Жители Горномарийского района против поднятия уровня Чебоксарской ГЭС

Сегодня (то есть седьмого июня) совершила для себя невозможное – посетила сразу два больших собрания. Обычно меня на подобные мероприятия и калачом не заманишь – я и к сыну в школу на собрания не хожу – но причина была архиважная – общественные слушания по подъему уровня Чебоксарского водохранилища до 68 отметки.

В 10.00. начались слушания по Горномарийскому району, а в 14.00 – после часового перерыва – по Козьмодемьянску. Что было общего в этих мероприятиях? Тема, выступления со стороны “заказчика”, отрицательное отношение участников слушаний к возможности такого подъема. Но, вместе с тем, заметила и существенные различия. О них скажу позже. А для начала о выступлениях.

От лица “Русгидро” выступала некая Татьяна Васильевна Светлова.- эксперт “Гидры”. Суть ее выступления сводилась к тому, что из себя представляет “Русгидро” и почему она так рвется закончить начатое. Поразило то, с какой легкостью она жонглировала историческими фактами и датами для того, чтобы выставить проблему в выгодном для нее свете. В 1981 году уровень воды был поднят до 63-й отметки, которая является минимально необходимой для работы ГЭС, проект которой изначально рассчитан на 68-ю отметку. Дальнейшее заполнение водохранилища должно было произойти в течение последующих пяти лет, но не было произведено из-за перестройки, распада СССР и прекращения финансирования.

С датами у госпожи Светлаковой явно что-то не в порядке. Ведь пятилетний срок после пуска ГЭС истекал в 1986 году, а тогда перестройка, как мы все помним только началась, в стране царила эйфория от перемен и ничто не предвещало распада Союза. Ну и естественно, что госпожа Светлакова предпочла умолчать про то, что в 1989 году было принято постановление ГЭК Госплана СССР, Управление государственной экспертизой Госстроя СССР, и Главгосэкспертизой Госкомприроды СССР №7/76779 от26.04.1989, в котором отмечалась «необходимость принять отметку НПУ водохранилища для постоянной работы Чебоксарской ГЭС 63м». При чем здесь распад СССР совершенно непонятно. А вот причем перестройка – совершенно очевидно – это был период, когда руководство нашей страны пыталось отойти от авторитарного стиля управления, и учитывать не только интересы партии и правительства, но и интересы природы и людей.

Следующим докладчиком стал генеральный директор ОАО “Инженерный центр энергетики Поволжья” Александр Ремезенцев. Доклад его сопровождался показом “красивых” слайдов, главной целью которых было внушение нам – местным жителям того, что плюсов у подъема гораздо больше, чем минусов. На слайдах этих остановлюсь позднее. Скажу лишь одно: не убедили.
Фамилию третьего “самурая” я, увы, не запомнила. Как не запомнила и того, что он говорил – уж слишком сбивчивой была его речь. “Картинки” обещал показывать, да не стал. То ли подходящих не было, то ли понял, что с картинками еще хуже.

После основных докладчиков выступали докладчики, заявленные от муниципальных образований, которые как правило задавали вопросы и выражали свое мнение к данной проблеме. И вот здесь, что называется, найдите 10 отличий.

Во-первых, слушания по району были более многочисленными – почти все места в зале были заняты. Число же пришедших на городские слушания было значительно меньше. Но и там и там было мало по-настоящему заинтересованных в проблеме людей – основная масса пришла, что называется по разнарядке. Но даже это не помешало слушаниям превратиться из простой формальности в горячее обсуждение. Жителей района как людей села – практичных – больше всего волновали проблемы потери сельскохозяйственных угодий и приусадебных участков. Оказалось, что компенсации потерь никакой не предусмотрено. То есть, если ты лишаешься жилья – новое тебе, конечно, предоставят, но если твой садовый участок подпадает под зону подтопления, или твоя скотина паслась на ныне залитых лугах, и теперь тебе нечем ее кормить, то со своей проблемой ты остаешься один на один. Лично у меня создалось впечатление, что господа из “Гидры” так и не поняли, что приусадебное хозяйство для жителей села – это не то, что для горожан – это не хобби, а способ заработать на жизнь.

