Пермским марийцам создадут свои учебники

Для марийцев, живущих в Пермском крае, разработают специальный курс по изучению родного языка, пишет Пермский региональный сервер (ПРС).

По данным Всероссийской переписи населения 2010 г., в Пермском крае насчитывается свыше 4 тыс. марийцев, большая часть из которых компактно проживает на территории Суксунского района. В 2002 году проживало более 5 тыс. человек, т.е. за 8 лет количество мари сократилось почти на четверть.

Здесь краевыми властями создаются условия для изучения школьниками-марийцами родного языка. В д.Васькино планируется открытие новой современной школы, где прикамские марийцы смогут не просто изучать родной язык, но и познавать его через культуру и историю своего народа, обещает ПРС. Какой будет школа начальной или основной сайт не пишет.

Подобные изменения потребуют и обновления учебно-методического комплекса. Дело в том, что учебники марийского языка, подготовленные специалистами в Марий Эл, оказались неэффективными, поскольку язык прикамских марийцев, долгое время проживавших отдельно от исторической родины, претерпел существенные изменения. Сегодня классический марийский язык это не тот язык, на котором пермские марийцы разговаривают дома. Для повышения интереса к родному языку администрацией губернатора Пермского края принято решение о разработке отдельно адаптированного учебного методического комплекса с учетом местных языковых особенностей марийцев.

Данный подход уже зарекомендовал себя на практике. Так, в Красновишерском районе, где живут коми-язьвинцы, в школах используется комплекс учебных материалов, позволяющих местным школьникам изучать родной язык.

Пока же образовательный процесс для 37 марийских детей проходит на базе школы в д. Сызганка. «После переезда в Сызганку дети получили возможность заниматься в учебных мастерских, на уроках химии они могут осуществлять лабораторные работы, они посещают спортзал. В Васькинской школе таких условий не было», – поясняют в управлении образования Суксунского района.

Условия для современного образовательного процесса будут созданы на базе новой Васькинской школы. В настоящий момент уже завершен «нулевой цикл» работ, заложен фундамент для нового здания. Проект конструкции здания школы проходит согласование соответствующих органов. Завершение строительства намечено на 2013 г., пишет ПРС.

По материалам Пермского регионального серевера
MariUver

12 комментариев

Filed under Новости

12 responses to “Пермским марийцам создадут свои учебники

  1. Perm mari

    Процесс создания учебников долгий и дорогостоящий. Не вижу в этом смысла. Просто власти создают видимость деятельности, «заботы». Лучше бы средства отправили н сохранение основной школы в Васькино. Преподавали бы литературный марийский язык в достаточном количестве и ученики бы освоили литературный язык. Также нужно открывать языковые гнезда в Сызганке и Красном Луге и вводить марийский язык в Сызганской школе.

  2. Laid

    Поро!
    Пермские чиновники еще осознали, что такое учебники «местные».
    Пример Башкортостана (проживает более 100 тысяч мари).
    2007 году на научно-практической конференции какой-то башкирский чиновник выступил (на полном серьезе!) о создании и поддержке издания учебников (!) на восточном диалекте марийского языка.
    Прошло 5 (!) лет!
    Я видел один результат: «Азбука» (изд. «Китап», 2008 г). И кто-то это назовет достижением? Не вижу никакого достижения, хотя я уже несколько десятилетий горжусь преподавательским мужеством Н.И. Бушковой.
    В чем прелесть этого издания. На первых же страницах — вместо карты и герба Республики Марий Эл — карта Башкортостана и её герб!
    Вместо Пеледыш пайрем — Сабантуй.
    Вместо Карамнкурык — Башкирские горы (начало).
    Вместо памятника С. Чавайну — памятник Салавату Юлаеву.
    Вместо станции Йошкар-Ола — станция Уфа!
    Вместо мальчика в марийской рубашке с шиялтышем — башкирский малай с кураем.
    И вместо марийского художника, скажем, Сергея Таныгина — башкирский художник — Азат Мухтаруллин…
    Вот и все. С виду.
    А о внутреннем содержании сами домыслите.
    Вот так вот.

