами в конкурентном мире. Вы очень активны, но,
    к сожалению, жуете старые жвачки, ходульные мнения, давно уже опроверженные. Кстати, благодаря развитию биологии, генетики.

  47. Аликсендер

    Пурлакид эрге, уважаемый, зря Вы так обижаетесь, да и где логика ?..
    Бережёте себя ?
    Из-за 2-3-х «доброжелателей» Вы не хотите общаться и с Вашими
    единомышленниками ? Мне интересно и полезно было читать Ваши коменты.

  48. Аликсендер

    Среди практически, а не теоретически, «равноправных» человеков есть более «равноправные» и менее… Точно так же — и среди «уважаемых», к примеру:
    «старших» и «младших», русскроязычных и мариязычных…
    Но все мы, безусловно, уважаемые. К этому привыкли и как бы не сознаём…
    Более «равноправные», они и более категоричны (на что Пурлакид эрге и обижается), но по этой самой причине у них и с аргументацией проблемы.
    К примеру, уважаемому Fraydу — по причине обилия моих контраргументов (замеченному им) — «читать надоедает»…
    Сочувствую. Но ведь это не беда, и Frayd нисколько не обижается:
    Исходя из известной со времен счастливого прошлого сентенции:
    «У матросов нет вопросов», в отношении множества контраргументов, сочувственно позволю себе спросить у уважаемого Fraydа:
    Зачем Вам утруждать себя ? Берите пример со знаменитых матросов:
    они не то чтобы не дочитывают контраргументы до конца —
    вообще не читают. Будете читать только себя, с собой водить хороводы… Кстати, так поступает и наш Глава. Единственное его отличие (он ведь тоже «имперец») в том, что происходит это у него в стихотворной форме.

  49. Аноним

    Слово Мари с эрзянского переводится как чуткий. Если не прав поправьте.
    Русский, на марийском звучит «руш». Еще есть на марийском понятие «рушташ», тоесть опьянеть (это состояние когда человек ведёт себя не адекватно, затуманено сознание). А теперь задумайтесь, почему пьяных людей любой национальности народ мари стал наделять словом «руш-таш»(рушт-ен). Возможно объясняется все просто.
    Возьмём марийские слова: «ру» ру-аш(окончание аш) — рубить, «уш» — ум, «шт-ен» -слелал. И если предположить, что дошедшее до нас марийское (письмо) не отражает более раннюю разговорную речь народа мари, то можно сделать реконструкцию слова «рушташ».
    Ру-уш-шташ. Попробуйте проговорить. Вы не заметите разницу при произношении этого слова. Переведёте сами.
    Чтобы не возникало желание сразу возразить на данную трактовку перевода предлагаю взять два других слова: «ава» — мать и «кова»(кува) — бабушка. «Ку» — складывать, для примера возьмём условно русское слово «кулак», пальцы сложены вместе. Если приложить голову то значение «ку» — складывать обнаружится и в марийском( «ко-кыт» — два).
    И действительно бабушка — это «два раза мама». Но что самое интересное слово «ава», уже не складывается в слово «ко-ава», больше подходит «ко-ова».
    Как много условно «русских» слов можно объяснить зная марийский. Русский язык это всего лишь адаптированный для местного этноса «язык». В прошлом центр России населял легендарный народ «меря». Создаваемому новому народу «русскому» кроме новой веры нужен был и новый «язык». Ну и в ударные сроки, за один год создали Алфавит и письменность(кириллица). Чтобы местное население (аборигены) быстрее стали понимать смысл вновь создаваемых новых слов завоеватели из двух разных по произношению слова, но одинаковых по значению, соорудили третье и стали обучать через монастырские приходы. И т.д.

