Мочаев подвел итоги деятельности Мер каҥаш

Заместитель председателя Всемарийского совета – Мер каҥаш Валерий Мочаев ответил на вопросы журналистки газеты «Марий Эл» Зои Дудиной о деятельности Мер каҥаш.

В. Мочаев рассказал о достигнутых успехах за последние четыре года. Он отреагировал на предложение Юрия Ерофеева ликвидировать Мер каҥаш.

Активист дал оценку деятельности председателя Всемарийского совета Ларисы Яковлевой. Также он поведал, какая программа ждет участников IX съезда народа мари. Интервью полностью можете прочитать здесь:

Мочаев: Туныктышо шуко, пыдал налше уке

MariUver

45 комментариев

Filed under Новости

45 responses to “Мочаев подвел итоги деятельности Мер каҥаш

  1. Аноним 1

    А сколько марийских школ закрыли, забыли посчитать? И насколько марийский народ сократился, кстати за время вашего Мер Каҥаш. От Яковлевой, как депутата Госдумы марийцы ждали чего-то большего и смелого. Она — специалист в области образования и за сколько же марийских школ заступилась? Вы же даже не ответили на призыв о помощи от защитников Васькинской школы в Пермской области. У вашего хваленного Радыгина дела идут тоже прекрасно — аж 6 марийских школ закрыли… Реально за эти 4 года везде сократилось количество марийских школ, уменьшился процент охвата школьников-марийцев преподаванием родного марийского языка, в Марий Эл по-прежнему сокращают преподавание марийского госязыка. 2 года вы кричали, что сделают сайты районов на марийском, где они? Да вы ширма за которой душат, уничтожают марийский народ. Мочаев ты бы хоть нормальный сайт для своего Марий Эл Радио сделал на марийском, с постоянными новостями. А ваши друзья из минкульта элементарно не могут организовать сайты марийских газет. Был бардак и остался.

    • Аноним 2

      Конечно же во всем виноват Мер Канаш. Закрыли малокомплектную школу, дети не хотят говорить на своем языке, районы и газеты не удосужились открыть сайты на марийском, еще в чем виноваты, дополните меня пожалуйста. А может не только в Марий Эл школы закрываются и не только марийские? И дети не говорят не потому что нет преподавания, а просто не видят в языке опору для построения своей будущей жизни? А вопрос создания сайтов это не вопрос к главным редакторам? Я смотрю на все и поражаюсь. Большинство занято поиском врагов и виноватых. А может каждый начнет с себя?

  2. Тунемше

    Молодец Мочаев! Правильно сказал, что туныктышо шуко, пыдал налше уке!

    • туныктышо

      Конечно правильно сказал. Он же у нас напьется, а потом на марийском слете вместе с Александровым и за 17летним девушками бегают, а потом еще «пыдал налаш» просит. С бодуна то в голову всякая мысля приходит, неправильных не бывает.

  3. пондаш

    Мер канаш марий калык ваштареш шогышо организаций, Ерофеев дене келшем, петыраш кулеш.

  4. Laid

    Анониму. По повобу «…с себя».
    Васютин тоже также выступает с трибуны. Швецова также, как Аноним. Но я не говорю, что это пишут они. Они молчат. А «Аноним» пишет.

    • Аноним 2

      Не надо думать что многие вопросы не беспокоят и меня. И озвучиваю я свои мысли, а не министерские. Мне совсем не все равно, что происходит. И я тоже хочу найти, хотя бы для себя пути решения многих проблем. Но дальновидный, тактически грамотный политик должен руководствоваться реалиями. А реалии таковы, что в стране проводится определенная политика в образовании, в корне меняющая существовавшее ранее положение. Это происходит по всей стране, и в основе ее я лично вижу не национальный вопрос,а экономический. Да, недальновидно, да, убийственно для будущего. Да, но это есть. И это на сегодня политика государства. И если честно, я считаю, что кому-кому, а Галине Николаевне Швецовой за многое можно было бы сказать спасибо, а не выливать на нее ушаты грязи, как это часто делается.

