Юрий Ерофеев: Надо ликвидировать Марий Мер Каҥаш. Часть 3

Всемарийский форум. Взгляд в перспективу. Часть 3

(Заключительная часть. 1 часть здесь2 часть здесь)

Избранные на съезд делегаты – посланцы сельских, районных, городских поселений мысленно уже живут ожиданием предстоящего события. Одни, неискушённые, представляют Всемарийский форум с позиций его важности, судьбоносности. Другие пытаются понять, о чём свидетельствует развернувшаяся дискуссия в Интернете, как на этот раз организаторам мероприятия удастся «разрулить» ситуацию, когда под вывеской IX Съезда марийского народа фактически проводится завершающаяся стадия отчётно-выборной кампании незарегистрированного межрегионального общественного движения «Марий мер каҥаш», причём, под полным контролем (незаконным вмешательством) Правительства Марий Эл, являющегося исполнительным органом всего лишь одного из многочисленных субъектов РФ, где живут вместе с другими народами представители древней этнической общности мари.

Правда, по моим ощущениям, это обстоятельство организаторов мало смущает. Они неукоснительно продолжают следовать той схеме, которая принесла им желаемый «успех» на VIII съезде в 2008 году. Тем не менее, некоторые совестливые члены исполкома «Всемарийского совета», обеспокоенные тупиковостью ситуации, помноженной на провальный характер его деятельности, пытаются подлатать свой маловыразительный имидж, придав ему, пусть и с опозданием, хотя бы авторитет некоей прогрессивности, созвучной нынешним настроениям в российском обществе.

Это мне известно из телефонных обращений, поступающих за последнее время в мой адрес. По сведениям из других источников, организаторы съезда активно изучают состав делегатов и наблюдателей на предмет возможных неожиданностей с их стороны во время работы форума. Недовольны они и тем, что в рядах делегированных представителей с мест, особенно из регионов, крайне мало молодёжи.

Цель своей заключительной статьи я нахожу в том, чтобы донести до здравомыслящей части делегатов и в целом до марийской общественности своё видение формата и повестки дня предстоящего общественного события, впервые официально объявленного, как свидетельствуют инструктивные документы, IX Съездом марийского народа, история которого до текущего дня по части своего наименования знала различные подходы.

Два первых (1917, 1918 гг.) именовались «съездами мари», затем III, IV, V, VI – «съездами народа мари» (1992, 1996, 200, 2002 г.г.), а VII и VIII (2004, 2008 гг.) названы «всемарийскими съездами».

Действительно, для обывателя – это, казалось бы, чистейшей воды бутафория. Но с точки зрения права здесь можно различить определённые смысловые нюансы, в том числе указывающие на сменяемость в руководстве Республикой и среди общественников-организаторов, ибо каждый из них стремился оставить свой исторический след.

Что касается происхождения «Марий мер каҥаш», то как терминологическое название оно впервые обозначилось, а затем и закрепилось за исполкомом – руководящим (рабочим) органом общественной организации «Марий калык ушем» («Марийский народный союз» — правопреемник «Марий ушемов»), образованной на IV съезде в 1996 г. Любопытно то, что тогда были приняты отдельные Уставы как для руководящего, постоянно действующего органа, так и для самого общественного образования. Затем «Марий мер каҥаш», что в переводе на русский язык означает «Всемарийский совет», как название скукожилось до «Мер каҥаш», утеряв тем самым всякий смысл по части указания своей национальной функциональности и претензий на весь марийский мир. Но продолжает употребляться практически до сих пор, в том числе и официально.

Примерно такая же участь постигла первоначально и общественную организацию «Марий калык ушем», которая в 2002 г. на внеочередном съезде переименована в межрегиональное общественное движение «Марий калык погын», от имени которого, кстати, на VIII съезде (2008 г.) выступал с докладом В.Н.Козлов («Оньыжа»).