  50. MM

    Пуро кеце, маре шамыц!
    Вопрос о «кошерности» марийского бытия возник не случайно. Реальность такова, что люди сами, без прямого нажима со стороны властей, отказываются от своих корней. Как повысить мотивацию к изучению родного языка? Дети цыган и таджиков, родившиеся и живущие в районе, говорят на своих языках.
    Есть мысль впервые в истории НН области отпраздновать в этом году День марийской письменности в виде семейного конкурса по владению марийским языком. Бабушки и внуки выступят в сценках , споют песни, поговорят на заданные темы и почитают стихи на местном диалекте. Победители получат призы — пять, три и одну тысячу за первые три места. В жюри пригласим преподавателей МарГУ.
    Предварительно идея обсуждалась мной неделю назад в районной библиотеке. Там все «За». Кроме того, практически во всех деревенских библиотеках работают марийки, говорящие на языке, которые могут за три месяца помочь участникам подготовиться.
    У кого есть опыт проведения таких мероприятий? Проводится ли по такой конкурсной схеме с призами в районах Марий-Эл День марийской письменности с финалом в Йошкар -Оле?

  51. Аноним

    Утарыше Юмо уло — Иисус Христос, тудо Ош Поро Кугу Юмым ончыкташ волен. Если тыгак курыклан, колшо айдемылан и т. д. кумалаш туналына, то колена.

    • Тынеш пурышо

      Чаманен каласыман, Исус Кристос (але кристиан тын = христианстве) Российыште марий-влаклан утарыше огыл марий калыкым пытарыше улеш. Марий калыкын ончычрак тынеш пурышо ужашыже касвелне ила: Кострома, Угарман, Киров область, курык марий-влак. Нуно ик эн чот рушаҥше але йӧршын рушыш савырныше улыт. Ортодокс (православий) черке шукыжым рушла гына ышта. Мыйын изишак лютеран черкылан ӱшан ыле, нуныланат икымше верыште — кристиан тыным шарымаш, марий йылме кокымшо верыште. Й-Ола лютеран черке ынде шукыжым рушла гына ышта, Пошкырт кундемыште Пӱрӧ черкым вуйлатыше Слава Абдуллин марла шотшо дене ойлен ок мошто, йочашт-влак рушла кутырат… Икманаш кристиан тын марий-влакым рушыш савыра. Садлан марий лийын кодаш шонена гын лач чимарий йӱла гына полшен кертеш.

  52. Аликсендер

    Конкурсы — хорошее дело, но достаточно ли этого ?

    «…и почитают стихи на местном диалекте» — А почему на «ДИАЛЕКТЕ» ?
    Отказываются-то от родного «ЯЗЫКА» ? Отказываются, может, и потому, что «развивается» (может ли он вообще развиваться) на уровне лишь диалекта ?…
    Прежде, давайте обсудим, а что, на наш взгляд, влияет на мотивацию к изучению родного языка вообще и в наших условиях в частности ? Почему «люди САМИ отказываются от своих корней» ? И уже после этого:
    Что же нужно и можно предпринимать с целью повышения мотивации. Ведь что-то делать возможно лишь осознав, что собственно происходит в языковой жизни мари в «своей» республике.

    Конкурсы хорошее дело, если подойти к этому серьёзно. В частности, они могли бы выявить состояние языка/диалекта «на местах». Если не формально к этому подойти — на суд специалистов.
    Конкретно. И не субъективно. Если я не всё учёл, меня поправят, добавят к сказаному мною.

    • Эльвира К

      Почему “люди САМИ отказываются от своих корней” ?
      Особенно удивляет то, что у марийской интеллигенции зачастую дети не говорят по-марийски. Действительно, а почему?

