Марий Эл. Тени Средневековья

Давным-давно, когда Киевской Руси еще и в помине не было, жили на этих землях марийцы — народ, чьи воины славились меткостью в стрельбе из лука и умением растворяться в лесах, уходя от преследователей. Лихие были ребята!

Часть 2, 2011 г.:

«Царёв город на Кокшаге», Царёвококшайск, Краснококшайск — ныне мы знаем этот древний город под именем Йошкар-Ола, в переводе с марийского — «красный город». Добро пожаловать в столицу республики Марий Эл! Часть 1: Йошкар-Ола, 2010 г.:

Дмитрий Кодаченко,
Моя планета

Источник: strana.ru

10 комментариев

Filed under видео

10 responses to “Марий Эл. Тени Средневековья

  1. joku

    Как говорит ведущий «марийцы жили в небольших шалашах», посреди шалаша был очаг, а в паре шагов от очага -«холодильник» для хранения продуктов.
    Шалаш топили каждый день, более того, скорее всего поддерживали огонь постоянно, естественно, площадь под шалашом была всегда теплая, если не сказать горячая. Если даже допустить, что те шалаши стояли на леднике, ну никак невозможно представить, что выкопанная рядом с очагом «хозяйственная яма» могла служить для хранения продуктов (даже северные народы хранили продукты отдельно от жилища). Тому, кто в походы ходил, известно, что в холодное время года палатки ставили на кострище, хорошо погасив костер и застлав кострище еловыми лапами, потому что земля прогревалась и тепло в палатке держалось долго. Реконструкторам не помешало бы сначала натопить этот шалаш, потом уже додумывать и говорить, что и как было. Может быть, говорить о неприхотливости древних марийцев тоже также нет особых оснований? Стоит подумать.

    • Аноним

      Реконструкторам и создателям фильма много чего надо было выяснить. Во-первых, археологические рскопки показывают, что марийцы не жили в «шалашах», а жилища богатых мари были своего рода деревянными дворцами. К тому же одежда мари была из кожи, меха, льна с богатыми металлическими украшениями. Напр. традиционно у мари не было лаптей, была кожанная обувь с металлическими украшениями:
      http://mariuver.wordpress.com/2009/03/27/lapti-nac-obuv/
      Природные «холодильники» — вынем (нӧреп)-ы действительно были за пределами жилищ.

  2. Что то ребята я вообще не пойму учился кто нибудь в вузе или нет,знают историю земли на которой живете,что за уродство в сознании и отсебятина,которую понятно для чего делают и пропогандируют.Исторические документы читайте,например запрещенного Рогозина

    • Рогозин-ученый этнограф,член Священного Синода,рассррелян в 37году,написал два замечательных исследования по этнографии.Трех томник Большая Волга,например,книги были уничтожены,но есть в некоторых местах и архивах.Это исторические очерки о народах проживающих исторически по всей Волге с анализом всех ранее написаных архивов даже берестяных грамот.Можете у меня прочитать главу очеремисах.Даже обложку историю культуры марийского народа я рисунки взял из трехтомника.В контакте и однокласниках 114стр.Вячеслав Юзыкайн.Никогда у марийца не было земляных полов в доме,хоть и грязно было из-за скота,которого держали в пристрое.Особо обратите внимание на Акпарса и 50 заключительных строк в конце и все поймете!Минобразования и Минкультуры Васютин,запретили издавать это пособие для марийского народа,а город заказал 15тысяч экземпляров в школы.Марийцы приняли как братьев людей после разгрома новгородского Веча.Мари,русские,татары,чуваши и другие и это факт исторический были Ушкуйниками и спалили в низу на Ахтубе столицу каганата Сарай,скоро увидите кино о этом факте.Аинижегородцы вместе с нами и другими топили наВолге ладьи Ивана Грозного пять лет вот это русичи и история по форватеру Волги зимой вбивали дубы под ледпротив судов.Много незнаючи можно наворотить.А то что черемисы ушли от духовного насилия правильно и сейчас его не терпят и уезжают и вражду делают исторически сами марийцы более 500лет,закон природы он и жесток тоже бывает,каждый черемисин знает кто его враг.А чиновничий произвол вРМЭбеспредельный и предателей мы знаем,они и в своих семьях предателями для народа остаются пусть даже и цвет меняют,говорят у них денег много,но совесть не купишь,каждому по делам его бог отвесит в полной мере.