На сегодняшний день никто толком не знает, что собой представляет «Марий мер каҥаш»: то ли это название всего общественного объединения в форме движения, то ли это лишь название исполкома – руководящего рабочего органа, действующего в перерывах между съездами? Думаю, данная неразбериха и есть одна из причин того, что Минюст Республики до сих пор не регистрировал разные модификации одной и той же структуры.

Отсутствие регистрации в качестве юридического лица развязывало руки функционерам – руководителям в ходе произвольных замен названий, Уставов и осуществления иных организационных пертурбаций. Ибо, в случае регистрации, каждое действие подобного характера требовало санкций Съездов с последующим оформлением в органах юстиции, ответственных за разрешительные процедуры.

Участники VIII съезда хорошо помнят, как вопреки предложенной повестки дня делегат Ю.П. Русанов при поддержке М.З.Васютина (зам. председателя Правительства РМЭ и профильного министра) и других лиц спешно инициировал включение вопроса «О внесении изменений и дополнений в Устав межрегионального общественного движения «Мер каҥаш» (?) При этом многие знали, для чего всё это делается. Но почему-то никто тогда не подумал, что, прежде чем вносить поправки с использованием трибуны Съезда, нужно было ранее на нём же утвердить сам Устав как таковой. А пока данный основополагающий документ имел лишь статус проекта, который действительно разрабатывался исполкомом в отчётный период. К тому же продолжал действовать никем не отменённый Устав межрегионального движения «Марий калык погын» от 26.04.2002 г.

Примечательно и другое. Так, за включение в повестку дня вопроса, предложенного Ю.П. Русановым, проголосовало 292 делегата при одном «воздержавшемся» и одном «против». А вот за внесённые поправки в Устав (фактически в ранге проекта) отдали свои голоса лишь 198 человек или 67,3% делегатского состава, что значительно меньше положенного квалифицированного большинства, обязательного при рассмотрении изменений и дополнений к основному закону жизнедеятельности общественного объединения. Не случайно данная процедура отнесена законом к исключительной компетенции общественных собраний, конференций, съездов. Поэтому можно смело утверждать, что принятые таким образом поправки, расчистившие путь для избрания Л.Н.Яковлевой лидером «Марий мер каҥаш», нелегитимны, так как не набрали необходимого квалифицированного большинства голосов «за».

Все эти юридические, организационные завалы, накопившиеся за 16 лет, необходимо срочно устранять, причём, с санкции съезда самого движения «Марий мер каҥаш», если оно будет продолжать оставаться в незарегистрированном виде. Если же оно будет зарегистрировано, то все предыдущие названия, Уставы и т.д. будут автоматически аннулированы и станут предметом лишь для изучения в качестве исторических фактов, свидетельствующих о болезнях общественного развития.

Хотя и здесь резонно будет спросить: «А причём здесь Съезд марийского народа? И почему «Марий мер каҥаш» не проводит согласно своему Уставу собственного съезда как высшего органа межрегионального движения, а использует формат всемарийского форума, на который с таким же правом могут претендовать и межрегиональная организация «Марий ушем», и межрегиональное движение «Марийский национальный конгресс»?

В настоящее время мы имеем дело с тремя основными игроками, претендующими на межрегиональный охват марийского населения в лице его граждан, достигших 18-летнего возраста. Из них – «Марий ушем», старейшая организация и единственная, имеющая гос.регистрацию. Далее – движение «Марийский национальный конгресс», созданное в противовес «Марий калык погын», чтобы нейтрализовать деятельность своего оппонента, фактически по его Уставу, переписанному почти слово в слово и являющееся клоном.

Но на главную роль на общественной площадке, именуемой марийским национальным движением, безусловно, претендует «Марий мер каҥаш», став рупором и проводником официальной идеологии республиканской власти в сфере национальной политики. Именно данной структуре чиновниками и было доверено право «приватизировать» институт «Съезда марийского народа». В результате, выражаясь медицинским языком, мы получили феномен «сиамских близнецов», когда одно тело срослось с другим, когда они мешают жить и развиваться не только друг другу, но и иным «квартирантам» в рамках единого гражданского социума. Поэтому в порядке профилактики мы должны разрубить так называемый «гордиев узел», приняв быстрое и смелое решение по запутанному вопросу. Суть операции заключается в том, чтобы каждый из общественных фигурантов жил своей самостоятельной жизнью и не претендовал на права другого.