  5. Laid

    «…И дети не говорят не потому что нет преподавания, а просто не видят в языке опору для построения своей будущей жизни?..» — и это говорит член Мер канаш или сочувствующий его позиции за 2008-2012 гг.?
    Это — самообман слабаков.
    Проявите волю — и знание родного языка станет самой крепкой опорой!
    А если мы все будем так юлить, как это делает Мочаев как в интервью, так и в общественной работе, то о чем вообще говорим.
    Юлит и врет — вот оценка интервью.
    По конкретике добавим еще. Конечно, жаль на то тратить время, но ради справедливости стоит этого делать.
    Так что — до скорой.

    • Аноним 2

      Волю? Да, вы можете смешать меня с грязью, но ответьте на вопрос. Что в сегодняшней жизни, я подчеркиваю в сегодняшней жизни, даст молодому человеку из глубинки знание родного языка?
      Где тот стимул, который подтолкнет его к изучению? Только без высокопарных слов и лозунгов. Что для него важнее в сегодняшней жизни? Кто-нибудь спросил у самих молодых, не активистов движений, нет. У простых деревенских парней и девчонок почему придя в 1 класс они говорят на родном, а к концу школы стараются говорить на русском? Да поют, танцуют, читают стихи, и мы этому умиляемся, но не говорят. Может в нас самих проблема? Может мы не успеваем за жизнью? Может мы не можем предложить качественный контент на марийском языке? Может мало марийским газетам писать только о марийцах, может мало на радио гонять одни частушки и самодеятельность? Мы не успеваем за современным миром, мы остались в прошлом, а молодежь? А молодежь уходит от нас в интеренет, где успех в жизни ассоциируется со знанием английского и русского языков. Да, это страшно, но это так. А вот теперь подумайте, что надо сделать, чтобы изменить ситуацию. В этом вопросе не революционеры нужны. Чегеварами и революциями ничего не исправить. Время не то, мир не тот.

  6. Игорь Изерге

    окса , окса….. шукырак оксам пуат гын не то что элым, шочмо аватымат ужалет дыр

  7. Браузер

    Аноним, я вам поражаюсь. Это обычное приспособлечнство. Вы думайте как угодно, но такие мысли отставляй при себе. Это корни предков, основа духа и национального самосознания. Вы, как кот, который всё готов лизать, если это ещё и «здобрено» валерьянкой. Швецовой-то за что «спасибо»? Милай, очнись, с печи что ли рухнул? Сколько всего она угробила в образовании! А Мочаев в своей шкуре, ничего нового. Вон директор МарНИИ ранее какие песни пел, а как чуть-чуть власти дали — заблеял под дуду. Стыдно всё это, ой, как стыдно! И Ерофеев сто раз прав! Всё это позорище, как говорил Пётр — в куль, да в воду!

    • Аноним

      Я не из Мер Канаш. И приспособленчеством никогда не отличался. И если мои мысли кому-то не нравятся, то это нормально. О корнях духа предков очень удобно рассуждать здесь у компа. Вы это подросткам постарайтесь объяснить, когда у них каждый день перед глазами все совершенно другое. Но обвинять оппонента — старинная народная забава. К тому же по существу вопроса ничего. Так что — не зачет

  8. Asess

    Конечно, химию на марийском языке не будут преподавать. Но язык — это же не показатель квалификации той или иной профессии. Язык осваивается с двух лет и заканчивается учёба — работа над языком до последнего дня жизни. Мы не потребители языка! Мы с помощью языка становимся творцами: пишем. говорим, переводим на другой язык. — мы обращаемся к своему родному языку. Для чего нам нужен родной язык? С одной стороны — само реализоваться, «самовыговориться» на родном языке (потому что только в родной речи можно найти слова, которые льются из души). А с другой стороны, работая над своей речью, ты будешь ценить и слово чужое, вслушиваться в речь собеседника, который говорит на другом, неродном языке. В этом мире не всё делается на потребу желудка, оставьте что-нибудь и для сердца. Ради памяти сердечной, ради жизни сердечной, ради будущего наших детей надо развивать и приумножать родной язык.,

    • Аноним 2

      Я готов подписаться под каждым вашим словом. И вопрос был как раз в том, как вернуть молодых к языку. И что сделать чтобы не плестись за ситуацией а опережать или хотя бы идти в ногу с ней. Пока я слышу красивые слова, как в Вашем случае, и оскорбления, как в другом. Мы осмыслить и вникнуть в суть письма собеседника не можем или не хотим, сразу в атаку на врага. Отсюда и проблемы многие наши. Все слова, сказанные Вами и стиль подачи говорят о как минимум приличной образованности. Но к сожалению ваше мировосприятие большинству молодых людей «до лампочки». Массовая культура промывает мозг, вымывая из него остатки самосознания.