      • Ик марий

        Очень хороший вопрос. И причем вот эти говорящие со своими детьми (внуками) представители «марийской интеллигенции» очень не любят такие прямые вопросы. Я тут одному известному деятелю задал такой вопрос и сказал, что будущее марийского народа не зависит только от твоей активности в общественной сфере, творчества (пусть оно связано и с мари), а прежде всего от того говоришь ли ты со своими детьми по-марийски. У него жена марийка, а дети русскоязычны. И что вы думаете? Он на меня наорал, обозвал всячески и в свои пожизненные враги записал! А что я такого сказал? Потом вижу в одной из марийскоязычных газет большую статью, где его расхваливают какой он молодец, активный делает то се для мари, ну прям святой, отпечатай его фотку и в Юмынлук повесь. И НИ СЛОВА, что он в семье говорит по-русски и что его дети русскоязычны. Вот так мы привыкли врать, самовосхищаться…

        • шӱвырзын уныкаже

          А мый тыге шонкалем. Очыни оласе мари шанче, тӱвыра да мер пашаеҥ-влак илышыште шуко мыскылтышым колыныт, ала тыршымыштлан пашадар оксамат нунылан шагалрак тӱленыт. Тиде амал дене икшывыштым чаманен, ончыкылык илыш корныш шогалташ тыршат. Оласе школлаште туныкташ чарненыт да шонат, мари йылмым тунемме деч пайдалыкшат ок лий. Тыге илен вашке монденыт марий шӱлыш ден илыш йӱлам. Шагал кодыныт, кудо шарнат, кузе кугезе коча-кован сугыньыштым шукташ, илышыште виян лияш, ваш-ваш полшен шоген, марий калыкым тӱзландараш!

        • Не верь тварям

          Да чо уж, обнародуйте имя святого подвижника. Раз всё равно в пожизненные враги записал. Не из ОДО ЭЛ, часом?

  53. Никитин С.П.

    Конкурс — дело хорошее, если он вызовет новые начинания — проведение праздников на марийском языке, семьями. И если такие мероприятия будут проводиться регулярно, то говорить по-марийски, станет «кошерно». Хорошая идея!

  54. Аликсендер

    Ну почему всё сводится к «проведению праздников…» ? А будни марийского языка ?.. Неужели отличие марийцев — в праздничестве и языковая жизнь у них — по сути своей исключительно праздничная ?

  55. Rongo

    Что за выражение «КОШЕРНО»? Переведите на нормальное выражение.

  56. Татарин

    А у нас помню в классе было позорно быть марийцем, но это было в 90 -е года.Щас обстановку не знаю, но думаю ничто не изменилось

    • Аноним

      Да, городские дети мари стесняются своей национальности, т.к. растут во враждебной среде (это на своей земле). Никто в Марий Эл не чувствует себя человеком второго сорта: ни татары, ни русские, ни евреи, только марийцы.
      Надеюсь, придет время, когда народ мари вспомнит о своем достоинстве.

      • Эльвира К

        «Никто в Марий Эл не чувствует себя человеком второго сорта: ни татары, ни русские, ни евреи, только марийцы.»
        А почему? что за такой специфический комплекс?

    • Эльвира К

      насчет школы не знаю, а в вузе среди студентов давно уж без разницы. Закомплексованность ощущается у тех, кто постарше.

  57. Кргори

    Татарину. В начале 60-тых я учился в школе в Волжске.Ходили друг другу в 5-7 классах. Бывая у Ильдуса в гостях он запрещал при мне матери говорить по-татарски,Ринат вообще не говорил по-татарски. У Шамиля и Якуба в семье говорили только по -русски.Лет через двадцать встретился с Ринатом.Он так и не научился говорить по-татарски.Ильдус женился на русской,растут две дочери-русскиие. .
    Я часто, учась уже в 8-м классе, вместе с одноклассниками ездил на велосипеде выходные к бабушке.Утром выезжаешь,днем гостишь,вечером возвращаешся.Бабушка всегда угощала нас пэрэмэч,когылэ.Я даже не знаю,могла ли она говорить по- русски.Недавно был в гостях у друга на 65-летие.Он вспомнил бабушкины угощения.

  58. Мари одо эрге

    Мари увер сайтыште марла шукырак ойлена гын марий калыкым пагалымынам ончыктена ыле дыр ман шонем. Шукырак марийжат ушна ыле дыр. Марий кылым, марий йулам марла кутырен нолталман. Кушто марийлык шагалемаш туналеш, мари патырлак гай марий мут ден марий калыкым ончыко ужман. Вот тыгай шонымаш вуйыш пурыш чыла комментарийым окышымат.