Таким образом, предстоящий IX съезд марийского народа я предлагаю, во-первых, использовать в качестве площадки для проведения учредительного съезда межрегиональной ассоциации (союза) марийских национальных общественных объединений, о чём я писал подробно в предыдущей части своей статьи, с перспективой её преобразования в международную ассоциацию при наличии её структуры в форме организации, отделения, филиала или представительства хотя бы в одном из зарубежных государств. Кстати, такие объединения уже имеют место быть в Эстонии, Украине, Белоруссии.

А во-вторых, модернизировать существующий Съезд марийского народа в соответствии с действующим федеральным законодательством в формате Всемарийского гражданского форума, сделав его либо самостоятельным субъектом права, либо консультативно-совещательным органом при одной из структур федеральной власти или же при Правительстве РМЭ, хотя последнее будет ограничивать масштаб его деятельности рамками лишь одного субъекта РФ.

Что касается «Марий мер каҥаш», то данному движению регламентом съезда необходимо выделить время (день или полдня), чтобы оно смогло самостоятельно провести свой съезд, как завершающую стадию, положенную Уставом отчётно-выборной кампании, заслушать доклады исполкома, ревизионной комиссии и избрать новые руководящие и контрольные органы. Судьба данного движения находится в руках его участников. В случае гос. регистрации и обретения статуса юридического лица, оно может влиться в ряды ассоциации и приносить людям пользу. И в этой связи свои слова о том, что его нужно ликвидировать, я беру обратно.

А вот процедуру избрания делегатов на очередной VI Всемирный конгресс финно-угорских народов, запланированный на октябрь 2012 г., ради чего, в принципе, и были перенесены форумы мари, коми, удмуртов, мордвы на весну, следует провести в рамках повестки дня непосредственно IX Съезда марийского народа.

И с этой поры надо кончать порочную практику делегирования на главный международный конгресс под диктатом одной, не имеющей юридического статуса структуры, коей является «Марий мер каҥаш». Кроме того, необходимо в целом расширить участие в этом и других общественных объединений, одновременно сократив до минимума роль чиновников – делегатов и наблюдателей (надзирателей), поскольку Конгресс – это не чиновничья тусовка, а гражданский форум неправительственных организаций (!) Терпеть вмешательство властей в это дело дальше нельзя! В перспективе избранием делегатов на Конгресс родственных народов должна будет заниматься ассоциация (союз) юридических лиц – марийских общественных объединений. Как говориться, пора наводить порядок.

Возвращаясь к повестке дня IX Съезда марийского народа, важно понять, что нельзя тратить время на бездарное времяпрепровождение ещё четыре года. Что необходимо уже сейчас, не откладывая на потом, начать модернизацию марийского национального движения по формуле сложения общественных сил в виде ассоциации и образования возможного всемарийского гражданского форума для решения общенациональных задач. Мои идеи и предложения – это не более чем концепт, который можно взять за основу и выйти в процессе обсуждения на оптимальные варианты их реализации.

В случае их отклонения делегатами, организаторами, общественностью всё равно необходимо уйти от совмещения работы IX съезда марийского народа с уставными интересами «Марий мер каҥаш», поскольку делегаты, по крайней мере их определённая часть, не считают себя участниками (сторонниками) данного движения. Поэтому необходимо будет предусмотреть организацию 1-2 докладов на самые актуальные темы, затрагивающие интересы марийского населения, проживающего как в Марий Эл. так и в иных российских регионах. А затем в порядке обсуждения заслушать выступления делегатов с мест, которые дополнили бы докладчиков оценкой обстановки в конкретных ареалах расселения мари, а также высказали просьбы и предложения, требующие определённой помощи, в том числе и от властей разного уровня. На съезде, возможно, будут присутствовать депутаты Госдумы, которые впоследствии могли бы организовать депутатские запросы по тому или иному вопросу в различные ведомства и т.д.