  9. Asess

    Вы мне хотите сказать, что татары, которые живут оседло в центре Хельсинки и открыли свой малый бизнес в Хельсинки. в том числе и по продвижению изделий татарских традиционных ремёсел, ущербны, они ходят с протянутой рукой. Нет, они уважаемые люди в Хельсинки. И не один татарин в Хельсинки не забыл свой родной язык. свою веру. Их уважают не только за коммерческую хваткость, которая присуща многим татарам, но и за то , что они, вдалеке от родины , открыто разговаривают и так можно выразиться «пропагандируют» свой язык. Нищим и малограмотным нет места в жёстком потребительском обществе. Но знание родного языка, если к этому не подходить формально, делает человека более сильным, более продвинутым в освоение иностранного языка. И если бы наши «крутые» бизнесмены немножко были бы боле грамотными в продвижении рекламы своего бизнеса, то упор в отборе делали бы на людей продвинутых в языковом плане, не только со знанием иностранных.языков (английский ит.д). а именно с упором на родной язык плюс ещё один. два неродных языков. Немного скажу о другом, приведу пример, но он всё равно связан с родиной. Вот финские власти считают, что хватит приглашать к себе высококвалифицированных рабочих из России в Суоми. Упор в будущем финские миграционные . службы сделают не на «супер-супер» специалистов. Так как высокая квалификация не показатель того, чтобы эти специалисты стремились в течение года «пахать». А вот специалисты, которые получают небольшие зарплаты, эти люди больше думают и делают переводы родственникам в России. А это заставляет их быстрее осваиваться в финском сообществе, стараться найти работу, а не сидеть на пособии. Так считают финны. И для меня оскорбительно и крайне глупо считать что те, , кто с малолетства «работает» над своей родной речью, попадает в разряд малограмотных и униженных. Вы правы только в одном, для тех, кто имеет недвижимость за границей, нет времени думать о родных и близких на малой родине. и они быстрее отрекаются. в первую очередь, от своего родного языка.

  10. А.Н.Смирнов

    Ик гана колынам да нигунам ом мондо » Учить детей на чужом языке — преступление» манмым. Ончычат серенам ыле адакат ушештарем: иктаж шымлумышо ийла марте марий йылме дене йоча -влакым шуко предметым туныктеныт. Арифметика, алгебра, геометрий. Физкультура урокымат марла эртарат ыле. Гурий Иванович Лаврентьев танаш — влак ала кузе марий йылме дене тунеммеке кукшо шинчымашым налыныт.
    Мый куанен ончем, колыштам Ментимир Шамиевын мутланымыжым. Кеч тудын мутшо муро семын ок йонго гынат лукмо ойжо ушакыл улмым, мутшын кулешлыкшым ончыкта. Тунжо тудо нимынярат ок аптыране, «руш йылмем козыра» манын ниго деч ок вожыл.
    Мемнан ял рвезе кум ий служитлымеке толын армий гыч. Кастене пошкудо-влак дене пырля уремыште чумыргеныт да кузе- мо нерген кутырат. Ала могай татыште мутшо лектеш:
    — Кум ий марий йылме дене мутланен омыл да икганаште мыланем нелырак тендан дене марла мутланаш…
    Мемнан кашакыште Кульбаш гыч улшо Акрам луман суас ыле. Вучыдымын ылыж кайыш:
    Мый, 12 ий шинчен лектым лагерьыште, шкеже суас улам а марий йылмым монден омыл. Кузе тый кум ий жапыште шочмо йылметым монден кертынат?
    Уло вий дене марий йылмым мондаш шонена ?
    Тугеже мондена!