  3. Аркадич

    Нет слов от возмущения. Хотелось бы услышать наших историков.

  4. Весэ

    Уважаемый Вячеслав Александрович ! С интересом прочитал книгу М.Бахтина. Несколько экз. отправил в Сибирь . Сейчас который раз перечитываю Федора Егорова » Материалы по истории народа МАРИ».
    Вячеслав Александрович ! Как возможно переиздать книгу Рогозина, и как вам возможно помочь финансово. Сайт Мариувер просматривают во многих регионах России.Спасибо Мариуверу !

  5. Вячеслав Александрович Юзыкайн

    Весэ.Заходите на стр.Вячеслав Юзыкайн в контакте,лучше на эту же стр.в однокласниках на них найдете все и бесплатно и аудио,видио,фото документы и Рогозина очерк Черемисы из за очерка не дал Васютин издавать интегральное пособие по истории культуры марийского народа 114страниц,а рецензенты наши ученые академики.По этому пособию занимаются во многих регионах РФ,есть и продолжение готовое к печати.Бывшие сотрудники ФСБ РМЭ экземпляры мною подаренные якобы отдали в Савинский детдом,я сомневаюсь?Обязательные экземпляры Библиотека Чавайна забрала в десять раз больше,но их там нет! Вернее Вам или нам не дадут трех томник Большая Волга о всех народах Великой реки у меня украла сестра и спрятала,я знаю у кого.Но он есть скопиравон мной и есть еще подлинники два трехтомника.Официально заявляю для марийского народа Мари Увер опубликуйте учебное пособие пусть даже в интерне Вот мое согласие всенародное,предоставлю электронную версию для наших детей! С уважением Вячеслав Юзыкайн(Увер деньги не беру,за благое дело)10.05.2013год.Многие просят ичитают,и возмущаются.

  6. Такина

    скачивайте, читайте! http://www.book-old.ru/BookLibrary/31000-Permskaya-gub/1890.-Volga-ot-Oki-do-Kamyi-tom-3.html «Волга. От Оки до Камы» других частей пока в интернете не найдено. Все три тома в библиотеке Российского Этнографического музея в Петербурге.

  7. чулым

    Тау, Такина, ссылкетлан! Рагозинын ончычсо томжымат ок лий гын РДФ-файлым ыштен налаш? Эше ик йодыш — 2-шо манмыжым удыралыныт, а тиде чын 2-шо огыл дыр?

  8. Аноним

    Я тоже скачал эту книгу. Просмотрел. Ничего такого особенного нет. Только вот с большим уважением автор пишет об инородцах. Например: «…Мордовские женщины вдвое сильнее русских баб…». Хотя мы все знаем, что «…русская женщина в горящую избу зайдет, коня на скаку остановит…» Марийцам посвятил целых 50 страниц. Впервые встречаю о мужаҥах, мужедышах, как правильно? Только сейчас никто уже их не боится. И я, кажется, знаю эту «Азбуку». В нашей лесной деревне ее использовали дети, когда играли в войну и шпионов. И я часто обращался к ней в юности, когда хотел скрыть свои записи от чужих глаз. Вот некоторые выдержки о черемисах: «…как утверждают все писавшие о Черемисах единогласно – отсутствие нищих. А если и бродят по черемисским селам в праздничные дни нищие, то это нищие русские; им подают Черемисы мукой, реже деньгами…», «…Черемисин далеко не туп: он выше всех финских инородцев; во многих отношениях выше даже Русского…», «Черемисы представляют собою одно из лучших финских племен…»

Добавить комментарий для АнонимОтменить ответ