Агавайрем превратили в платный фестиваль

10 июня в Артинском районе Свердловской области в селе Курки пройдет «Областной фестиваль народов мари «Ага-Пайрем»».

«Ага-пайрем» — один из самых массовых и почитаемых праздников марийцев, всегда масштабно отмечаемый на территории Свердловской области, утверждает сайт «Наш Урал».

В рамках фестиваля пройдут спортивные турниры по конным скачкам, гирям, вольной борьбе, традиционные марийские состязания на вертикальном столбе и наклонном шесте, детские спортивные игры и развлечения. На празднике состоятся также конкурсы на лучшее марийское подворье с выступлениями художественных коллективов.

Всех гостей ждут мастерские народного промысла, выставки изделий народного творчества, праздник национального костюма и выступление профессиональных артистов республика Марий Эл. Завершится праздник награждением участников фестиваля, музыкально-танцевальной программой и передачей эстафеты областного праздника марийской культуры «Ага-Пайрем».

Праздник культуры мари «Ага-Пайрем» традиционно проходит после окончания посевных работ. В переводе на русский язык он означает «Праздник борозды» и проводится во славу крестьянского труда, пишет сайт «Наш Урал».

”У нас, марийцев, крадут …праздники”, – писала “Областная газета” семь лет назад. И это не преувеличение! У марийцев Свердловской области “украли” традиционный праздник “Агапайрам”, возмущается в комментариях нашего сайта марийский активист из Екатеринбурга Сергей Никитин.

Ныне, он просто “Областной фестиваль народов мари”! Отлично! Ну и спецы сидят в областном Дворце народного творчества! Спрошу: Сколько народов мари проживает на Урале? И почему бы Сабантуй, Троицу, Навруз не перевести в разряд “фестивалей”?

Из программы “фестиваля” узнаем, что для выхода на сцену надо заплатить. Приехать на своем транспорте, в своих костюмах. Да, марийская культура становится дорогим удовольствием.

Не поэтому ль, многие марийцы отказались от посещения Агапайрама, в пользу Сабантуя? Хотя, эта “мода” пошла с прошлого года, с Ачитского района, где по отзывам господина Мочаева “моткоч чолга марий-влак пашам ыштат” (очень активные марийцы проводят работу). Фамилии называть не буду – обидятся еще. Будем выяснять дальше – кто украл марийский традиционный праздник? С перечислением ФИО, завершает С.Никитин.

Напомним, что традиционно праздник Агавайрем (так он пишется в литературном марийском языке) отмечали до или после завершения посевных работ. Проводились моления в честь праздника, а затем массовые гулянья с играми, песнями и танцами.

Насколько уместно традиционные праздники, такие как Агавайрем, Семык, Сӱрем, которые носили религизно-обрядовый характер, превращать в массовые праздники, вопрос сложный.

На наш взгляд, у марийцев есть такой праздник, который по своему характеру светский и подходит в качестве повода для массовых гуляний. Это придуманный в советское время противовес весенне-летним общинным молениям марийцев — Пеледыш пайрем (Праздник цветов).

Пеледыш пайрем за все эти году уже успел стать настоящим и любимым праздником народа мари. А превращать такие религиозные праздники как Агавайрем и Семык в шоу, я лично считаю кощунством.

MariUver

7 комментариев

Filed under Статьи

7 responses to “Агавайрем превратили в платный фестиваль

  1. Никитин С.П.

    «Агапайрам» возрожден в начале 90-х годов в период подьема национального движения в Свердловской области. Он задумывался как Праздник плуга в честь окончания полевых работ, носит светский, а не только религиозный характер. Праздник открывает карт, освящает хлеб, обращается к Ош Кугу Юмо.
    В любом случае, превращать народный праздник в фестиваль, на котором участвуют только лица «старше 14лет», превращать в конкурс «с жюри» — это верх неуважения, и непрофессионализма со стороны некоторых работников СГОДНТ. Очень жаль, ведь до этого мы находили взаимопонимание и проводили хорошие мероприятия. Самое печальное то, что «актив» общества «Мари» недопонимает ситуации. Хотя, что с них взять: — еще два года назад они предлагали вместо марийского праздника устроить финноугорский фестиваль. Якобы, обидев марийцев, можно осчастливить остальных финноугрв.

  2. Cseremisz

    так и не понял кто считает кощунством — Никитин или МариУвер. Наверное МариУвер.