  11. Laid

    Аноним, а ведь многое творили даже именем Господа Бога.
    Реалии — одно. Судьба -совершенно другое.
    Марийцы не хотят исчезнуть с лица земли, какие бы реалии ни были, какую бы политику ги проводило гос-во.
    Ну, а Галина Швецова — это эпоха конъюнктурщицы. Ей бы голову на плечах свою иметь, марийцы бы её на руках носили.
    И история благодарна была. А сейчас что…

  12. Аноним 1

    Я не виню во всем Мер каҥаш, но меня поражает как вы собираетесь бороться с недостатками, если вы даже их не видите или же видите и боитесь публично их озвучить? Народ не ждет от вас веселых баек с анекдотами: поем-танцуем, праздники, дискотеки проводим и у нас красивая председательша… Народ от вас ждет серьезного, объективного анализа состояния марийцев в регионах. Как обстоят дела с демографией, почему на 50 тыс нас стало меньше. Как обстоят дела с сельскими марийскими школами, сколько их было 4 года назад и сколько осталось. Какой процент детей-мари изучает марийский язык как родной, какой процент как госязык и сколько вообще не изучают. Ведь в каждом регионе свои особенности, разве региональные конференции не должны были все это серьезно обобщить обсудить? Если в Кировской области мари сокращаются, потомучто там русеют, то в Пермском крае возможно потомучто очень большой процент суицида и проблема алкоголизма. И что может сделать нац. движение для изменения ситуации? Время празднично-фестивально-круглоквадратных нац. движений с бесконечными пустыми разговорами о «толерантности», «гармонизации межнациональных отношений» прошло! Надо действовать, иначе исчезнем, марийцы!!! Оценку деятельности Швецовой дают цифры, посмотрите сколько до нее (%-но) изучали гос. марийский язык, родной марийский и все станет ясно. Преподавание госязыка сократилось аж 2 раза! Люди, которые занимались и занимаются национальным образованием в Марий Эл ее деятельность оценивают критически. Очень хорошо сказал один человек, который около много лет в этой сфере. До Швецовой у нас была хорошо налаженная система преподавания марийского языка, литературы и культуры. Пришла она и все испортила.

    • Аноним

      Она уйдет и все изменится к лучшему. Сами то в это верите?
      Она человек системы. На ее месте может оказаться фигура куда менее приятная. И что может произойти потом одному богу известно.

    • Арбор

      На территории Горномарийского языка марийский как родной изучают более 80% детей, в то время как в остальной части Республики Марий Эл — только 17 процентов. О чем это говорит? О низком уровне этнического самосознания у значительной части мари, о недостаточности внимания со стороны руководителей администрации районов и городов проблемам преподавания марийского языка и вообще проблемам марийской культуры, социально-экономического развития своих районов и марийского населения.
      На мой взгляд, недорабатывают все: и родители, и школа, и администрация. А национальное движение вообще не поднимает эти проблемы.

  13. Аноним 1

    Господа, вы интересно рассуждаете. А почему о преподавании марийского родного языка детям должны думать только родители марийцы? Вы сможете среднестатистического подростка России оторвать от компа для изучения русского языка, математики, химии? РФ – это многонациональное государство и оно обязано заботиться о всех языках коренных народов, а не только о русском. Родной язык коренных народов РФ должен быть обязательным и должен преподаваться в достаточном количестве, а привлекательность преподавания предметов в школе – это забота минобразования РФ, а не простых граждан. РФ обязана поддерживать все языки и внешкольного уровня, языки народов РФ должны поддерживаться и использоваться на муниципальном уровне, на уровне районов, республик в зависимости от нац. состава нас. пунктов, регионов.

  14. эскерче

    после Швецовой хуже не станет, он с Волжска, и корни бандитские.

  15. Аноним 2

    Удивительно наблюдать за ходом дискуссии. Ни одного возможного пути выхода из ситуации не предлагается. Во всем как всегда виновато министерство образования. Большинство занимается констатацией сложившегося факта и, как я в очередной раз повторяю, поиском врага. Все кому-то что-то должны. А вы попробуйте взглянуть на ситуцию с другой стороны. А если не должны? Ну не считает правительство республики это проблемой. Не считает это проблемой Кремль. Не будет выделено ресурсов для решения этого вопроса. Что тогда? Тогда и будем думать? Или надо думать сейчас, работать непосредственно с молодыми, услышать их мнение, говорить на их языке. Не плестись за ситуацией. Если пытаться говорить с сегодняшними школьниками высоким слогом с высоты фундаментальной науки, вас просто не поймут. А время уходит. В этом вы правы. И перестать надо жить с иждивенческими настроениями. Ждать у моря погоды глупо. Сегодняшняя власть ничего не даст. Что-то делать можно и нужно только самим.

