Марийцы – не финно-угры, а потомки булгар?

Зашел на финно-угорский сайт «Уралистика». Заметил неприкрытую враждебность к марийцам. Поучаствовал в конкурсе на сайте FINUGOR, назвал финно-угра братом, а в ответ услышал брань. Если бы только от одного – все финно-угры набросились на меня и стали гнать с сайта. Почему? Разве марийцы — не финно-угры? Почему гонят марийца с финно-угорского сайта? Финно-угры ли марийцы?

За долгую свою жизнь впервые усомнился в этом. И решил разобраться. Конечно, сначала обратился к истории. Только не к русской, т.к. Екатерина переписала русскую историю и там трудно найти правду. В последнее время в печати появились арабские, персидские, турецкие исторические документы, ранее неизвестные российским историкам. На основе новых документов написана история Булгарского государства. В этой истории есть и о предках марийцев.

Например, З. З. Мифтахов «Курс лекций по истории татарского народа». Государственный Педагогический Университет, Казань, 2002 г.
Лекция 9. Волжская Булгария – первое исламское государство в Поволжье

«Пока его политические противники не начали активно противодействовать, Джилки (правитель Булгарии) решил заняться расширением пределов своих владений. С этой целью в 865 г. он отправился на север, к устью реки Тамтазай. Здесь находилась ставка правителя бершудских моджар по имени Куш.

Бершудские моджары — это исторические предки современных марийцев (Finnic people, aka Cheremis, Vyatiches). Куш без сопротивления признал власть царя Булгар Джилки. Его владения в Прикамье вошли в состав Волжской Булгарии в качестве удельного княжества Бершуд.

Желая продемонстрировать свою преданность Кану (царю) Джилки, Куш совершил несколько походов на северо-запад и северо-восток от своих владений. На северо-западе князь Куш дошел до местности, где впоследствии возник город Кострома. Границей владений Волжской Булгарии он объявил реку, которую назвал Куш-Урма (modern Kostroma). На берегу этой реки построили крепость, которую также назвали Куш-Урма (впоследствии на этом месте возник г. Кострома).

На севере князь Куш подчинил Волжской Булгарии (Finnic) племена, жившие в бассейне реки Бий-су (р. Печера,) и на берегу Карского моря (Кар дингезе). Территории, присоединенные князем Кушем к Волжской Булгарии, стали известны как провинция Бийсу, т.е. Печерская. На западе ее граница проходила по берегу озера Белое (Белоозеро), на севере — по берегу Карского моря, на востоке — по левому берегу Печеры, на юге — по правому берегу Камы (р. Чулман)…»

Ого! А я все удивлялся, почему ученые говорят о черемисских районах в 19 веке в архивах области.

«Таким образом, первоначально административно-территориальное устройство Волжской Булгарии выглядело следующим образом:

1. Удельные княжества:
1.1. Булгарское — центр г. Булгары.
1.2. Эсегельское — центр г. Сульча.
1.3. Барынджарское — центр г. Нур-Сувар.
1.4. Бершуд — центр поселение Тамтазай.

2. Провинции:
2.1. Бийсу — центр крепость Колын (совр. г. Киров).
2.2. Байгул — центр поселение Байгул на р. Обь.
 2.3. Ура — центр крепость Аяалшр Султан (совр. г. Елабуга)…»

Значит, марийцы вошли в состав Волжской Булгарии будучи в равноправном княжестве (вот почему не было татарских владений на землях мари) и завоевали для Булгарии огромные территории. Читаем дальше.

«Бершудским моджарам, а также Башкортам, жившим между реками Сак (3) и Сок, он предложил служить в урме ополченцами. Кроме того, они должны были выделять по 4 тысячи всадников для службы в курсыбае. За службу в урме и курсыбае им царь снизил вдвое дань по сравнению с остальными подвластными Кану племенами. Поскольку бершудцы и Башкорты жили за счет рыбной ловли, охоты и войны, а земледелием не занимались, то они охотно согласились с предложением Джилки… 

В 895 году, в год вступления Алмыша в должность Кана-царя Волжской Булгарии, была проведена перепись населения во Внутренней Булгарии. Оказалось, что здесь проживает 550 тыс. человек. Из них 200 тыс. были Булгарами, говорящими на Сабанском наречии тюркского языка (в 909 г. их стало 320 тыс.), 180 тыс. — ары, 170 тыс. — моджары (1; 48)». Значит, у марийцев уже в 9-ом веке была военная конница!