  3. Laid

    Поро!
    Второе издание 2000 года — это как бы хрестоматия. Все те же издатели, составители. Просто это — хрестоматия.
    Считаю — издание ни в чем не выиграло.
    Опять то же самое:
    Вместо стихов Сергей Чавайна — стихи башкира Акмуллы,
    вместо стихов Миклая Казакова или Йывана Осмина — стихи Мустая Карима. Еще страннее — ни одной сказки, что касается «мариэловских», т.е. из того фольклорного наследия, что создано марийцами. Вместо них — непонятные (возможно из-за плохого перевода) «башкирские народные» сказки.
    Правда, тираж уже стал 5 040 экз.
    Под рукой нет «мариэловского» букваря последнего времени.
    Новое — приветствуется. Но для чего это: для объединения или разделения?

  4. Laid

    Поправка — не 2000 года, а издание 2009 года. (Палец промахнулся).

  5. saiver

    Для анализа хотел бы приобрести учебник. Кому обращаться!

    • Аноним

      Ну вы ребята меня поражаете, прежде чем писать коммент вы хоть внимательно до конца прочтите сообщение… Там вроде ясно написано «разработают специальный курс по изучению родного языка», т.е. обещают такой учебник создать. Пермским марийцам вот уже 20 лет много чего обещали и обещают… И основная школа по обещаниям должна быть уже построена…

  6. Аноним

    Не вижу в этом смысла. Просто власти создают видимость деятельности, “заботы”.
    ———————————————————————————————-
    Именно. Этим власти занимаются постоянно. Так называемой имитацией бурной деятельности. В реальности же в Марий Эл реальный уровень безработицы около 50%, в отчетах же пишут 6-9%.
    Реальный уровень доходов менее 10 тысяч, а в официальных статистических сводках проходит как около 15 тысяч. Власти постоянно врут, пытаясь выдать желаемое за действительное. Что касается школ. Капитальный ремонт в этих школах не проводится десятилетиями, а ведь в соответсвии с ведомственными строительными нормами эти сроки четко определены. Для деревяных школ этот срок составляет 30 лет. Может быть этот капитальный ремонт проводится на бумаге? Для сохранения марийского языка нужно воспроизводство населения, но кто же пойдет замуж за нищего и безработного, у которого нет никаких перспектив по жизни?

    Что было замечено мною — то, что мои комментарии на сервере даже не публикуются. Хотя в моих комментариях нет ни мата, ни какого либо призыва к экстремизму и других моментов, нарушающих федеральные законы. Такая вот свобода слова на мариувер 🙂

    • Ваши комментарии удаляются потому что Вы постоянно меняете свои имена и IP.

      • Аноним

        Ваши комментарии удаляются потому что Вы постоянно меняете свои имена и IP.
        ———————————————————————————————
        Не подскажете случайно — каким федеральным законом это запрещено?

        • Это мой личный блог, а не федералное СМИ и правила здесь устанавливаю я. Создайте свой блог и пишите, что хотите. Я туда лезть и Вам указывать не буду.

  7. Laid

    «После переезда в Сызганку дети получили возможность заниматься в учебных мастерских, на уроках химии они могут осуществлять лабораторные работы, они посещают спортзал. В Васькинской школе таких условий не было», – поясняют в управлении образования Суксунского района.
    Об одном промолчали в управлении образования Суксунского района: так мы их побыстрее сделаем русскими.
    В Марий Эл тоже такие же «благие намерения».

    • Аноним

      Да какие «блага» марийцам только не предложат, лишь бы лишить их права изучать родной марийский язык, закрыть школу в марийской дервене. Ну как же мы, марийцы, живя в марийской деревне и учась в марийской школе можем быть цивилизованными, грамотными? Нам же цивилазацию принесли русские и нас обязательно надо объединить с русскими, уничтожить наш «дикий» марийский язык и застваить говорить на «великом» русском языке! Сапсибо тебе русский брат!

Добавить комментарий для saiverОтменить ответ