  16. Эльвира К

    Да, согласна тут со многими, с г. Асессоровым, н-р.
    По-моему, слишком много политики, и мало реальных дел. Язык будет процветать, когда гордость за свои дела, а не болтовню и интриги, будет.
    Во-первых, надо бороться с алкоголизмом, а не покрывать и оправдывать его, что в реальной жизни делается.
    Надо хозяйством, экономикой заниматься, чтобы были свои бизнесмены, свои меценаты, а не попрошайничать и делить выделяемые кем-то деньги. Тогда и самоуважение будет, и уважение от других, тогда и школы будут, когда будет сильная и здоровая зажиточная прослойка говорящих на своем языке.
    Правильно тут говорят о боязни новаторства и творчества. Здесь мы так застряли, лет эдак на 50, из советского да в попсовое переползаем, а свои творческие люди… даже говорить не хочется… Здесь тоже политикой все пропитано: если сверху разрешат, то «творят», причем, по разрешенным правилам. Анахронизм мало способствует авторитету и самоуважению,
    Отношение к творческой личности — тоже индикатор потенциала нации, кстати, тут и бизнесмена можно рассматривать как творческую личность, только в своей области, экономической.
    Порочна, конечно, позиция той части национальной интеллигенции, которая на словах за язык ратует, а в реальной жизни в своей семье совсем другое исповедует, с детьми на родном языке говорить не испытывают потребности, это тоже, если хотите — политиканство.

  17. Аноним 1

    Все начинается с мыслей в голове. Вы уже смирились с тем, что марийцы -второсортная нация, что государство ничего не должно нам, что химию на марийском преподавать нельзя… А дальше будет, что детям не надо говорить на родном языке, мы марийцы исчезнем… Я тоже не сижу и «болтаю», делаю также как и вы: проталкиваю отдельные марийские проекты, но чисто общественными силами ситуацию кардинально не изменить! Не надо мириться со своим нынешним положением, надо вслух говорить о своих проблемах, требовать соблюдения своих прав! Эстонцам столетиями немцы, русские вдалбливали то же самое, что вы «отсталые чухонцы», ваш язык никуда не годится, но эстонцы ВЕРИЛИ в свою свободу и добились своего государства и на эстонском сейчас преподают в вузах. Уважали свой язык, народ, культуру, говорили везде. В смешанных семьях дети фактически всегда были 2-язычными: 1 язык – эстонский. Я если бы мы сидели молчали, не «болтали» бы я не знаю какая ситуация у нас с марийцами и марийским языком. Постоянная критика властей сдерживает марофобов от напора в деле подавления мари.

  18. Эльвира К

    Хм-м, странно, а почему Вы, Аноним, на свой счет приняли мои рассуждения? Я Вас не знаю, конкретно про Вас ничего сказать не могу. (Вообще, если честно, не очень приятно общаться, когда непонятно, с кем говоришь, кто-то там за углом — то ли М, то ли Ж; то ли старый, то ли молодой, так и хочется Пушкина перефразировать: Ну-ка, выйди-покажися, с нами честно подружися… Коль старушка, будь нам мать, так и станем величать…)) Ну, да, бог с вами…)
    В глаза бросается что: иерархический взгляд на людей — второсортный-первосортный, это в политике так. Просто уважать себя надо, думаю, а не о своем сорте думать. Люди разные, и народы разные. Не надо проецировать свои установки на других.
    За права всем приходится бороться, но когда еще у борцов есть mens sana in corpore sana, да еще и собственные мат.ресурсы, политические цели легче достигаются.

    • Аноним 1

      Эльвира, если Вы имеете в виду мое сообщение, вышестоящего анонима (08.04.2012 в 15:16), то я обращался не к Вам, а к др. анонимам и asess-у.

  19. Господа, анонимы, может придумаете для себя одно пользовательское имя? Я попытался проставить номера анаонимам исходя из IP и стиля автора, но мог ошибиться…

    • ned ?