«После смерти в 900 г. муллы Микаиля Кан Алмыш сменил владетельных князей в нескольких областях — провинциях и вынудил значительную часть бершудских морджан принять Ислам…» Значит, значительная часть марийцев перешла в ислам и, наверное, обулгарилась, т.е. сейчас находится в составе татар.

«Подобным же образом он хотел заставить принять Ислам тех Булгар, что остались приверженцами старой Булгарской веры (Tengriism). Принуждение язычников к переходу в Ислам вызвало возмущение в стране. Удельные князья собрались в Буляре (Биляре) и продиктовали Кану следующие условия:

— Кан прекращает принуждать язычников к переходу в Ислам;

— Кан признает наследственные права Бырака на Бершуд, Аскала на Эсегель, Марджана на Арбугу и Джулута на Нур-Сувар;

— Кан берет с этих владений строго определенную дань и в остальном ни на что в них не имеет права;

— Кан не имеет права появляться в этих владениях без разрешения их биев как один, так и с войском, и сообщается с ними посредством своих послов в них;

— бии четырех владений не дают Кану воинов иначе, чем по своей доброй воле и, в случае совместного с Каном или своего собственного предприятия, имеют с ним договорные доли добычи“ (1; 55).

Кан Алмыш вынужден был согласиться с предъявленными владетельными князьями требованиями. Страна оказалась на грани развала… «

Лекция 10. Первые булгарские государственные образования

«Субашами с 922 г. стали называть землепашцев — мусульман. Они платили “государству только минимальный и строго определенный налог деньгами, скотом, мехами или продуктами“ (1; 67). В случае необходимости этот налог могли заменить другими повинностями: строительством дорог, мостов, казенных зданий и прочим“ (1; 67). На войну субашей не брали. В случае нападения противника на Волжскую Булгарию они обязаны были составлять ополчение…»

«Чирмыши или ак-чирмыши — это государственные крестьяне-язычники (Tengrians). Они “платили налог в размере субашского и, кроме этого, находились на военной службе. Во время войны они получали часть добычи. На военные сборы они должны были являться в полном вооружении, которое приобретали на свои средства. Любой воин в случае обнаружения у него недостатка в вооружении мог быть казнен на месте“ (1; 67). Такое же наказание ожидало того, кто проявлял неуважение к оружию: во время отправления естественных надобностей не снимал оружие с себя и не клал его на землю…

Государственные крестьяне-язычники (Tengrians) Внутренней Булгарии подняли мятеж. Мятеж возглавил Бырак и его сын Бел-Субаш. Бырак (прежний владетельный князь Бершуда) был катавылом, т.е. комендантом крепости Шепше. Бел-Субаш был командиром отряда, охранявшего Булярскую дорожную станцию с постоялым двором, т.е. мензелем. Мятеж начался летом 925 г. Мятежники потребовали возвращения к порядкам Алмыша и смещения Бакира (1; 75)»

«В 930 г. ситуация резко ухудшилась. Летом была засуха. К зиме начался голод. Тем не менее сборщики налогов забирали у людей последние припасы. Несмотря на голод, кан Газан заставил чирмышей строить укрепления вокруг Буляра. Бырак и Бел-Суваш вновь подняли восстание. Повстанцы укрепились в округе Улем. Кан Газан со своими уланами направился туда. Он расположился в городке Атряче, неподалеку от лагеря повстанцев и отпустил большинство уланов грабить жителей округа. Узнав об этом, Бел-Субаш ночью атаковал кана Газана. Захваченные врасплох немногочисленные уланы были перерезаны. Газан был обезглавлен. Его голова была воткнута на копье и выставлена на обозрение в центре Атряча».

Так-то, шутки плохи с чирмышами. Они были военными людьми и участвовали во всех военных походах татар (булгар). Вот почему русские летописи говорят о набегах татар и черемис. Булгары и чирмыши были как два крыла одного войска. Должно быть, велико влияние булгар на чирмышей, т.е. татар на мари. Какое же?