Многие жаловались на то, что их дома весной подтапливает – в погребах и подпольях стоит вода. Но, где бы не жили жалующиеся, ответ у “Гидры” был один – это все не связано с подъемом ГЭС. То есть если в разных частях района и города никогда вода не наполняла дома и надворные постройки (иначе зачем там бы веками стояли эти самые дома), а после пуска водохранилища вода стала постоянным весенним гостем, то с водохранилищем это никак не связано!!!

На мой вопрос о том, как дальнейшее замедление скорости реки Волги и рек ее бассейна может привести к улучшению качества воды, я также не получила внятного ответа.
Закончил слушания глава администрации Горномарийского района Леонид Зиновьевич Кубеков. Он еще раз подчеркнул, что жители Горномарийского района категорически против повышения уровня водохранилища и требуют постройки той инфраструктуры, которая была обещана еще при первом подъеме. Слушания закончились в час дня, а на два уже были назначены слушания по городу.

Когда через час я вернулась в зал администрации, то была мягко скажем неприятно удивлена количеством присутствовавших горожан. Однако недостаток количества, как оказалось после выступления основных докладчиков, с лихвой компенсировался качеством. Горожан, которые вроде бы ничего существенного не теряют, оказалось гораздо больше волнует культурная сторона вопроса – потеря малой родины. Ведь многие жители города – переселенцы из тех населенных пунктов которые были уничтожены “первой волной”. Да и коренные козьмодемьянцы до сих пор болезненно воспринимают то, что часть их жизни стала “Атлантидой”.

Порадовала директор музейного комплекса Л.А. Батюкова. Как оказалось, представителей ИЦЕПа, хвалившегося тем, что исследовали воздействие подъема на все культурные памятники, находящиеся в зоне, непосредственно примыкающей к водохранилищу, в Картинной галерее, находящейся прямо напротив пристани НЕ БЫЛО ВООБЩЕ!!!

Как всегда “зажигал” местный активист и “борец за правду” Владимир Трутнев. Он, конечно, личность одиозная и неоднозначная. Но уж если прицепится к чему – клещами не оттянешь. Он заметил тот факт, что представители “Гидры” говорят о том, что качество воды в реке должно будет улучшиться – из-за уменьшения процентного соотношения площади мелководий к общей площади водохранилища якобы должна будет улучшиться способность воды к самоочистке, однако популяция стерляди при этом будет уничтожена, а популяция разного рода “болотной” рыбы, наоборот, вырастет в разы. Ну и самое главное, что было им озвучено – это вранье, которым пичкал нас глава республики Маркелов, который перед выборами, агитируя местных жителей за “Единую Россию” и Путина клятвенно заверял нас, что это все слухи, и никто ничего поднимать не собирается (и это при том, что постановление о проектных работах было этим самым “кандидатом” Путиным подписано в бытность его премьер-министром.

Мой вопрос касался влияния на здоровье. Как человек, который всю жизнь прожил в доме переселенцев, я помню, сколько молодых в общем-то еще бабушек (согласитесь, 60 лет – это не возраст) умирали “пачками”, потому что не могли жить в “каменных клетках”. Я спросила, проводились ли исследования смертности среди переселенцев. Ремезенцев попытался отмахнуться дежурными фразами об общем плохом уровне экологии, на что я ответила, что бабушки, продолжавшие проживать в своих домах, почему-то дожили до 80 и выше.

Директор третьей школы Ратюков отметил, что у подъема вообще непонятна экономическая составляющая. Какая конкретная выгода от подъема. И то, что повышение уровня водохранилища лишь доказывает экстенсивный путь развития нашей экономики, идущий еще от эпохи “царя Гороха”. Когда в Европе давно отказались от строительства ГЭС, и идут по пути поиска энергосберегающих технологий, мы продолжаем эксплуатировать природные ресурсы.

Ну а закончились “слушания” помимо зачитывания проекта резолюции частушками от ветерана-гармошечника Ивана Ивановича Соломина.