      можно ли у вас писать комментарии от вконтатке, жж , фейсбуке и такдалее??? то есть чтоб высвечивалась личная страничка. так думаю будет легче. а те кто зохочет и дальше писать тайно пусть астаются анонимчиками.

      • ned ??

        или по другому чтоб регистрация при надобности происходила со страниц всевозможных соцсетей. многие комментаторы известные личности. а таким образом можно избежать ситуации когда от имени узнаваемого человека писал аноним-правокатор. ну вы поняли о чём я.

  20. Laid

    Поро!
    Поражает Аноним2. Цитата из его «Изречения»: «И перестать надо жить с иждивенческими настроениями. Ждать у моря погоды глупо. Сегодняшняя власть ничего не даст. Что-то делать можно и нужно только самим».
    Вроде бы и правильно. И спорить не хотелось бы… Если бы не одно обстоятельство: министры и чиновники получают 60 000 — 20 000 рублей в месяц (может больше, может, меньше, суть не столько в этом)…. И если власть не хочет заниматься вопросом образования, национальной культуры — то зачем нужны эти министерства и зачем нужны эти дармоеды-чиновники (применительно к словам Анонима), если вы предлагаете нам заниматься самообразованием (перечитай самого себя!). Зачем они вообще нужны? Хотите сказать — анархия — мать порядка?
    Многие из комментаторов отчетливо ясно говорят, что нужен стержень, благодаря чему можем сохранить и развивать родной марийский язык.
    Конкретных предложений расписывать не буду — слишком длинно получится — обоснованная программа. Тем более, что они не вписываются в вашу глобализацию и масс-культуру. Не надо пугать нас словами «ретрограды» и пр.
    Не менее вашего понимаем современный мир. Хотя не успеваем за его ходом (надо признаться в этом! — мы этого не отрицаем), Но наши единомышленники пытаются и марийский мультфильм создавать, выпускают сборники марийских сказок (надеемся не только CD, но и DVD-фильмы будут), издают за свои средства и возможности детские книги, создают сайты и т.д. и т.д.
    Так что, свои мнения, что марийцы только иждивенцы — можете оставить при себе.
    Может, уже Конституция не является гарантом всесторонне развитой личности своего государства?

  21. Laid

    Поро!
    Интересно рассуждение Арбора:
    «…На территории Горномарийского языка марийский как родной изучают более 80% детей, в то время как в остальной части Республики Марий Эл – только 17 процентов. О чем это говорит?…»-
    Ответ Арбору. Это говорит о следующем — вы просто спекулируете цифрами, затемняя этим реальную картину. Это — как подход истинных маркеловцев.
    17 процентов — от какого количества «остальной части». Включать сюда Йошкар-Олу с его 3000 тысячным населением и разделить на что?
    80 процентов — разъясните, сколько … на сколько…
    Тогда можно и итоги подвести. А то какие-то непонятные проценты. Кому они нужны? Разве что самому автору- удовлетворить свое недосказанное.
    Тогда вопрос: почему ни в Козьмодемьянске, ни в Килемарском районе ни в Йошкар-Оле горномарийцы не покупают книги на своем родном языке? В этом вопросе я разбираюсь очень хорошо, т.к. являюсь временно «книготорговцем». Может, кто-то ответит, почему горномарийцы не покупают литературу на горномарийском языке? Может продавец «царламарын»? Куда исчезают эти 80 % изучающих?
    Так что, по горонмарийской литературе моете обратиться прямо ко мне, у нас в арсенале есть что предложить..
    По-моему, факт — не проценты, а факт — цифры.
    Если хотите что-то сравнивать с чем-то, то лучше дело иметь с конкурентными цифрами.

  22. Laid

    Поправка:
    выражение «вы просто спекулируете цифрами» следует читать: «вы просто спекулируете процентами». Извините,что перед отправкой не сделал вычитку.