Посмотрим влияние татарского языка на марийский. Есть работа Айрата Галимзянова «Татаро-марийское родство — и в языке, и в генах». Автор утверждает, что в марийском языке около четырех тысяч татарских слов. Это безумно много. Если бытовой язык составляет 8 тыс. слов (остальные не в счет, т.к. придуманы лингвистами), то 50% слов в марийском языке татарского (булгарского) происхождения?! Плюс к этому 20% слов иранского происхождения, 20% русского, то на финские слова останется 10%.

Какие же марийцы — финно-угры? История у марийцев – булгарская. Язык (лексика) – в основном булгарская. Музыка – булгарская, мало кто отличит от татарской. Вера – языческая, не финно-угорская. Все финно-угры давно перешли в христианство. Характер – упрямый и упорный, не финно-угорский вялый и инфантильный. Поэтому остались единственными язычниками в Европе.

Менталитет – не финно-угорский. Конкурс «7 чудес финно-угорского мира» наглядно показал это. Марийцы так не по-финноугорски активно участвовали в этом конкурсе, намного опережали по всем номинациям и организаторам, похоже, пришлось пойти на подлог и убрать у марийцев около десяти тыс. голосов.

Так что, марийцы — потомки булгар.

В.Гакс

Источник: Булгары — возрождение

46 комментариев

Filed under Статьи

46 responses to “Марийцы – не финно-угры, а потомки булгар?

  1. L.

    Спасибо! Конечно же нельзя сказать, что в статье мне все понравилось. Но задумываться она заставляет. Марийцы, действительно, какие-то «необычные» фино-угры. Есть что-то в нас странносато-особое. Уверена, это связано не только с нашей культурой, религией, этноментальностью, но и историей, которую мы вообще не знаем. Много лет нам вдалбливали историю угодную, для кого-то правильную и идеологически сдержанную.
    Считаю, что академическое учение истории поволжских народов сильно искажено.

  2. Irina

    Только эстонцам об этом не говорите. сейчас марийцы в Эстонии в почете как родственные «души». а прочтут — начнут прессовать как русских))))

  3. татарская пропаганда — они в своих всех готовы зачислить.

  4. ABTOXTOH

    Статья из популярного ,в последнее время, жанра фантастики-альтернативная история.Марийский язык, как пирог, состоит из большого количества наслоений от влияния на него языков разных народов- родственных финнов, угров, индоиранских,арийских,тюрских, славянских. В марийском языке много слов татарского происхождения , но никак не 50%. Лексика своя, не говоря о грамматическом строе. История, богатейшая, у марийцев тоже своя ( к сожалению плохо изученная и часто сфальсифицирована ) , а не булгарская, хотя тесно связанная, Видимо огромное количество народа мари ассимилировалось с другими народами . А старые марийские песни разве похоже на татарские мелодии? И менталитет свой- марийский ( лично я быстрее найду общий язык с финном или карелом,чем с татарином).

    И дело даже не в этий различиях. Утверждая о родстве соседних народов, будь то татар и мари или мари и меря, подобные современные авторы никогда не ссылаются на археологические материалы и этнографию, а учитывают только заимствования в языках добавляя свои умозаключения . А правда находится «под землей» и устной памяти народа. Учитывать нужно все- антропологию,этнографию ,культуру, результаты раскопок. Тут уж никак не спутаешь татарина- булгарина,в прошлом в большинстве своем кочевника — скотовода и лесного охотника — земледельца мари.