При этом крайне важно не «утонуть» в заслушивании приветствий, поступающих в адрес съезда. Гораздо будет лучше, если он обретёт характер делового, заинтересованного, продуктивного разговора о наболевшем. И в данной связи я обращаюсь, прежде всего, к делегатам IX Съезда марийского народа с призывом поддержать объединительные идеи с целью сложения разрозненных сил в единое ядро марийских национальных организаций. Ибо бег времени, всё более сжимаясь, всё меньше оставляет нам шансов на самосохранение.

Одновременно с таким же призывом я обращаюсь к деятелям науки, культуры, искусства, литературы, образования, которые много сил отдали развитию Марийской республики, а также становлению марийского общественного движения в новейшей истории.

Наступило время выйти из тени и занять авангардные позиции лидерам и активистам региональных организаций. Пора распрощаться с незавидной ролью статистов и смело, решительно заявить о себе, о своей ответственности за судьбу соплеменников. И, если будет необходимо, то даже поправить тех, кто не хочет считаться с мнением «регионалов».

Безусловно, я надеюсь на понимание моей позиции и взглядов со стороны читателей Интернет-сайтов. Ваша поддержка нужна не мне, а делегатам, участникам Всемарийского съезда, который мог бы, наконец, стать поворотным моментом в осознании текущих и перспективных целей и задач, а также началом созидательной работы в интересах марийского народа – составной части общероссийской нации.

Лично я от общения с вами получил колоссальное удовлетворение, позволившие мне ещё глубже погрузиться в теорию и практику современного национально-культурного и общественного строительства. Могу со всей ответственностью сказать: «То, что мы сегодня обсуждаем, многим не снилось и во сне». И если мы правильно поймём ситуацию, то на выходе нас будут ожидать положительные результаты.

«До новых встреч в Интернете, которые, возможно, состоятся уже только осенью! С конца апреля я с головой окунаюсь в дачный мир – мир общения с природой, давшей нам жизнь».

Чеверын – Цеверын!

P.S. С учетом начавшейся дискуссии, касающейся статуса (формата) предстоящего съезда, пришел к выводу о том, что по образцу Регламента Всемирного финно-угорского Конгресса необходимо на нем принять Положение (своего рода Устав), рассмотрев его в числе вопросов повестки дня, в которой изложить следующие разделы:

1. Общее Положение, подчеркнув статус независимости данного института гражданского общества;
2. Цели съезда (форума);
3. Порядок формирования его участников, допуская демократический принцип самовыдвижения;
4. Порядок работы съезда (форума);
5. Руководящие рабочие органы (Консультативный комитет, редакционная комиссия и др.);
6. Принятие документов от имени съезда (форума).

Это окончательно разрешит спор и отведет формат съезда (форума) от претензий МОД «Марий Мер Кангаш» на лидерство. Съезд можно назвать либо Съездом граждан мари, основываясь на традициях I съезда, либо Всемарийским гражданским форумом.

При этом Консультативный комитет создается из числа делегатов – представителей регионов и общественных объединений с учетом периода ротации. Процедура избрания руководителей КК осуществляется в рамках данной структуры.

Юрий Ерофеев

12 комментариев

Filed under Статьи

12 responses to “Юрий Ерофеев: Надо ликвидировать Марий Мер Каҥаш. Часть 3

  1. sam.

    «Ибо бег времени, всё более сжимаясь, всё меньше оставляет нам шансов на самосохранение.»-лучше и не скажешь. Пора действовать. И поэтому в рамках запланированного и забюрокраченного мероприятия ни чего не добьешься. Не нужно строить иллюзий. Самый лучший шаг- бойкот этого мероприятия и подготовка нового. И почему бы Вам вместо дачи не заняться этим и приехать в Республику?