  59. Rongo

    Вот мари одо эреге дене пеш келшен толам. Раз сайд мари калыклан чыланат марла возаш должн улыт. А то рушла ваш ваш мутланена, моло калык-влак лудыт мемнан учашымынам и вес семын мари калык- -влак нерген шонат. Мыйын совет, тиде кече гычын чыланат марла возаш туналына.

    • шӱвырзын уныкаже

      Эше ешарем, MariUver вуйлатышылан, иктаж кӱшнырак лиеш вет пыжыкташ марий буква-влакым? Товатат, южо комментарий возымым умылашат, лудашат пеш йӧсӧ.
      Ҥ ҥ Ӧ ӧ Ӱ ӱ Ӓ ӓ Ӹ ӹ

      • wordpess.com-ышто тыгай йӧн уке ман шонем. Мыйын вет посна WordPress программе огыл, тидын негызеш ыштыме блог веле.

        • шӱвырзын уныкаже

          Умылышым, тау вашмутланда.
          Содыки иктаж пурла могыр рубрикыште увертарен кертыда вет, але ссылкым пыжыктыза «марий буква-влак». Марий ТВ-ште ала иктажгӧм паледа дык каласыза нунылан, тек интервьюшко Андрей Чемышевым ӱжыт умылтараш, кузе марий буквам клавиатурыш вераҥдаш. Тиде вет пешак кӱлешан паша.
          Тек мари калык шонымашыштым яндар возгалат.

  60. хитрый индеец

    Решено развивать марийский язык в компьютерных технологиях, интернете. На конференции обсудили актуальные вопросы компьютеризации марийского языка.
    http://mari-el.er.ru/news/2012/12/7/resheno-razvivat-marijskij-yazyk-v-kompyuternyh-tehnologiyah-internete/

    • хитрый индеец

      Посмотрите на заголовок о чём говорят марийские единоросы, потом посмотрите на их сайт по ссылке и найдите там ошибку в марийском языке 🙂 бреееед.

  61. nike

    Я не чисто кровный марииц(на 1/2 русский) и живу я не в деревне,и выгляжу я не как они(щас большенство-это маленькие узкоглазые дрыщи),но я воспитан бабушкой-марийкой,а она была доброй,милой и очень веселой старушкой,вот и я милый,добрый юморист)хотя зря вы так говорите,мол марийцы так говорят,потому что образа нет хорошего…Я в википедии забил марийцев,так там столько талантов было…писатели,поэты и режиссеры(и это лишь часть).

  62. Аликсендер

    А что, нечистокровный, но милый и добрый nike —
    такой большой и широкоглазый ?! А на каку-таку 1/2 удался ?
    На ширшу ?
    Ну красавец ! Покажи личико-то !!

    Вопрос хитрому индейцу:
    С внедрением марийского языка в компьютерные технологии все марийцы переместятся из реального (реально марийского) мира в сугубо виртуальный ? И таким образом, «никому не помешают» уже своими марийскими запросами, марийским языком, культурой ? Современная-то тенденция такова, что реальный мир Марий Эл всё мене и менее марийским становится,
    — исходя из соответствующего директивного принципа. Добровольно-принудительного.

  63. Аликсендер

    В отношениях:
    марийская интеллигенция — марийский язык пример Ик марий
    (06. 12. 12) красноречив… Действительно, нет оснований величать мари интеллигентом, не осознав жизненную важность его речевого поведения. Непонимание его жизненной важности не отвечает значению этого слова (лат. «понимание»). Скорее, это пока ещё
    «недоинтеллигенция»… Причина в старой проблеме: «по капле выдавливать в себе раба», избавляться от внушенных комплексов.
    Но избавляться надо и этом ДРАЙВ ! Чувство того, что НЕ ЗРЯ ЖИВЁШЬ !