  5. Ходжан манджи

    Уснуть не могу. Все мерещится многотысячная марийская конница прущая через Большеземельскую тундру на Югорский Шар и к устью Кары, дабы засавить предков ненцев ежегодно возить дань песцами булгарскому кану на Вятку, где, на месте нынешнего Кирова, стоит столица Печерского улуса Великой Булгарии. В моих грезах марийские лошади мощными ударами копыт разбивают лед и поедпют ягель, а марийские подданые кана с мечами бросаются в атаку на белых медведей. Большей тфантасмогории и представить сложно. Кошмарами я теперь на неделю вперед обеспечен

  6. Аноним

    Нормально, для меня марийцы тоже братья, мой дед по материнской стороне был марийцем 🙂 хоть мы и не общались. А то, что пишут…. надо чувствовать. Я приехал в деревню русскую рядом татары, пьют все….. и русские и татары, и даже единственный немец, кто не пьет живет за высоким забором, а подружился я с одним дедком, он оказался и авторитетным и умным, дак он мариец. Он так и говорит,- Я сын марийского народа :))) Мне лично хорошие марийцы братья, тем более если это взаимно. И не знаю, кто так к Вам отнесся…. наверное там меня не было.С двоими уже справиться не так легко.

  7. Язычество сохранилось не только у марийцев, оно сохранилось, и досих пор ведутся моления у удмуртов Башкортостана.

  8. Аликсендер

    В отношении «кто от кого произошел»:
    Разве только булгаризация марийцев была ? Никто в этом не оригинален.
    И в монголы «записывали» кого-угодно, и в хазары, и в булгары, и в татары, и в русские… Величие одних, как известно, обеспечивается присовокуплением, начиная с ближних и продолжая всё дальними и дальними,.. и чем дальше, тем — «величнее»…
    Любой народ испытывает различные влияния, в его этногенезе могут участвовать и участвуют разные народы, но пока не «размыто» этническое ядро, до тех пор и жив народ.
    Задача теоретиков «кто от кого произошел» — присовокупление в пользу себя, «великих».

  9. Аликсендер

    В этой связи, понятно и почему Ходжан манджи «уснуть не может»…
    — он идентифицирует себя с другими «великими».

  10. Аликсендер

    В отношении «языкового аргумента»: скажите, сколько в русском языке собственно русских слов ? А на Балканах, в болгарском языке — собственно булгарских ?

  11. Пурлакид эрге

    Японо-мать!

  12. Аноним

    «в марийском языке около четырех тысяч татарских слов. Это безумно много. Если бытовой язык составляет 8 тыс. слов» — Почему равниваеш неравных? Эти 4 тыс. слов не обязательно в бытовом языке! Живом языке 100 тыс. слов. Если от них 4 тыс. татарских, …

    • Ну, вообще-то, считается, что активный словарный запас человека составляет 5-10 тыс. слов, а пассивный 30-50 тыс. Сколько в марийском языке слов, сказать трудно. В 10-томном Словаре марийского языка более 40 тыс. слов, но сказать что он полный и содержит все слова нельзя.
      Что касается тюркских заимствований в марийском языке, их довольно много. Этой проблемой занимался марийский ученый Н.И. Исанбаев и список его трудов найдете здесь:
      http://old.marsu.ru/pub/iff/prepod/isanbajev.doc

  13. Аликсендер

    В марийском языке значительно больше собственно марийских слов, нежели собственно русских — в русском. Этимологам-руссистам это известно. В этом, кстати сказать, богатсво русского языка и величие… Заимствуют-то не только территории, материальные ценности…
    И не чувствуют себя ущербными, отнюдь: «За нами Россия!…».
    Главное, чтобы марийский не вытеснен был полностью русским.
    А это и происходит…

  14. Шочмо

    Волжские булгары, численностью не более 500 семей прибыло с Великой Булгарии (побережье Черного моря) , а часть ушла на запад, образовав там современную Болгарию. И начали свою жизнь в волжско-камском регионе торговлей с местными племенами черемисой, чувашей, мордвой и вотяками. О чем пишет историк Ф.Егоров в книге 1929 года «Материалы по истории народа мари», репрессированный в 1937 году, который утверждал что меря это западное ответвление тех же мари, что свидетельтвуют раскопки и быт современных наследников меря.