    Надо возвращать праздникам их исконный смысл. Это прежде всего касается праздника Агавайрем. Только надо этот смысл понимать и знать. Агавайрем — это не только моление, но и гуляния. При чем гуляния — обязательная часть, не принимать в которой участия считалось дурным тоном.

    Надеюсь организаторы не забудут помолиться прежде чем начать веселье.

    Предлагать людям праздновать Пеледыш пайрем, если они уже празднуют Агавайрем — глупо. Пеледыш пайрем — это в Марий Эл, где еще сильна привычка. И то уже даже йошкар-олинский Пеледыш без моления в роще не проводят который год. За пределами Марий Эл Пеледыш не имеет такого распространения. Другое дело, что настоящий Агавайрем заместили где Сабантуем (так же как в РМЭ Пеледышем), а где Семыком (днем поминовения — поминающих сложнее было преследовать в советское время).

    Вот так!

  3. Никитин С.П.

    Уточнение: — в моем комментарии написано «… Дворце нродного творчества…» Пропущена буква «а» . Читать — «народного»

  4. Rongo

    Уважаемые. С детства помню, старые люди после весенне-посевных работ решали когда выйти на моление Агаварем. в Назначенный день жители деревни готовили праздничную еду, красили яйца и к часам 10 утра выходили приготовленной едой в красивейшую березовую рощу, располагающейся в конце деревни, где проводили моления до обеда, после чего все возвращались домой, с 16-17 часов в определенном месте молодежь устраивала всевозможные игры и гулянье с песнями и плясками под гармошку. Агаварем был праздник села. А сейчас придумывают какие то массовые сборища для каких то веселья, пьянки. У нас в деревне в Агаварем не было никаких пьянок. Цель данного праздника это благодарность богу за хорошую погоду во время весенне-посевных работ и прошения бога на благоприятное погодное условие для роста сельхозкультур. Здесь не надо никаких денег, а только желание сельчан на свое благополучие. Не надо превращать народную традицию в балаган. Праздник цветов вот это светское гулянье с выступлением на сцене артистов, коллективов художественной самодеятельности какого то района или Республики где проживают те народы, которые почитают мероприятия по завершению весенне-полевых работ: марийцы, татары, чуваши и другие. Мне кажется не надо путать религиозный Агаварем от Праздника цветов.

  5. Никитин С.П.

    В прошедшую пятницу, мною разосланы запросы: — в Минкульт области; — в СГОДНТ; — председателю областного общества «Мари» Л.И.Канакаеву. Тогда же состоялся телефонный разговор с директором СГОДНТ Н.Н.Карповым, который был искренне удивлен таким недоразумением. Николай Николаевич потвердил, что Праздник должен оставаться Праздником, а не превращаться в «фестиваль». Уже к концу дня, на сайте СГОДНТ были внесены изменения, без упоминания фестиваля. Вчера было два звонка из Минкульта, но я был вне доступа, поэтому, буду перезванивать. Марийский лидер молчит, ответа пока нет.
    Комментаторам: — Суть моего выступления в том, что национальный праздник был и должен оставаться ДОСТУПНЫМ для всех! Без возрастных ограничений, без взносов и судей. Спорить о том, чей праздник «правильный», и истинный — не вижу смысла. Главное — что праздник — есть! Спасибо! С праздниками!

  6. Никитин С.П.

    Состоялся разговор с Министерством культуры. Пришли к пониманию, что произошла ошибка, инцидент исчерпан. Не имею претензий к культурным учреждениям, надеюсь на дальнейшее сотрудничество. Выразили благодарность за своевременное вмешательство. Переадресую благодарность в адрес Илеевой Р.П., именно она заметила несоответствие. Мне нравится стиль работы Свердловского Минкульта и СГОДНТ — доверительный, оперативный, ответственный.
    Жизнь продолжается. Идет дождь — поливает сады, огороды, поля и луга. Значит не будет дыма. Значит — радуйтесь дождю. Давайте жить каждый день, а не только по праздникам и выходным. Давайте не отступать в отстаивании своих традиций. Спасибо неравнодушным!

  7. Никитин С.П.

    Праздник прошел с размахом. Организаторы постарались. Даже погода была как по заказу — облачно, прохладно. Эстафету праздника передали Красноуфимскому району.

Добавить комментарий для RongoОтменить ответ