  2. Урал мари

    17.03.2012 «Марий Эл» газетыште Свердловск областьыште конференций нерген лудым да Мочаевын Никитинын
    игылтмыже сырыктарыш. Мочаев Никитиным мыскылен Интернет-«шӱдыр» ман сера. Кӧ Мочаевлан Интернетыште Никитлан вашешташ мешаен? Никитинын, Ерофеевын да моло мочаев-тӱшкалан келшыдыме еҥ-влаклан марий газетлаште, ТВ да Радиошто мутшымат огыт пу. Садлан лач никитин-ерофеев-шамычлан Интернетыштак веле шке шонымым возаш кодеш. Могай оҥай еҥ Мочаев, минкульт окса дене Мер каҥаш еҥ семын делегат-влакым сайлымашыш коштеш да шкенжым ик эн кугу марий чолгаеҥлан (активистлан) шотла. Тудо — пытартыш чын (истина в последней инстакции), чылалан акым пуа. Пермь кундемыште Эҥермучаш школым петырат, школым аралыше-влакым ФСБ лӱдыктен пытарен — Мочаев шып шинча. Свердловск да моло марий кундемлаш кугу ушан марий кугыжала коштеш. Оксажым тылат огыт тӱлӧ гын марий калыкшым кунамак ужален колтенат ыле Мочаев… Тылат вет марий калыкше нигунам кӱлын огыл, лач марий калык лӱм дене оксаже гына. Кӧ тыйым ок пале…

  3. Никитин С.П.

    Спасибо, Юрий Иванович, за Ваше желание «вытянуть» мари калык, в цивилизованный мир. Вы правы в том, что праправительственные «организации» не могут претендовать на роль выразителей интересов народа. Они «приватизировали» СМИ, но не «приватизировали» мнение народа. Не впервые и в «Марий сандалык». и в «Марий Эл» выплескивается злоба против меня. Отвечу словами В.Колумба: — …Изи пием, колой,
    Опталте, тый, опталте.
    Уке гын, — ой — ой — ой! —
    Озат огеш мокталте.
    уке гын, огеш перне
    Тылатше уто катыш…

  4. Местный

    Да про иуду мочая весь народ знает и все равно в регио —
    нах строят какие — то «воздушные замки».
    Ю. Ерофеев очень грамотную, содержательную статью написал. К сожалению, на практике повторится 2008 год.
    Прав Sam!! /Самый лучший шаг- бойкот этого мероприятия и подготовка нового. И почему бы Вам вместо дачи не заняться этим и приехать в Республику?/
    Ю. Ерофеев свой шаг к бойкоту написал — будет на даче, но ни словом не обмолвился об альтернативном съезде в той же Москве. О каких выборах делегатов на Всемирный Конгресс в октябре он мечтает на съезде? Поедут с этого сборища старые проверенные маркеловские кадры.
    Вообще- то интересная позиция Московского землячества:
    других призывают, сами в стороне.

  5. Аноним

    так кто теперь поднимет упавший флаг Борьбы??? Он писал, что возможно съезд можно провести в Москве. А в данный момент ушел в сторону. Видимо оказали на него давление. Кто из политиков в РМЭ может себя противопоставить себя маркелу.??? Или из другого региона???