    • ABTOXTOH

      Вопрос о родстве меря и мари открыт и наверное никогда не будет решен. Языка меря не существует. Результаты раскопок как раз говорят об больших различиях в погребальном обряде, украшениях мари и меря.Да и меря были тоже не однородны. На границе расселения народов различия сглаживаются. Скорее всего часть меря были ассимилированы более пассионарным народом мари , так же как часть русифицирована. Мари начиная с начала веков представляли серьезную политическую и экономическую силу. Вот видео еще раз хотел бы предложить для просмотра. http://www.youtube.com/watch?v=8mBEvg1pXG8

  15. tatarin

    да-да есть такие в Казани, говорят что они не татары, а булгары. с нашей историей легко можно запутаться. но факт остаётся фактом: в Волжской Булгарии и в Казанском ханстве марийцы были полноправным народом. и наши предки жили в мире, поддерживали друг-друга. я вообще считаю что государственность первого волжского государства держалась не только на прародителях татар, а вообще на всех народах. это была своего рода коалиция народов.
    смело можно задуматься и над таким вопросом как была ли государственность у марийцев. я считаю была. потомучто Волжская Булгария это единое государство булгар, предков татар, чувашей, марийцев и остальных. так что у всех наших народов был опыт государствообразования.
    подумайте как кавказцы друг-друга поддерживают, вроде бы нации разные но с одного региона, всегда вместе. такое же но поволжское должно быть у нас!

    • iht

      я согласен с татарином почему бы нам поволжцам так же не обьеденяться

  16. Rongo

    Татарин правильно говорит, с ним можно согласится.

  17. Mogauk

    Давненько не читал подобного бреда. Особенно того, что касается «Кирова-на-Печоре» и булгарских владений до Карского моря…Видимо, эти местности где-то близко расположены на булгар-марийском глобусе. Вот до чего ЕГЭ людей доводит! Что же касается «православности» всех финно-угров, то, наверно, небольшую часть из них в порядке исключения можно вывести из православия: напиример, католиков венгров, протестантов финнов и эстонцев, НАСТОЯЩИХ (а не модерновых) язычников хантов и манси…

  18. Аноним

    торъял:

    татарстан усиленно готовится проглотить марий эл, рассказывая
    байки типа, что якобы только в составе татарской булгарии марийцы жили счастливо.

    миклай:

    ильдар кутлуюлов:
    «Музыка. внешность, характер марийцев очень похож на казанских татар.Особенно танцы…»
    — Очередные байки,придуманные татарами о рассовом превосходстве татар над марийцами.

    mari:

    ильдар кутлуюлов:
    Музыка. внешность, характер марийцев очень похож на казанских татар.
    — мне кажется, что у татар все марийское: и музыка, и внешность и т.д.
    Источник: Булгары – возрождение

  19. tatarin

    может быть статья некомпетентная и не авторитетная, но появляются определённые мысли. на кавказе множество языковых семей, разные веры — ислам, православие, армянский католикос.
    Но в поволжье так же. тоже различные семьи славяне финноугры тюрки и другие. религий тоже много — протестанты, православные мусульмане, язычники. у нас великая история и все мы соседи. что нам мешает объединиться в единый дом? надо помогать друг-другу!

  20. Аликсендер

    Надо помогать друг другу, интересуясь друг другом, уважая друг друга. Тогда мы — сила.

  21. А. Курык-ку:

    Очень интересно. только у меня вопрос: почему марийцы, в основном, в состоянии понимать татарский и др. тюркские языки. а вот обратного нет. это один из факторов, который означает, что марийский язык был основой для появления других наречий. приведу небольшой пример. есть имя САЙДЕМИ- это у чеченцев. когда я спрашивал они не знают, что означает это имя. но это не что иное как составное слово и образовалось оно от двух марийских слов: Сай Айдеме. Есть река на границе Дагестана и Чечни — Аксай. не всякий старожил мог объяснить , что означает имя этой реки на их языке. но все очень просто у марийцев: Ак Сай. Есть род Аксаевых и в горномарийском районе, и в других районах. На территории Чечни очень много имен и фамилий , которые смело можно сказать — марийского происхождения и очень легко объясняются марийцем, немного знающим свой язык. Точно также и с казахским, киргизским ( а если точнее, то кыргызским) и татарским и башкирским и другими. не говоря уже об эстонском или финским языках. но камень брошен. И задача теперь развалить очередной форпост, выступающий непреодолимой преградой на пути образования уже новой общности людей- россиян, российского народа. такой силой выступает финно-угорский мир и марийский народ, как считают,со своей уникальностью — язычеством. вопрос : для чего это надо? Столько средств, энергии тратится для того чтобы один народ победил другой. А что потом? Наглядный пример: была Орда, а еще ранее Византия и др., Российская империя, Советскя империя, что от них осталось? На мой взгляд, если политика государства направляется на ущемление какой-либо народности, то это первопричина разобщения, потери патриотизма и других нравственных начал. Если так мы будем продолжать , то немного еще времени остается. не пора ли уже остановиться. Всем спасибо.