  64. Елена

    Я тоже не могу понять марийцев, косящих под русских, татар или иные национальности. У нас в Татарии тоже много марийцев, коверкая слова, говорящих между собой на татарском (русском). В нашем роду тоже переплелось достаточно народностей.Прапрадед мой был пленным турком, от него передаются до сих пор и низковатый рост, и вздорный характер, и сильная кучерявость волос. Но все последующие поколения женились или выходили за марийцев, потому я считаю себя марийкой. И горжусь этим.

  65. МОСКВИЧ

    МЫ ВЕЛИКИЕ ЧЕРЕМИСЫ! ОТ НАШЕГО ИМЕНИ СОДРОГАЛИСЬ ВСЕ НАРОДЫ ОТ АЗИИ И ДО ЕВРОПЫ! НО СЛЕПАЯ ИДЕЯ СОЗДАНИЯ СВЯЩЕННОРИМСКОЙ ИМПЕРИИ ГЕРМАНСКОЙ НАЦИИ И ВСЕМИРНОЕ МАССОНСТВО СДЕЛАЛИ СВОЕ ДЕЛО(СПЕЦИАЛИСТЫ ПОЙМУТ И ЗНАЮТ О ЧЕМ Я). ХРИСТИАНСТВО МЫ ПРИВЕЗЛИ ИЗ ВИЗАНТИИ.А НЕ ПРИДУМАННЫЙ ВЛАДИМИР. ТАК НАЗЫВАЕМЫЙ «РУССКИЙ» ЯЗЫК СОСТОИТ НА 40-50 % ИЗ МАРИЙСКИХ СЛОВ И ЭТО НЕ ПУСТЫЕ СЛОВА. А ЯЗЫЧЕСТВО НАМ ОСТАВЛЕННО ДЛЯ САМОУНИЧТОЖЕНИЯ,ЧТО СЕЙЧАС И ПРОИСХОДИТ.

    • Аноним

      Стеб не удался, слишком топорно и примитивно.
      Или курнул чего?

  66. Аркадич

    КОШЕРНОЕ питание — питание маясом, не имеющим остаточной энергетической информации при убийстве животного для питания.

  67. Антирусня

    Это не марийцы, это уже русские. Бухать — исконно русская традиция.

  68. Аноним

    Приходится констатировать, что национальная политика в РФ буксует, местами проваливается. Наблюдается дискриминация коренных народов страны. Пора уничтожить уже эту империю, в первую очередь империю в себе.

    • Абсолютно верно! Под империей в себе я понимаю комфортную жизнь с полуправдой, которая нуждается в постоянной и дорогостоящей подпитке новой ложью и рассчитана на быдло. Только личности вкусившие радость освобождения обретут истинное бытие. Жизнь мне дана один раз и я не имею права расточать ее в угоду (или на угодничание) толпы. Я сын Вселенной и кроме Всевышнего(Он же есть Истина и Любовь) никто мне не авторитет…Убивать в себе раба…

  69. Аноним

    Легче быть негром в Америке чем марийцем в России

  70. Лизук

    Йылме тиде поянлык! Йылмым нимо денат пытараш огеш лий! Уло ӱмыр мучко, вожылын илаш огеш лий.Ошо улат гын ,-ошак кодат, а шеме улат гын,- шемак лият! Шке аван йылмыжым, шотлен илен огыда мошто гын,а могай тый айдеме улыда? А кӧ тендам шотлаш тӱҥалеш? Кӧлан кӱлыда? Молан йӧрӧда? Молан шкендан вуйдам ,шке аҥыртареда?Мари улам манын кугешныман! Лӱдын,вожылын ,вуйым ӱлык сакен,- кошташ огеш кӱл! Вольыкат шке йылмыжым умыла,а мари айдеме,- вара вольык дечат аҥыра мо?

    • Лизук

      Напоминю всем, кто не знает свой родной язык.-,Попугай много языков знает,а свой не забывает и с другими языками не мешает!!!»

  71. Аноним

    мари — это щэрэмисы

Добавить комментарий