  6. Аноним

    ОЗАНГ 27.03.2012 мый тыге шонем-мемнан шкенан президентна лиеш ыле гын,тудо марий-влаклан чын корным ончыкта ыле.А кызыт тиде варяг дене мо шотым муат,калык шке семынже ила,тудо шке нергенже гына шона. Марий калыкынат шкенжын всемирный конгрессше лийшаш/марий-влак Российыште веле огыл вес эллаштат илат/.Тиде конгрессын вуйверже лийшаш, ОЗАНГыште гын конресслан кок этажан чапле полатым ойыреныт,тушто шинчышаш улыт конгресс вуйлатыше-влак, а кызыт мемнан МЕР КАНГАШ манметын куштырак верже вара? Всемирный марий конгрессын шкенжын счетшо лийшаш, Марий правительство тудлан кажне ийын бюджетыште красной строкой оксам ойырышаш, да эше чыла бизнесмен-влак тудын счетышкыжо полышым ойырен шогышаш улыт, мутат уке марий-бизнесмен-влак , если нуно улыт гын тыгайже.Конгресс вуйлатыше-влак пашадарым налын шогышаш улыт, вет тидыже пеш серьезный паша кукшытышто кайышаш. Эше конгресс вуйлатышылан 4-5 кандидатурым лукман, чтоб ойырен налаш лийже.Тыгай вуйлатышылан ушан-шотан , Европа кукшытышто шонен моштышо айдеме лийшаш, авторитетный айдеме лийшаш.Тыгай конгрессын офиссыштыже калыкын пагалыме ,деловой енгышт-влак ыштышаш улыт. Мутлан, тыгай конгрессын погынышкыжо ужаш кулеш вес элласе ф/у представитель-влакым, марий калыкын ушан-шотан ,чылалан палыме личность-влакым. Конгрессын лийшаш шкенжын теле-,радио каналже, газетше, чтобы тудын пашажым чыла марий калык пален шогыжо. Кзытсе съезд манмет, але нунын вуйлатышыштым налаш гын, чылажат пародий семын веле коеш,нимогай нунын лектышышт ок лий,моланже раш коеш,нунын дене пырля шурангыштыл коштшо правительсте вуйлатыше-влакше галочка семын гына эртарен колташ шонат. Садлан марий-влаклан кызытак шоныман ончыкыжым Марий Элнан вуйлатышыже верч, если тудо мемнан калык уыч адакат ок лий гын, умбакыже нимом ойлаш

  7. Эрвий

    Ик могырчын, чын ойледа — Марий республикым вуйлатыше мемнан калык гыч лекше еҥ лийшаш. Марий съездынат кызытсе проблемже шукыжо тушеч лектеш — верысе кучем марий калыкым ала-могай тушманыш ужеш. Но тиде кӱлеш пашан ик виктышыже.
    Вес могырчын — ме шке мушкындо гае погынышаш улына. Виян гражданский обществодегече — моло корно уке. Калык коклаште кушташ — кӱкшо самосознаниян, тӱрыс шонышан, раш ужшо-влакым, — тунам мыланна нимогай кучем, нимогай вуйлатыше ок мешае. Шке шот дене, шке акыл дене илаш, кучемлан сукен шинчыдегече, шкенан праванам пален, шкенаным пеҥгыдын йодаш, мыланна кӱлеш пашам намияш.

  8. Аноним

    ОЗАНГ 27.03.2012. Эрвий, те мыйым вигак умылышда.Мый тыгай айдеме-влакым пагалем.Мый коранен ончем,кузе мудрый пашам нангая Всемирный конгресс татар.Мыланна нунын деч тунемаш кулеш.Кызытсе жапыште марий калыкын ушан-шотан айдемышт-влак шукын улыт,нуным кулеш персонально йодаш ушнаш марий калыкын ончыкылыкше верч кучедалме пашашке, но нуно кызытсе дешевый политик-влак дене кутырымышт огеш шу,молан манаш гын тыгай аныра-влак моло калык ончылно марий калыкын лумнержым волтат шкеныштын анышыр кругозорышт дене.Мый адак тудымак каласынем,кызытсе жаплан Европа кукшыт гыч ончаш гын, Марий ушемет,Мер канашет лумжым ончымаштак кызытсе ХХ1 курымсо жаплан уже илышлан келшен огыт тол. Садлан ончыкыжым мый марий калыкын вуй вержым» Всемирный конгресс мари» кукшытышто ужам.Тиде конгресссым вуйлаташ ушаныман кугу ушан политик-влаклан,тунам авторитет куза марий калыкынат.Тунам нимогай ия сенен ок керт, кунам тыгай вуйлатышын воктенже лийыт гын тыгаяк ушан иктаж коло наре виян марий-влак. Да тудын воктен 4-5 охранникше-влак лийшаш улыт, ато тушман-влак кузе В.Л.Николаевым, марий калыкын ОНЬЫЖАЖЫМ ! Кок гана кызытсе царьын куштымыж почеш кырышт, волгыдо кечынак Йошкар-Олаште Морко марий -влакым! И нигомат титаканым алят муын огытыл !. Неужели вара» МАРИЙ -ВЛАК, ончыкыжымат тыге кыралт илаш туналыда.Палыза, лу:дшо еным эше чотырак кырат, а виян калык деч лудыт!