  23. Аноним 1

    Может 80% горномари и изучают родной язык, но резальная жизнь показывает, что 80% горномари элементарно не умеют говорить на своем литературном горномарийском языке. Вы послушайте единичные комментарии горномари в новостях на видео в Интернете. Также мое личный опыт общения подтверждает, что у горномари гонора, высокомерия выше головы, в вот знания литературного горномарийсйкого языка ниже колен. Горномари на 80% говорят на русском…

  24. алга

    Дорогие марийцы! как бы вы не ругались или спорили, но пока вы не уберете вашего Маркелова, у вас ничего не изменится. Неужели не понятно, вся антимарийская политика идет от него, это уже русские и другие народы Марий Эл поняли это. ХОТЬ РАЗ В СВОЕЙ ЖИЗНИ СДЕЛАЙТЕ РЕШАЮШИЙ ШАГ И ОПРЕДЕЛИТЕ БУДУЩЕЕ ВСЕГО НАРОДА!!! Иначе вам карабкаться в болоте всю жизнь.

  25. Asess

    Странно. когда речь заходит о языке в образовательном процессе. начиная от детсада и кончая вузом. то многие переходят на личности. Наверно, как в медицине. мы все немножко доктора — даём советы как лечить болезнь. Изучения языка в образовательном процессе делится на две большие проблемы. Первое — это живое общение на родном языке вне школы. когда есть в семье бабушки. дедушки.носители разговорной речи. Но здесь возникает опасность — есть языковая среда (к примеру, карелы-людики родители. а в школе изучают язык южных карел -ливиков). Или другая оборотная сторона медали — носители языка разговаривают на локальном «местном» родном языке. А в школе преподают иной, ни чем не прикреплённый к этой местности, марийский язык. Второе — это качество самих учебников родного языка, это подготовка преподавателей марийского языка, оснащённость кабинетов, заполнение вакансий учителей марийского языка во всех школах Марий Эл, методическая работа. Вторая проблема с каждым годом обостряется, так как уменьшается количество уроков языка из-за того, что появляются или допольнительные уроки физкультуры или новые предметы, типа «основы православия». Вот почему важно. чтобы преподаватель марийского языка был Преподавателем с большой буквы. Но и вторая проблема опирается на то, что творческие и научные люди в языковой сфере что-то своё должны вносить. создавать яркие произведения на родном языке. Если объединить эти две проблемы, и преодолеем их, то на выходе мы получаем человека, который знает свой язык, знает литературную норму своего языка. Не только говорить, но и «работает» над языком. А то можно прочитать в комментах в Инете, а что читать газету «Марий Эл — это там написано на «нудном и сложном языке». Интересно посмотреть, а как изучают марийский язык не в Горномарийском или Юринском районах. а к примеру,в Йошкар_Оле? Я так понимаю., что татары в городе имеют свои классы, где изучают их родной язык. А горномарийцы могут ли организоваться и создать в столице Марий Эл класс для своих детей, где изучают их родной язык? А для тех. кто не является татарами, лугомарийцами или восточными или горномрийцами, можно ли им объединиться в свои классы, где марийский язык преподавали на более понятным для них языке, то есть так, как раньше в Союзе преподавали русский язык в национальных школах. Я задаю вопросы не для того, чтобы получить в ответ порцию комментарий. Просто на съезде марийского народа делегаты съезда должны избрать 20 человек на форум в Венгрию. Как один (сразу оговорюсь. не мариец) из представителей финно-угорских народов выразил требования к кандидату в делегаты — это должен быть представитель наций. который владеет языком, декламирует стихи, может спеть и хорошо станцевать (из-за того, что венгры решили сэкономить на культ программе). Конечно, можно пойти и по такому отбору. Просто я хочу напомнить главное,для чего собираются делегаты в Венгрию. Это поделиться и опытом (язык в образовательном процессе) и проблемами , которые, как волны, от изучения языка переходят на процесс ассимиляции. Так может быть, кто-то назовёт фамилии тех. кто сегодня в Марий Эл является новатором в этом непростом вопросе. Может быть их надо заслушать и выдвинуть на форум в Венгрию?

    • prokisergen

      Который раз товарищ поднимает вопрос о поездке на форум.Мне кажется это не самый главный вопрос.Да ,кстати , очень интересно как это изучают марийский язык в Юринском районе.Скорее всего также как и в Дубовской средней школе когда то.С другой стороны кому нибудь и бла бла надо делать.

  26. Никитин С.П.