Как и следовало ожидать, все участники слушателей остались при своем мнении. Лично я убедилась в том, что проектные изыскания в режиме ОАО – это не более чем создание благоприятного имиджа заказчиков, во всяком случае тогда, когда речь идет о таких спорных проектах как Чебоксарская ГЭС. И мне по-человечески жаль людей, которые таким способом зарабатывают себе на жизнь. Подгонка выводов под нужный результат, умалчивание и уход от ответов на неудобные вопросы – вот их основная аргументация. “Им ссы в глаза, а они – Божья роса”… вспомнилась мне старая русская поговорка.

P.S.: Совсем забыла. После основных докладчиков выступали секретари общественных приемных с отчетами о том, сколько запросов местных жителей было получено, отправлено в ИЦЭП, и на сколько вопросов были получены ответы. Оказалось, что ни на один вопрос не был о получено ни одного официального ответа. Это к вопросу о том, что собираются выполнить из обещанного люди, которые бумажку написать не в состоянии.

Автор / источник: adellgpc

7 комментариев

Filed under Статьи

7 responses to “Жители Горномарийского района против поднятия уровня Чебоксарской ГЭС

  1. Аноним

    Настя молодец)

  2. Gennady Smirnov

    Дорогие земляки!

    С согласия автора, публикую здесь письмо Асхата Каюмова – лидера экологической организации “Дронт” (Нижний Новгород).
    =================================================

    “В качестве одного из аргументов против ЧебГЭС мы хотим выдвигать неизбежность гибели культурных традиций горных марийцев, их сложившегося уклада, обычаев бережного отношения к природе и своей малой родине. Пытаемся написать об этом проект, название “Священное право на священные рощи!”.

    Можно ли надеяться на письмо поддержки этого проекта от вашей организации?

    А также от каких-либо марийских культурных или этнографических организаций, с которыми ты поддерживаешь отношения?

    Извини, как всегда в этой жизни – это срочно.

    Асхат Каюмов”
    ===================================================

    По моему мнению, это очень сильная идея в борьбе за сохранение горномарийской культуры и я присоединяюсь к предложению нижегородцев.
    Просьба ко всем неравнодушным лидерам марийских этно-культурных общественных организаций – пожалуйста срочно свяжитесь с Асхатом Каюмовым (askhan@dront.ru).

  3. Asess

    Горномарийские землячества, их руководители – не молчите. Связывайтесь с нижегородскими противниками проекта поднятия воды Чебоксарского водохранилища

  4. Asess

    “Про Америку, где погиб один человек из-за аварии, гремим. сочувствуем по телевидению. А целому национальному этносу – горным марийцам создали проблему выживания – молчим! Хотят ещё нввязать похлеще. Народ терпеливый? Выдюжит? Во имя чего?”
    Из выступления профессора Ивана Алексеевича Алексеева на слушаниях в Йошкар-Оле

  5. Asess

    Это тоже надо иметь ввиду.
    “Пример дискриминации марийцев; затраты на переселение одного человка по Марий Эл ( при строительстве Чебоксарской ГЭС) составили 2, 2 тыс. рублей (советских рублей), по Чувашии – 6.2 тысячи рублей. Или в 2,8 раза больше, чем по Марий Эл. Вывод: социальная сфера от строительства ГЭС пострадала больше всех по Марий Эл”. Из статьи профессора И.А. Алексеева.
    А я вот думаю, почему в Чувашии так спокойно относятся к проекту поднятия воды Чебоксарского водохранилища. Ждити , пока жареный петух не клюнет..

  6. Gennady Smirnov

    Прочитал в протоколе Йошкар-Олинских слушаний, что снят какой-то фильм о проблемах Чебоксарского водохранилища. Проф. Севастьянов В.В. возмущается почему его не показывают – видимо фильм острый и злободневный.
    Просьба ко всем, кто имеет такую возможность, – пожалуйста, отыщите этот фильм и выложите его на здесь и в ютьюбе?

  7. Gennady Smirnov

    И еще… Почему бы не снять такой фильм сейчас, когда практически все жители Марий Эл выступили на слушаниях категорически против повышения Чвдхр. Это вполне в силах республиканского ТВ. Впрочем, даже на любительском уровне можно было бы просто объехать как можно больше деревень, сел, городов расположенных вдоль водохранилища и записать на видео выступления жителей, так или иначе пострадавших от затопления.

Добавить комментарий