  9. Черемис

    А молан тыйже лӱдын шинчет? Титаканже Маркел лиеш? Тудын кӱштымыж почеш кыреныт — Маркел титакан! Тиде тушманым лӱйен колташ кӱлеш, чыла осал тушманым лӱйкалаш кӱлеш.Тиде съездыш чыла марий-влак пчалым налын толза! Чыла пинерешкым, чыла тушманым лӱйкалаш!

  10. Поро

    Всё выше изложенное необходимо подготовить в лаконичной форме в виде памятки и раздать среди делегатов съезда, а правильнее выслать на адреса делегатов, чтобы они могли ознакомиться до прибытия на съезд. Думаю затраты на изготовление материалов потребуются не большие. Возможно следует данное предложение подготовить от имени группы делегатов, а не одной личности. Пожалуй так

  11. Не активист

    «Два первых (1917, 1918 гг.) именовались «съездами мари»…»
    ————————————————————-
    Господин Ерофеев, почему только два. Было три съезда мари:
    1. В июле 1917 года в Бирске — I Всероссийский съезд мари;
    2. С 25.02 — 9.03. 1918 г — областной съезд мари в Казани, как пишут, который имел большое значение для мари;
    3. С 7-14 июня 1918 г. — II Всероссийский съезд мари в Казани.
    Два из них, кажется, носили буржуазный характер, а один из этих съездов — большевицкий.
    Обратите внимание, что истинно народные, крестьянские съезды проходили в июне-июле, а чиновничье-бюрократические — в марте, апреле. И сейчас чиновники планируют в апреле.
    Исходя из вышесказанного напрашивается предложение о необходимости проведения III Всероссийского съезда мари. И этот съезд необходимо приурочить к 95-летию I Всероссийского съезда мари.
    С 15 по25 июля 1917 г. в Бирске состоялся I Всероссийский съезд мари. На нем присутствовало 130 человек из Уфимской губернии, 27 – Вятской, 19 – Казанской губерний. С 25 февраля по 9 марта 1918 г. в Казани состоялся областной съезд мари. На нем участвовало 98 человек. Они собрались из Казанской, Вятской и Уфимской губерний. Большинство составляли солдаты, служившие в Казани, представители революционно настроенной интеллигенции края, трудящиеся крестьяне. Присутствие буржуазно-националистических элементов не отразилось на его общей направленности. 6 января 1918 г. состоялось учредительное собрание организации «Центральный союз мари». 14 января 1918 года был образован исполнительный комитет Центрального союза мари. 19 апреля 1918 года на собрании членов Центрального союза мари было принято решение о созыве в Казани II Всероссийского съезда мари. II Всероссийский съезд работал в Казани 7-14 июня. На съезде завершилось оформление Центрального союза мари как буржуазно-националистической организации, противостоящей Советской власти.
    На I Всероссийском съезде в Бирске были принято решение добиваться:
    — демократической республики с самым широким местным самоуправлением;
    — создания в местностях, населенными марийцами, национальных земских управ (волостных, а при возможности уездных и даже губернских;
    — изменения административно-территориального деления с учетом национального состава населения;
    — включения марийцев в состав работников местных самоуправлений;
    — введения в употребления марийского языка в органах местных самоуправлений;
    — предоставления всем гражданам право на пользование землей;
    — отмены частной собственности на землю;
    Кроме того было принято решение о создании во всех местах, где живут мари, национальные организации с целью проведения культурно-просветительной работы, а для руководства ими организовать в Казани центральный орган (бюро), об издании марийской газеты « Ужара»
    Съезд высказался за создание единой марийской духовной организации.
    На съезде было подчеркнуто, что настоящими друзьями, с которыми можно объединиться, делить горе и радость, могут лишь братья по крови.
    Было принято решение о необходимости проведения большой работы в области развития просвещения, культуры, печати, здравоохранения.
    Вопросы, поднятые на I Всероссийском съезде актуальны и сейчас, а Вы, господин Ерофеев, вместо того, чтобы ставить вопрос о выполнении решений I Всероссийского марийского съезда, все стараетесь заботиться о корпоративных интересах всяких «близнецов» и «клонов».
    Необходимо общественной организации «Мари Ушем» (Союз Мари) повторить «подвиг» Центрального Сюза Мари от 1918 г. — принять решение о проведение III Всероссийского съезда мари. Это съезд должен состояться где угодно, но только не в Москве по причине исторически сложившимися обстоятельствам. Предлагаю Бирск.
    Кроме того, с целью проведения культурно-просветительной работы среди марийцев, общественной организации «Мари Ушем» (Сюз Мари) необходимо создать свой официальный сайт.