    Показательная статья, интересные комменты. Особенно на марийской странице. Нужно перечитывать идумать. Хотя, сколько можно думать, надо дело делать! И все таки, постоянные отговорки типа: — «мы работаем на общественных началах», мол, и критикуйте нас в пределах оплаты за эту работу? Но ведь не каждому человеку дадут поистине геббельсовские возможности в сфере пропоганды, пусть даже и на общественных началах — в Радио, в журнале, где можно исказить картину об оппонентах. И это базарное выражение — «Туныктышо шуко — …», т.е. — Много советчиков, а мало впрягающихся. Это выражение употребляют те, кто не терпит чужого мнения. Как можно работать во Всемарийском Совете, где должны учитываться ВСЕ мнения? Именно поэтому инакомыслие гонимо в МНД! Вот кто является «идеологом» преследования иномыслящих! Четыре года назад это называли в Йошкар-Оле «мочаевщиной». И в Мер КаНаш, значит — «парламент не место для дитскуссий»?? Как говорила моя мать (теща): — «Паша ыштышеже шуко — то*рлышыжо шагал», — Много разнорабочих, да мало мастеров! И ничего плохого в том, что думающие люди высказывают свое мнение. И еще: — В газете «Марий Эл» в прошлом оду была рубрика — «Звезды народа мари» (не знаю, есть ли в этом году, не выписываю). Так вот, я очень рад, что Мочаев на страницах газеты назвал меня «Интернет шу*дыр» — Звезда марийского Интернета! — Мелочь, а приятно быть Звездой! Причем, звезд эстрады у нас много, а «Звезда Интернета» — я первый! Спасибо, и Вам того же желаю!

  27. Tsikma

    На днях встречался с басками Испании и понял какой у них уровень национального самосознания. Меня в Марий Эл часто приписывают к категории радикалов, так пообщаясь с молодыми басками (25-30 лет) я понял, что моя степень радикализма — около половины ихней.

    Из наших долгих бесед с басками я узнал:

    Страна Басков имеет статус Автономии в составе Испанского королевства.
    У басков свой Президент и свой Парламент.
    — школьная система построена по системе «дом-детский сад-школа- гимназия- университет».
    — книги выпускаютя массово
    — есть 3 ТВ канала и множество Радиостанций
    — налоги остаются на месте, а не постуают в Мадрид
    — в регионе низкий уровень безработицы (по Испании достигает 18 проц, а у басков ок. 10)
    — официально утвержден всеобщий праздник баского языка, который празднуется массово и на высоком уровне
    — заметна высокая степень чувства локтя и принадлежности к народу басков среди населения
    — те баски, которые по той или иной причине не смогли в детстве получить знания родного языка, возвращаются к своим корням и имеют возможность учить язык родителей на разных языковых курсах и государство поддерживает это всячески

  28. Местный

    Asess снова попал в «молоко.» Про какое изучение марийского языка можно говорить в Юринском районе, если этот район русский и нет не то что школы, но и марийского класса, хотя марийцы там в меньшин-
    стве, но проживают. А про Йошку и говорить нечего. Язык отмирает.
    Вообще, такое впечатление, что не проживающие в Республике, страшно оторваны от реального мира.

    • П. эрге

      Я согласен с вами, Местный. Наверное, жители других регионов даже представления не имеют, не могут даже представить, в каком положении марийцы находятся в РМЭ. Это какой-то русско-нацистский уголок, немыслимый в остальной части России. Если бы я не родился в РМЭ, то и я бы не поверил. Я побывал во многих уголках нашей страны, но такого неравноправного положения нерусского человека нигде нет, ни в одном национальном регионе. И интересно, что причина такого безобразия — сами марийцы(мое личное мнение). Есть только еще один народ, при встречах с представителями которого я с удивлением узнавал в них марийцев.

  29. Tsikma

    Местный, а почему в Марий Эл в Юринском районе нет марийских школ и даже классов? Икӓнӓ Цикмӓ пазарышты Йурнӹ район гӹц ылшы мары доно хытыральым. «Малын мӓлӓннӓ марла ак тымдеп?» тӹдӹ яды.

  30. Местный

    Этот вопрос пусть родители детей зададут швецовой. Насколько верна информация, на родном языке там может разговаривать только старшее поколение, а молодые подверглись ассимиляции.

Добавить комментарий для LaidОтменить ответ