  22. Пурлакид эрге

    Не судите меня строго, но эта статья – вообще не статья, а письмо обиженного марийца. Точнее, ответ на беспредел творимый ИНФОЦЕНТРОМ Finugor в отношении марийцев. Жалоба оскорбленного, обманутого и ограбленного марийца. Куда мне было писать? Написал на сайт МариУвер – не напечатал. И, как черемисы написали турецкому султану когда-то, так и я написал татарам. А они отдельной статьей напечатали. Спасибо этому сайту: http://bulgar-portal.ru/library/34 В 2000 году ИНФОЦЕНТР Финугор объявил конкурс «Чудеса финно-угорского мира». Я принял самое активное участие в этом конкурсе. Отправил тысячи СМС-ок. И марийские чудеса вырвались вперед! Как мы радовались все! Марийские чудеса по всем номинациям были впереди. А при подведении итогов, при подсчете голосов, у марийцев убрали около десяти тысяч голосов! Я возмутился. Где же вы все были, которые меня гонят с этого сайта? Все, типа Ронго, все обсир.ли марийцев? Вы все сможете увидеть, как проходил конкурс на сайте Finugor. Мои посты, споры, ругань… Особенно много споров вызвали Черемисские войны. Где же вы все были, такие чистенькие и хорошенькие сейчас? Я ухожу с этого сайта. Ответы всем комментаторам будут на татарском же сайте. Будьте здоровы.

    • Бигер

      Брат, если зайдешь сюда еще раз, свяжись со мной klj963(улитка)rambler.ru

  23. Pingback: HoT NeWs » разныеверы

  24. Аликсендер

    Я не понял, Курык-ку, Вы за утверждение форпоста российского, в пику форпосту советскому, и против «разрушительной силы» мира финно-угорского ?
    А что, действительно, все тюркские языки произошли от марийского ?
    Ну я не знаю… не такой смелый (особенно потому, что слишком немного знаю марийский,… а чеченский вообще не знаю), что могу «смело сказать»:
    «На территории Чечни очень много имён и фамилий… марийского происхождения и очень легко объясняются марийцем…», не знающем чеченского… Заранее благодарю за ответ.

  25. Курык-ку:

    Аликсендеру.может непровел четкого разграничения, но постараюсь разъяснить позицию. не случайно, считаю, зарываются огромнейшие деньги на строительство церквей на территории РМЭ. это невозможно сделать без благоволения Москвы, даже исходя из того,что что республика является дотационной. обвинения в растрате больших денег в адрес МЛИ это равнозначно видеть вершину айсберга и пытаться что-то сделать. Для РПЦ МТР является нечто непреодолимым препятствием даже до настоящего времени, в условиях советского времени разрешалось церкви открыто вести службу в отличии от кумалтыш в КУ:СОТО, за что конкретно давались сроки. Но МТР живет и процветает, и не только . К этой вере приковано внимание Европы, Азии, к ней приобщаются все больше людей других национальностей (например: татары).Ф-У мир не был разрушительным никогда, наоборот, всегда страдал и страдает из-за своей толерантности и миролюбия в отличие , н-р, от ислама. но это особая тема. Далее, не берусь утверждать насчет происхождения всех тюркских, но фактор, который мной указывался ранее, для лингвистов очень не рядовой. если какой-нибудь лингвист соберет такой материал, то это будет очень резонансно, если не революция. могу добавить еще. Фамилия Яндарбиев = Яндар бий (вий) в переводе на русский = Чистая Сила.Полагаю есть что сравнить и о чем подумать. Спасибо.