    Немного об установлении Советской власти в Марийском крае, которая сыграла большую роль в формировании и работе марийских общественных организаций.
    После III Всероссийского съезда Советов в конце 1917 – начале 1918 гг. в Марийском крае стала распространяться Советская власть.
    30 января – 1 февраля 1918 г. состоялось VII общее собрание Царевококшайского Совета. Оно наметило меры по укреплению Советской власти. Было решено создать в уезде на добровольных началах революционный гарнизон, а в волостях –советскую милицию.
    С большими трудностями большевики устанавливали Советскую власть в Козьмодемьянске. Здесь имелось больше и лучше организованных, нежели в Цареквококшайском уезде, промышленников и торговцев, были ячейки кадетов, меньшевиков и эсеров. С целью защиты города от большевиков, местная буржазия организовала комитет безопасности и самообороны, вооруженной опорой которого стал отряд черной сотни.
    11-12 марта 1918 г. в Козьмодемьяновске состоялся уездный съезд Советов крестьянских депутатов. На нем присутствовало около 170 человек.
    На выборах исполнительного комитета из 18-ти мест 14 получили эсеры.
    12 – 16 марта 1918 г. состоялся VIII Царевококшайский уездный съезд Советов (до этого созывались общие собрания). На нем присутствовало 150 делегатов, представитель Казанского комитета РСДРП(б).
    Съезд утвердил положение о народной милиции уезда и обязал исполком провести некоторую ее реорганизацию, решил организовать земельные и продовольственные управы и комитеты в отделы народного хозяйства при Советах.
    Наряду с свержением комиссара Временного правительства, роспуском комитета общественной безопасности 2 марта была упразднена Царевококшайская дума, 14 марта ликвидировано управление воинского начальника.

  12. Поро

    Осталось определиться где изыскать необходимые финансы для организации проведения Съезда народа мари приуроченного к 95-летию Всероссийского съезда мари. Правительство РМЭ не станет помогать, скорее всячески будет мешать. Думаю власти Башкирии тоже не горят желанием профинансировать данное мероприятие. Вместо того, чтобы толкать «Мари Ушем» на подвиг принять решение о проведении III Всероссийского съезда мари необходимо подсказать источник финансирования данного форума. На ум приходит пока единственное. Обратиться с письмом к Прохорову М.Д. с предложением профинансировать проведение съезда народа мари в одном из городов РФ. Для финансирования такого рода мероприятий у него существует фонд культурных инициатив его же имени. Думаю сейчас он будет готов обсуждать данное предложение. Только это необходимо делать быстрее, не откладывая в долгий ящик.

Добавить комментарий