  26. Аликсендер

    Дело это не одного лингвиста…

  27. Аликсендер

    И даже не одних лингвистов, но и генетиков, археологов…

    Все народы, уцелевшие, не растворившиеся в других, уникальны.
    К озабоченности «специалистов», от кого кто произошёл, отношусь с юмором…
    Похоже, что неосознаваемым мотивом такой озабоченности является вопрос, в ком «лучше» раствориться — в одних, «великих», или в других, таких же… нам, таким «маленьким»… Мы ведь сами «ничего не можем». Кто бы за нас всё решил. И нам бы ЛЕГШЕ стало… «Мелконичтожность» наша на фоне «Великодержавия» застыла в глазах наших со времени онного… Хотя ведь и есть нарооды, «маленькие да удаленькие» !

    С нами Ош Кугу Юмо ! — не «еврейский парень» (т. е. Христос) —
    по словам Адик Штейнзальца, Реби из Израиля, «чьё имя записано во все энциклопедии мира».., — во всяком случае, не только Он наряду с Яхве, Магометом, Буддой и т. д.

  28. iht

    да вы за*бете спорить…я мариец живу в казахстане и пока что не встречал других марийцев, буду очень рад другому марийцу iht_92@mail.ru

  29. Арсений

    Приветствую всех Есть у меня один вопрос кто знает пусть ответит Например слова Уфа Москва с других языков не переводится ва с марияского означает Уфа -новая вода Москва Медвежья вода так-ли это

    • Филолог

      Знаю, что марийцы Уфу называют Ӱпӧ. Кончено если исходить из того что «у» в марийском обозначает «новый», а в финно-угорской топонимике «ва» считают финно-угорским и обоночающим воду, то и так можно трактовать. В марийском «вода» — «вӱт». Но мне кажется Ваша трактовка ближе к народной этимологии, чем к научной трактовке.

  30. МАСКА

    я вам открою секрет МЫ МАРИЙЦЫ)))

  31. Мари Пире

    Почему не пишете, что курсыбай-это марийский отряд КӰРШӦ ВИЙ?

  32. Елена

    при чем тут булгары и при чем тут татары? к булгарам относились: чуваши, удмурды, марийцы, мордва, башкиры.Никаких татар в помине не было—это слово относительно казанцев ввел удмурд Марджани! И не стоит казанским татарам красть чужую историю по причине отсутствия своей!

  33. Елена

    мари увер! напомни, пож-та, еще раз о лекции Бахтина в Йошкар-Оле в субботу! во сколько и где?

  34. Мари Пире

    Только вот потом булгары обосрались и не помогли нашим предкам в Черемисских воинах, тогда как наши пришли им на помощь при защите Казани. Как то так.

    • Nikola

      Никто там не обсирался.
      Чуваши, горные марийцы(черемисы), мордва и даже часть татар в войне с Казанью были на стороне русских.
      Во первых, чуваши — булгарские беженцы, наиболее пострадавшие от татар и принятые в том числе русскими. Во вторых географическое расположение более способствовало сближению с русскими, чем с татарами.
      Луговые же марийцы(черемисы), больше дружны были с татарами и воевали против Москвы на стороне Казани. Опять же это исторически так сложилось — луговая черемиса, остатки худых булгар и сарацины, сами призывали татар, орду Улуг-Мухамеда, быть им защитниками и возглавить их в противостоянии русским в период становления Казанского ханства.

  35. Рауф

    А татары тогда чьи потомки ? 🤣🤣🤣

    • историк

      не было до 17 века нации «татары» . Были сибиряки- сибирские татары, горцы- кавказские татары и т.д. В прошении Ивану Грозному в 1552 году тоже не было ни слова о татарах, как народности. Да и вверхушке Казанского ханства о таком черном народе не слышали. Были кипчаки, ногайцы, узбеки…но «татар» не было. Это придуманная нация , благодаря удмурту Марджани, который под знамя «татар» начал собирать всех принявших мусульманство: мари, чуваш, удмурт и т.д.

      • Елена

        истину глаголите! Булгария состояла из коренного народа: предков чуваш, мари, удмуртов. Татары никаким боком не имеют отношения к Булгарии. Татары- придуманный народ с выдуманной историей!

Добавить комментарий для Пурлакид эргеОтменить ответ